VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Психолого-педагогические подходы при формировании познавательных универсальных учебных действий у младших школьников посредством проектной деятельности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001441
Тема: Психолого-педагогические подходы при формировании познавательных универсальных учебных действий у младших школьников посредством проектной деятельности
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………..………….…
3
Глава 1. Психолого-педагогические подходы при формировании познавательных универсальных учебных действий у младших школьников посредством проектной деятельности………………….…..


8

1.1
Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в психолого-педагогической литературе…

8

1.2
Особенности проектной деятельности младших школьников в методической  и учебной литературе………..…...…..……..…..…...

11

1.3
Технологические подходы реализации проектной деятельности на уроках «Окружающий мир» как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников………………………………………………………………



18
Глава 2. Опытно – экспериментальное исследование формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников посредством проектной деятельности………………..........


22
2.1.
Методика опытно – экспериментального исследования и выявления уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников……………………………………...


22
2.2.
Проектирование и апробация проекта на уроках «Окружающий мир» по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников……………………………………..


30
2.3.
Анализ и обобщение результатов исследования………………….....
36
Заключение ……….……………………………………………………………
45
Список литературы…………………………………………………………...
47
Приложение …………………………………………………………………....
49




Введение

     Актуальность исследования заключается в том, что на современном этапе развития общества требуются личности с нестандартным мышлением, с умением самостоятельно находить решение поставленным целям, умением применять современные технологические средства. Поэтому задачей Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения является подготовка личности, готовой к такому самостоятельному развитию. Именно проектная деятельность способствует решению поставленной задачи, которая реализуется через активизацию познавательной деятельности. Важными компонентами формирования активной личности через проектную деятельность является развитие  таких качеств, как: креативность, умение работать в коллективе, анализировать результаты деятельности, осуществлять проектирование.
     Проблема проектного обучения рассмотрена  в работах выдающихся отечественных ученых (П.Ф. Каптерев, П.П. Блонский и др.). На современном этапе с иной теоретической базой возвращаются к проблематике проектного метода обучения П.Р. Атутов, М.В. Ретивых, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев и др. 
     Познавательные универсальные учебные действия младших школьников наиболее эффективно реализуются в процессе изучения курса «Окружающий мир», направленного на самостоятельный процесс познания окружающей природы, являющийся инструментом организации активной работы мысли, памяти и восприятия младшего школьника. Однако в методической литературе недостаточно представлены приёмы использования проектной деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе, что является проблемой исследования.
     Объектом исследования является процесс формирования познавательных УУД у младших школьников на уроках «Окружающий мир».
     Предметом исследования является проектная деятельность на уроках «Окружающий мир», направленная на формирование познавательных УУД у младших школьников.
	Цель исследования – формирование познавательных УУД у младших школьников посредством проектной деятельности на уроках «Окружающий мир».
     Задачи исследования:
     - проанализировать педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования познавательных УУД в начальной школе;
     - изучить особенности проектной деятельности на уроках «Окружающий мир» по формированию познавательных УУД у младших школьников;
     - выявить уровень сформированности познавательных УУД у младших школьников;
     - апробировать проект «Будь природе другом» на уроках «Окружающий мир», направленный на формирование познавательных УУД  у младших школьников;
     - обобщить результаты исследования.
     Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что формирование познавательных УУД у младших школьников будет эффективным при следующих условиях:
     - выявление специфики формирования познавательных УУД у младших школьников;
     - выявление эффективных форм и методов проектной деятельности на уроках «Окружающий мир»;
     - проектирование и апробация проекта на уроках «Окружающий мир», направленных на формирование познавательных УУД у младших школьников.
     Методологической основой исследования являются: исследования о человеке как субъекте отношений, его творческой активности; учение об особенностях становления и развития личности; комплексный подход к анализу рассматриваемых фактов, положений и процессов; методологический принцип объективности, принцип альтернативности научного поиска и положения о целостности воспитательно-педагогического процесса. 
     Теоретической основой исследования являются следующие философские и психолого-педагогические работы: 
     - теория педагогических технологий (В.П.Беспалько, Дж. Керолл, Г.К. Селевко,  Б. Блум,  В.А. Трайнев др.); 
     - теория развивающего обучения (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев и др.); 
     - теории личностно-ориентированного образования и организации творческой деятельности учащихся (А.Н. Леонтьев, Т.А. Михайловская, А.В. Петровский, Л. М. Фридман); 
     - концепции моделирования и конструирования педагогического процесса (Ю.К. Бабанский,  М.Л. Поташник,  П.И. Пидкасистый и др.); 
     - классификации методов  обучения (Ю.К. Бабанский, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, Е.И. Перовский).
      В процессе исследования использовались следующие методы:  изучение и анализ психолого-педагогической, научной и методологической литературы, нормативно программной и учебно-планирующей документации, методические и учебные пособия; моделирование, проектирование, системный анализ, синтез; экспериментальное и практическое внедрение организационно-методического обеспечения (наблюдение за ходом учебного процесса, беседы с  учениками и учителями школ города Тольятти, метод экспертных оценок); наблюдение и постановка педагогического эксперимента; статистическая обработка полученных результатов.
     Исследование проводилось в четыре этапа. Основные этапы исследования: 
     На первом этапе (август-октябрь 2015г.) – теоретическом – осуществлялись изучение и анализ психолого-педагогической, учебно-методической литературы, выбор основного подхода к разработке элементов содержания  и формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников через проектную деятельность,  были сформулированы рабочая гипотеза, цель и задачи исследования.
     На втором этапе (ноябрь-декабрь 2015г.) – теоретико-проектировочном – проводился поисковый эксперимент: рассматривалось состояние проблемы в теории и практике общеобразовательных школ города Тольятти, изучались основные показатели и критерии формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников через проектную деятельность, разрабатывались основные положения экспериментальной методики, разрабатывался комплекс занятий. 
     На третьем этапе (январь-февраль 2016г.) – опытно-формирующем – проведен формирующий эксперимент с целью проверки разработанной методики, направленной на формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников через проектную деятельность. Проведена экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы и эффективности разработанного проекта младшими школьниками для формирования познавательных универсальных учебных действий.
     На четвертом этапе (март 2016г.) – уточнены материалы исследования, обобщены его результаты, сделаны выводы, велось литературное оформление бакалаврской работы. 
     Базой опытно-экспериментального исследования явилось МБУ СОШ № 32,  классы 1«Б» и 1«В» в количестве 52 учащихся.
     Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный  проект на уроках «Окружающий мир», направленный на формирование познавательных УУД у младших школьников, может быть использован учителями начальной школы в процессе обучения.
     Структура выпускной квалификационной работы  состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы, состоящего из 50 источников, 18 приложений, 12 таблиц, 12 рисунков.



















1. Психолого-педагогические подходы при формировании познавательных универсальных учебных действий у младших школьников посредством проектной деятельности

1.1. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в психолого-педагогической литературе

     На современном этапе обучения одним из приёмов активизации процесса обучения младших школьников является проектная деятельность. В основе содержания стандарта начального общего образования второго поколения лежат познавательные  универсальные учебные действия.
    Опираясь на Федеральный государственный стандарт начального общего образования универсальные учебные действия (далее ФГОС НОО, УУД)— это умение учиться, способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. [1] 
    В ФГОС НОО определено, что УУД это: «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик». [2] 
    В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
    1) личностный;
    2) регулятивный (включающий также действия  саморегуляции);
    3) познавательный;
    4) коммуникативный.
    Познавательность — познать, способствующий познанию, расширению знаний. [3] 
    Познавательные универсальные учебные действия  обеспечивают способность к познанию окружающего мира: 
    - готовность осуществлять  направленный поиск, обработку и использование информации; 
    - включают общеучебные и логические навыки, постановку и решение проблемы.
    Одним из основных компонентов познавательных универсальных учебных действий является выработка умения ставить проблему и разрабатывать алгоритм её решения: 
         - формулирование проблемы;
     - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. [2]
    Критериями оценки сформированности познавательных УУД у учащихся, соответственно, выступают:
     - соответствие возрастно-психологическим  нормативным требованиям;
     - соответствие свойств  универсальных действий заранее заданным требованиям.
	Познавательные универсальные учебные действия включают в себя: общеучебные, логические универсальные действия, действия постановки и решения проблем.
	 Общеучебные УУД включают:
     - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 
     - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; 
     - знаково-символическое моделирование; 
     - умение структурировать знания;
     - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи; 
     - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
      - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
     - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; 
     - извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;
     - свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; 
     - понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; 
     - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические универсальные действия:
     - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
     - синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
     - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
     - подведение под понятие, выведение следствий;
     - установление причинно-следственных связей;
     - построение логической цепи рассуждений;
     - доказательство;
     - выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы заключаются в следующем:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характер.
	 Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий. В начальной школе основой развития познавательных учебных действий является математика. В первую очередь содержание учебного материала направлено на развитие логических и алгоритмических действий.
	В соответствии Стандарту НОО в сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач. [4] 
     Таким образом, учащиеся приобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовывать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот); кодировать и декодировать информацию (состояние погоды, чтение карты, дорожные знаки и др.). Эффективное стимулирование познавательной деятельности учащихся в значительной мере обеспечивается за счет расширения сферы использования поискового, частично-поискового, проблемного методов изучения нового учебного материала.

1.2. Особенности проектной деятельности младших школьников в методической  и учебной литературе

     В основе современного этапа начального общего образования лежит проектная деятельность. Анализ проектной деятельности в начальной школе от 1 до 4 класса показал смену тематики  и сложности выполнения проектов.
     Проект (от лат. projectus — брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) — замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации. [5] 
     Однако, с точки зрения А.Б. Воронцова, это либо простое присваивание названия «проект» всему, что только ни делается: самостоятельно решили несколько задач из учебника – «проект» и т. д., либо механический перенос метода проектов в начальную школу из основной или старшей школы. Для полноценной организации проектной деятельности на начальной ступени образования необходимо учитывать возрастные возможности младших школьников. В начальной школе прообразом проектной деятельности могут стать проектные задачи.
     Под проектной задачей А.Б. Воронцов понимает задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер. Решение проектных задач даёт возможность младшим школьникам освоить основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве. [6]
     Американский профессор Коллингс Э.У. предложил первую в мире классификацию учебных проектов:
     Проекты игр — различные игры, народные танцы, драматические постановки и т.п. Цель — участие детей в групповой деятельности.
     Экскурсионные проекты — целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.
     Повествовательные проекты, цель которых — получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме — устной, письменной, вокальной (песня), музыкальной (игра на рояле).
     Конструктивные проекты — создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, строительство сцены для школьного театра и т.п.
     На данный момент существует современная классификация проектов (автор Е.С. Полат).
     Проект может быть групповым, парным  и  персональным (по количеству участников). Каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства.
     Система классификаций учебных проектов сделана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:
- практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики страны);
- исследовательский проект — исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;
- информационный проект — сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью её презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);
- творческий проект — максимально свободный авторский подход к решению проблемы. Продукт — альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т.п.
- ролевой проект — литературные, исторические и т.п. деловые ролевые игры, результат которых остаётся открытым до самого конца.
     По комплексности проекты могут быть монопроектами и межпредметными.
     Монопроекты реализуются в рамках одного учебного предмета или одной области знания.
     Межпредметные — выполняются во внеурочное время под руководством специалистов из разных областей знания. [20]
     По характеру контактов проекты бывают — внутриклассными, внутришкольными, региональными и международными. Два последних, как правило, реализуются как телекоммуникационные проекты с использованием возможностей Интернета и средств современных компьютерных технологий.
     По продолжительности различают:
- минипроекты — укладываются в один урок или даже его часть;
- краткосрочные — на 4-6 уроков;
- недельные, требующие 30-40 часов; предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы; глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы;
- долгосрочные (годичные) проекты как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время.
     Есть возможность выделить типы проектов (по Саймону Хайнесу):
* исследовательские проекты;
* проекты-интервью;
* проект-производство;
* проекты-ролевые игры.
     Но независимо от типа проекта, все они:
* в определенной степени неповторимы и уникальны;
* направлены на достижение конкретных целей;
* ограничены во времени;
* предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.
     Виды презентации проектов: научный доклад, деловая игра, демонстрация видеофильма, экскурсия, телепередача, научная конференция, инсценировка, театрализация, игры с залом, защита на Учёном Совете, диалог исторических или литературных персонажей, спортивная игра, спектакль, путешествие, реклама, пресс-конференция. [7]
     Но следует учитывать, что метод проектов реализует, прежде всего, деятельностный подход к обучению. В основе каждого учебного проекта лежит  проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Проблема проекта обуславливает метод деятельности, направленной на её решение. Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определённых условиях. [8]
     Возможности метода проектов, деятельностного подхода в обучении  для развития личности и социализации школьников выявляются  через анализ структуры деятельности учителя и ученика, которая существенно отличается от структуры их деятельности  при традиционной организации обучения. Поэтому в начальной школе многие функции выполняет именно учитель, а не сам ученик. Наглядно это можно увидеть в таблице 1.1:
Таблица 1.1 - Действия ученика и учителя в проектной деятельности
Ученик
Учитель
Определяет цель деятельности.
Помогает определить цель деятельности.
Открывает новые знания.
Рекомендует источник получения информации.
Экспериментирует.
Раскрывает возможные формы работы.
Выбирает пути решения.
Содействует прогнозированию результата.
Активен.
Создаёт условия для активности школьника.
Субъект обучения.
Партнер ученика.
Несёт ответственность за свою деятельность.
Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.

     Решение дидактических проектных задач в начальных классах не нацелено на получение  объективно новых результатов, и потому открытия  обучающихся  не имеют  объективной ценности, это  «открытия  для себя». При этом «путь к открытию  для себя психологически может быть не менее труден, … чем та дорога, по которой идет настоящий конструктор». [9]
     Главным компонентом проектной деятельности в начальной школе должен быть интеллектуальный поиск. Важнейшей частью проектной деятельности является стадия мысленного решения поставленной задачи младшим школьником.
 	Главное отличие учебных проектов от профессиональных – они должны быть сугубо дидактическими – их разрешение должно подтверждаться целями определённой системы знаний, умений и навыков.
	Исследователи характеризуют метод проекта  как:
- личностно-ориентированный;
- обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
- развивающий умения самовыражения, самопрезентации  и  рефлексии;
-формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
-воспитывающий целеустремленность, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
- интегрирующий знания, умения и навыки из разных дисциплин;
- здоровьесберегающий. [19]
     Примеры проектных задач, которые, по мнению авторов УМК «Перспектива» Плешакова А.А. и Новицкой М.Ю., помогут освоить учебный материал и более глубоко проникнуть в тайны природы:
     Таблица 1.2 – Планирование итоговых проектов на уроках «Окружающий мир»
Класс
Тема
Характеристика деятельности ученика
1 класс
Кошка в нашем доме
Проектное задание: составить фоторассказ (или сочинить вымышленную историю, сказку) о своей кошке или другом домашнем питомце, оформить его на страницах рабочей тетради

Природа в городе
Проектное задание: составить подборку фотографий или выполнить рисунок на тему «Природа в городе» оформить их на страницах рабочей тетради
2 класс
Сутки и неделя
Проектное задание: составить фоторассказ о своей жизни за неделю

Экологический календарь
Проектное задание: составить фоторассказ об одном из экологических дней, отмеченных в школе

Охрана природы зимой
Проектное задание: (выполняется с участием взрослых): организовать в классе выставку предметов зимней одежды народов своего края; составить фоторассказ о зимней прогулке
3 класс
Транспорт
Проектное задание (проект): разработать предложения об использовании общественного транспорта в просветительских целях

Мир растений
Проектное задание (проект): готовить фоторассказ о мире растений (в том числе родного края), выражать своё отношение к нему. Кратко характеризовать растения родного края на основе наблюдений

Мир животных
Проектное задание (проект): готовить фоторассказ о мире животных (в том числе родного края), выражать своё отношение к нему. Кратко характеризовать животных родного края на основе наблюдений

Водоём – дом из воды
Проектное задание (проект): вместе со взрослыми наблюдать за жизнью природных сообществ родного края, готовить фоторассказ о своих наблюдениях, выражать своё отношение к миру природы

Охрана природы в культуре народов России и мира
Проектное задание (проект): вместе со взрослыми посетить одно из мест, связанных с охраной природы родного края (ботанический сад, зоопарк, национальный парк и др.), подготовить фоторассказ о своих наблюдениях
4 класс
Мы – граждане единого Отечества
Продолжение воображаемых путешествий в регионы РФ. Оформление «Альбома путешествий» и выставки «Гербы, флаги и столицы субъектов Российской Федерации». Организация конкурса видеопрезентаций «Красота природы моего Отечества»

По родным просторам
Проведение конференции на тему «Как решить экологические проблемы края» Составление «Альбома путешествий»

Путешествие по реке времени
Организация поисково – исследовательской работы по истории и культуре своего края. Рек, озёр в его окрестностях, народные исторические предания об основателях и первых жителях. Составление Календаря памятных дат нашего Отечества

Мы строим будущее России
Проведение конкурса проектов «Я строю будущее России»

   Таким образом, проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя её, так как в начальной школе проектная деятельность это, прежде всего, вид учебной деятельности.
1.3. Технологические подходы реализации проектной деятельности на уроках «Окружающий мир» как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников

      Для того чтобы реализовать проект «Будь природе другом», необходимо определить технологические подходы к его реализации. С этой целью рассмотрим понятия «подход к обучению», «технология» и «методы» в научно-педагогической литературе. 
    Подход к обучению – это реализация ведущей, доминирующей идеи обучения на практике в виде определённой стратегии и с помощью того или иного метода обучения. [10]	
    Подход в обучении опирается на: 
    а) соответствующую теорию языка (лингвистические основы обучения) 
    б) теорию обучения/учения (дидактические основы обучения) [9]
    Технология  – это совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности, а также научное описание способов. [11]
    Ме?тод – это систематизированная совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определённой задачи, или достижение определённой цели. [11]
     Метод – это дидактическая категория. Это совокупность приёмов, операций овладения определённой областью практического или теоретического знания той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. [12]
Приём – способ, образ действий при выполнении чего-либо.  [13]
     Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы. [14]
     Поэтому ученые,  говоря о методе проектов, имеют в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.[15]
      В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
     В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
     Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. [16]
     Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается и с групповыми методами. [17]
     В процессе проектирования используются разнообразные методы.  Прежде всего, это 
     - проблемное введение в проектную деятельность;
     -постановка цели и задач проектной деятельности совместно с учащимися;
     -совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;
     - групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;
     - выдвижение идеи («мозговой штурм»);
     - постановка вопроса (поиск гипотезы);
     - формулировка предположения (гипотезы);
     - обоснованный выбор способа выполнения задания;
     - составление аннотации к прочитанной книге, картотеки;
     - поиск дополнительной литературы;
     - подготовка доклада (сообщения);
     - самоанализ и самооценка, рефлексия;
     - поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п. [18]
     Таким образом,  учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
     Проектная деятельность на уроках окружающего мира позволяет учащимся расширить рамки учебника, проследить связь между различными школьными дисциплинами, способствует формированию ключевых компетенций учащихся, выводит учебно-воспитательный процесс из стен школы в окружающий мир. Несомненно, повышает качество знаний, общее развитие учащихся, подталкивает детей к самостоятельному поиску информации и, как следствие, является весьма эффективным средством развития познавательного интереса младших школьников.





2. 
2. Опытно-экспериментальное исследование формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников посредством проектной деятельности

2.1. Методика опытно - экспериментального  исследования и выявления уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников
     
     Для реализации цели, гипотезы и задач исследования будет применяться комплекс научно-исследовательских методов.  Одним из методов является  опытно-экспериментальная работа, планируемое проведение в марте 2016 года в МБУ СОШ № 32 г.Тольятти, в естественных условиях в процессе осуществления воспитательного процесса. Для осуществления эксперимента были определены контрольная и экспериментальная группы начальных классов: 1 «В» – контрольная группа, 1 «Б» – экспериментальная группа. 
       В эксперименте принимали участие 52 ученика: 1 «В» – 25 человек, 1 «Б» – 27 человек.
     Исследовательская работа включает в себя:
     1.  определение познавательных универсальных учебных действий младших школьников;
     2. выявление эффективных методов и приёмов проектной деятельности в процессе познавательных взаимодействий;
     3. проектирование и апробация проекта на уроках «Окружающий мир», направленных на формирование познавательных УУД у младших школьников.
     Продуктивность обеспечения эксперимента необходимой информацией об изучаемом процессе была решена за счёт использования апробированных в педагогике и психологии методик диагностики: прямого и косвенного наблюдения, беседы.
     При подготовке и планировании опытно-экспериментального исследования были выделены следующие этапы:
     1 – констатирующий, диагностический, который позволяет констатировать исходный уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников;
     2 – формирующий, который направлен на формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников;
     3 –  контрольный, который даёт возможность обобщить, оформить результаты опытно-экспериментальной работы, сделать соответствующие выводы.
     Для того чтобы проектировать формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников через проектную деятельность, необходимо было сначала выявить реальный уровень их сформированности, а затем проследить динамику развития.
     В начале эксперимента на диагностическом этапе с целью уточнения показателей сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников были определены критерии: 
    - умение осуществлять  направленный поиск, обработку и использование информации; 
     - умение формулировать проблему;
     - умение самостоятельно создавать способы решения проблемы.
    В своём исследовании мы опирались на систему критериев, разработанных для определения  сформированности познавательных УУД младших школьников в процессе самостоятельной деятельности, которые представлены в виде таблицы 2.1.
Таблица 2.1 - Характеристика уровней формирования познавательных УУД  у младших школьников в процессе проектной деятельности  



Показатели уровней
Критерии оценки
Высокий
- самостоятельно осуществляет  направленный поиск информации, обрабатывает её и использует; 
- самостоятельно формулирует проблему проекта;
- самостоятельно находит способы решения проблемы для выполнения проекта.   
Средний
-  осуществляет  направленный поиск информации, обрабатывает её и использует, но требуется помощь учителя; 
-   формулирует проблему проекта, но требуется помощь учителя;
- находит способы решения проблемы для выполнения проекта, но требуется помощь учителя.   
Низкий
- не проявляет интереса к поиску информации, требуется контроль  учителя; 
-   при формулировании проблемы проекта требуется помощь учителя;
- способы решения проблемы для выполнения проекта  осуществляет с  помощью учителя.   
         
     В своём исследовании мы рассматриваем проектную деятельность как фактор формирования познавательных УУД у  младших школьников.
     Для определения уровня сформированности познавательных УУД у младшего школьника нами был применён констатирующий эксперимент, цель которого заключалась  в проверке:
    - умения осуществлять направленный поиск, обрабатывать и использовать информацию; 
     - умения формулировать проблему;
     - умения самостоятельно создавать способы решения проблемы.
     В эксперименте принимали участие 52 ученика. 
     Констатирующий эксперимент состоит из трёх этапов:
     15.02.16г. – 16.02.16г. Первый этап – выявление уровня умения осуществлять  направленный поиск, обработку и использование информации.
Было проведено анкетирование  (Приложение 1). Наблюдение проводилось в естественных условиях во время группы продленного дня. Учащиеся выполняли  работу в бланках.
     Результаты наблюдения оценивались по уровням: высокий, средний, низкий. 
     Высокий уровень готовности (от 24 до 29 баллов) 
     Средний уровень готовности (от 16 до 23 баллов)
     Низкий уровень готовности (от 0 до 15 баллов)
     Данные представлены в протоколе 1, 2 (Приложение 1).
     Анализ результатов исследования показал следующее: в контрольной группе на высоком уровне – 10 уче.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44