- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Гиперактивность у детей старшего дошкольного возраста
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | D000354 |
Тема: | Гиперактивность у детей старшего дошкольного возраста |
Содержание
Содержание Введение…………………………………………………………………… 4 Глава 1 Теоретические аспекты исследования воспитания и обучения гиперактивных детей дошкольного возраста……………………………9 1.1. Психолого – педагогический анализ воспитания и обучения гиперактивных детей дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных исследователей…………………9 1.2. Характристика развития гиперактивности у детей дошкольного возраста…………………………………………….19 1.3. Психолого – педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) ……………………………………………29 Глава 2 Экспериментальное изучение проявления гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста………………………………37 2.1. Практическая программа психологического обследования детей 5 – 6 лет с СДВГ……………………………………………………37 2.2. Программа корекционно – педагогической работы по поддержке гиперактивных детей старшего дошкольного возраста…..44 2.3. Методы и приемы психологической коррекции и развивающей работы с гиперактивными детьми………………………48 2.4. Критерии и показатели эффективности реализации Программы корреционно – педагогической работы по поддержке гиперактивных детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………53 Заключение………………………………………………………………57 Список литературы………………………………………………………59 Приложения………………………………………………………………66 Введение Актуальность выпускной квалификационной работы. В условиях модернизации российской системы дошкольного образования обществом предъявляются повышенные требования к качеству организации педагогического процесса в дошкольном учреждении. Используемый сегодня в работе с детьми гуманистический подход требует от специалистов создания оптимальных условий для раскрытия творческого потенциала личности каждого ребенка, для обеспечения его нормального физического и психического развития. Однако, опыт работы педагогов показывает, что не всегда удается реализовать эту задачу. Среди проблем, с которыми часто приходится сталкиваться педагогам, вступает проблема установления взаимоотношений и организации образовательно – воспитательного процесса с детьми, чья безудержная подвижность выходит за рамки просто активного ребенка. Такие дети осложняют жизнь не только себе, но и окружающим. Среди сверстников они не пользуются большой популярностью, в связи с невозможностью подчиняться определенным правилам. Вот почему проблема организации обучения и воспитания детей данной категории на сегодняшний день безусловно является актуальной. Современная психолого – педагогическая практика использует для обозначения таких детей термин «гиперактивный ребенок» (в медицине он звучит как «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью - СДВГ»). По данным Зваденко Н. Н. в России количество гиперактивных детей неуклонно растет из года в год. По данным исследований, гиперактивность наблюдается у 20% детей дошкольного возраста [26, с.55]. При неправильном воспитании, отсутствии своевременной психолого – педагогической помощи к моменту поступлению в школу у таких детей наблюдается неуспеваемость, дезадаптация, патологические наклонности. Поэтому проблема воспитания и обучения гиперактивных детей волнует педагогов, психологов, психиатров. Задача педагогов состоит в том, чтобы создавать условия для успешности каждого ребенка путем коррекционной работы в процессе психолого-педагогического сопровождения гиперактивного ребенка Главными задачами сопровождения являются выведение ребенка на качественно иной уровень жизнедеятельности, адаптация в современном социуме, подготовка к школе, сохранение самоценности детства. Степень научной разработанности проблемы. В зарубежной научной литературе проблема синдрома дефицита внимания с гиперактивностью в старшем дошкольном возрасте хорошо разработана. В разное время исследованием особенностей воспитания и обучения дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью занимались: Р. Баркли, Л. Гузман, Гилфорд, C. Олсон, Л. И. Раппорт, Г. Стилл, Торен, М. Фишер. В трудах указанных авторов описаны характер нарушения, причины, методы коррекции. Вопросы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью в основном изучены в трудах отечественных педиаторов, неврологов, детских психиаторов: Н. Н. Заваденко, Ю. Д. Кропотов, Т. А. Лазебник, Л. С. Чутко и др. Наблюдается недостаток отечественной психолого – педагогической литературы в которой рассматривается исследуемый вопрос. СДВГ с психологических позиций изучен в трудах: И. П. Брязгунова, О. М. Голштейн, Е. Б. Касатиковой, В. Р. Кучма, А. Г. Платонова, О. М. Разумникова и др. Обращает на себя внимание тот факт, что синдрому дефицита внимания с гиперактивностью в научной литературе уделяется основное внимание только при поступлении ребенка в школу, когда налицо школьная дезадаптация и неуспеваемость (Н. А. Рычкова, Т. Ю. Успенская). Таким образом, мало исследованным остается вопрос разработки содержания и организации психолого – педагогической помощи гиперактивным детям в дошкольных общеобразовательных учреждениях (ДОУ). В связи с этим можно утверждать, что выявлены следующие несоответствия между: - общественной потребностью в достижении детьми с СДВГ уровня психо - физического развития, приближенного к норме, и недостаточной научно-методической разработанностью содержания и организации психолого - педагогической помощи в ДОУ; – практической востребованностью психолого – педагогической помощи дошкольникам с СДВГ и ее недостаточной теоретической и содержательной разработанностью; – имеющимися коррекционными и компенсаторными возможностями психолого – педагогического подхода в обучении и воспитании детей с СДВГ и отсутствием соответствующих технологий. Данные несоответствия и определили проблему исследования как поиск, выявление и обоснование эффективных форм психолого – педагогической помощи в воспитании и обучении детей 5–6 лет с СДВГ. Цель выпускной квалификационной работы – изучить особенности психолого – педагогического подхода к обучению и воспитанию гиперактивных детей. Данная цель обусловила постановку и решение следующих задач: - проведение психолого – педагогический анализа проблемы воспитания и обучения гиперактивных детей дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных исследователей; - на основе характеристики детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания (СДВГ) с гиперактивностью в психолого – педагогическом аспекте выявление психолого-педагогических закономерностей и особенностей развития гиперактивности у детей дошкольного возраста; - разработка программы коррекционно – педагогической работы по поддержке гиперактивных детей старшего дошкольного возраста; - определение критериев и показателей эффективности реализации Программы коррекционно – педагогической работы с учетом психолого-педагогических особенностей гиперактивных детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования - гиперактивность детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – особенности психолого – педагогического подхода к обучению и воспитанию гиперактивных детей. На основании анализа психолого-педагогической литературы и обобщения педагогического опыта сформулирована гипотеза исследования: – предполагается наличие зависимости между особенностями психофизических характеристик детей с СДВГ и характером нарушений; – для регуляции двигательной активности и улучшения психического состояния, детей с СДВГ предполагается необходимость специального подбора общепедагогических, специфических и коррекционных принципов, методов, средств и форм организации психолого – педагогической помощи; – преодоление СДВГ у детей 5 – 6 лет будет эффективным при следующих условиях: создание положительной мотивации у дошкольников, организации специальных игр и упражнений, изменения климата в семье. В выпускной квалификационной работе применялись следующие методы: - теоретические: анализ литературных источников, изучение психолого-педагогической и медицинской документации.; - эмпирические: наблюдение, беседы и анкетирование родителей и воспитателей, тестирование, диагностические задания, констатирующий, формирующий и контрольный этапы исследования; - обрабатывающие методы – количественный и математико-статистический анализ полученных данных. Научная новизна. Создана методология комплексной программы коррекционно – педагогической работы по поддержке детей старшего дошкольного возраста с СДВГ. В исследовании эмпирически показана динамика характерных личностных изменений детей старшего дошкольного возраста с СДВГ, в результате применения программы. Практическая значимость. Материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы при изучении дефектологии, дошкольной педагогики и психологии, социальной работы, в работе детских дошкольных учреждений, центров медико-психолого-педагогической реабилитации, для психологического просвещения родителей старших дошкольников с СДВГ. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Глава 1 Теоретические аспекты исследования воспитания и обучения гиперактивных детей дошкольного возраста 1.1. Психолого – педагогический анализ воспитания и обучения гиперактивных детей дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных исследователей Проблемы гиперактивного поведения в дошкольном детстве были выделены и описаны достаточно давно, хотя серьезные научные исследования в этой области начаты только более четверти века назад. Первоначально, данная проблема изучалась исключительно с клинической точке зрения. Впервые нарушения поведения, которые сегодня получили название «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» описаны в 1845 году немецким психиатором из Франкфурта Г. Хофманом. В иллюстративной книге о детях «История неугомонного Филиппа» точно описывался маленький мальчик с гиперактивным поведением, прототипом которого послужил собственный сын доктора. «Филип несносный, не слушает взрослых. Он ерзает, кривляется, и даже – как вам нравится - на стуле он качается, как на коне игрушечном» [57, с. 20]. Предметом пристального изучения врачей данное заболевание стало с начала XX века. Немецкий врач – психиатр Ф. Штольц в книге «Недостатки в характере ребенка. Руководство для воспитания в семье и школе», рассмотрев проблему наследственности, общие задачи воспитания и признаки душевного здоровья ребенка, предлагает классификацию детских недостатков и типологию характеров детей в нескольких областях: в области «чувствований и восприятий», в области представлений, в области воли и поступков. В общей сложности описан тридцать один тип ребенка, среди которых встречается «беспокойный» или «ртутный» ребенок. «Руки и ноги находятся в беспрестанном непроизвольном движении, но данные движения эти дети выполняют нетвердо и неуверенно, они излишне «мечутся» во все стороны и своей неуклюжестью осложняют дело»[64, с. 130]. По мнению Ф. Штольца, болтливость таких детей, следствие перенесения мускульного беспокойства на область речи. В 1902 году известный английский педиатр Ф. Стилл опубликовал в медицинском журнале «Ланкет» серию из своих лекций для Королевского Медицинского Колледжа в Англии, в которых описывались 40 детей со значительными поведенческими проблемами, в том числе чрезмерной подвижностью и склонностью к разрушительному поведению. Ф. Стилл полагал, что у таких детей отмечается снижение «волевого торможения» из-за недостаточного «морального контроля»[71, с. 47]. Он предположил, что такое поведение «являлось результатом наследственной патологии или родовых травм»[71, с. 48]. Кроме этого, Ф. Стилл первым отметил преобладание данного заболевания среди мальчиков. Как указывает О. И. Политика, сообщения о большом числе детей, ведущих себя странно, стали появляться после эпидемии энцефалита Экономо (инфекционного заболевания, поражающего головной мозг) в 1918 году, что, вероятно, заставило более пристально изучить связь поведения ребенка в среде с функциями его мозга. Так в 1926 году Бонд Е. Д. и Партридж Дж. Е., в качестве причин гиперактивности у детей назвали повреждения головного мозга [44, с. 40]. Впервые целенаправленное изучение гиперактивных детей было начато в 30-е годы за рубежом. В 1947 г. A. Штраусс выдвинул концепцию минимального повреждения мозга, согласно которой гиперактивность у детей напоминает последствия черепно- мозговой травмы у взрослых [72, с. 70]. С. Д. Клеменс в 1966 году предложил следующее определение минимальной мозговой дисфункции: данный термин должен применяться к детям со средним уровнем интеллекта, с нарушениями в обучении и/или в поведении, которые сочетаются с патологией центральной нервной системы[69, с. 58]. В 1971 году Р. Вендер ввел в научный оборот термин «минимальная мозговая дисфункция». К этой категории он отнес детей с проблемами в обучении или поведении, расстройствами внимания, имеющих нормальный уровень интеллекта и легкие неврологические нарушения, которые не обнаруживаются при стандартном неврологическом исследовании, или с признаком незрелости и замедленного созревания тех или иных психических функций [68, с. 135]. Подобные научные изыскания в 70 – х гг. ХХ века проводились в Чехословакии. Группа врачей, педагогов и психологов во главе с З. Тржесоглавой организовало длительные наблюдения за детьми с двигательной расторможённостью. З. Тржесоглава в течение 12 лет наблюдала за 324 больными детьми дошкольного и подросткового возраста (от 3 до 19 лет) с целью изучения различных аспектов этого заболевания. В ходе наблюдения были выяснены факторы риска заболевания в раннем детстве, определены неврологические и поведенческие нарушения. Психологи проводили обследование детей с использованием 15 диагностических методик. 3. Тржесоглава пришла к выводу, что «причиной заболевания являются осложнения в течение всего перинатального периода (период до, во время и после родов). Одним из ярких доказательств этого было то, что у 16 из 40 детей, появившихся на свет в результате оперативных родов, был поставлен диагноз «лёгкая дисфункция мозга»[48, с. 55]. По мнению 3. Тржесоглавы, на возникновение этого заболевания влияют генетические факторы. При обследовании детей было установлено снижение коэффициента интеллекта на 10% от уровня нормы уже в 7-летнем возрасте. Причиной этого, как считает автор, являются нарушения внимания, визуально-двигательной координации и восприятия, которые в этом возрасте могут отразиться на способностях ребёнка. В ряде случаев выявлялись нарушения речи и поражение зрения. Психоневрологические отклонения отмечались в виде повышенной тревожности, невротических привычек, главным образом, навязчивых движений, которые усиливались вплоть до юношеского возраста. Психологические тесты показали, что способности этих детей хотя с возрастом и развиваются, но всё же не достигают нормального уровня и полностью ребёнком не используются[54, с. 70]. Интересно, что симптомы изменялись с развитием ребёнка. Если в раннем возрасте на передний план выступала недостаточная зрелость как двигательных, так и психических функций, то с возрастом увеличивались признаки, вытекавшие из нарушений познания, общения с окружающей средой. Из этого было сделано заключение, что гиперподвижным детям следует уделять особое внимание с самого начала обучения, используя специальные психолого-педагогические методы коррекции. Значительная неоднородность этой клинической группы привела позднее к ее разделению на две диагностические категории: дети с нарушением активности и внимания; дети со специфическими расстройствами обучаемости. К последним относятся: дисграфия (изолированное расстройство правописания), дислексия (изолированное расстройство чтения), дискалькулия (расстройство счета), а также смешанное расстройство школьных навыков[54, с. 81]. В 1980 г. в англо – американской научной литературе появились термины «синдром дефицита внимания» и его разновидность «синдром дефицита внимания с гиперактивностью». В 80-е годы в США диагноз «гиперактивность» был заменен на «расстройство поведения, связанное с дефицитом внимания, с гиперактивностью или без нее». В 1987 году А. Ростайн начал использоваться термин «синдром нарушения внимания с гиперактивностью» в своем нынешнем виде[70, с. 607]. В зарубежной психологической научной литературе к концу ХХ века был выделен так называемый «синдром гиперактивности» у детей, проявляющийся повышенной моторной активностью, беспокойством, драчливостью, агрессивностью, дезадаптированностью при поступлении в школу и трудностях в обучении. Зарубежные психологические исследования гиперактивного поведения дошкольников представлены такими именами как Д. Бретт[8], Дж. Добсон[21], З. Матейчик[38], М. Раттер[45] Э.М. Рутман[47], и др. Данные исследователи в основном рассматривают причины возникновения гиперактивного поведения детей с точки зрения психологии. Точку зрения о психической депривации, как причине гиперактивности у детей, высказывает З. Матейчик, объясняя это тем, что при недостатке внешних импульсов и серьезной нехватке в своем окружении смысловых, эмоциональных, а иногда и социальных импульсов, ребенок сам проявляет лихорадочное стремление к их получению через ярко выраженное беспокойство поведения[38, с. 60]. Как считает Дж. Добсон бывают случаи возникновения гиперактивности в результате эмоционального стресса или переутомления. То есть, когда человек испытывает сильный эмоциональный стресс, то внутреннее напряжение, возникающее в этот момент, находит выход в усилении физической активности[21, с. 77]. М. Раттер видит причины гиперактивного поведения в своеобразном крайнем проявлении особенностей темперамента[45, с. 121]. А Э. М. Рутман говорит о нарушениях внимания, и более всего поддерживающего, как об основной причине гиперактивного поведения у детей [48, с. 161]. Д. Бретт считает, что у некоторых детей импульсивность может быть приобретенной поведенческой моделью, которая формируется в результате подражания импульсивным членам семьи или развивается в процессе воспитания в семье, где быстроту предпочитают старательности и вдумчивости [8, с. 18]. Изучением проблемы СДВГ в последние десятилетия зарубежных странах занимались Р.А. Баркли[3], Ф.Л. Заметкин, И.Л. Раппопорт [73] и др. Таким образом, зарубежные психологи к основным психологическим факторам возникновения гиперактивности исследователи относят: психическую депривацию, социальные факторы, эмоциональный стресс или переутомление, особенности темперамента, нарушения внимания. Следует отметить, что в зарубежной психологии нет отдельных исследований по проблеме гиперактивности детей дошкольного возраста. Гиперактивность рассматривается зарубежными психологами, не как отдельное явление, требующее самостоятельного изучения, а наряду с другими нарушениями поведения. Отечественная наука, как медицина, так и психология стала изучать гиперактивность у детей дошкольного возраста значительно позднее, нежели зарубежная. В целом, анализируя историю изучения проблем, связанных с гиперактивным поведением у детей, в отечественной науке можно выделить два самостоятельных направления: медицинское (клиническое) и психолого-педагогическое. Наибольшее число опубликованных работ являются исследованиями медико- клинического направления. До середины 30 – х гг. ХХ века встречаются лишь отрывочные сведения, упоминания о таких сверхактивных детях. Отечественный ученый, педагог и общественный деятель В.П. Кащенко еще в 1928 году в своей книге «Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков» писал о детях с «болезненно выраженной активностью, которая создает большие затруднения в детском коллективе: ребенок невнимателен, много шалит, много болтает, много кричит, дразнит товарищей, без конца смеется над каждым пустяком. Он безмерно рассеянный, не может или с величайшим трудом доводит начатое дело до конца. У такого ребенка нет тормоза. Нет должного самоконтроля»[28, с. 104]. Как отмечает Н. Н. Зводенко, наряду с В.П. Кащенко, другими отечественными учеными - клиницистами, обращавшимся к проблемам гиперактивных детей были М.И. Буянов, С. М. Бондаренко, В.И. Гарбузов, В. С. Ротенберг [25, с. 30] и др. В работах М.И. Буянова[15], М.О. Гуревич[18], Н.И. Озерецкого[40] проблема гиперактивного поведения у детей нашла свое разрешение в основном, в плане объяснения причин, порождающих данное явление, и разработке методов медикаментозной коррекции двигательной сверхактивности. В работе З. Тржесоглава, гиперактивность, как особый вариант поведения, связывается, прежде всего, с избытком двигательной активности ребенка. Оно квалифицируется как один из ведущих симптомов «легкой дисфункции мозга» (ЛМД) или так называемой «минимальной мозговой дисфункции» (ММД), т.е. как симптом болезни, патологии, хотя и не являющейся грубой [54, с. 99]. При этом становится вопрос о медикаментозной терапии данного явления. М.О. Гуревич [18] и Н.И. Озерецкий[40] отмечают, что собственно расторможенность поведения у гиперактивных детей с возрастом снижается и может полностью исчезнуть к десятилетнему возрасту даже безо всякого медикаментозного вмешательства. Данные авторы пишут об отсутствии физиологических отклонений головного мозга при подобных синдромах: так как при двигательной недостаточности в ее различных формах в большей части нет грубых очаговых поражений, то обычные невротические методы исследования здесь не дают достаточных результатов. Довольно дискуссионным в отечественной науке является вопрос о возрастной динамике синдрома гиперактивного поведения у детей. Большинство авторов считают, что синдром расторможенности встречается у детей в возрасте от 1,5 до 15 лет. Н.Н. Зваденко отмечает, что пик проявления синдрома гиперактивного поведения наблюдается в 6 - 7 лет[26, с. 39]. По мнению В. Тржесоглава, гиперактивность проявляется в избытке двигательной активности, не зависит от возраста и пола[54, с. 108]. В работах Е.М. Мостюковой, А. Г. Московкиной [37], Г.В. Грибановой[19], указывается, что у детей при семейном алкоголизме синдром повышенной возбудимости и двигательной расторможенности уже проявляется при рождении и является даже одним из симптомов алкогольного синдрома плода. В дошкольных учреждениях трудности поведения постепенно нарастают и приобретают для ребенка характер привычного поведенческого стереотипа[37, c.41]. В работе О. И. Политики гиперактивность встречается у детей от 2 до 4 лет [44, c. 116]. Началом изучения гиперактивных детей в отечественной психологии так же как в медицине являются 30 – е гг. ХХ века. В этот временной промежуток большее распространение получил термин «гипердинамический синдром», происхождение которого связывают с отдаленными последствиями ранних органических поражений головного мозга. Так, P. М. Левин в 1938 году обследовал 279 гиперактивных детей и пришел к выводу, что тяжелые формы двигательного беспокойства обусловлены органическим поражением мозга, а в возникновении легких форм большую роль играет нарушение взаимоотношений с родителями. Р. М. Левин предположил, что если поражение лобных долей головного мозга у приматов приводит к гиперактивности, то наличие этих симптомов может указывать належащее в их основе нарушение функции мозга[]. Дальнейшие исследования гиперактивных детей были продолжены в Советской России только в 80 – х гг. ХХ века. Так в исследованиях В. Петрунек, В.П. Таран в 1981 году, направленных на изучение темперамента, дается характеристика холерического темперамента, близкого к характеристике изучаемого нами гиперактивного типа поведения: ребенок активен, непоседлив, легко вступает в контакт с незнакомыми людьми, но если общение не интересно, тут же охладевает, внимание отвлекается. Он неусидчив и беспокоен, хватается за многие дела, но при снижении интереса быстро отвлекается, меняя игру[43, с. 90]. Легко возбудим, часто вступает в конфликты, драчлив, но не злопамятен. В отечественной психологии нет научных трудов, специально посвященных изучению гиперактивных детей. Но достаточно много публикаций: Г.В. Бурменской[12], М.М. Безруких[4], С.П. Ефимовой[23], Е.М. Гаспаровой[16] и др. в основном относящихся к 90 – м гг. ХХ века в которых есть описание детией с таким типом поведения и исследованы отдельные их характеристики. Близкий по описаниям гиперактивному тип поведения обнаружен исследователями акцентуированных характеров детей при «гипертимном» типе акцентуации. Так в работах А.Е. Личко[30], Н.В. Бердниковой[7] «о гипертимах» говорится, что характерный для них тип поведения начинает проявляться еще в детстве. Это подвижные, неугомонные, крикливые, любящие командовать дети. Некоторые проявления гиперактивного поведения (например, быстрая смена настроения и др.) можно обнаружить в характеристике еще одного типа акцентуации характера, выделяемого Н.В. Бердниковой [7], А.Е. Личко[30] как «лабильный» тип т. о. можно предположить, что гиперактивное поведение в детстве является первоосновой для возможного развития акцентуированного характера гиперактивного или лабильного. В публикациях Е. Госпаровой дана аналогичная характеристика детей называемая автором «шустриками». Ярко выраженный «шустрик»- это непоседливый, неугомонный, подвижный гиперактивный ребенок, его трудно приучить к порядку, ему с трудом удается любая деятельность, сковывающая его активность. Этот ребенок не способен выполнить задание, результат которого невиден сразу. Таким детям трудно удержать образ цели. Цель меняется несколько раз во время деятельности. Дети не могут удержать в памяти определенную последовательность деятельности, потому что она для них внутренне не структурирована, а отсюда - беспорядочные случайные отвлечения[16, с.90]. Как один из вариантов категории трудных детей шумливый, подвижный ребенок представлен в исследовании Е. Е. Сапоговой. В ее работах дети разделены на две категории. К одной из них относится излишне шумные, дерзкие, подвижные, агрессивные, неуправляемые, непослушные дети; другую же образуют дети вялые, медлительные, тихие, плаксивые, капризные, упрямые, не контактные, «непослушные». На наш взгляд, остается неясным основание разделения детей на такие две категории. В обоих случаях речь идет о психически нормальных, здоровых детях. К 6-ти годам, дополняет автор, первый тип обновляется новыми качественными характеристиками: повышенной возбудимостью и расторможенностью[49, с. 148]. О.В. Халецкая и В.М. Трошин описывают «гипердинамический синдром», выделяя в нем: двигательную расторможенность, (т. е. гиперактивность, которая не имеет определенной цели, при этом ничем не мотивирована и не зависит от ситуации); нарушения внимания (проявляющиеся в трудности сосредоточения, отвлекаемости), легкую истощаемость; нарушения координации движений (при ходьбе дети часто пошатываются, задевают окружающие предметы); двигательное беспокойство (иногда отдельные мышечные подергивания). Детям, страдающим гиперактивностью, плохо удаются спортивные игры, они не могут обучиться езде на велосипеде, в беге и прыжках значительно отстают от сверстников, испытывают затруднения при выполнении мелких движений. По мере роста ребенка и развития критического отношения к себе его поведение становится более правильным, улучшается успеваемость в школе, несколько сглаживается двигательный дефект[56, с. 83]. Г.А. Широкова основным проявлением синдрома двигательной расторможенности считает общее двигательное беспокойство, неусидчивость, множество ненужных, нецеленаправленных, лишних движений, которые носят резкий, неожиданный, непрогнозируемый характер. Привлечь внимание такого ребенка почти не представляется возможным. Дети крайне неусидчивы. Беспрерывно бегают, хватают любые предметы, которые находятся в их поле зрения. Схватив одну вещь, они тут же ее бросают и хватаются за другую, задают много вопросов, ответы на них не слушают. Их внимание трудно привлечь как в привычной, так и в новой обстановке. Не стесняясь и не робея при чужих людях, они бывают неусидчивы, бегают по комнате, хватают все, что попадается им под руку[155]. Их внимание удается привлечь лишь на незначительное время. Некоторые дети могут быть агрессивными, раздражительными, оказывают сопротивление всякому воздействию со стороны окружающих. Среди современных отечественных исследователей СДВГ можно назвать: Е. Д. Белоусову[6], И. П. Брязгунова[9], Н. Н. Заваденко[25], Ю.Д. Кропотову[58], А.Э.Тамбиева[53], О.В.Халецкую[56], Л.С.Чутко[58], Ю.С. Шевченко[60], Б.Р. Яременко[65] и др. Исследования СДВГ в подавляющем большинстве выполнены на основе аналитической стратегии. Так, в работах данных авторов рассматриваются отдельные аспекты феномена СДВГ: особенности развития познавательных процессов, эмоциональной сферы и т.д. Таким образом, в отечественной науке детские психиатры и невропатологи проявления чрезмерной подвижности, суетливости, несобранности и неусидчивости называют синдромом психомоторной расторможенности, который, как правило, включает в себя неустойчивость внимания, отвлекаемость, повышенную истощаемость. По их мнению, синдром психомоторной расторможенности характерен для детей дошкольного и младшего школьного возраста. 1.2. Характристика развития гиперактивности у детей дошкольного возраста «Гипер…» - (от греч. Hyper - над, сверху) - составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «activus» и означает «действенный, деятельный». Среди отечественных педагогов – психологов нет единого мнения по поводу определения понятия «синдром дефицита внимания с гиперреактивностью»[14, с. 213]. Так С. А. Лобина дает следующее определение СДВГ: « самая распространенная форма нарушения поведения у детей. Проявляется он расстройством внимания, двигательной расторможенностью (гиперактивностью) и импульсивностью поведения. Гиперактивность может отмечаться в часы сна, а также в беспокойстве, посторонних движениях при выполнении заданий, требующих усидчивости»[31, с. 77]. По мнению О. И. Романчук СДВГ - это полиморфный клинический синдром, главным проявлением которого является нарушение способности ребенка контролировать и регулировать свое поведение, что выливается в двигательную гиперактивность, нарушения внимания и импульсивность. На слове полиморфный хочется сделать особое ударение, поскольку в действительности нет двух одинаковых детей с СДВГ, у этого синдрома много лиц и широкий спектр возможных проявлений[46, с. 158]. Как отмечает А. Л. Сиротюк, СДВАГ – неврологического расстройство, которое проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством и суетливостью, многочисленными посторонними движениями, которые ребенок часто не замечает[52, с. 44]. Но наиболее полное определение гиперактивности, на наш взгляд дает Монина Г.Н. в своей книге по работе с детьми, страдающими дефицитом внимания: «Комплекс отклонений в развитии ребенка: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенная активность при нормальном уровне интеллектуального развития. Первые признаки гиперактивности могут, наблюдаются в возрасте до 7 лет.» [39, с. 115]. Причины возникновения и механизмы развития гиперактивности у детей дошкольного возраста окончательно не выяснены, несмотря на большое количество исследований. В настоящее время существуют нейроморфологические, генетические, нейрофизиологические, биохимические, социально-психологические концепции, которые пытаются объяснить механизмы развития синдрома. Существует также развернутая биопсихосоциальная патологическая модель, которая включает в себя различные факторы возникновения СДВГ. Кроме того, к гипотезам, описывающим механизмы СДВГ, относятся концепция диффузной церебральной дезрегуляции О. В. Халецкой и В. М. Трошина [56], генераторная теория Г. Н. Крыжановского[29], теория задержки нейроразвития 3. Тресоглавы[54]. Г. Н. Монина, подчеркивает, что причинами возникновения гиперактивности могут быть органические поражения центральной нервной системы (нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы), генетические факторы, приводящие к дисфункции нейромедиаторных систем мозга и нарушениям регуляции активного внимания и тормозящего контроля[39, с. 125]. Г. А. Широкова выделяет три группы факторов в развитии синдрома: генетические факторы; повреждение центральной нервной системы во время беременности и родов; негативное действие внутрисемейных факторов. Характерные проявления генетического фактора прослеживаются в нескольких поколениях одной семьи, значительно чаще среди родственников мужского пола. Влияние биологических факторов играет существенную роль в младшем возрасте, затем возрастает роль социально-психологических факторов, особенно внутрисемейных отношений [62, с. 129]. Рисунок 1 – Причины возникновения гиперактивности (составлен автором по источнику[62]) Причинами раннего повреждения центральной нервной системы во время беременности и родов могут служить недостаточное питание, отравление свинцом, органические повреждения мозга, внутриматочные дефекты, наркотическое отравление плода (например, кокаином) во время перинатального развития, кислородная недостаточность в период развития плода или в процессе родов. Многие дети с симптомами неспособности к обучению появились на свет при осложненных родах, а среди недоношенных детей эти симптомы обычны[6, с. 40]. По результатам многочисленных исследований одной из самых распространенных причин отклонений в обучении и поведении является родовая травма шейных отделов позвоночника, которая не диагностируется своевременно, что приводит к возникновению синдромов несформированности или дефицитарности головного мозга в онтогенезе. В настоящее время специалистами многих стран ведутся нейрофизиологические, нейропсихологические и биологические исследования детей с СДВГ. Проводимые электроэнцефалографические исследования выявляют изменения биоэлектрической активности головного мозга, нарушения структурно-функциональной организации левого полушария, незрелость системы регуляции внимания, незрелость системы коркового торможения и т. д. Нейропсихологические исследования гиперактивных детей выявляют их низкий психический статус, повышенную истощаемость, трудности в освоении чтения и письма[2, с. 95]. Диаграмма № 1 - Процент распространения причин возникновения СДВГ ( cоставлен автором по данным Н. Н. Заваденко Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте) [25] Исследования, проведенные польскими учеными А. Заметкин, Дж. Рапопорт [73, с. 679] в Институте умственного здоровья (США), продемонстри....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: