- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Литературная живописность и ее воплощение в творчестве предшественников А.С.Пушкина
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W007700 |
Тема: | Литературная живописность и ее воплощение в творчестве предшественников А.С.Пушкина |
Содержание
Глава 1. Особенности литературной живописности Литературная живописность и ее воплощение в творчестве предшественников А.С.Пушкина Термин «живописность» - непосредственный дериват слова «живопись». В повседневном и научно-популярном обиходе есть необходимость встречаться с идентификацией красочности и живописности. Но эта односторонняя аналогия не способна удовлетворять всем современным требованиям теории науки. Живописность в противоположность красочности обеспечивается колористической системой, а также и наличием светотеневых отношений. Живописность вводится современной эстетикой в актуальные теоретические понятия. Понимая всю сложность данной задачи, постараемся описать в литературе специфику функционирования явления живописности. Живописность – это качество изображения, подразумевает наличие световых отношений и колоризма в обязательном порядке. Живописность представляет собой свойства художественного исполнения, которые отражают у предметного мира его объективные качества. Живописным является все, что имеет подвижность световых и цветовых отношений, богатство колористических переходов и контрастов. Во всех случаях живописность является мощным художественным средством, осуществляющее передачу натуры со всей осторожностью. Множество исследователей привлекает литературная цветопись, так как она является не раскрытой областью для определения у художника его мастерства, особенностей его личности, уникальности его искусства. Цвет – это вторичный прием создания мира, важнейшее изобразительное средство, входит в число основных элементов в литературе изобразительного строя. Цветопись, которая основана на природе зрительных ощущений реципиента и автора, обладает выразительным потенциалом, который позволяет передать у произведения его эмоционально-смысловой настрой. Цветопись, являясь у поэтики второстепенным компонентом, отображает художественную систему, позволяет проникнуть глубже в творческую лабораторию писателя. Отличия каждой культурной эпохи заключаются в приверженности к цветовой гамме и определенным краскам. В литературе, живописи происходит выработка типичных типичные колористических тенденций и традиций. Задачей этой работы не является подробное исследование в мировой художественной культуре эволюции цветописи, это проблема принадлежит специальным научным студиям. Но отметим, что процесс развития в мировой литературе колоризма является неоднозначным. Своеобразная кривая у литературной цветописи принимает волнообразный вид, где присутствуют периоды больших подъемов и падений. Другими словами, цвет в изобразительном строе художественного произведения может доминировать или же, наоборот, располагаться на периферии дескриптивной системы. Ю.Н.Тыняновым В.А.Жуковский и Г.Р.Державин были названы «мнимыми предшественниками» Пушкина. Соглашаясь во многом с литературоведом, мы рассматриваем творчество данных поэтов в качестве хронологически непосредственного художественного преддверия гения Пушкина. Центральными творческими фигурами того времени были: В.А.Жуковский, Г.Р.Державин, К.Н.Батюшков, каждый из которых внесли свою лепту в развитие русской литературы. Этим блестящим поэтическим триумвиратом были ознаменованы индивидуальные, яркие страницы в истории российской культуры. Существует множество примеров в российской литературной изобразительности самобытной и оригинальной цветописи. Г.Р.Державин является родоначальником отечественной поэтической живописи, а К.Н.Батюшков и В.А.Жуковский осуществляли разное насыщение своих произведений цветом, наполняли уникальным эмоциональным содержанием, «обыгрывали» его, открывали все новые возможности в литературной изобразительности. Впервые в XVIII веке в отечественной литературе возникает интерес к цвету, после чего происходит использование в художественных произведениях цветообозначений. Богатый колоризм и интенсивная цветность являются отличительной чертой у Г.Р.Державина новаторской поэзии. Вся его творческая система основывается на цвете. Окружающий мир воспринимается поэтом с помощью красок. Данная особенность была выделена С.Ельницкой, которая отметила, что «...центр чувственного восприятия у Державина - зрение, а в фокусе зрения — цвет, именно цвет видит Державин в первую очередь, а не сам предмет как таковой». Поэт – живописец не так озадачивается, как именно устроен объект изображения, для него важнее его внешний вид и создаваемое впечатление. Г.Р.Державин «открыл» в русской литературе цвет. Ученые тщательно изучили цветовую гамму его поэзии. Основные аспекты. Поэт очень редко использовал цвет в «чистом» виде, локализовано. Державина гораздо сильнее интересуют живописная интерпретация «природных» локальных цветообозначений, колористические оттенки. Важным является творческий акт тонального усиления цвета. Уникальность Державинской поэзии заключается в сложных цветовых эпитетах, которые изобретал художник самостоятельно, непринужденно и свободно смешивая краски. Державин «бросает» небрежно пастозные мазки, при этом увлекаясь этим завораживающим процессом по расцвечиванию мира. Возможно, что такие эпитеты, которые «режут» слух, например: «рдяно-желтый», «сизо-янтарный», «злато-рдяный», «сребро-бокий» послужили причиной того, что Пушкин называл поэзию Державина «яркой и неровной живописью». На самом же деле, богатство колорита державинского переходит иногда в пестроту: буйство красок утомляет. Однако среди цветовых излишеств и колористических преувеличений Державин передавал реальный «природный» окрас явлений и предметов. В портретных описаниях стихотворений «Изображение Фелицы» (1789) и «Невесте» (1778) поэт говорит о реальном цвете волос императрицы Екатерины II. и ЕЛ.Бастидон. Желтые тропинки, черный дым, зеленые щи, белые скатерти, желтые пчелы будто говорят о цветовом лаконизме следующей литературной эпохи. Державинская живописная система отпечаталась на дальнейшем развитии в русской литературе изобразительного начала. Разработав технику словесной живописи и приемы, сильно расшатав устоявшиеся каноны отечественной одической традиции, он смог передать последующему поколению отечественных поэтов совершенно новый метод по освоению действительности, а также научил находить в повседневном и обыденном поэтическое. Уникальность его школы поэтической изобразительности заключается в особом колоризме, повышенным богатством оттенков и звучанием цвета. Поэтический мир «российского Горация» изобилует зрительными эффектами, которые основываются на культе прекрасного. В русскую литературу В. А. Жуковский вошел с новой, специфической интонацией и тематикой. Он смог обогатить возможности поэтического слова, внес в лирику психологическую окрашенность и дополнительные семантические оттенки. Г.А.Гуковский сказала, что слово у него стало выражать, а не только значить. Цветопись В.А.Жуковского в некоторых случаях соотносится с державинскими традициями. К примеру, в стихотворении «Майское утро» (1797) присутствует «златозарный», «бело-румяный». Но Жуковский в последующей творческой практике избегал данных одических эпитетов. Отличия его поэзии заключаются в преобладании приглушенных спокойных оттенков и тонов. Поэт, в основном, отказывался специально от колористической пестроты изображения. Жуковский не принимал таких «роскошных» описаний, он выступал против дескриптивных излишеств. Со свойственным ему чувством меры и вкуса Жуковский элементы чрезмерного украшательства делал слабее в своей переводческой деятельности. Исключениями являются произведения, чья тематика подразумевает применение интенсивной цветописи. Колористические яркие мотивы золотого, голубого, пурпурного, изумрудного являются отличительной особенностью стихотворений «Замок Смаль- гольм или Иванов вечер» (1822), «Пери и ангел» (1821), «Ундина» (1831-1836). Талант Жуковского-изобразителя в полной мере отобразился в умении чувствовать полутона, передавать едва заметные, мягкие оттенки. Используя точно подобранные глаголы и определения он умело и живописно передает тускнение ярких красок дня. Сумеречным вечерним сиянием освещается природа в элегиях «Славянка» (1815) и «Вечер» (1806). У многих пейзажах поэта есть четко выраженная сентименталистская окраска. Прозрачно-легкой дымкой обволакивается природа в стихотворениях «Вечер» (1806), «Двенадцать спящих дев» (1810-1817), «Сельское кладбище» (1802), «Славянка» (1815). Русская литература была обогащена Жуковским, новыми образами и колоритом. Одновременно с державинскими, традиционными цветовыми эпитетами им использовались, тем самым им были введены спокойные полутона в поэтический оборот «светлый», «бледный», «прозрачный», с помощью которых передавался эмоциональный особый настрой. Если поэзия Державина является сочной «фламандской» живописью, то изобразительная манера Жуковского сравнивается с акварелью. Данное сближение усматривается нами в особом субъективизме, лиризме описаний, приглушенной цветовой гамме, специфической тематике стихотворных картин поэта (восход, закат, водяная гладь, сумерки - распространенные образы и темы акварели). Во всех живописных поэтических картинах Жуковского присутствует его собственная душа, чувства, собственное видение мира. По этой причине не случайно в произведениях Жуковского отображается явное преобладание над изобразительной функцией выразительного аспекта. Закономерные звеном процесса обновления отечественной поэзии является творчество К.Н.Батюшкова, традиционно воспринимаемое в качестве непосредственного преддверия пушкинского гения. К.Н.Батюшков является поэтом поэт переходного времени, он соединил в своей художественной системе отечественную литературу XIX и XVIII столетий. Стиль К.Н.Батюшкова отличается от дескриптивной манеры Жуковского. Ему важной является передача «материальной» красоты окружающего мира, красоты «земной» полноценной жизни. Батюшков, подобно Державину, воспринимает мир в ярких сочных тонах. По этой причине непосредственным отголоском цветущего державинского слога необходимо понимать обильное использование цветовых эпитетов. Поэт создает свой мир, при этом раскрашивая его в радостные «мажорные» цвета: голубой («Мой гений» 1815), лазурь («Источник» 1810), розовый («Пробуждение» 1815), зеленый («К Никите» 1817), золотой, янтарный («Веселый час» 1806-1810, «Мои Пенаты» 1812, «Пленный» 1814, «Послание к Тургеневу» 1816, «Мой гений» 1815). Во время исследования в творчестве «русского Парни» элементов живописной культуры нужно учитывать, что цветопись у Батюшкова, если сравнивать с буйством красок, праздником цвета в державинской поэзии тональным разнообразием жуковской лирики, развивалась инертно, без сложных цветовых колебаний, колористических модуляций. Поэтом не изобретались новые цветовые определения, ему не интересна была поэтическая цветоигра. Он тянулся к пластике, к «скульптурному», особому материально ощутимому изображению. Цвет Батюшкову необходим только для дополнения во время создания пластически-осязательных, зримых, «рельефных» поэтических образов. Получается, что все, изложенное выше дает возможность отметить, что в отечественной литературе конца XVIII-начала XIX вв. сформировались определенные каноны литературной изобразительности. “Евгений Онегин” - первый реалистический роман в русской литературе, в котором “отразился век и современный человек изображен довольно верно”. А. С. Пушкин работал над романом с 1823 по 1831 год. “Я теперь пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская разница”, -писал он в письме к П. Вяземскому. “Евгений Онегин” - лиро-эпическое произведение, в котором оба начала выступают как равноправные. Автор свободно переходит от сюжетного повествования к лирическим отступлениям, которые прерывают ход “свободного романа”. В романе выделяются две сюжетные линии. Первая - это любовный роман, взаимоотношения Онегина и Татьяны Лариной, а вторая - это взаимоотношения Онегина и Ленского. Роман состоит из восьми глав. Первая из них представляет собой развернутую экспозицию, в которой автор знакомит нас с главным героем - “молодым повесой” Евгением Онегиным, показывает его жизнь в столице. Во второй главе происходит завязка второй сюжетной линии -знакомство Онегина с Ленским: Сперва взаимной разнотой Они друг другу были скучны; Потом понравились, потом Съезжались каждый день верхом И скоро стали неразлучны. Завязка первой сюжетной линии происходит в третьей главе. Онегин знакомится с семейством Лариных, где он увидел Татьяну. Она же, в свою очередь, сразу отметила Онегина: Пора пришла, она влюбилась... Татьяна воспитывалась как типичная провинциальная девушка того времени: Ей рано нравились романы; Они ей заменяли все; Она влюблялася в обманы И Ричардсона, и Руссо. В своем воображении она создала образ возлюбленного, не похожего на окружающих ее молодых людей, окруженного какой-то тайной. Она ведет себя как истинная героиня романа: пишет ему письмо в духе тех, которые она читала в книгах, ведь она “по-русски знала плохо”. Герой “тронут был” признанием юной девушки, но “жизнь семейным кругом” ограничивать не хотел, поэтому и прочитал ей нотацию в саду, призвав ее “учиться властвовать собой”. Это своего рода кульминация в развитии первой сюжетной линии. Пятая глава романа знаменательна тем, что Татьяна, мучимая “страстью нежной”, видит сон, который имеет важную композиционную роль. Он позволяет читателю как бы предугадать последующие события - смерть Ленского. Важны также и именины Татьяны. Они играют важную роль в развитии второй сюжетной линии. Именно на именинах Татьяны Онегин “поклялся Ленского взбесить и уж порядком отомстить”. Ленский, возвышенная и страстная душа, находящаяся во власти пламенной страсти к Ольге, не мог стерпеть обиды и предательства друга и решил: Две пули - больше ничего - Вдруг разрешат судьбу его. Соответственно, главу шестую мы можем назвать кульминацией и развязкой второй сюжетной линии. Что же касается первой сюжетной линии, то ее развитие продолжается. Татьяну увозят на ярмарку невест в Москву, а затем она выходит замуж за важного генерала. Через два года она встречается в Петербурге с Онегиным. Теперь она уже светская дама, “законодательница зал”, занимающая такое же положение в обществе, как и Онегин. Теперь уже он влюбляется в Татьяну и пишет ей письмо. Так в восьмой главе происходит развязка первой сюжетной линии. Однако следует отметить важную композиционную особенность романа - это открытость финала. В развязке как первой, так и, отчасти, второй сюжетных линий нет четкой определенности. Так, автор предполагает два возможных пути для Ленского, если бы он остался жив, а не был убит на дуэли: Быть может, он для блага мира Иль хоть для славы был рожден... А может быть и то: поэта Обыкновенный ждал удел... Онегина же автор оставляет в самый сложный для него момент, после объяснения с Татьяной: И здесь героя моего, В минуту, злую для него, Читатель, мы теперь оставим, Надолго... навсегда. Помимо необычной развязки можно отметить то, как построен роман “Евгений Онегин”. Основной принцип его организации - это симметрия и параллелизм. Симметрия выражается в повторении одной сюжетной ситуации в третьей и восьмой главах: встреча — письмо — объяснение. При этом Татьяна и Онегин меняются местами. В первом случае автор на стороне Татьяны, а во втором — на стороне Онегина. “Сегодня очередь моя”, - говорит Татьяна, как бы сопоставляя две “истории любви”. Онегин изменился и говорит вещи совершенно иного характера, чем в первый раз. Татьяна же остается верна себе: “Я вас люблю (к чему лукавить)”... Композиция писем параллельна, так как можно говорить о схожести следующих моментов: написание письма, ожидание ответа и объяснение. Петербург здесь играет обрамляющую роль, появляясь в первой и восьмой главах. Осью симметрии этих сюжетных ситуаций является сон Татьяны. Следующей особенностью композиции романа можно назвать то, что части романа противопоставлены друг другу, в некотором роде даже подчинены принципу антитезы: первая глава - это описание петербургской жизни, а вторая - показ жизни поместного дворянства. Основной композиционной единицей служит глава, которая является новым этапом в развитии сюжета. Поскольку лирическое и эпическое в романе равноправно, то и лирические отступления играют немаловажную роль в композиции романа. Обычно лирические отступления связаны с сюжетом романа. Так, Пушкин противопоставляет Татьяну светским красавицам: Я знал красавиц недоступных, Холодных, чистых, как зима, Неумолимых, неподкупных, Непостижимых для ума... Есть же и такие, которые с сюжетом прямой связи не имеют, а связаны непосредственно с образом автора в романе: Я помню море пред грозою: Как я завидовал волнам, Бегущим бурной чередою С любовью лечь к твоим ногам. Лирические отступления появляются в переломные моменты повествования: перед объяснением Татьяны с Онегиным, перед сном Татьяны, перед дуэлью. Часто лирические отступления содержат обращения к читателю, что позволяет связать лирическое с эпическим: Позвольте ж мне, читатель мой, Заняться старшею сестрой. Знаменательна и композиционная роль пейзажа в романе: во-первых, он показывает ход времени (правда, время в романе не всегда соотносится с реальным), во-вторых, характеризует внутренний мир героев (часто природные зарисовки сопровождают образ Татьяны). Итак, несмотря на четкость композиции, создается впечатление, что автор относится к ней с легкой небрежностью. Поэт оставляет незавершенным роман, главы, строфы, строчки. Тем самым подтверждается мысль, что “Евгений Онегин” - уникальное произведение в русской литературе. Колоризм произведений А.С.Пушкина В целом, на изобразительной стороне творчества Пушкина, также отобразились живописные традиции у поэтов-предшественников. Однако пушкинский Гений смог обогатить их совершенно новыми приемами в литературной изобразительности. Он предложил другое использование обычных традиционных цветов и наполнил их функциональной дополнительной нагрузкой. Новаторские поэтические установки Пушкина были четко заметны в изобразительном строе романа «Евгений Онегин». Для изобразительной системы множества отечественных поэтов конца XVIII начала XIX веков, в т.ч. В.А.Жуковского, Г.Р.Державина, К.Н.Батюшкова, характерной является четкая определенность у колористической гаммы в целом всего творчества. Намного сложнее является цветовая палитра Пушкина. Отличительной особенностью его колоризма является разнообразие цветовых решений в различных жанрах. Поэмы, сказки, лирика, драматические произведения, повести находят цветовые своеобразные решения у автора. Лирика лицейского периода (поиск индивидуального стиля) испытала воздействие отечественной поэтической традиции XVIII века, она насыщена яркими цветовыми эпитетами. А действительность расцвечена алыми, багровыми, красными, зелеными, голубыми, синими, золотыми, янтарными, серыми, черными красками. К примеру, Редеет ночь- заря багряна / Лучами солнца возжена; / Пред ней златиться твердь румяна ... (I, 27). Или же: Кубок янтарный / Полон давно... (1,97). Колористическая интенсивность смогла достичь самого высшего предела в поэме «Руслан и Людмила» (1820). Сказочная канва и сама тематика произведения подразумевает особую красочность. Чрезвычайно пестрым является колорит поэмы, в спектр входят разные цвета по своему хроматизму: белый и черный, желтый и синий, оттеночные серебряный, голубой и золотой,. Например поэтизмы «златая цепь», «дуб зеленый», «лазурный сарафан», «курильницы златые» —выделяют поэму от множества пушкинских картин словесных. Такое обильное применение насыщенного цвета, который разбросан по всему повествовательному полю этой сказочной поэмы, дает возможность считать данное произведение вершиной в колористической системе А. С Пушкина. В последующем художественном процессе поэт отказался от пастозной манеры применения цвета. На фоне последующей рецессии декоративно-колористическое насыщение дескриптивного строя «Руслана и Людмилы», а порой фактической элиминации цвета, являются загадкой творческой эволюции Пушкина. Романтические поэмы «Братья-разбойники» (1821-1822), «Цыганы» (1824), «Кавказский пленник» (1820-1821), «Бахчисарайский фонтан» (1821-1823) отличаются не столь насыщенным колоритом, постепенно цвет начинает бледнеть, а затем и вовсе исчезает. Только некоторые редкие, отдельные крапления цветов можно отметить дескриптивной канве в поэтических зарисовках «Бахчисарайского фонтана» (томно-голубые очи) и «Кавказского пленника» (белый Эльбрус, голубое небо). Ощущается в драматических произведениях сильное преобладание ахроматизма. Например, «Моцарт и Сальери» (1826-1830), «Пир во время чумы» (1830)( черный белоглазый монстр, черная телега, бледная рука), «Скупой рыцарь» (1830)(белые шатры). Этот ахроматизм осуществляет усиление драматической тематики произведений. В драматургии Пушкина доминируют белые и черные цвета, в редких случаях «оживляются» яркими пятнами желтого, синего, красного. Эти аккорды есть в «Борисе Годунове» (1824-1825) - «кровавый», «золотой»; «Каменном госте» (1830) - «синие глаза», «густая синева». Но в общем описательный строй у драматических пьес нацелен на черно-белое графическое изображение. Сказки Пушкина раскрашены золотым, зеленым, синим, красным цветом. В колористической палитре сказок чувствуется прямая перекличка с его насыщенной цветописью и фольклором. К примеру, излюбленный для отечественного фольклора золотой, синий, красный («Сказка о царе Салтане» 1830, «Сказка о мертвой царевне» 1833, «Сказка о рыбаке и рыбке» 1833). Пушкин в прозаических произведениях использует зеленые, желтые, голубые, красные, розовые краски. Обычно, автор использует колор во время описания деталей костюмов, («Выстрел» 1830, «Арап Петра Великого» 1827, «Пиковая дама» 1833, «Гробовщик» 1830, «Капитанская дочка» 1936), для того, чтобы передать черты героев, а также в бытовых зарисовках «Метель», («Арап Петра Великого», 1830, «Барышня-крестьянка» 1830, «Пиковая дама», «Станционный смотритель» 1830, «Дубровский» 1833). Яркие пятна цветов золотого, темно-зеленого, голубого оживляют пейзажи такой поэмы, как: «Медный всадник» (1833). На основании изложенного выше мы считаем, что можно сделать следующий вывод: отличия колористической системы творчества А.С.Пушкина заключаются широкой амплитудой колебаний: на место цветового насыщения приходят приглушенные тона, а в редких случаях и полное отсутствие цвета. Такой дифференциации в применении колора нет ни у кого из известных отечественных писателей XIX столетия........................ |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: