VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Экспериментальное исследование формирования патриотических чувств младших школьников в процессе взаимодействия семьи и школы

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W001656
Тема: Экспериментальное исследование формирования патриотических чувств младших школьников в процессе взаимодействия семьи и школы
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
Введение	3
Глава 1. Теоретические аспекты организации педагогического взаимодействия школы и семьи в процессе патриотического воспитания младших школьников	8
1.1	Понятие и сущность педагогического взаимодействия семьи и школы	8
1.2 Понятия «патриотизм», «патриотические чувства»	15
1.3 Особенности формирования патриотических чувств младших школьников в образовательном процессе начальной школы	20
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования патриотических чувств младших школьников в процессе взаимодействия семьи и школы	31
2.1 Описание констатирующего эксперимента	31
2.2 Организация взаимодействия школы с семьей как условие формирования патриотических чувств младших школьников	43
2.3	Анализ результатов сформированности патриотических чувств у младших школьников	54
Заключение	62
Список использованных источников	64
Приложение	70


ВВЕДЕНИЕ
     
     Актуальность исследования. Происходящие в современной России системные преобразования диктуют необходимость внесения изменений в процесс патриотического воспитания подрастающего поколения. В становлении полноценного гражданского общества всё большее значение приобретает формирование патриотически направленной личности, принимающей активное участие в жизни страны, обладающей набором жизненно-значимых ценностей, готовой бескорыстно служить на благо общества. 
     Воспитание патриота и гражданина является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в Законе РФ «Об образовании» [1], в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2015 – 2020 годы» [2]. Актуальность формирования чувства патриотизма в младшем школьном возрасте нашла  свое отражение и в содержании «Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования» [3]. Продекларированные базовые национальные ценности в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования включают семью как важный социальный институт воспитания и патриотизм как основу гражданского становления личности. Кризисное состояние духовно-нравственной жизни современного российского общества усиливает необходимость патриотического воспитания во взаимодействии семьи и школы.  
     Средняя общеобразовательная школа является подсистемой общей системы образования, выполняющей государственный заказ по воспитанию подрастающего поколения, в то время как семья - первичный институт социализации, закладывающий основы всей будущей жизнедеятельности человека. Семья «охватывает» человека целиком во всех проявлениях, в стенах родного дома формируются основные качества личности, и этим во многом определяется ценность и значимость семейного воспитания. Скоординированная деятельность этих двух важных в жизни младших школьников институтов - школы и семьи - позволит включить в систему воспитания подрастающего поколения государственные, общественные и другие социальные институты, сформировать личность, отличающуюся высокой патриотичностью.
     Анализ отечественной историко-педагогической литературы показывает, что проблема воспитания и роли семьи и школы, их взаимоотношений в этом процессе постоянно привлекала внимание педагогов. Процесс взаимодействия семьи и школы непосредственно в воспитании учащихся освещался в работах Ю.К. Бабанского, И.Р. Боруховой,                        И.В. Гребенникова, С.М. Коссой, Н.И. Кураповой, Л.И. Легенького,                      Н.С. Черемных и других. Роль взаимодействия семьи и школы раскрывалась в более узких направлениях воспитания: идейно-политическое                           (Т.П. Деусова), нравственное (Л.Д. Бобылева, В.Н. Кондратюк,                             Т.К. Насиров), эстетическое (Л.В. Грекова, Н.Н. Савина), трудовое                        (Р.А. Мовлянова, А.М. Сафин), физическое (А.Я. Свиридова). Разрабатываются вопросы, связанные с педагогическим просвещением родителей (А.Л. Бадалян, К.П. Галянова, М.С. Демидов, С.Г. Крамаренко, Л.С. Ломизе, Г.К. Мамедов, А.Я. Соболев, И.А. Хоменко и др.). Исследуется подготовка учителей к работе с семьей (Р.М. Капралова, О.Н. Урбанская, А.Т. Фанатова). 
     К настоящему времени изучен широкий круг вопросов, связанных воспитанием патриотических чувств у школьников. В педагогической науке раскрыто содержание, принципы и методы воспитания патриотических чувств (В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев,  Н.Г. Базилевич, И.П. Егоров, В.И. Куфаев и т.д.); проведены исследования сущности воспитания патриотических чувств, пути и средства патриотических убеждений в учебно-воспитательном и внеклассном процессе (А.З. Лещинская,                    Ш.И. Ганелин, Г.Н. Каиров, Г.И. Щукина и т.д.); выявлена взаимосвязь патриотизма с русской национальной культурой (К.Д. Ушинский,                       Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов, В.Я. Стоюнин, В.Н. Сороко-Росинский,                Д.Д. Семенов). 
     Анализ научно-педагогических исследований и научно-методических трудов показал, что проблемы патриотического воспитания школьников среднего и старшего возраста широко обсуждаются в педагогической науке, о чем свидетельствуют работы авторов (Е.П. Белозерцев, Н.И. Валеев,                     С.И. Гессен, О.С. Ипполитова, Е.В. Лисицкая, В.И. Лутовинов, Н.И. Новиков, Д.Д. Семёнов и др.). Вопросы патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в меньшей степени освещены в трудах Г.Х. Валеевой, Н.А. Ивашкиной, Т.М. Масловой и др. 
     Между тем, проведенный нами анализ научных трудов и воспитательной практики, показал, что остаются недостаточно изученными педагогические основы взаимодействия двух важнейших социальных институтов воспитания - школы и семьи - как средства формирования патриотических чувств младших школьников, не выявлены формы и методы этого взаимодействия. Таким образом, в результате анализа научной литературы и практики мы выявили ряд противоречий, наиболее значительными из которых являются противоречия между:
     - потребностью современного российского социума в патриотически направленной, ответственной личности и недостаточной теоретической разработкой вопросов воспитания этих качеств у младших школьников в рамках образовательных учреждений различного типа и в условиях семьи;
     - потенциальными возможностями взаимодействия школы и семьи в формировании у младших школьников патриотических чувств и недостаточным уровнем рационального использования этих возможностей.
     Необходимость решения вышеназванных противоречий побудила нас избрать тему исследования, проблема которого состоит в поиске эффективных технологий формирования патриотических чувств младших школьников. Проблема определила выбор темы исследования: «Взаимодействие школы и семьи по формированию патриотических чувств младших школьников». 
     Целью исследования является выявление и практическое применение условий и методов взаимодействия школы и семьи в формировании патриотических чувств младших школьников.
     Объект исследования - образовательный процесс в начальной школе.
     Предмет исследования - процесс взаимодействия школы и семьи в формировании патриотических чувств младших школьников.
     Гипотеза исследования состоит в том, что процесс взаимодействия семьи и школы по формированию патриотических чувств будет эффективным, если:
     - определить комплекс оптимальных средств и форм взаимодействия семьи и школы по повышению педагогических знаний родителей;
     - если будет разработана специальная программа совместных мероприятий для школьников и их родителей с использованием ИКТ, направленная на формирование патриотических чувств детей младшего школьного возраста.
     Экспериментальная проверка гипотезы потребовала решения следующих задач  исследования: 
     1. Рассмотреть и раскрыть сущность понятия «педагогическое взаимодействие».
     2. Раскрыть сущностно - содержательную характеристику ключевых понятий исследования «патриотизм», «патриотические чувства». 
     3. Изучить возрастные особенности патриотического воспитания детей младшего школьного возраста. 
     4. Разработать план и параметры экспериментальной работы по формированию патриотических чувств у младших школьников на основе  взаимодействия семьи и школы. 
     5. В опытно-экспериментальной работе выявить эффективность программы формирования патриотических чувств у младших школьников на основе выстроенного взаимодействия семьи и школы. 
     Методологической и теоретической основой исследования являются  взгляды педагогов по проблемам воспитания личности (П.П. Блонский,                   А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский,  С.Т. Шацкий и др.); положения о взаимодействии школы и семьи, способствующие эффективному сотрудничеству по воспитанию патриотизма у младших школьников              (М.И. Рожков, Л.В. Байбородова,  Н.Ю. Ерофеева, С.С. Керкис, Н.В. Кузьмина, Э.А. Мальцева, М.Н. Недвецкая, Т.И. Шамова и др.).
     Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования: 
     - теоретические методы: анализ научно-исследовательских работ, обобщение, сравнение и сопоставление, абстрагирование и конкретизация, моделирование; 
     - эмпирические методы: изучение и обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент; 
     - методы статистического анализа результатов эксперимента.
     Методики исследования: анкеты; «Методика незаконченных предложений» Сакса-Леви; Методика «Решение ситуаций».
     База исследования: МБОУ СОШ № 17 с. Хушенга Хилокского района, Забайкальского края. Исследование проводилось в 3 «А» классе. 
     Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что материалы данной выпускной квалификационной работы могут использоваться в воспитательной работе общеобразовательных учреждений, в методических пособиях для учителей и классных руководителей, для подготовки студентов к прохождению практики в школах, педагогами дополнительного образования, а также для разработки спецкурсов и проведения семинарских занятий.
     Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. 

     ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

     1.1 Понятие и сущность педагогического взаимодействия семьи и школы

     Взаимодействие является универсальной формой развития, обоюдного изменения явлений, как в природе, так и в обществе, приводящего каждое звено в новое качественное состояние. Взаимодействие отображает широкий круг процессов окружающей действительности, посредством которых реализуются причинно-следственные связи, происходит «обмен» между взаимодействующими сторонами, их взаимное изменение [24].
     Проанализируем становление понятия «педагогическое взаимодействие». Педагогическое взаимодействие как самостоятельное понятие входит в научный оборот уже с конца 1960-х гг., хотя часто заменяется уточняющими синонимами: взаимосвязь, сочетание и т.д. Поначалу подходы к взаимодействию разрабатываются преимущественно в области теории обучения (работы С.П. Баранова, М.А. Данилова,                      И.Я. Лернера, В. Оконя, М.Н. Скаткина и др.) и характеризуют взаимосвязь абстрактных, научно-теоретических понятий. 
     Но уже в 70-х гг. прошлого века акцент в понимании педагогического взаимодействия начинает смещаться из области теоретических построений в практику, точнее, в сферу воспитательной работы. В тот период появляются сборники педагогических научно-практических трудов, в названиях которых присутствует слово «взаимодействие»: «Взаимодействие коллектива и личности в практике коммунистического строительства», «Взаимодействие школы, пионерской, комсомольской организаций, внешкольных учреждений в коммунистическом воспитании учащихся», «Социально-педагогические проблемы взаимодействия школы и базового предприятия» и т. п. Другими словами, педагогическое взаимодействие рассматривается здесь как механизм достижения цели коммунистического воспитания, направленный на объединение усилий как школы и внутришкольных подразделений, так и ближайшего микросоциума [25, с.74].
     В тот период в педагогических публикациях начинает развиваться направление, связанное с «воспитательными взаимодействиями», «воспитательными системами школы» (В.А. Караковский, Х.Й. Лийметс, Л.И. Новикова, В.Д. Семенов, А.Н. Тубельский, Н.Е. Щуркова и др.). А чуть позже, в 80-х гг., поле взаимодействия школы и окружающей среды значительно расширяется: в некоторых регионах страны создаются социально-педагогические комплексы. Уже само название «социально-педагогический комплекс» ориентировано на педагогическое взаимодействие, возможности которого выходят за рамки школы. Наиболее значительных успехов в этой области добились московская (А.Т. Куракин, Л.И. Новикова) и уральская (Ю.С. Бродский, В.Д. Семенов) школы. Далее появились новые формы социокультурного взаимодействия: СПК (социально-педагогический комплекс), МЖК (молодежно-жилищный комплекс), КСК (культурно-спортивный комплекс) и др.
     Однако в конце 80-х гг. социальная ситуация в стране претерпевает кардинальные изменения: прежние ориентиры утрачивают свою актуальность; становится невозможным использовать старые экономические механизмы при неразработанности новых и т. д.; в общественной жизни начинают доминировать тенденции к гласности, открытости, демократизации. Именно стремление к «срыванию всех и всяческих масок» дало возможность представить факты, которые ранее никогда не публиковались на страницах центральной печати. По данным социологических опросов по поводу отечественной системы образования (определяемой как одна из благополучных социальных сфер того времени), 37% учителей и 33% учащихся определяли характер взаимоотношений между педагогами и воспитанниками как конфликтный; 30% учеников и 15% родителей жаловались на грубость по отношению к детям со стороны педагогов; 73% педагогов признавали, что школьное образование находится в глубоком кризисе и нуждается в кардинальных изменениях [42, с. 27].
     В конце 1980-х - начале 1990-х гг. необходимость преодоления разрыва между теоретическими изысканиями и реальной практикой образования, т. е. в области педагогических взаимодействий, ощущается уже не только «снизу», но и «сверху».
     В учебнике «Педагогика» (1988) под редакцией Ю.К. Бабанского взаимодействие было введено автором в качестве термина педагогической науки и трактовалось как «взаимная активность, сотрудничество педагогов и воспитуемых в процессе их общения в школе, наиболее полно отражается термином педагогическое взаимодействие» [8, с. 29]. Эта фраза стала своего рода отправным пунктом научного и практического освоения педагогического взаимодействия как явления.
     В этом определении прослеживается подчеркнуто взаимная активность в общении педагогов и воспитанников, которая начала постепенно вытеснять прежнюю трактовку отношений педагога и воспитанника, сводимую к педагогическому воздействию («влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитуемого, на организацию его деятельности и общения в интересах формирования знаний, умений, навыков, определенных качеств личности» [27, с. 26].
     Однако более важен тот факт, что с выходом этого учебного пособия педагогическое взаимодействие получило вполне определенный статус - статус научного термина.
     В последующий период педагогическое взаимодействие прочно входит в содержание большинства учебных пособий по педагогике. Вообще последнее десятилетие ХХ в. можно образно охарактеризовать как своеобразный «золотой век» в развитии и становлении педагогического взаимодействия как базисной категории соответствующей отрасли знаний.
     Прежде всего, в тот период взаимодействие становится базовым, раскрывающим понятием многих основных дефиниций педагогики: воспитание, объект, предмет воспитания, обучение, например: обучение - процесс целенаправленного руководства деятельностью учащихся на основе взаимодействия (сотрудничества) учителя и учащегося» [19, с. 91]. 
     А.В. Мудрик во «Введении в социальную педагогику» (1997) посвящает взаимодействию отдельную главу. В наиболее общем виде, по его мнению, «взаимодействие можно рассматривать как организацию совместных действий индивидов, групп, организаций, позволяющую им реализовать какую-либо общую для них работу» [34, с. 269]. Основу взаимодействия в социальной педагогике, согласно педагогическому подходу А. В. Мудрика, составляет личностный подход, который, являясь базовой ценностной ориентацией педагога, определяет «стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений» [34, с. 310]. 
     И.Б. Котова и Е.Н. Шиянов в книге «Педагогика: педагогические теории, системы, технологии» (1998) трактуют сущность педагогического взаимодействия как «прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь» [46, с. 65]. К стратегиям педагогического взаимодействия они относят кооперацию, конкуренцию, воплощающуюся в формах деструктивных и конструктивных конфликтов. Авторы выходят на значимые для педагогического взаимодействия направления: личностно-развивающее и личностно-тормозящее. 
     Достаточно подробно характеристика взаимодействия раскрывается в учебном пособии М.И. Рожкова и Л.В. Байбородовой «Организация воспитательного процесса в школе» (2000). По мнению авторов, «взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе одновременно происходит в разных системах: между школьниками (между сверстниками, старшими и младшими), между педагогами и учащимися, между учителями» [43, с. 38-41].
     В пособии кратко охарактеризовано соотношение взаимодействия со сходными понятиями: «взаимопонимание», «взаимоотношение», «взаимовлияние» и т. д. Кроме того, авторы исследуют типы взаимодействий по наличию или отсутствию цели деятельности (целенаправленное взаимодействие или стихийное), по степени управляемости (управляемое, полууправляемое и неуправляемое); по типу взаимосвязи (руководство или «на равных»); по содержанию деятельности (учебное, трудовое, эстетическое и т. д.) [43, с. 41-42]. Однако думается, что последнее основание, предложенное авторами учебника, раскрывает направления (области) педагогической деятельности, а не типы взаимодействия.
     Сотрудничество педагогов и семьи направлено на решение следующих общих задач воспитания детей [43]:
     1. обеспечение качественного образования;
     2. развитие профессиональных интересов и подготовка детей к сознательному выбору профессии;
     3. формирование нравственности и культуры поведения у учащихся;
     4. подготовка школьников к семейной жизни;
     5. формирование потребности в здоровом образе жизни.
     Для достижения указанной цели и общих задач воспитания необходимо решить комплекс частных педагогических задач.
     В работе с детьми:
     - воспитание уважительного, заботливого отношения к родителям;
     - формирование ответственности за свои поступки перед семьей; 
     -воспитание чувства гордости за семью, стремление поддерживать и развивать лучшие семейные традиции.
     В работе с родителями:
     - формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы и класса;
     - формирование субъектной позиции родителей в работе школы и класса, при проведении различных форм работы с семьей и детьми;
     - формирование психолого-педагогической культуры родителей;
     - развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми.
     В работе с педагогами:
     - формирование понимания значимости сотрудничества с семьей, роли педагогов в формировании гуманных взаимоуважительных отношений между родителями и детьми;
     - формирование у педагогов потребности и умения решать проблемы каждого ребенка на основе совместного заинтересованного диалога с родителями;
     -освоение педагогами способов изучения семьи, диалоговых и сотруднических форм взаимодействия с родителями, форм организации совместной деятельности родителей и детей.
     Главной идеей развития взаимодействия является признание и обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса. Реализация этой идеи означает, что каждому родителю, педагогу, ребенку предоставлены право и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять активность.
     Следующей идеей развития взаимодействия педагогов и семьи является организация совместного творчества учителей, учащихся и их родителей, что предполагает:
     - формирование положительной установки у взаимодействующих сторон на совместную работу; 
     - осуществление совместного целеполагания, планирования, организации и подведения итогов деятельности;
     - определение творческих задач и совместный поиск путей их решения;
     - использование методики организации коллективной творческой деятельности.
     Практика показывает, что современный воспитатель может успешно воздействовать на родителей, оказывать целенаправленное влияние на семейное воспитание при условии: 
     - если он хорошо знает не только учащихся своего класса, но и их родителей, внутрисемейные отношения, семейные традиции, обычаи, жизненный уклад, нравственные установки и общественная направленность семейного коллектива;
     - если он знаком с домашними условиями, с бытом ученика, а также с методами, приемами семейного воспитания;
     - если между воспитателем и родителями установились доверительные отношения, если между ними существует полное взаимопонимание;
     - если педагог постоянно углубляет, расширяет свои знания по теории и методике семейного воспитания, передает эти знания родителям, заботится о повышении их педагогической культуры. 
     Как отмечает Н.А. Жокина, педагог опирается на положительный опыт семейного воспитания, всемерно его распространяет, использует в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первым и решающим условием положительного взаимодействия являются доверительные отношения между педагогами и родителями. Необходимо, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, уверенность в своих силах. Доверие - главная цель в педагогическом общении с родителями. Прежде всего, педагог должен «транслировать» родителям положительный образ ребенка. Педагог видит ребенка в разнообразных ситуациях учебной и другой деятельности, в среде сверстников и может предоставить родителям эту информацию [9, с.84-85].
     Таким образом, взаимодействие педагогов и родителей - это:
     1. Повышение психолого-педагогических знаний: университет педагогических знаний, лекции, семинары, практикумы, конференции, открытые уроки и классные мероприятия, индивидуальные тематические консультации.
     2. Вовлечение родителей и общественности в учебно-воспитательный процесс: Родительские собрания, организация кружков, секций, клубов, совместные творческие дела, родительский патруль.
     3. Вовлечение родителей и общественности в управление школой: совет школы, комитет общественного контроля, классные советы, классные родительские комитеты.
     
     1.2 Понятия «патриотизм», «патриотические чувства»
     
     Понятия «патриотизм» «в силу своей значимости привлекало к себе внимание ученых из различных областей знания: философии, психологии, педагогики, истории и т.д. Известно, что в разные исторические эпохи сущность этого понятия «патриотизм» определялась неодинаково: менялись приоритеты и аспекты его осмысления. Но, несмотря на давность своего происхождения, это понятие до сих пор не имеет четкого сущностного универсального определения [36].
     Так, А.А. Козлов считает, что патриотизм «... представляет собой интегративную, системообразующую характеристику личности (социальной общности, общества в целом), имеющую генетические корни, отражающую исторически объективно сложившуюся связь «человек (общество) - среда обитания и развития» и подразумевающую нравственно-эмоциональную связь названных субъектов с комплексом географических, этических, исторических, культурных, идеологических, эстетических, религиозных и иных представлений» [16, с.9].
     Патриотизм – это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества [29, с. 56].
     В.А. Сластенин рассматривает патриотизм как качество личности, которое проявляется «в любви к своему Отечеству, преданности, готовности служить своей Родине. Проявлением высокого уровня культуры межнационального общения выступает чувство интернационализма, предполагающее равенство и сотрудничество всех народов. Оно противопоставлено национализму и шовинизму. В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам; в интернационализме - уважение и солидарность с другими народами и странами» [45, с. 307]. 
     Аналогично с приведенным определением звучат и слова                          И.Ф. Харламова: «патриотизм» – это «такое нравственное качество человека, которое выражается в его любви к родине, преданности ее идеалам, осознании ее величия и славы и переживания своей духовной связи с ней, в потребности к стремлению в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и независимость» [49, с. 352]. 
     Созвучно с первым приведенным определением Л.П. Крившенко говорит, что патриотизм есть «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины» [37, с. 112]. Но вместе с тем автор далее подчеркивает личностную позицию, степень активности человека, понимание им собственной роли в жизни родного государства. В частности, Л. П. Крившенко утверждает, что быть патриотом – значит «не только хранить «любовь к отеческим гробам», знать и оберегать свою культуру, язык» [37, с. 112]. 
     Понятие патриотизма в современных исследованиях определяется как основа национального самосознания народа, выражающаяся в чувствах идентичности с прошлым, настоящим и будущим своей Родины, ее традициями, стереотипами, ценностями; как комплекс чувств преданности, верности, гордости, любви и т.д. Понятие патриотизма связывается с механизмами регуляции общественных отношений, консолидации общества и преодоления этнической, национальной, религиозной, корпоративной замкнутости [30, с.30-31].
     Федеральный государственный стандарт второго поколения определяет патриотизм как чувство и сформировавшуюся позицию верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т.е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос, включает активную позицию, готовность к служению Отечеству [4].
     Итак, проанализировав исследования, можно констатировать, что патриотизм - это ценностная установка сознания и особое поведение субъектов в обществе (особые отношения), в которых страна, ее существование и проблемы переводятся из сферы фактического и реального в сферу ценностно-сакрального измерения. Современная трактовка патриотизма должна исходить из его традиционного понимания как духовно-нравственного отношения к окружающему миру: природе, человеческому обществу, его культурным ценностям. 
     Далее обратимся непосредственно к понятию «патриотические чувства».
     Часть ученых рассматривает патриотические чувства как нравственные или политические принципы (М.И. Бабинов, В.И. Курков и др.), другие как высшее морально-политическое чувство (Н.И. Матюшкин, М.В. Митин,             А. Чопоров и др.). Однако в современных условиях проблема определения сущности патриотических чувств требует, на наш взгляд, нового осмысления.
     В психолого-педагогической литературе понятие «патриотические чувства» также трактуется по-разному. Так, в Педагогическом словаре оно определяется как «любовь к Родине, к своему народу» [38, с. 86].
     В психологическом словаре патриотическое чувство определяется как «высшее морально-политическое чувство, выражающее любовь к своей Родине, к своему народу» [41, с. 158].
     В педагогических исследованиях советского периода нет однозначного определения данного понятия. Некоторые ученые рассматривают патриотическое чувство как нравственное чувство (В.В. Белорусова,                       Т.А. Ильина, И.Т. Огородников, Д.Н. Щербаков и др.), другие (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, В.П. Есипов, Ф.Ф. Королев, И.П. Тукаев и др.) определяют его как моральный принцип, третья группа исследователей относит такие чувства к нравственным качествам (И.С. Марьенко,                            Н.П. Егоров, А.Д. Солдатенков, А.В. Янковская и др.) [5].
     Н.Е. Щуркова, раскрывая специфику нравственного воспитания, подчеркивает, что патриотическое чувство как сложнейшее нравственное чувство формируется у людей, достаточно развитых, и проявляется в постоянной работе ради улучшения и процветания Родины [51, с. 17].
     В этом же русле излагается материал в учебном пособии по педагогике под ред. С.Е. Матушкина, где отмечается, что важнейшими составными частями нравственного воспитания являются патриотические чувства и интернационализм, которые авторы определяют как черты мировоззрения. Работа по патриотическому воспитанию включает привитие любви к Родине, чувства дружбы народов, непримиримость ко всяким проявлениям национализма и шовинизма, претворение на практике принципов патриотизма и интернационализма [33, с. 80].
     Т.А. Ильина также определяет патриотические чувства как нравственные качества, которые являются наивысшим проявлением идейности и политической сознательности человека и одновременно как общественный и нравственный принцип отношения людей к своей стране. По мнению автора, патриотические чувства включают любовь к стране, гордость людей своим государством, его политическим и экономическим строем, достижениями многонациональной культуры и может проявляться во всех без исключения областях и сферах деятельности человека (трудовой, общественно-политической и др.) [5, с. 131].
     В педагогике, в частности Н.Ф. Харламов, выделяет следующие критерии и показатели сформированности патриотических чувств: эмоционально-чувственный (выражение сопереживания родному дому, культурному наследию, природе малой Родины); когнитивный (наличие представления о родном доме, культурном наследии, природе малой Родины, проявление любознательности); мотивационный (желание и стремление к познавательной и другим видам деятельности); практический (умение заботиться о ближнем, оказывать помощь окружающим). Самым важным показателем, несомненно, является потребность самого ребенка активно участвовать во всех делах на благо окружающих людей, на благо родной природы, наличие у него гордости за свой народ и свою Родину, осознание себя частью своего народа [49]. 
     Содержательная характеристика понятия «патриотические чувства» показывает, что элементов, составляющих его, может быть значительное количество, причем сочетания этих элементов также различны. В связи с этим определение понятия «патриотические чувства» в современных условиях должно, на наш взгляд, опираться на исторические, общефилософские, психолого-педагогические положения, отражающие специфику данного понятия, учитывать процессы демократизации и деполитизации педагогической науки и системы образования, усиления личностного аспекта в воспитательной работе с подрастающим поколением.
     Вышеуказанные определения и высказывания педагогов позволяют сделать вывод о значимости проблемы формирования чувства патриотизма подрастающего поколения, где базой для этого процесса, являются глубинные чувства любви и привязанности личности к культуре своего народа, земле, воспринимаемой в качестве родной, естественной и привычной среды обитания. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова. 
     Таким образом, исходя из приведенных трактовок понятия, мы рассматриваем патриотизм как качество личности, проявляющееся в любви к Родине, Отечеству, преданность им; в умении защищать интересы и духовно-нравственные ценности общества, в изучении истории, культуры своего родного края и Родины. Под патриотическими чувствами будем понимать эмоционально окрашенное отношение к своему Отечеству, имеющее практическую направленность и выступающее в качестве внутреннего побудителя активности человека, относящееся к высшим духовным ценностям.
     
     1.3 Особенности формирования патриотических чувств младших школьников в образовательном процессе начальной школы

     На каждом возрастном этапе патриотическое воспитание имеет свои особенности. Анализ проблем, связанных с патриотическим воспитанием, позволяет утверждать, что реализация патриотического воспитания в начальной школе должна осуществляться с учетом особенностей младших школьников. 
     В исследованиях отечественных ученых отмечается, что данному возрасту соответствует психологические особенности, которые необходимо учитывать при осуществлении патриотического воспитания: 
     - данный возрастной период характеризуется интенсивным накоплением знаний, их выборочным усвоением, доверчивым подчинением авторитету учителя, повышенной восприимчивостью, внимательностью  (Н.С. Лейтес) [31, с.57- 59]; 
     - учащиеся начальных классов осознают свое поведение, сравнивают себя с другими [10];
     - в данном возрасте совершенствуется нервная система, быстро развивается психика ребенка[10];
     - восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью» [10]; 
     - внимание непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему;
     - младший школьный возраст начало общественного бытия человека как субъекта деятельности, которая является фактором становления новообразований личности (Л.И. Божович) [10];
     - данный возраст является наиболее сензитивным периодом для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. 
     Актуальность формирования чувства патриотизма в младшем школьном возрасте нашла свое отражение и в содержании «Федерального   государственного образовательного стандарта начального общего образования». В нем указывается, что портрет выпускника начальной школы включает в себя такие личностные характеристики, как любовь к своему народу, краю и Родине; уважение и принятие ценности семьи и общества; любознательность, активность и заинтересованность в познании мира и т. д. Освоение учащимися основной образовательной программы начального общего образования должно, в частности, иметь и личностные результаты, отражающие уровень сформированности осн.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%