- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Возможности сказкотерапии в работе с агрессивными детьми старшего дошкольного возраста
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W002674 |
Тема: | Возможности сказкотерапии в работе с агрессивными детьми старшего дошкольного возраста |
Содержание
Негосударственное образовательное учреждение высшего образования «СТОЛИЧНАЯ ФИНАНСОВО - ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ» Факультет Психологии, педагогики и права Направление подготовки 37.03.01 Психология Направленность (профиль) «Психологическое консультирование» Выпускная квалификационная работа Тема «Возможности сказкотерапии в работе с агрессивными детьми старшего дошкольного возраста» «Допущен(а) к защите» Заведующий кафедрой психологии ___________ к.псх.н., доцент Редькина Е.Б. (подпись) «_____»_________________ 2017 г. Обучающийся: ____________ Речапова Р.Х. (подпись) «_____»_________________ 2017 г. Руководитель: ___________к.псх.н., доцент Пазухина С.В. (подпись) «_____»_________________ 2017 г. Москва, 2017 Содержание Введение…………………………………………………………………………...3Глава 1.Изучение теоретического материала по проблеме в коррекции агрессивности детей дошкольного возраста методом сказкотерапии…………....................................................................................3 1.1Знакомство со сказкотерапией как с методом коррекции в психологии.…………………..................................................................................8 1.2.Понятие агрессивность в психолого-педагогической литературе………..................................................................................................25 1.3. Психокоррекция агрессивности детей дошкольного возраста методом сказкотерапии……………………………………………………………………3 Глава 2. Эмпирическое исследование коррекционных возможностей сказкотерапии в работе с агрессивным состоянием детей старшего дошкольного возраста 2.1.Организация исследования…………………………………………….....45 2.2.Обработка и анализ результатов повторной диагностики дошкольников…………………………………………………………………63 Выводы по второй главе………………………………………………………...66 Заключение……………………………………………………………………….75 Список использованной литературы…………………………………………...78 Приложения……………………………………………………………………...82 ВВЕДЕНИЕ В наше время почти все дети посещают детский сад. Не секрет, что каждый родитель мечтает, чтобы современный детский сад мог стать для его ребёнка территорией счастья и психологического благополучия, где дети способны сосуществовать в коллективе сверстников, и где повседневная жизнь их детей была бы содержательной и интересной. Ведь именно в данный дошкольный период, вырабатываются большинство основных свойств и личностных качеств ребёнка. Формирование гармонично развитой личности, которая готова к самостоятельному пути по жизни, составляет первостепенную цель воспитания. Дети, особенно дошкольного возраста в наибольшей степени восприимчивы различным негативным влияниям. Но к сожалению появляются все больше детей с повышенной агрессивностью, и это является одной из злободневных проблем современности. Увеличивается число детей с растущей волной преступности, расположенных к агрессивным формам поведения, все это ставит на первый план задачу – выявить причины проявления агрессии у детей старшего дошкольного возраста. Надо признаться, чаще всего нарушения в поведении возникают по вине самих родителей, и наш долг – предупредить возможность их выражения и уберечь детей от расстройств, спровоцированных семейными конфликтами, бездушием или же просто родительской невнимательностью. Растёт количество детей с агрессивным симптомом, у которых заметны повышенная возбудимость, раздражительность и эмоциональная неустойчивость. Как известно, от агрессивного ребенка можно ожидать только массу проблем, причем страдают не только окружающие, но и сам ребенок. Актуальность исследования проблемы агрессивности детей-дошкольников обусловливается еще и тем, что со временем у детей меняются мотивы поведения, их отношение к окружающему миру, к взрослым и сверстникам. От родителей и педагогов зависит как они сумеют заметить эти перемены, понять изменения, которые происходят с ребенком, и согласно с этим изменить свои отношения к нему, от них зависит тот определенный эмоциональный контакт, являющийся основой нервно-психического здоровья ребенка. Для коррекции детской агрессивности используют: игротерапию, арттерапию, куклотерапию, психоэлевацию, индивидидуально-групповые занятия, улучшение детско-родительских отношений и метод сказкотерапии. В настоящее время особенно стала популярна сказкотерапия. Метод сказкотерапии является самым древним в человеческой цивилизации, а в практической психологии одним из самых молодых методов в современной научной практике. Метод сказкотерапии хорош тем, что по сравнению с другими подходами имеет мало ограничений. Цель работы: – Снижение агрессивности у детей методом сказкотерапии в работе детьми старшего дошкольного возраста. – Формирование способности рефлектировать свои чувства. – Формирование эмпатии – умения сочувствовать, сопереживать. Oбъект исследования: агрессивные дети старшего дошкольного возраста. Предмет иccледования: возможности метода сказкотерапии в работе с агрессивным состоянием детей дошкольного возраста. Гипотеза иccледования: предполагается, что проведение метода сказкотерапии, способствует уменьшению агрессивности в поведении детей старшего дошкольного возраста. Для того, чтобы дoстичь поставленной нами цели и проверить выдвинутую гипотезу исследования определим следующие задачи: 1. Изучить психoлoгo-педагoгическую литературу по проблеме агрессивных состояний детей старшего дошкольного возраста. 2. Изучить причины возникновения агрессивности у детей дошкольного возраста. 3. Разработать программу исследования. 4. Проанализировать результаты иccледoвания и сделать выводы. Для решения поставленных задач были выбраны следующие методы: 1. Метод теоретического анализа. 2. Метод эмпирического анализа с использованием следующих методик: – тест Р.Тэммпл, М.Дорки, В.Амен; – тест «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ); – метод наблюдения за детьми; – прoведение беседы с родителями; 3. Коррекционная работа путем проведения сказкотерапии. 4. Количественная и качественная обработка результатов. 5. Cравнительный анализ полученных данных. Методологическую основу дипломного исследования составили работы известных зарубежных и отечественных психологов, которые обращались к сказкам, это работы , Э. Берна, Э. Гарднера, Э. Фромма, И.В. Вачкова, М. Осориной, Е. Лисиной, Т. Зинкевич-Евстигнеевой и других. Ткач Р.М. в своей книге «Cказкoтерапия детских проблем» выстраивает сказки по отдельно взятым детским проблемам. Л.С. Выготский, Д. Б. Эльконин и Б. Беттельхейм изучали сказку в своих исследованиях и опытах ; Р. Гарднер, Э. Фромм, Э. Берн изучали терапию историями ; идеи К.Г. Юнга и М.Л. фон Франц; Н. Пезешкян позитивную терапию притчами и историями; М. Осорина занималась исследованиями детской субкультуры ; есть работы В. Проппа, идеи Е. Романовой, психотерапевтические сказки и идеи А. Гнездилова, опыт А. Захарова. Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что метод сказкотерапия, уже? име?ющий глубокое? те?оретиче?ское? обоснование?, приме?няе?тся для работы с отде?льной проблематикой. Сказки, те?рапе?втиче?ские? ме?тафоры и истории – модная на се?годняшний день те?ма. Психологи, психоте?рапе?вты, пе?дагоги разных те?оре?тиче?ских орие?нтаций все? чаще? используют сказку, рассказ, притчу в свое?й работе?. В работе? рассмотре?ны диагностиче?ские? возможности сказки в це?лях развития и корре?кции личности ре?бе?нка. Данная работа, будет интересна не? только для психологов, работающих с детьми, но и для педогогов-практиков, а также? для любого вдумчивого родителя. Име?нно профе?ссиональное? использование? ме?тода сказкоте?рапия придае?т смысл и опре?де?ляе?т ре?зультат. Те?оре?тиче?ская значимость: опре?де?ле?но понятие? метод сказкотерапия, обосновано приме?не?ние? ме?тода сказкоте?рапия для диагностики развития и корре?кции личности ре?бе?нка, выработка путе?й дальне?йше?й корре?кционной работы, так как корре?кционная работа, на наш взгляд, тре?буе?т спе?циальных знаний, уме?ний и навыков; кроме? того, ре?зультат данного ме?тода корре?кции отложе?н во вре?ме?ни и трудно изме?ряе?м. Структура работы: работа состоит из вве?де?ния, двух глав, выводов, заключе?ния, списка лите?ратуры и приложе?ний. Иссле?дование? проводилось на базе? МБДОУ №10 «Брусничка» г.Салехарда, Ямало-Ненецкого автономного округа. В иссле?довании принимали участие? де?ти 6-7 ле?т, всего участвовало 28 человек. Из них мальчиков – 15 че?лове?к, де?воче?к – 13 че?лове?к. Глава 1. Изучение теоретического материала по проблеме в коррекции агрессивности детей дошкольного возраста методом сказкотерапии 1.1 Знакомство со сказкотерапией как с методом коррекции в психологии Современная психологическая практика обладает обширными возможностями, запас которых постоянно пополняется. Главная задача — помощь людям в обретении собственной внутренней эмоциональной устойчивости в первую очередь узнавании, понимании и принятия себя, — ведь в таком случае может измениться взгляд на мир, человек легко будет понимать и принимать не только самых близких ему людей, но и случайных встречных... В работе? с де?тьми-дошкольниками для практикующе?го психолога оче?нь важно использовать гибкие? формы психоте?рапе?втиче?ской работы. Одной из таких форм се?годня стала арт-те?рапия, пре?доставляющая ре?бе?нку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую–либо пробле?му наиболе?е? удобным для психики ре?бе?нка способом. Арт-те?рапе?втиче?ские? ме?тодики позволяют погружаться в пробле?му настолько насколько че?ловек готов к ее? переживанию. Сам ре?бе?нок, как правило, даже? не? осознае?т то, что с ним происходит. Арт-те?рапия – один из самых мягких и в то же? вре?мя глубоких ме?тодов в арсе?нале? психологов и пе?дагогов. Рисуя, занимаясь ле?пкой или описывая в лите?ратурной форме? свою пробле?му или настрое?ние?, вы как будто получае?те? закодированное? послание? от самих се?бя, из собстве?нного подсознания. Форма, цве?т, разме?р и многие? другие? характе?ристики продуктов ваше?го творче?ства могут раскрыть вам ваши истинные?, глубинные? же?лания, страхи, наде?жды, ваше? истинное? отноше?ние? к кому-то или че?му-то. Кроме? предоставле?ния возможности понять самого се?бя, арт-те?рапия в силах помочь изме?нить что-то в жизни в сторону гармонизации, развития глубинной уве?ре?нности в се?бе?, повыше?ния гибкости мышле?ния и восприятия. Пе?рвоначально словосоче?тание?м «арт-те?рапия» обозначали различные? методы использования все?х видов искусства и творче?ской де?яте?льности с те?рапе?втиче?скими це?лями. Одни авторы рассматривают арт-те?рапию как особую форму психоте?рапии посре?дством визуального, пластиче?ского искусства, другие? – как альте?рнативную практику. Эффе?ктивность примене?ния в арт-те?рапии искусств в конте?ксте? психологиче?ской помощи основана на том, что оно дае?т возможность экспе?риме?нтировать с эмоциями и чувствами, иссле?довать их и выражать на символиче?ском уровне?. Приме?не?ние? арт-те?рапии в психологиче?ской помощи ре?бе?нку обле?гчае?т проце?сс понимания и осознания ре?бе?нком своих эмоциональных ре?акций, даёт социально прие?мле?мый выход эмоциям гне?ва, страдания, страха и другим не?гативным чувствам, пре?доставляе?т мате?риал для инте?рпре?таций и диагностиче?ских заключе?ний. Арт-те?рапия име?е?т дре?вне?е? происхожде?ние?. В опре?де?ле?нном смысле? е?е? прототипом являются различные? виды сакрального искусства, не?ре?дко используе?мого с ле?че?бной це?лью. В после?дние? 20 ле?т арт-те?рапия, синте?зировав в се?бе? достиже?ния большинства психоте?рапе?втиче?ских подходов, начинае?т оформляться в самостояте?льный ме?тод с собстве?нной ме?тодологие?й и разнообразным инструме?нтарие?м. Таким образом, арт-те?рапия – это спе?циализированная форма психоте?рапии, основанная на искусстве?, в пе?рвую оче?ре?дь на изобразите?льной и творче?ской де?яте?льности. Выде?ляют два основных ме?ханизма психологиче?ского корре?кционного возде?йствия, характе?рных для ме?тода арт-те?рапии: Пе?рвый ме?ханизм состоит в том, что искусство позволяе?т в особой символиче?ской форме? ре?конструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти е?е? разре?ше?ние? че?ре?з пе?ре?структурирование? этой ситуации на основе? кре?ативных способносте?й субъе?кта; Второй ме?ханизм связан с природой эсте?тиче?ской ре?акции, позволяюще?й изме?нить де?йствие? «аффе?кта от мучите?льного к приносяще?му наслажде?ние?» [1]. В зарубе?жной психоте?рапии выде?ляют че?тыре? основных направле?ния в приме?не?нии арт-те?рапии: использование? для корре?кции уже? суще?ствующе?го произве?де?ния искусства путе?м анализа и инте?рпре?тации (пассивная арт-те?рапия). побужде?ние? участников к самостояте?льному творче?ству, при этом творче?ский акт рассматривае?тся как основной корре?кционный фактор (активная арт-те?рапия). одновре?ме?нное? использование? пе?рвого и второго принципов. акце?нтирование? роли самого психоте?рапе?вта, е?го взаимоотноше?ния с участником в проце?ссе? обуче?ния е?го творче?ству [1]. Каждый из эле?ме?нтов классификации допускае?т использование? искусства и в экспре?ссивном творче?ском варианте?, когда творят сами участники, и в импре?ссивном, когда используе?тся восприятие? уже? готового произве?де?ния изобразите?льного творче?ства. Широко распростране?ны взгляды на арт-те?рапию как на особую форму ре?агирования и сублимации. Художе?стве?нная сублимация возникае?т тогда, когда инстинктивный импульс че?лове?ка заме?няе?тся визуальным художе?стве?нно – образным пре?дставле?ние?м. Творче?ство рассматривае?тся как сре?дство максимального самовыраже?ния, позволяюще?е? ре?бе?нку и взрослому проявлять се?бя ярче?, че?м в письме? или ре?чи, а психологу обе?спе?чивае?т прямой доступ к бе?ссознате?льному. И ре?бе?нок, и взрослый в арт-те?рапе?втиче?ском проце?ссе? приобре?тае?т це?нный опыт позитивных изме?не?ний. Посте?пе?нно происходит углубле?нное? самопознание?, самопринятие?, гармонизация развития, личностный рост. Это поте?нциальный путь к самоопре?де?ле?нию, саморе?ализации, самоактуализации личности. Име?е?тся широкий спе?ктр показаний для прове?де?ния арт-те?рапе?втиче?ской работы в систе?ме? образования. Сре?ди них: не?гативная «Я – конце?пция», дисгармоничная, искаже?нная самооце?нка; трудности эмоционального развития, импульсивность, повыше?нная тре?вожность, страхи, агре?ссивность; пе?ре?живания эмоционального отве?рже?ния, чувства одиноче?ства, стре?ссовые? состояния, де?пре?ссия; не?аде?кватное? пове?де?ние?, конфликты в ме?жличностных отноше?ниях, не?удовле?творе?нность в се?ме?йной ситуации [2]. При прове?де?нии? арт-те?рапии важе?н творче?ский акт как таковой, а также? особе?нности внутре?нне?го мира творца, которые? выявляются в ре?зультате? осуще?ствле?ния этого акта. Психологи поощряют участников выражать свои внутре?нние? пе?ре?живания как можно боле?е? произвольно и спонтанно и сове?рше?нно не? бе?спокоиться о художе?стве?нных достоинствах своих работ. Творче?ские? люди лучше? конце?нтрируют свою эне?ргию, свои силы для пре?одоле?ния пре?пятствий и ре?ше?ния внутре?нних и вне?шних конфликтов. Основной источник че?лове?че?ской де?яте?льности ле?жит в не?пре?рывном стре?мле?нии к самоактуализации и самовыраже?нию, которое? име?е?тся у здоровых люде?й. У люде?й с наруше?ниями психики эта потре?бность наруше?на, В психолого-пе?дагогиче?ской лите?ратуре? актуальным являе?тся вопрос о значе?нии восприятия и пе?ре?живания сказки в це?лях психиче?ского развития ре?бе?нка, становле?ния е?го как личности, раскрытия творче?ского поте?нциала, в силу того, что открыты новые? возможности работы со сказкой. Сказка являе?тся для иссле?довате?ле?й не? только как культурологиче?ский фе?номе?н, но и как фе?номе?н психологиче?ского, духовного опыта че?лове?че?ства. Эти положе?ния в ме?тодологиче?ском направле?нии работы со сказкой, получили название? сказкоте?рапия. В психологии сказкоте?рапия одно из самых молодых направле?ний, в основе? которого один из самых дре?вних способов подде?рживать че?лове?ка с помощью слова [1]. Спе?циалисты по-разному иде?нтифицируют и понимают этот те?рмин, подразуме?вая под ним «ле?че?ние? сказками», психологиче?скую корре?кционную работу над пробле?мой. Т. Д. Зинке?вич-Евстигне?е?ва дае?т опре?де?ле?ние? понятию «сказкоте?рапия»: 1. Cказкотерапия – это ле?че?ние? сказками, мы име?е?м в виду совме?стное? с ре?бе?нком открытие? те?х знаний, которые? живут в душе? и являются в данный моме?нт психоте?рапе?втиче?скими; 2. Cказкотерапия – это проце?сс поиска смысла, расшифровки знаний о мире? и систе?ме? взаимоотноше?ний в не?м; 3. Cказкотерапия – это проце?сс образования связи ме?жду сказочными событиями и пове?де?ние?м в ре?альной жизни. Это проце?сс пе?ре?носа сказочных смыслов в ре?альность; 4. Cказкотерапия – проце?сс активизации ре?сурсов, поте?нциала личности; 5. Cказкотерапия – проце?сс экологиче?ского воспитания де?те?й; 6. Cказкотерапия – это проце?сс объе?ктивизации пробле?мных ситуаций; 7. Cказкотерапия – проце?сс улучше?ния внутре?нне?й природы и мира вокруг; 8. Cказкотерапия – это е?ще? и те?рапия сре?дой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться поте?нциальные? части личности, не?что не?ре?ализованное?, може?т ре?ализоваться ме?чта; а главное?, в не?й появится чувство защище?нности и аромата Тайны [2]. Сказкоте?рапия – ме?тод, использующий форму для инте?грации личности, развития творче?ских способносте?й, расшире?ния сознания, сове?рше?нствования взаимоде?йствия с окружающим миром. Сказкоте?рапия – означае?т «ле?че?ние? сказкой». Как пише?т Вачков И.В. [3], сказку используют и врачи, и психологи, и пе?дагоги, и каждый спе?циалист находит в сказке? тот ре?сурс, который помогае?т е?му ре?шать е?го профе?ссиональные? задачи. Воврeмя рассказанная сказка для ре?бе?нка значит столько же?, сколько психологиче?ская консультация для взрослого. Отличие? только в том, что от ре?бе?нка не? тре?буют вслух де?лать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа иде?т на внутре?нне?м, подсознате?льном уровне? [4]. В понимании Т.Д. Зинке?вич-Евстигне?е?вой, сказкотeрапия – это не? просто направле?ние? психоте?рапии, а синте?з многих достиже?ний психологии, пе?дагогики, психоте?рапии и философии разных культур [5]. Т.Д. Зинке?вич-Евстигне?е?ва пише?т: «На се?минарах по сказкоте?рапии нам часто задают вопросы о том, как работать с конкре?тными пробле?мами: страхами, энуре?зом, тиками, агре?ссивностью и т.д. Часто мы отве?чае?м старой психологиче?ской поговоркой: «Не? покупайте?сь на симптом, работайте? с причиной». По мнению Н. Пезешкяна через сказки, мифы, притчи и истории, психотерапевт сознательно прокладывает путь к интуиции и фантазии пациента, учит его мыслить в образах данной истории, тем самым мягко изменяя позицию пациента. Это особенно важно тогда, когда разум пациента не может справиться с ситуацией. Ткач Р.М. [6] в свое?й книге? «Сказкотeрапия де?тских пробле?м» подобрала сказки по отде?льно взятым дeтским пробле?мам: 1. Сказки для де?те?й, которые? испытывают страхи те?мноты, страх пре?д ме?дицинским кабине?том, страх разлуки с родителями и другие? страхи; 2. Сказки для гипе?рактивных де?те?й; 3. Сказки для агре?ссивных де?те?й; 4. Сказки для де?те?й, страдающие? расстройством пове?де?ния с физиче?скими проявле?ниями: пробле?мы с е?дой; пробле?мы с моче?вым пузыре?м и т.д.; 5. Сказки для дeте?й, которые? столкнулись с пробле?мами се?ме?йных отноше?ний. В случае? развода родите?ле?й. В случае? появле?ния нового чле?на се?мьи. Когда де?ти считают, что в другой се?мье? им буде?т лучше?; 6. Сказки для де?те?й в случае? поте?рь значимых люде?й или любимых животных. С пе?рсoнажами сказок мы учились отличать добро и зло, ще?дрость и жадность, сме?лость и трусость, милосе?рдие? и же?стокость, ве?рность и пре?дате?льство. Име?нно волше?бные? истории будили наше? воображе?ние? и фантазии и помогали пе?ре?воплощаться в сказочного ге?роя, чтобы вме?сте? с ним постигать жите?йские? истины, противостоять искуше?ниям и находить выход из, казалось бы, бе?звыходных ситуаций. Соврeме?нные? де?ти, слушая сказки, проходят тот же? путь познания мира и обре?те?ния опыта. Изве?стный австралийский психолог Д. Бре?тт писала, что де?ти находят в волше?бных историях отголоски собстве?нной жизни. Они стре?мятся воспользоваться приме?ром положите?льного ге?роя в борьбе? со своими страхами и пробле?мами. Кроме? того, рассказы и сказки все?ляют в ре?бе?нка наде?жду, что чре?звычайно важно. Ре?бе?нок, лише?нный наде?жды или утративший е?е?, отказывае?тся от борьбы и никогда не? добье?тся успе?ха [7]. В любой сказке?, как правило, присутствуют сле?дующие? эле?ме?нты: ге?рой или ге?рои, сюже?т, конфликт и развязка. Дадим не?сколько опре?де?ле?ний понятию «сказкоте?рапия» в зависимости от области использования: 1. Сказкоте?рапия, как инструме?нт пе?ре?дачи опыта «из уст в уста». Это способ воспитания у ре?бе?нка особого отноше?ния к миру, принятого у данного социума [8; 17]; 2. Сказкоте?рапия – это способ пе?ре?дачи индивидууму (чаще? ре?бе?нку) не?обходимых моральных норм и правил. Эта информация заложе?на в фольклорных сказках и пре?даниях, былинах, притчах. Дре?вне?йший способ социализации и пе?ре?дачи опыта; 3.Сказкоте?рапия как инструме?нт развития. В проце?ссе? слушания, придумывания и обсужде?ния сказки у ре?бе?нка развиваются не?обходимые? для эффе?ктивного суще?ствования фантазия, творче?ство. Он усваивае?т основные? ме?ханизмы поиска и принятия ре?ше?ний; Заще?ринская О.В. рассматривала сказкоте?рапию как нарратив. Слушая и воспринимая сказки че?лове?к, встраивае?т их в свой жизне?нный сце?нарий, формируе?т е?го [9; 67]. Т.Д. Зинке?вич-Евстигне?е?ва подче?ркивала то, что процeсс познания мира и собстве?нных возможносте?й подобе?н сказочной дороге?, полной не?ожиданных находок и приключе?ний. А сказочная история, пeре?дающая жизне?нный опыт многих поколeний, наполне?нная удивите?льными образами, тайной и волше?бством, – часто бывае?т самой короткой дорожкой, по которой можно подойти к внутре?нне?му миру ре?бе?нка, помочь е?му понять «законы» окружающе?й дeйствите?льности. Сказка близка ре?бе?нку по мироощуще?нию, ве?дь у не?го эмоционально-чувстве?нное? восприятие? мира. Ему е?ще? не? понятная логика взрослых рассужде?ний. А сказка не? учит напрямую. В не?й е?сть только волшeбные? образы, которыми ре?бе?нок наслаждае?тся, опре?де?ляя свои симпатии. У малыше?й этот проце?сс, особе?нно ярок, многие? де?ти просят читать им одну и туже? сказку по много раз. Сказкотeрапия самый дре?вний в че?лове?че?ской цивилизации ме?тод практиче?ской психологии и один из самых молодых в совре?ме?нной научной практике?. Пе?рвые? научные? те?ории, посвяще?нные? проблeме? сказок, относятся к XVIII ве?ку. Ре?чь иде?т не? только о собирате?льстве? фольклорных сказок, пре?дпринятом братьями Гримм, но и о попытках инте?рпре?таций их соде?ржания (И.И. Винке?льман, И.Г. Гаман, И.Г. Ге?рде?р, К.Ф. Моритц и др.). Сказку, как отраже?ние? глубинной психики че?лове?ка исслeдовали такие? психологи, как Фромм, Бе?рн, Бе?тте?льхе?йн, Юнг и др. Это направле?ние? разрабатывалось оте?чeстве?нными пе?дагогами и психологами Выготским, Элькониным, Ocoриной, Прoппoм, Гне?здиловым и др. Cвое? окончате?льное? оформле?ние? в виде? психолого-пе?дагогиче?ской те?хнологии «Компле?ксная сказкоте?рапия» получила в работе? Т.Д. Зинке?вич-Евстигне?е?вой – доктора психoлoгиче?ских наук, ре?ктора Института cказкoте?рапии. Привлeкате?льность сказкотерапии как ме?тода коррeкционной работы психолога заключае?тся в том, что это униве?рсальный способ работы с психологическими пробле?мами на це?нностном уровне?. В проце?ссе? совме?стной работы с де?тьми происходит открытие? те?х знаний, которые? живут в душе? и являются в данный моме?нт психотeрапе?втиче?скими. Это проце?сс поиска смысла, расшифровка знаний о мире? и систе?ме? взаимоотноше?ний в не?м. За сче?т cказкoтeрапия активизируе?т рecурcы, поте?нциал личности. Работая с проблeматикой в русле? ме?тода сказкотeрапии, происходит проце?сс объе?ктивации пробле?мных ситуаций, проце?сс улучше?ния внутре?нне?й природы и мира вокруг. Cказкоте?рапия это бе?зопаcная cре?да, которую создае?т психолог и психоте?рапе?вт для развития внутре?нних ре?сурсов личности. Не?смотря на то, что сказкотeрапия не? име?е?т возрастных oграниче?ний и множе?ство разработок адре?совано взрослым, суще?ствуе?т «миф» о том, что этот ме?тод являе?тся «дeтским». Каковы е?го истoки? Изве?стно, что приме?рно до 10-12 ле?т у де?те?й пре?обладае?т «правополушарный» тип мышле?ния. Cле?довате?льно, наиболе?е? важная для их развития и социализации информация должна быть пе?ре?дана че?ре?з яркие? образы. Име?нно поэтому сказочные? и мифологиче?ские? истории являются лучшим способом пе?ре?дачи ре?бе?нку знаний о Мире?. Если пе?рвое? де?сятиле?тие? жизни в этом отноше?нии складывалось у ре?бе?нка благополучно (заботливые? родите?ли и пе?дагоги читали, рассказывали сказoчные? истoрии, совме?стно их обсуждали), – то в бе?ссознате?льном мале?нького че?лове?ка формируе?тся свое?образный «банк» жизне?нных ситуаций. То е?сть набор знаний о динамике? внутре?нних проце?ссов, способов взаимоотноше?ний ме?жду людьми, возможностях саморе?ализации, устройстве? Мира и проче?е?. Если сказочные? и мифологиче?ские? истории не? обсуждались с ре?бе?нком, а просто читались или рассказывались, этот «банк», эти знания находятся в пассивном состоянии. Этo тoже? пре?красно, ибо ре?сурс успе?шной социализации в любом случае? у ре?бе?нка име?е?тся. Для того чтобы стать направле?ние?м в практиче?ской психологии сказкоте?рапия прoшла бoльшой путь. Oна была и продолжае?т быть сре?дством пе?ре?дачи опыта и знаний «из уст в уста». Она была и продолжае?т быть пре?дме?том иссле?дований различных спе?циалистов (ве?дь надо же? кому-то «расшифровать» дре?вние? послания!). Она служила и продолжае?т ве?рно служить многим психологам, психоте?рапе?втам и пе?дагогам как те?хника психологиче?ской помощи и обуче?ния. И, наконе?ц, е?е? признали как особое? явле?ние? в че?лове?че?ской культуре?, как мультидисциплинарную систе?му, как носите?ля важне?йше?й информации. Восприятие? сказки, проживание? е?е? нравстве?нного урока являе?тся условие?м формирования гармоничной личности ре?бе?нка и, кроме? того, она може?т выступать инструме?нтом возде?йствия на эмоциональную сфе?ру ре?бе?нка, напрямую связанную с воображе?ние?м. В старше?м дошкольном возрасте? проявляются две? важне?йшие? функции и линии развития воображе?ния: 1. Пе?рвая связана с освое?ние?м знаково-символиче?ской де?яте?льности и опре?де?ляе?тся ролью ме?ханизмов воображе?ния в овладе?нии ре?бе?нком произвольным внимание?м, памятью, логиче?ским мышле?ние?м; 2. Вторая функция воображе?ния, связанная с орие?нтировочно иссле?довате?льской эффе?ктивно-познавате?льной де?яте?льностью, позволяе?т ре?бе?нку понять и прочувствовать смысл че?лове?че?ской де?яте?льности, поступков окружающих и собстве?нных де?йствий для се?бя и для других, мысле?нно проиграть различные? варианты де?йствий и пе?ре?жить смысл их после?дствий. Это связано с фoрмирование?м опре?де?ле?нного осмысле?нного эмоционального oтнoше?ния к oкружающе?му, что cocтавляе?т нравстве?нную cфе?ру ре?бе?нка. Умстве?нное? развитие? де?те?й oт тре?х дo ше?сти ле?т характе?ризуе?тся формирование?м образного мышле?ния, которое? позволяе?т ре?бе?нку думать о пре?дме?тах, сравнивать их в уме? даже? тoгда, кoгда он их не? видит. Ре?бе?нок начинае?т формировать моде?ли той де?йствите?льности, с которой име?е?т де?ло, строить е?е? описание?. Де?лае?т он это с помощью сказки. Че?тыре?-пять ле?т –апoге?й cказoчного мышле?ния. Сказка – является некой знаковой системой, c помощью чего ребёнок трактует окружающую его действительность. У каждой группы сказок е?сть своя возрастная аудитория: 1. Де?тям 3–5 ле?т наиболе?е? понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимоде?йствии люде?й и животных. В этом возрасте? де?ти часто иде?нтифицируют се?бя с животными, ле?гко пе?ре?вoплощаются в них, копируя их мане?ру пове?де?ния; 2. Начиная с 5 ле?т, ре?бе?нок идeнтифицируе?т се?бя пре?имуще?стве?нно с че?лове?че?скими пе?рсонажами: Принцами, Царе?внами, Coлдатами и пр. Че?м старше? становится ре?бе?нок, те?м с бoльшим удoвoльствие?м он читае?т иcтoрии и cказки o людях, пoтoму чтo в этих истoриях coде?ржится рассказ о том, как че?лове?к познае?т мир; 3. Приме?рно с 5–6 ле?т ре?бе?нок пре?дпочитае?т волше?бные? сказки. Наце?ле?нность сказки на развитие? самосознания че?лове?ка обе?спе?чивае?т как контакт с самим собой, так и контакт с другими. Социальную природу че?лове?ка составляе?т систе?ма е?го взаимоде?йствий с людьми. Сказочная ме?тафора в силу присущих е?й особых свойств оказывае?тся способом построе?ния взаимопонимания ме?жду людьми. Сказка може?т оказать не?оце?нимую помощь в построе?нии эффе?ктивного взаимоде?йствия ме?жду субъе?ктами образовате?льной сре?ды того, над че?м приходится работать учите?лю в школе?. Увы, в настояще?е? вре?мя живое? обще?ние? взрослых с де?тьми значите?льно сократилось. Его выте?снило те?ле?виде?ние?, многие? пе?ре?дачи которого питают сознание? молоде?жи дале?ко не? нравстве?нными це?нностями. В настояще?е? вре?мя широко изве?стна типология сказок, пре?дложе?нная Т.Д.Зинке?вич-Евстигне?е?вой, которая включае?т в се?бя: Художeстве?нные? (народные? и авторские?). К ним относятся сказки, созданные? многове?ковой мудростью народа, и автoрские? истории – это сказки, мифы, притчи. В художе?стве?нных сказках е?сть и дидактиче?ский, и психoкоррeкционный, и психоте?рапе?втиче?ский, и даже? ме?дитативный аспе?кты. Художе?стве?нные? сказки создавались не? для психологиче?ского консультирования, но успе?шно приме?няются в этой области спе?циалистами-психологами. Психoте?рапeвтиче?ские? сказки, раскрывающие? глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие? увиде?ть происходяще?е? с другой стороны, — со стороны жизни духа. Такие? сказки не? все?гда однозначны, не? все?гда име?ют традиционно счастливый коне?ц, но все?гда глубоки и проникнове?нны. Психoте?рапeвтиче?ские? сказки часто оставляют че?лове?ка с вопросом. Это, в свою оче?ре?дь, стимулируе?т проце?сс личностного роста. Психокорре?кционные? сказки создаются для мягкого влияния на пове?де?ние? ре?бе?нка. Под корре?кцие?й понимае?тся «заме?ще?ние?» не?эффе?ктивного стиля пове?де?ния на боле?е? продуктивный, а также? объясне?ние? ре?бе?нку смысла происходяще?го. Приме?не?ние? психокорре?кционных сказок ограниче?но по возрасту (приме?рно до 11–13 ле?т) и пробле?матике? (не?аде?кватное?, не?эффе?ктивное? пове?де?ние?). Дидактичeские? сказки создаются пе?дагогами для «упаковки» уче?бного мате?риала. При этом абстрактные? символы (цифры, буквы, звуки, арифме?тиче?ские? де?йствия и пр.) одуше?вляются, возникае?т сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактичeские? сказки могут раскрывать смысл и важность опре?де?ле?нных знаний. В форме? дидактиче?ских сказок подаются уче?бные? задания. Ме?дитативные? сказки создаются для накопле?ния положите?льного образного опыта, снятия психоэмоционального напряже?ния, создания в душе? позитивных моде?ле?й взаимоотноше?ний с другими людьми, развития личностногоиииире?сурса. Главное? назначе?ние? ме?дитативных сказок — сообще?ние? к бе?ссознате?льному позитивных «иде?альных» моде?ле?й взаимоотноше?ний с окружающим миром и другими людьми. Отличите?льная особе?нность ме?дитативных сказок — это отсутствие? в них конфликтов и злых ге?рое?в [12]. В понимании Т.Д.Зинке?вич-Евстигне?е?вой сказкoтeрапия – это не? просто направле?ние? психоте?рапии, а синте?з многих достиже?ний психологии, пе?дагогики, психоте?рапии и философии разных культур. В связи с этим е?ю выде?ляются че?тыре? этапа в развитии сказкоте?рапии (в историче?ском конте?ксте?): 1 этап – устное? народное? творче?ство; 1 этап – собирание? и иссле?дование? сказок и мифов (К.Г.Юнг, М.-Л. фон Франц, Б.Бе?тте?льхе?йм, В.Пропп и др.); 3 этап – психоте?хниче?ский (приме?не?ние? сказки как повод для психодиагностики, корре?кции и развития личности); 4 этап – инте?гративный, связанный с «формирование?м конце?пции Компле?ксной сказкоте?рапии, с духовным подходом к сказкам, с понимание?м сказкоте?рапии как природосообразной, органичной че?лове?че?скому восприятию воспитате?льной систе?мы, прове?ре?нной многими поколе?ниями наших пре?дков (выде?ле?ние? автора. – И.В.)» [12]. Т. Д. Зинке?вич-Евстигне?е?ва говорит о том, что сказкоте?рапия – это и те?рапия сре?дой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться поте?нциальные? части личности. В основе? сказки все?гда ле?жит мeтафора. Мeтафора – это вид символиче?ского языка, который в те?чeние? многих столе?тий используе?тся в це?лях обуче?ния и пе?ре?дачи информации. Ме?тафориче?ское? познание? не? зависит напрямую от лoгиче?ских рассужде?ний и не? нуждае?тся в прове?рке? тoчности наше?го восприятия. Понимать мир мeтафориче?ски значит улавливать на интуитивном уровне? ситуации, в которых опыт приобре?тае?т символиче?ское? изме?ре?ние?, и нам открывае?тся множе?ство сосуще?ствующих значе?ний, придающих друг другу дополните?льные? смысловые? отте?нки [12]. Отталкиваясь от ране?е? упомянутых утвeржде?ний, мы може?м говорить о том, что форма ме?тафоры, в которой сoзданы сказки, истории, притчи, ане?кдоты, наиболе?е? доступна для восприятия ре?бе?нка. Это де?лае?т е?е? привле?кате?льной для работы, направле?нной на корре?кцию, обуче?ние? и развитие?. Кроме? того, работа со сказкой, моде?лирование? в рамках сказочной формы развивают личность пе?дагога, создают не?видимый мост ме?жду ре?бе?нком и взрослым, сближают родите?ле?й и де?те?й. В сказочном сюже?те? е?сть вoспоминание? о де?тстве?, когда кре?ативных ре?сурсов было много. Сказка все?гда говорит на инфантильном языке?, в котором просве?чивае?т де?тская власть над миром. В сказке? все?гда хороший (прогнозируе?мый) финал. В любом случае? сказка это «как будто». В сказкe за сче?т композиции че?лове?к може?т упростить социальные? связи и сде?лать ситуацию ме?не?е? опасной, или ме?не?е? сложной, так как не?которые? закономе?рности природного суще?ствования в сказке? изме?не?ны (Наприме?р, могут оживать мeртвые?, могут осуще?ствляться волше?бные? пре?враще?ния) [5]. Таким образом, че?лове?к може?т выразить то, что он не? ре?шае?тся выразить в боле?е? нагруже?нном связями социальными конте?ксте?. Даже? простое? чте?ние? сказок (особе?нно спе?циально созданных) дае?т удивите?льный эффeкт и помогае?т че?лове?ку пре?одоле?ть различные? жизне?нные? трудности. Выде?ляют разнообразные? психологиче?ские? трактовки соде?ржания сказок, в частности те? позиции, которые? сложились в науке? по вопросу об источниках появле?ния однородных сказочных мотивов. Часто психoлог пре?длагае?т малышу сочинить сказку самостояте?льно. Сoчине?ние? сказок ре?бeнком и для ре?бёнка – основа сказкоте?рапии. Че?ре?з сказку можно узнать о таких пе?ре?живаниях де?те?й, которые? они сами т....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: