- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Восприятие информационных интернет ресурсов студентами.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K000983 |
Тема: | Восприятие информационных интернет ресурсов студентами. |
Содержание
Введение Глава 1. Восприятие информационных интернет ресурсов студентами 1.1 Понятие восприятия студентом информационных интернет ресурсов и его особенности 1.2 Современные информационные технологии Глава 2 Психолого-педагогические особенности восприятия информации 2.1 Восприятие информации 2.2 Психологические особенности студенческого возраста Заключение Список литературы Введение В настоящее время в образовательном процессе применяются информационно-коммуникационные технологиии возможности, сети Интернет. Студенты получают доступ к удаленным образовательным ресурсам, опубликованным в сети, участники образовательного процесса общаются между собой. Федеральные, межведомственные и отраслевые программы, направленные на решение задач информатизации образования реализуются на государственном уровне. Разработана Федеральная целевая программа «Электронная Россия» (http://www.e-rus.ru)., затрагивающая сферу образования. Интеграция интернет-ресурсов, размещенных на образовательных порталах, сайтах учебных заведений, в электронных библиотеках и коллекциях является проблемой, для решения которой создана информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru), направленная на обеспечение свободного доступа к интегральному каталогу образовательных ресурсов сети Интернет, электронной библиотеке учебно-методических материалов, ресурсам системы федеральных образовательных порталов. Действует национальный проект «Образование», реализация которого началась в 2006 году (http://www.rost.ru). Тема работы является актуальной в связи с увеличением потока студентов обращающихся в поисках информации кИнтернет сети. Для того чтобы обращение было эффективным необходимо научиться воспринимать информацию, находить ту информацию что необходима и подвергать ее обработке. Цель работы - изучить восприятие студентами информационных интернет ресурсов. Задачи работы: изучение восприятия; изучение информационных интернет ресурсов, изучение восприятия студентами информации посредством интернет ресурсов. Объект работы : информационные интернет ресурсы. Предмет работы: восприятие студентами информационных интернет ресурсов. Гипотеза работы: для того чтобы получать информацию посредством информационных интернет ресурсов необходимо правильно ее воспринимать. Научная новизна и теоретическая значимость исследования. В работе изучены информационные ресурсы высщих учебных заведений, рассмотрено восприятие информации студентом, особенности восприятия информации студентом. Практическая значимость исследования. Результаты проведенного исследования могут применяться на практике в работе психологов и психологов-консультантов, сталкивающихся в своей профессиональной деятельности с проблемами восприятия информационных интернет источников студентами. В структуру работы входят введение, 2 главы, заключение, список используемой литературы, приложения. Глава 1. Восприятие информационных интернет ресурсов студентами 1.1 Понятие восприятия студентом информационных интернет ресурсов и его особенности Восприятие — это отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. При желании воспринимать предмет, осознании необходимости или обязанности восприятия необходимо проявить настойчивость. Так как в восприятие включены движения, то оно воспринимается как деятельность субъекта. Восприятие связано с мышлением. Рефлекторную основу восприятия раскрыл И. П. Павлов, показав, что в основе восприятия находятся условные рефлексы. Свойства восприятия: апперцепция, активность,предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность. Под целостностью понимают восприятие как целостного образа предмета, имеющего постоянную форму, цвет, величину и т.п. Рассматривая структурность восприятия, оно определяется не как сумма ощущений, а как абстрагированная из ощущений обобщенная структура. Под осмысленностью восприятия понимается его связь с мышлением, пониманием сущности предметов. Избирательность восприятия проявляется в выделении определенных объектов. Под предметностью понимают восприятие мира в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими соответствующие ощущения. Под апперцепцией понимается зависимость содержания и направленности восприятия от опыта человека, интересов, установок, знаний, отношения к жизни. Выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения. Имеют место осязательное восприятие, слуховое и зрительное восприятие. В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации студенты подразделяются на четыре категории. К визуалам относят воспринимающих большую часть информации с помощью зрения.Аудиалы получает информацию через слуховой канал.Кинестетикивоспринимают информацию через обоняние, осязание и др. и с помощью движений. У дискретоввосприятие информации через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. У современного поколения студентов ценности сформированы под влиянием распада СССР, военных конфликтов, терактов и др, Студенты оптимистичны, уверены, хорошее знают технику, быстро обучаются, наивны и пассивы, обладают гражданским долгом и моралью. Они имеют свободу мышления, легко воспринимают новое и стремятся получить результат немедленно. Студенты заняты деятельностью, вызывающей интерес. Их интерес направлен на получение результата. Проблемой является не умение воспринимать большого количества информации. Студентов не интересуют растянутые и пространные рассуждения. Они могут воспринять яркий зрительный образ. Информация должна быть подана фрагментарно, в сжатой, лаконичной, н яркой форме. Информация должна быть легкой для восприятия, доступной, простой, наглядной. Требования к студентам ужесточились. Это приводит к противоречиям между требованиями и возможностями восприятия студентов. Механизмы восприятия и мышления студентов не совпадают с технологиями преподавания. Необходимо применять новые информационные технологии в образовательном процессе, что требует, на наш взгляд, серьезной переподготовки кадров высшей школы, включать в обучение интерактивные методы к которым относят проблемные лекции, лекции- дискуссии, лекции-презентации, использование кейс-метода. Необходимо корректировать психологию общения преподавателя и студента. Между ними должны соблюдаться сотрудничество и взаимодействие. 1.2 Современные информационные технологии Современное высшее профессиональное образование готовит специалиста. Выпускник современного вуза получает квалификацию, овладевает навыками профессионального самосовершенствования, способствующего конкурентноспособности и внедрению в профессиональную сферу, расширению сферы трудовой деятельности. Он применяет при обучении современные информационные технологии, развиввающие навыки самообразования, способствующие обнаружению, оценке, использованию информацию для успешного включения ее в различные виды деятельности. Информационные системы позволяют создавать образовательный процесс, учитывая особенности восприятия обучающегося, что положительно сказывается на эффективности усвоения учебного материала. Студент создает сценарии обучения, не подстраиваясь под узкие рамки стандартов [2]. Объектами и результатами труда информационного общества являются создаваемая, хранимая, обрабатываемая, передаваемая информация и научные знания1. Лемешкина И. Г., Гостевская О. В., Авдеюк О. А., Курапин А. В. Роль современных информационных технологий в формировании профессиональной компетентности студентов // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 799-801. Понятие «образовательный ресурс Интернет» трактуют широко. Под интернет - ресурсами понимают ресурс компьютерной сети, имеющей возможность передачи информации на большие расстояния посредством сетевого оборудования. Скорость передачи информации имеет физические ограничения, ограничивается объём передаваемых файлов. При объеме стандартного CD от 600 до 750 Mb при записи на него изображения размером больше 1 Mb, объем одной картинки на странице сайта может превышать 50 Kb в особых случаях. Инфраструктура Интернетохватывает российскую и международную аудиторию, обновление информации, использование ссылок на другие ресурсы Интернет, распространение информации о существовании ресурса при помощи информационно-поисковых систем сети Интернет. Сетевые образовательные ресурсы формируются путем технического и концептуального подхода. Системный подход к размещению информационных ресурсов в сети Интернет отсутствует. Разработка и использование при решении психолого-педагогических проблем образовательных информационных ресурсов отличаются единообразием. Это приводит к отсутствию использования преимуществ телекоммуникационных средств при увеличении качества образовательного процесса в системе образования. Федеральные образовательные ресурсы - сайты федеральных органов управления образованием, учреждений образования федерального уровня, информационные сайты федеральных программ и проектов, федеральные информационно-образовательные порталы, системы доступа к образовательным ресурсам сети Интернет, формируемые на государственном уровне в рамках Федеральной целевой программы развития образования. Региональные образовательные ресурсы - сайты региональных органов управления образованием и региональных информационно-образовательных порталов, проекты «Образование» и «Информатизация системы образования», применяемые в регионах Российской Федерации. Учебное книгоиздание, образовательная пресса - информационные ресурсы, освещающие вопросы учебного книгоиздания для общего образования, ресурсы образовательного назначения, сайты крупных книготорговых предприятий и интернет-магазинов. Интернет-ресурсы образовательного и научно-образовательного назначения, оформленные в виде электронных библиотек, словарей и энциклопедий являются актуальными, предоставляют открытый доступ к учебникам и учебным пособиям, хрестоматиям и художественным произведениям, историческим источникам и научно-популярным статьям, справочным изданиям и др. Ресурсы, разработанные и рекомендованные для дистанционного обучения способствуютсамостоятельному изучению отдельных тем, решению задач, общению с преподавателями и получению консультаций участию в заочных олимпиадах. На официальном сайте СПБГУ (www.spbu.ru) имеется раздел «Библиотека» где осуществляется поиск статей, журналов, книг. Имеется информация о том, что можно найти и просмотреть электронные ресурсы журналов, найти статьи, помещенные в журналах.Осуществляется ознакомление с электронными каталогами, поиск книг, журналов, газет, ознакомление с их содержанием. На сайте находится информация об электронных каталогах научной библиотеки СПБГУ (Электронный каталог Научной библиотеки СПбГУ и её подразделений (отраслевых отделов), Генеральный алфавитный каталог (русская часть) Научной библиотеки СПбГУ, отраслевой отдел по направлению менеджмент, отраслевой отдел по направлению экономика, отраслевой отдел по направлению юриспруденция Помещена информация о корпоративных каталогах ( RUSLANet, АРБИКОН, LIBWEB, Сигла), каталогах Российской национальной библиотеки, Российской государственной библиотеки, Всероссийской библиотеки иностранной литературы, Государственной научно-технической библиотеки, Государственной публичной исторической библиотеки, Центральной научной медицинской библиотеки, Библиотеки по естественным наукам Российской академии наук. В начале 2015 учебного года открыты учебные онлайн-курсы «История России» и «Введение в университетскую жизнь». Пользователями не изучены полностью все материалы. 80 % познакомилось со стартовой страницей курса «Введение в университетскую жизнь» (1 клик). 20 % прошли чуть дальше (порядка 5 кликов). Рисунок 1 – Определение читателей «Введения в Университетскуюжизь» Курс «История России» пытались изучить 15 % пользователей, дальше второй страницы продвинулись лишь 20 % из них. Рисунок 3 – определение читателей курса «История России». Аудитория не воспринимает онлайн – курсы вследствие ее не готовности использовать такие инструментыв связи с тем, что комплект материалов предназначен для самостоятельного изучения; студенты не имеют четкого представления о том, что онлайн-курсы засчитываются вместо обычных дисциплин; наблюдаются не достаточное высокое качество подготовки курсов, не правильно выбираются преподаватели, некоторых преподавателей отличает низкий уровень подготовленности к чтению онлайн-курсов, не правильно выбирается материал. Осуществляется работа по созданию и совершенствованию онлайн-курсов. Директоры и деканы готовят предложения по перечню и наполнению курсов, кандидатурам преподавателей. Университетом предоставляется доступ к оборудованию Научного парка, электронным библиотечным ресурсам и др.. Соблюдение правил и выполнение обязательств является условием доступа. На официальном сайте МГУ (www.msu.ru) расположена информация об интернет ресурсах. К научно-образовательным Интернет-ресурсам относят электронные библиотеки на сайтах факультетов, каталог электронных библиотек МГУ.тематические научно-образовательные Интернет-ресурсы МГУ, Тематические сайты МГУ, Список полнотекстовых баз данных, Список реферативных баз данных,Web-сайты МГУ, Сети МГУ, Издания МГУ. К тематическим научно-образовательным Интернет-ресурсам МГУ относят Тематический каталог научно-образовательных Интернет-ресурсов МГУ составленный по результатам конференции «Научно-образовательные ресурсы МГУ в Интернет», состоявшейся в ноябре 2001 г. в Московском университете. На сайте расположены Тематические сайты МГУ, Список полнотекстовых баз данных, Список реферативных баз данных К Изданиям МГУ относят «Вестник Московского университета», другие учебно-научные издания МГУ, газета «Московский университет», Интернет-версия газеты «Московский университет» Имеют место Web-сайты МГУ, Сети МГУ. К Федеральным информационно-образовательным ресурсам относят Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации, федеральный портал «Российское образование», Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам», Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Для поиска необходимой информации существуют общеобразовательные порталы. Имеют место Федеральный общеобразовательный портал (www.edu.ru), Российский общеобразовательный портал (school.edu.ru). Федеральный общеобразовательный портал имеет много ссылок, содержит много информации, которая не систематизирована, расположена в алфавитном порядке.Поиск информации на Российском общеобразовательном портале (school.edu.ru) осуществляется в соответствии с логичным порядком по заданным темам, можно путем введения текста в поисковую строку. Электронные библиотеки предоставляют возможность воспользоваться литературными источниками. Библиотека Максима Мошкова (www.lib.ru)сотрудничает с авторами, новые книги опаздывают на 5 – 6 месяцев. В библиотеке подобрана литератураразличных направлений и стилей, список учебно-методических материалов недостаточно широк. Ресурс www.auditorium.ru предназначен для гуманитариев. Можно найти учебники, методические пособия, словари, справочники. В Электронной библиотеке статей по образованию (www.cl.ru/education/index.htm)находятся статьи, публиковавшиеся в педагогической периодике, рецензии на литературу, методики преподавания, сценарии проведения уроков. Открытая русская Электронная библиотека (orel.rsl.ru) создана на основе фондов Российской Государственной Библиотеки». В наличии книги, имеющие философский уклон, которым отведена главенствующая роль. Возможность получения профессионального образования зависит от уровня информационной культуры и доступности информационных ресурсов. Необходимо создавать комфортную информационную среду, обеспечивающуюдоступ к информационным ресурсам России и мирового сообщества. Информационная культура пользователя должна отражать умение находить, отбирать и перерабатывать, применять в повседневной деятельности каналы для поиска информации. Уровень информационной культуры проявляется в активности информационного поведения. Чем выше активность информационного поведения, тем выше уровень информационной культуры. Интернет является наиболее популярным каналом получения досуговой и деловой информации. Организация свободного времени;самообразование, познавательный интерес;выполнение учебных задач;научная и практическая деятельность – мотивы обращения к Интернет. 93,2% посетителей используют электронную почту, большинство пользователей рассматривают Интернет как средство общения, помогающее раскрыться и самоутвердиться, развивающее навыки общения, способности к самооценке ,Интернет является формой организации свободного времени и досугового занятия служащей для удовлетворения познавательного интереса направленного на выявление информации по интересам и сбор практического материала. Российский университет дружбы народов (http://lib.rudn.ru/12) предоставляет тестовый доступ к коллекциям ЭБС «Лань», осуществляемый по IP-адресам университета с 3 марта по 2 апреля 2016 года (полнотекстовыеколлекции книг и журналов: классические труды по истории, философии, социологии, литературоведению, экономике, праву, психологии, педагогике и другим наукам, художественная, зарубежная литература на языке оригинала.Имеется доступ к журналам по медицине и химии Thieme, осуществляемый по IP-адресам университета до 31 мая 2016 года Выигран конкурс Министерства образованияРФ на доступ к 6 международным базам данных: Questel, OxfordJournals, CUP, Scienceonline, Inspec, CASC. Открыт доступ к Библиотеке Онлайн Лекций по Бизнесу и Маркетингу. Учебно-научный информационный библиотечный центр- структурное подразделение РУДН, имеющее научную, информационную, культурно-просветительскую функции и обеспечивающее образовательную, воспитательную, научную и инновационную деятельность в Университете.Право быть пользователями информационными фондами имеют студенты, стажеры, ординаторы, аспиранты, докторанты, профессорско-преподавательский состав и сотрудники Университета. Пользователи используют библиотечно-информационные услуги, могут использовать справочную и консультационную помощь в поиске информации, использовать информационные ресурсы и Электронно-библиотечной системой. Доступ к электронным информационным ресурсам осуществляется в соответствии с паролями и логинами. В базе данных «Читатель» создается учетная индивидуальная запись. Электронно - библиотечные системы включают: электронный поисковый каталог, предоставляющий информацию о наличии издания; доступ к полным текстам электронныхизданий изИнтернет; электронный формуляр,Режим доступа: http://lib.rudn.ru/MegaPro/Web Для доступа к Электронно-библиотечным системам «Консультант Студента» необходимо получить индивидуальный логин и пароль, регистрацию.Режим доступа: www.studentlibrary.ru. Для использования электронно-библиотечных систем «Национальный цифровой ресурс «РУКОНТ», содержаший базу данных по многим отраслям науки необходимо ввести универсальные данные (ЛОГИН: friendUser,ПАРОЛЬ: 123456). Режим доступа: http://rucont.ru. Для доступа в электронно-библиотечную систему «Университетская библиотека ONLINE» , обеспечивающую доступ к первоисточникам, учебной, научной и художественной литературе ведущих издательств необходимо пройти регистрацию. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/.Вестник РУДН доступен по адресу: http://www.elibrary.ru/defaultx.asp с компьютера расположенного на территории РУДН. Имеется доступ к Электронной библиотеке диссертаций РГБ. Режим доступа: https://dvs.rsl.ru/ Имеется доступ к базе исторических книг и документов по истории России (BIBLIOPHIKA). Режим доступа: http://www.bibliophika.ru/. Имеется доступкColumbiaInternationalAffairsOnline (CIAO) (документы, книги, журналы, полицейские сводки).Режим доступа: http://www.ciaonet.org/ Имеется доступ к коллекции «Издания по общественным и гуманитарным дисциплинам», коллекции «Статистические издания России и стран СНГ». Имеется доступ к Grebennikon (книги и журналы по маркетингу, менеджменту, финансам, управлению персоналом). Режим доступа: http://grebennikon.ru/. Также имеются другие доступы к электронным ресурсам, потребитель может получить интересующую его информацию в связи с обучением его в РУДН.. Студенты используют мировые информационные ресурсы с целью выполнения учебных заданий, студенты начальных курсов находят готовые тексты рефератов, докладов, курсовых работ и пр., У студентов старших курсов интересы более разнообразны, их интересуют библиографические, полнотекстовые базы данных, содержащие статистическую, правовую, адресную и фактографическую информацию. Аспиранты, преподаватели и студенты, занимающиеся научными исследованиями свободно владеют навыками пользования персональных электронно - вычислительных машин, инструментами поиска в Интернет, отбирают найденную информацию, составляя каталоги адресов и базы данных полезных текстов. Специалисты заинтереваны в информации о библиографических, реферативных, полнотекстовых публикациях. К адресной информации относят персоналии, включая авторов публикаций, организации, фирмы. Фактографическую информацию представляют сведения, таблицы, изображения и т.п., сведения о международных конференциях (прошедших и предстоящих), научных фондах. Проблему составляет то, что сеть является огромной, нечётко организованной по наполнению и форме представления информации, многоязычной системой. Тематический поиск осуществляется в соответствии с указателями, ключевыми словами, описывающими информационный интерес пользователя, результат такого поиска различен. Пользователь может получить подробную информацию, отвечающую интересам пользователя, поверхностные сведения, не получить информацию. Поисковые средства, используемые в Интернет могут оказаться недостаточно эффективными из-за сложности и разнородности системы, приводя к потере информации, появлению «информационного шума». Значительная часть наиболее ценной информациик которой относятся полнотекстовые издания, базы данных является платной и, недоступна для пользователей. Скорость доступа к ресурсам непредсказуема, меняется по ходу работы. Для получения результатов не достаточно пользовательских навыков, необходимы знания поисковых технологий. По уровню подготовленности пользователи различаются на подготовленных, имеющих развитые навыки работы с персональными электронно-вычислительными машинами и самостоятельно осуществляющихпоиск необходимой информации; технически подготовленных, имеющихтрудности при поиске, использующих помощь консультантов; неподготовленных, но активно желающих научиться. Среди самых активных пользователей выпускники международных обменных программ, побывавшие за рубежом. Эти студенты овладели английским языком, ведут активный образ жизни, занимаются научными исследованиями, выступают на конференциях, публикуются и используют средства профессионального общения, их интересы не сводятся к поиску сведений в Интернет, они участвуют в телеконференциях, дистанционном образовании, осуществляют переписку по электронной почте, участвуют в конкурсах на получение грантов и т.д. Их считают «информационными лидерами». Проблема поиска информации в Интернет в условиях вуза малоизучена, ее необходимо изучать. Для создания комфортной и продуктивной информационной среды необходимы сведения о пользователе, его трудностях. Выявлен недостаточно высокий уровень информационной культуры студентов и преподавателей, не позволяющий использовать возможности открытого доступа к информационной сети. Пользователи должны иметь квалифицированную помощь при поиске информации, определенную цель. Рисунок 3 - Особенности восприятия сети Интернет. Нецеленаправленность поведения наблюдается у 33,33 % опрошенных из 60 человек (20 человек), такие студенты могут заниматься чем захотят и как захотят, их цель неопределена. У 20 % опрошенных при использовании интернетом изменилось сознание (12 человек). 21,67 % студентов предпочитают нахождение в сети Интернет с целью удовлетворения социальных потребностей (13 человек). 23,33 % находят себе друзей, единомышленников при общении в сети (14 человек). Рисунок 4 - Мотивация использования сети Интернет Отражено соотношение мотивации студентов. Мотивации подразделяются на развлекательную, познавательную, коммуникативную. Развлекательная мотивация составляет 35 % (21 человек). 38,33 % (23 человека)используют сеть Интернет для обнаружения информации соответствующей учебной деятельности, саморазвитию.Коммуникативная мотивация выражена у 26,67 % (16 человек) , удовлетворяющих потребность в общении через сеть Интернет. Рисунок 5 - Количество времени, проводимого в сети интернет Потерю счёта времени отмечают 16,67 % опрошенных студентов (10 человек). Одушевлённость Интернета отмечают 83,33 % респондентов (50 человек). Студенты не нашедшие понимания в реальном мире стремятся найти его в виртуальном. Вывод Под образовательными ресурсами интернет понимаются сайты, обеспечивающие поддержку получающим профессиональное образование. Данные ресурсы не систематизированы, не связаны друг с другом. Интернет –инструмент при помощи которого осуществляется познание. Глава 2 Психолого-педагогические особенности восприятия информации 2.1 Восприятие информации Восприятие — важная часть коммуникативного процесса Без понимания механизма восприятия информации аудиторией невозможно планировать воздействие, успешно направлять информационные потоки. Учитываются особенности и условия восприятия информации.. Проблема восприятия является сложной, включает подходы, методы, частные концепции, способствующие познанию принципов, закономерностей, свойств отражения информации. Восприятие изучается как процесс и результат создания образа,способность человека,деятельность,впечатление, переработка информации, решение задачи. Поиск, отбор, и усвоение информации входят в познавательную деятельность к которой относят ощущения, восприятие, внимание, память, мышление и речь, воображение. При восприятии подвергаются воздействию внешние сигналы. Из потока информации выделяется стимул, принимается решениео правильности выбираемого объекта. В памяти отыскиваются аналогичные признаки. Отыскиваются дополнительные признаки, подтверждающие или опровергающие правильность решения. Делается вывод об объекте. Восприятие зависит от содержания8 информации, особенностей субъкта, реципиента. Оно зависит от целей, интересов, социального опыта. Е. П. Прохоров считает.что восприятию предшествуют \состояние внутреннего мира реципиента, социальная направленность и жизненный опыт, система интересов и предпочтений. Уровень готовности к восприятию информации зависит от состояния человека. Мозг перегружается от избытка информации, если затруднителен выбор необходимой информации. Восприятие зависит от внимания. При внимательном отношении к информации появляется объект восприятия; сознанием выделяются воспринимаемые объекты, наблюдается исключение других. Сознание направлено на определенный объект. Во внимании наблюдается избирательность сознания. Оно достигается посредством воли, формы психического состояния, способствующей осознанию цели и удовлетворению достижения Поток информации организуетсяс целью обеспечения высокого уровня внимания при передаче особо важных сведений для отметки аудиторией акцентов на основных моментах. Непроизвольное внимание возникает при неожиданном раздражении. Используют «заставки», броские заголовки, анонсы. Произвольное внимание характеризуется активными намерениями читателя (слушателя, зрителя) и усилием его воли, направленным на определенную цель. Решение найти образовательную информацию является актом воли. Субъектом может восприниматься 4—5 независимых друг от друга объекта. Воспринятая информация закрепляется в памяти. Память сохраняет информацию в сознании, определяет ход и результаты психологической переработки информации аудиторией. Восприимчивость памяти различна. Запоминание осуществляется по-разному. Один запоминает логическую' схему, другой —ассоциацию с известными объектами, третий увеличивает объем памяти посредством увеличения впечатлений. Память подразделяется на воспроизводящую (хранение информации), опознающую (воспроизводящуюпри помощи намека), облегчающей запоминание (при повторном предъявлении информации той же или возобновляемой). Если 'информация не знакома аудитории, применяется воспроизводящая память с последующим использованием облегчающей. Если аудитория имеет информацию о какой-то области, то используется опознающая и облегчающая память и передается.новая информация. Информация является значимой для потребителя. Наиболее запоминающимися считаются сведения, поддерживающие статус реципиента, совпадающие с его позицией. Запоминанию подвергается информация, соответствующая ожиданиям и настроению человека Учебная деятельность совершенствуется путем индивидуализация, при которой создаются условия для удовлетворения потребностей субъекта в реализации познавательной активности в соответствии с индивидуальными особенностями стиля. При игнорировании индивидуальных стратегий познания возникают отрицательные последствия в развитии студента. Информацию получают при использовании каналов восприятия. Если не учитывать основной канал восприятия, большая часть информации не будет воспринята. Студентам необходимо освоить учебный материал с максимальной легкостью и как можно прочнее. Преподаватель должен учитывать индивидуальные особенности восприятия каждого студента. Огромную роль в восприятии имеет желание воспринимать предмет, сознание необходимости или обязанности восприятия, направление волевых усилий на лучшее восприятие В таблице 1 приведены признаки, указывающие, какую часть мозга аудиальную, визуальную или кинестетическую использует человек. Таблица 1- Поведенческие индикаторы (по Свассинг и Барб, 1979 г.) визуальные кинестетические аудиальные Организован Опрятный и дисциплинированный Наблюдателен Спокойный (не шумный) Ориентирован на внешний вид Более осмотрительный Хороший рассказчик Запоминает картины (словесные инструкции запоминает с трудом) Меньше отвлекается на шум Помнит то, что видел Испытывает замешательство, читая слова, которые не видел раньше При разговоре подбородок поднят вверх, голос высокий В чтении силен, успешен, скор Сильно развита фантазия, интуиция Отвечает на физическое вознаграждение Стоит близко, касается людей Ориентирован физически Обилие движений Богатые физические реакции Раннее физическое развитие Обучается, делая Запоминает во время движения При чтении водит пальцами Много жестикулирует Помнит общее впечатление Лаконичен, тактичен Подбородок опущен вниз, голос низкий Слаб к описанию деталей Разговаривает сам с собой Легко отвлекается Шевелит губами, проговаривает слова при чтении Легко повторяет услышанное Более предпочитает счет и письмо Легко осваивает языки Говорит ритмически Любит музыку Может имитировать тон, высоту голоса Помнит то, что обсуждал Любит дискуссии, рассказывает всю сложную последовательность Внимание к интонации голосов Хорошо читает новые слова Давать студентам информацию необходимо учитывая особенности особенностей восприятия и переработки информации. Рост информационных ресурсов вызван увеличением темпов научно-научно технического прогресса, расширением масштабов познавательной деятельности, появлением новых наук, динамизма жизни современного общества. Необходимо создавать и развивать информационную культуру личности в социально-образовательной среде: Информационную культуру студентов характеризует потребность в информации, низкий уровень практических умений самостоятельного поиска, восприятие и переработка информации для решения профессионально-значимых задач. Образовательный процесс не всегда имеет целенаправленный характер, остается на уровне рекомендаций. Не все студенты осуществляют самостоятельный поиск и переработку информации. Были выполнены Анкета «Информационная культура студента» Посещают библиотеку несколько раз в год 5 студентов, несколько раз в месяц 30 студентов, несколько раз в неделю 20 студентов, каждый день 5 студентов. Посещают научную библиотеку 5 студентов с учебной целью (которые посещают раз в год), 30 студентов имеют учебную, досуговую, профессиональную цель (посещающие раз в месяц), студенты посещающие раз в неделю назвали учебную, досуговую, профессиональную и исследовательскую деятельность, каждый день посещают библиотеку студены с целью учебной, исследовательской деятельности. Испытывают сложность при поиске информации 20 студентов, 30 студентов не испытывают, 10 студентов испытывают иногда. При поиске информации библиографические указатели используют 60 студентов, систематический каталог используют 60 студентов, алфавитный каталог используют 60 студентов, электронный каталог используют 5 студентов, предметную картотеку используют 40 студентов, систематическую картотеку статей используют 20 студентов, картотеку персоналий используют 7 студентов, предметная краеведческая картотека не используется, тематическая картотека используется 20 студентами, картотека «Заглавий произведений художественной литературы» не используется, электронную картотеку статей используют 5 студентов, списки новых поступлений используют 60 студентов, дайджесты, электронные базы данных «Издание сотрудников ЦБС», выставки, электронная БД «Краеведческая картотека статей», библиографические справки, бизнес -справки, пресс-клиппинг не используются. Обращаются к дежурному библиографу или библиотекарю в отделе. 30 студентов. 5 студентов обращаются часто, почти всегда, 15 студентов обращаются иногда, когда не могут понять, где искать информацию, редко, 10 студентов в исключительных случаях, когда запрос не очень понятен или не очень ясна тема. 30 студентов никогда не обращаются, сами все находят. А....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: