VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Вводные и вставные конструкции в романе Пушкина капитанская дочка

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K015654
Тема: Вводные и вставные конструкции в романе Пушкина капитанская дочка
Содержание
     МИНОБРНАУКИ РОССИИ
     Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
      «Южный федеральный университет»
     
     Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации
     
     Кафедра теории языка и русского языка
     
     Костылина Анастасия Викторовна
     
     ВВОДНЫЕ И ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ 
В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА 
«КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» 
     
     ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ 
     (БАКАЛАВРСКАЯ) РАБОТА 
     по направлению 050100.62-Педагогическое образование 
     профили «Русский язык и литература»



Научный руководитель –
доц. кафедры теории языка и русского языка
Горбунова Юлия Сергеевна



Рецензент – 






Ростов-на-Дону – 2018
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ	3
Глава I. ПОНЯТИЕ О ВВОДНЫХ И ВСТАВНЫХ КОНСТРУКЦИЯХ В СОВРЕМЕННОМ ЯЗЫКОЗНАНИИ	7
1.1.	Теория осложнения простого предложения	7
1.2.	Определение терминов «вводные конструкции» и «вставные конструкции»	13
1.3.	Функции и классификации вводных и вставных конструкций	20
Выводы к главе I	28
Глава II. ТИПЫ И ФУНКЦИИ ВВОДНЫХ И ВСТАВНЫХ КОНСТРУКЦИЙВ РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»	30
2.1. Типы и функции вводных слов в романе «Капитанская дочка»	30
2.2. Типы и функции вводных предложений в романе «Капитанская дочка»	34
2.3. Типы и функции вставных конструкций в романе «Капитанская дочка»	34
Выводы к главе II	36
Глава III. МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ И КОНСТРУКЦИЯМИ В ШКОЛЕ НА МЕТЕРИАЛЕ РОМАНА А. С. ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»	37
3.1.	Изучение вводных и вставных конструкций в школьном курсе русского языка	37
3.2. Методика разграничения вводных и вставных конструкций на уроках русского языка в средней школе.	42
3.3. Изучение вводных и вставных конструкций в школе на материале романа «Капитанская дочка»	47
Выводы к главе III	53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	53




ВВЕДЕНИЕ

      Произведения Пушкина считаются бесценными памятниками литературы, почитаемыми из поколения в поколение.В его языке художественной литературы осуществился всесторонний синтез русской языковой культуры. Основой в этом синтезе явился общенародный русский язык (который он считал основным источником литературного) во всем его многообразии: разговорные, народно-поэтические и просторечные слова, выражения, формы и синтаксические конструкции [9, c. 74-77].
      Вводные и вставные конструкции хорошо известны русскому литературному языку, не обошел их в своих трудах и А. С. Пушкин. Вводные единицы языка - слова и предложения - относятся к активной лексике и составляют наиболее подвижный ее пласт, который претерпевает постоянные изменения под воздействием разного рода причин. Тема вводных компонентов в теории русского языка является недостаточно изученной, этим и обусловлена актуальность выбранной нами темы. Современная лингвистика большей частью занимается синтаксической ролью вводных слови конструкций, а также вставных конструкций, не заостряя внимания на том, какую художественную задачу могут они выполнять в произведениях русских писателей [4, c. 151].
      Роль вводных и вставных конструкций в художественном тексте А. С. Пушкина показалась нам очень интересной.Мы предположили, что онипомогают автору ярче характеризовать, детализировать образ персонажа; передавать свое отношение к персонажам и происходящим событиям; привлечь внимание читателя и связно изложить свои мысли.
      Эти языковые единицы являются одним из средств связи предложений в тексте, умелое и уместное использование их делает нашу речь более стройной, логичной или экспрессивно-выразительной. Напротив, употребление вводных и вставных компонентов без особой необходимости обедняет речь: перегружает и засоряет ее. Поэтому правильному их употреблению в устной и письменной речи необходимо учиться на уроках русского языка в школе, взяв в основу цельный текст художественного произведения. Такая работа позволяет учащимся более осознанно и уместно употреблять вводные и вставные конструкции в собственной речи в соответствии с определенной коммуникативной задачей, закладывает основы для формирования соответствующего пунктуационного навыка. Использование на уроках по изучению вводных и вставных конструкций в школе текста определенного произведения сегодня еще не встречается в педагогической практике, чем обусловлена новизна исследования.
      Ознакомление с вводными и вставными компонентами можно проводить на материалах романа А. С. Пушкина«Капитанская дочка». Это произведение чаще всего включается в школьный курс литературы 8 кл., когда на изучение вводных и вставных конструкций (по программе предмета «русский язык») отводится от 4 до 8 часов. Такую работу можно организовать очень интересно, включив в урок разнообразные задания с применением различных методов и приемов. Дети будут заинтересованы, и усвоение темы произойдет намного эффективнее, чем при привычной работе с учебником.
      Исходя из вышеизложенного, нами был определен научный аппарат исследования.
      Проблема: какие функции выполняют вводные и вставные конструкциив художественном языкеромана А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
      Объект исследования-вводные и вставные конструкции в тексте романа «Капитанская дочка».
      Предмет исследования-функционирование вводных и вставных конструкций в тексте произведения А. С. Пушкина.
      Цель исследования -комплексное исследованиеструктурных и функционально-семантических свойств вводных и вставных конструкций в произведениях А. С. Пушкина и возможность использования повести в качестве материала для их изучения в школьном курсе русского языка.
      Задачи исследования (теоретические):
   * Изучить и проанализировать лингвистическую литературу: уточнить понятие вводных слов и конструкций, изучить их синтаксический статус;
   * Рассмотреть выдвинутые лингвистами семантические классификации вводных и вставных компонентов и их морфологическое выражение;
   * Классифицировать вводные и вставные конструкцииромана А. С. Пушкина «Капитанская дочка», определить их значимость в художественном тексте;
   * Рассмотреть и описать возможности изучения вводных и вставных конструкций в школе на материале повести «Капитанская дочка».
      Методы исследования: изучение, сравнение, отбор, анализ информации, количественный подсчет.
      Гипотеза исследования: изучение вводных и вставных конструкций в школе будет эффективней, если его провести на материале романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
      Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы из 20 наименований. Работа изложена на 35-40 страницах машинописного текста, включает приложения.
      В данной курсовой работе тема раскрыта следующим образом: сначала изучен теоретический вопрос категорийвводности и вставочности, изложены его основные понятия; во второй главе на основе данного теоретического материала и картотеки предложений определены функции вводных и вставных конструкций в выбранных произведениях; в третьей главе рассмотреныметоды и приемы их изучения в школе на материале повести и разработаны упражнения. Дополнительный материал по теме представлен в приложении.
      Теоретическаязначимость: заключается в описании участка языковой системы, связанного с выражением позиции говорящего, а также в выявлении специфики языковых единиц.
      Практическаязначимость заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы при изучении вводных и вставных конструкций на уроках русского языка в средней школе; при подготовке к ГИА; при проведении элективного курса, на факультативных занятиях; на практических занятиях по методике преподавания русского языка для студентов педагогических вузов.
      Материалом исследования послужила картотека предложений, содержащих вводные и вставные конструкции (50 единиц), собранная методом выборки из текстов.
      
      
      
      
      


Глава I. ПОНЯТИЕ О ВВОДНЫХ И ВСТАВНЫХ КОНСТРУКЦИЯХ В СОВРЕМЕННОМ ЯЗЫКОЗНАНИИ

1.1. Теория осложнения простого предложения

      Наукой, изучающей предложение, является синтаксис. В истории русского языка было несколько попыток определить предложение, среди них стоит отметить попытки с точки зрения логики, психологии и грамматики.
      С точки зрения логики, Ф. И. Буслаев определил, что «суждение, выраженное словами, есть предложение». [Введенская Л.А.]
      Д. Н. Овсянико-Куликовский, сторонник психологического подхода к определению предложения, дал следующее определение: «Предложение есть такое слово или такое упорядоченное сочетание слов, которое сопряжено с особым движением мысли, известным под именем «предицирования» («сказуемости»)».[Красивова А.]
      Представитель формально-грамматического направления Ф. Ф. Фортунатов писал о предложении следующее: «Среди грамматических словосочетаний, употребляющихся в полных предложениях в речи, господствующими являются в русском языке те именно словосочетания, которые мы вправе назвать грамматическими предложениями, так как они заключают в себе, как части, грамматическое подлежащее и грамматическое сказуемое».[Прокопович Н.Н.]
      Центральной грамматической единицей синтаксиса является простое предложение. Это определяется тем, что простое предложение представляет собой элементарную единицу, предназначенную для передачи относительно законченной информации, обладающую такими свойствами, которые делают возможным отнесение сообщаемого в тот или иной временной план. Кроме того, простое предложение - основная единица, участвующая в формировании сложного предложения и текста. 
      На основании изученной нами научной литературы, мы взяли за основу определение простого предложения, данное в словаре лингвистических терминов Д. Э.	Розенталя.,
      Простое предложение - это предложение, имеющее в своем составе одну предикативную единицу, т.е. не делимое на части, которые в свою очередь образовали бы предложение[21, c. 225]. 
      Простое предложение состоит из словосочетаний и словоформ, имеет собственные грамматические характеристики: 
      1) оно образуется по специальному грамматическому образцу; 
      2) обладает языковыми значениями, формальными характеристиками, интонационной оформленностью и способностью к изменению[3, c. 405]. 
      Простое предложение так же, как и ранее изучаемые единицы языковой системы, входит в парадигматические отношения. Парадигматические отношения - формальные изменения самой конструкции (частные проявления общего категориального значения), выраженные специальными средствами. Частные грамматические значения простого предложения выражаются знаменательными или служебными словами, синтаксическими частицами, порядком слов и интонацией. Простое предложение входит в синтагматические отношения - члены простого предложения сочетаются друг с другом по определенным правилам [3, c. 407].
      В современном языкознании взгляды на синтаксические явления очень разнообразны, многоплановы. Это касается и теории осложненного предложения. Интерес к вопросу осложнения до сих пор не угас, но даже, возможно, усилился: появляются новые концепции (К. Я. Сигал, Г.Н. Манаенко; З.Д. Попова, Р.М. Гайсина) и продолжают разрабатыватьсяуже созданные (Л.К. Дмитриева, А.Ф. Прияткина, С.П. Петрунина). Самтермин «осложненное предложение» возник в русском синтаксисе с появлением работы А.А. Шахматова «Синтаксис русскогоязыка», в которой осложненными предложениями названы такие, «главныйчлен которых осложнен словом или словосочетанием, вызывающим в двусоставных предложениях (в зависимом составе которых главным членомявляется сказуемое) представление о второстепенном сказуемом» [Шахматов 2001 : 125]. 
      В.В.Виноградоввработе«Основныевопросысинтаксисапредложения» продолжает высказанное А.А.Шахматовым,но при этом связывает осложнение с обособлением и однородностью:  «Простое предложение имеет не только разнообразные формы своегопостроения, разные типы, но оно может быть осложнено наличиемобособленных и однородных членов»[[Виноградов 1955]Там же : 423]. «Обособление придаетвторостепенномучленуотносительносамостоятельноеположениевпредложении» [Там же : 418]. Таким образом, В.В. Виноградов включил ввиды осложнения обособленные обороты и однородные члены предложения.
      Термин «осложненное предложение» можно считать традиционным. В традиционном синтаксисе обычно описываются различные виды осложнения, но не определяется общее понятие осложненного предложения. И это совершенно закономерно: осложненное предложение и нельзя было определить обобщенно, поскольку под осложнением понимались очень разные синтаксические явления. К осложненным предложениям относили такие предложения, в которых имеются относительно самостоятельные синтаксические конструкции и обороты: обособленные члены предложения, уточняющие члены предложения, однородные члены, сравнительный оборот, вводные слова и другие вводные компоненты, вставки, обращения и некоторые другие. Не последнюю роль в том, что принималось во внимание при отнесении предложения к осложненному, играла пунктуация: если в простом предложении есть знаки препинания, значит, оно осложненное [18, c. 34]. Важную роль в развитии теории осложненного предложения, на наш взгляд, сыграли многочисленные работы проф. А.Ф. Прияткиной.
      Согласно ее мнению, простое предложение может быть достаточно распространенным, но при этом не иметь признаков осложнения.А.Ф. Прияткина выделяет следующие признаки, отличающие осложненное предложение от неосложненного:
      1) составом второстепенных членов (синтаксических позиций);
      2) характером синтаксических отношений;
      3) типами синтаксических связей;
      4) формальными средствами строения предложения.
      Четвертый различительный признак - формальные показатели, оформляющие синтаксические связи. В неосложненном предложении - только морфолого-синтаксические показатели (словоформы и непроизводные предлоги). В осложненном предложении - морфолого-синтаксические и собственно синтаксические показатели. К последним относятся союзы - сочинительные и подчинительные, производные предлоги «союзного» типа (с обстоятельственными значениями типа «несмотря на», «вопреки», с сопоставительно-выделительными значениями типа «кроме», «вместо»), различные аналоги союзов - частицы, вводно-модальные слова, а также порядок слов и интонация [18, c. 5-6].
      Т?р?а?д?и?ц?ио?н?но (по мнению большинства исследователей)ос?ло?ж?не?н?ные п?ре?д?ло?же?н?и?я к?л?асс?иф?и?ц?и?ру?ют по с?ле?ду?ю?щ?и?м в?и?д?а?м:
1) ?П?ре?д?ло?же?н?и?я с о?д?но?ро?д?ны?м?и ч?ле?н?а?м?и.
      О?п?ре?де?ле?н?ие о?д?но?ро?д?ны?х ч?ле?но?в п?ре?д?ло?же?н?и?я, у р?а?з?ны?х а?вто?ро?в, бесч?ис?ле?н?ное м?но?жест?во, но мы р?асс?мот?р?и?м то?л?ь?ко нес?ко?л?ь?ко. По м?не?н?и?ю П.?А. Ле?к?а?нт?а о?д?но?ро?д?ны?м?и н?а?зы?в?а?ютс?я ч?ле?ны п?ре?д?ло?же?н?и?я, вы?по?л?н?я?ю?щ?ие о?д?и?н?а?ко?ву?ю с?и?нт?а?кс?ичес?ку?ю фу?н?к?ц?и?ю и со?в?мест?но от?нос?я?щ?иес?я к о?д?но?му и то?му же по?дч?и?н?я?ю?ще?му л?ибо по?дч?и?не?н?но?му ч?ле?ну п?ре?д?ло?же?н?и?я и?л?и к ос?но?ве п?ре?д?ло?же?н?и?я в це?ло?м [16, c. 357].
                                                                                     ?Н.С. В?а?л?г?и?н?а по?н?ят?ие о?д?но?ро?д?ны?х ч?ле?но?в п?ре?д?ло?же?н?и?я р?асс?м?ат?р?и?в?ает с д?ру?гой точ?к?и з?ре?н?и?я. О?д?но?ро?д?ны?м?и ч?ле?н?а?м?и п?ре?д?ло?же?н?и?я н?а?зы?в?а?ютс?я о?д?но?и?ме?н?ные ч?ле?ны, с?в?я?з?а?н?ные д?ру?г с д?ру?го?м соч?и?н?ите?л?ь?ной с?в?я?з?ь?ю и вы?по?л?н?я?ю?щ?ие о?д?и?н?а?ко?ву?ю с?и?нт?а?кс?ичес?ку?ю фу?н?к?ц?и?ю в п?ре?д?ло?же?н?и?и, т.е. объе?д?и?не?н?ные о?д?и?н?а?ко?вы?м?и от?но?ше?н?и?я?м?и к о?д?но?му и то?му же ч?ле?ну п?ре?д?ло?же?н?и?я [?6, c. 378].
                                                                                     ?Д.Э. Ро?зе?нт?а?л?ь сч?ит?ает, что о?д?но?ро?д?ны?м?и н?а?зы?в?а?ютс?я с?и?нт?а?кс?ичес?к?и о?д?и?н?а?ко?вые ч?ле?ны п?ре?д?ло?же?н?и?я, с?в?я?з?а?н?ные д?ру?г с д?ру?го?м соч?и?н?ите?л?ь?ной с?в?я?з?ь?ю [21, c. 340].
      О?д?но?ро?д?ные ч?ле?ны п?ре?д?ло?же?н?и?я - о?д?но и?з п?ро?я?в?ле?н?ий ст?ру?кту?р?но-се?м?а?нт?ичес?кой к?ате?го?р?и?и с?и?нт?а?кс?ис?а о?д?но?ро?д?ност?и, кото?р?а?я об?н?а?ру?ж?и?в?аетс?я и н?а у?ро?в?не с?ло?ж?но?го п?ре?д?ло?же?н?и?я. О?н?а вы?де?л?яет р?я?д с?ле?ду?ю?щ?и?х п?р?и?з?н?а?ко?в: з?а?н?и?м?а?ют по?з?и?ц?и?ю о?д?но?го ч?ле?н?а п?ре?д?ло?же?н?и?я, с?в?я?з?а?ны с о?д?н?и?м и те?м же ч?ле?но?м п?ре?д?ло?же?н?и?я по?дч?и?н?ите?л?ь?ной с?в?я?з?ь?ю, с?в?я?з?а?ны ме?ж?ду собой соч?и?н?ите?л?ь?ной с?в?я?з?ь?ю, ч?асто и?ме?ют о?д?и?н?а?ко?вое мо?рфо?ло?г?ичес?кое вы?р?а?же?н?ие, обыч?но вы?р?а?ж?а?ют о?д?нот?и?п?ные по?н?ят?и?я [?2, c. 379].
2) ?П?ре?д?ло?же?н?и?я с обособ?ле?н?ны?м?и ч?ле?н?а?м?и;
      Обособ?ле?н?ие - с?мыс?ло?вое и и?нто?н?а?ц?ио?н?ное вы?де?ле?н?ие вто?росте?пе?н?ны?х ч?ле?но?в п?ре?д?ло?же?н?и?я с це?л?ь?ю а?кту?а?л?и?з?и?ро?в?ат?ь и?х с?мыс?ло?ву?ю з?н?ач?и?мост?ь, п?р?и?д?ат?ь и?м и?з?вест?ну?ю с?и?нт?а?кс?ичес?ку?ю с?а?мосто?яте?л?ь?ност?ь в п?ре?д?ло?же?н?и?и. Это с?ло?ж?ное ст?ру?кту?р?но-се?м?а?нт?ичес?кое я?в?ле?н?ие с?и?нт?а?кс?ис?а. О?но в?к?л?юч?ает в с?вой сост?а?в ко?нст?ру?к?ц?и?и, р?а?з?л?ич?ные по се?м?а?нт?и?ке, ст?ру?кту?ре, х?а?р?а?кте?ру с?и?нт?а?кс?ичес?кой с?в?я?з?и и по с?ре?дст?в?а?м вы?р?а?же?н?и?я этой с?в?я?з?и, по фу?н?к?ц?и?и в п?ре?д?ло?же?н?и?и. Обособ?ле?н?ные ч?ле?ны п?ре?д?ло?же?н?и?я - это и?нто?н?а?ц?ио?н?но и пу?н?кту?а?ц?ио?н?но вы?де?ле?н?ные ч?ле?ны п?ре?д?ло?же?н?и?я, кото?рые фу?н?к?ц?ио?н?и?ру?ют к?а?к по?лу?п?ре?д?и?к?ат?и?вы и?л?и к?а?к уточ?н?я?ю?щ?ие ч?ле?ны[25, c. 61]. 
3) ?П?ре?д?ло?же?н?и?я с в?во?д?ны?м?и и вст?а?в?ны?м?и ко?нст?ру?к?ц?и?я?м?и.
                                                                                     ?В?во?д?ные и вст?а?в?ные ко?нст?ру?к?ц?и?и - с?ло?в?а и ко?нст?ру?к?ц?и?и, кото?рые не всту?п?а?ют с ч?ле?н?а?м?и это?го п?ре?д?ло?же?н?и?я в по?дч?и?н?ите?л?ь?ну?ю с?в?я?з?ь, т.е. не об?р?а?зу?ют с н?и?м?и с?ло?восочет?а?н?ий и не об?н?а?ру?ж?и?в?а?ют г?р?а?м?м?ат?ичес?кой з?а?в?ис?и?мост?и от н?и?х. 
                                                                                     ?В?во?д?ны?м?и я?в?л?я?ютс?я с?ло?в?а, сочет?а?н?и?я с?ло?в и п?ре?д?ло?же?н?и?я, кото?рые вы?р?а?ж?а?ют а?вто?рс?кое от?но?ше?н?ие к собесе?д?н?и?ку, д?а?ют об?щу?ю о?це?н?ку сооб?щ?ае?мо?го, а т?а?к?же у?к?а?зы?в?а?ют н?а источ?н?и?к сооб?ще?н?и?я, с?в?я?з?ь с ко?нте?ксто?м и т.?д. Ве?ду?щ?и?м з?н?аче?н?ие?м в?во?д?ны?х с?ло?в и ко?нст?ру?к?ц?ий я?в?л?яетс?я з?н?аче?н?ие о?це?ноч?ност?и - мо?д?а?л?ь?ной, э?мо?ц?ио?н?а?л?ь?ной, э?кс?п?ресс?и?в?ной. Вст?а?в?ные ко?нст?ру?к?ц?и?и со?де?р?ж?ат до?по?л?н?ите?л?ь?ные сооб?ще?н?и?я, по?пут?ные с?ве?де?н?и?я. О?н?и р?а?зъ?яс?н?я?ют, ко?м?ме?нт?и?ру?ют со?де?р?ж?а?н?ие ос?но?в?но?го п?ре?д?ло?же?н?и?я в р?а?з?ны?х от?но?ше?н?и?я?х. И в?во?д?ные, и вст?а?в?ные ко?нст?ру?к?ц?и?и до?во?л?ь?но ре?з?ко вы?де?л?я?ютс?я в п?ре?д?ло?же?н?и?и и?нто?н?а?ц?ио?н?но. Н?а п?ис?ь?ме о?н?и вы?де?л?я?ютс?я з?н?а?к?а?м?и п?ре?п?и?н?а?н?и?я [6, c. 83]. 
4) ?П?ре?д?ло?же?н?и?я с об?р?а?ще?н?и?я?м?и. 
      Обращение - это слово или сочетание слов, называющее того, к кому или чему обращаются с речью. Оно имеет форму именительного падежа и произносится с особой, звательной интонацией. Основная функция обращения - побудить собеседника слушать, привлечь внимание к сообщению, поэтому в качестве обращения часто используются имена, фамилии, названия лиц по родству [2, c. 367-368]. 
      Таким образом, осложненное предложение - это явление грамматического плана, оно имеетсвоисинтаксическиепризнаки.Восложненномпредложениипрослеживаются определенные синтаксические отношения: дополнительнаяпредикативность, внутрирядные отношения или вторичная союзная связь.
      Следующие параграфы нашей работы мы посвятим изучению такого синтаксического явления, как осложнение простого предложение вводными и вставнымми конструкциями, а также рассмотрим виды вводности, классификации вводных и вставных конструкций и их функции.


1.2. Определение терминов «вводные конструкции» и «вставные конструкции»

      Простое предложение может быть осложнено словами и конструкциями, которые не вступают с членами этого предложения в подчинительную связь, т.е. не образуют с ними словосочетаний и не обнаруживают грамматической зависимости от них. Их называют вводными и вставными конструкциями.
      А.М.Пешковский считал такие конструкции инородными, «внутренне чуждыми приютившему их предложению». Однако их инородность заключается лишь в изолированной позиции, интонационной и грамматической выделенности в составе предложения. В смысловом же отношении они тесно и непосредственно связаны с содержанием высказывания.
      Вводными называются компоненты (слова и сочетания слов), которые не являются членами предложения, не связаны с ним сочинительной или подчинительной связью. Они не расширяют содержание сообщения, а выражают лишь отношение к нему говорящего, то есть имеют значение субъективной модальности; а также указывают на источник сообщения, на способ словесного оформления мысли, на отношения между отдельными мыслями в речи и т. д. [17, c. 37]. Однако понятие «вводности» имеют не только слова и сочетания слов.
                                                                                     ?В?во?д?ные п?ре?д?ло?же?н?и?я - п?ре?д?ло?же?н?и?я, вы?по?л?н?я?ю?щ?ие те же фу?н?к?ц?и?и и и?ме?ю?щ?ие те же з?н?аче?н?и?я (?мо?д?а?л?ь?ное, э?мо?ц?ио?н?а?л?ь?ное, э?кс?п?ресс?и?в?ное и д?р.), что и в?во?д?ные с?ло?в?а. В?во?д?ные п?ре?д?ло?же?н?и?я вы?де?л?я?ютс?я п?ау?з?а?м?и, п?ро?и?з?нос?ятс?я бо?лее н?и?з?к?и?м то?но?м и бо?лее быст?ры?м те?м?по?м, че?м ос?но?в?ное п?ре?д?ло?же?н?ие. В?во?д?ные п?ре?д?ло?же?н?и?я по с?воей ст?ру?кту?ре бы?в?а?ют д?вусост?а?в?ные (?Я з?н?а?ю, вы по?м?н?ите, к?а?к сооб?щ?а?ют г?а?зеты и т. п.), о?д?носост?а?в?ные нео?п?ре?де?ле?н?но-?л?ич?ные (?го?во?р?и?л?и о не?м, к?а?к м?не п?и?шут и т. п.), бе?з?л?ич?ные (?мо?ж?но по?л?а?г?ат?ь, к?а?к м?не к?а?з?а?лос?ь и т. д.) [21, c. 32-33].
                                                                                     ?Вст?а?в?ные ко?нст?ру?к?ц?и?и ко?м?ме?нт?и?ру?ют со?де?р?ж?а?н?ие п?ре?д?ло?же?н?и?я и?л?и от?де?л?ь?ны?х е?го ч?ле?но?в, р?а?зъ?яс?н?я?ют е?го, уточ?н?я?ют, обос?но?вы?в?а?ют, д?а?ют до?по?л?н?ите?л?ь?ные с?ве?де?н?и?я. О?н?и з?а?к?л?юч?а?ютс?я в с?коб?к?и и и?ме?ют х?а?р?а?кте?р по?пут?ны?х з?а?меч?а?н?ий по по?во?ду со?де?р?ж?а?н?и?я ос?но?в?но?го п?ре?д?ло?же?н?и?я и и?нто?н?а?ц?ио?н?но вы?де?л?я?ютс?я, р?а?з?ры?в?а?я и н?а?ру?ш?а?я е?го и?нто?н?а?ц?ио?н?ное е?д?и?нст?во. В?и?ды вст?а?в?ны?х ко?нст?ру?к?ц?ий р?а?з?нооб?р?а?з?ны: это и то?л?ь?ко вос?к?л?и?ц?ате?л?ь?ный и?л?и во?п?рос?ите?л?ь?ный з?н?а?к, пе?ре?д?а?ю?щ?ий от?но?ше?н?ие к мыс?л?и; и вст?а?в?ное с?ло?во (?Жу?р?н?а?лы и?ност?р?а?н?ной л?ите?р?ату?ры (?д?в?а) я ве?ле?л выс?л?ат?ь в Я?лту (Ч.), и вст?а?в?ное с?ло?восочет?а?н?ие, и вст?а?в?ное п?ре?д?ло?же?н?ие - с?ло?ж?ное и?л?и п?ростое(?Рыб?а?к?и с вече?р?а вы?п?и?л?и, з?а?кус?и?л?и (?а бы?ло у?ж те?м?но?в?ато), ле?г?л?и с?п?ат?ь (Со?л.).
      Вставные конструкции могут выполнять не только функцию добавочного сообщения, но и функции модально-оценочные, в этом случае сближаясь с вводными конструкциями. Однако и эти вставки, осложненные оценочным значением, сохраняют свое главное функциональное качество - являются добавочными, включенными в предложение единицами, разрушающими его синтаксическую одноплановость. Это вводные слова, сочетания и предложения, оформленные, как вставные конструкции, например: Тот, казавшийся неразрешимым, узел, который связывал свободу Ростову, был разрешен этим неожиданным (как казалось Николаю), ничем не вызванным письмом Сони (Л. Т.). Наконец, вставные конструкции могут выполнять чисто служебную функцию, например, при оформлении ссылок на источник цитирования и т. п. [6, c. 253].
      Вводные слова и конструкции имеют общие дифференциальные признаки, из которых отметим следующие:
 * Общее значение вводных единиц - отношение говорящего к сообщаемому;
 * Из способов выражения доминантой является категория модальных слов;
 * Вводные единицы в устной речи выделяются интонацией (паузами и сравнительно быстрым произнесением).
      Вопрос о семантике, происхождении и функциях вводных слов,изучению которых мы посвятим наш научный труд, всегда привлекал внимание лингвистов. Для именования данных единиц языка ученые используют различные термины: вводные слова (конструкции, предложения), модальные (вводно-модальные) слова, парантеза (парантетические слова), эгоцентрики (эгоцентрические элементы языка), метатекстовые элементы языка, дискурсивные слова. 
      В первой академической грамматике - Российской грамматике М.В. Ломоносова 1755 года - такое понятие, как «вводное слово» отсутствует. Большинство вводных слов М.В. Ломоносов относит к наречиям.
      Впервые термин «вводное предложение» употреблен в «Практической грамматике русского языка» Н.И. Греча 1827 года: «Вводное предложение или парентеза есть совершенно постороннее предложение, не имеющее никакой грамматической связи с главным; например: У меня, поверите ли, замерзает вода в комнате» [12, c. 248]. Отметим, что Н.И. Греч ничего не говорит о существовании вводных слов. Так, лексемы «вероятно, истинно, подлинно» попадают в разряд наречий со значением «утверждения и показания возможности» [12, c. 223]. Как видно из определения, данного Н.И. Гречем, первоначально вводные и вставные конструкции объединялись в понятие парантеза. Это объясняется наличием у данных синтаксических единиц ряда общих свойств: семантики, позиции вне предложения, пунктуационного оформления. Затем вводные и вставные конструкции были разграничены как два функционально различных типа парантезы - субъективно-модальный и пояснительный.
      А. Х. Востоков в «Русской грамматике» 1831 года впервые говорит как о «вводных предложениях», так и о «вводных словах»: «Между частями главного предложения может вставлено быть особое предложение, называемое вводным, которое не привязывается <…> к главному предложению, и может быть опущено без нарушения смысла; например, он, я думаю, скоро возвратится. Мы, вероятно, увидим его» [10, c. 227]. В большинстве последующих грамматик русского языка, а также лингвистических сочинениях конца ХIХ начала ХХ века термин «вводные слова (предложения)» наполняется тем же смыслом, что и в упомянутой грамматике А. Х. Востокова.
      В некоторых работах ХIХ-ХХ веков вводные слова не выделяются как отдельный класс единиц: понятие «вводности» связывается с позицией наречий вне предложений. Так, в «Филологических разысканиях» Я. К. Грота видим: «Запятыми…отделяются наречия, когда они не входят в состав предложения, а служат к обозначению степени уверенности говорящего, либо отношения его к предмету речи, либо основания его мысли» [13, c. 792].
                                                                                     ?В бо?л?ь?ш?и?нст?ве г?р?а?м?м?ат?и?к русс?ко?го я?зы?к?а XX ве?к?а, а т?а?к?же в то?л?ко?вы?х с?ло?в?а?р?я?х по т?р?а?д?и?ц?и?и ис?по?л?ь?зуетс?я те?р?м?и?н в?во?д?ные с?ло?в?а.
      С?ле?ду?ю?щ?ий эт?а?п и?зуче?н?и?я в?во?д?ност?и с?в?я?з?а?н с и?ме?не?м В.?В. В?и?но?г?р?а?до?в?а. Д?л?я обо?з?н?аче?н?и?я и?нте?ресу?ю?щ?и?х н?ас э?ле?ме?нто?в я?зы?к?а в р?аботе 1947 го?д?а о?н ис?по?л?ь?зует те?р?м?и?н «?мо?д?а?л?ь?ные (?в?во?д?но-?мо?д?а?л?ь?ные) с?ло?в?а». Це?нт?р?а?л?ь?ное место в о?п?ре?де?ле?н?и?и мо?д?а?л?ь?ны?х с?ло?в у В?и?но?г?р?а?до?в?а з?а?н?и?м?ает го?во?р?я?щ?ий: «?Мо?д?а?л?ь?ные с?ло?в?а и ч?аст?и?цы о?п?ре?де?л?я?ют точ?ку з?ре?н?и?я го?во?р?я?ще?го субъе?кт?а н?а от?но?ше?н?ие реч?и к дейст?в?ите?л?ь?ност?и и?л?и н?а выбо?р и фу?н?к?ц?и?и от?де?л?ь?ны?х вы?р?а?же?н?ий в сост?а?ве реч?и» [8, c. 594].
                                                                                     ?В. В. В?и?но?г?р?а?до?в, не со?г?л?а?ш?а?яс?ь с п?ро?ис?хо?ж?де?н?ие?м мо?д?а?л?ь?ны?х с?ло?в, с?в?я?з?а?н?ны?м с п?ре?д?ло?же?н?ие?м, по?к?а?з?а?л, что д?а?ле?ко не вс?я?кое мо?д?а?л?ь?ное с?ло?во вы?во?д?итс?я и?з п?ре?д?и?к?ат?и?в?ной е?д?и?н?и?цы.
      С к?ате?го?р?и?я?м?и в?во?д?ност?и и мо?д?а?л?ь?ност?и тес?но с?в?я?з?а?но т?а?кое по?н?ят?ие, к?а?к «?ве?рб?а?л?и?зо?в?а?н?ный мо?дус». По?н?ят?ие мо?дус?а бы?ло р?а?з?р?абот?а?но в р?абот?а?х Ш. Б?а?л?л?и, кото?рый сч?ит?а?л, что в л?юбо?м выс?к?а?зы?в?а?н?и?и ре?а?л?и?зуетс?я п?рот?и?во?пост?а?в?ле?н?ие ф?а?кт?ичес?ко?го со?де?р?ж?а?н?и?я (?д?и?кту?м?а) и и?н?д?и?в?и?ду?а?л?ь?ной о?це?н?к?и и?з?л?а?г?ае?мы?х ф?а?кто?в (?мо?дус?а). Ос?но?в?ной фо?р?мой вы?р?а?же?н?и?я мо?дус?а я?в?л?яетс?я г?л?а?в?ное п?ре?д?ло?же?н?ие в сост?а?ве с?ло?ж?но?по?дч?и?не?н?но?го с п?р?и?д?аточ?ны?м до?по?л?н?ите?л?ь?ны?м. И?де?и Ш. Б?а?л?л?и р?а?з?в?и?в?ает в с?во?и?х р?абот?а?х Т. В. Ш?ме?ле?в?а. С?ре?д?и во?з?мо?ж?ны?х э?кс?п?л?и?к?а?ц?ий мо?дус?а Ш?ме?ле?в?а н?а?зы?в?ает, в пе?р?ву?ю оче?ре?д?ь, «?ле?ксе?мы, не вст?рое?н?ные в с?исте?му с?и?нт?а?кс?ичес?к?и?х с?в?я?зей п?ре?д?ло?же?н?и?я», «?в?во?д?ные ко?нст?ру?к?ц?и?и по?лу?п?ре?д?и?к?ат?и?в?но?го т?и?п?а (?нес?п?р?я?г?ае?мые фо?р?мы г?л?а?го?л?а с р?ас?п?рост?р?а?н?ите?л?я?м?и)», а т?а?к?же «?в?во?д?ные ко?нст?ру?к?ц?и?и п?ре?д?и?к?ат?и?в?но?го т?и?п?а» [?27, c. 32-33].
                                                                                     ?В исс?ле?до?в?а?н?и?я?х пос?ле?д?н?и?х дес?ят?и?лет?ий в от?но?ше?н?и?и в?во?д?ны?х с?ло?в а?кт?и?в?но у?пот?реб?л?я?ютс?я те?р?м?и?ны п?а?р?а?нтет?ичес?к?ие с?ло?в?а, э?го?це?нт?р?и?к?и (э?го?це?нт?р?ичес?к?ие э?ле?ме?нты я?зы?к?а), мет?ате?ксто?вые э?ле?ме?нты я?зы?к?а, д?ис?ку?рс?и?в?ные с?ло?в?а.
                                                                                     ?В с?ло?восочет?а?н?и?и «?п?а?р?а?нтет?иче?к?ие с?ло?в?а» (бу?к?в?а?л?ь?но с г?реч. «?вст?а?в?ные с?ло?в?а») со?де?р?ж?итс?я у?к?а?з?а?н?ие н?а в?не?ш?н?ю?ю с?и?нт?а?кс?ичес?ку?ю по?з?и?ц?и?ю д?а?н?ны?х ле?ксе?м. У?к?а?з?а?н?ный те?р?м?и?н вст?реч?аетс?я в р?абот?а?х Н.?Д. А?рут?ю?но?вой, М.?Ю. М?и?хее?в?а и д?р.
      Э?го?це?нт?р?ичес?к?ие э?ле?ме?нты я?зы?к?а - об?ш?и?р?н?а?я г?ру?п?п?а с?ло?в, со?де?р?ж?а?щ?и?х отсы?л?ку к го?во?р?я?ще?му (ego). Те?р?м?и?н egocentric particlulars бы?л в?ве?де?н Бе?рт?р?а?но?м Р?ассе?ло?м. По от?но?ше?н?и?ю к в?во?д?ны?м с?ло?в?а?м те?р?м?и?н «э?го?це?нт?р?и?к?и» ис?по?л?ь?зует Е.?В. П?а?дуче?в?а. 
                                                                                     ?Мет?ате?ксто?вые э?ле?ме?нты я?зы?к?а - по?н?ят?ие, в?ве?де?н?ное в н?ауч?ный об?и?хо?д А. Ве?жб?и?ц?кой: в р?аботе 1971 го?д?а о?н?а вы?де?л?и?л?а к?л?асс мет?ате?ксто?вы?х г?л?а?го?ло?в, с по?мо?щ?ь?ю кото?ры?х го?во?р?я?щ?ий выс?к?а?зы?в?ает не с?а?мо ут?ве?р?ж?де?н?ие, а д?ает ко?м?ме?нт?а?р?ий к ос?но?в?но?му те?ксту. В д?а?л?ь?ней?ше?м д?а?н?ный те?р?м?и?н п?р?и?ме?н?я?лс?я в р?я?де л?и?н?г?в?ист?ичес?к?и?х исс?ле?до?в?а?н?ий по от?но?ше?н?и?ю к в?во?д?ны?м с?ло?в?а?м.
                                                                                     ?В р?абот?а?х Д. П?ай?а?р?а, А. Б?а?р?а?но?в?а, Е. Р?а?х?и?л?и?ной и д?р., ф?и?гу?р?и?рует те?р?м?и?н д?ис?ку?рс?и?в?ные с?ло?в?а. К?л?асс д?ис?ку?рс?и?в?ны?х с?ло?в не и?меет чет?к?и?х г?р?а?н?и?ц и объе?д?и?н?яет е?д?и?н?и?цы, кото?рые т?р?а?д?и?ц?ио?н?ные к?л?асс?иф?и?к?а?ц?и?и от?нос?ят к р?а?з?л?ич?ны?м ч?аст?я?м реч?и. П?р?и?н?а?д?ле?ж?ност?ь с?ло?в?а к к?л?ассу д?ис?ку?рс?и?в?ны?х о?п?ре?де?л?яетс?я г?л?а?в?ны?м об?р?а?зо?м н?а ос?но?в?а?н?и?и фу?н?к?ц?ио?н?а?л?ь?ны?х к?р?ите?р?ие?в [26, c. 10].
      История возникновения вставных конструкций начиная с восемнадцатого века демонстрирует нам факты  о практике их употребления, постепенно распространяющейся во всех функциональных разновидностях письменного языка. Исследования текстов с различными функционально-жанровыми разновидностями языка показывают, что вставные конструкции постоянно используются в памятниках деловой письменности, в публицистике (например,  в Петровских ведомостях). Огромное количество вставок в текстах художественной литературы XIX-XX веков объясняются потребностью передать большой объем информации.
      Появление вставных конструкций связано с пунктуационным выделением на письме синтаксически различно оформленных единиц для специального отделения их от основного предложения. В ходе этого процесса возникают две связанные между собой проблемы - синтаксическая и пунктуационная. Синтаксическая состоит в том, что, под влиянием устной речи, появляется возможность двупланового повествования: первый план отражен в основном предложении (или в тексте), а второй - в самой  вставной конструкции.
      Продолжительное время в научной литературе вставные конструкции не отграничивались от вводных, при том, что такое явление, как парантеза, известно давно. Лишь в 50-60-х годах 20 века они были отделены от вводных конструкций. Исследование было продолжено в 70-80 е годы на материале современных европейских языков. Особое внимание лингвисты обращали на проблемы структурной организации конструкций, их функционально-семантические особенности, интонационные различия вставных конструкций от вводных, роль вставных конструкций в организации высказывания и текста (акимова).
      Вставные единицы вычленены из вводных в работах В. В. Виноградова, А. Б. Шапиро, Д. Э. Розенталя, А. И. Аникина и др., но несмотря на это в школьной программе и в ряде специальных исследований они по-прежнему рассматриваются в составе «вводных слов и предложений».
      Вводные и вставные конструкции имеют существенные функциональные, грамматические и генетические различия.  
      •	Вводная конструкция выражает субъективную модальность в предложении, а вставная конструкция представляет собой самостоятельное сообщение, включенное в основное предложение.
      •	Вводные единицы объединены в определенные функционально-семантические группы по смысловой принадлежности (уверенность-неуверенность и пр.), а вставные конструкции выражают самый разнообразный круг дополнительных сведений, разъяснений, комментариев, обоснований, уточнений.
      •	Вставки могут располагаться в середине или в конце предложения. В отличие от вводных конструкций они не могут начинать предложение.
      Общие свойства осложняющих компонентов заключаются в следующем:
      1)	Они имеют значение добавочного характера по отношению к семантике основной части предложения;
      2)	Как вводные, так и вставные конструкции выделяются интонационно, отграничиваясь от основного предложения. Для них свойственна особая интонация вводности. При актуальном членении предложения вставки выделяются интонационно с помощью пониженного голоса и убыстренного темпа произношения, в отличие от интонации основного предложения.
      Четкая граница между вводными и вставными конструкциями не обозначена. Наиболее выразительно противопоставлены вводные единицы с модальными значениями и вставные конструкции, не связанные по смыслу с основным предложением. Между ними и находится грань переходных случаев, где с различной степенью смысловой, структурной и интонационной обособленности функционируют вводные и вставные компоненты.
      Вставные конст.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44