VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Морская политика КНР, как часть государственной политики и элемент системы национальной безопасности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W011475
Тема: Морская политика КНР, как часть государственной политики и элемент системы национальной безопасности
Содержание
     ВВЕДЕНИЕ
     Актуальность темы исследования определена наличием нерешенных территориальных споров страны, что влечет за собой развитие военной промышленности, бурными темпами развития экономики Китайской Народной Республики, которая во многом определяется эффективностью ее морских транспортировок, как экспорта, так и импорта, и разработки подводных месторождений полезных ископаемых. По этой причине китайское правительство заинтересованно в результативной организации и осуществлении морской безопасности. Как известно, более 80% нефти доставляется в страну по морю, а внешнеторговые грузы, транспортируемые морским путем, составляют почти 90% от общего числа. Поэтому очевидно, что от этих поставок зависит не только развитие экономики, но и национальная безопасность страны в целом. 
     Помимо всего упомянутого, актуальность работы обусловлена и тем, что в последние годы США активизировали свою политику в АТР, проявляя немалый интерес к региону, который входит в сферу национальных интересов КНР. Политика США направлена на сдерживание китайских национальных интересов и ограничение морской деятельности в данном регионе, что также актуализирует выбранную тему исследования. Решение вопросов, связанные с островами Дяоюйдао (Сенкаку) и спорными территориями в Южно-Китайском море, имеют важное значение для КНР. В конфликтах Китаю предстоит отстаивать свои национальные интересы на море в целях обеспечения стабильности развития своей экономики, что также тесно связано с развитием военно-морского комплекса. Таким образом, морская политика КНР является важной частью стратегии национальной безопасности.
     Актуальность работы также обусловлена необходимостью определения содержания современной военно-морской стратегии Китая, опубликованной в мае 2015 года и приоритетных направлений в развитии Военно-Морских Сил Народно-Освободительной Армии Китая (ВМС НОАК), как основного инструмента внешней политики и гаранта обеспечения суверенитета, суверенных прав и юрисдикции, распространяющихся на соответствующие морские пространства и морское дно, а также недостаточной разработанностью темы, касающейся современной морской политики КНР в работах российских и зарубежных исследователей.
     Степень изученности темы. К концу XIX века научные подходы к определению морской политики формировались на основе концепции маринизма, суть которой заключалась в том, что «судьбы человечества решаются на просторах Мирового океана, а движущей силой прогресса является конкуренция между морской (островной, приморской) и сухопутной (континентальной) силами»1. 
     Вопросу национальной безопасности посвящены работы таких российских авторов, как Е. Н. Грачиков23 и С. М. Небренчин4. В своих исследованиях Е. Н. Грачиков рассматривает эволюцию национальных интересов Китая, приходя к выводу, что руководство Китайской Народной Республики прошло долгий путь в развитии своих взглядов, как на свои национальные интересы, так и на миропорядок в целом. А С. М. Небренчин рассматривает устремления и действия Китая в своей геополитике и то, как это все соотносится с его национальными интересами, а главное, отвечает ли вопросам национальной безопасности страны. 
     В российских и западных исследованиях существует ряд работ, посвященных различным аспектам китайской морской политики, а так как морская стратегия КНР непосредственно связана с геополитической обстановкой следует рассмотреть научные исследования, посвященные морской геостратегии Китая. Этому вопросу посвящены работы российских и западных исследователей, таких как В. Алдонясов5, Ж. Голдберг6. В своих работах данные авторы основное внимание уделяют геополитическим интересами стратегии Китая в мировом океане, а также усилению международного влияния КНР на базе развития морской стратегии.
     В работах Д. Певцова7, Ю.В. Ведерникова8, К. Хидэаки9, Г. Билла10, Р. О’Рурка11 рассматриваются вопросы развития и усиления морской мощи ВМС Китая.
     В работах перечисленных выше авторов общей линией прослеживается вывод о том, что для защиты своих морских интересов и прав в мировом океане за последний период времени Китай активно развивает свои ВМС. Военно-морская стратегия Китая перешла от прежней стратегии «береговой обороны» к стратегии «обороны в прибрежных водах», а затем к стратегии «обороны в дальней морской зоне». При этом Китай планомерно и сознательно увеличивает количественные и качественные показатели своего военного флота. 
     Среди работ западных авторов по проблемам морской силы КНР необходимо выделить работу П. Ховарта12, в которой раскрываются геополитические и военные основы формирования китайской морской стратегии и особенности развития китайских военно-морских сил. Автор также исследует влияние советской военно-морской стратегии и древней китайской мысли по военной стратегии, нацеленной на развитие Военно-морские силы Народно-освободительной Армии Китая.
     Российский эксперт Ю. В. Ведерников13 в своей работе отмечает, что морские территориальные споры КНР с другими странами теоретически рождают угрозу военных конфликтов. Однако для Китая несомненными среднесрочными политическими целями являются успешное преодоление нынешнего этапа социально-экономических реформ и одновременно всесторонняя подготовка к вовлечению экономического потенциала Тайваня в хозяйственную систему КНР. Поэтому до достижения этих целей Пекин не намерен «размениваться» на территориальные споры в форме вооруженных конфликтов. Он также утверждает, что на перспективу Китай откажется от силовых вариантов реализации своих заявленных ранее территориальных притязаний. 
     Работа, посвященная вопросу территориальных споров КНР с Японией по поводу архипелага Дяоюйдао, спорам в Южно-Китайском море, представлена В.А. Семиным14, который делает вывод, что для защиты своих интересов в указанном регионе КНР необходимо вкладывать большие финансовые средства в развитие своих военно-морских сил.
     Проблемы споров в Южно-Китайском море также рассматривали и другие российские исследователи, такие как: Е.Д. Степанов15, Я. В. Лексютина16, Е. А. Канаев17, Л. Бужинский18, П. Каменов1920. В частности, проблемам взаимодействия Китайской Народной Республики и Японии, как двух важных игроков в рассматриваемом регионе мира, посвящены работы В. В. Михеева21, В. Б. Амирова22, А. В. Торкунова23, которые широко освещают многие аспекты взаимодействия Японии и Китая.
     Объектом исследования является государственная политика КНР в области обеспечения национальной безопасности. 
     Предметом исследования является морская политика КНР, как часть государственной политики и элемент системы национальной безопасности.
     Цель исследования: Определить основные направления морской политики КНР в контексте реализации концепции национальной безопасности.
     Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: 
     1) выявить основные угрозы национальной безопасности КНР 
     2) определить стратегию и нормативную базу в области обеспечения национальной безопасности и морской политики в частности 
     3) провести обзор современного положения в НОАК
     4) выявить основные направления в обеспечении морской безопасности Китая 
     5) раскрыть содержание политики КНР в решении морских территориальных споров в восточно-китайском и южно-китайском морях (как пример реализации стратегии и концепции национальной безопасности КНР)
     Анализ источников. В работе было использовано несколько видов источников: 
     К первой группе относятся нормативно-правовые акты и официальные документы, изданные в Китайской Народной Республике. 
     К данным источникам относятся: Белая книга о «Принципе одного Китая и тайваньского вопроса24», Белая книга «Тайваньский вопрос и объединение Китая25», Белая книга «Развитие морского хозяйства в Китае26», Белая книга «Военная стратегия Китая27», Закон КНР «О территориальных водах и близлежащих к ним районах28», Направления развития энергетической сферы в программе «12-й пятилетки29», Белая книга «Национальной обороны: Диверсификация использования ВС Китая 2013 г.30», Закон «О национальной обороне КНР31», Закон КНР «О национальной безопасности32», Закон КНР «О контрразведке33», где изложены основные цели и приоритетные направления  морской стратегии и политики КНР. Эти документы содержат информацию о состоянии, проблемах и стратегии развития морского хозяйства в Китае, проблемах и намерениях их решения на Тайване и в регионе в целом. В ходе работы, эта группа документов была использована для определения стратегических целей и задач, стоящих перед ВМС НОАК и страной в целом.
     Ко второй группе источников относятся двухсторонние и многосторонние договоры, соглашения, а также международные конвенции.
     Среди них следует выделить официальные документы, касающиеся регулирования отношений стран в Мировом океане, как например, Женевская конвенция по морскому праву34 1958 г., Конвенция ООН по морскому праву35 1982 г., Повестка дня на XXI век36 1992 г., Декларация по деятельности сторон в Южно-Китайском море37, Рамочное соглашение по Всестороннему экономическому взаимодействию между Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии и Китайской Народной Республикой38, Совместная Декларация Глав государств39, Меморандум понимания между странами АСЕАН и КНР40. Данная группа источников была использована для определения основных принципов, которыми руководствуется КНР в своей деятельности на море, в частности, в решении территориальных вопросов и вопросов безопасности.
     В третью группу выделены статистические данные, которые были использованы для анализа динамики развития производства в заданных отраслях промышленности КНР, и определения объемов потребляемых энергоресурсов страны. К этим источникам относятся: отчеты Национального Статистического Бюро Китая41 и доклад компании «Бритиш Петролеум»42.
     В четвертую группу были выделены публикации различных информационных агентств и информационных бюро. 
     Методология исследования. В основе исследования лежит принцип междисциплинарности, объединяющий разные отрасли знания. Активно применяются такие методы как исторический, сравнительный, системный, анализ и статистический метод.
     Исторический метод был выбран, так как он позволяет изучить динамику, развитие и возникновение исследуемого объекта в хронологической последовательности. Сравнительный метод необходим, чтобы выявить положения и различия в изучаемых явлениях. В свою очередь, сравнительно-исторический метод позволяет произвести сравнение различных этапов исторического развития исследуемого объекта, что актуально для данной работы, так как с конца 20 века, восприятие руководством КНР своих национальных интересов меняется, как и положения и цели концепции национальной обороны, а с ними и положения, цели и задачи, стоящие перед морской политикой страны. Также исторический метод был использован для построения четкой хронологической линии взаимодействия сторон по решению возникающих противоречий, и обоснования их истоков. 
     Системный метод был выбран, так как позволяет представить исследуемый объект в виде системы, состоящей из различных, взаимосвязанных элементов. Кроме этого, системный подход служит для объединения материала других методов в виде единой стройной системы. 
     Статистический метод был использован для определения динамики роста ВВП страны и объемов торговли. Также этот метод способствовал определению доли потребления Китаем углеводородного сырья в мировом масштабе.
     Метод сравнения был использован для выявления эволюционных процессов в содержании нормативно-правовой базы, определяющей морскую политику Китая и политику страны в области национальной обороны.
     Территориальные рамки. В данной работе рассматриваются акватории Южно-Китайского и Восточно-Китайского морей и Индийского океана, так как последнее время действия и интерес КНР в этих регионах заметно усилился. Это связано с активным участием страны в деятельности международной организации АСЕАН, а также с реализацией проектов в рамках стратегии «Нить жемчуга» и т. д.
     Хронологические рамки. Нижняя граница – 1996 год, верхняя граница – 2015 год. Нижняя граница обусловлена ратификацией Китаем в 1996 г. Конвенции ООН по Морскому праву 1982 года. Верхняя граница обозначена 2015 годом, изданием новейшей Военной Доктрины КНР.
     Апробация работы. Материалы исследования были представлены в виде статей, опубликованных в сборниках по материалам следующих конференций: III региональная научно-практическая студенческая конференция «Актуальные вопросы региональных и международных исследований» в 2016 г.; IV региональная студенческой научно-практическая конференция «Актуальные вопросы региональных и международных исследований» в 2017 г.
     Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.
     

     ГЛАВА I. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КНР: ФОРМИРОВАНИЕ И СТРУКТУРА.
     1.1 ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИ НАЦИОНАЛЬНОЙ                 БЕЗОПАСНОСТИ КНР.
     Исторически так сложилось, что формирование и понимание национальной безопасности в Китае основывается на двух моментах: страхе перед ситуациями хаоса в социуме, политической разобщенностью или коллапсом внутри китайского общества, который обычно ассоциируется с агрессией или вторжениями извне; твёрдой убежденностью, в том что, чтобы избежать подобных ситуаций можно только создав условия для установления и поддержания сильного, единого и справедливого государства.
     Таким образом, китайское руководство, пришло к выводу, что национальная безопасность напрямую зависит от мощи государства в различных сферах, таких как: экономическая, научно-техническая, внутриполитическая стабильность и военная мощь. При этом на передний план выходит экономический потенциал страны.
     «Создание мирного окружения», что является военно-политическим аспектом безопасности, и «экономическая интеграция с соседями по региону», экономический аспект, рассматривается как главные условия и основы успешного экономического развития. В соответствие с первым аспектом предотвращение локальной войны в регионе является одной из важных задач в области обеспечения национальной безопасности. Главным средством достижения этого пункта определена модернизация вооруженных сил страны, которые должны «повышать свою маневренность, огневую мощь и гибкость системы управления, а также добиваться более полного использования научных достижений в своей деятельности43».
     Все основные моменты, касающиеся национальной безопасности, по традиции анонсируются в Белой книге «Национальная оборона КНР», которая регулярно публикуется пресс канцелярией Государственного Совета Китайской Народной Республики. Начиная с 1998 г. по 2017 г. было издано семь подобных документов. Выход первой Белой книги по национальной обороне от 1998 г. был первой попыткой правительства Китая публично озвучить и представить свое видение политики в области обороны и безопасности. В последующих же публикациях документа затрагивались все новые темы, например: Тайваньская проблема (2000 г.), данные о структуре и численности вооруженных сил страны (2002 г.), необходимость всеобъемлющей модернизации и информатизации в вооруженных силах (2004 г.), имплементация стратегии национальной безопасности и анализ внешнеполитического окружения Китая (2006 г.) и т.д.
     В 2013 году появляется первая Белая книга по национальной обороне, посвященная определенной тематике, под заголовком «Диверсификационное использование ВС Китая». Этот документ отражал новые международные реалии, и описывал основные принципы применения своих вооруженных сил Китаем. Также впервые в истории издания таких документом, публичной огласке были преданы данные дислокации всех восемнадцати вооруженных подразделений Народно-освободительной армии КНР. Данный документ состоял из пяти разделов: «Новая ситуация, новые вызовы, новые задачи», «Построение и развитие китайских вооруженных сил», «Защита национального суверенитета, безопасность и территориальная целостность», «Поддержка национальной экономики и социального развития», «Миротворчество и региональная стабильность»44.
     В то же время не стоит забывать и того, что важной для КНР проблемой является нехватка ресурсов, а также средств поддержания общественного порядка и благосостояния граждан. Ко второй проблеме относится обеспечение обороноспособности и поддержания стабильности в приграничных регионах, равно как и в регионах, которые находятся в сфере геополитического влияния Китайской Народной Республики.
     Формирование стратегии национальной безопасности Китая происходит в условиях совершенствования его новейшей концепции нацбезопасности и в контексте системы обеспечения национальной безопасности (СОНБ). Как и в любом другом государстве СОНБ обладает свойственными ей особенными характеристиками. Они определены геополитическими особенностями, историей развития, характером отношений между человеком и государством, а также национальными интересами, которые влияют на структуру данной системы. В научном сообществе Китая в области административного права под стратегией обеспечения национальной безопасности Китайской Народной Республики принято понимать организованную систему сил, средств, различных организаций граждан, призванных решать задачи по обеспечению национальной безопасности45.
     СОНБ Китайской Народной Республики выполняет свои функции, основываясь на правовые средства. Главными документами, на основе которых функционирует СОНБ КНР являются: Конституция КНР46, Закон КНР «О национальной безопасности»47, Закон КНР «О контрразведке»48. Ключевым нормативно-правовым актом, характеризующим СОНБ КНР, является Закон КНР «О национальной безопасности». Согласно данному закону, национальная безопасность определяется как состояние относительного отсутствия внешних и внутренних угроз государственной власти, суверенитету, единству и территориальной целостности, благосостоянию народа, устойчивому социально-экономическому развитию и другим важнейшим государственным интересам, а также способность обеспечивать устойчивое состояние безопасности49.
     За прошедшие десятилетия процесс эволюции концепции национальной безопасности Китая можно разделить на два этапа: за первый период на первом месте стояли оборонная и политическая безопасность, то есть она была сконцентрирована на защите территориальной целостности и суверенитета государства, а также укреплении государственной власти. Такую концепцию обычно называют традиционной. В последующие годы же на первый план выходит понимание, что мир и развитие являются двумя главными задачами современной эпохи. За второй период КНР занимается расширением сферы своего внимания на нетрадиционные угрозы безопасности в таких областях как: экономика, финансы, информатика, энергетика, продовольствие, здравоохранение, а после событий 11 сентября 2001 года в США – также на борьбу с терроризмом, попутно не забывая и о традиционных угрозах безопасности. Таким образом, была сформирована комплексная концепция стратегии национальной безопасности, учитывающая как традиционные, так и нетрадиционные угрозы национальной безопасности.
     Стоит отметить, что национальная безопасность страны лежит в сфере национальных интересов, поэтому важно также рассмотреть и термин “национальные интересы. Национальные интересы в китайском языке имеет двойное содержание: государственные интересы в контексте международной политической структуры, т.е. интересы государства-нации, что в английском языке передается термином «National Interests», который имеет антипод в виде интересов организации, международных или мировых интересов50. Другим значением является внутриполитическое содержание государственных интересов, которое отражает интересы правительства или представляемые правительством интересы всего государства. После провозглашения политики реформ и открытости в 1978 году Народно-освободительная армия Китая (НОАК) одной из первых начала изучать глобальные изменения, что происходят в мире, и формулировать национально-государственные интересы страны в 21 веке. При разработке новых стратегий и теорий, которые отвечали бы современным реалиям, военные ученые КНР столкнулись с проблемой отсутствия у Китая какой-либо концепции национальной безопасности на общегосударственном уровне, где были бы четко сформулированы и прописаны государственные и национальные интересы КНР. 
     Вопросы государственных интересов в научном сообществе Китая впервые были поставлены в 1987 году на шанхайской научной конференции по теории международных отношений. Тогда многие считали, что у Китая не может быть других государственных интересов, кроме как классовых. А некоторые ученые современности считали, что все интересы Китая лежат в пределах его собственной территории. Такой взгляд тесно связан с историей, ведь в новое время Китай подвергался жестоким унижениям со стороны Запада. Западные державы действовали в ущерб национальным интересам и суверенитету Китая, на территории Китая преследовали национальные интересы своих стран. По этой причине, на протяжении продолжительного периода времени в сознании китайцев бытовало мнение, что преследование каких-либо интересов за рубежом означало бы нарушения прав и даже суверенитета других51. 
     Изначально в первых теоретических исследованиях проблем государственных интересов Китая интересы страны рассматривались с точки зрения удовлетворения потребностей экономического развития, политической стабильности, обороны и безопасности, единства и повышения международного авторитета. Понятие государственные интересы было абстрактным, объемным и представляло определенные трудности для описания его полного содержания. В целях упрощения, было выделено только два наиболее существенных государственных интереса: выживание и развитие, которым подчиняются все остальные второстепенные интересы52. 
     Главными факторами, оказывающими влияние на формирование государственных интересов страны были названы: территория государства, его безопасность, суверенитет, развитие, стабильность и достоинство. Также были сформулированы семь основных видов государственных интересов: 1) сохранение политической системы, 2) экономическое развитие и процветание общества, 3) научно-техническое развитие, 4) государственная безопасность и стабильность общества, 5) образовательная система и культурные традиции, 6) ресурсная и территориальная полнота, 7) внешняя независимость и самостоятельность53. 
     Особым элементом государственных интересов Поднебесной считают достоинство государства, которое означает твердое отстаивание в международном сообществе занимаемого страной положения и защита ее престижа за рубежом. Под ним также принято понимать признание другими странами международного положения, международного влияния и международного образа страны. В каком-то смысле достоинство государства сравнимо со своего рода силой, возможно, «мягкой силой» государства на мировой арене. Утрата достоинства означает потерю «чувства государства», что прямым образом влияет на безопасность и развитие государства. Защита достоинства является делом жизни и смерти государства. Чувство собственного достоинства каждого человека выражается в достоинстве и величии страны.
     Широкому обсуждению вопросы национальной безопасности КНР были подвергнуты только к 2006 году по инициативе и при финансовой поддержке НОАК. На данной дискуссии большое внимание было обращено на некоторые особенности современного состояния в определении и формулировании интересов страны. Приоритетом в развитии Китайской Народной Республики отдавался интересам экономического развития, из чего следовало, что другие интересы, такие как безопасность, политика и культура были подчинены экономическим. Но содержание экономических интересов претерпело существенное изменение. Так раньше задача привлечения капиталов была основной, то потом вложение капитала за рубежом стало брать верх над привлекаемым. В прошлом это был упор на экспорт и расширение товарного рынка, сейчас – увеличение активов в транснациональных компаниях, через которые осуществляется вывоз капитала. В области культуры Китай ставил задачу сохранения традиционной культуры, то теперь – продвижение китайской культуры за рубеж. Расширялось и пространство действия этих интересов, от приграничных стран – сначала, до включения Африки и Латинской Америки – потом, и, в конце концов, национальные интересы КНР приобрели глобальный характер. 
     Знаковым для развития национальной безопасности Китая стал 2015 год. В мае 2015 г. выходит очередная Белая книга, получившая название «Белая книга Китая по военной стратегии», а в июле того же года – «Закон о национальной безопасности», заменивший закон 1993 года «О государственной безопасности», который касался главным образом контрразведывательной деятельности.
     Данная Белая книга примечательна по той причине, что в ней имеются положения, которые ранее никогда не звучали в официальной китайской доктрине. В предисловии идет речь о мирном развитии страны и военной стратегии «активной обороны». Эту концепцию можно охарактеризовать одним тезисом – Китай не нападёт первым, но обязательно контратакует, если атаковали его. Также указывается, что Китай не ставит цели осуществлять экспансию или устанавливать гегемонию над кем-либо54.
     С политической точки зрения Китайская Народная Республика уже является частью мировой системы, ее полностью признают другие страны. В 90-е годы КНР стал участником большинства международных организаций и на сегодняшний день вопрос о признании прав Китая в этих организациях отпал. 
     Таким образом, далее стоит перейти к обзору основных угроз, с которыми сталкивается КНР уже в современных условиях, ведь в последнее время обстановка в мире претерпевает глубокие потрясения, ведущие к обострению ранее существовавших противоречий и нарастанию напряженности, появлению новых глобальных вызовов и угроз. Мир сталкивается с финансово-экономическими кризисами, природно-климатическими и техногенными катаклизмами, войнами и конфликтами, социальными потрясениями. Все это вызывает немалое беспокойство в Китае, а особенно обострение обстановки на Ближнем и Среднем Востоке, откуда КНР покупает весомую часть энергоресурсов. Плюс ко всему ситуация вокруг Корейского полуострова также небезразлична китайскому руководству.
     Учитывая все вышеизложенное, исследователями выделяются несколько факторов и угроз, учитываемые Китаем в своей стратегия национальной безопасности. Среди них: 
     * нарушение баланса международных стратегических сил, 
     * стремление США оказывать экономическое и политическое давление на КНР; 
     * рост напряженности (захваты территорий, религиозные конфликты, наркотрафики, террористические акты и др.) на периферии китайских границ и в регионах традиционного влияния КНР в Евразии, в том числе обострение тайваньской проблемы, 
     * угроза целостности территории Китая, создаваемая сепаратистами Синьцзяна и Тибета.55 
     Руководство Китая проявляет особую озабоченность нарастанием нетрадиционных угроз, в список которых попадают: информационные вызовы, организованная трансграничная преступность, деградация среды обитания, контрабанда, коррупция, а также нелегальная миграция56. В последние годы в КНР к вызовам национальной безопасности, помимо террористических угроз, также относят следующие риски. Во-первых, риск, связанный со старением населения, ростом доли пенсионеров. Во-вторых, недостаточность энергоресурсов, для объемов их потребления в настоящее время. В-третьих, экологические проблемы57. 
     Особняком стоят проблемы, связанные с дальнейшим обострением международной обстановки в мире. Среди важнейших целей в ряду национальных интересов – воссоединение с Тайванем и развитие отношений с Гонконгом после воссоединения с ним в 1998 г. При этом надо иметь в виду, что Китай не рассматривает проблему Тайваня в контексте общей безопасности в Восточной Азии, потому что для КНР – это чисто внутренняя проблема ее отношений с одной из своих провинций. 
     В настоящее время в самом Китае самой серьезной угрозой для страны рассматривают провозглашение новой администрацией США курса на жесткое соперничество с Китаем на международной арене58. В действиях Вашингтона по дестабилизации обстановки на Ближнем Востоке и в Центральной Азии видят прямую угрозу национальной безопасности КНР. В Пекине хорошо осознают, что если «ближневосточный хаос» вооруженных и социальных конфликтов распространится на все геополитическое пространство от Суэца до Тибета, КНР неизбежно столкнется с проблемой обеспечения территориальной целостности и суверенитета страны59.
     Особо жесткая конкуренция у Китая происходит в Азиатско-Тихоокеанском регионе с Соединенными Штатами. В контексте данного региона Китай выражает обеспокоенность традиционными стратегическим партнерством США и Японии, а также взаимодействиями между США и Южной Кореей. В последние годы в Пекине заявляют, что главную угрозу безопасности государства представляют стратегические наступательные силы (СНС) США, развертывание глобальной системы ПРО США и ее Азиатско-Тихоокеанского сегмента, в частности, в Южной Корее. Установка американской ПВО, просматривающей на полторы тысячи километров территорию Китая и акваторию региона, вынуждает Пекин реагировать60. 
     Также для Поднебесной важен вопрос северокорейской ядерной угрозы, которую Соединенные Штаты активно используют против Китая, оказывая на него таким образом давление военно-политического характера. На фоне антисеверокорейских военных приготовлений и выпадов, поступают скрытые угрозы торговой войны со стороны Вашингтона, что служит цели обострения обстановки вокруг Корейского полуострова до предела. Угрожающими заявлениями в адрес Китая Соединенные Штаты Америки пытаются заставить его руководство не только активизировал свои действия по укрощению ядерных амбиций Пхеньяна, но и сдерживания развития самого Китая. К тому же Вашингтон требует от Пекина прекращения кибершпионажа в отношении Америки, снижения экономического роста и ревальвации юаня, и других торгово-экономических уступок. Помимо всего прочего, США периодически идет на провоцирование и поддержку конфликтов внутри Китая и на его границах, оказывает давление на представителей китайской политической элиты и деловых кругов61.
     В условиях обострения обстановки в регионах Юго-Восточной Азии и Океании Китай с озабоченностью реагирует на рост числа новых центров силы (Австралия, Индонезия, Сингапур, Вьетнам и др.), которые конкурируют между собой не только в торгово-экономической области, но и в военно-политической сфере. Наряду с другими странами-участницами БРИКС и Шанхайской Организации Содружества, Китай выступает против попыток препятствия изменениям в балансе мирового экономического и политического влияния, отвергают политику неоглобализма, выступают за формирование международных отношений на принципах многополярности и полицентричности современного мира62.
     Также усиление военного и экономического потенциала Индии вызывает немалое беспокойство в руководящих кругах Китая. По причине того, что Индия обладает ядерным оружием, КНР рассматривает ее в качестве вероятного противника. Как пишут эксперты, несмотря на то, что Пекин и Дели входят в ШОС, нельзя исключать того, что имеющиеся противоречия могут привести к серьезным осложнениям в отношениях двух стран, вплоть до возникновения вооруженного конфликта. Обладание Индией ядерным оружием вынуждает КНР уделять повышенное внимание взаимоотношениям с соседней страной. Дели активно выступает против крупных геополитических инициатив Пекина, в том числе проекта «Один пояс, один путь». Так, Индия осудила строительство портов в Индийском океане, особенно в Шри-Ланке и Пакистане, назвав их платформой для военного экспансионизма – «нитью жемчуга» вокруг шеи Индии63. В настоящее время в этой связи КНР выражает немалую озабоченность экономическими инициативами, которые могут усилить конкуренцию между двумя государствами на международной арене, прямо или косвенно. К таким инициативам можно отнести разработку Индией с 2000 г. собственного «Шелкового пути»64. «Путь» должен пройти через Индийский океан, Персидский залив и Каспийское море от Индии до России и составить 7200 км. Сначала планируется перевозить товары по воде – из Индии до Ирана, а потом по шоссе, после чего по железной дороге через Баку в Москву, Санкт-Петербург и дальше. 
     Как известно к китайским геополитическим инициативам с настороженностью относятся и другие представители региона, например Вьетнам. Поэтому Пекин вынужден искать пути для успокоения региональных держав. По сообщениям средств массовой информации, «инфраструктурная дипломатия» КНР приносит свои плоды. Так, например, Филиппины получили от Китая пакет инвестиционных и торговых контрактов на сумму в 24 млрд долларов в конце 2016 г. А между Малайзией и КНР подписан контракт на сумму в 34 млрд долларов, в связи с чем премьер министр Малайзии назвал себя «истинным другом» Китая65. К тому же, многие азиатские страны, такие как Камбоджа и Таджикистан, во многом являются зависимыми от китайских товаров и услуг. 
     Стремительное превращение КНР в одного из важнейших игроков не только в АТР, но и во всем мире превратило его в главный объект американских стратегических усилий не только, в региональном, но и глобальном масштабе. В целях налаживания взаимопонимания с Пекином на американских условиях ему в свое время был предложен своего рода «большой проект – двухполюсность», в рамках которого США и Китай могли бы достичь договоренности о совместном управлении мировым порядком, но при сохранении ведущей роли Вашингтона66. Но так как в данном вопросе руководство Китая придерживается принципиальной позиции США приходится постоянно маневрировать во взаимоотношениях с КНР. Как известно, президент Д. Трамп выступает за ограничение действий США рамками Трансатлантического партнерства (ТАП). Таким образом, Китай мог бы сосредоточиться на развитии «Транстихоокеанского партнерства» (ТТП), однако на практике действия Америки ведут к обострению обстановки в Тихоокеанском регионе. Вашингтон и Лондон последовательно проводят политику сдерживания по всем азимутам, в том числе в регионах традиционного китайского влияния в акватории Тихого океана67.
     Сталкиваясь с несговорчивость Пекина в вопросе формирования глобального партнерства, Вашингтон усиливает финансово-экономическое, военно-политическое и информационное давление на Китай. В этой связи руководство Соединенных Штатов предупреждают КНР, что они готовы «управлять конкуренцией с позиции силы», настаивая на «соблюдении им международных правил и норм по вопросам морской безопасности, торговли и правам человека»68. В то же время в интересах США связать Китай договоренностями о военном сотрудничестве. В рамках этих интересов недавнее подписание рамочного договора о военном сотрудничестве между сухопутными силами двух держав, предусматривающего проведение совместных военных учений, можно привести в качестве примера. США усиливают свое военно-морское присутствие в Тихом океане, укрепляют взаимодействие в военной сфере с традиционными .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44