VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Стрессоустойчивость старших школьников, обучающихся в профильных классах

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W008305
Тема: Стрессоустойчивость старших школьников, обучающихся в профильных классах
Содержание
Тема: «Стрессоустойчивость старших школьников, обучающихся в профильных классах»

































Содержание

  Определения, обозначения и сокращения…………………………………….3

Введение………………………………………………………………………...6                                           

1.1.  Теоретические подходы в понимании стрессоустойчивости личности и ее структурных компонентов в современной психологии……………….....12                                              

1.2. Факторы, влияющие на формирование стрессоустойчивости старших подростков……………………………………………………………………..21      

1.3. Специфика стрессоустойчивости старших подростков, обучающихся в профильных классах…………………………………………………………..28

Заключение…………………………………………………………………….40

Библиографический список…………………………………………………..42                                                          Приложение. План эмпирического исследования……………..……………49                          















































ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

В настоящей курсовой работе применяются следующие термины с соответствующими определениями.

Нервно-психическая устойчивость - способность личности сохранять адекватность психического состояния и эффективность деятельности в экстремальных условиях (Дорогов П.П.).

Предметно – ориентированные  классы - это углубленное изучение блока предметов без ориентации на конкретную профессиональную сферу и дают возможность поступления в широкий спектр вузов, где предусмотрены вступительные испытания по предметам, изучавшимся углубленно (Мещеряков Б., Зинченко В.). 

Психическая устойчивость - способность личности сохранять адекватность психического состояния и эффективность деятельности в экстремальных условиях (Секач М.Ф.).

Психологическая диагностика – это исследование личности, которое позволяет получить информацию о врожденных способностях учащегося, помогает осознать ему свои внутренние ресурсы, найти свое место в жизни и максимально реализовать свои способности (Дубровина И.В.).

Психологические условия – это совокупность явлений внутренней и внешней среды, вероятностно влияющих на развитие конкретных психологических явлений, причем эти явления опосредованы активностью самой личности, границами людей (Немов Р.С.).

Профильное обучение – это система специализированной подготовки старшеклассников, направленная на то, чтобы сделать процесс их обучения на последней ступени общеобразовательной школы, более индивидуализированным, отвечающим реальным запросам и ориентациям, способная обеспечить осознанный выбор школьниками своей профессиональной деятельности (Мещеряков Б., Зинченко В.).

Профильное обучение в старшей школе – это средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами и намерениями дальнейшего продолжения образования (Мещеряков Б., Зинченко В.).

Профессионально-психологическая устойчивость - способность личности сохранять адекватность психического состояния и эффективность деятельности в экстремальных условиях (Василенко Е.В.).

Стадия истощения – это достаточно длительное время человек продолжает бороться со стрессовым фактором, то наступает момент, когда организм уже не может найти силы, чтобы справиться с ситуацией (Селье Г.). 

Стадия сопротивления – наступает при сильном воздействии стрессогенного фактора и его действии достаточно длительный промежуток времени (Селье Г.). 

Стадия тревоги — это первоначальный ответ нашего организма на опасность или угрозу, необходимый для того, чтобы помочь справиться с ситуацией (Селье Г.). 

Стресс – это взаимодействие стимула и реакции, т.е. стрессора и стрессовой реакции (Селье Г.).  

Стрессор – это стимул, запускающий в действие систему реакций организма человека, направленных на адаптацию (Селье Г.).

Стрессовая реакция - особое состояние организма человека, возникающее в ответ на сильный внешний раздражитель (Селье Г.).

Стрессоустойчивость - это свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности (Варданяну Б.Х.).

Школьное консультирование – это организованное общение педагога-психолога с учащимися, педагогами, родителями или лицами, их заменяющих (законными представителям ребенка) (Елизаров А.Н., Истратова О.Н., Семаго М.М., Семаго Н.Я.).





































ВВЕДЕНИЕ

Система образования в данное время переживает кризис, который был вызван различного рода причинами, среди которых выделяются: преобладание у современной молодежи культурных ценностей зарубежья, потеря духовных связей между поколениями. Внедрение новых образовательных технологий, не всегда прошедших экспериментальную апробацию и положительно воздействующих на развитие личности подростка, недостаточно эффективно. Постоянно усложняющаяся образовательная программа, наиболее часто некорректно реализуемая дифференциация в процессе обучения, распределение школьников по престижным классам, школам, гимназиям, что в свою очередь способствует увеличению стрессовых факторов, которые оказывают влияние на эмоциональное состояние как взрослых, так и детей. Здесь актуализируется значение соблюдения Закона Российской Федерации «Об образовании», который одним из основных принципов государственной политики провозглашает «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека».

Термин «здоровье» в «Энциклопедическом словаре медицинских терминов», определяется как состояние полнейшего душевного, физического или социального благополучия. Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) было введено понятие «психическое здоровье», которое рассматривается как состояние душевного благополучия, характеризуется отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.

Эксперты Всемирной организации здравоохранения делают акцент на том, что именно в детском возрасте проблемы психического здоровья имеют прямую связь с нравственной атмосферой, его культурными стандартами как социального учреждения и характером взаимоотношений между учителями и учащимися.

Главной составляющей психического здоровья является стрессоустойчивость, определяющаяся как способность противостоять стрессовой ситуации, самостоятельно решать проблемы, которые возники на пути ее духовного роста и физического самосовершенствования. Отсюда следует,что процесс формирования стрессоустойчивости является важным условием для сохранения психического здоровья личности.

Актуальность проблемы формирования стрессоустойчивости старших школьников и поиск путей предотвращения стрессов в процессе учебной деятельности повышается по ряду разных причин, из этого ряда необходимо выделить: сложные возрастные проблемы в подростковом возрасте (новые отношения со взрослыми и сверстниками, особенности «Я-концепции», подростковый пубертат), не зная эффективность системы психолого-педагогической помощи и поддержки школьников с низкой стрессоустойчивостью в процессе школьного обучения; отсутствие в учебной программе занятий по профилактике стрессовых состояний учащихся и формированию стрессоустойчивости как важнейшей составляющей здоровья учащихся.

Проблема психического здоровья учащихся рассматривалась также и во многих педагогических, медицинских и психологических работах. Было установлено А.И. Захаровым, И.С. Коном, что детство характеризуется повышенной чувствительностью к средовым факторам, наиболее стрессовыми из которых является деформация системы отношений развивающейся личности. Так же была исследована взаимосвязь между дезадаптацией и акцентуациями характера, которые возникают в подростковый период, их избирательной чувствительностью к некоторым факторам, а именно эмоциональное отвержение со стороны взрослых, нехватка внимания от педагогов к личностным особенностям подростков, в работах А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер. 

Отсюда следует,что в педагогике и возрастной психологии довольно глубоко рассматривается проблема стресса, адаптации и дезадаптации учащихся в современном образовательном процессе. Но, анализ научно-педагогической литературы показывает, что исследования, которые относятся к стрессоустойчивости старших школьников, обучающихся в профильных классах, мало изучены стрессовые факторы, которые имеют место в учебной деятельности, их влияние на здоровье школьников, характерологические особенности стрессоустойчивых подростков, взаимосвязь их личностных свойств и возрастных особенностей со стрессоустойчивостью. Все это способствовало научно-исследовательскому интересу к проблеме, а недостаточная ее разработанность определили личный выбор темы курсовой работы: «Стрессоустойчивость старших школьников, обучающихся в профильных классах».

Объектом исследования данной работы является стрессоустойчивость старших подростков.

Предмет исследования – стрессоустойчивость старших школьников, обучающихся в профильных классах.

Цель исследования – выявить специфику стрессоустойчивости старших школьников, обучающихся в профильных классах. 

Задачи исследования:

Рассмотреть теоретические подходы в понимании стрессоустойчивости личности и ее структурных компонентов в современной психологии                                                   

Выявить факторы, влияющие на формирование стрессоустойчивости старших подростков                                                                                                         

Определить специфику стрессоустойчивости старших подростков, обучающихся в профильных классах.

Разработать план эмпирического исследования, направленного на выявление специфики стрессоустойчивости старших подростков, обучающихся в профильных классах.                                                                                         

Проведенный анализ теоретической части позволил сформулировать следующую гипотезу нашего исследования: стрессоустойчивость старшеклассников, обучающихся в профильных классах характеризуются оптимальным уровнем личностной и ситуативной тревожности, позитивной «Я-концепцией, интернальным локусом-контроля. 

Теоретико-методологические основания работы: принципы субъектно - деятельностного подхода, раскрытые в работах С.Л. Рубинштейна, Абульхановой - Славской; теория учебной деятельности С.Л. Давыдова; положения системного подхода и общепсихологическая концепция К.А. Абульхановой - Славской, Б.Г. Ананьева, Л.И. Анцыферовой о единстве и взаимосвязи свойств человека как личности и субъекта деятельности; концепции стресса Г. Селье, Р. Лазаруса, Л.А. Китаева-Смыка и др. 

Методы исследования: теоретический (анализ психолого-педагогической литературы, обобщение и систематизация данных).

Практическая значимость состоит: в разработке организационного и методического обеспечения процесса формирования стрессоустойчивости в учебной деятельности, возможности использования его теоретико - прикладных результатов в образовательных учреждениях, психологических и социально-педагогических центрах. 

Результаты нашего исследования могут стать основой для разработки психологами и педагогами индивидуальных приемов работы с подростками, имеющими трудности в обучении и поведении. 

Структура работы: наша курсовая работа состоит из введения, теоретической части, заключения, списка использованных источников, приложения.

В введении определены: актуальность, объект, предмет, цель и задачи исследования, сформулирована гипотеза, определены методы исследования, описана структура курсовой работы. 

В первой главе нашего исследования представлен теоретический анализ проблемы стрессоустойчивости старших школьников, обучающихся в профильных классах, рассмотрены теоретические подходы в понимании стрессоустойчивости личности и ее структурных компонентов в современной психологии, факторы, влияющие на формирование стрессоустойчивости подростков, также специфика стрессоустойчивости старших подростков, обучающихся в профильных классах.

В заключении мы делаем общие выводы по результатам теоретического этапа исследования проблемы. 



















ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ



1.1.  Теоретические подходы в понимании стрессоустойчивости личности и ее структурных компонентов в современной психологии

Понятие «стресс» первоначально было заимственно из техники, где оно было использовано для обозначения внешней силы, которая прилагалась к физическому объекту и вызывала его напряжение, то есть временное или постоянное изменение структуры объекта [47]. В таких науках как: физиологии, психологии, медицине термин стресс использовался для описания большого количества состояний человека, которые возникают в ответ на разнообразные экстремальные ситуации.

Многие исследователи понимали термин стресс по-разному. Но при этом, в современной научной психологической литературе понятие «стресс» применяется, в основном, в трех значениях.

1. Стресс понимается как любые внешние стимулы или события, которые провоцируют у личности напряжение или возбуждение, направленные на адаптацию к этому воздействию. При этом понимании «стресс» сводится к термину «стрессор».

2. Стресс может относиться к субъективной реакции и в этом значении он отражает внутреннее психическое состояние, эмоции, защитные реакции и процессы преодоления стресса (копинг-стратегии), происходящие в самом человеке. В данном случае к явлению стресса относят только реакцию организма, которая направлена на адаптацию к определенному стимулу. Это соответствует пониманию «стрессовой реакции».

3. Стресс может быть физической реакцией организма на предъявляемое требование или вредное воздействие. Стресс понимается как взаимодействие стимула и реакции, т.е. стрессора и стрессовой реакции.

В нашей работе мы будем понимать стресс как комбинацию стрессора и стрессовой реакции. Без наличия одного из данных компонентов стресс не может существовать. Стрессор может только возбуждать стрессовую реактивность.

В своей теории Г. Селье [42] делал акцент на том, что стрессором может быть не только отрицательное событие в жизни, но и благоприятное событие, которое требует адаптацию к произошедшим изменениям.

Стрессовая активация может иметь положительную мотивацию, которая вызывает положительные эмоциональные реакции, эти состояния называются эустресс [38]. Все эмоционально-стрессовые состояния, которые связаны с отрицательными переживаниями, и имеющие ослабляющую, деструктивную силу обозначают как дистресс [38].

Развитие стресса характеризуется наличием двух факторов [26]:

Первый, это стрессор;

Второй фактор, это стрессовая реакция.

Стрессор – это стимул, который запускает в действие систему реакций организма человека, которые направлены на адаптацию. Существует множество видов стрессоров: 

1) стрессоры окружающей среды;

 2) психологические стрессоры; 

3) социологические стрессоры.

Природа стрессора, в большинстве случаев, определяет характер стресса (эмоциональный, физический и др.). В связи с особенностями раздражителя выделяют 2 основных вида стресса [38].

1) Физиологический стресс - возникает при воздействии на человека внешних факторов, а именно тепло, холод, боль, жажда, голод и т.д. наиболее ярким примером физиологического стресса является реакция организма на диету. Во время диеты человек сознательно ограничивает себя в той или иной привычной пище или её количестве. На ограничение питания организм реагирует единственно возможным для себя способом – стрессом, так как он старается приспособиться к новым условиям. То же самое происходит, когда человек возвращается к своему прежнему режиму и рациону питания: организм вынужден адаптироваться заново, поэтому вновь возникает стресс.

2) Психологический стресс – возникает, в результате восприятия человеком ситуации, в которой он находится, как трудной или угрожающей. Механизм развития психологического стресса можно рассмотреть на примере студента, который готовится к защите курсовой работы. Уровень выраженности признаков стресса будет зависеть от ряда факторов: ожиданий, мотивации, установок, прошлого опыта.

Стрессовая реакция - состояние организма человека, которое возникает в ответ на сильнейший внешний раздражитель. Характер реакции человека на воздействие потенциального стрессора зависит, прежде всего, от субъективной оценки человеком ситуации.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что возникновение и переживание стресса зависит не так от объективных, как от субъективных факторов и особенностей самого индивида: оценки им ситуации и прошлого опыта.

В следствии многолетних исследований Г. Селье выделил три стадии становления стресса [46]:

1. Стадия тревоги — это первоначальный ответ нашего организма на опасность или угрозу, необходимый для того, чтобы помочь справиться с ситуацией. Как только наш мозг воспринимает опасность, то сразу же в кровь в огромном количестве выбрасываются гормоны тревоги, сердце начинает быстрее биться, кровь от внутренних органов устремляется к тем частям тела, которым предстоит действовать, печень вырабатывает больше сахара, обеспечения мышц энергией. Ресурсы организма расходуются в этот период неэкономно в попытке добиться цели любой ценой. Так как чрезмерный избыток гормонов и энергии, а также функционирование систем органов «на износ» являются угрозой для жизнедеятельности организма, довольно быстро активизируются механизмы, которые снижают воздействие стресса.

Отсюда следут, что биологический смысл стадии тревоги заключается в максимальной мобилизации адаптационных ресурсов организма, быстром приведении человека в состояние напряженной готовности.

2. Стадия сопротивления – наступает при сильном воздействии стрессогенного фактора и при его действии достаточно затяжного промежутка времени. На этой стадии происходит адаптация организма к изменяющимся условиям. В этом случае активность физиологических процессов резко снижается, все ресурсы расходуются оптимально — организм полностью готов к длительной борьбе со стрессором, его устойчивость к различным воздействиям повышена.

Таким образом, изменения, которые происходят на этой стадии адаптационного синдрома, являются обратимыми, поскольку прекращение воздействия стрессора возвращает организм в состояние нормы.

3. Стадия истощения. Если долгое время индивид борется со стрессовой ситуацией, то наступает тот момент, когда организм уже не может найти силы, чтобы справиться с данной ситуацией. На этой стадии запас энергии полностью истощен. Человек больше не имеет возможности сопротивляться стрессу. На этой стадии происходят дезадаптивные нарушения, и, если действия стрессора продолжаются, то организм может погибнуть.

Концепция, которую разработал Г. Селье, абсолютно изменила подход к лечению и профилактике не только психических заболеваний, но и физических. Современная медицина, взяв за основу теорию Селье, продолжает развивать её. После определения важности стресса для развития индивида, ученые начали искать золотую середину. Оптимальная цель- ограничить вредоносный эффект стресса, поддерживающий качество и активность образа жизни.

В современной науке для описания способности личности сохранять адекватность психического состояния и эффективность деятельности в экстремальных условиях исследователи используют различные термины:

– «стрессоустойчивость» (Ахвердова О.А., Боев И.В.),

– «психическая устойчивость» (Секач М.Ф.),

– «психологическая устойчивость» (Аршинова В.В., Шувалова С.А.),

– «нервно-психическая устойчивость» (Дорогов П.П.),

– «профессионально-психологическая устойчивость» (Василенко Е.В.).

Все выше перечисленные понятия достаточно специфичны, но при этом в их основе есть общие положения о том, что стрессоустойчивость предполагает:

1) способность поддерживать оптимальную работоспособность и эффективность деятельности в напряженных ситуациях;

2) способность личности сохранять оптимальное психическое состояние при воздействии негативных факторов.

Стрессоустойчивость — это функция двух переменных — окружающей среды и внутренней системы [26]. Таким образом, все существующие виды устойчивости, являются неотъемлемыми компонентами такого целостного явления, как психическая устойчивость личности.

Со стороны психологии стрессоустойчивость отражает функциональные характеристики значимых психических процессов, качеств и свойств личности, а также степень адекватности психологической системы деятельности требованиям конкретных ситуаций.

С.В. Субботин говорит о том, что «стрессоустойчивость — это комплексная индивидуальная психологическая особенность, которая заключается во взаимосвязи различных свойств индивидуальности, что ведёт к оптимальному взаимодействию субъекта с окружающей средой в различных условиях жизнедеятельности» [6].

О.В. Лозгачёва под стрессоустойчивостью понимает «комплексное свойство человека, которое характеризующееся воздействием внешних и внутренних факторов в процессе жизнедеятельности, которое обусловлено уровнем активации ресурсов организма и психики индивида, проявляющееся в показателях его функционального состояния и работоспособности» [16].

Стрессоустойчивость по мнению Б.Х. Варданяна - «свойство личности, которое обеспечивает гармоничное отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и содействующее успешному выполнению деятельности» [25].

Наиболее развернутое определение стрессоустойчивости даёт П. Б. Зильберман. Он описывает стрессоустойчивость как «интегративное свойство личности, характеризующееся взаимодействием эмоциональных, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке» [16]. 

М.Ф.Секач структуру стрессоустойчивости описывает как динамическую структуру, которая включает: волевой, интеллектуальный и эмоционаный компоненты.

Волевой компонент, выражается в самообладании, сознательной саморегуляции действий, приведении их в соответствие с требованиями ситуации [22]. 

Интеллектуальный, отражает умственную работоспособность и тип мышления.

Эмоциональный, накопленный в процессе преодоления сложных ситуаций и проявляется в уверенности, в чувстве воодушевления и удовлетворения от выполнения задачи.

При этом предложенный список для описания сущности термина стрессоустойчивости не является полным, так как Ю.Н. Гурьянов, С.А. Козлов, В.Ф. Власов рассматривают еще целый ряд структурных компонентов: 

- познавательный, который характеризует степень осознания и понимания служебной задачи; 

- операциональный (моторный), объединяет применяемые способы и приемы деятельности, также обеспечивает владение способами и приемами деятельности, необходимыми навыками и умениями по использованию технических и др. средств; отражает устремленность личности на выполнение поставленной задачи. Также данный компонент представлен проявлением различных мотивационных тенденций, которые выпоняют побудительную, смыслообразующую и регулятивную функцию; 

- физиологический компонент, определяет запас энергетических возможностей организма; 

- коммуникативный компонент, характеризует социально-психологический аспект деятельности личности, состояние готовности к взаимодействию [28, С. 267]. 

    Н.И. Бережная описывает категорию стрессоустойчивости как качество личности, которое состоит из совокупности следующих компонентов:

психофизиологический (тип, свойства центральной нервной системы);

волевой, который выражается в сознательной саморегуляции действия, приведении его в соответствие с требованиями ситуации;

интеллектуальный, действующий на оценку требований ситуации, прогноз возможного изменения, принятие решений о способах действий [13].

мотивационный, считается, что сила мотивов во многом определяет эмоциональную устойчивость;

эмоциональный опыт личности, накопленный в процессе преодоления отрицательных влияний экстремальных ситуаций;

   В структуру стрессоустойчивости Р.М. Шагиев включил следующие блоки:

психодинамические свойства (активность, эмоциональная возбудимость, темп реакций);

волевые качества (выдержка, инициативность, самостоятельность, ответственность, целеустремленность, настойчивость, самоконтроль, энергичность);

особенности саморегуляции поведения (планирование, общий уровень саморегуляции поведения, моделирование, оценка результатов, гибкость,);

мотивация (мотивация стремления к успеху) [26].

    А.Л. Рудаков в качестве компонентов стрессоустойчивости выделяет: направленность личности, локус контроля, личностную рефлексию,ситуативную и личностную тревожность, самооценку, когнитивный стиль и показатели нейротизма [36].

Из выше перечисленного следует, что стрессоустойчивость является очень сложным, разноуровневым и содержательным качеством личности. В нём объединяется целый комплекс способностей и широкий круг различных явлений. В структуре стрессоустойчивости личности психологи выделяют эмоциональный, волевой, интеллектуальный, мотивационный, коммуникативный, операциональный и многие другие компоненты. Но при этом, все компоненты стрессоустойчивости находятся в определенной взаимосвязи, и возможна компенсация не выраженности одних за счет большей развитости других.



1.2. Факторы, влияющие на формирование стрессоустойчивости старших подростков

В критических ситуациях поведение личности, обладает стрессоустойчивостью, в целом осуществляется по следующей схеме: задача - актуализируемый ею мотив - осуществление действий, которые ведут к реализации этого мотива - осознание трудностей - негативная эмоциональная реакция - поиск способов преодоления трудностей - снижение силы отрицательных эмоций - улучшение функционирования [27].

Психотравмы (стрессогенные факторы) можно классифицировать:

1) по силе;

2) по значимости для личности;

3) по направленности информации;

4) по разрешимости;

5) по длительности

Неблагоприятные состояния возникают в том случае, когда нагрузка превышает устойчивость человека. Умеренный эмоциональный стресс активизирует резервные возможности человека.

За последние десятилетия сделан ряд попыток выделить основные стрессогенные ситуации. Но определить степень трудности, стрессогенности различных ситуаций оказалось очень сложно. Одно и то же событие у разных людей может вызвать резкое противодействие, породить негативные чувства или пройти почти незамеченным. То есть, один и тот же раздражитель воздействует на разных людей по-разному. [18]

Вопросами стрессоустойчивости занимались многие ученые. К.А. Абульханова - Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анциферова, В.В. Собольников исследовали проблемы взаимосвязи личности и деятельности, развития личности на жизненном пути, роли трудных жизненных ситуаций в этом процессе [17,6,13]. Выделяют три основных фактора, которые влияют на стрессовые состояния: физиологический, поведенческий и субъективный. Л.А. Китаев-Смык добавляет к данному перечню социально-психологический фактор, в первую очередь изменения в общении, а также психологический фактор стресса.

В современных исследованиях проблемы стрессоустойчивости личности большое внимание уделяется психологическим, личностным детерминантам, определяющих реагирование человека в условиях стресса.

Интенсивность стрессового состояния зависит не только от условий воздействия стрессоров, но и от мотивационных и социальных характеристик человека, которые являются существенной детерминантой поведения его в стрессе.

За последние десятилетия сделан ряд попыток выделить основные стрессогенные ситуации. Но определить степень трудности, стрессогенности различных ситуаций оказалось очень сложно. Одно и то же событие у разных людей может вызвать резкое противодействие, породить негативные чувства или пройти почти незамеченным. Т.е. Один и тот же раздражитель воздействует на разных людей неодинаково. [28]



 1.3. Специфика стрессоустойчивости старших подростков, обучающихся в профильных классах

В наибольшей степени удовлетворяет образовательные потребности учащихся профильное обучение. 

Профильное обучение – это система специализированной подготовки старшеклассников, направленная на то, чтобы сделать процесс их обучения на последней ступени общеобразовательной школы, отвечающим реальным запросам и ориентациям, способная обеспечить осознанный выбор школьниками своей профессиональной деятельности [9].

Профильное обучение в старшей школе – это средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами и намерениями дальнейшего продолжения образования [47].

Главное цели и задачи профильных классов (групп) соответствуют целям и задачам, определяющим деятельность образовательного учреждения. Профильные классы (группы):

-   обеспечивают социализацию личности;

-   обеспечивают углубленное овладение знаниями и умениями по профилирующим дисциплинам;

-   предоставляют обучающимся оптимальные условия для получения среднего (полного) общего образования;

-   обеспечивают непрерывность среднего (полного) общего образования;

-  осуществляют раннюю профилизацию, воспитание устойчивого интереса к избранному профилю.

Профильные классы можно распределить на два вида: предметно – ориентированными и профессионально – ориентированными. 

Предметно – ориентированные классы предполагают углубленное изучение блока предметов без ориентации на конкретную профессиональную сферу и дают возможность поступления в широкий спектр вузов, где предусмотрены вступительные испытания по предметам, изучавшимся углубленно. 

Профессионально – ориентированные классы предполагают изучение курсов с ориентацией на конкретную профессиональную сферу. Эти профильные классы дают возможность учащимся подробнее ознакомиться с предполагаемой профессией и даже получить начальные профессиональные знания и навыки и попробовать себя в профессии. 

Профильное обучение во многих источниках рассматривается как многостороннее комплексное средство повышения качества, эффективности и доступности общего образования, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании, организации образовательного процесса и дифференциации в большей мере учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать возможности для ориентации образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности построения обучающимся индивидуальной образовательной траектории, обеспечивается более высокий уровень его подготовки для продолжения обучения в избранном направлении. 

Чаще всего ориентирами при выборе школы или профильного класса для школьника остаются не собственные образовательные потребности и оценка своих возможностей, а совсем другие факторы, среди которых: 

качество образования, предоставляемое ближайшими образовательными учреждениями; 

 разработанность предлагаемых профилей (наиболее разработанными являются гуманитарный и естественно – математический);

  наличие связей в системе «школа – ВУЗ»; 

 престижность профильного класса особенно в условиях конкурсного отбора. 

При этом ответственность за последствия сделанного выбора возлагается на семью и самого ученика. Поэтому, оказавшись в ситуации информационного стресса, школьник преодолевает ее доступными способами. В результате углубленное или дополнительное изучение предметов, которые не входят в структуру жизненных планов ученика, также, как и при традиционном обучении приводит к неоправданному увеличению учебной нагрузки и без того напряженного периода его жизни, а профильное обучение становится препятствием для реализации школьником имеющегося у него ресурсного потенциала и источником стресса. Нереализованная мечта может стать для него причиной непрекращающегося стресса. Таким образом, профильное обучение, не соответствующего возможностям и жизненным планам школьника, становится для него источником стресса, таким же, как традиционное обучение; сама ситуация выбора может быть стрессовой, если отсутствуют необходимые условия (информационная обеспеченность, консультация психолога). 

Профилизация обучения направлена на развитие более узких специальных способностей. Несвоевременное узконаправленное развитие личности может нарушать ее гармонию, препятствовать самореализации за стенами школы, стать причиной дезадаптации в обществе. Например, современные лицеи можно рассматривать как образовательные модели физико – математического профиля. Выпускники подобных образовательных учреждений имеют более широкие возможности в плане профессионального выбора, профессиональной мобильности за счет высокого интеллектуального потенциала. У них может быть снижено количество факторов учебного стресса. Но оказавшись в трудных жизненных ситуациях, они могут терпеть неудачи, обусловленные недостаточной сформированностью социальных и коммуникативных компетенций, позволяющих успешно решать жизненные задачи. 

При переходе от средней к старшей ступени образования в качестве важнейших предпосылок успешного обучения и развития выступают ориентированность старших школьников на осознанный выбор профессии и личностное самоопределение, осознание личностной значимости учебно-познавательной деятельности, овладение умением успешного сотрудничества со взрослыми и сверстниками, стрессоустойчивость старшеклассника защищает его личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу внутренней гармонии, полноценного психического здоровья, высокой работоспособности и адаптации, особенно в связи с переходом в профильные классы.

Как правило, профильный класс – это новый коллектив. Учащийся знакомиться с новыми педагогами, осваивает усложненную учебную программу. Новая образовательная среда влияет на самооценку, стрессоустойчивость, стремление к успеху. На каждом возрастном этапе школьного обучения учащийся так или иначе проявляют стрессоустойчивость. Основываясь на теоретическом подходе А.М. Столяренко, мы можем говорить о том, что стрессоустойчивость старшекласника, обучающегося в профильном классе – это сложное качество личности, которое включает в себя: 1) поведенческий опыт в стрессогенных ситуациях (моделируемых при проведении психологической тренировки), 2) пониженную эмоциональную реактивность на эмоциогенные факторы и ситуации, свойственные учебной деятельности, 3) развитые волевые качества – способность к самомобилизации, выдержка, мужество, храбрость,.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44