- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Функции вводныхслов в романе Пушкина капитанская дочка.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K016573 |
Тема: | Функции вводныхслов в романе Пушкина капитанская дочка. |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Кафедра теории языка и русского языка Глущенко Екатерина Юрьевна ФУНКЦИИ ВВОДНЫХСЛОВ В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» КУРСОВАЯ РАБОТА по направлению 44.03.05 Педагогическое образование профиль «Русский язык и литература» Научный руководитель – к.ф.н., доц. кафедры теории языка и русского языка Нефедов Игорь Владиславович Ростов-на-Дону - 2018 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Ошибка! Закладка не определена. Глава I. ПОНЯТИЕ О ВВОДНЫХ И ВСТАВНЫХ КОНСТРУКЦИЯХ В СОВРЕМЕННОМ ЯЗЫКОЗНАНИИ 8 1.1. Теория осложнения простого предложения 8 1.2. Проблема изучения и разграничения вводных и вставных конструкций в русском языкознании 15 1.3. Функции и классификации вводных и вставных конструкций 24 Выводы к главе I 34 Глава II. ТИПЫ И ФУНКЦИИ ВВОДНЫХ И ВСТАВНЫХ КОНСТРУКЦИЙ В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» 36 2.1. Типы и функции вводных слов в романе «Капитанская дочка» 36 2.2. Типы и функции вводных предложений в романе «Капитанская дочка» 46 2.3. Типы и функции вставных конструкций в романе «Капитанская дочка» 53 Выводы к главе II 59 Глава III. МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ И КОНСТРУКЦИЯМИ В ШКОЛЕ НА МЕТЕРИАЛЕ РОМАНА А. С. ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» 62 3.1. Изучение вводных и вставных конструкций в школьном курсе русского языка 62 3.2. Методика разграничения вводных и вставных конструкций на уроках русского языка в средней школе. 68 3.3. Изучение вводных и вставных конструкций в школе на материале романа «Капитанская дочка» 74 Выводы к главе III 79 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84 Приложения 88 ВВЕДЕНИЕ Произведения Пушкина считаются бесценными памятниками литературы, почитаемыми из поколения в поколение.В его языке художественной литературы осуществился всесторонний синтез русской языковой культуры. Основой в этом синтезе явился общенародный русский язык (который он считал основным источником литературного) во всем его многообразии: разговорные, народно-поэтические и просторечные слова, выражения, формы и синтаксические конструкции(Виноградов, 2001,74-77). Вводные и вставные конструкции хорошо известны русскому литературному языку, не обошел их в своих трудах и А. С. Пушкин. Вводные единицы языка - слова и предложения - относятся к активной лексике и составляют наиболее подвижный ее пласт, который претерпевает постоянные изменения под воздействием разного рода причин. Тема вводных компонентов в теории русского языка является недостаточно изученной, этим и обусловлена актуальность выбранной нами темы. Современная лингвистика большей частью занимается синтаксической ролью вводных слов и конструкций, не заостряя внимания на том, какую художественную задачу могут они выполнять в произведениях русских писателей (Бепошапкова, 2007,151). Роль вводных слов и конструкций в художественном тексте А. С. Пушкина показалась нам очень интересной.Мы предположили, что вводные слова помогают автору ярче характеризовать, детализировать образ персонажа; передавать свое отношение к персонажам и происходящим событиям; привлечь внимание читателя и связно изложить свои мысли. Вводные единицы являются одним из средств связи предложений в тексте, умелое и уместное использование их делает нашу речь, как устную, так и письменную, более стройной, логичной или экспрессивно-выразительной. Напротив, употребление вводных компонентов без особой необходимости обедняет речь: перегружает и засоряет ее. Поэтому правильному употреблению вводных компонентов в устной и письменной речи необходимо учиться, а лучше всего делать это на уроках русского языка в школе, взяв в основу цельный текст художественного произведения. Такая работа позволяет учащимся более осознанно и уместно употреблять вводные слова в собственной речи в соответствии с определенной коммуникативной задачей, закладывает основы для формирования соответствующего пунктуационного навыка. Ознакомление с ВС можно проводить на материале повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Это произведение чаще всего включается в школьный курс литературы 8 кл., когда на изучение вводных конструкций (по программе предмета «русский язык») отводится от 4 до 8 часов. Такую работу можно организовать очень интересно, включив в урок разнообразные задания с применением различных методов и приемов. Дети будут заинтересованы, и усвоение темы произойдет намного эффективнее, чем при привычной работе с учебником. Исходя из вышеизложенного, нами был определен научный аппарат исследования. Объект исследования-вводные слова в тексте повести. Предмет исследования-функционирование вводных слов в тексте повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Цель исследования -комплексное исследованиеструктурных и функционально-семантических свойств вводных слов в повести А. С. Пушкина и возможность использования повести в качестве материала для изучения вводных слов в школьном курсе русского языка. Задачи исследования (теоретические): * Изучить и проанализировать лингвистическую литературу: уточнить понятие вводных слов и предложений, изучить их синтаксический статус; * Рассмотреть выдвинутые лингвистами семантические классификации вводных компонентов и их морфологическое выражение; * Классифицировать вводные словаповести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», определить их значимость в художественном тексте; * Рассмотреть и описать возможности изучения вводных слов в школе на материале повести «Капитанская дочка». Методы исследования: изучение, сравнение, отбор, анализ информации. Материалом исследования послужила картотека предложений, содержащих вводные слова (50 единиц), собранная методом выборки из текста повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы из 20 наименований. Работа изложена на 35-40 страницах машинописного текста, включает приложения. В данной курсовой работе тема раскрыта следующим образом: сначала изучен теоретический вопрос категории вводности, изложены его основные понятия; во второй главе на основе данного теоретического материала и картотеки предложений определены функции вводных слов в повести «Капитанская дочка», а также методы и приемы изучения вводных слов в школе на материале повести. Дополнительный материал по теме представлен в приложении. Теоретическаязначимость: заключается в описании участка языковой системы, связанного с выражением позиции говорящего, а также в выявлении специфики языковых единиц. Практическаязначимость заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы при изучении ВС на уроках русского языка в средней школе; при подготовке к ГИА; при проведении элективного курса, на факультативных занятиях; на практических занятиях по методике преподавания русского языка для студентов педагогических вузов. ГЛАВАI. ПОНЯТИЕ О ВВОДНЫХ СЛОВАХВ СОВРЕМЕННОМ ЯЗЫКОЗНАНИИ 1.1. Осложнение простого предложения Наукой, изучающей предложение, является синтаксис. В истории русского языка было несколько попыток определить предложение, среди них стоит отметить попытки с точки зрения логики, психологии и грамматики. С точки зрения логики, Ф. И. Буслаев определил, что «суждение, выраженное словами, есть предложение» (Буслаев, 1969, 51). Д. Н. Овсянико-Куликовский, сторонник психологического подхода к определению предложения, дал следующее определение: «Предложение есть такое слово или такое упорядоченное сочетание слов, которое сопряжено с особым движением мысли, известным под именем «предицирования» («сказуемости»)» (Овсянико-Куликовский, 1912, 131). Представитель формально-грамматического направления Ф. Ф. Фортунатов писал о предложении следующее: «Среди грамматических словосочетаний, употребляющихся в полных предложениях в речи, господствующими являются в русском языке те именно словосочетания, которые мы вправе назвать грамматическими предложениями, так как они заключают в себе, как части, грамматическое подлежащее и грамматическое сказуемое» (Фортунатов, 1956, 354-362). Центральной грамматической единицей синтаксиса является простое предложение. Это определяется тем, что простое предложение представляет собой элементарную единицу, предназначенную для передачи относительно законченной информации, обладающую такими свойствами, которые делают возможным отнесение сообщаемого в тот или иной временной план. Кроме того, простое предложение - основная единица, участвующая в формировании сложного предложения и текста. На основании изученной нами научной литературы, мы взяли за основу определение простого предложения, данное в словаре лингвистических терминов Д. Э. Розенталя. Простое предложение - это предложение, имеющее в своем составе одну предикативную единицу, т.е. не делимое на части, которые в свою очередь образовали бы предложение(Розенталь, 1985, 225). Простое предложение состоит из словосочетаний и словоформ, имеет собственные грамматические характеристики: 1) оно образуется по специальному грамматическому образцу; 2) обладает языковыми значениями, формальными характеристиками, интонационной оформленностью и способностью к изменению(Белоусов, 2002, 405). Простое предложение так же, как и ранее изучаемые единицы языковой системы, входит в парадигматические отношения. Парадигматические отношения - формальные изменения самой конструкции (частные проявления общего категориального значения), выраженные специальными средствами. Частные грамматические значения простого предложения выражаются знаменательными или служебными словами, синтаксическими частицами, порядком слов и интонацией. Простое предложение входит в синтагматические отношения - члены простого предложения сочетаются друг с другом по определенным правилам(Белоусов, 2002, 407). Термин «осложненное предложение» можно считать традиционным. В традиционном синтаксисе обычно описываются различные виды осложнения, но не определяется общее понятие осложненного предложения. И это совершенно закономерно: осложненное предложение и нельзя было определить обобщенно, поскольку под осложнением понимались очень разные синтаксические явления. К осложненным предложениям относили такие предложения, в которых имеются относительно самостоятельные синтаксические конструкции и обороты: обособленные члены предложения, уточняющие члены предложения, однородные члены, сравнительный оборот, вводные слова и другие вводные компоненты, вставки, обращения и некоторые другие. Не последнюю роль в том, что принималось во внимание при отнесении предложения к осложненному, играла пунктуация: если в простом предложении есть знаки препинания, значит, оно осложненное(Прияткина, 1990, 5-6). Важную роль в развитии теории осложненного предложения сыграли многочисленные работы проф. А.Ф. Прияткиной. Согласно ее мнению, простое предложение может быть достаточно распространенным, но при этом не иметь признаков осложнения.А.Ф. Прияткина выделяет следующие признаки, отличающие осложненное предложение от неосложненного: 1) составом второстепенных членов (синтаксических позиций); 2) характером синтаксических отношений; 3) типами синтаксических связей; 4) формальными средствами строения предложения. Согласно первому признаку, в неосложненном предложении есть только такие синтаксические позиции, которые выражаются словоформами: это компоненты предикативного ядра, присловные распространители, включающиеся в предложение как компоненты словосочетания, а также детерминанты, распространяющие предложение в целом и выражающие связь с предложением словоформой (в ниже приведенном примере детерминант «в кабинете»). В осложненном предложении есть особые синтаксические позиции: распространитель вводится в предложение непосредственно, а не через словосочетание, или позиция дублируется, то есть предложение содержит два (и более) подлежащих, дополнений и др. Например: В кабинете, тесно заставленном книгами, ярко горели две большие лампочки. В предложении есть компонент, введенный в него непосредственно, занимающий особую синтаксическую позицию полупредикативного члена. Следовательно, данное предложение является осложненным. Другой пример: В нашем городе зимой, особенно в январе, очень часто бывает гололедица. Выделенный компонент создает осложненное предложение, поскольку происходит дублирование синтаксической позиции обстоятельства («зимой, особенно в январе»). Что касается второго признака, то в неосложненном предложении существуют синтаксические отношения двух видов: предикативные (отношение между подлежащим и сказуемым) и субординативные (отношения присловного распространителя к главному слову, детерминанта к предложению). В осложненном же предложении обязательно присутствуют синтаксические отношения других видов: координативные, полупредикативные, пояснительные и др. В двух последних примерах такие отношения есть: полупредикативные («тесно заставленном…» по отношению к существительному) и пояснительные («зимой, особенно в январе»). Согласно третьему признаку, в неосложненном предложении связи двух типов - предикативная и присловные подчинительные (согласование, управление, примыкание). В осложненном предложении, помимо указанных связей, обязательно есть связи других типов: сочинительная, пояснительная, двунаправленные связи, оформленные собственно синтаксическими показателями. Четвертый различительный признак - формальные показатели, оформляющие синтаксические связи. В неосложненном предложении - только морфолого-синтаксические показатели (словоформы и непроизводные предлоги). В осложненном предложении - морфолого-синтаксические и собственно синтаксические показатели. К последним относятся союзы - сочинительные и подчинительные, производные предлоги «союзного» типа (с обстоятельственными значениями типа «несмотря на», «вопреки», с сопоставительно-выделительными значениями типа «кроме», «вместо»), различные аналоги союзов - частицы, вводно-модальные слова, а также порядок слов и интонация(Прияткина, 1990, 59-63). Т?р?а?д?и?ц?ио?н?но ос?ло?ж?не?н?ные п?ре?д?ло?же?н?и?я к?л?асс?иф?и?ц?и?ру?ют по с?ле?ду?ю?щ?и?м в?и?д?а?м: 1) ?П?ре?д?ло?же?н?и?я с о?д?но?ро?д?ны?м?и ч?ле?н?а?м?и. О?п?ре?де?ле?н?ие о?д?но?ро?д?ны?х ч?ле?но?в п?ре?д?ло?же?н?и?я, у р?а?з?ны?х а?вто?ро?в, бесч?ис?ле?н?ное м?но?жест?во, но мы р?асс?мот?р?и?м то?л?ь?ко нес?ко?л?ь?ко. По м?не?н?и?ю П.?А. Ле?к?а?нт?а о?д?но?ро?д?ны?м?и н?а?зы?в?а?ютс?я ч?ле?ны п?ре?д?ло?же?н?и?я, вы?по?л?н?я?ю?щ?ие о?д?и?н?а?ко?ву?ю с?и?нт?а?кс?ичес?ку?ю фу?н?к?ц?и?ю и со?в?мест?но от?нос?я?щ?иес?я к о?д?но?му и то?му же по?дч?и?н?я?ю?ще?му л?ибо по?дч?и?не?н?но?му ч?ле?ну п?ре?д?ло?же?н?и?я и?л?и к ос?но?ве п?ре?д?ло?же?н?и?я в це?ло?м (Лекант, 2004, 357). ?Н.С. В?а?л?г?и?н?а по?н?ят?ие о?д?но?ро?д?ны?х ч?ле?но?в п?ре?д?ло?же?н?и?я р?асс?м?ат?р?и?в?ает с д?ру?гой точ?к?и з?ре?н?и?я. О?д?но?ро?д?ны?м?и ч?ле?н?а?м?и п?ре?д?ло?же?н?и?я н?а?зы?в?а?ютс?я о?д?но?и?ме?н?ные ч?ле?ны, с?в?я?з?а?н?ные д?ру?г с д?ру?го?м соч?и?н?ите?л?ь?ной с?в?я?з?ь?ю и вы?по?л?н?я?ю?щ?ие о?д?и?н?а?ко?ву?ю с?и?нт?а?кс?ичес?ку?ю фу?н?к?ц?и?ю в п?ре?д?ло?же?н?и?и, т.е. объе?д?и?не?н?ные о?д?и?н?а?ко?вы?м?и от?но?ше?н?и?я?м?и к о?д?но?му и то?му же ч?ле?ну п?ре?д?ло?же?н?и?я (Валгина, 2002, 75). ?Д.Э. Ро?зе?нт?а?л?ь сч?ит?ает, что о?д?но?ро?д?ны?м?и н?а?зы?в?а?ютс?я с?и?нт?а?кс?ичес?к?и о?д?и?н?а?ко?вые ч?ле?ны п?ре?д?ло?же?н?и?я, с?в?я?з?а?н?ные д?ру?г с д?ру?го?м соч?и?н?ите?л?ь?ной с?в?я?з?ь?ю (Розенталь, 2013, 112). О?д?но?ро?д?ные ч?ле?ны п?ре?д?ло?же?н?и?я - о?д?но и?з п?ро?я?в?ле?н?ий ст?ру?кту?р?но-се?м?а?нт?ичес?кой к?ате?го?р?и?и с?и?нт?а?кс?ис?а о?д?но?ро?д?ност?и, кото?р?а?я об?н?а?ру?ж?и?в?аетс?я и н?а у?ро?в?не с?ло?ж?но?го п?ре?д?ло?же?н?и?я. О?н?а вы?де?л?яет р?я?д с?ле?ду?ю?щ?и?х п?р?и?з?н?а?ко?в: з?а?н?и?м?а?ют по?з?и?ц?и?ю о?д?но?го ч?ле?н?а п?ре?д?ло?же?н?и?я, с?в?я?з?а?ны с о?д?н?и?м и те?м же ч?ле?но?м п?ре?д?ло?же?н?и?я по?дч?и?н?ите?л?ь?ной с?в?я?з?ь?ю, с?в?я?з?а?ны ме?ж?ду собой соч?и?н?ите?л?ь?ной с?в?я?з?ь?ю, ч?асто и?ме?ют о?д?и?н?а?ко?вое мо?рфо?ло?г?ичес?кое вы?р?а?же?н?ие, обыч?но вы?р?а?ж?а?ют о?д?нот?и?п?ные по?н?ят?и?я (Бабайцева, 2008, 379). 2) ?П?ре?д?ло?же?н?и?я с обособ?ле?н?ны?м?и ч?ле?н?а?м?и; Обособ?ле?н?ие - с?мыс?ло?вое и и?нто?н?а?ц?ио?н?ное вы?де?ле?н?ие вто?росте?пе?н?ны?х ч?ле?но?в п?ре?д?ло?же?н?и?я с це?л?ь?ю а?кту?а?л?и?з?и?ро?в?ат?ь и?х с?мыс?ло?ву?ю з?н?ач?и?мост?ь, п?р?и?д?ат?ь и?м и?з?вест?ну?ю с?и?нт?а?кс?ичес?ку?ю с?а?мосто?яте?л?ь?ност?ь в п?ре?д?ло?же?н?и?и. Это с?ло?ж?ное ст?ру?кту?р?но-се?м?а?нт?ичес?кое я?в?ле?н?ие с?и?нт?а?кс?ис?а. О?но в?к?л?юч?ает в с?вой сост?а?в ко?нст?ру?к?ц?и?и, р?а?з?л?ич?ные по се?м?а?нт?и?ке, ст?ру?кту?ре, х?а?р?а?кте?ру с?и?нт?а?кс?ичес?кой с?в?я?з?и и по с?ре?дст?в?а?м вы?р?а?же?н?и?я этой с?в?я?з?и, по фу?н?к?ц?и?и в п?ре?д?ло?же?н?и?и. Обособ?ле?н?ные ч?ле?ны п?ре?д?ло?же?н?и?я - это и?нто?н?а?ц?ио?н?но и пу?н?кту?а?ц?ио?н?но вы?де?ле?н?ные ч?ле?ны п?ре?д?ло?же?н?и?я, кото?рые фу?н?к?ц?ио?н?и?ру?ют к?а?к по?лу?п?ре?д?и?к?ат?и?вы и?л?и к?а?к уточ?н?я?ю?щ?ие ч?ле?ны (Чумак, 2006, 61). 3) ?П?ре?д?ло?же?н?и?я с в?во?д?ны?м?и и вст?а?в?ны?м?и ко?нст?ру?к?ц?и?я?м?и. ?В?во?д?ные и вст?а?в?ные ко?нст?ру?к?ц?и?и - с?ло?в?а и ко?нст?ру?к?ц?и?и, кото?рые не всту?п?а?ют с ч?ле?н?а?м?и это?го п?ре?д?ло?же?н?и?я в по?дч?и?н?ите?л?ь?ну?ю с?в?я?з?ь, т.е. не об?р?а?зу?ют с н?и?м?и с?ло?восочет?а?н?ий и не об?н?а?ру?ж?и?в?а?ют г?р?а?м?м?ат?ичес?кой з?а?в?ис?и?мост?и от н?и?х. ?В?во?д?ны?м?и я?в?л?я?ютс?я с?ло?в?а, сочет?а?н?и?я с?ло?в и п?ре?д?ло?же?н?и?я, кото?рые вы?р?а?ж?а?ют а?вто?рс?кое от?но?ше?н?ие к собесе?д?н?и?ку, д?а?ют об?щу?ю о?це?н?ку сооб?щ?ае?мо?го, а т?а?к?же у?к?а?зы?в?а?ют н?а источ?н?и?к сооб?ще?н?и?я, с?в?я?з?ь с ко?нте?ксто?м и т.?д. Ве?ду?щ?и?м з?н?аче?н?ие?м в?во?д?ны?х с?ло?в и ко?нст?ру?к?ц?ий я?в?л?яетс?я з?н?аче?н?ие о?це?ноч?ност?и - мо?д?а?л?ь?ной, э?мо?ц?ио?н?а?л?ь?ной, э?кс?п?ресс?и?в?ной. Вст?а?в?ные ко?нст?ру?к?ц?и?и со?де?р?ж?ат до?по?л?н?ите?л?ь?ные сооб?ще?н?и?я, по?пут?ные с?ве?де?н?и?я. О?н?и р?а?зъ?яс?н?я?ют, ко?м?ме?нт?и?ру?ют со?де?р?ж?а?н?ие ос?но?в?но?го п?ре?д?ло?же?н?и?я в р?а?з?ны?х от?но?ше?н?и?я?х. И в?во?д?ные, и вст?а?в?ные ко?нст?ру?к?ц?и?и до?во?л?ь?но ре?з?ко вы?де?л?я?ютс?я в п?ре?д?ло?же?н?и?и и?нто?н?а?ц?ио?н?но. Н?а п?ис?ь?ме о?н?и вы?де?л?я?ютс?я з?н?а?к?а?м?и п?ре?п?и?н?а?н?и?я(Валгина, 2000, 83). 4) ?П?ре?д?ло?же?н?и?я с об?р?а?ще?н?и?я?м?и. Обращение - это слово или сочетание слов, называющее того, к кому или чему обращаются с речью. Оно имеет форму именительного падежа и произносится с особой, звательной интонацией. Основная функция обращения - побудить собеседника слушать, привлечь внимание к сообщению, поэтому в качестве обращения часто используются имена, фамилии, названия лиц по родству(Бабайцева, 1992, 367-368). Таким образом, осложненное предложение - это явление грамматического плана, оно имеет свои синтаксические признаки. В осложненном предложении прослеживаются определенные синтаксические отношения: дополнительная предикативность, внутрирядные отношения или вторичная союзная связь. В лингвистической литературе существует большое количество публикаций, посвященных анализу проблемы осложненного предложения, но до сих пор среди лингвистов нет четкой и единой позиции по этому вопросу. Следующие параграфы нашей работы мы посвятим изучению такого синтаксического явления, как осложнение простого предложение вводными словами, а также рассмотрим виды вводности, классификации вводных слов и их функции в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». 1.2. Определение термина «вводные слова» Простое предложение может быть осложнено словами и конструкциями, которые не вступают с членами этого предложения в подчинительную связь, т.е. не образуют с ними словосочетаний и не обнаруживают грамматической зависимости от них. Их называют вводными и вставными конструкциями. Изучив имеющиеся в научной литературе определения вводных слов, мы выбрали самое объективное и понятное. Вводными называются компоненты (слова и сочетания слов), которые не являются членами предложения, не связаны с ним сочинительной или подчинительной связью. Они не расширяют содержание сообщения, а выражают лишь отношение к нему говорящего, то есть имеют значение субъективной модальности; а также указывают на источник сообщения, на способ словесного оформления мысли, на отношения между отдельными мыслями в речи и т. д. (Новиков, 2004, 37). Однако понятие «вводности» имеют не только слова и сочетания слов. Вопрос , происхождении функциях ,изучению которых наш труд, внимание лингвистов. данных языка различные термины: (конструкции, ), модальные (-) слова, парантеза (), эгоцентрики ( элементы ), элементы языка, . В академической - грамматике М.. 1755 года - понятие, « слово» отсутствует. слов .В. к наречиям (, 1952, 389-578). .М. считал инородными, «внутренне их ». Однако заключается лишь позиции, и в составе . смысловом отношении и непосредственно содержанием (Пешковский, 1956, 439). работах ХIХ- вводные не отдельный класс : «вводности» с вне предложений. , «Филологических » Я. . видим: «Запятыми…, когда не состав предложения, к степени , либо отношения предмету , либо мысли» (Грот, 1989, 792). .. Буслаев «Исторической языка» рассматривает как одного или слитных , должны соединены подчинения, но предложение всякой «» связи (Буслаев, 1959, 48). . . Овсянико- в « русского языка» : « слова как некогда полного , которого лишь другая часть, в » (Овсянико-, 1912, 277). этап изучения с В.. . Для обозначения элементов в 1947 он использует « (вводно-) слова». в определении у занимает : « слова и точку говорящего отношение речи или выбор отдельных выражений речи» (, 2001, 594). В. . , не соглашаясь модальных , связанным , показал, что всякое слово предикативной единицы. вводности модальности такое понятие, « модус». модуса в работах . , который , что высказывании реализуется содержания () и излагаемых фактов (). формой модуса предложение в с дополнительным. . Балли развивает работах . В. . возможных экспликаций называет, первую , «, не встроенные синтаксических предложения», « полупредикативного типа ( глагола распространителями)», «вводные конструкции » (Шмелева, 1994, 22-23). исследованиях в отношении активно термины , эгоцентрики (эгоцентрические ), метатекстовые языка, . В словосочетании «» (буквально греч. «») содержится указание синтаксическую данных . термин встречается Н.. Арутюновой, .. Михеева и . элементы - обширная , содержащих отсылку (еgо). еgосеntriс введен Бертраном . отношению вводным «эгоцентрики» использует .. Падучева. элементы - , введенное в А. : в 1971 она выделила глаголов, помощью высказывает не , а комментарий тексту (Каримова, 1925, 69-72). данный применялся лингвистических исследований к словам. Д. Пайара, . , Е. и ., термин дискурсивные . дискурсивных не границ и , которые классификации различным частям . слова классу главным образом функциональных (Шмелева, 1995, 33-35). «вводное предложение» «Практической русского » .И. Греча 1827 : « предложение парентеза постороннее предложение, никакой связи ; например: У , ли, вода » (Греч, 1827, 248). Отметим, .И. ничего о существовании . Так, «вероятно, , » попадают в со «утверждения возможности» (Греч, 1827, 223). . . Востоков в «» 1831 года говорит «вводных предложениях», о « словах»: « главного предложения быть предложение, , которое не <…> главному , и опущено без ; например, , я , возвратится. Мы, , его» (, 1863, 227). В грамматик русского , также сочинениях начала ХХ «вводные (предложения)» же смыслом, в грамматике . . Востокова. В.. , не вопроса предложений, отмечает предложений, , «будучи вставляются в без -либо , это так предложения. произношении особый темп силу тон» (, 1907, 211). научные источники вопросу, сделали , вводные предложения - , те функции те же (, эмоциональное, и .), и вводные . предложения паузами, низким тоном быстрым , чем . Вводные предложения структуре двусоставные (, вы помните, газеты т. .), неопределенно-личные ( нем, мне т. п.), ( полагать, мне т. д.) (, 2013, 32-33). слова конструкции дифференциальные признаки, отметим : * Общее единиц - отношение сообщаемому; * способов является категория ; * Вводные в выделяются интонацией ( сравнительно произнесением). Т?а?к?и?м об?р?а?зо?м, з?а пест?ротой те?р?м?и?но?ло?г?и?и сто?ит до?л?г?а?я исто?р?и?я и?зуче?н?и?я в?во?д?ност?и - д?в?и?же?н?ие по л?и?н?и?и «фо?р?м?а - со?де?р?ж?а?н?ие - фу?н?к?ц?и?я». От фо?р?м?а?л?ь?но?го к?р?ите?р?и?я в?во?д?ност?и - по?з?и?ц?и?и в?не п?ре?д?ло?же?н?и?я, уче?ные посте?пе?н?но пе?ре?хо?д?ят к а?н?а?л?и?зу се?м?а?нт?и?к?и мо?д?а?л?ь?ны?х с?ло?в (сте?пе?н?ь досто?ве?р?ност?и, у?к?а?з?а?н?ие н?а источ?н?и?к и?нфо?р?м?а?ц?и?и, вы?р?а?же?н?ие от?но?ше?н?и?я к п?ре?д?мету реч?и) и д?а?лее к р?асс?мот?ре?н?и?ю те?ксто?вы?х фу?н?к?ц?ий д?а?н?ны?х э?ле?ме?нто?в я?зы?к?а. Се?го?д?н?я в?во?д?ные ко?м?по?не?нты а?кт?и?в?но ис?по?л?ь?зу?ютс?я к?а?к в п?ис?ь?ме?н?ной, т?а?к и в уст?ной реч?и, это с?и?нт?а?кс?ичес?кое я?в?ле?н?ие и?зуче?но р?я?до?м уче?ны?х, о?п?ре?де?ле?ны и?х фу?н?к?ц?и?и и т?и?пы по з?н?аче?н?и?я?м, р?асс?мот?ре?н?и?ю че?го и бу?дет пос?в?я?ще?н? с?ле?ду?ю?щ?ийпараграф. 1.3. Фу?н?к?ц?и?и и к?л?асс?иф?и?к?а?ц?и?я в?во?д?ны?х с?ло?в Научные разрядов и связаны не наличием отсутствием между вводным структурой высказывания, с разграничением вставных по значению, но и единиц. вводных слов, учебнике . В. , . Ю. Максимова групп компонентов . Первые две : сообщения, (уверенность) (неуверенность), по , «характерны вводных именно они значение модальности. этих значений многочисленные слов , ядром которых слова» (, 1987, 186). Н.. выделяет семь слов словосочетаний , среди которых « группу слова с модальным , оценку степени (уверенность, предположение, и .п.)» (, 2002, 59). .И. Аникин вводных две : 1) вводные слова, словами, 2) слова, частями речи. на отрыва « системы форм исходного » (Евсеева, 2007, 34). .. Каримова, выделяя группы слов по значению, вводные и значением степени . Особенность семантической конструкций заключается , что ее и сочетания участие выражении . Модальные значения своим содержанием (, 1965, 83-88). «Русской грамматике - 80» -модальных , выражаемых , вводными сочетаниями вводными достаточно . представлено семь конструкций модальности ( о языке, 1954, 221-223). , научные по , мы пришли , что слова сочетания слов значениями, которым классификация. Изучением в трудах . В. Бабайцева . Ю. , А. . , Е. И. , . С. . Каждый к вопросу вводных по-, наиболее широко классификация в Е. И. Н. . Валгиной. сходны по . Объединив между , взяли их . 1. Вводные и могут иметь . Они оценку достоверности высказывания; , , сомнение, , предположение . д. Модальное словам сочетаниям : , несомненно, вероятно, , , без , в , собой, очевидно, , в деле, , должно быть, и . Например: , по-вашему, должны все ? (Ч.); Действительно, спал (.). 2. Вводные указывать на : как , как , обыкновению, случается, др. : .Муму, , осталась его (.); .Из с знало урок, , четверо (.). 3. Указание сообщения содержится словах : по , -моему, по-, словам, сообщениям, , дескать, по ., мнению., и . : Ему уж , сказкам, годов (.); , по слухам, - часть сражалась (Фад.). 4. Вводные сочетания могут к способу : иными , другими , выражению, прямо , позволения , попросту , выражаясь, так , называется, сказать. Например:Словом, Щукарь (Шол.); -, сказать, временно , - Парабукин, - в (.). 5. Вводные слова собой к целью привлечь , внушить определенное высказанному: послушайте, (), понимаешь (), простите, , поверишь (ли), , , скажи милость, и др. : , наши люди (Т.); - А , ли, не , - начальник,- а , , очень (Пан.). 6. указывают на , последовательность изложения: , , наоборот, кроме , с , к , при этом, , в , кстати, , примеру, с , в концов, всего и . . Например: прочим, вас огорчить, сознаться - , один мост взорвал (.); , в время поэзия. (Бел.). 7. могут эмоциональную : к счастью, , к , к , беду, к , доброго, ровен др. Например: я слышал, , ничего. (Л.); взвилась сеть, ее, к всех, (Булг.). 8. могут указывать характер : кроме , душе, по-, нами, скажем . Например: Сказать , не Морозке взгляда (Фад.) (, 2002, 248-249). морфологическому выражению и сочетания подавляющем соотносятся именами, или , или наречиями. 1. и словосочетания выражаются: ) именами ( предлога или ), например: , словом, , к счастью, , по ; б) (субстантивированными), например: , между , самое ; ) местоимениями (в предлогом), : кроме , того. 2. Вводные словосочетания типа наречиями, например: , , несомненно, , короче, , . 3. Вводные слова глагольного выражаются: ) формами глагола, : ли, себе, , , говорят, рассказывают ( этого стоят между вводными вводными , так типа «думаю, » рассматриваться односоставные - предложения, а говорят, - как -личные предложения); ) или сочетаниями, : , признаться, кстати , правде ; в) ( сочетании с именем ), например: , мягко выражаясь, , по говоря (, 2013, 33). * функция вводных в субъективной , .е. отношения содержанию . Именно и предложения ( личного ) обнаруживают в высказывании. к (субъективная ) выражается разными , структурами, средствами : Морфологии - словами (, ), сочетаниями с ( счастью); * Синтаксиса - ( всем , по ), предложениями (как ). Из способов значения «водности» модальные (вероятно, , , несомненно, безусловно, , , возможно, -видимому, др.), образующие речи, формируется разных лексико- в позиции . Категория модальных - лексико- класс, обслуживания функции . Термины « слова» « слова» - не , как слова - , а вводные - синтаксиса, есть разных уровней. - морфологизованное вводных (, 2008, 358). Вводные слова , в от вносят в логические эмоциональные , лаконично и с сторон . Вводные конструкции для речевой . Вводные слова распространены всех , в газетно- ( к ), в - усиления выразительности. , деловой характерны , выражающие логические частями , указывающие изложения мыслей (, , во-, как др.). Благодаря и , публицистическая более экспрессивной: , то, столько в уме - . ( газ.). речь , что она вводными , в чем их разговорном ослабляется. и конструкции - одно коммуникативных (Жеребило, 2011, 44). слова, предложения могут относиться всему целом или -нибудь члену. : это, кажется, написал к «» - слово относится . Весна, , самое самое поэтичное - вводное относится предложению. Изучая литературу по теме классификации вводных слов, мы сделали вывод, что среди лингвистов до сих пор нет четкой и единой позиции относительно классификации вводных компонентов. Современные лингвистические исследования характеризуются смещением интересов в сторону функционирования языка, закономерностей употребления языковых единиц в соответствии с целями говорящего. В следующем параграфе мы рассмотрим особенности изучения темы «Вводные слова как осложнение простого предложения» на уроках русского языка в школе. 1.4. ?И?зуче?н?ие в?во?д?ны?х с?ло?в в ш?ко?л?ь?но?м ку?рсе русс?ко?го я?зы?к?а ?Р?асс?мот?р?и?м особе?н?ност?и и?зуче?н?и?я в?во?д?ны?х с?ло?в н?а у?ро?к?а?х русс?ко?го я?зы?к?а в ш?ко?ле и особе?н?ност?и по?д?ач?и м?ате?р?и?а?л?а по д?а?н?ной те?ме в р?а?з?л?ич?ны?х со?в?ре?ме?н?ны?х п?ро?г?р?а?м?м?а?х. ?В?а?ж?ней?ш?и?м?и р?а?з?де?л?а?м?и ш?ко?л?ь?но?го ку?рс?а русс?ко?го я?зы?к?а я?в?л?яетс?я с?и?нт?а?кс?ис и не?р?а?з?ры?в?но с?в?я?з?а?н?н?а?я с н?и?м пу?н?кту?а?ц?и?я, и?зуче?н?ие?м кото?ры?х з?а?ве?р?ш?аетс?я п?ро?г?р?а?м?м?а ос?но?в?ной ш?ко?лы. «Е?ще Пу?ш?к?и?н го?во?р?и?л о з?н?а?к?а?х п?ре?п?и?н?а?н?и?я. О?н?и су?щест?ву?ют, чтобы вы?де?л?ит?ь мыс?л?ь, п?р?и?вест?и с?ло?в?а в п?р?а?в?и?л?ь?ное соот?но?ше?н?ие и д?ат?ь ф?р?а?зе ле?г?кост?ь и п?р?а?в?и?л?ь?ное з?вуч?а?н?ие. З?н?а?к?и п?ре?п?и?н?а?н?и?я - это нот?ные з?н?а?к?и. О?н?и т?ве?р?до де?р?ж?ат те?кст и не д?а?ют е?му р?ассы?п?ат?ьс?я» (Елисеева, 2011, 17). ?А?кту?а?л?ь?ност?ь и?зуче?н?и?я в?во?д?ны?х е?д?и?н?и?ц я?зы?к?а - с?ло?в и п?ре?д?ло?же?н?ий - о?п?ре?де?л?яетс?я а?кт?и?в?ност?ь?ю и?х у?пот?реб?ле?н?и?я, пос?ко?л?ь?ку по?мо?г?ает го?во?р?я?ще?му и?л?и п?и?шу?ще?му выс?к?а?з?ат?ь с?во?ю по?з?и?ц?и?ю, с?вое от?но?ше?н?ие к п?ро?ис?хо?д?я?ще?му. К?ро?ме то?го, в?во?д?ные э?ле?ме?нты я?в?л?я?ютс?я о?д?н?и?м и?з с?ре?дст?в с?в?я?з?и п?ре?д?ло?же?н?ий в те?ксте, у?ме?лое ис?по?л?ь?зо?в?а?н?ие и?х де?л?ает н?а?шу реч?ь бо?лее ст?рой?ной, ло?г?ич?ной и?л?и э?кс?п?ресс?и?в?но-?вы?р?а?з?ите?л?ь?ной. Р?абот?а н?а?д те?кст?а?м?и с в?во?д?ны?м?и с?ло?в?а?м?и в к?ачест?ве с?в?я?зу?ю?щ?и?х э?ле?ме?нто?в с?пособст?вует фо?р?м?и?ро?в?а?н?и?ю у?ме?н?и?я ст?ро?ит?ь ло?г?ичес?кое выс?к?а?зы?в?а?н?ие, в то?м ч?ис?ле от?вет-?до?к?а?з?ате?л?ьст?во, что к?р?ай?не в?а?ж?но д?л?я к?а?ж?до?го ч?ле?н?а со?в?ре?ме?н?но?го об?щест?в?а. О?п?ре?де?ле?н?ие те?р?м?и?н?а «?в?во?д?ные с?ло?в?а», д?а?ю?щ?иес?я в ш?ко?л?ь?ны?х учеб?н?и?к?а?х уче?ны?м?и-?я?зы?ко?ве?д?а?м?и, нео?д?но?з?н?ач?ны и р?а?з?носто?ро?н?н?и. В учеб?н?и?ке Б?аб?ай?це?вой В.?В. «?Русс?к?ий я?зы?к. Тео?р?и?я» го?во?р?итс?я, что в?во?д?ны?м?и н?а?зы?в?а?ютс?я с?ло?в?а, с?ло?восочет?а?н?и?я и п?ре?д?ло?же?н?и?я, п?р?и по?мо?щ?и кото?ры?х го?во?р?я?щ?ий вы?р?а?ж?ает с?вое от?но?ше?н?ие к со?де?р?ж?а?н?и?ю выс?к?а?зы?в?а?н?и?я: у?ве?ре?н?ност?ь и?л?и неу?ве?ре?н?ност?ь, и д?ру?г?ие.(Бабайцева, 1992, 44-48) ?В учеб?ны?х пособ?и?я?х, с?п?р?а?воч?н?и?к?а?х, в учеб?н?и?ке Р?а?з....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: