- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Выразительные возможности средств композиции в графике на уроках ИЗО в старших классах
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K009687 |
Тема: | Выразительные возможности средств композиции в графике на уроках ИЗО в старших классах |
Содержание
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Северо-Осетинский государственный педагогический институт” Факультет художественного и музыкального образования Кафедра художественного образования Выпускная квалификационная работа Выразительные возможности средств композиции в графике на уроках ИЗО в старших классах. Направление подготовки (специальность) 050139.51 Изобразительное искусство и черчение Студентка КХО-4 Поткина Инна Александровна Научный руководитель: Кадиев Алибек Хаирбекович Допущена к защите: _________________________ Заведующий кафедрой: Гетоева Людмила Кайсыновна Владикавказ - 2017 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Глава I Художественно-исторические основы графики 1.1 Становление графики как основополагающего вида искусства…… .6 1.2 Развитие графической композиции (натюрморт)……………………..13 Глава II Технология изображения графической композиции 2.1 Графические приемы и техники……………….……………………… 16 2.2 Этапы работы над серией графических натюрмортов………………. 19 2.3 Вопросы методики преподавания ИЗО в школе…………………….. 22 Заключение 27 Библиографический список 30 ВВЕДЕНИЕ С момента зарождения цивилизации проявилась уникальная, свойственная только человеку способность к воспроизведению и фиксации образов и предметов видимого мира, где средствами стали изначально самые обычные подручные материалы, такие как уголек от костра, остро заточенный камень или кость убитого на охоте животного. Актуальность данной темы видится мне в нахождении путей и возможностей формирования у старших школьников эстетических представлений, понятий и вкусов, раскрытие их творческого потенциала и дальнейшего его развития на примере уроков графической композиции. В системе общественного воспитания значимое место отводится урокам изобразительного искусства. Именно в процессе обучения ИЗО искусству у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетические восприятие и чувства, художественный вкус, творческие способности. Уроки изобразительного искусства развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Именно художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к умению оценивать самостоятельно произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Объект исследования– процесс обучения графической композиции старших школьников на примере натюрморта. Предмет исследования: - пути, средства и методические приемы в процессе обучения учащихся старших классов графической композиции; - пути, методы и средства, способствующие развитию художественного творчества. Гипотезой исследования явилось предположение о том, что успешное обучение основам графической композиции возможно при следующих условиях: - обращение к великим произведениям мирового искусства; - знания специфики обращения с материалами и инструментами; - свободное владение разнообразными техническими приемами; - организация занятия по сюжетному рисованию и рисованию с натуры; - использование различных техник рисования. Цели исследования - систематизировать, р асширить и з акрепить теоретические и практические знания, полученных в ходе обучения; осмыслить творческий процесс при работе над графическими натюрмортами; разработать уроки по рисованию натюрморта тушью, пером для учащихся старших классов художественной школы. Для достижения данных целей, следует сделать: - проанализировать искусствоведческую и методическую литературу; - собрать, обобщить и систематизировать накопленный в ходе обучения материал; - исследовать выразительные возможности графики; - выявить и экспериментально проверить наиболее эффективные пути и методы педагогического воздействия на учащихся старших классов, способствующие развитию у них художественной наблюдательности как основы формирования образного мышления на занятиях композиции Сделать зарисовки с натуры; Проанализировать и подвести итоги практической работы в школе. База исследования – Моздокская ДХШ. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической и практической части, заключения и библиографического с писка. Теоретическая часть п освящена: - художественно-историческим основам графической композиции; - тенденциям развития этого жанра в мировом искусстве. Практическая часть дипломной работы посвящена: - особенностям работы в жанре натюрморта; -использованию графических техник в натюрморте; - поэтапное описание работы над серией натюрмортов; - раскрытию особенностей преподавания ИЗО искусства в школе – задачи, стоящие перед учителем. ГЛАВА I. Художественно-исторические основы графики 1.2 Становление графики как основополагающего вида искусства Графика с древних времен считается основой создания любого творческого произведения. На ее основе юные дарования учатся конструктивному видению любого создаваемого образа. В 21-ом веке вопросу обучения теории изобразительной грамоты уделяется большое внимания, что разумеется, представляется важным для эстетического развития старших школьников. Издается множество методических пособий, в которых раскрываются отдельные теоретические положения художественного мастерства: законы светотени, воздушной перспективы. Изучением методики преподавания изобразительного искусства занимались Кузин В.С., Шорохов Е.В., Ростовцев Н.Н., Сокольникова Н.М и др. Долгое время графические изображения не имели самостоятельного значения и служили разве что украшением дома, либо предметов. Но постепенно человеческая речь стала развиваться, появлялся язык, и теперь рисунки стали обозначать не только слова, но и фразы, и отдельные слоги, звуки, начертание их менялось, пока полностью не трансформировалось в вид знакомых нам букв ставших в последствие основой алфавита. С появлением письменности графика стала носить чисто декоративный характер и широко применялась в рукописных книгах, пергаментах, грамотах для украшения или разъяснения текста, да и само создание шрифтов переродилось в большое искусство. Термин "графика" первоначально употреблялся лишь применительно к письму и каллиграфии, т.к. являлся основой создания рукописных текстов. Однако, человек пошел еще дальше: стали появляться иллюстрации к в книгах, визуально отображающие текст в них содержащийся, появилась профессия переписчика и копииста, а затем рисунок вообще вышел за рамки книг. Образованность населения увеличивалась, потребность в печатной продукции росла, что требовало и большего производства как книжных произведений, так и графических работ. Началось развитие промышленности, а вместе с ним и промышленной полиграфии и распространение чёткого, контрастного линейного рисунка, который получил в конце XIX - начале XX вв. несколько новых значений. Тогда графика определилась как искусство, в основе которого лежат линия, контраст чёрного и белого. Многочисленные разновидности рисунка различаются по технике, методам и характеру рисования, по назначению, жанрам и темам. Рисунок может служить учебным, вспомогательным целям, при создании произведений разных видов искусств и украшать интерьер. С помощью тех же средств рисунка: линии, штриха, пятна — художником создается разнообразное восприятие мира. Все зависит оттого, как он использует эти средства художественной выразительности, как он ведет линию и кладет пятно, в какой пропорции использует светлое и темное, как передает пространство и др. Благодаря рисунку мысль, наблюдение фиксируются на бумаге. Рисунок выявляет отношение художника к действительности. Главное выразительное средство рисунка — линия. Линия запечатлевает неуловимое в движении жизни. Сплетаясь в разнообразные формы, линия бывает тонкой, изысканной и кружевной, колючей и злой, нежной и бархатистой. Богатство графических материалов помогает быть линии предельно разнообразной. Бёрдслей Обри (1872-1898) - английский художник, яркий представитель монохромной графики, работающий линией и пятном. Работы величайших мастеров прошлого и ведущих художников современности позволяют проследить историю развития рисунка, раскрывают особенности их творческого метода и выразительные возможности работы карандашом, тушью, углем, сангиной, пастелью и другими графическими материалами. Кругликова Елизавета Сергеевна (1865 - 1941) - художница более всего известна силуэтными портретами современников. Эшер Мориц (1898 - 1971) - голландский художник, особенно популярен своими замысловатыми графическими композициями, созданными чтобы поразить воображение. 1.2 Развитие графической композиции (натюрморта) Новое значение графическая композиция получила в конце 19 - начале 20 вв. в связи с бурным развитием полиграфии и распространением каллиграфически чёткого, контрастного линейного рисунка, наиболее удобного для фотомеханического воспроизведения в книге и журнале. Такое понимание графики в дальнейшем было расширено. Кроме контурной линии, графика использует штрих и пятно, также контрастирующие с белой (реже цветной или чёрной) поверхностью бумаги - основного материала графики. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Графика не исключает и применения цвета. Наиболее общий отличительный признак Графики - особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого во многом выполняет фон бумаги, "воздух белого листа", по выражению советского мастера графики В. А. Фаворского. Пространственное ощущение создают не только не занятые изображением участки листа, но часто (например, в рисунках акварелью) и проступающий под красочным слоем фон бумаги. При этом связанное с плоскостью листа графическое изображение носит и в известной мере плоскостный характер. С того момента, как человек ощутил потребность в эстетическом осмыслении и отображении окружающего его мира, он изобрел и применил на практике множество всевозможных способов передачи своих творческих мыслей и идей. Одним из таких жанров искусства стал натюрморт. Натюрморт (фр. nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики. Исходную точку раннего натюрморта можно найти в XV—XVI веках, когда он рассматривался как часть исторической или жанровой композиции. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа (как в «Триптихе семейства Брак» Рогира ван дер Вейдена). Также в XVI веке была распространена традиция создания портретов с изображением черепа, например, портрет Жана Каронделя работы Яна Госсарта (см. vanitas). Ранние натюрморты часто выполняли утилитарную функцию, например, в качестве украшения створок шкафа или для маскировки стенной ниши. Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию — либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас), либо — в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения. Это значение передаётся посредством использования предметов — в большинстве случаев знакомых и встречающихся в каждодневной жизни, которые наделяются дополнительным символическим значением. Составление натюрморта предполагает умение изображать форму различных предметов, используя светотень, перспективу. Основной составления натюрморта является такой подбор предметов, при котором общее содержание и тема его выражены наиболее четко. Немаловажной основой для создания любого произведения искусства во се времена являлась грамотно выстроенная композиция. Композицией и рисунком мы занимаемся много и серьезно. В основном это работа над натюрмортом — с первого класса до последнего рисунок неподвижной натуры является основной формой обучения. И, как результат, от длительных академических постановок обучающиеся устают и теряют интерес к дисциплине. Композиция — это размещение предметов или изображения на плоскости рисунка (картины), соотношение размеров этих предметов и площади бумаги (холста), а также определение главного мотива произведения (не удивляйтесь, и для натюрморта это очень важно). Композиция с латинского – составление, сочетание, приведение в порядок, совершенная структура. Возможности графической композиции довольно обширны, они позволяют изучать законы построения изображения на плоскости, в объеме и пространстве. Приемами такой композиции являются стилизация и трансформация. Это процесс художественного обобщения и упрощение формы предмета, формирование её в необходимую сторону. Характерной структурной основой композиции являются: 1. ритм - периодическая повторяемость какого-либо элемента; 2. сюжетно-композиционный центр, выражающий главное в идейном содержании сюжета; 3.симметрия - уравновешенность частей композиции по массам, форме, тону и согласует все элементы композиции; 4. передача впечатления монументальности - например, показ объекта во фрагментарном виде; 5. диагональные направления - способствуют усилению или ослаблению движения; построение композиции по диагонали позволяет также показать значительную степень глубины пространства; 6.горизонтали и вертикали - использование горизонтальных направлений дает возможность передать состояние относительного покоя и тишины, а вертикальные направления подчеркивают состояние парадности, величия, приподнятости; 7. контрасты в композиции, усиливающие ее выразительность, если она строится на сопоставлении большого и малого, темного и светлого и т. д.; 8. массы предметов, их зрительный "вес", размещение, ритмические чередования линий и пятен, способы передачи пространства, распределение светотени, цвет и колорит картины, позы и жесты героев, формат и размер произведения. Термин «отбор» должен проходить красной нитью в течении всей работы над графическим вариантом натюрморта. Следующая разновидность графической переработки натюрморта является графика в три тона — черный, белый и серый. Причем серый может быть и простым колером, а может быть заменен любой фактурой (например, сухая кисть). Этот прием считается более сложным, он вносит разнообразие в учебный процесс и позволяет уйти от двухмерности пространства и объема. Занимаясь графической переработкой натюрморта, помимо способов изображения, обучающиеся развивают и творческое мышление, связанное с передачей пространства. Пространство может быть как линейно-воздушным, так и смысловым. Задачи линейно-воздушной перспективы решаются во время выполнения учебных академических постановок, а смысловое пространство обучающиеся создают сами: работают с форматом и масштабом изображения, выделяют композиционный центр, выстраивают смысловые, а не пространственные планы. Опираясь на свой педагогический опыт, я заметила, что графика натюрморта очень привлекательна для учеников художественной школы, они с удовольствием занимаются любыми видами графической переработки. Условность графического языка, его выразительность, лаконизм и декоративность помогают им при реализации творческих замыслов не только в рисунке. Линейная графика самая понятная ребенку, ее особенно любят учащиеся младших классов. Она же и самая декоративная, так как многообразие линий в сочетании с многочисленными фактурами позволяет создавать индивидуальные композиции на основе поставленного натюрморта. Штриховая графика тесно связана с передачей объема и фактуры изображаемых предметов. Предварительно учащимся дается задание на придумывание различных фактур и в графической работе они должны разными техническими средствами уметь передавать фактуры дерева, стекла, меха, листьев и т.д. Конечно, в зависимости от возраста обучающихся, степень условности фактур должна варьироваться. Задания по штриховой графике выполняются тушью, пером или гелевой ручкой. Пятновая графика самая строгая, самая цельная и обобщенная, работая в этой технике ребенок совершает огромную аналитическую работу по переработке трехмерного пространства в двухмерное, по выявлению плоскостных характеристик предметов, выразительности их силуэтов. Сложность выполнения пятновой графики заключается в том, что ребенок в поставленном натюрморте видит не только свет и тень, но и массу полутонов, которые он должен сознательно обобщить в сторону белых или черных пятен. Затем происходит организация пятен в единую группу. На уроках я постоянно повторяю, что внутри листа необходимо следить за весовыми соотношениями черного и белого и за ритмом чередования черных и белых элементов — так называемый «принцип домино». Именно в пятновой графике обучающиеся меньше всего занимаются срисовыванием с натуры, а работают над сознательным отбором лишних элементов, отбором пятен по весу и характеру, по структуре композиции, что непременно, в той или иной степени, приводит к обобщенному восприятию постановки и целостному построению графической композиции Чтобы активизировать творческий познавательный процесс, уже с первого класса я начинаю вводить задания по переработке натюрморта в технике черно-белой графики. А так как в первом классе разделение на рисунок и композицию весьма условное, то и задания по композиции также имеют графическую направленность и помогают обучающимся в понимании законов и принципов этой техники. С каждым годом обучения степень сложности заданий усложняется, появляется вариативность, свобода выбора и индивидуальные предпочтения обучающихся. Но основные принципы графического изображения — ритм черно-белых пятен, выразительность линии и силуэта, цельность и обобщение, остаются и со временем оттачиваются до автоматизма. Владение техникой черно-белой графики помогает ребенку грамотно организовывать композицию (будь то постановка по живописи или рисунку, станковая или декоративная композиция), добиться выразительности художественного образа в целом и читаемости характеристик отдельных предметов. Поэтому в школе все учебные задания начинаются с разработки черно-белого варианта эскиза — основы дальнейшей успешной работы. 1. Формирование композиционных способностей есть комплексный процесс, включающий развитие способностей к художественно-изобразительной деятельности. 2. Развитие композиционных способностей в художественно-изобразительной деятельности предполагает развитие внимания, памяти, мышления, воображения и интуиции, благодаря которым осуществляется процесс формирования художественно-графического образа. 3. Особенности графического изображения обусловливают необходимость развития способности к обобщению и символизации, что обеспечивает выразительность графической композиции. 4. Выразительность графического образа является качеством, возникающим благодаря соотнесению значений художественных элементов в пространстве композиции. 5. Способность к созданию выразительной композиции зависит от способности к целостному ее представлению, воображению и умения его изображать на плоскости листа с помощью графических средств. 6. Формирование композиционных способностей не может быть успешным без системного развития способностей и навыков к изобразительной деятельности, качество которой обусловливается умением работать с художественным материалом и графическим инструментом. Для овладения техническими приемами и способами графического изображения необходимо развитие способностей к сенситивному и кинестетическому чувствованию. Решение этой задачи связано с изучением студентами теории построения движений и формированием навыка работы с художественным материалом. 7. Понимание смысловых отношений между элементами композиции обусловливает осознанное использование старшеклассниками в графической деятельности основных средств художественного выражения, таких как линии, пятна, точки, тональности, градиента, что позволяет создавать выразительный художественный образ. Также следует отметить, что существует два основных типа композиционного построения — симметричный и ассиметричный. Симметрия — это когда правая и левая стороны одинаковы. Ассиметрия — это когда они разные. Если применить это к композиции, то композиционный центр может располагаться по буквальному центру листа, а может быть смещён в правую или левую стороны. Таким образом, художник может создать ощущение динамичности (движения) в композиции, а может создать и ощущение статики (неподвижности). Ведь симметрия ассоциируется со статичностью, а ассиметрия с динамичностью. Используя этот принцип можно создавать интереснейшие ритмы в любых видах композиции — как в декоративной, так и в станковой. В композиции важно понимание «образа», как средства выражения уникальности задумки. Образ — это подобие воспроизводимого объекта, где передаются лишь некоторые из его характеристик. В качестве примера возьмём рисунок музыкального инструмента. Если в станковой композиции художник может буквально его изобразить, подробно повторив силуэт со всеми деталями и придав ему объём, то в декоративной композиции художник может выделить ряд характерных для данного объекта черт и передать в рисунке только их. Например, это могут быть своеобразные изгибы скрипки, которые художник легко нарисует только несколькими условными линиями, не изображая всех деталей инструмента. Или это может быть треугольник, форма которого лежит в основе части, например, балалайки. Здесь художник просто уложит несколько пятен краски по форме треугольника, а в результате будет угадываться характер этого инструмента. В итоге мы видим лишь некоторые черты, которые позволяют узнать в изображении музыкальный инструмент. Вышеописанный подход лежит в основе такого приёма как трансформация формы и её стилизация. Например, ту же балалайку можно «собрать» из геометрических фигур. А можно создать её силуэт из абстрактных пятен, штрихов, линий, точек и т. д. Т. е. художник трансформирует рисунок, изменяет и преобразует его, но характер изображаемого объекта остаётся узнаваемым. То, как художники это делают во многом обусловлено их творческим мышлением. Используя основополагающие приёмы стилизации, нужно стараться избегать шаблонности. К основным приемам трансформации можно отнести создание силуэта по форме образующей линии. Образующая линия — это линия лежащая в основе формы объекта. Например, кувшин из натюрморта имеет определённую форму, не похожую на формы других кувшинов. Художник замечает характер этой формы и повторяет его, но уже в стилизованном и трансформированном изображении кувшина. Т. е. в основе такой трансформации будет лежать образующая линия. Автор может воплотить эту линию в геометрических фигурах, абстрактных пятнах, и т. д. Кроме самих предметов, нам ещё нужно решить фон, на котором расположены наши воображаемые графин и яблоко. Но тут нужно помнить, что в декоративной композиции фон будет условным. Он не должен обязательно представлять из себя стол и стену. Он может быть абстрактным и состоять из вымышленных декоративных элементов. При заполнении предметов и фона декоративными элементами, нужно ещё помнить о преобладании какого-либо мотива. Если представить себе композицию из треугольников, прямоугольников и окружностей, то какая-то одна из этих фигур должна быть главной. Декоративное заполнение силуэтов здесь тоже может состоять из орнаментов с прямоугольным, треугольным и круглым мотивом. Но какой-либо один мотив должен быть преобладающим и основным. Если главный в композиции — треугольник, то разумно сделать главным мотивом декоративного решения силуэтов — треугольный мотив. ГЛАВА II. 2.1 Графические приемы и техники Графика - вид изобразительного искусства. Слово графика происходит от греческого слова графо, которое означает писать, чертить, процарапывать. Графические произведения, в отличие от живописных, передают самое главное без лишних деталей. Они будто отображают идею произведения. Графические работы могут быть черно-белыми, иногда цветными. В результате окружающий мир в графике очень выразительный, но несколько условный, образный. Самостоятельные, отдельные произведения называют станковой графикой. Несколько станковых листов, объединенных общей идеей, образуют графическую серию. Виды графики: - графика объединяет две группы художественных произведений: рисунок и печатную графику. Рисунок считают уникальным, потому что он существует в единственном экземпляре. В старину художники рисовали на папирусе, позднее - на пергаменте, с XIV в. - на бумаге. До нашего времени сохранилась традиция рисовать на ткани. Папирус – материал для письма, изготовленный из болотного растения папируса. Пергамент – материал для письма, изготовленный из кожи животных. В отличие от рисунка, печатная графика существует во многих экземплярах. Чтобы их получить, используют гравюру - изображение на твердом материале, которое покрывают красками, а потом отпечатывают на бумаге. Существуют разные техники гравюры: ксилография, линогравюра, офорт, литография. С появлением гравюры связано возникновение печатной книги и развитие книжной графики. В повседневности мы чаще всего сталкиваемся с промышленной графикой. Это - почтовые марки, афиши, театральные программки, этикетки, фирменные знаки, рисунки на коробках для тортов и конфет и т.п. Линогравюра - рисунок, вырезанный на линолеуме. Рисунок вырезают на линолеумной пластине стальными резцами разной конфигурации. В зависимости от формы резца линия, которую он оставляет, может быть совсем тоненькой, острой или же широкой, округленной. Таким образом изготавливают форму. Потом на нее наносят печатную краску с помощью специального оборудования - валиков. Печатают линогравюру на печатном прессе. При этом слой краски, нанесенный на форму, отпечатывается на бумаге. Бумажный отпечаток называют линогравюрой, или, обобщенно, как и все другие печатные техники, - эстампом. Ксилография (гравюра на дереве) - изображение, выполненное резцами на деревянной поверхности. Для этого пригодны не все породы деревьев. Художники используют грушу, дуб, бук, самшит. (Альбрехт Дюрер, иллюстрация к «Апокалипсису» (гравюра на дереве). Деревянную поверхность тщательно шлифуют и даже заглаживают воском. Рисунок вырезают так же, как и на линогравюре, но большая твердость дерева позволяет обогатить изображение мелочами, деталями. Выполнять такую работу сложнее. Печатают оттиск так же, как и линогравюру, с помощью печатного пресса на специальной эстампной бумаге. Эта техника старинная и пришла к нам из глубины веков. Именно таким образом выполняли первые печатные книги. Офорт, или гравюра на металле, - это несколько техник исполнения печатной формы из металла (меди, цинка). Рисунок наносят на предварительно обработанную, отшлифованную, гладкую пластину. Это может быть гравирование, процарапывание. Такая работа требует исключительной точности и физического напряжения. Существуют способы более легкого нанесения рисунка. Пластину можно покрыть защитным слоем специального лака и «рисовать», снимая лишь лак. Потом такую пластину погружают в емкость с кислотой, и кислота вместо гравера делает углубления в металле. Краску на офортную пластину наносят руками. Отпечаток делают на печатном станке. Мягкая бумага, прижимаясь к пластине, как бы выбирает краску из углублений. Литография - это гравюра на камне. Для нее используют специальный, литографский камень. Система нанесения рисунка на камень очень сложная. Это может быть и процарапывание, и нанесение рисунка кистью с тушью, и рисование карандашом. Во всех этих случаях используют материалы, предназначенные только для литографии. Эту технику можно рассмотреть на примере иллюстраций Е. Кибрика к повести Ромена Роллана «Кола Брюньон». Печатают оттиск на печатном станке. Литография позволяет достичь тонких градаций (переходов) тона, похожих на рисунок карандашом или акварелью. Благодаря этому литографские оттиски иногда напоминают акварельные рисунки. Монотипия – это оттиск краски с любой поверхности на бумагу. Такой оттиск существует в единичном экземпляре, на что указывает частица «моно» в названии. Это что-то среднее между печатной графикой и рисунком. Графические техники: - изображение может быть создано карандашом, углем, тушью, сангиной (красно-коричневым карандашом, изготовленным из особого сорта глины) и другими средствами; - о работе, созданной цветными мелками, мы скажем: выполнена в технике пастели. Графические выразительные средства — линия, пятно, точка, штрих, контраст фона и изображения. С помощью различных средств художественной выразительности и материалов художник может придать одному и тому же изображению различный характер или настроение. Например, образ ветки дерева в рисунке точкой нами воспринимается как некая незаконченность, непредсказуемость, мягкость, освещённость; с помощью штриха проявляется резкость, динамика изображения; линии создают ощущение текучести и активности рисунка. Сравните приведённые ниже иллюстрации применения графических средств. Точка является самым мелким из всех изобразительных средств. Выполнение рисунка точкой или пунктиром — наиболее трудоёмкий процесс, но даёт больше возможностей при передаче объёмности. Точка хорошо «работает» в большой группе других точек, заполняющих плоскость листа. Используя точки разного размера, можно добиваться создания иллюзии цилиндрических и сферических поверхностей, лёгкой дымки и складок. Штриховой рисунок более эмоционален. Штрих даёт больше возможностей выразить тон, фактуру поверхности, пространство. Существует еще не менее важное и выразительное средство - локальное пятно, дающее возможность быстро прокрывать нужную область в композиции тоном и на контрасте передающее четкость обозначенных границ. 2.2 Этапы работы над серией натюрмортов Что же представляет собой натюрморт? Первым делом в голову приходят кувшин или ваза, фрукты, овощи, чашки, цветы и т.п. На самом деле натюрморт может содержать абсолютно любые неодушевленные предметы в количестве двух или более, обычно небольших размеров, лежащие на поверхности. Наш натюрморт декоративный, а по виду учебно-творческий. В декоративном натюрморте главной задачей является выявление декоративных качеств натуры, создание общего впечатления нарядности. Основной принцип решения декоративного натюрморта является превращение пространственной глубины изображения в условное плоскостное пространство. Декоративный натюрморт дает возможность развития у будущих художников чувство цветовой гармонии, ритма, в целом активизирует творческие способности учащегося. Прежде чем начать работу над данной темой, мы с детьми прошли долгий путь от монокомпозиции в декоративном искусстве, трансформации и стилизации изображения отдельных предметов быта, и соединения предметов в композицию, исполняли натюрморты в графике с выявлением объема при изучении «большой тени» и «большого света». Учащиеся дома копировали произведения русских и зарубежных художников, которые писали в декоративной манере натюрморты. Затем в манере заданного художника они исполнили натюрморт с натуры, но уже в классе. Для удачного проведения занятия в классе должно присутствовать достаточное количество предметов для составления нескольких натюрмортов; обязательным является хорошее освещение. Классное помещение должно быть просторным. Задача рисунка – научить учащихся видеть и изображать предметы окружающего нас мира. Плоская поверхность, не имеющая на себе никаких предметов, воспринимается нами, как неорганизованная. Линия, нанесенная на эту поверхность, является первичным организационным элементом. Симметричное и ассиметричное линий определяет статическое или динамическое начало изображения. Две координаты – горизонталь и вертикаль – определяют характер плоской поверхности. В рисунке линия – простейший и главный элемент изображения: а) как самостоятельных художественный элемент изображения; б) как основа построения формы. Выразительность линейного языка рисунка зависит и от характера линий: прямая, кривая, тонкая, толстая, сплошная, прерывистая; от тонального цвета линий: черная, серая, светлая, цветная. Существует определенная закономерность, основанная на различных сочетаниях линий: линейный контраст и нюанс или равенство линий. Используя образные возможности линий, художник может получить плоскостное изображение или пространственное изображение. Восприятие однородности плоской поверхности достигается ее членением одинаковым по силе линиям в строго определенном ритме. Неравномерные изменения по начертанию и силе линии вызывают иллюзию искажения, деформации плоскости. Это следует учитывать тогда, когда средствами контраста и нюанса линий хотят выявить определенную структуру этой плоскости. Понятие «тон» мы принимаем, как обозначение светлоты или темноты предмета, выражающееся в соотношении белого и черного. Таким образом, предметы нейтрально окрашенные (ахроматические) – белые, серые, черные – характеризуют тон. Понятие «тон» так же связано с освещением. Последовательное и непрерывное расположение ахроматических цветов по светлоте в пределах определенных границ (белое-черное) показывает, что каждый промежуточный серый цвет имеет вполне определенное место в этом ряду. Светосильный контраст и иррадиация относятся к закономерностям зрительного восприятия. Светлотный контраст разделяется на: одновременный, пограничный и последовательный. Сущность одновременного контраста состоит во взаимном усилении двух противоположных тонов, поставленных рядом. Выявление неоднородной структуры плоской поверхности, т.е ее зрительная деформация, достигается контрастами ахроматических цветов. Целостность и плоскостность поверхности достигается единством тональности или сближенными тональными отношениями или равномерным распределением черно-белого. Количественное и качественное соотношение светлого и темного влияют на зрительную характеристику изображения. Преобладание черного цвета вызывает ощущение тяжести, монументальности. Светлого – воздушности, легкости. Основная цель практической работы – выполнить серию графических листов и закрепить основные методы работы тушью-пером. В своей дипломной работе я об....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: