- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Выездной туризм как часть национальной экономики
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R000726 |
Тема: | Выездной туризм как часть национальной экономики |
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..6 1 ВЫЕЗДНОЙ ТУРИЗМ КАК ЧАСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ…..……………………………….….……………………….................9 1.1Понятие сущность, вида выездного туризма…………………………………9 1.2 Особенности рынка выездного туризма………………....…………………..12 1.3Модели эффективного взаимодействия на рынке выездного международного туризма……………………………………………………………..21 2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВЫЕЗДНОГО ТУРИЗМА Г. НОВОСИБИРСКА……..27 2.1 Характеристика г. Новосибирска………………………………………….....27 2.2 Европейское направление выездного туризма г.Новосибирска ..................34 2.3 Азиатские направления выездного туризма г.Новосибирска……..............46 3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫЕЗДНОГО ТУРИЗМА Г.НОВОСИБИРСКА….……………………..…..………53 3.1 Направления совершенствования организации выездного туризма г. Новосибирска………………………………………………………….………………53 3.2 Перспективы развития выездного туризма г.Новосибирске…………………............................................................................67 4 ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………..….……69 4.1Производственный травматизм и меры по его предупреждению…………………………………………………………………........69 4.2 Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера………………………………………………………………………........….77 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...…………..........….80 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...…...83 ВВЕДЕНИЕ Выездной туризм – выезд и путешествие жителей какой-либо страны (региона) по другой стране (региону). Туризм как временные выезды - (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания” по определению Федерального Закона “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”, принятого 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ. Туризм-явление многогранное, он воплощается во многих формах, и в литературе встречается множества его определений. Туризм является движением путешественников к месту назначения, которое может находиться как в стране, так и за ее приделами. Выездной туризм - как отрасль народного хозяйства страны может быть производительным и очень прибыльным при решении комплекса вопросов, удовлетворяющих, с одной стороны интересы регионов и организаций, занимающихся туризмом, наличием постоянного и устойчивого источника дохода, и с другой стороны интересы конечных потребителей услуг - туристов из г.Новосибирска и других стран мира. В большинстве высокоразвитых стран более половины населения проводит отпуска вне дома, причем большая часть из них выезжает за рубеж, и эта часть населения увеличивается год от года. Для ощущения экономического эффекта выездного туризма от государственной власти нашей страны требуется создание определенной модели, при которой выездной туризм посредством развития экспортно-импортных отношений будет стимулировать развитие наиболее конкурентных сфер отечественного производства или сферы услуг. Рассмотрение процесса формирования эффективного выездного туризма и проблемы туризма в Новосибирске. Целью дипломной работы является исследование особенностей организации выездного туризма в Новосибирске. В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи: - Рассмотреть понятия, сущность, виды выездного туризма; - Раскрыть особенности рынка выездного туризма; - Охарактеризовать модели эффективного взаимодействия на рынке выездного туризма; - провести анализ состояния выездного туризма г. Новосибирска; - Разработать рекомендации по совершенствованию организации выездного туризма г. Новосибирска; - Определить перспективы развития выездного туризма г. Новосибирска. Объект исследования: выездного туризма в г. Новосибирске. Предмет исследования: организациия и современное состояние выездного туризма г Новосибирска. Структура работы включает введение, три главы, заключение и список литературы, приложения. Во Введении обосновывается актуальность, цель, задачи, объект, предмет исследования. В первой главе раскрываются особенности и механизмы функционирования рынка выездного туризма, рассматриваются основные характеристики рынка спрос и предложение, а также детерминирующие их факторы. При рассмотрении экономики туризма конкретной страны (региона), направлений ее развития и повышения эффективности функционирования необходимо рассматривать такие понятия, как национальный, международный туризм и туризм в пределах данной страны (региона). С точки зрения приведенной классификации к национальному туризму относится внутренний и выездной туризм, к международному туризму – въездной и выездной. Туризм в пределах данной страны (региона) охватывает как граждан данной страны (внутренний туризм), так и приезжающих из других стран и регионов (въездной туризм). С точки зрения повышения доходов страны (региона) он является наиболее привлекательным. Развитие этого направления туристской деятельности позволяет, с одной стороны, увеличить приток валюты в страну (регион), а с другой, денежные средства граждан, проживающих в данной стране (регионе), остаются в ее пределах и оказываются вовлеченными в развитие экономики данной страны (региона). Направляясь к цели своего путешествия, туристы на некоторое время (от нескольких часов до нескольких дней) могут остановиться в так называемом "транзитном регионе". Это, прежде всего, место пересадки с одного транспортного средства на другое (например, с самолета на автобус, который доставляет к цели путешествия), поэтому транспортное обслуживание здесь играет главную роль. Одной из функций транзитного региона также является предоставление туристам услуг предприятиями общественного питания (ресторанов, кафе, и т.д.). Однако туристы могут остановиться здесь и на несколько дней с целью осмотра достопримечательностей, если данная территория таковыми обладает и они представляют определенный интерес. В заключении формулируются и подводятся основные итоги исследования проблем выездного туризма г Новосибирска. Регион, порождающий туристов, представляет не что иное, как место, откуда туристы начинают свое путешествие, и где они его заканчивают. 1 ВЫЕЗДНОЙ ТУРИЗМ КАК ЧАСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 1.1 Понятия, сущность, виды выездного туризма Выездной туризм в ряде стран стал крупным, а в некоторых и главным источником поступления валюты. В Испании в отдельные благоприятные годы доходы, от туризма были, даже больше валютных поступлений от экспорта:/ В Австрии и Швейцарии поступления от туризма покрывают порой соответственно от 10 до 30% всех расходов на импорт. За счет туризма процент поступающей валюты составляет в Турции 25%, Египте - 28%, в Китае - 30%. Именно из-за большой доходности туризма, особенно международного, правительства многих стран активно участвуют в создании туристской инфраструктуры. Туризм кроме того, ускоряет развитие ряда отраслей экономики: строительства, производства товаров повышенного туристского спроса, городского хозяйства и других. В Европе создана общеевропейская система туристских дорог, чему способствовал большой наплыв автотуристов. Туризм стимулировал развитие производства сувениров, ювелирной промышленности, полиграфической базы, специализированной на издании литературы для туристов. Туризм - один из основных источников создания дополнительных рабочих мест. Вся эта стройная система организации туристического бизнеса в Европе и других страны мира создавалась десятилетиями, имеет давние традиции, высокоразвитую инфраструктуру туризма, квалифицированные кадры и организацию их подготовки. Поэтому тот уровень, которого достиг туризм в странах Запада является следствием больших и серьезных усилий со стороны государственных и частных структур. За последнее время сформировалась точка зрения, особенно в России, которая стала практически официальной, что из трех основных видов туризма, въездного, внутреннего и выездного, последний вид является экономически не^ рентабельным, поскольку связи с большим оттоком денег за рубеж. Однако все три вида туризма представляют из себя взаимосвязанную единую туристскую структуру. Причем выездной туризм является наиболее тюдготовленным видом с создаваемой инфраструктурой и не требующий серьезных капиталовложений. Поэтому необходима всесторонняя объективная оценка выездного туризма. Об этом также говорит в своей статье известный специалист в области туризма В.И. Азар, помещенной в «Трудах академии туризма»'вып. 3. По его мнению, прежде всего вызывает удивление, что несмотря на значительное превышение въезда иностранцев в страну над выездом граждан Новосибирска за рубеж, платежный баланс российского туризма остается отрицательным, так в 1996 году въездной поток стал превышать выездной в 1,3 раза, в 1997 году в 1,6 раза, в 1998 году в 1,4 раза. К сожалению, отсутствие должного понимания в Новосибирск роли выездного туризма выработало отрицательное отношение к этой отрасли туристской деятельности. На это также повлиял слабый уровень научной разработки основ оценки социально-экономической значимости выездного туризма, связав его, в основном, только с вывозом денег из Новосибирска. Фактически до настоящего времени не было серьезных исследований в проблеме выездного туризма. А ведь от оценки роли туризма в экономике зависит отношение государства к его развитию, источника инвестиций и многое другое. Выездной туризм является органической составляющей всей туристской сферы в целом и обеспечивает поступление в городской бюджет весьма значительных налоговых поступлений. Основное отличие этого вида туризма от въездного и внутреннего туризма заключается в его экономической природе, которая относит этот вид туризма к разновидности импорта туристского продукта, связанному с вывозом денег за рубеж. В связи с этим, экономическая проблема, связанная с рассмотрением этого вида туризма, сводится к поиску путей, снижающих сумму вывозимых из страны денег; этому вопросу и посвящена настоящая работа. Однако нельзя забывать и другую, не менее важную, сторону выездного туризма - расширение культурного уровня российских граждан путем знакомства в процессе туристского путешествия с величайшими достижениями европейской культуры, а также с природой и обычаями жизни населения в различных странах. В связи с этим можно отметить, что музейное дело также является убыточным во всех странах, однако никому еще не приходило в голову подходить к Эрмитажу и Лувру с чисто экономическими оценками. Музеи, картинные галереи, театры во всем мире находятся на дотации государства, так что чисто экономические оценки, связанные с выездным туризмом, не позволяют определить его настоящей значимости. Туризм - категория экономическая, потому, что государство, принимая туриста, продает ему местные услуги, создает рабочие места для своих граждан, получает огромные доходы от ввоза валюты. Во многих странах туризм является наиболее прибыльным видом экономической деятельности. Основные признаки туризма, как самостоятельной отрасли: 1. Специализированная материально-техническая база; 2. Специфические природно-антропогенные ресурсы; 3. Уникальность производимых услуг и технологии обслуживания; 4. Формирующаяся, новая система управления; 5. Высокая общественная значимость, экономическая, социальная, политическая. Как отрасль мирового хозяйства туризм начался с 1988 года. Занимает первое место по обороту услуг, второе место по валютным поступлениям, уступив первое место нефтепереработки. Социальная сущность туризма: • организация досуга населения; • сглаживание различий и предупреждение конфликтов в обществе; • формирование новых связей между отдельными людьми и группами; • образование и повышение культурного уровня населения; • распространение культурных ценностей. Социальный эффект от туризма выражается в рационализации свободного времени населения, расширение духовных и физических способностей населения. С экономической точки зрения, туризм оказывает положительное влияние на другие отрасли народного хозяйства, стимулирует экономическое развитие территории, увеличивает занятость местного населения. Туризм является самым экологически чистым видом природопользования. 1.2 Особенности рынка выездного туризма Основной характеристикой рынка туристических услуг является наличие на нем спроса. Спрос – необходимое количество турпродукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по определенной цене в течение определенного периода времени[5,с.35]. Поскольку турпродукт является специфическим товаром, и имеет ряд отличительных черт, таких как: длительность во времени, неспособность к хранению и приобретению «про запас», приобретение только при возникновении потребности в ней, то спрос на него несколько отличен от спроса на обыкновенные товары. Прежде всего, следует отметить, что суммарный спрос на туристический продукт ограничен. Под суммарным спросом подразумевается максимальное количество турпродукта, которое может быть реализовано на конкретном рынке по определенным рыночным ценам. Доказательством ограниченности суммарного спроса на турпродукт являются, во-первых, ограниченность средств у потребителей (аналогично ограниченности суммарного спроса на рынке обыкновенных товаров), а во-вторых, ограниченность их свободного времени, которое потенциально может быть потрачено на приобретение турпродукта. Второй аргумент основывается на утверждении, что любая услуга как вид товара имеет такую специфическую черту как длительность во времени. Услуга – это некий процесс, она требует взамен за свою реализацию не только денежные средства потребителя, но и часть его свободного времени, которое в силу своей ограниченности является одним из важнейших критериев ограниченности суммарного спроса на турпродукт. Продажа обычного товара требует от покупателей только лишь передачи денежных средств, и если клиент в них не ограничен, ничто не остановит его от покупки хоть всего ассортимента выпускаемой продукции[5,с78]. Помимо длительности во времени факторами ограниченности суммарного спроса на туристический продукт являются и такие специфические черты услуги, как невозможность приобретения двух услуг одновременно, либо приобретение услуг для удовлетворения какой-то потребности в будущем. Возможности предварительного бронирования туристического продукта (с ориентацией потребителя на пользование оплаченными услугами в будущем) также ограничены по причине отсутствия предложения (многие туры предлагаются в период максимального спроса на них, либо туристического сезона), либо уверенности потребителя в возможностях совершения поездки в будущем. Из всего вышесказанного следует, что некий суммарный спрос на туристический продукт всегда ограничен не только по причине конечности средств у потребителей, но и по причине ограниченности их свободного времени. Величина суммарного спроса на туристический продукт непостоянна и определяется рядом факторов. Первый из них, связанный со способностью воздействовать на наличие денежных средств у потребителей, – доходы потребителей рынка. Бесспорно, что обогащение потребителей приводит к увеличению суммарного спроса на турпродукт. Становятся доступными и популярными казавшиеся ранее дорогими туры и поездки. Данная зависимость аналогична рынку обычных товаров и не вызывает сомнений. Второй фактор, приводящий к изменению размера суммарного спроса на туристический продукт – увеличение длительности свободного времени потребителей. Высвобожденное время потенциально может быть использовано для приобретения туров, что не может не вызвать рост суммарного спроса на них. Поэтому для определения конъюнктуры туристического рынка чрезвычайно важны социальные программы государства, направленные на сокращение рабочего дня, увеличение отпусков, снижение пенсионного возраста. Одной из причин феноменального роста туризма в ХХI веке, помимо улучшения материального состояния работников, явилось и изменение условий их работы (установлен 40- часовой рабочий день, сократился срок выхода на пенсию, увеличилась длительность отпусков). Приведенные два фактора, влияющие на размер суммарного спроса, на туристический продукт, тесно взаимосвязаны, поскольку размер дохода обратно пропорционален длительности его свободного времени. То есть, человек, обладающий свободным временем, не сможет его полностью расходовать на приобретение турпродукта, так как в данном случае он будет обделен денежными средствами. И, наоборот, состоятельный человек обречен на проведение большей части своего времени на рабочем месте и также не станет активным потребителем турпродукта. Это бесспорно и особо актуально для переходных или развивающихся экономик, потребители в которых вынуждены много работать для того, чтобы обеспечить безбедное существование. Постиндустриальные же экономические системы находятся на таком этапе своего общественного развития, на котором работник предпочтет дополнительному заработку высвобождение своего свободного времени. Необходимо также учитывать и третий фактор, непосредственно воздействующий на размер суммарного спроса на турпродукт, - количество потребителей на рынке. Каждый вновь обратившийся на рынок потребитель привносит с собой не только дополнительные денежные средства, но и часть своего свободного времени, которые могут быть потрачены на приобретение дополнительных услуг, в том числе и туристических. Рынки, испытывающие постоянный приток потребителей (вследствие демографических процессов – увеличение рождаемости, снижения смертности, увеличение продолжительности жизни населения, увеличение иммиграции населения и процессов перераспределения трудовых ресурсов) являются рынками потенциального роста суммарного спроса на турпродукт [с78,7]. Теоретически размер суммарного спроса на туристический продукт поддается вычислению, поскольку известны основные три фактора, воздействующие на его размер. На практике, однако, величина так называемого активного суммарного спроса, то есть реализуемого объема обмена денежных средств и свободного времени на турпродукт всегда меньше теоретически рассчитанной величины на определенный размер резерва. Резерв суммарного туристического спроса составляют потребители, предпочитающие не обменивать имеющиеся у них средства и свободное время, на предлагаемый турпродукт. Причинами такого предпочтения могут быть как недоступность предлагаемых услуг (вследствие их дороговизны), так и их непривлекательность (с точки зрения их содержания и качества), в результате которых у потребителя не возникает желания и склонности к покупке. Чем ниже уровень развития экономической системы, тем дороже становятся туристический продукт для потребителя, тем ценнее и полезнее для них каждый час своего свободного времени и тем выше объем резерва суммарного туристического спроса. Все предприятия сферы услуг, и в особенности туристические, заинтересованы в увеличении доли активного суммарного спроса на услуги за счет снижения резерва, и пытаются добиться этого путем расширения ассортимента предлагаемых услуг, повышения их качества, снижения рыночной цены. Однако стоит отметить, что суммарный спрос на туристический продукт – лишь часть некоего глобального спроса на услуги вообще. Поскольку все услуги (не только туристические) обладают своей процессуальностью (то есть, длительностью во времени), то и суммарный спрос на них также ограничивается тремя вышеперечисленными факторами (материальным благополучием, свободным временем, численностью потребителей на рынке). Таким образом, спрос на все услуги ограничен, а спрос на туристический продукт является только частью некоего глобального спроса на услуги вообще. Данное утверждение приводит к гипотезе не только об ограниченности, но и единстве спроса на рынке услуг. Единство суммарного спроса на услуги – своеобразная взаимосвязь между размерами долей спросов на конкретные услуги (например, туристические) в рамках ограниченного глобального суммарного спроса на них. То есть, увеличение спроса на одну конкретную услугу при постоянстве глобального спроса обязательно сопровождается снижением спроса на другую или другие. Рост спроса на конкретную услугу приводит к увеличению не только денежных средств, расходуемых на ее приобретение, но и свободного времени потребителей, обмениваемого на нее. Это не может не сказаться на конъюнктурах других компонент общего рынка услуг. Так, рост спроса на туристический продукт обязательно приведет к снижению спроса на услуги, например, библиотек или спортивных секций, а рост спроса на услуги высших учебных заведений приведет к падению спроса на поездки весной или осенью. То есть, конкурентами на рынке услуг являются даже предприятия сферы, производящие далеко неидентичные услуги (как было продемонстрировано в примере, конкуренция на рынке услуг возможна даже между библиотекой, спортзалом, вузом и турфирмой). Конкуренция на рынке услуг более жесткая, чем на рынке обыкновенных товаров, поскольку предполагает борьбу производящих абсолютно различные услуги предприятий не только за потребителя, но из-за его свободное время. Это одна из специфических черт рынка услуг и туристического рынка как его части. Помимо приведенных трех факторов, ограничивающих туристический спрос, можно выделить еще несколько. Первый из них – это тенденции потребительских предпочтений на туристическом рынке. Предпочтения потребителей чрезвычайно динамичное и порой непредсказуемой явление, которое, однако, стоит прогнозировать и учитывать в силу его способности значительно воздействовать на размер доли спроса на конкретную услугу в рамках глобального спроса. Чаще всего, предпочтения потребителей формируются благодаря самим потребителям, их оценке и отношения к происходящим в экономической, социальной, политической, культурной сферах изменениям. Многие предприятия турбизнеса практикуют разработку и популяризацию авторских вариантов авангардных и модных тенденций (в собственных коммерческих интересах), используя все возможные инструменты маркетинга (начиная с выявления потребностей населения и оформления авторской идеи и заканчивая ее продвижением). Многие производители туристического продукта отвоевать дополнительную долю в глобальном спросе на услуги, благодаря ускорению обслуживания клиентов, сокращая продолжительность свободного времени, необходимого для приобретения их услуги. Это не только увеличивает максимальную загрузку и пропускную способность туристического предприятия, но и привлекает дополнительных клиентов, стремящихся сэкономить, прежде всего, свое время. Это лишь краткий перечень факторов, влияющий на размер доли спроса на туристические услуги в рамках глобального спроса на услуги вообще. Реальная конъюнктура туристического рынка гораздо более динамична и испытывает воздействие огромного количества явлений, среди которых все возрастающую роль приобретает субъективный фактор потребителя (что является одной из черт постиндустриальных экономик). Таблица 1 – Факторы влияния па туристический спрос Факторы Сфера охвата Экономические - общехозяйственные; - уровень доходов; - ценообразование Общественно- психологические - наличие свободного времени (отпуск, каникулы, государственные или религиозные праздники); - демографические факторы (численность населения, структура профессиональной активности, размер семьи); - факторы индустриализации; - мотивационные факторы (мотивы путешествия, связанные с работой, улучшением здоровья, культурно-психологически-образовательные, этнические, религиозные, развлекательные) Предложения - туристическая политика; -транспорт -сфера размещения -организаторы туризма Помимо ограниченного спроса, туристический рынок имеет вторую свою характеристику – предложение, которое можно определить как количество продаваемых по определенной цене туристических услуг. Среди современных экономистов бытует мнение, что в условиях постиндустриальных экономических систем происходит разрыв темпов роста производства и темпов роста вызванных им потреблением ресурсов, слабеет зависимость производителя от поставщика сырья. Это, на первый взгляд, лишенное логики утверждение, имеет ряд аргументов в свою защиту. Прежде всего, это переход производства на ресурсосберегающие и трудосберегающие основы деятельности, что стало возможным благодаря достижениям НТП в ХХ веке. Строгая экономия ресурсов, рост доли автоматизированных производств в постиндустриальных экономических системах, приводит не только к удешевлению стоимости конечного продукта, но и к улучшению положения наемных работников (увеличение свободного времени, гуманизация производства, более легкий график работ), который, по мнению марксологов современности, уже исчезает как класс (в пользу увеличения доли среднего класса). Второй причиной ослабления зависимости между производством и добычей ресурсов является становление информации ведущим ресурсом производства. Информация как ресурс неисчерпаема. Продающий ее субъект рынка с ее продажей не теряет возможности вновь пользоваться или даже перепродавать информацию. Это не является типичным для любого другого вида потребляемого сырья. Если зависимость промышленного производства в постиндустриальных экономических системах от ресурсо- обеспечения в силу выше приведенных факторов слабеет, то и производство услуг в условиях гегемонизации третьего сектора аналогично следует данной тенденции. Сфера услуг, и туризм как ее компонента, изначально менее, чем промышленное производство зависят от обеспеченности ресурсами, а фактор информатизации третьего сектора не менее актуален, чем в промышленности. Единственной причиной, ограничивающей степень разрыва между темпами роста производства туристических услуг и вызванного им потребления ресурсов, является его зависимость от квалифицированных, профессиональных, опытных работников, поскольку их количество не является бесконечным. Однако, трудовые ресурсы сферы услуг, в отличие от множества сырьевых ресурсов, являются восполнимыми в случае обеспечения необходимой инфраструктуры образования, повышения квалификации[с78,10]. Следовательно, в рамках постиндустриальных экономических систем происходит ослабление зависимости темпов роста производства от темпов потребления ресурсов. Это особо очевидно в туристической сфере, которая в отличие от промышленности, более нуждается не в сырье, а в специалистах, количество которых хоть и ограничено, но способно к восполнению. Применяя этот тезис к предложению на рынке услуг, можно утверждать, что оно не является строго ограниченным наличием или отсутствием в экономической системе эффективно работающих поставщиков сырья. Иное дело, наличие спроса на рынке. Как уже было доказано, объем спроса на конкретную услугу, прежде всего, зависит от личностных характеристик потенциальных потребителей, и не каждый продавец услуг сможет активно воздействовать на изменение доли спроса на собственную услугу в рамках единого и ограниченного суммарного спроса. Можно выдвинуть тезис о доминировании спроса на рынке услуг над их предложением. Фактором, определяющим предложение, стимулирующим его изменение, прежде всего, является спрос. Наличествующий спрос на конкретную услугу, объем которого мало поддается усилиям продавца, является для него основным толчком к продолжению или расширению своего бизнеса (разумеется, это относится, прежде всего, к активным продавцам рынка услуг, не желающим терять клиентов, имеющих потребность в его услуге). Следовательно, основным фактором, ограничивающим предложение на рынке конкретных услуг, является спрос на них. Не менее важным, сдерживающим предложение туристических услуг фактором является инфраструктура туризма и ее возможности к расширению. В случае отсутствия у производителя туристической услуги должной инфраструктуры, имеющей перспективы к своему расширению, он даже в условиях неудовлетворенного спроса на собственную услугу, не сможет увеличить объем ее предложения, и, основываясь на классических законах рынка, просто увеличит продажную цену на собственные услуги. В связи с тем, что расширение инфраструктуры, большинства предприятий сферы услуг, не требует крупных капиталовложений, продавец может и не менять своей ценовой политики. Все приведенные аргументы позволяют сделать вывод, что в постиндустриальной экономической системе предложение на туристическом рынке в большей степени зависит от наличия спроса на услуги, а также от уровня развития инфраструктуры туризма и ее способности к усовершенствованию. 1.3 Модели эффективного взаимодействия на рынке выездного международного туризма Представления об экономическом эффекте выездного международного туризма чаще всего сводятся к характеристике негативных для экономической системы донорского региона последствий, таких как вывоз капитала и валютных сбережений граждан за рубеж, ухудшение платежного баланса страны и т.д. Однако, с утверждением, что выездной туризм крайне негативное явление, и что государство в рамках своей протекционистской политики должно развивать в первую очередь въездной и внутренний туризм в ущерб выездному, нельзя относится скептически. Прежде всего, наличие в донорском регионе инфраструктуры выездного туризма, сам по себе факт положительный. Гораздо выгоднее (и для местного населения, и для бюджетов донорского региона) развивать выездной туризм, нежели лишиться всяческой туристической активности. Выезжающие граждане обеспечивают работу объектов туристической индустрии (в число которых, прежде всего, входят туроператоры, турагенты, перевозчики, страховые и финансовые компании), увеличивая занятость и бюджетную самодостаточность донорского туристического региона. Выездной туризм является косвенным фактором улучшения качества трудовых ресурсов в регионе, поскольку посредством зарубежных поездок рабочие – жители донорского региона, улучшают свое эмоциональное самочувствие, получают заряд положительных эмоций, наконец, поправляют здоровье (например, в случае организации санаторно-курортного лечения за рубежом). Очевидно, что поправившие свое физическое и эмоциональное здоровье в результате заграничных поездок жители, станут более полезными для своего работодателя, более производительными, что нельзя не отнести к еще одному экономическому эффекту выездного туризма. Более того, грамотное государственное регулирование выездных туристических потоков способно превратить выездной туризм в мощный инструмент стимулирования производства товаров и услуг в отправляющем регионе. Для достижения этого, макроэкономического эффекта необходимо проведение органами государства мероприятий, направленных на ориентирование выездных туристических потоков на страны, являющиеся торговыми партнерами донорского региона. Таким образом, предполагается, что вырученные за счет прибытий иностранных туристов средства, иностранное государство-реципиент способно потратить на приобретение товаров и услуг, производимых в стране-доноре. В приведенной идеальной модели организации выездного туризма, средства, потраченные выезжающими туристами, возвращаются в экономическую систему донорского региона посредством сопровождающих развитие выездного туризма традиционных международных торговых операций, тем самым повышая спрос на товары местного производства и стимулируя развитие местной промышленности и сферы услуг. Стоит отметить, что появление описанной идеальной модели выездного туризма возможно только в случаях когда: - страна – донор и страна-реципиент – давние торговые партнеры, имеющие опыт организации экспортно-импортных операций; - страна-донор обладает преимуществами в производстве определенного товара или услуги, в которых нуждается страна-реципиент, и появление конкурирующего производителя или товара (услуги)- заменителя на мировом рынке маловероятно; - страна-донор и страна-реципиент- географически близки друг к другу (еще лучше, они имеют общие границы), что определяет невысокий уровень транспортных издержек в их внешнеэкономических взаимосвязях. При этом стоит отметить, что чем выше конкурентные преимущества страны-донора в производстве того или иного товара или услуги, тем более допустимы большие расстояния между ней и страной-потребителем, страна-донор заинтересована в расширении своего экспорта и подтверждает эту заинтересованность упрощением таможенных и иных внешнеторговых формальностей. Примером построения выше описанной идеальной модели выездного туризма может служить опыт индустриально развитых стран, население которых более всего склонно к совершению зарубежных путешествий. Например, правительство Японии (успехи которой на поприще развития въездного туризма в силу его дороговизны и традиционности, мягко говоря, невелики) на протяжении более 15 лет проводит корректировку выездных турпотоков в направлении стран, представляющих повышенный интерес для японского импорта (Китай, страны Юго-Восточной Азии, Дальний Восток России). Идеальная модель развития выездного туризма по своей сути является современным выражением классических теорий мировой торговли, в котором в качестве одного из товаров межгосударственного обмена выступает туристический продукт. Современный этап развития мировой экономики, характеризующийся процессом ее глобализации позволяет оценивать перспективность другой, более выгодной для страны- туристического донора модели, которую условно можно назвать эгоистической (в силу потребительского отношения к экономическим интересам страны-реципиента). Смысл эгоистической модели выездного туризма сводится к росту участия страны – донора в функционировании зарубежной туристической индустрии посредством осуществления капиталовложений в нее. В современных условиях инвестиции в зарубежную промышленность или сферу услуг не являются чем-то запредельно сложным, превратившись в довольно простой технически и распространенный вид коммерческой деятельности. Инвесторы из страны – донора, оценив перспективность иностранного туристического центра (зачастую через растущую его популярность среди своих сограждан), легко смогут наращивать степень своего участия в деятельности и управлении его туристической индустрией, увеличивая объемы и диверсифицируя (например, сначала приобретая гостиничный, а потом и ресторанный, транспортный, экскурсионный бизнес за рубежом) свои капиталовложения. Глобальный характер современных экономических отношений позволит инвесторам страны-донора осуществлять и кадровую политику в иностранной туристической индустрии, расставляя на основные управленческие места в приобретаемом бизнесе не местных жителей, а своих сограждан, якобы с целью модернизации коммерческих взаимоотношений и повышения качества обслуживания прибывающих туристов. Результатом функционирования эгоистической модели выездного туризма, очевидно, станет создание в стране....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: