- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Механизм конструирования образа спорта в массовом сознании средствами массовой информации в контексте реализации основных функций журналистики
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K006843 |
Тема: | Механизм конструирования образа спорта в массовом сознании средствами массовой информации в контексте реализации основных функций журналистики |
Содержание
4 Введение Внутренняя среда предприятия формируется под влиянием факторов внешней среды, государственного регулирования, а также принятия множества управленческих решений внутри самого предприятия с целью достижения наилучших результатов хозяйственно-финансовой деятельности. Внутренняя среда находится под непосредственным контролем руководителей предприятия и специалистов аппарата управления. Внутренняя среда предприятия состоит из множества взаимосвязанных групп факторов. Одними из наиболее важных являются производственно-технические факторы, обеспечивающие непосредственно процесс изготовления товара, объединяющие всю производственную мощь предприятия, что в совокупности помогает достичь желаемого успеха в деятельности предприятия. На все составляющие внутренней среды большое влияние оказывают технологии, которые применяются на предприятии. Социальные условия и составляющие комплекс социальных отношений между работниками предприятия: их способности и отношение к труду, мотивация, организационная и производственная культура, профессиональная и деловая этика в процессе выполнения партнерами взаимных обязательств, взаимоотношения с властными структурами. Данное понятие рассматривается очень широко, оно объединяет весь комплекс взаимодействий между людьми, которые работают на предприятии, ведь от их умения, навыков и работоспособности в большинстве случаев зависит благосостояние всего предприятия. В более развитых предприятиях все больше стали обращать внимание на такой значимый фактор, как деловые отношения и поведение сотрудников. Данный фактор очень важен в современных условиях, он оказывает большое воздействие на взаимоотношение и поведение людей, способствует установлению контактов с коллегами, эффективно влияет на выбор потребителей. Немаловажны и экономические факторы включающие движение капитала и денежных средств, уровень производительности труда, показатели эффективности использования основного и оборотного капитала и нематериальных активов, и прежде всего рентабельности ресурсов. Рассматриваемый фактор объединяет процессы обеспечения эффективного использования и движения денежных средств на предприятии.Спорт, являясь неотрывной частью культуры, отражает характер ценностных ориентаций, идеологических установок, типичных для сферы спорта в каждую социально-историческую эпоху. Особое значение в формировании и распространении этой системы имеют СМИ, благодаря которым все более очевидным фактом становится стремительное изменение и самого феномена спорта, и его позиционирования в средствах массовой информации. Спорт как сфера социальной и культурной деятельности людей оказывается в отношениях взаимозависимости и взаимовлияния с такими важнейшими сферами человеческой жизнедеятельности, как политика, идеология, бизнес (в том числе шоу-бизнес), искусство и пр. Меняются идеология, психология и этика современного спорта, меняются его функции, что находит широкое отражение в СМИ, оказывая в свою очередь влияние и на систему функций самих средств массовой коммуникации. Эти изменения, порожденные как собственной логикой развития спорта, так и общими тенденциями в современной социокультурной ситуации, требуют серьезного философского, социологического, культурологического осмысления. Как известно, одной из важнейших функций СМИ как социального института является формирование образов реальности, влияние на преобразование социальной действительности при помощи символов; коррекция общественного мнения, как позитивного, так и негативного, по самым разным проблемам жизни общества. В современной ситуации «информационной эпохи» институт СМИ выступает одним из субъектов организации жизненного пространства человека, в том числе, его ценностной структуры. В этом смысле, чрезвычайно важно рассмотреть механизм конструирования образа спорта в массовом сознании средствами массовой информации в контексте реализации основных функций журналистики в целом и спортивной журналистики, в частности. Анализ литературы показал, что разработка отдельных вопросов, связанных с функционированием спортивных СМИ, не сопровождалась появлением обобщающих работ, в которых спорт и связанные с ним коммуникации рассматривались в контексте общекультурного пространства. В связи с этим вопрос исследования функций спортивной журналистики в системе СМИ и в целом в социокультурном пространстве, является достаточно актуальным. 1.Теоретические основы изучения работы спортивного журналиста 1.1. Понятие и значение спортивной журналистики Д. А. Туленков предложил следующее определение интересующего нас понятия: "Спортивная журналистика — это социально значимая деятельность по сбору, обработке и распространению актуальной спортивной информации через каналы массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение, Интернет), опирающаяся на специальный предмет рассмотрения, описания, анализа и аудиторию". Специальным предметом, таким образом, выступает спорт, а также все события социальной жизни вокруг него [19, с.104]. Иными словами, спортивная журналистика — это журналистика, рассказывающая о спорте и обо всем, что с ним связано. Ответ сколь простой и краткий, столь и всеобъемлющий. Но если мы попробуем очертить, согласно данному определению, границы предмета исследования в спортивной журналистике, мы столкнемся с тем, что границы эти расплываются в бесконечности, и определение становится всеобъемлющим в полном смысле данного эпитета. Дело в том, что современный спорт — явление чрезвычайно широкое и разноплановое, и было бы ошибкой объединять вместе все отдельные аспекты этого крайне сложного и противоречивого социально-культурного феномена. Поэтому при анализе вопроса о культурном, политическом, идеологическом и прочих значениях спорта в каждом конкретном случае часто необходимо объяснять, какая именно сторона спорта как общественного явления обсуждается и рассматривается, а что остается вне зоны внимания. О том, какие разновидности спорта принято выделять у исследователей, будет сказано чуть ниже. Пока же необходимо отметить, что таким чрезвычайно разнообразным и полифункциональным явлением спорт стал в процессе своей эволюции. На разных этапах развития семантическое поле этого понятия неоднократно колебалось и видоизменялось, и реальные воплощения понятия "спорт" в конкретных исторических формах могут существенно расходиться. Скажем, понимание спорта, а, следовательно, определение предмета, целей, задач, функций занимающейся его освещением отрасли журналистики даже в нашей отдельно взятой стране было различным не только в 1890-е и 1990-е гг., но и (а зачастую — различий было даже больше) в периоды, разделенные куда меньшей исторической дистанцией. Внутренняя среда предприятия формируется под влиянием факторов внешней среды, государственного регулирования, а также принятия множества управленческих решений внутри самого предприятия с целью достижения наилучших результатов хозяйственно-финансовой деятельности. Внутренняя среда находится под непосредственным контролем руководителей предприятия и специалистов аппарата управления. Внутренняя среда предприятия состоит из множества взаимосвязанных групп факторов. Одними из наиболее важных являются производственно-технические факторы, обеспечивающие непосредственно процесс изготовления товара, объединяющие всю производственную мощь предприятия, что в совокупности помогает достичь желаемого успеха в деятельности предприятия. На все составляющие внутренней среды большое влияние оказывают технологии, которые применяются на предприятии. Социальные условия и составляющие комплекс социальных отношений между работниками предприятия: их способности и отношение к труду, мотивация, организационная и производственная культура, профессиональная и деловая этика в процессе выполнения партнерами взаимных обязательств, взаимоотношения с властными структурами. Данное понятие рассматривается очень широко, оно объединяет весь комплекс взаимодействий между людьми, которые работают на предприятии, ведь от их умения, навыков и работоспособности в большинстве случаев зависит благосостояние всего предприятия. В более развитых предприятиях все больше стали обращать внимание на такой значимый фактор, как деловые отношения и поведение сотрудников. Данный фактор очень важен в современных условиях, он оказывает большое воздействие на взаимоотношение и поведение людей, способствует установлению контактов с коллегами, эффективно влияет на выбор потребителей. Немаловажны и экономические факторы включающие движение капитала и денежных средств, уровень производительности труда, показатели эффективности использования основного и оборотного капитала и нематериальных активов, и прежде всего рентабельности ресурсов. Рассматриваемый фактор объединяет процессы обеспечения эффективного использования и движения денежных средств на предприятии.Содержание, характер, значение спорта постоянно менялись (и меняются) под воздействием самых разнообразных факторов, не только имманентно присущих самому спорту, но и представляющих влияние целого комплекса условий той социально-культурной среды, в которой ему приходится развиваться. Спорт всегда олицетворяет характерные для современной ему эпохи этические и политические теории, стили жизни и стили мышления, эстетические идеалы и ценности, и это должна отражать спортивная журналистика. Сегодня опыт изучения истории, теории и практики спортивной журналистики не так велик. Прежде всего, необходимо отметить совместную работу С. А. Михайлова и А. Г. Мостова "Спортивная журналистика". Стоит вспомнить учебное пособие Е. А. Войтик. Отдельные аспекты взаимоотношений спорта и медиа затрагивались в разных изданиях, посвященных истории спорта. Освещались они также и в периодической печати. В данном издании предлагается комплексное рассмотрение спортивной журналистики, динамики ее становления и особенностей современного функционирования. Авторы полагают оправданным, что, с точки зрения эмпирического материала, основное внимание будет уделено опыту отечественной спортивной журналистики в ее прошлом и настоящем. Однако по мере необходимости предметом анализа станет и практика деятельности зарубежных медиа по освещению спортивной деятельности. 1.2.Функции спортивной журналистики Спортивная журналистика — это отрасль журналистики, имеющая свой специальный предмет. И предмет этот — современный спорт — чрезвычайно разнообразен, многолик и порой даже противоречив в своих конкретных проявлениях. В зависимости от того, какая разновидность спорта преимущественно попадает в сферу ее внимания, могут меняться цели, задачи, функции, формы и специфические признаки спортивной журналистики. Основным условием осуществления какого-либо направления человеческой деятельности, позволяющим выделять его в качестве именно отдельного специального социально значимого направления, является наличие у него некой главной цели, в которой сосредоточен основный смысл данной деятельности [14, с.86]. Можно, например, представлять эту цель глобально — посильное содействие в гармонизации мира: "Цель спортивной прессы идеальна и недостижима. Она заключается в содействии установлению мира на земле и достигается следующей технологией: войны — следствия противоречий, противоречия — итог несовершенства человеческой природы, в данном случае, проявляющемся через отрицательные эмоции. Спортивная пресса призвана снимать стрессовые ситуации и направлять негативную энергию на переживания, связанные со спортом. Для этого поддерживается и развивается интерес к спорту и окружающей жизни в целом, попутно претворяется в жизнь процесс воспитания гармонично развитой личности". В советский период, с характерным для него акцентом на развитие массовой физической культуры, основная цель спортивной журналистики, рассматривавшейся в качестве элемента системы коммунистического воспитания, заключалась в вовлечении как можно большего числа людей в занятия физической культурой и спортом при соблюдении принципов пропаганды, агитации и организации, общих для всей партийно-советской журналистики. В современных условиях спортивная журналистика одновременно является подсистемой и общей системы журналистики, и системы спортивной деятельности. С учетом этого цель спортивной журналистики можно сформулировать следующим образом — согласованная с другими социальными институтами поддержка развития и функционирования спортивного движения через обеспечение коммуникации между субъектами спортивной деятельности. В качестве субъектов спорта (и физической культуры) в ст. 5 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" названы: "1) физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные общества, спортивно-технические общества, спортивные клубы, центры спортивной подготовки, спортивные федерации, а также общественно-государственные организации, организующие соревнования по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта; 2) образовательные учреждения, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта; 3) оборонные спортивно-технические организации; 4) научные организации, осуществляющие исследования в области физической культуры и спорта; 5) Олимпийский комитет России; 6) Параолимпийский комитет России; 7) Сурдлимпийский комитет России; 8) Специальная олимпиада России; 9) федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подведомственные этим органам организации; 10) федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие руководство развитием военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта; 11) профессиональные союзы в области физической культуры и спорта; 12) граждане, занимающиеся физической культурой, спортсмены и их коллективы (спортивные команды), спортивные судьи, тренеры и иные специалисты в области физической культуры и спорта в соответствии с перечнем таких специалистов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта"[1]. По нашему мнению, в число субъектов спортивной коммуникации также необходимо включать сотрудников пресс-служб; владельцев и персонал спортивных объектов; учредителей, руководителей, журналистов спортивных СМИ; а также всех представителей аудитории СМИ — болельщиков и фанатов, получающих спортивную информацию. Теперь нам необходимо выявить, какие актуальные задачи приходится решать спортивной журналистике для достижения эффективности в реализации названной цели, для удовлетворения самых разнообразных потребностей субъектов спорта и физической культуры [7, с.83]. Современные исследователи указывают несколько иной ряд задач, вставших перед спортивной журналистикой после того как в 90-е гг. XX в. понимание ее роли и целей во многом изменилось. Во-первых, это полномасштабное, объективное информирование аудитории обо всех событиях, происходящих в мире спорта. Во-вторых — формирование положительного общественного мнения по отношению к спорту через раскрытие и популяризацию гуманистических идеалов и ценностей. В-третьих — обеспечение циркуляции, постоянного взаимообмена достижениями между теорией и практикой спорта, повышение спортивной грамотности всех групп и категорий населения и внедрение передового опыта в занятия спортом среди вовлеченных в него людей. Наконец — активное участие в управлении спортом, в разработке и организации спортивных мероприятий разного уровня и значения. Помимо специальных целей и задач спортивная журналистика имеет также довольно длинный перечень реализуемых ею функций. Их осуществление происходит с учетом специфики предмета отображения и во многом основано на функциях самого спорта — соревновательной, культурной, интегративной, представительской, политической, подготовительной, образовательной, воспитательной, управленческой и т.д. Однако надо признать, что в целом функции, выполняемые спортивной журналистикой (если рассматривать их в отрыве от практики реализации), не являются уникальными и присущими только ей одной, они достаточно универсальны и могут встречаться в других отраслях журналистики. Тем не менее, можно встретить и иные мнения на этот счет. Так, исследователь П. Воронков выделяет две функции, которые, как он считает, характерны только для спортивной журналистики, и никакой больше. Первая — это "эскейпизм". Согласно трактовке автора, спортивная журналистика "выстраивает свой, иной, отличный от повседневного серого, мир, в котором правит спорт, в котором выясняют в честной и справедливой борьбе отношения красивые и сильные люди, где, болея, переживая за своих любимых атлетов и свои национальные сборные, ты зачастую ассоциируешь себя со спортивными героями, переживаешь их жизнь, и, увы! в отличие от реальной жизни, часто одерживаешь громкие и выразительные победы"[3]. Вторая подобная функция, сходная по своему содержанию с эскейпизмом — это "функция эмоциональной мены". Она, если коротко, заключается в том, что способствует эмоциональной разрядке личности без опасности для общества и окружающих, поскольку негативные эмоции направлены на модель мира — спорт, а не на реальный мир. Д. А. Туленков указывает на наивность и теоретическую несостоятельность указанной выше версии, аргументировано доказывая, что далеко не всегда спортивная журналистика дает возможность бегства от реальных проблем и избавление от отрицательных эмоций. При этом он анализирует специфическую аудиторию спортивной журналистики, и пусть здесь с ним не всегда можно согласиться (в частности, Д. А. Туленков называет лишь три аудиторных группы, для которых свойственно собственное отношение к спортивной информации, в то время как их при желании можно выделить значительно больше), однако с главным тезисом спорить не приходится. Д. А. Туленков пишет, что только одна группа может получать эмоциональную разрядку и сугубо положительные эмоции от продукции спортивной журналистики: "Это люди, которые не являются каждодневными потребителями спортивной информации. Спорт приходит к ним в часы досуга. Обычно это потребители общественно-политических изданий или радио-, телеканалов, читающие (смотрящие) спортивную полоску (спортпрограммы). Для них неважно то или иное поражение российских спортсменов. Это не приносит никаких эмоций — полоса пролистывается, телевизионный канал выключается, об отрицательном событии в мире спорта тут же забывается. Если появляются положительные эмоции, то внимание на программе или статье задерживается, а житейские проблемы на время забываются". Что же касается других получателей спортивной информации — более заинтересованных и активных (болельщиков, спортсменов, тренеров и т.д.), то здесь все гораздо сложнее, о чем и свидетельствует Д. А. Туленков: "Для них окружающий мир является лишь преградой, отвлечением от спортивной информации, которую они черпают отовсюду, но преимущественно из специализированных спортивных СМИ. К сожалению, известны случаи проявления агрессии после просмотра телепрограмм о спорте. Отрицательные эмоции проявляются после поражения любимой команды особенно у футбольных фанатов. Не редки антиобщественные действия с порчей имущества и окрестной территории. Как ни странно, к антиобщественным действиям приводят и сильные положительные эмоции после побед на крупнейших турнирах самых популярных соревнований. Следует заметить, что спортивная журналистика несет на себе функцию стресса. <...> Функция стресса для спортивной журналистики не является уникальной. Функция стресса присуща и политической журналистике, и экономической" [5, с.113]. Данный феномен восприятия спорта людьми, активно вовлеченными в него, прекрасно иллюстрирует известная фраза, приписываемая легендарному тренеру "Ливерпуля" Биллу Шенкли: "Многие думают, что футбол — это вопрос жизни и смерти. Это не так. Футбол — это гораздо больше". Мы уже говорили выше о том, что при глубоком погружении в мир спорта происходит определенная переоценка ценностей и выработка новых принципов, норм, навыков поведения, и оставлять без внимания эти психологические особенности значительной части своей аудитории спортивный журналист, если он ответственно относится к своей профессии, просто не имеет права. В итоге, отказав вслед за Д. А. Туленковым функциям эскейпизма и эмоциональной мены в уникальности, мы должны остановиться на наборе достаточно стандартных функций спортивной журналистики. Первая и самая важная из них — информационная. По разным подсчетам исследователей, итогом ее реализации является от 60 до 80 процентов всех публикаций на спортивную тематику. Эта же функция — наиболее общая. Спортивная журналистика (как и любая другая) предлагает всеобъемлющую информацию по спорту: освещает итоги соревнований и ход подготовки к ним, предлагает анонсы и прогнозы, сообщает обо всех назначениях и переходах, информирует о деятельности спортивных организаций и т.д. Но даже у этой, казалось бы самой универсальной функции, применительно к спортивной журналистике есть особый смысл, что и предопределяет ее первостепенное значение. Сошлемся здесь на мнение известного спортивного специалиста, почетного вице-президента Олимпийского комитета России В. С. Родиченко, который в одной из своих работ указывал на то, что информационная сторона спорта связана с важнейшей из его характеристик — состязательностью, поскольку последняя подразумевает сравнение показателей, а такое сравнение неизбежно носит информационный характер. Следующая важная функция спортивной журналистики — пропагандистская. Она продолжает сохранять свое значение еще с тех недалеких времен, когда спортивная журналистика выступала рупором партии в пропаганде коммунистических идеалов и советского образа жизни в вопросах развития физкультуры и спорта, должна была увязывать их с решением хозяйственных, экономических, политических задач, призвана была разоблачать антигуманную сущность буржуазного спорта в частности, и буржуазного образа жизни — в целом. Спортивные журналисты призваны были объяснять, что триумф советских спортсменов был обеспечен их сплоченностью, взаимовыручкой, стремлением к общей цели —достойно защитить спортивную честь великой Родины. В общем, для таких граней пропагандистской работы, как воспитание патриотизма или борьба с враждебной идеологией, сфера спорта была поистине благодатной средой. В настоящее время трансформировавшаяся пропагандистская функция заключается в целенаправленной деятельности по распространению и внедрению в массовое сознание физкультурно-спортивных знаний, ценностей и норм, чтобы каждый человек получил необходимые сведения о ценности для него спорта и физического развития. Наряду и по соседству с пропагандой обычно называют и агитацию. Агитационная функция также связана с одной из главнейших задач спортивной журналистики всех времен — приобщением людей к спорту. Заключается в привлечении внимания и развитии у населения интереса к спортивной деятельности. Согласно знаменитой формуле блестящего теоретика печати В. И. Ленина "пресса — не только коллективный пропагандист и агитатор — но и коллективный организатор". Соответственно следующая функция спортивной журналистики, на которой мы остановимся — организационная. Реализуется в том, что СМИ не только формируют потребность людей в регулярных занятиях спортом, но также выступают как субъект и как средство организации физкультурно-спортивного движения. В качестве субъекта СМИ организуют и проводят соревнования самого разного уровня по самым разным видам спорта. В качестве средства — выступают посредником между организациями, занимающимися устройством спортивных мероприятий, и участниками данных мероприятий. Собственно, организационная функция была представлена в отечественной журналистике еще до Ленина и до революции и по справедливости может считаться одной из старейших и основных. В советское время она реализовывалась очень активно: спортивные и неспортивные издания организовывали, поддерживали и освещали массовые физкультурные кампании, создавали кружки, ячейки, спортбригады на производствах, проводили рейды, устраивали кроссы и пробеги, учреждали турниры на собственные призы. В постсоветский период размах этой организаторской работы спортивной журналистики упал весьма значительно. Далее — функция выражения и формирования общественного мнения. Она сопряжена с пропагандистской и организаторской функциями. Заключается в создании и поддержании общественного мнения, необходимого для развития спорта, что достигается путем раскрытия гуманных ценностей спорта. Рекламная функция спортивной журналистики тесно связана с рекламной функцией предмета ее отображения. Спорту, особенно спорту высоких достижений, свойственно выступать в качестве "вербовщика". То есть спортсмены высокого класса, "звезды спорта", своими победами привлекают внимание, рекламируют не только спорт, отдельный вид спорта или, скажем, спортивный образ жизни, но и все, что причастно к их победе — страну, их делегировавшую на международные состязания, фирму, выступившую спонсором, производителя спортивной амуниции, крем для бритья, шоколадные батончики и т.д., ряд может быть практически бесконечен. Соответственно и спортивная журналистика часто и широко использует представляющееся ей в данном свете возможности влияния на формирование общественного мнения. Очередная функция, которой нам предстоит коснуться — воспитательная. Она направлена, по словам исследователя П. А. Виноградова, "на формирование у аудитории ценностных ориентиров, необходимых качеств, привычек". Воспитательная функция также "ответственна" за повышение культуры — физической в частности и общей культуры в целом. Непреходящая важность данной функции дополнительно подчеркивается любопытным парадоксом, на который указывает тот же П. А. Виноградов: "Потребности общества в физическом совершенствовании человека для решения социально-экономических, политических, воспитательных и оздоровительных задач часто не согласуются с желаниями и потребностями самого человека". Действительно, зачастую людям легче обходится без спорта, с его необходимостью проявлять волевые усилия, преодолевать собственные лень, апатию, комплексы и предубеждения. И прежде чем просвещать, таких людей приходится воспитывать, возможно, даже насилу (примеры подобного воспитания встречаются, например, в советской спортивной журналистике, особенно в 20—40-е гг. XX в.). Однако чаще всего воспитательная функция прессы реализуется через демонстрацию положительных или отрицательных примеров: показ волевых, целеустремленных спортсменов, добившихся успехов, образцов правильного, честного поведения в спорте — на фоне случаев малодушия, грубости, эгоизма, которые рано или поздно приводят к спортивной неудаче. Остается добавить, что актуальный (однако опять же — далеко не бесспорный) для современной России аспект воспитательной функции спортивной журналистики в современных условиях обнаружил П. Воронков: "На рубеже тысячелетий в нашей стране как никогда низко упал интеллектуальный уровень, авторитет школьного образования и, в конечном счете, склонность народа к чтению высокохудожественной литературы. Другими словами, регулярно можно наблюдать, что вне зависимости от слоя и социальной группы общества, спортивная газета подчас оказывается чуть ли не единственным систематическим чтением людей, в особенности подрастающего поколения. Наряду с воспитательной функцией (и при ее поддержке) задачи по "ликбезу" аудитории в сфере физкультуры и спорта призвана решать просветительско-образовательная функция. Она осуществляется передачей квалифицированной информации о том, как и для чего человеку надо заниматься спортом. Реализуя данную функцию, спортивная журналистика как бы уподобляется "коллективному тренеру", способствует популяризации спортивного движения и его ценностей, повышению грамотности в вопросах спорта через раздачу научно обоснованных советов и эффективных рекомендаций, распространяет наиболее проверенные и совершенные методики [16, с.72]. Эстетическая функция спортивной журналистики проистекает из внутренней природы самого спорта. Через показ здоровых, красивых, сильных, привлекательных людей в общественное сознание внедряются образцы прекрасного. До революции в журналах помещались фотографии атлетов, которые поражали своим сложением, гармоничным развитием мускулатуры, словно статуи античных героев (сходство усиливалось почти непременным отсутствием какой-либо одежды, кроме одного скромного листочка). После 1917 г. физкультурно-спортивные издания также не стеснялись в демонстрации телесной красоты, часто публиковали художественные фотоочерки, репродукции картин на темы спорта, изображения произведений пластического искусства, служащие продвижению эстетических идеалов. Правда — исключительно в манере и духе соцреализма. В современной спортивной журналистике эта функция целенаправленно реализуется гораздо реже (если не учитывать, скажем, фотографии девушек разной степени обнаженности, бытовавших одно время на последней странице "Советского спорта", и другие подобные примеры), однако по-прежнему сохраняется. Кроме того, сами дизайн и оформление спортивных изданий, телепрограмм, сайтов могут способствовать в реализации данной функции. Выше уже упоминалась развлекательная функция спортивной журналистики. В ее рамки можно включить как частные проявления функции эскейпизма и эмоциональной мены, выделенные П. Воронковым. В целом, эта функция отвечает за формирование у аудитории положительных эмоций, связанных со спортом, отвлекает от проблем и сложностей повседневности. Еще одна важная функция, присущая спортивной журналистике — управленческая. Ее сущность раскрывает исследователь О. С. Шустер: "Управление заключается в непосредственном влиянии на саму аудиторию, потребляющую информацию, и в постоянном воздействии на социальные институты спорта". Подчеркнем слово "постоянное" — постоянное, непрерывное управленческое воздействие определяется постоянством и непрерывностью самого спортивного процесса, в котором одно событие регулярно сменяет другое согласно спортивному календарю. Соответственно, управленческая функция тесно связана с информационной и организационной функциями. Вообще, любая управленческая деятельность держится на трех китах — информации, организации и принятии решений. И сфера спорта тут не исключение. Мировоззренческую функцию спортивной журналистики предлагает выделять Д. А. Туленков. Он пишет: "По различным международным соревнованиям можно изучать географию. Спортивные журналисты, побывавшие на них, рассказывают не только о состязаниях, но и о том, что их окружает в той стране, где проходит турнир". Следствием этого, надо думать, становится обогащение культуры потребителей спортивной информации наряду с интеграцией и идентификацией на разных уровнях общественных отношений, плюс опять же — развлечение аудитории. Поэтому представляется, что содержание, приписываемое исследователем данной функции, находится на пересечении уже названных функций спортивной журналистики — пропагандистской, образовательно-просветительской и развлекательной, в связи с чем возникает вопрос в целесообразности ее выделения в качестве отдельного направления деятельности. Остались неназванными еще две функции, которые также иногда выделяются теоретиками спорта, однако реже всех вышеперечисленных: коммуникативная, отвечающая за общение, и гедонистическая, заключающаяся в создании определенного (повышенного) эмоционального тона. Естественно, не только цели, задачи и функции выделяют спортивную журналистику в общей системе журналистики. О других типологических признаках и свойствах специальной спортивной журналистики, которые позволяют вычленять ее в качестве особой сферы журналисткой деятельности и проводить дальнейшую дифференциацию внутри самой спортивной журналистики, речь пойдет в соответствующих разделах данного учебника. Пока же, в завершении разговора о функционале спортивной журналистики имеет смысл привести мнение О. С. Шустера, согласно которому все функции СМИ при освещении спорта претерпевают изменения во времени: одни выходят на первый план, другие уходят в тень. Различно их применение на практике, порой меняются сами названия[9]. Поэтому всегда имеет смысл рассматривать функционирование спортивной журналистики в исторической ретроспективе. Так, например, функциональная специфика спортивных СМИ (т.е. набор выполняемых ими функций) на разных стадиях развития социально-политического процесса позволила московскому исследователю Е. А. Слюсаренко определить основные модели взаимодействия массовых коммуникаций спорта и самого спортивного института — в зависимости от преобладания некоторых функций по отношению к остальным в определенные периоды. Е. А. Слюсаренко называет три таких модели взаимоотношений спорта и спортивной журналистики. • Партнерская (до 1917 г.). Возникновение этой модели связано с зарождением спорта как социального феномена и появлением первых видов спорта. Одновременно формируется аудитория спорта, создаются его первые управленческие структуры — все это происходит на фоне развития конкурентно-рыночных (капиталистических) отношений, характеризуется эмпирической незаданностью взаимоотношений журналистики и спорта, сопровождается неоднозначным восприятием спортивной деятельности государственных и общественных организаций. Происходит становление специфического языка спорта и его терминологии, что находит отражение на страницах печати. • Инструментальная (1917—1990 гг.). К основным причинам, обусловившим формирование данной модели, исследователь причисляет своеобразное устройство политико-экономической жизни советского общества; определенное, достаточно значительное место физической культуры и спорта среди приоритетов советской власти; общие принципы отношений СМИ и государства (партии). Государственное управление спортом строилось на основе увязывания функций спорта с основными функциями государства (хозяйственно-организаторской, культурно-воспитательной, оборонной и т.д.). Поскольку спорт рассматривался как способ подготовки молодежи к военно-трудовой деятельности, журналистика сосредоточилась на военно-образовательной, профессионально-прикладной и другой подобной проблематике, почти не затрагивая большой спорт. Но с началом холодной войны пропаганда и агитация спорта стала выступать уже относительно обособленным и самостоятельным приоритетом советской власти. Главной задачей в сфере спорта становится завоевание советскими спортсменами мирового первенства в основных видах спорта, и журналистике предписывалось обеспечить информационную поддержку этой спортивной экспансии. Говоря об особенностях инструментальной модели, Е. А. Слюсаренко отмечает, что она обусловила государственную поддержку тех средств массовой коммуникации спорта (СМКС), которые не могли претендовать на интерес широкой аудитории (т.е. на рентабельность), но были необходимы для существования института спорта. В этом также проявлялась установка советских СМКС не....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: