VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Выявить особенности телевизионной трэвел журналистики

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K006817
Тема: Выявить особенности телевизионной трэвел журналистики
Содержание
титульный








Оглавление



	ВВЕДЕНИЕ	4

	ГЛАВА 1. ТРЭВЕЛ ЖУРНАЛИСТИКА В СИСТЕМЕ РОССИЙСКИХ СМИ	7

	1.1 Культурно-просветительские программы на российском телевидении: понятие, развитие	7

	1.2 Этапы становления просветительских программ на российском телевидении	15

	1.3 Трэвел-журналистика: понятие, специфика, роль	35

	ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКИ НА РОССИЙСКИХ КАНАЛАХ	44

	2.1 Специфика авторского подхода к созданию программ о путешествиях	44

	2.2 Анализ программы «Орел и решка»	47

	2.3 «Путешествие Познера и Урганта» как образец трэвел-журналистики	53

	ЗАКЛЮЧЕНИЕ	59

	СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ	63






ВВЕДЕНИЕ



Актуальность темы. Современное телевидение, как одно из самых доступных средств массовой информации, обладает огромными возможностями для сохранения и передачи жизненно важной для общества информации, включая ценности духовной культуры, ее традиции. Поэтому как будущее всего общества, так и каждого человека в отдельности в значительной степени зависит от того, какие образцы нравственного и духовного поведения пропагандируют отечественные каналы. Сегодня роль и форма просветительских программ претерпели существенные изменения. В связи с засильем на экранах телевизора развлекательного контента, просветительским программам часто не находится места в эфирной сетке, поэтому часть из них приобретает развлекательный оттенок.

Вместе с тем, среди многообразия контента зрителю, слушателю и читателю предлагается выбирать популярные темы. В силу того, что рост туризма и путешественников увеличивается, то на экранах телевизоров и в прессе появляются специализированные рубрики, программы, материалы, рассказывающие об особенностях путешествий и предлагающие пользователю совершить виртуальный тур. Все это получило название трэвел журналистики. 

Объектом работы является культурно-просветительская журналистика в современных средствах массовой информации, а также программы «Орёл и решка» и «Путешествие Познера и Урганта», предметом — особенности трэвел-журналистики на телевидении в программах «Орёл и решка» и «Путешествие Познера и Урганта».

Новизна работы заключается в попытке систематизированного анализа российских каналов на предмет выявления закономерностей развития трэвел-журналистики в контексте происходящих глобальных процессов.

Цель работы – выявить особенности телевизионной трэвел журналистики.

В соответствии с поставленной целью предполагается решить ряд задач:

Дать определение культурно-просветительским программам на российском телевидении;

Рассмотреть этапы становления просветительских программ на российском телевидении;

Охарактеризовать трэвел-журналистику и выявить ее особенности;

Определить специфику авторского подхода к созданию программ трэвел журналистики;

Проанализировать программу «Орёл и решка»;

Выявить особенности программы «Путешествие Познера и Урганта».

К вопросам изучения истории становления программ на отечественном телевидении на федеральных каналах, в том числе просветительских, обращались многие авторы. Среди них следует отметить Н.А.Борецкого, В.В.Егорова, В.А. Саруханова, А.Н.Фортунатова, которые в своих работах рассматривают исторические аспекты формирования передач. Темам технологии создания телевизионных программ посвящены труды Н.В.Зверевой, А.В.Тлоконниковой, И.Фэнга, Л.П.Шестеркиной. В.Я.Засурского, А.Ермилова, А.А.Князева, Г.В.Кузнецова и др. 

Проблеме классификации жанров журналистской деятельности посвящены работы С.С.Распоповой, Г.В.Лазутиной, А.А.Тертычного, М.Кима и др.

В работе использованы такие методы исследования как контент-анализ, анализ, сравнение, сопоставление, а также методы дедукции и индукции.

Поставленные цели и задачи определили следующую структуру исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.






ГЛАВА 1. ТРЭВЕЛ ЖУРНАЛИСТИКА В СИСТЕМЕ РОССИЙСКИХ СМИ

1.1 Культурно-просветительские программы на российском телевидении: понятие, развитие



Само понятие просветительской журналистики появляется вместе с первыми журнальными изданиями. В самом широком смысле ее можно определить как «деятельность, связанную с расширением кругозора людей, распространением знаний, норм, ценностей, воплощенных в произведениях духовного творчества». Иными словами, просвещение ориентировано на повышение культурного уровня масс и его развития на основе гуманистических принципов. Данная журналистика носит интегральный характер, имеет сложную структуру и реализуется сразу в нескольких аспектах общественной жизни.  

В средствах массой информации (СМИ) просветительская деятельность рассматривается как одна из функций журналистики, поэтому она имеет целевой характер и определенные предметные области. Эта функция осуществляется при одновременном сочетании в себе таких компонентов как информирование, пропаганда, популяризация и критика. 

При  рассмотрении просветительской журналистики в контексте различных исторических эпох следует отметить, что в ней становятся актуальными то один, то другой контекст.  В зависимости от выбранного направления сменяется характер и степень реализации ее просветительской функции. Следовательно, изменяется и социальная роль журналистики в просвещении аудитории.

Российская просветительская журналистика берет свое начало со времен правления Екатерины II Великой. Именно она положила основу просвещения людей через выпуски номеров журналов. Во времена ее царствования впервые появляются частные издания, а издательская деятельность становится занятием благородным и благодарным.

Просветительская функция журналистики является вторичной по отношению к информационной. Поэтому для ее проявления в системе журналистского знания потребовалась определенная база, выраженная в накоплении человечеством знаний. Процесс накопления, дифференциации и передачи знания отчетливо проявился в расширении диапазона информации самой журналистики, в эволюции ее материально-технической базы, профессионализации, типологии, связях с аудиторией и общественностью. Наиболее важным значением для просветительской журналистики является типологизации журналистики, которая имеет дифференциацию по областям знаний. В системе СМИ функционируют политическая, военная, научная, медицинская, театральная и др. журналистика. Одновременно на медиарынке различают некоторые типы издательств, изданий и передач, существуют такого рода профессиональные специализации.

История развития средств массой информации показывает, что просветительская функция журналистики связана  с ее деятелями. Лучшие представители часто ставили перед собой основную задачу – просвещение народа, популяризацию русского языка, родной истории и др. Традиция в этом отношении была создана еще духовными публицистами. Позже она получила дальнейшее развитие и была продолжена, а также получила воплощение в практике лучших современных изданий России.

Кроме того, выше обозначенные процессы накопления, передачи и дифференциации знания тесно переплетаются с состоянием и развитием общества и потребностей ее членов. Журналистика всегда делала шаг навстречу этим потребностям и «просветительская функция во многом определяла прочность связи журналистики с аудиторией».

В журналистике понятие просветительская приобрело устойчивой значение. Как правило, оно используется совместно с термином культура, поэтому следует говорить о культурно-просветительской журналистике. 

Сам термин «культура» является многозначным и в самом общем понимании означает «исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях». В философии культура рассматривается как «многообразие различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей и ценностных ориентации и т.д.». Ученые отмечают также, что культура образует «исторически накапливаемый социальный опыт». Она может хранить, транслировать и генерировать программу деятельности, общения и поведения людей. 

Таким образом, культура может выступать как отрасль какого-либо человеческого знания, так и их совокупность. Отметим, что немаловажную роль здесь играет исторический контекст, так как культура может рассматриваться через призму накопленного в ней человечеством опыта.

Продукт культуры многообразен настолько, насколько многообразны освоенные  человечеством виды деятельности. Это технические изобретения и научные открытия, философские учения и правовые кодексы, религиозные верования и методы воспитания, нормы морали и экономические теории — все, что научились создавать люди, «включая себя как члена человеческого сообщества». Получается, что культура имеет всепроникающий характер: она пронизывает все сферы жизни человека и общества. Не удивительно, что слово культура есть почти во всех языках народов мира, и означает оно для людей из разных стран одно и то же: возделывание, изменение, улучшение, производимое человеком в среде обитания и в себе самом посредством целесообразной деятельности. 

Среди результатов этой целесообразной деятельности есть один, имеющий особое значение. Речь о знаковых системах, которые с возникновением человечества стали формироваться на базе естественного языка как многочисленные искусственные языки для того, чтобы взять на себя важнейшую из функций средств информационного производства — функцию объективации разных информационных продуктов. Язык живописи, язык музыки, язык поэзии, язык танца, язык науки и т.д. Причем этот ряд является практически бесконечным, он непрерывно возникает по мере развития общественных потребностей и отзывается на разделение общественного труда. 

Человечество столкнулось с парадоксальной ситуацией: количество информационных продуктов, нужных для удовлетворения разнообразных потребностей человека и общества, постоянно растет, а возможность их освоения, доступность многих из них для членов общества оказывается под вопросом — уже потому, что воплощены они в разных естественных и искусственных языках. Часто возникал вопрос, как сделать достижения культуры всеобщим достоянием. К решению этой проблемы и подключилась журналистика, отражая свою просветительскую направленность.

В рамках творческой деятельности журналиста стал формироваться такой отдельный вид, который взял на себя обязанность «перевода» важнейших компонентов культурного слоя общественной жизни на язык массовой аудитории и выявления их смысла. Понятие «культурно-просветительская журналистика», зародившееся еще во времена Екатерины II и употребляемое при этом, обретает, таким образом, значение несколько более широкое, чем значение понятия «просветительство», с которым сложившаяся языковая традиция связывает деятельность по распространению знаний.

Таким образом, просветительская журналистика нашла широкое распространение в коммуникативной среде. С развитием науки и техники, она стала неотъемлемой частью в реализации необходимых государственных идей. Появление и развитие телевидения обеспечили проникновение на экраны, началось производство тематических программ, посвященных этим вопросам.

Производство культурно-просветительских программ, конечно, во многом сходно с производством другого контента. Однако стиль подачи может меняться в зависимости от того, на каком канале это демонстрируется. Если для одного федерального канала главным всегда будут события, то для другого – люди и только через людей события. И даже если зритель не знает об этом, то он это чувствует.

Например, канал НТВ – это нечто более остропроблемное и дискуссионное, чем Первый канал. А телеканал «Россия» – наиболее официальный. Так получилось не случайно. Это требования концепции, которая принята учредителями и руководством канала и доведена до каждого сотрудника. Не случайно у работников телевидения появился рабочий термин: «не ложится». Тот или иной материал или сюжет может «не лечь» в программу одного канала и вполне уютно устроиться на другом.

«Вот, говорят, когда… телевидение транслирует концерт симфонической музыки, рейтинг – 3%. Ну и слава Богу! Какой концертный зал мог бы вместить 3% населения России (более 4 млн. человек!), чтобы послушать хорошую музыку?» – говорил советник гендиректора ЮНЕСКО Генрих Юшкявичюс. Действительно, не так давно передачи, демонстрирующие произведения культуры, рассказывающие о знаковых события в этой области имели очень низкие рейтинги. Однако сейчас ситуация немного изменилась. 

В первую очередь это связано с тем, что современные технологии позволяют даже из традиционного  спектакля сделать презентабельное шоу. Более того, с развитием технических средств передачи данных и Глобальной сети, вещание может осуществляться не только круглосуточно, но и иметь различную стилистическую окраску.

Иными словами, чтобы сегодня делать качественную и интересную культурно-просветительскую программу, необходимо отойти от привычных рамок. Людям интересны не только сухие факты или события, но также и то, как они преподносятся и показаны на экране. Конечно, немаловажную роль здесь будет играть выбор ведущего. Зачастую его харизма и умение удерживать внимание зрителя во многом определяют успех всей программы.

Для производства медиа продуктов в области культуры можно использовать другой прием, который принято называть инфотеймент. Инфотеймент как новый стиль программы произошло от двух слов: «инфо» – это информация и «теймент» – часть слова «энтертеймент», означающее развлечение. Соединение этих двух слов на профессиональном языке означает особый стиль подачи информации с использованием элементов развлечения, элементов шоу.

Инфотейнмент – это выход в тех случаях, когда концепция канала в целом рассчитана на молодежь и людей, далеких от политики, каналов культуры.  Новости в данном формате должны быть особенными – динамичными, яркими, веселыми, в некоторых случаях озвученными специальными музыкальными подложками. Новости под музыку невозможны для классических, домашних, публицистических моделей новостей, но в стиле инфотеймент возможны эксперименты, и иногда весьма смелые.

И здесь мы вплотную подошли к другой проблеме просветительского телевидения, которая лежит в области знаний о развлекательных программах. На сегодняшний день грань между ними порой невозможно определить. Увлекаясь зрелищностью, авторы передач не всегда имеют возможность делать программу чисто просветительской, за редкими исключениями. 

Например, проект «Умники и умницы» на Первом канале смело можно  определить как просветительскую программу, поскольку она несет в себе образовательную функцию для молодежи. Вместе с тем, на данном канале подобная передача является единственной. На основе проведенного нами контент-анализа программ Первого канала мы пришли к выводу, что «Кто хочет стать миллионером» тоже рассматривается как интеллектуальное, шоу, однако,  в первую очередь, это все-таки шоу. Здесь находится место и шуткам ведущего и гостей, и интерактивному опросу. Кроме того, участники проекта, как правило, звезды отечественного шоубиза и видные общественные деятели, поэтому зритель на подсознательном уровне ждет от них зрелищного представления.

Возвращаясь к определению понятия просветительских программ, необходимо отметить, что предметом отображения для культурно-просветительской журналистики являются артефакты искусства и литературы, науки, идеологии и политики в одной из трех ситуаций своего бытия: на стадии подготовки, на стадии освоения общественной мыслью и в момент актуализации их роли по тем или иным причинам. 

Культурный слой общества образует предметную область культурно-просветительской журналистики, весьма сложную по своей структуре. Вместе с тем, помимо своеобразия артефактов, вызванного спецификой деятельности, которая их произвела, она как целостность характеризуется и особенностями этноисторической природы. Все это вместе взятое отражается на жанровых моделях культурно-просветительской журналистики. 

Функциональная предназначенность данного вида журналистского творчества определяется потребностью общества ориентироваться не только в происходящих событиях, но и в продуктах человеческого труда, рассчитанных на многократное использование. Осложняется этот процесс тем, что всякий новый прирост культурного слоя заново ставит общество перед проблемой неравноценности его составляющих. 

Культурное поле формируется таким образом, что в нем могут встретиться произведения, прямо противоположные по своей направленности, содержанию и значению.

Функциональная предназначенность культурно-просветительской журналистики как вида журналистского творчества заключается в том, чтобы ориентировать общество в духовных богатствах, накопленных культурным слоем, и давать оперативное знание о его приросте и возможностях применения, помогая публицистическими средствами выявить значение новых артефактов и их роль в разрешении общественных и личных актуальных проблем.





1.2 Этапы становления просветительских программ на российском телевидении



Телевидение - порождение эпох массовой культуры. В свою очередь, массовая культура — это сложный феномен, «похожий на кентавра - с головой человека (приобщение к сокровищам культур народны масс) и телом животного (удовлетворение невзыскательных потребностей массовой аудитории)», — отмечает в своей работе О.В. Роженцова. Сегодня перед российскими каналами, которые тоже являются продуктом массовой культуры, стоят актуальные задачи по реабилитации просветительской функции телевидения, при этом сохраняя массового зрителя. 

 XX век - стал веком бурного развития средств массово коммуникации. Это привело к изменению мировосприятия культуры, процесс оказался противоречив. С одной стороны, культурное наследие общества стало доступным буквально каждому. «Новое в настоящем случае заключается не в самом факте культурной коммуникации, - писал в начале 70- гг. XX века академик Н.Конрад, - а в ее грандиозных масштабах, охватывающих отдельные слои общества, а его массы, практически - все обществ цели ком». Историк телевидения В.Егоров назвал развитие культуры в эпоху массовых коммуникаций «вершиной демократической спирали исторического развития и распространения духовных ценностей человека».  С другой стороны, нельзя отрицать, что культура приобретает и тяжелый груз «массовости», в котором, по выражению К.Ясперса, «духовность гибнет».

Начиная с 70-х годов XX века критическое отношение к массовой культуре постепенно исчезает. Э.Тоффлер в книге «Культурные потребители» пишет: «Сегодня культура принадлежит большинству... Быть может, это процесс привел к некоторым утратам, к падению ощущения величия и завершенности действительно велики произведении искусства. Но в нашем обществе мы освободили искусство от узкого отношения, от сведения его к культу».

Таки образом, массовая культура как специфический феномен XX века слишком сложна и противоречива, чтоб дать ей какое-то однозначное, удовлетворяющее всех определение. Столь же неоднозначны социальные функции массовой культуры. Кроме того, в западном обществе, идеалы и ценности которого пытаются ныне привить России, массовая культура представляет собой не только произведения массового искусства, но и образ жизни, и способ духовного потребления. Массовая культура навязывает определенные нормы и ценности как основу повседневной жизни людей. При этом она активно воздействует на психологию человека, особенно на область подсознательного, пытаясь стимулировать определенные инстинкты. Человек вынужден, даже если и не хочет, пользоваться массовой продукцией и услугами, он воспитывается в среде массового образа жизни. При этом новое поколение принимает это, как сам собой разумеющееся, что, в свою очередь, становится характеристикой мировоззрения.

При всем разнообразии вариаций «происхождения» массовой культуры ее появление связано с развитием техники и массовых коммуникаций, поскольку именно они являются ее проводникам и аккумуляторами. То ест культура становится массовой в контексте своего функционирования в техноцентричном обществе. 

Так, в 20-х годах XX век в отечественно киноведении была распространена идея «кинофикации» искусства, согласно которой кинематограф, будучи «универсальным» искусством, должен заменить собой все другие способы художественного выражения или, в всяком случае, значительно их видоизменить. Таким образом, мы можем утверждать, что тяготение к искусству и культуре появилось на телевидении с момента появления его как такового.

«С появлением телевидения мир как целое перестал быть для человека туманным образом или логической конструкцией». О явился ему на экране суммой живых картинок и заговорил на разных языках, изменил его представление о пространственно-временных связях: пространство и время предстало перед ним «как нечто относительное, подвижное, шаткое, лишенное постоянных измерений». Последовательность и сорасположенность событий перестали быть значимыми, события оказалось возможным располагать в каком угодно, произвольном порядке. Изначально телевидение как новое средство массовой коммуникации представлялось ущербным: интеллектуальный уровень не дотягивал до литературного, качество изображения было хуже, чем в кино, качество звука ниже, чем при музыкальной записи. Вначале это был все лишь «плохое радио с расплывчатыми картинками».

Исследуя феномен массовой культуры, ми пришли к выводу, что это явление имеет как отрицательные, так и положительные стороны. В свою очередь телевидение, как средств массово коммуникации, так же обладает созидательным и разрушительным потенциалом. Поэтому сегодня, на этапе поисков новых форм современные каналы ищут новые подходы в формировании просветительского телевидения в России. В период, когда нарастает всеобщее недовольство низкопробным контентом, у федеральных и региональных каналов появляется возможность реализации идей. Правда, необходимо найти такие критерии, по которым развитие отечественного телевидения будет осуществляться в динамичной форме. Полагаем, что для этого хорошей основой может послужить богатый исторический опыт российского телевидения.

Просветительский характер вещания Центральной студии телевидения (созданной 22 марта 1951 года Постановлением Совета Министров СССР) изначально определил образованные в его структуре: редакция литературно драматического, музыкального и детского вещания, общественно политическая редакция, киноредакция, редакция научно-популярных, промышленных, сельскохозяйственных и спортивных передач. Именно она производила медийный продукт до начала 90- гг. XX века, который централизованно распределялся по всем программам центрального телевидения. 

В марте 1965 года на Центральном телевидении был открыт специализированный канал, названный третьей, Учебной программой. Началось вещание специальных обучающих программ, и это уж были инновации в обучении. Вот как об этом писал в 1965 году один из создателей КВН, автор многих публикаций о телевидении С.А.Муратов: «Еще вчера постоянными спутниками телевизора были газеты и чай с вареньем. Теперь их заменяет тетрадь с конспектами. Не в каждом классе вы можете встретить учителя академика, но что касается телеклассов, то здесь, действительно, соберутся самые лучшие учителя». 

С начала 70-х годов XX века отечественное телевидение было на подъеме. В июне 1968 года после выпуска многосерийного телефильма «Летопись полувека» было создано творческое объединение «Экран» с студиями документальных, художественных, музыкальных, мультипликационных фильмов. Об этом времени профессор Р.А.Борецкий пишет следующее: «Второй этап становления отечественного ТВ объемлет десятилетия с 1957 п 1967 гг. Это были годы значения чрезвычайного... Наступила пора интенсивного поиска экранной выразительности, трансформации традиционных и создание собственных телевизионных жанров».

Отметим, что в 80-х годах просветительские программы занимали достаточно много времени на экране. Анализ сетки вещания позволил выявить следующие цифры (см. рис.1). Информационным программам отводилось почти 50% эфирного времени, культурно-просветительским — столько же, с чуть меньшим отставанием транслировались музыкальные передачи. Развлекательная программа («120 минут») в «чистом» ее виде нами была выделена только одна на оба канала. Кроме того, если музыкальные программы отнести к культурно-просветительским (например, такие как «Музыкальный киоск»), тогда мы можем говорить о том, что практически вся сетка вещания состояла из передач этой тематической направленности.



Рисунок 1 – Сетка вещания Первого и Второго каналов в 1988 году (по данным телепрограммы, опубликованной в газете «Правда» 29.09.1988)



Это позволило некоторым исследователям структурировать программы советского телевидения по содержательному признаку следующим образом. Первая программа - основная общесоюзная, информационная, общественно политическая, художественная, познавательна (включение учебных передач). Вторая программа - информационно-публицистическая и художественная. Предназначалась в основном для жителей Москвы и Московской области, а также прилегающих областей. Третья программа — научно популярная и учебная. Лучшие научно-популярные и учебные передачи транслируются и по другим программам, включая первую. Четвертая программа - общественно-политическая и художественная. Таким образом, все программы советского телевидения в той или иной степени осуществляли культурно-просветительную функцию. Причем аудио визуальная информация включала в себя как репродуцируемую в присущем телевидению форму продукции, первоначально изготовленную газетами, журналами, книгами, театром, кинематографом, музыкальным и изобразительным искусством, так и собственную телевизионную продукцию, изготовленную непосредственно творческими работниками телевидения в специфичных для телевизионного вещания формах. 

Тематика программ охватывала практически все сферы духовной жизни общества, и была намного шире, чем представленная сегодня в совокупности на всех телевизионных каналах. Вот лишь немногие передачи того периода: «Мамина школа», «Для вас, родители», «Наука сегодня», «Наука. Техника. Прогресс», «Природа и человек», «Наш сад», «Книжная полка», «Русская речь», «В концертной студии Останкино», «Музыкальный киоск», «От всей души» и т.д. Большим успехом у зрителей пользовались «Кинопанорама» (ведущий А.Каплер), «Под знаком Пи» (ведущий Л.Николаев), «Очевидное невероятное» (ведущий С.Капица), «Клуб путешественников» (ведущий Ю.Сенкевич), «В мире животных» (ведущий Н.Дроздов), «Здоровье» (ведущая Ю.Белянчикова).

Причины популярности этих программ заключались как в темах, представляющих огромный интерес для аудитории, так и в личности ведущих. Создатели программы «Здоровье» учитывали особенное значение медицины в жизни каждого человека, а ее ведущая Юлия Белянчикова воспринималась зрителями как «главный доктор страны».

Спустя двадцать лет после первого выхода в эфир программы «Клуб путешественников» Юрий Сенкевич в интервью корреспондента журнала «Телевидение и радиовещание» акцентировал внимание на том, что программа всегда ставила перед собой высокие цели: «Стараемся, чтобы наша передача воспитывала любовь к миру, в котором живем, бережное отношение к природе, часть которой мы являемся. Но, конечно же, прежде всего, должна воспитывать любовь к наше стране, к ее истории... прошлому и настоящему. Если говорить о сверхзадаче...., то она в том, чтобы нести людям знания об окружающем мире. Познавательность — непременное условие каждого выпуска. Ибо как только «Клуб» лишится познавательности, он быстро лишится и интереса зрителей». 

Конечно, в данных словах есть отражение той эпохи. Наверное, журналисты должны были произносить именно такие речи. Однако в его высказывании есть рациональное зерно, поскольку для эфира того периода действительно просветительская функция была одной из основных.

Кроме того, в те года мало кто из соотечественников имел возможность выехать за рубеж, поэтому передача предоставляла зрителям уникальный шанс познакомиться с культурой, традициям и обычаями других стран. Еще раз подчеркнем, что успех вышеперечисленных программ во многом был связан с образом ведущего. И Юрий Сенкевич, и Юлия Белянчикова, и Николай Дроздов, и Сергей Капица, и Виктор Севастьянов, и Леонид Николаев были, прежде всего, умными и привлекательными собеседниками, с уважением относившимися к своей аудитории. Эти качества ведущего, которые сегодня востребованы только на канале «Культура», в советское время являлись одним из главных факторов, делающих передачу особенной, узнаваемой.

Заметим, что все эти люди обладали огромными знаниями и интеллектом, но они не перегружали аудиторию информацией. Напротив, за счет ее упорядочивания помогали зрителям вырабатывать свое мировоззрение, повышая уровень общей культуры в обществе. 

Сегодня такую задачу ставит перед собой только канал «Культура». А чтобы его передачи привлекали внимание не только просвещенной, но и неподготовленной аудитории, канал тщательно подходит к образам ведущих программ, опираясь, прежде всего, на их профессиональную подготовку. Это тем более важно, поскольку именно ведущий в условиях все боле усиливающейся персонификации телевидения, в конечном итоге, определяет «лицо» просветительского канала. Советское телевидение как общественный институт в качестве главной своей задачи ставил повышение языковой культуры народа. Благодаря телевидению появилось понятие «общенационального языка». С дикторами (также и журналистами) Всесоюзного радио и телевидения работали лучшие филологи и знающие нормы языка театральные режиссеры. Поэтому и речь (включая ударения и произношение) всегда была эталоном. Сегодня телевизионных каналов, которые поддерживают эту традицию, немного. В первую очередь, это журналисты и ведущие программ канала «Культура» (но и здесь не обходится без издержек). На других каналах допускаются значительные отклонения от нормы, причем порой весьма значительные.

К началу 70-х годов отечественное телевидение находилось в поисках своей специфики, не выходя за рамки идеологического постулата: все лучшее духовное должно принадлежать народу, и все предназначенное для народа должно быть лучшим. Этот постулат ориентирован на высокие образцы культуры. 

Наши достижения в областях науки и искусства были весомы и аргументированы в борьбе с буржуазными ценностями. Но все же осмелимся предположить, что настоящие произведения телевизионного творчества (в основном, художественные программы), создавались не под «чутким руководством партии и правительства», а скорее вопреки ему. В воспоминаниях исследователя истории телевидения В.Егорова слышатся отголоски той творческой свободы, которая царила на телевидении в период его становления: «Четвертая программа изумляла. В обыкновенной передаче вдруг ни с того ни с сего появлялся саксофонист, выводивший умопомрачительные рулады. С какой стати саксофонист, дума зрители, зачем это? Что за новое слово в искусстве? Молодые режиссеры изобретали несусветное, потому что никто не научил, что можно, а чего нельзя делать на телеэкране. Поэтом они постоянно находились в поиске, иногда находили что-то новенькое. Я им не мешал, более того — многому у них научился».

Именно поэтому в годы жесткой цензуры искусствоведческие циклы о кино и театре, передачи из области литературоведения и истории культуры пользовались популярностью у массовой аудитории. А сегодня, эта тематика не находит столь широкого отклика не потому, что устарела, а потому, что интеллектуальный уровень общества понизился, исчезли критерии хорошего вкуса. 

Развиваясь, отечественное телевидение постепенно превратилось в летописца истории страны. Но в рамках информации и иллюстративности ему стало тесно. Оно искало, как писали теоретики отечественного телевидения Э.Багиров и И.Кацев, «пути к проблемному и образному разговору со зрителем, в котором эстетическое начало было бы найдено и привнесено художником, а не случайно подброшено жизнью». Стремясь сохранить собственные преимущества перед кинематографом, телевидение активно пыталось аккумулировать возможности кино.

В кинематографе коммуникативные и собственно культурные функции практически неразделимы. Кинематограф, создавая новую кинематографическую форму коммуникации, может активно выполнять коммуникативную функцию только в случае, когда фильм является подлинным произведением искусства. Поэтому кинематографу как искусству образного отражения действительности в большей степени, чем телевидению, удалось уйти от стереотипов советской идеологии. Однако поиски телевидением своей специфики в годы становления тоже шли под знаком «нового искусства». 

Искусство концентрированно выражает эстетическое отношение к миру. В отличие от эстетического переживания, которое может присутствовать в любом виде деятельности и сопровождать ее, искусство моделирует особую реальность - художественную, в которой эстетическое освоение мира заключено в определенную рамку. Главный отличительный признак искусства как художественного творчества состоит в образном освоении действительности, то есть в выработке специфического духовного содержания. 

В этом смысле телевидение как искусство позволяет человеку не только образно моделировать жизнь и раздвигать рамки реального житейского опыта. Оно дает возможность человеку реализовать свои неиспользуемые возможности, развиваться духовно, эмоционально и интеллектуально, приобщаться к накапливаемому человечеством коллективному опыту и вековой мудрости, общечеловеческим интересам, устремлениям, идеалам.

Во взаимодействии с кино, театром и литературой телевидение предстает перед нами как новый вид художественного творчества. В свою очередь, искусство обретает на телевидении свою вторую, нетрадиционную форму бытия. Вот эта вторая форма бытия и легла в основу культурно- просветительской традиции отечественного телевидения.

Об эстетике телефильма в 60-е годы шли бурные споры. Одни исследователи подчеркивали, что событие, транслируемое с помощью передвижной телевизионной станции и зафиксированное на пленку, и есть истинно телевизионный фильм. Однако такая формула документального телефильма, по мнению Э.Багирова и И.Кацева, лишь демонстрировала возможности техники, и представляла собой зафиксированную передачу, которая «не является фильмом, потому что от последнего мы требуем такой интерпретации фактов, человеческого поведения, которая способна дать нам их документальный образ, не ущемляемый жесткими условиями прямой передачи».

Отечественное телевидение раскрыло себя как искусство во взаимосвязи с другими видами художественного творчества и, прежде всего, с литературой. До 1991 года телевидение ежегодно или даже ежедневно транслировало и экранизировало большое количество романов, рассказов, произведений эпических и драматических, классических и новейших, отечественных и переводных, что дало повод искусствоведу Р.Д.Копыловой назвать телевидение «современным конвейером по экранной переработке литературы». К литературным передачам отн.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44