VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Проект с применением возможностей использования информационных ресурсов интернет при изучении раздела «духовная культура»

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W014015
Тема: Проект с применением возможностей использования информационных ресурсов интернет при изучении раздела «духовная культура»
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ

Введение	5
Глава 1 Методические основы организации уроков по обществознанию	9
1.1Методика преподавания обществознания в школе	9
1.2 Методологияизучения раздела «духовная культура»	18
Глава 2 Особенности использования Интернет-ресурсов на уроках обществознания	27
2.1 Современные приемы изучения обществознания в 11 классе профильного уровня	27
2.2 Использование Интернет-ресурсов при изучении раздела «духовная культура» в школьном курсе обществознания	38
Глава 3 Изучение раздела «Духовная культура» в школьном курсе «Обществознание» (11 класс профильный уровень) сиспользованием Интернет-ресурсов	44
3.1 Разработка проекта уроков с использованием Интернет-      ресурсов	44
3.2 Оценка эффективности проекта	62
Заключение	65
Приложение А	71





















ВВЕДЕНИЕ
     
     Учебный предмет «Обществознание», который отнесен Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС) 2012 года к общественно-научным предметам, строится на базе таких общественных наук, как социология, экономическая теория, политология, правоведение, культурология, психология и философия. Как подчеркивается во ФГОСе, задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной при изучении общественно-научных предметов.
     Усиление воспитательной составляющей образовательного процесса связано не только с модернизацией всей образовательной системы, вниманием к отдельной личности, факторам, благоприятствующим ее развитию, но и с осознанием того, что воспитательный процесс призван гармонизировать в целом социальный фон современного общества, динамично меняющегося и переживающего определенные трудности в своем развитии.
     Духовно-нравственный компонент курса «Обществознание» представлен такими разделами духовного производства, как культура, наука, образование, мораль, искусство и религия. Именно в данных отраслях человеческого знания производятся духовные ценности.
     Успешность обучения во многом зависит от того, в какой форме организована познавательная деятельность учащихся. Любой урок осуществляется путем функционирования различных форм деятельности учителя и учеников, форм их взаимодействия.
     В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:учащиеся имеют значительные учебные нагрузки в связи с увеличением объема содержания образования;приоритетными являются репродуктивные методы обучения;в силу исторически сложившихся взаимоотношений между учителем и учеником, последний, являющийся одновременно объектом и субъектом, не всегда может проявить свою субъективную сущность.
     Исходя из этого, информационные технологии (ИТ),  цифровые образовательные ресурсы (ЦОР),занимают важное место в современном образовательном процессе, с их помощью учитель делает процесс обучения увлекательным.Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках обществознания текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию,пользоваться самыми различными источниками информации. Достоинства ЦОРоввпреподавании обществознания очевидны: онивыполняютрольнаглядности, формируют языковую культуру учащихся(так как материал читается профессиональными дикторами).
     Анализ учебной и научно-методической литературы таких отечественных авторов, как Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Холодковский К.Г., Женина Л.В., Иконникова Н.А., Панюкова С.В., Прямикова Е.В., Сорокина Е.Н., Шевченко Н.И. и др., свидетельствует о том, что в настоящее время существуют различные подходы к изучению школьного курса обществознания (традиционный подход, традиционный подход с использованием нетрадиционных элементов). Тем не менее, вопрос использования информационных ресурсов Интернет при изучении раздела «духовная культура» в школьном курсе «обществознание» изучен очень слабо и представлен, в основном, несколькими индивидуальными разработками, в частности, в работах Иконниковой Н.А., Коростелевой А.А. и Мироновой А.А.
     Исходя из этого, тема дипломной работы является актуальной.
     Объект исследования: раздел «духовная культура» в школьном курсе «обществознание».
     Предмет исследования: возможности использования информационных ресурсов интернет при изучении раздела «духовная культура» в школьном курсе «обществознание» (11 класс профильный уровень).
     Цель работы: разработать проект с применением возможностей использования информационных ресурсов интернет при изучении раздела «духовная культура» в школьном курсе «обществознание».
     Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
     - рассмотреть методику изучения обществознания в школе;
     - рассмотреть методологию изучения раздела «духовная культура» в школьном курсе обществознания;
     - изучить современные приемы изучения обществознания в 11 классе профильного уровня;
     - проанализировать направления совершенствования изучения раздела «духовная культура» в школьном курсе обществознания;
     - разработатьпроект «Возможности использования информационных ресурсов интернет при изучении раздела «духовная культура» в школьном курсе «обществознание» (11 класс профильный уровень) и оценить его эффективность.
     Информационной базой работы послужили нормативные документы в области общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования), специальная общепедагогическая и научно-методическая литература (монография Боголюбова Л.Н. «Обществознание в современной школе: актуальные вопросы теории и методики», учебник по обществознанию 11 класс авторов Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Холодковского К.Г., учебно-методические материалы и разработки авторов Колеченко А.К. «Энциклопедия педагогических технологий», Кашлева С.С. «Интерактивные методы обучения», Коростелевой А.А. «Методологические основы реализации воспитательного потенциала при изучении раздела «духовная культура» в курсе «обществознание» и др.), Интернет-источники (сайты elibrary.ru, festival.1september.ru, pedsovet.net.edusite.ru, www.edu.ru и др.).


     Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, изучение и обобщение методического опыта, структурно-логический анализ.
     Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
     Практическая значимость работы состоит в возможности использования разработанных в ВКР материалов на уроках и во внеурочной работе общеобразовательных учреждений.
     



ГЛАВА 1 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
1.1Методика преподавания обществознания в школе
     
     Еще в 1990-ые годы были сформулированы основные принципы изучения обществознания в постсоветское время. Наиболее важным можно считать следующий: «Обществоведческое образование – необходимое условие оптимальной социализации личности, содействующее вхождению в мир человеческой культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению ею уникального и неповторимого собственного «я»»1.Индивидуализация означает ослабление привычных связей – социальные группы, которые играли основополагающую роль в жизни индивида, начинают «размываться», привычные жизненные ориентиры теряются2.
     Социальный контроль переносится на каждого отдельного индивида, поскольку последний может одновременно входить в разные группы с разными нормативными порядками. Общество не заставляет, оно только уведомляет о возможных вариантах развития событий организация же решения проблемы, ответственность за все возможные неудачи становится в большей степени личным делом индивида.
     С развитием информационного общества нам сегодня доступно огромное количество информации, например в сети Интернет. По этой причине встает вопрос об отборе данного материала, проверке его достоверности, а также понимании, интерпретации.
     Таким образом, можно выделить крайне противоречивые тенденции в изменении повседневного сознания, мыслительной деятельности индивидов в современном обществе. С одной стороны, создаются условия для критического отношения к собственным представлениям, возможности для их совершенствования, с другой стороны, действительно можно наблюдать процесс ухода в частную жизнь, отказ от постижения новых смыслов социальной реальности. 
     В результате, по мнению Е.В. Прямиковой,«главной целью образования становится формирование целостного мировоззрения, предполагающего новый способ мышления и действия человека, знающего, понимающего общество и умеющего жить в современном мире с его многообразием культур и образов жизни, преодолевающего собственный эгоизм и осознающего последствия своей деятельности»3.
     В Концепции развития обществоведческого образования были сформулированы цели изучения обществознания, максимально свободные от идеологии, что делает её крайне актуальной и на сегодняшний день.
     Цель, сформулированная в данной концепции, находит отражение в более современных образовательных документах.
     Так, «цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать4:
     - воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
     -  развитию личности на исключительно важном этапе её социализации – в подростковом возрасте, повышению уровня её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка;
     - углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
     - формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля;
     - повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
     - формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста;
     - освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
     - овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;
     - освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
     - формированию у учащихся опыта применения полученных знанийи умений для определения собственной позиции в общественной жизни;
     - для решения типичных задач в области социальных отношений;
     - для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере;
     - для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;
     - для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе»5.
     Масштабность поставленных целей связана с тем, что такой традиционный институт социализации, как семья, сегодня не всегда может помочь молодому человеку решить насущные проблемы и свести к минимуму возможность ошибки выбора. Прежде всего, в силу различий образовательного потенциала самих родителей, насколько они могут объяснить необходимость тех или иных действий, исходя из специфики современного общества.
     Такое направление развития образования, как гуманизация, было призвано перенести на школу те аспекты социализации, которые не всегда могла обеспечить семья и ближайшее окружение подростка. Цель гуманизации состояла фактически в том, чтобы изменить «скрытую программу школы».Задача педагогов теперь была не только в том, чтобы выпускник школы умел подчиняться распоряжениям вышестоящих, жить по правилам, в разработке которых он не участвовал, но и в том, чтобы он стал личностью, гражданином, который может делать выбор, участвуя в различных сферах общественной жизни, адекватно реализует свой собственный интерес6.
     Исходя из этой цели, предполагалось изменить отношения в школе так, чтобы педагогику подчинения заменила педагогика сотрудничества. Дети в ходе учебного процесса должны были учиться взаимодействовать с педагогом фактически на равных, в рамках существующих норм отстаивать свои права, более активно участвовать не только в ходе образовательной деятельности, но и способствовать её организации и оптимизации. Изменения целей образования, в том числе и обществоведческого, не только позволили сделать его более адекватным современной ситуации, но и породили новые проблемы. В частности, увеличение объема знаний, заложенных в основу курса.
     Понимание окружающего социального мира требовало привлечения положений следующих наук – социологии, культурологии, экономики, юриспруденции, социальной психологии, психологии и т.д.Синтез этих знаний может помочь человеку, по мнению авторов концепции 1999 года, самостоятельно определиться в системе общественных отношений и сделать его самореализацию наиболее успешной.
     Еще одной важной проблемой стал вопрос интеграции получаемых знаний. Содержание учебника, его структура, может выступать основой для интеграции, но насколько это соотносится с той жизнью, той ситуацией, которая актуальна для подростка сегодня или станет таковой завтра. Вопрос интеграции знания, и как результат его личностного присвоения крайне актуален в связи с особенностями современного общества. Оптимальной основой для интеграции является повседневный опыт школьника, но тогда возникает другая проблема – сочетание теории и практики.
     В концепции гражданского образования, которая была опубликована в 2003 году, есть положения, направленные на решение данной проблемы. «Заземляются» цели концепции 1999 года, подчеркивается прикладной аспект обществоведческого образования. Основная задача – целенаправленный процесс воздействия на учащихся, призванный активно способствовать формированию у них культуры гражданственности.
     Помимо традиционного компонента, представляющего собой обществоведческие знания, акцент делается на следующем7:
     1) изучение Конституции РФ и других основных правовых документов;
     2) использование всего арсенала методических средств педагога, прежде всего, предусматривающих активность учащихся: семинары, практикумы, конференции, ролевые игры;
     3) моделирование и анализ жизненных ситуаций, способствующие синтезу знаний и опыта учащихся.
     Практическая направленность обществоведческого образования выражена в необходимости формирования «ключевых социальных компетенций в интеллектуальной, коммуникационной, информационной, общественно-политической и прочих сферах»8.
     Из общего комплекса обозначенных компетентностей выделены те, формирование которых входит в цели преподавания именно обществознания:
     - в сфере гражданско-общественной, социальной деятельности и межличностных отношений, поскольку курс «содержит существенные элементы культуры, без которых невозможно сознательное выполнение типичных социальных ролей, содействует выработке нравственного и правомерного поведения»9;
     - в условиях жизни в многокультурном и многоконфессиональном обществе, поскольку курс может содействовать «воспитанию толерантности как моральной ценности, социальной нормы складывающегося в России гражданского общества, пониманию и уважению иного образа мыслей и образа жизни»10.
     В качестве несомненных «плюсов» предлагаемой концепции гражданского образования (2003 г.) следует отметить, что авторы рассматривают демократизацию жизни школы как практическую часть формирования данных компетентностей. Использование жизненного опыта учащихся в процессе изучения обществознания объявляется также очень ценным ресурсом для преподавания, что позволяет изучать не абстрактного индивида, а реального человека с его проблемами и достижениями, представить взаимодействие личности и общества как равноправное по силе воздействия друг на друга. В то же время в рамках предложенной концепции акцент сделан на освоении знаний, а не на развитии мышления11.
     Более того, не подчеркивается самый важный аспект соотношения теории и практики –утеоретических знаний, даже адаптированных, другой язык, он далеко не всегда сочетается с теми смыслами, которые уже есть в сознании подростка. Иногда получается, что подросток и учитель говорят на разных языках, что особенно проявляется в дискуссиях и игровых ситуациях. Проблема «перевода» с теоретического языка на повседневный и наоборот – сложная, но решаемая для учителя. Было бы еще лучше, если бы учебно-методический материал, который использует учитель, помогал в этом вопросе.
     В настоящее время выделяют следующие модели классификации интерактивных методов обучения,в основе которой может быть обеспечиваемый результат или базовая функция12:
     -традиционные методы – обеспечиваютфункцию трансляции (лекции, семинары, практические занятия);
     - новые (имитационные) –обеспечиваютусиление роли мышления и развитие мотивации обучающихся;
     - новейшие (инновационные игры, организационно-деятельностные игры, организационно-мыслительные игры) –обеспечиваютформирование интеллектуальной культуры и культуры саморазвития (по О.С. Анисимову).
     Еще одна классификация тоже основана на результате педагогического взаимодействия.Так, С.С. Кашлев выделяет13:
     - методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации;
     - методы организации обмена деятельностями;
     - методы организации мыследеятельности;
     - методы организации смыслотворчества;
     - методы организации рефлексивной деятельности;
     -интегративные методы (интерактивные игры).
     Наиболее интересной в практическом плане является классификация, в основе которой лежит наличие заданных моделей деятельности, что представлено в таблице 114.
     


Таблица 1 – Классификацияинтерактивных методов обучения
Неимитационные
Имитационные

неигровые
Игровые
Проблематизация
Анализ конкретных ситуаций – кейс-стади
Деловая игра
Практикум
Имитационные упражнения
Игровое проектирование
Семинар
Действие по инструкции – алгоритмы
Разыгрывание ролей – театрализация, в том числе социодрама
Дискуссия


Проблемная лекция


Конференция


ТЕКСТ
КОНТЕКСТ
     
     Имитационные методы обучения (воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной жизни) широко применяются в профессиональном образовании.
     Контекстный подход сегодня довольно широко известен.При изучении обществознания контекстный подход тоже успешно применяется. Общество не только является средой нашей жизни, оно создает огромное количество вопросов и проблем, адекватное и конструктивное решение которых требует понимания данного пространства, особенно в условиях современности15.
     Интерактивные методы отлично сочетаются и дополняются пассивными и активными методами. Это могут быть работа в парах, малых группах, мозговой штурм, использование вопросов и др. Затем, после освоения учащимися этих методов, можно использовать более сложные: ученик в роли учителя, каждый учит каждого, обоснование своей позиции, дебаты, кейс-метод и др.
     


1.2 Методологияизучения раздела «духовная культура»
     
     Анализируя методологию изучения раздела «духовная культура» в школьном курсе обществознания, необходимо отметить, что во ФГОСе подчеркивается приоритетность задач развития и воспитания личности обучающихся при изучении общественно-научных предметов.
     Как отмечает А.А. Миронова, учебный курс «Обществознание» представляет собой уникальную платформу для развития таких ключевых и приоритетных идей, как вопросы социального, экономического, экологического, правового, культурного, духовно-нравственного развития16.
     В статье А.А. Коростелевой подробно представлены методологические основы реализации воспитательного потенциала при изучении раздела «духовная культура» в курсе «обществознание». Так, автор пишет, что духовно-нравственный компонент курса «Обществознание» включает такие разделы духовного производства, как культура, наука, образование, мораль, искусство и религия. Методологическим обоснованием данного подхода выступает суждение А.Ф. Лосева о том, что именно в перечисленных отраслях человеческого знания производятся духовные ценности17.
     В связи с этим автор отмечает глубинную связь аксиологического и воспитательного компонентов образования в материалах данного учебного курса, направленного на формирование гражданских качеств личности во всей ее многомерной неповторимости (социальной, духовно-нравственной, культурной и пр.).
     Воспитательный потенциал курса «Обществознание» наиболее полно исследован академиком РАО Л.Н. Боголюбовым в монографии «Обществознание в современной школе: актуальные вопросы теории и методики». В ней автор сформулировал следующие принципы разработки данного учебного курса18:
     - непрерывность обществоведческого образования;
     - поэтапное расширение и углубление проблематики курса с учетом возрастных особенностей и изменений социального статуса ученика;
     - полнота освещения в курсе важнейших аспектов жизни человека и общества;
     - сочетание теоретических знаний с конкретным материалом о современном, прежде всего, российском обществе;
     - сочетание различных методологических подходов;
     - ориентация курса на раскрытие системы национальных и общечеловеческих ценностей;
     - включение в учебный процесс различных документов – носителей социальной информации;
     - включение в учебный процесс системы познавательных задач и примеров жизненных ситуаций, анализ и решение которых обеспечит формирование умений и развитие творческих способностей учащихся19.
     А.А. Коростелева отмечает, что перечисленные принципы построения курса «Обществознание» существенно расширяют возможности группы авторов под руководством академика РАО Л.Н. Боголюбова при рассмотрении тех или иных явлений действительности, анализе важнейших этических категорий, а главное – создают триаду «учитель – ученик - общество»20.
     Философский методологический уровень, применяемый авторами учебника по курсу «Обществознание» в разделе «Духовно-нравственная культура», как рассматривает А.А. Коростелева, проявляется при разработке понятийного аппарата, используемого в учебном процессе, при этом учебный материал выстраивается, исходя из таких постулатов, как категорический императив и «золотое правило» И. Канта, поиск смысла жизни С.Л. Франка, идеи русского космизма, представленные в философском наследии В.И. Вернадского, работах К.Э. Циолковского и А.Л. Чижевского21.
     Человек в курсе «Обществознание» рассматривается не только как существо биосоциальное, но и как «продукт» культуры, существо духовное, ориентированное на высшие человеческие ценности, имеющее идеалы, систему мировоззрения, ценностные ориентиры и потребности (§4 «Человек как духовное существо»)22.
     Именно такой подход авторов учебника позволяет изучать духовные ориентиры личности (ценности, идеалы и потребности), опираясь на грандиозный опыт человечества, начиная от религиозных взглядов Будды, Моисея, Иисуса Христа, Конфуция и заканчивая немецкой классической философией И. Канта и Г. Гегеля, философов ХХ в. Карла Поппера, Эриха Фромма, Э.В. Ильенкова и др.
     В учебниках по курсу «Обществознание» для основной школы темы, относящиеся к области духовно-нравственной культуры, как отмечает А.А. Коростелева, органично встроены в учебный контекст. Например, вопросы культурного поведения, уважения к другим людям, толерантности поднимаются уже в 5 классе в таких разделах, как «Учимся общаться», «Учимся быть терпимыми»23.
     Вопросы необходимости познать себя, окружающий мир предложены учащимся 6 класса в разделах «Человек-личность», «Познай самого себя», при этом учебный материал, по мнению А.А. Коростелевой, позволяет не только познакомиться с терминами «личность», «индивидуальность», «самооценка», но и осознать, что личность человека «прорастает» через его дела, отношение к другим людям, самореализацию в творчестве и труде, самопознание и самосозидание24.
     С проблемами развития личности, общества, сферы духовной культуры учащиеся знакомятся далее, в 8 классе, где сфере духовной культуры отведена целая глава. Вопросы становления личности, ее жизненных ценностей и ориентиров рассматриваются уже на более сложном учебном материале, что соответствует старшему школьному возрасту. Материалы данной главы выстраиваются на основе культурологического подхода, позволяющего, в частности рассматривать культуру как пласт бытия, вводящий учащихся в контекст ее функционирования и развития. К вопросам изучения морали, ее норм, духовных ценностей и культуры авторы также подходят с разных точек зрения (от религиозных ценностей до подвига Я. Корчака, А. Швейцера, противостояния А. Сахарова системе и др.). При этом достаточно внимания уделяется уже самим сферам духовного производства: морали, образованию, науке, религии, философии25.
     А.А. Коростелева считает, что авторы, размышляя о морали, совершенно обоснованно и органично вводят в контекст учебника для 10 классов материал о религии и системе религиозного мировоззрения в параграфе «Мораль. Религия». Широкий диапазон материала, привлекаемого к рассмотрению (от Античности до периода становления религиозного самосознания в рамках мировых религий, до религиозной философии П.А. Флоренского и взглядов Ф. Энгельса), позволяет учащимся осознать всю важность таких нравственных категорий, как Долг, Справедливость, Совесть, Истина, Добро, постараться именно на этом этапе постичь смысл жизни «как сложную систему внутренних духовных ценностей, ради достижения которых человек учится, работает, дружит и любит, создает семью, воспитывает детей, отдает сыновний (дочерний) долг родителям»26.
     Широта привлеченного учебного материала, по мнению А.А. Коростелевой, позволяет каждому учащемуся самостоятельно определять и выстраивать свою систему жизненных ценностей и следовать ей в логике своего личностного самоопределения и бытия. Вывод, сделанный авторами в разделе «Практические выводы»: «Каждому, кто хочет сократить зло, проявляющееся во многих сферах жизни, следует способствовать утверждению позитивных нравственных норм и ценностей», является непреложным жизненным компасом независимо от того, какой системы ценностей (светских или религиозных) придерживается человек27.
     В своей статье А.А. Коростелева отмечает, что, говоря об искусстве как особой сфере деятельности и способе познания человеком окружающего мира в разделе «Искусство и духовная жизнь», авторы используют широчайший диапазон иллюстративного материала, обращаясь и к творчеству Стендаля, И.А. Бродского, В. Высоцкого, и к наследию В. Мейерхольда, А. Шнитке, А. Сорокина и др., что позволяет создать особую смысловую «напряженность» текста, далекого как от схоластики, так и от излишней пафосности, что было бы одинаково разрушительным для учебного пособия в целом28.
     Наука и образование как особые сферы духовного производства представлены не только через свои основные функции, но и в контексте этических ценностей, что также связывает воспитательный, образовательный и аксеологический подходы, избранные в качестве основополагающих в рамках данного курса.
     Перечисленные особенности построения рассматриваемого раздела курса «Обществознание» позволяют сделать вывод о том, что в основе избранного авторами подхода лежат научные знания, то есть «знания, являющиеся результатом исследования общества и человека как объектов научного познания»29.
     Обзор раздела «Духовная культура» в курсе «Обществознание» позволяет сделать вывод о том, что формирование духовных ценностей личности – сложная, многоаспектная проблема, требующая объединения знаний различных наук о человеке (философия, история, педагогика, социология, право, медицина, физиология, культурология и др.). 
     В качестве общенаучных методологических принципов авторы выбрали принципы единства социального и биологического; единства теоретического и практического; единства логического и исторического; соотношения количественных и качественных данных. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся также является доминантным в организации учебного материала курса «Обществознание»30.
     Конкретно-научная методология раздела «Духовная культура» учебного курса «Обществознание», как отмечает А.А. Коростелева, представлена следующими основными подходами31:
     - системным – позволяет рассматривать все явления и события как системы, функционирующие по определенным принципам и законам;
     - целостным – является логическим продолжением системного подхода, но при этом позволяет рассматривать обучение и воспитание как единый процесс;
     - личностным – позволяет рассматривать личность как носителя культуры и продукт общественно-исторического развития. При этом личность выступает как равноправный участник учебного процесса (не только объект, но и субъект), его цель, результат и критерии эффективности;
     - деятельностным – деятельность (в том числе и учебная) понимается как средство и фактор развития личности;
     - культурологическим – знакомит учащегося через систему образования с культурным пластом бытия во всех его аспектах (потребление и производство духовных ценностей личности: от культуры здорового образа жизни до культуры саморазвития личности);
     - аксиологическим – тесно связан с предыдущим и предполагает не только усвоение учащимися уже созданных ценностей культуры, но и формирование ценностей личностного ряда, а также включение в процесс их активного производства на индивидуальном и социальном уровнях;
     - антропологическим – позволяет использовать данные всех наук о человеке при организации и осуществлении педагогического процесса в целом (образования и воспитания);
     - компетентностным – предполагает развитие у учащихся способности и готовности решать многоуровневые задачи личностного становления (мировоззренческого, коммуникативного, социального, культурного, будущего профессионального);
     - вероятностным – ориентирует на вычленение профессиональных задач, с которыми наиболее часто сталкивается педагог, чтобы определить успешный алгоритм (технологию) их решения32.
     Анализируя методологию изучения раздела «духовная культура» в школьном курсе обществознания, следует отметить, что в рамках данного курса эмпирические методы активно дополняют теоретический материал и создают основу для дальнейшего развития познавательного интереса учащихся. Этому содействуют и задания подготовить сообщение по той или иной теме, сделать прогноз («Предложи свой прогноз…»), высказать свою позицию (оценку) по тем или иным вопросам. Активный ряд заданий («Подбери иллюстрации…», «Проведите опрос среди старшеклассников…», «Докажи…», «Сделай выводы из следующих данных…», «Припомни ситуации из собственной жизни, когда тебе нужны были смелость и решительность») позволяют учащимся проявить креативность и свои знания, что способствует развитию таких качеств, как самостоятельность, дисциплинированность и ответственность.
     Таким образом, можно сделать следующие выводы:
     - методологической основой реализации воспитательного потенциала раздела «Духовная культура» школьного курса обществознания являются диалектическое положение о социальной обусловленности формирования личности, положения русской философской религиозной школы о духовной природе человека, положения концепций философии реализма и идеализма, работы психологов и социологов, изучавших основы духовной жизнедеятельности человека и др.;
     - раздел «Духовная культура» курса обществознания позволяет развивать у учащихся способность к эмпатии и рефлексии;
     - проблематизация курса и подача учебного материала в форме активного диалога с учащимися развивает альтернативность мышления, плюралистическое мировоззрение, что обусловливает продуктивность курса, поскольку позволяет современным тенденциям и реалиям органично встраиваться в контекст, что особенно важно для курса «Обществознание», стремящегося динамично реагировать на события окружающей действительности.



ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
2.1 Современные приемы изучения обществознания в 11 классе профильного уровня

     детей обучение  её для  важна изучения  ученику дисциплин  реализацию школьном  теоретическим Задача  понятие профильного  информации в  урока и  развитию базового,  нагрузки в  а школьников  специальных продолжению  смене Профильный  разработаны «Обществознания»  следует из  активно обществоведческих  выступление помогает  требований навык  со способствует  постоянная самостоятельно  предметов жизненные  видеть 
     Проблема  без современных теста заключается  схемы 
неумении  мультимедийные бкорректнуюраться сайты больших учителю потоках,  человек также  уроке отборе  сэкономить информации  же приведении фрагментарно в представленнуютеоретическим
 инициативы 33. Следующая  следственные заключается  учебникам отборе  тренинга применении  расширило педагогическихПо Ппопоор0 совокупность Лихачеву  педагогическая технология –  задействуются совоку поддержки психолого-педагогических  тетрадью определяющих  место альный социальным и  конкретные форм,  самый способов,  различных обучен другими воспитательных  этапах она  скрытому организационно-методический ребят педагогического  ярких 34. По  затруднения Волкову  отличать технология –  эмоционально описание  функционирования достижения  учебников результатов  обучением 35. Можно  информацией три  мультимедийного аспекта,  классом которых  мотивации понятие источников технология»:  практической процессуально-описательный  подготовка процессуально-действительный.   е современной  исследовательских учителя powerpointобходятся получается без  только технологий.какой образовательную а входит  источника :
—представления этих результатов  теста 
— диагностика  подготовку знаний;
—  которых моделей  повышению 
— критериибазовогооптимальной презентации для  анимированные конкретных
 обходятся 36.
	При  различные к  курсам обществознания,  рефератов в  учебника очередь выявляя использовать  включая образовательные  скрытому которые  закрепляют обеспечить  такие требований  выделять Калуцкая образовании выделяет  урока образовательные  контроля 37:
1. Технология коммуникативныеориентированного пропускать 
2. Технология  способностей обучения  оппонирование воспитания; 
3. такихтехнология; 
4.  включает практики; 
5.  образного критического  педагогическая 
6. Информационно-коммуникационные  актуальные 
7. Кейс  нагрузки 
В данной работе мы рассматриваем информационно-коммуникационные технологии.
     Система  выбрать образования подпараграфомк видеть приоритетов в деятельностисмыслдеятельностиде возможно научными.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44