- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Изучение процесса безработицы как фактора дестабилизации национальной экономики
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K009691 |
Тема: | Изучение процесса безработицы как фактора дестабилизации национальной экономики |
Содержание
Оглавление ВВЕДЕНИЕ 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ 5 1.1 Понятие, сущность, виды безработицы 5 1.2 Социально-экономические последствия безработицы 10 2. БЕЗРАБОТИЦА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14 2.1 Анализ уровня безработицы по регионам России 14 2.2 Политика государства по регулированию рынка труда 26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33 ВВЕДЕНИЕ Актуальность данной исследовательской работы заключается в том, что рынок труда - единственная сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Он определяет структуру нынешних и перспективных потребностей в работниках определенных специальностей и уровней квалификации, которая является основанием для определения стратегии действий, формирования доктрины планирования и развития образовательных ресурсов. Несоответствие спроса и предложения привело регионы и всю страну в целом к безработице, а также к порождению напряженности на рынке труда. В большинстве случаев кризисность ситуации проявляется в основном по одному параметру рынка труда — характеру спроса на рабочую силу, который значительно ниже предложения. В некоторых случаях напряженность ситуации проявляется относительно другого параметра рынка труда — предложения рабочей силы, т.е. имеет место превышение спроса над предложением — дефицит трудовых ресурсов, отдельных профессий, специальностей, а также напряженные ситуации на рынке труда могут возникать по третьему параметру рынка труда — цене рабочей силы (оплаты труда). Достижение высокого уровня занятости — одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и, тем самым, в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. Рынок труда, является органической составной частью рыночной экономики, так же, как и рынки других ресурсов, не может в своем развитии не зависеть от состояния и развития этих рынков, которые определяют меры свободы движения рабочих мест и перелива рабочей силы между сферами занятости, отраслями хозяйства и по территории. Рыночный механизм не безупречен. Сам по себе он не обеспечивает «полной, продуктивной и свободно избранной занятости», как того требует закон о занятости населения. Неорганизованный рынок труда не в состоянии своевременно приспособить структуру рабочей силы к изменяющемуся спросу на нее или обеспечить это с большими социальными издержками. Цель может быть достигнута при направленном воздействии государства, в лице его регулирующих органов, на рыночный механизм, осуществляемом через совокупность взаимосвязанных мер экономического, правового, организационного характера, призванных изменить ситуацию на рынке труда, обеспечить нормальное его функционирование, снять или предупредить возникновение социальной напряженности. В реализации механизма государственного регулирования и решении проблем занятости должны быть задействованы не только федеральная служба занятости, но и региональные экономические образовательные структуры, местные администрации и центры занятости, поскольку они осуществляют регулирование рынка труда на местном уровне. Цель данной работы состоит в изучении процесса безработицы как фактора дестабилизации национальной экономики. Для достижения этой цели нужно решить следующие задачи: * рассмотреть теоретические основы безработицы — понятие, сущность, последствия; * проанализировать уровень безработицы по регионам России; * предложить меры по снижению уровня безработицы. Объектом курсовой работы является процесс безработицы. Предметом — региональная дифференциаци уровня безработицы. Структура данной работы соответствует ее цели и задачам. Курсовой проект состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ 1.1 Понятие, сущность, виды безработицы Безработица является одной из главных социальных проблем в современный период развития нашего общества. Одним из ее главных минусов является, в первую очередь, незанятость трудоспособных граждан, то есть отсутствие рабочих мест тем, кто ищет работу и готов к ней приступить. Из этого следует, что экономика теряет потенциальную рабочую силу, а безработица является причиной снижения темпов экономического роста и экономической нестабильности. Многие экономисты, такие как Дж. М. Кейнс, К. Маркс, Артур Пигу и другие, разрабатывали понятие «безработица» и поэтому оно имеет разные подходы к определению. В Российском законодательстве в статье 3 закона РФ № 1032-1 (от 19.04.1991) безработица понимается как социально-экономическая ситуация, когда трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.1 В марксистской теории занятости безработица характеризуется как вынужденное явление, вызванное накоплением капитала и ростом органического строения капитала, что ведет к относительному уменьшению спроса на рабочую силу со стороны расширенного воспроизводства. Джон Кейнс считал, что безработица – это временное явление и ее можно ликвидировать, путем государственного регулирования, а именно увеличением капиталовложения, уменьшением банковского процента, осуществлением налогового регулирования. Однако монетаристы, отрицая теорию Кейнса, выдвинули свою теорию безработицы, по которой она является добровольным явлением, возрастающая из-за социальных льгот и выплат со стороны государства, тем самым ослабляя стимул к трудоустройству и поиску рабочих мест. Два статистических показателя используются сегодня в России. К безработным, согласно стандартам международной организации труда (МОТ), относятся лица, которые достигли возраста 16 лет и в рассматриваемый период: * у них не было работы или доходного занятия; * они занимались поисками работы, то есть обращались в коммерческую или государственную службу занятости, помещали или использовали объявления в печати, обращались непосредственно к работодателю (администрации предприятия), использовали для ее поиска личные связи и иные способы, пытались организовать свое дело; * были готовы приступить к работе. Для того чтобы отнести человека к безработному, требуется соблюдение всех трех вышеперечисленных условий. К зарегистрированным службой занятости безработным относятся лица, которые не имеют работы, ищут ее и получили в установленном порядке официальный статус безработного.2 Следует отметить, что обычно к безработным относят не только лишь лиц, уволенных по разным причинам, но и добровольно покинувших прежнее место службы и предпринимающих попытки отыскать новую работу. Четыре основные категории рабочей силы составляют структуру безработицы: * лица, потерявшие место службы из-за увольнения; * оставившие работу добровольно; * пришедшие после перерыва на рынок труда; * пришедшие впервые на рынок труда. В первую очередь от фазы экономического цикла зависит соотношение данных категорий. Существуют разные концепции безработицы, но в целом является господствующей точка зрения, по которой в своей основе безработица отражает экономическую необходимость использования ресурсов. В частности, об этом свидетельствует естественный уровень ее, который определяется как существующий уровень безработицы при полной занятости. Полная занятость при этом совсем не означает стопроцентной занятости и отсутствия безработицы. Она свидетельствует о наличии фрикционной или структурной безработицы, а также об отсутствии циклической ее разновидности. Подробнее о них мы расскажем ниже.3 Рассматривая типы безработицы, обязательно следует рассказать о структурной ее разновидности. Она вызвана несоответствием между структурами предложения и спроса рабочей силы по географическим, демографическим, квалификационным и другим критериям. Это тяжелая форма безработицы, поскольку на ее устранение (на изменение образования, создание учреждений по изменению или повышению квалификации, на переквалифицирование людей) затраты очень высоки. Со временем сокращается необходимость в одних видах профессии, а некоторые специальности вовсе исчезают. Зато возникает спрос на новые. Этот вид безработицы является довольно болезненным. Дело в том, что технический прогресс постоянно рождает новые технологии, товары и целые отрасли (например, к ним относится производство волоконной оптики, лазерных дисков и персональных компьютеров). В результате этого структура спроса на рынке труда сильно меняется. А люди, которые оказались обладателями профессий, более не нужных, пополняют ряды безработных. Фрикционная (или текучая) — безработица, связанная в основном с добровольной сменой места работы, а также с сезонными колебаниями спроса на рынке труда. Сезонная безработица, таким образом, является составной частью фрикционной. Последняя возникает тогда, когда люди теряют работу, но найдут в скором времени новую. Осуществляется поиск лучшей работы. Этот вид не представляет серьезной проблемы. Даже в странах, которые переживают бурный экономический рост, существует фрикционная безработица. Причина ее заключается в том, что уволенному с предприятия или добровольно покинувшему его работнику требуется определенное время для нахождения нового рабочего места, которое должно его удовлетворить и по уровню оплаты, и по роду деятельности. Одни люди ощущают, что способны выполнять более высокооплачиваемую и сложную работу, они ищут ее. А другие убеждаются, что они не соответствуют необходимым требованиям на занимаемом ими месте, поэтому должны найти работу с более низкой оплатой. Кроме того, всегда на рынке труда есть безработные, ищущие в первый раз работу (вырастившие детей женщины, молодежь и др.). Они также учитываются, когда определяется уровень данного вида безработицы. В нормально организованной экономике просто неизбежна фрикционная безработица. Типы и последствия неполной занятости, тем не менее, этим не ограничиваются. Перейдем к рассмотрению циклической безработицы.4 Циклическая безработица отражает состояние, в котором находится экономическая конъюнктура в той или иной стране, а также превышение над спросом предложения рабочей силы в период спада в экономике. Другими словами, она вызывается спадом производства. Когда совокупный спрос на услуги или товары уменьшается, сокращается занятость и растет безработица. В США, например, во время «Великой депрессии» (в 1933 году) циклическая безработица достигала 25%. Существуют и другие типы безработицы, которые связаны с разными критериями ее классификации: вынужденным характером, продолжительностью, концентрацией в профсоюзных группах, регионах, отраслях или возрастных категориях. В частности, среди них выделяется скрытая безработица. Трудящиеся при ее наличии вынуждены быть занятыми лишь частично, неполный день, так как отсутствует работа. Иначе ее называют еще неполной занятостью. Данному виду безработицы подвержены владельцы мелких предприятий, получающие доход ниже средней заработной платы. Эти люди готовы покинуть предприятие в любое время. Скрытая безработица особенно характерна для сельских районов. Формально полуразорившиеся крестьяне считаются самостоятельными хозяевами, но на деле они безработные — в этом виде производства они лишние. Уровни и типы безработицы весьма многообразны. Среди последних выделяется сезонная безработица. Это, прежде всего, наличие людей, которые работают у себя на дому, а не на заводах и фабриках. Работники домашней системы являются полностью занятыми лишь в определенные сезоны. Однако они считаются безработными все остальное время. Рассматривая основные типы безработицы, следует выделить и добровольную. Этот тип ее вызывается тем, что в каждом обществе имеется прослойка людей, по психическому складу или иным причинам не желающих работать. Она также возникает в случаях, когда увольнение работника происходит по собственному желанию, например, если он недоволен заработной платой или условиями труда.5 В большинстве стран под полной занятостью понимают отсутствие безработицы циклической при наличии структурной и фрикционной, то есть когда безработица соответствует естественной норме. Уровень полной занятости можно определить, вычтя из численности рабочей силы уровень безработицы, который считается естественным. Естественный уровень для каждой страны определяется по-своему, не существует единого значения. В середине 1970-х годов, например, американские экономисты полагали, что эта норма для их страны составляет около 4%. Этот уровень сегодня поднялся примерно до 5-6%, что связано с институциональными изменениями, а также с изменением демографического состава работников. 1.2 Социально-экономические последствия безработицы В современной экономике экономические потери от массовой безработицы значительно больше, чем потери, связанные, например, с монополизацией рынков. В целом негативные последствия существования безработицы можно разделить на экономические и социальные.6 Рассмотрим экономические последствия безработицы: 1) недоиспользование рабочей силы, а значит, и недопроизводство валового внутреннего продукта; 2) отставание реально произведенного ВВП от потенциального ВВП, который мог бы быть создан при отсутствии циклической безработицы, т. е. в условиях полной занятости; 3) неравномерное распределение издержек безработицы среди различных групп: более высокий уровень безработицы у неквалифицированных рабочих, среди молодежи, национальных меньшинств и женщин; 4) сокращение налоговых поступлений; 5) падение жизненного уровня. Наиболее серьезное следствие безработицы — снижение объема производимого ВВП ниже потенциального уровня. Известный исследователь макроэкономических проблем А. Оукен математически выразил зависимость между уровнем безработицы и невыпущенным объемом продукции. Эта зависимость получила название закона Оукена: каждый процент безработицы сверх естественного уровня приводит к отставанию фактического ВВП от ВВП потенциального на 2,5 %. Если предположить, что уровень безработицы в экономике составляет 8 %, тогда как естественный ее уровень 6 %, то потери ВВП будут составлять 5 %. Социальные последствия безработицы: 1) потеря работы является большой личной трагедией. Психологические исследования показывают, что увольнение обычно столь же пагубно сказывается на психике, как смерть близкого друга; 2) деквалификация лиц, потерявших работу, утрата чувства самоуважения, люди не могут проявить себя и профессионально самореализоваться; 3) упадок моральных устоев в обществе. Безработица приводит к бездеятельности и может повлечь деградацию человека; 4) чем выше уровень безработицы, тем выше уровень разводов, самоубийств, сердечно-сосудистых заболеваний; 5) общественные и политические беспорядки. Массовая безработица может привести к быстрым, иногда очень бурным социальным и политическим переменам. Последствием безработицы может быть социальный взрыв, если ее размеры превысят допустимый уровень; 6) ослабление мотивации к труду; 7) отток квалифицированных специалистов за границу. Тем не менее, существуют и положительные последствия безработицы. Например, повышается социальная ценность рабочего места; увеличивается личное свободное время и свобода выбора места работы, растет социальная значимость и ценность труда. Безработица способствует созданию резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики и росту конкуренции между работниками. Но всё же, негативных последствий безработицы значительно больше, чем положительных и они представляют угрозу национальной безопасности страны, экономическому развитию. Серьезные негативные социально-экономические последствия безработицы повышают ответственность государства за обеспечение занятости трудоспособного население. Эти задачи сопряжены с целью достижения полной занятости в экономике.7 Достижение полной занятости связано с обеспечением сбалансированности численности трудоспособного населения и количества необходимых для него рабочих мест. Осуществляя политику занятости, государство реализует программы: * по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе; * направленные на подготовку, переподготовку, повышение квалификации безработных; * содействия найму рабочей силы, предполагающие стимулирование работодателей по созданию новых рабочих мест; * по социальному страхованию безработицы, предусматривающие обеспечение социальных гарантий и компенсаций безработным и высвобожденным работникам. Проведение этих программ предполагает конкретные действия государства: * сокращение законодательно установленной продолжительности рабочего времени в периоды массовой безработицы; * создание новых рабочих мест и организацию общественных работ (например, в области инфраструктуры — для постройки дорог); * ограничение предложения рабочей силы за счет ограничения въезда в страну иностранных рабочих, запрета детского труда и т. п. Немаловажное значение при реализации программ стимулирования занятости играют биржи труда, представляющие собой в большинстве своем государственные учреждения, которые выполняют функцию посредника между нанимателями (предприятиями и фирмами), с одной стороны, и потенциальными наемными работниками, с другой. Эти учреждения осуществляют учет безработных, содействуют их трудоустройству, изучают спрос и предложение на рынке труда, содействуют желающим переменить занятие и т. п.8 2. БЕЗРАБОТИЦА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2.1 Анализ уровня безработицы по регионам России Безработица в России в сентябре 2016 года по итогам выборочного обследования населения по проблемам занятости составила 5,2% экономически активного населения (4,0 млн. человек). Об этом сообщает Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста) в сентябре 2016 г. составил 66,3%. Численность занятого населения в сентябре 2016г. уменьшилась по сравнению с августом на 358 тыс. человек, или на 0,5%, по сравнению с сентябрем 2015 г. увеличилась на 181 тыс. человек, или на 0,2%. Численность безработных в сентябре 2016 г. по сравнению с августом уменьшилась на 19 тыс. человек, или на 0,5%, по сравнению с сентябрем 2015 г. — на 14 тыс. человек, или на 0,4% Следует отметить, что безработица крайне неравномерно распределена по всей территории России (табл.1). Так, на отметке 20-35 % находится безработица среди молодежи в возрасте до 20 лет, значительно ниже (на отметке 6-10%) — безработица среди молодежи в возрасте 20-29 лет. Таблица 1. Уровень безработицы по федеральным округам и возрастным группам Федеральный округ Всего в том числе лет 15-19 20-29 30-39 40-49 50-59 60-72 Российская Федерация 5,5 28,2 8,9 4,6 3,9 3,9 2,8 Центральный 3,1 21,7 5,8 2,4 2,2 2,3 1,6 Северо-Западный 4,0 26,9 6,1 3,0 3,3 3,2 2,1 Южный 6,2 28,2 9,9 5,2 4,6 4,3 4,4 Северо-Кавказский 13,1 41,0 22,0 10,7 8,3 7,1 4,8 Приволжский 5,3 19,6 7,9 4,8 4,0 4,4 2,8 Уральский 6,0 34,3 9,0 5,3 4,1 4,5 4,0 Сибирский 7,1 28,0 10,4 6,5 5,4 5,2 4,0 Дальневосточный 6,7 34,8 10,9 5,6 5,0 4,7 2,8 Самый высокий уровень безработицы среди молодежи в Северо-Кавказском федеральном округе (среди молодежи 15-19, 20-29 лет — 41 и 22%, соответственно), самый низкий — в Приволжском (среди молодежи до 20 лет — 19,6%) и Центральном (среди молодежи в возрасте 20-29 лет — 5,8%) федеральных округах. Следует отметить, что при уровне безработицы в среднем по округу, сравнимом с уровнем безработицы в целом по стране, уровень безработицы среди молодежи в возрасте до 20 лет в Приволжском федеральном округе самый низкий. Высокий уровень молодежной безработицы отчасти может объясняться тем, что молодые люди впервые выходят на рынок труда и им требуется время, чтобы найти подходящее место работы (84,5% безработных в возрасте до 20 лет не имели опыта работы, в возрастной группе «20-24 года» — 65,3%). Во всех федеральных округах минимальный уровень безработицы наблюдается в возрасте 60-72 лет. В этом возрасте люди уже выходят на пенсию и лишь некоторые из них продолжают работать. Для углубленного анализа территориальных особенностей российского рынка труда построена типология регионов РФ по уровню безработицы, проведен анализ основных статистических показателей в выделенных группах. По результатам определены основные факторы изменения уровня безработицы с учетом основных социально-экономических показателей. Выделено 5 групп регионов (табл. 2), которые можно интерпретировать следующим образом. Первая группа содержит регионы с наиболее высоким уровнем безработицы — от 47,7% (Республика Ингушетия) до 10,6% (Забайкальский край), при этом размах вариации показателя по возрастным группам от 94% для молодежи в возрасте 15-19 лет (Республика Ингушетия) до 1,7% для возрастной группы «60-72 года» (республики Алтай и Калмыкия). Таблица 2. Классификация регионов РФ по уровню безработицы Группа Состав 1 Край: Забайкальский Республики: Алтай, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Тыва, Чеченская 2 Республики: Адыгея, Бурятия, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Карелия, Саха (Якутия), Северная Осетия - Алания, Хакасия Автономная область: Еврейская Области: Астраханская, Иркутская, Калининградская, Кировская, Кемеровская Мурманская, Сахалинская, Томская 3 Края: Алтайский, Пермский, Приморский, Хабаровский Республики: Башкортостан, Коми, Марий Эл, Удмуртская Области: Волгоградская, Ивановская, Омская, Псковская, Ростовская, Челябинская 4 Края: Камчатский, Краснодарский, Красноярский, Ставропольский Республика: Чувашская Области: Амурская, Архангельская, Брянская, Вологодская, Воронежская, Курская, Нижегородская, Новосибирская, Оренбургская, Орловская, Саратовская, Свердловская, Смоленская, Тверская, Тюменская, Ульяновская 5 Автономный округ: Чукотский Республики: Мордовия, Татарстан, Крым Области: Белгородская, Владимирская, Калужская, Костромская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Московская, Новгородская, Пензенская, Рязанская, Самарская, Тамбовская, Тульская, Ярославская Города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург, Севастополь Минимальный уровень безработицы для молодежи в возрасте до 20 лет в Республике Тыве (22,4%). Для молодежи в возрасте 20-29 лет максимальный уровень безработицы в Республике Ингушетии (41,6%), минимальный — в Забайкальском крае (14,4%). Для возрастной группы «30-39 лет» минимальный уровень безработицы 9,3% в Забайкальском крае. Средний возраст безработных по этой группе ниже, чем в среднем по России (33,3 и 35,1 года соответственно). Это характеризует положение на молодежном рынке труда регионов первой группы как напряженное. Проанализируем данные таблицы 3. Удельный вес безработных мужчин незначительно превышает удельный вес безработных женщин (52,66 и 47,34 %, соответственно), в то же время в Республике Калмыкии удельный вес мужчин среди безработных в 1,5 раза больше, чем женщин (61,0 и 39,0% соответственно). В Республике Дагестан соотношение безработных по гендерному признаку прямо противоположное (40,8 и 59,2% соответственно). Таблица 3. Статистические показатели, характеризующие уровень безработицы по первой группе регионов Показатели Всего В том числе в возрасте, лет Средний возраст, лет Удельный вес в общем количестве безработных 15-19 20-29 30-39 40-49 50-59 60-72 мужчин женщин Минимальное значение 10,6 22,4 14,4 9,3 8,1 5,9 1,7 29,7 40,8 39 Максимальное значение 47,7 94 78,3 41,5 24,8 22,8 28,5 37,2 61 59,2 Среднее значение 20,4 45,1 29,9 18,7 13,2 11,9 7,5 33,26 52,66 47,34 В первой группе регионов (табл. 4) среди безработных преобладают люди со средним (полным) общим образованием (в среднем 47,9% в общем количестве безработных, в целом по России — 32,8%). При этом в Чеченской Республике удельный вес безработных с таким образовательным статусом доходит до 74%. Удельный вес безработных, имеющих высшее профессиональное образование, ниже (13,9%), чем в среднем по России (16,4%). Таблица 4. Статистические показатели, характеризующие первую группу регионов по уровню образования и продолжительности поиска работы Показа-тели Имеют образование, % Не имеют осн. общего образо- вания, % Сред-нее время поиска работы Удель-ный вес безра-ботных, ищущих работу более 12 мес. высшее профес-сиональ-ное среднее профес-сиональ-ное началь-ное профес-сиональ-ное сред-нее (пол-ное) общее основ-ное Мини-мальное значение 7 5,4 1,9 36,1 1,4 0,2 4,9 16,4 Макси-мальное значение 23,8 19,8 22,8 74 21,1 4 11,9 61,4 Среднее значение 13,90 14,59 12,20 47,93 10,17 1,24 8,90 42,56 Средняя продолжительность поиска работы колеблется от 11,9 мес. в Республике Ингушетии до 4,9 мес. в Республике Тыве. В среднем по региону этот показатель на 1,4 процентного пункта выше, чем в среднем по России (8,9 и 7,5 мес. соответственно). Удельный вес безработных, ищущих работу более 12 мес., составляет в среднем 42,5%, в то время как в Республике Ингушетии этот показатель равен 61,4%, в Чеченской Республике всего 16,4%. Регионы второй группы можно охарактеризовать как регионы с уровнем безработицы выше среднего (табл. 5). Размах вариации этого показателя значительно ниже, чем в первой группе регионов, но все-таки достаточно большой. Самый высокий уровень безработицы в Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республиках (8,9%), самый низкий — в Республике Карелии (7,0%). Размах вариации показателя по возрастным группам также значительно ниже: от 43,2% для молодежи в возрасте 15-19 лет (Мурманская область) до 0,4% для возрастной группы «60-72 лет» (Республика Бурятия). Для возрастной группы «15-19 лет» минимальный уровень безработицы 10,9% в Республике Бурятии, для молодежи в возрасте 20-29 лет — 8,7% (там же), для группы «30-39 лет» — 5,2% (Мурманская область). Таблица 5. Статистические показатели, характеризующие уровень безработицы по второй группе регионов Показатели Всего В том числе в возрасте, лет Средний возраст, лет Удельный вес в общем количестве безработных 15-19 20-29 30-39 40-49 50-59 60-72 мужчин женщин Минимальное значение 7,0 10,9 8,7 5,2 3,5 2,6 0,4 31,8 43,0 36,1 Максимальное значение 8,9 43,2 17,5 9,3 7,8 8,2 7,8 38,2 63,9 57,0 Среднее значение 7,9 29,4 12,3 7,0 5,8 6,2 4,0 35,5 54,9 45,1 Средний возраст безработных по второй группе чуть выше, чем в среднем по России (35,5 года). Удельный вес безработных мужчин превышает удельный вес безработных женщин (55,0 и 45,0% соответственно), в то же время в Томской области удельный вес мужчин среди безработных в 1,5 раза больше, чем женщин (61,1 и 38,9% соответственно). Соотношение безработных по гендерному признаку прямо противоположное в Карачаево-Черкесской Республике (43,0 и 57,0% соответственно). Так же, как и в целом по России, во второй группе регионов наибольший удельный вес безработных со средним (полным) общим образованием (31,9%) в общем количестве безработных (табл. 6), хотя и чуть ниже, чем в среднем по России. В Кабардино-Балкарской Республике удельный вес безработных с высшим образованием в 1,5 раза выше (49,9%), чем в России в среднем. Всего 8,0% безработных имеют высшее образование в Еврейской автономной области (ниже, чем в среднем по России в 2 раза). Таблица 6. Статистические показатели, характеризующие вторую группу регионов по уровню образования и продолжительности поиска работы Показа-тели Имеют образование, % Не имеют осн. общего образо- вания, % Среднее время поиска работы Удель-ный вес безра-ботных, ищущих работу более 12 мес. высшее профес-сиональ-ное среднее профес-сиональ-ное началь-ное профес-сиональ-ное сред-нее (пол-ное) общее основ-ное Мини-мальное значение 8,2 11,6 8,8 22,4 5,4 0,1 6,0 21,9 Макси-мальное значение 29,5 25,7 36,4 49,9 19,4 3,9 10,9 54,6 Среднее значение 15,4 18,5 21,0 31,9 11,9 1,4 7,9 34,2 Размах вариации средней продолжительности поиска работы невелик — от 10,9 мес. в Карачаево-Черкесской Республике до 6,0 мес. в Кировской области. В среднем по региону этот показатель на 0,4 процентного пункта выше, чем в среднем по России. Удельный вес безработных, ищущих работу более 12 мес., составляет в среднем 34,2%, в то время как в Карачаево-Черкесской Республике этот показатель равен 54,6%, в Кировской области — 21,9%. В целом статистические характеристики регионов второй группы можно описать как близкие к средним значениям показателей в среднем по России. Исключение составляет Карачаево-Черкесская Республика, характеристики которой резко отличаются от характеристик других регионов второй группы. В регионах третьей группы уровень безработицы чуть выше среднего по Российской Федерации (табл. 7), при этом коэффициент вариации не превышает 1%. Размах вариации также на уровне 1%, при этом самый высокий уровень безработицы (6,9%) в Приморском крае, Омской и Псковской областях; самый низкий — в Удмуртской Республике, Волгоградской и Ростовской областях. Максимальный уровень безработицы по возрастной группе «15-19 лет» выше, чем во второй группе регионов: 52,9% в Омской области; 44,9% в Хабаровском крае. В то же время средние значения уровня безработицы по возрастным группам близки к соответствующим среднероссийским показателям, так же как и средний возраст безработных (35,74 года). Таблица 7. Статистические показатели, характеризующие уровень безработицы по третьей группе регионов Показатели Всего В том числе в возрасте, лет Средний возраст, лет Удельный вес в общем количестве безработных 15-19 20-29 30-39 40-49 50-59 60-72 мужчин женщин Минимальное значение 6,0 14,0 7,6 3,9 3,9 3,9 1,3 33,7 48,4 39,2 Максимальное значение 6,9 52,9 11,7 6,5 5,6 7,7 6,8 38,4 60,8 51,6 Среднее значение 6,4 27,7 9,9 5,2 4,8 5,2 3,5 35,7 56,07 43,93 В Хабаровском крае, Удмуртской Республике и Псковской области безработных женщин в 1,5 раза меньше, чем мужчин. В среднем по третьей группе регионов соотношение безработных мужчин и женщин соответствует среднероссийским показателям. Удельный вес безработных, имеющих высшее образование (табл. 8), самый низкий в Хабаровском крае (всего 8,5% — почти в 2 раза ниже, чем по России в целом). В среднем по группе удельный вес безработных с высшим образованием невелик (на 3,1 процентного пункта ниже, чем в целом по России). Размах вариации показателя «среднее время поиска работы» незначителен (2,6 процентного пункта), а среднее значение (7,58 мес.) соответствует среднероссийскому. Удельный вес безработных, ищущих работу более 12 мес., колеблется от 42,2% в Алтайском крае до 21,6% в Омской области и составляет в среднем 31,91%. Таблица 8. Статистические показатели, характеризующие третью группу регионов по уровню образования и продолжительности поиска работы Показа-тели Имеют образование, % Не имеют осн. общего образо- вания, % Среднее время поиска работы Удель-ный вес безра-ботных, ищущих работу более 12 мес. высшее профес-сиональ-ное среднее профес-сиональ-ное началь-ное профес-сиональ-ное сред-нее (пол-ное) общее основ-ное Мини-мальное значение 8,5 10,1 15,4 20,6 5,8 0,1 6,1 21,6 Макси-мальное значение 19,8 30,1 40,6 39,7 14,5 3,5 8,7 42,2 Среднее значение 13,39 19,4 25,6 29,6 11,0 1,2 7,6 31,9 Четвертая группа содержит регионы с уровнем безработицы, соответствующим в среднем уровню безработицы в целом по стране (5,47%). Несмотря на то, что группа достаточно многочисленна (21 регион), размах вариации большинства показателей невелик, за исключением уровня безработицы молодежи до 20 лет (табл. 9). Таблица 9. Статистические показатели, характеризующие уровень безработицы по четвертой группе регионов Показатели Всего В том числе в возрасте, лет Средний возраст, лет Удельный вес в общем количестве безработных 15-19 20-29 30-39 40-49 50-59 60-72 мужчин женщин Минимальное значение 5,0 10,1 6,9 3,8 3,3 3,2 0,4 33,6 49,5 32,4 Максимальное значение 5,9 45,8 11,0 6,4 5,5 6,1 5,8 39,0 67,6 50,5 Среднее значение 5,5 23,0 8,3 4,9 4,3 4,2 2,7 35,9 56,6 43,4 Самый высокий уровень безработицы по этой возрастной группе в Камчатском крае (45,8%), самый низкий — в Саратовской области (10,1%). Уровень молодежной безработицы в этой группе регионов ниже среднероссийского, а уровень безработицы людей в возрасте 30-59 лет в среднем выше на 0,3-0,4 процентного пункта. Это характеризует положение на молодежном рынке труда регионов четвертой группы как достаточно стабильное. В отличие от первых трех групп, удельный вес безработных женщин не превышает 50,5% в этой группе регионов, а их самый низкий удельный вес (не только по группе, но и по России в целом — 32,4%) зарегистрирован в Красноярском крае. В четвертой группе регионов (табл. 10) удельный вес безработных со средним (полным) общим образованием на 5,1 процентного пункта ниже, чем в среднем по России (27,69%), хотя эта группа остается самой многочисленной. В Орловской области каждый четвертый безработный — с высшим образованием. Всего 0,3% безработных не имеют основного общего образования (в целом по России — 1,1%). В ряде регионов средняя продолжительность поиска работы доходит до 9 мес. и больше (Саратовская область — 9,4 мес., Воронежская область — 9 мес.), хотя средние показатели соответствуют общероссийским. Размах вариации этого показателя менее 4%. Удельный вес безработных, ищущих работу более 12 мес., не превышает 45% (44,5% — Воронежская область), в то время как в Нижегородской области каждый пятый безработный ищет новое место работы более года. Коэффициент вариации этого показателя менее 3%. Таблица 10. Статистические показатели, характеризующие четвертую группу регионов по уровню образования и продолжительности поиска работы Показа-тели Имеют образование, % Не имеют осн. общего образо- вания, % Среднее время поиска работы Удель-ный вес безра-ботных, ищущих работу более 12 мес. высшее профес-сиональ-ное среднее профес-сиональ-ное началь-ное профес-сиональ-ное сред-нее (пол-ное) общее основ-ное Мини-мальное значение 10,3 11,3 10,0 17,7 6,1 0,3 5,6 16,8 Макси-мальное значение 27,9 29,8 32,3 42,0 16,7 4,7 9,4 44,5 Среднее значение 16,9 20,9 22,7 27,7 10,8 1,2 7,5 30,1 Регионы пятой группы (табл. 11) можно охарактеризовать как регионы с низким уровнем безработицы (4,8%). При этом размах вариации этого показателя выше, чем в третьей и четвертой группах. Самый высокий уровень безработицы (4,9%) в Республике Мордовии, Тамбовской и Пензенской областях, самый низкий (2,9 %) — в Московской области. Таблица 11. Статистические показатели, характеризующие уровень безработицы по пятой группе регионов Показатели Всего В том числе в возрасте, лет Средний возраст, лет Удельный вес в общем количестве безработных 15-19 20-29 30-39 40-49 50-59 60-72 мужчин женщин Минимальное значение 2,9 6,1 5,1 1,7 1,2 1,7 0,3 33,5 49,1 38,6 Максимальное значение 4,9 35,6 9,1 5,3 4,5 4,7 3,8 38,7 61,4 50,9 Показатели В....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: