- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Воспитание учащихся в процессе трудовой деятельности.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K016242 |
Тема: | Воспитание учащихся в процессе трудовой деятельности. |
Содержание
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Направление - 44.03.01 Педагогическое образование Направленность (профиль) - Начальное образование КУРСОВАЯ РАБОТА Воспитание учащихся в процессе трудовой деятельности. Руководитель Профессор Андреева Ю.В. УФА 2018 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ........................................................................................4-5 с Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ..................................................................................5-29 с 1.1 Труд как фактор воспитания и развития личности...........................................................................................5-7 с 1.2 Система трудового воспитания учащихся..........................................................................................7-9 с 1.3 Основы и пути трудового воспитания учащихся.......................9-11 с 1.4 Психологическая характеристика труда.................................................................................................11-14 с 1.5 Психологические основы воспитательного воздействия труда.................................................................................................14-17 с 1.6 Основные виды трудовой деятельности школьников..........17-20 с 1.7 Воспитание у учащихся потребности в труде,бережного отношения к материальным ценностям общества и личным вещам...........................................................................................20-23 с 1.8 Воспитательная работа по профессиональной ориентации учащихся.......................................................................................23-25 с 1.9 Высказывания о трудовом воспитании.Значение труда и трудового воспитания....................................................................25-29 с Глава 2.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ..............................................29-36 с 2.1 Организация трудовой деятельности учащихся и формирование у них трудовых умений и навыков...............................................29-32 с 2.2 Методы трудового воспитания.Рекомендации для родителей......................................................................................32-35 с 2.3 Рекомендации по проведению субботника в школе.............35-36 с ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................36-37 с СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................................37-38 с ВВЕДЕНИЕ Труд ... первое основное условие человеческой жизни ... Ф.Энгельс Труд занимает одно из важнейших мест в жизни человека.Труд и человек неотделимы друг от друга.Труд возвысил человека над животным миром,способствовал его физическому и духовному развитию.От первых каменных орудий,орудий из дерева и кости до космических кораблей - таков гигантский путь развития человека.Труд создал самого человека. Когда человек достигает возраста половой зрелости и способен нести социальную ответственность,он должен стать полезным членом общества и источником добра.Он не может проводить свое время в праздности,благодушии и,даже если достаточно состоятелен,не имеет права понапрасну тратить свою драгоценную жизнь. Любовь к труду следует воспитывать в ребенке с самого раннего возраста,чтобы в полной мере подготовить его к работе,к целенаправленной трудовой деятельности. Актуальность этой темы - осуществляя основные принципы воспитания,современная школа строит свою работу на основе соединения обучения с трудом.Воспитать любовь к труду - значит воспитать всего человека.Воспитательное значение труда для развития личности нельзя переоценить.На современном этапе развития нашего общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий дальнейшего ответственного гражданина,способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.Решение этой задачи во многом связано с формированием трудовых качеств в личности школьника. Успешное формирование личности в современной школе может осуществляться только на основе разумно организованного соединения учебно-воспитательной работы с практической трудовой деятельностью. Цель исследования:теоретическое обоснование необходимости знания особенностей трудовового воспитания учащихся. Объект исследования:процесс обучения трудовой деятельности школьника. Задачи исследования: 1. Изучить теоретико-методологический материал про трудовую деятельность. 2. Выявить особенности трудовой деятельности учащихся. 3.Разработать методологические рекомендации по трудовому воспитанию. В курсовой работе были использованы следующие методы исследования: - теоретические (описание,анализ); - эмпирические (наблюдение). Структура курсовой работы:курсовая работа состоит из введения,двух глав -теоретической и практической,заключения и списка использованной литературы. Глава 1.Теоретические основы изучения трудовой деятельности учащихся. 1.1 . Труд как фактор воспитания и развития личности. Воспитать любовь к труду-значит воспитать всего человека.Поэтому воспитание подрастающего поколения,воспитание учащихся в процессе трудовой деятельности стнавится ведущим началом деятельности всех учебно-воспитательных учреждений. Труд представляет собой сложную деятельность,для выполнения которой требуется достаточно высокий уровень физического и психического развития.Этот ведущий вид деятельности взрослого человека,производящего материальные и духовные ценности,присутствует в той или иной мере на всех возрастных этапах. Будучи личностным качеством,трудолюбие,таким образом,включает в себя следующие структурные компоненты: - потребность в созидательно-трудовой деятельности и ее здоровые социальные и личные мотивы; - понимание пользы труда для общества и для себя и убеждение в его нравственной благотворности (сознание); - наличие трудовых умений и навыков и их постоянное совершенствование; - достаточно прочную волю личности. Знание этой структуры имеет определяющее значение для осмысления методических основ трудового воспитания. В развитии личности ребенка труд играет огромную роль:учит детей быть полезными другим людям,помогать им,формирует трудовые умения и навыки,служит источником положительных эмоциональных переживаний. Труд способствует развитию физических,умственных и нравственных сил ребенка,его внимания,наблюдательности,совершенствует ощущения,восприятия,память,учит работать в коллективе и для коллектива.В труде формируются умения,навыки,вырабатывается общая трудовая готовность,которая становится основой дальнейшей деятельности человека. Понятие "готовность к труду" включает в себя: общую трудовую подготовку личности; готовность к будущему выбору профессиональной деятельности; развитие и формирование склонностей и способностей; общественно значимые мотивы выбора профессии. Приучая ребенка к труду,важно научить его не только обслуживать себя,но и выполнять посильную работу,полезную для всей семьи.Труд должен приносить ребенку радость,удовлетворение,а это возможно только при положительном отношении к нему,осознании его как первейшей необходимости.Поэтому наказание трудом совершенно недопустимо:оно вызывает отрицательные переживания,а это ведет к формированию негативного отношения ко всякой работе,желание ее избежать. С возрастом труд ребенка усложняется и приобретает в его жизни все большее значение.От бытовых обязанностей в дошкольном возрасте ребенок - школьник переходит к труду,результатом которого является общественно полезный труд. Трудолюбие,добросовестность,дисциплинированность,настойчивость и целеустремленность развиваются только при активном участии ребенка в трудовой деятельности. Если даже труд правильно организован и способствует формированию таких качеств личности,как трудолюбие,аккуратность,настойчивость,целеустремленность,то это не решение воспитательной задачи.Труд может оказывать самое различное,иногда отрицательное влияние на формирование нужной направленности личности. В воспитательной работе с детьми труд должен быть одним из самых основных элементов,подчеркивал А.С.Макаренко. 1.2 Система трудового воспитания учащихся. Труд - основной источник материального и духовного богатства общества,главный критерий социального престижа человека,его священный долг,фундамент личностного развития.Правильно осуществляемое трудовое воспитание,непосредственное участие школьников в общественно полезном,производительном труде является действенным фактором гражданского взросления,морального и интеллектуального формирования личности,ее физического развития. Важнейшими звеньями этой системы являются: 1. Формирование сознания того,что труд - источник благосостояния человека,что каждый человек должен трудиться и любить труд.К.Д.Ушинский призывал воспитателей зажечь у детей жажду серьезного труда.Нужно приучить детей трудиться не только для себя,но и для общей пользы,глубоко уважать людей труда,бережно относиться к вещам,которые созданы трудом взрослых. 2.Формирование сознания необходимости трудиться дополняется выработкой привычки к труду.Если у детей не будет этой привычки,они оставят начатое дело при первых же затруднениях. Всякий труд возможен лишь при наличии у детей трудовых умений и навыков.Поэтому в систему трудового воспитания входит формирование и закрепление таких умений и навыков.Большое значение в труде имеют такие качества,как сноровка,трудовая смекалка.Развитие этих качеств у учащихся крайне необходимо для каждого человека. 4.Труд в нашем обществе требует от каждого глубоких знаний и высокой культуры его организации.Надо приобретать необходимые знания и навыки соблюдения культуры труда:содержать в порядке рабочее место,инструменты,уметь правильно расположить все необходимое для работы. 5.Бережное отношение к общенародной собственности. 6.Большое значение имеет также воспитание у учащихся бережного отношения,творческого отношения к труду.Такое отношение к труду может сформироваться лишь в том случае,если человек относится к работе с любовью,понимает ее пользу и необходимость,если труд является для него основным содержанием жизни.Если дети будут бояться работы,будут стремиться как можно скорее отделаться от нее,то в этом случае не может быть и речи о формировании у них творческого отношения к своему труду.Поэтому воспитание любви к труду - одна из важнейших задач трудового воспитания детей. 7.В процессе трудового воспитания необходимо добиваться формирования навыков коллективизма у детей.Совместное трудовое усилие,работа в коллективе могут создать правильное отношение людей друг к другу,писал А.С.Макаренко.В воспитании учащихся следует поощрять различные коллективные формы труда,развивать чувство дружбы,товарищества,взаимопомощи между учащимися.В результате такой постановки трудового воспитания и может быть создано правильное оношение к товарищу.Если ученик сам будет отдавать все силы обществу,он не будет терпеть рядом с собой тунеядца,он решительно выступит против лентяев и бездельников. 8.Исключительно велика роль трудового воспитания в профессиональной ориентации молодого поколения. 1.3 Основы и пути трудового воспитания учащихся. Уже сравнительно давно проблема трудового воспитания детей является одной из центральных в педагогике.По мере расширения масштабов образования и возрастания роли научных знаний в формировании личности вновь стал вопрос о соединении обучения с трудом.Многие передовые педагоги прошлого,придавая большое значение вовлечению детей в трудовую деятельность,призывали бережно относиться к детскому организму,не перенагружать детей трудовыми заданиями,советовали использовать в трудовом воспитании такие виды труда,которые могли бы содействовать расширению кругозора детей,помогали бы им лучше,успешнее овладевать научными знаниями.Постепенно в педагогике на основе практики трудового воспитания детей были сформулированы законы и правила организации труда детей,разработанные советской педагогикой. Труд,как правило,завершается вещественным результатом;однако в одном случае создаются необходимые продукты или предметы,в другом-безделушки.Учителю важно это иметь в виду и строить свою работу так,чтобы каждое трудовое задание завершалось полезным и возможно более осязаемым результатом для общества и самого работающего. Именно поэтому многие школы в своих мастерских производят несложные,но необходимые для школы,семьи,шефов вещи.Такой серьезный труд увлекает ребят,организует и дисциплинирует их. Ведущее значение в системе трудового воспитания в школе имеет коллективный труд.В организации коллективного труда детей решаются многие задачи воспитания.Только в совместном,педагогически правильно организованном может сложиться настоящий коллектив.Дети любят работать сообща.Коллективный труд создает дополнительные мощные стимулы к повышению прилежания и изобретательности.В коллективном труде дети очень быстро усваивают ряд важных норм: работа начинается в определеный час,и опаздывать к началу работы нельзя; плохая работа не будет принята; старательность и изобретательность будут поощрены тому,чего не умеешь сам,научит товарищ,что не осилишь,легко сделать вместе. Но коллективность труда не означает его обезличенности.Правильно организованный коллективный труд требует максимальной четкости и определенности трудового задания каждому трудовому коллективу (звену,бригаде,группе) и отдельному воспитаннику.При такой организации труда ученик лучше осознает свою связь с колллективом через его собственный труд.Поэтому трудовая деятельность детей должна носить преимущественно коллективный характер.В коллективном труде ребенок приобретает многие полезные навыки общественной жизни. Всякий труд требует от человека затраты определенных усилий.Детский организм находится в стадии постояннного развития,мускульная и нервная система ребенка еще не вполне развита и склонна к быстрому утомлению.Получив непосильное трудовое задание,ребенок даже при максимальной затрате сил оказывается не в состояниии его выполнить и не испытывет удовлетворния от труда.Иногда ему удается достичь результата ценой огромной перегрузки.Ни в том,ни в другом случае у детей не появляется стремление приниматься за работу вновь.Ясно,что перегрузка детей в трудовой деятельности не только не содействует развитию трудолюбия у ребенка,а наоборот,вызывает отвращение к труду. Однако это не значит,что как только ребенок заявит о своей усталости,нужно освобождать его от работы.Легкая усталость от труда не вредна,а полезна.Она заставляет с уважением относиться к труду других людей. Приступая к работе,человек стремится узнать,чем закончится его труд.Знание цели предстоящей работы в большей степени необходимо при организации детского труда,поэтому нужно поручать детям такую работу,цель которой понятна,доступна и желанна. 1.4 Психологическая характеристика труда. Труд в целом не психологическая,а социальная категория.В своих основных общественных закономерностях он предмет не психологии,а общественных наук.Предметом психологического изучения является поэтому никак не труд в целом,а только психологические компоненты трудовой деятельности. В своей классической характеристике труда К.Маркс отметил и ряд важнейших психологических его особенностей."Труд, - пишет Маркс,-есть прежде всего процесс,совершающийся между человеком и природой,процесс,в котором человек своей собственной деятельностью опосредует,регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой.Веществу природы он сам противостоит как сила природы.Для того чтобы присвоить вещество природы в известной форме,пригодной для его собственной жизни,он приводит в движение принадлижащие его телу естественные силы:руки и ноги,голову и пальцы.Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее,он в то же время изменяет свою собственную природу.Он развивает дремлющие в последней способности и подчиняет игру этих сил своей собственной власти.Не будем рассматривать здесь первых животнообразных инстинктивных форм труда...Мы предлагаем труд в такой форме,в которой он составляет исключительное достояние человека.Паук совершает операции,напоминающие операции ткача,и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов.Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем,что прежде чем строить ячейку из воска,он уже построил ее в своей голове.В конце процесса труда получается результат,который уже в начале этого процесса имелся в представлении работника,т.е. идеально.Работник отличается от пчелы не только тем,что он изменяет форму того,что дано природой:в том,что дано пиродой,он осуществляет в то же время и свою сознательную цель,которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю".Маркс характеризует,таким образом,труд как сознательную целенаправленную деятельность,которая направляется на осуществление результата,до действия данного в представлении трудящегося,и регулируется волей в соответствии с ее сознательной целью. Направляясь по своей основной установке на производство,на создание определенного продукта,труд это вместе с тем и основной путь формирования личности.В процессе труда не только рождается тот или иной продукт трудовой деятельности субъекта,но и сам он формируется в труде.В трудовой деятельности развиваются способности человека,формируется его характер,получают закалку и переходят в практические установки его мировоззренческие принципы. Своеобразие психологической стороны трудовой деятельности связано прежде всего с тем,что по своей объективной общественной сущности труд является деятельностью,направленной на создание общественно-полезного продукта.Труд- это всегда выполнение определенного задания;весь ход деятельности должен быть подчинен достижению намеченного результата;труд требует поэтому планирования и контроля исполнения,он поэтому всегда заключает определенные обязательства и требует внутренней дисциплины.Вся психологическая установка трудящегося этим в корне отличается от установки играющего человека. То обстоятельство,что в трудовой деятельности все звенья ее подчинены конечному звену,ее итоговому результату,уже придает специфический характер мотивации трудовой деятельности:цель деятельности лежит не в ней самой,а в ее продукте.В силу общественного разделения труда положение становится все более специфичным.Так как ни один человек не производит все предметы,нужные для удовлетворения его потребностей,то мотивом деятельности человека становится продукт не его деятельности,а деятельности других людей,продукт общественной деятельности.Поэтому в труде складывается характерная для человека способность к действию дальнего прицела,опосредованная,далекая мотивация,в отличие от той действующей в порядке короткого замыкания короткой мотивации,которая характерна для животного,для реактивного,импульсивного действия,обусловленного моментальной ситуацией. Трудовая деятельность совершается первично не в силу привлекательности самого процесса деятельности,а ради более или менее отдаленного ее результата,служащего для удовлетворения потребностей человека.Сам процесс труда может быть и обычно в той или иной мере,в той или иной части своей бывает более или менее трудным,требующим напряжения,усилий,преодоления не только внешних,но и внутренних препятствий.Поэтому в труде вырабатывались и для труда требуются воля и произвольное внимание,необходимое для того,чтобы сосредоточиться на непосредственно не привлекательных звеньях трудового процесса. Будет ли труд,в силу того,что он осознается как обязанность,требует напряжения,усилия,преодоления препятствий,испытывается как ярмо,как бремя,как проклятие человека или как "дело чести,дело славы,дело доблести и геройства". Эти объективные общественные условия данного общественного строя,господствующие в нем общественные отношения всегда находят себе отражение в мотивации трудовой деятельности,потому что труд всегда заключает не только отношение человека к вещи,к предмету-продукту труда,но и к другим людям. В труде поэтому существенна не только техника труда,но и отношение человека к труду.Именно в нем обычно заключены основные мотивы трудовой деятельности человека.Это субъективное отношение человека к труду обусловлено отражающимися в сознании людей объективными общественными отношениями. Нормально труд является насущнейшей потребностью человека.Трудиться - значит проявлять себя в деятельности,претворять свой замысел в дело,воплощая его в материализованных продуктах;трудиться - это значит,объективируясь в продуктах своего труда,обогащать и расширять свое собственное бытие,быть создателем,творцом-величайшее счастье,которое вообще доступно человеку.Труд - основной закон развития человека. Для психологического анализа трудовой деятельности помимо мотивации существенна психологическая природа тех процессов или операций,посредством которых она осуществляется.Во всяком труде,в том числе и физическом,участвуют и умственные процессы,так же как в каждом труде,в том числе и в умственном,участвуют и те или иные движения.В труде,как реальной деятельности человека,участвуют в той или иной мере все стороны и проявления его личности.Но различие объективного характера и организация различных видов труда приводит к тому,что и в психологическом и в частности интеллектуальном отношении они оказываются не однородными. В каждом виде труда имеется своя,более или менее сложная,техника,которой необходимо овладеть.Поэтому в труде всегда более или менее значительную роль играют знания и навыки.Без знания и навыков невозможен никакой труд.Особенно значительную роль знания приобретают в более сложных видах труда,особо значительную роль навыки играют в наиболее механизированных отраслях и видах труда,где основные действия носят в значительной мере стандартный,однообразный характер и могут быть легко автоматизированы.Однако в каждом труде всегда все же приходится учитывать изменяющиеся условия,проявлять инициативу и,сталкиваясь с теми или иными неожиданными обстоятельствами,решать новые задачи.Поэтому всякий труд включает в той или иной мере интеллектуальные,мыслительные процессы более или менее высокого уровня.И,наконец,в какой-то мере всегда представлен в труде и момент изобретения,творчества. 1.5 Психологические основы воспитательного воздействия труда. Труд - воспитывающий фактор.Труд становится по-настоящему воспитывающим фактором при следующих условиях. 1.Труд учащихся должен быть общественно полезным трудом.Школьник должен осознавать,что его труд представляет определенную общественную ценность,общественную значимость,приносит пользу людям,коллективу,обществу.Это может быть труд на пользу школе (работа на пришкольных участках,оформление школы,ремонт школьной мебели и учебных пособий,благоустройство и озеление школьного двора и т.д.). Но работа только внутри школы и только для школы еще не решает полностью задачи воспитания.Необходимо,чтобы школьники принимали участие в труде на пользу других,а не только на пользу своего общешкольного коллектива.Поэтому,например,такое большое значение имеет участие школьников в городских субботниках,в работе по озеленению и т.д. Надо иметь в виду,что у младших школьников часто выступают личные мотивы труда-сделать вещь для себя,для личного пользования. 2.Результатом труда обязательно должен быть полезный продукт,имеющий определенную общественную ценность.Школьник должен ясно,зримо видеть реальные результаты своего труда.В этой связи очень важно на деле знакомить школьника с общественным назначением цели его труда,показать ученику,кому нужен его труд.Если школьники не видят,что их работа приносит пользу,у них пропадает всякое желание трудиться,они работают по принуждению,неохотно. Отрицательное отношение к труду формируется в тех случаях,когда труд бесцелен,а продукты детского труда никому не нужны. 3.Труд школьника должен быть коллективным.Коллективный труд не означает просто работы вместе,в одном помещении,в одно время.Коллективный труд-это совместное выполнение трудовых задач,это труд объединенный общей целью.Только такой труд вырабатывает умение подчинять свое поведение в интересах коллектива.Коллективный труд позволяет ставить и решать задачи,выполнение которых не под силу каждому отдельному человеку,дает возможность школьникам приобрести опыт трудовой взаимопомощи и солидарности,взаимного контроля.Если стимулом труда служит только личный успех,то отсутствует основа для формирования качеств коллективиста.Коллективная же работа вызывает у школьников заинтерисованность в общих результатах труда,так как результаты работы коллектива находятся в прямой зависимости от показателей каждого его члена. 4.Труд школьников должен быть инициативным.Желательно,чтобы он был творческим,предоставлял школьникам возможность проявить инициативу,стремление к новому,поискам.Чем больше интеллектуальных усилий требует труд,тем с большей готовностью занимаются им школьники. 5.Там,где возможно,в труде (особенно подростков и старших школьников) должны применяться различные формы самоорганизации и самодеятельности.Дело не только в том,что школьники приобретают организаторские навыки (хотя и это очень важно),но и в том,что саморганизация помогает развивать самостоятельность,навыки руководства и подчинения,творческую инициативу,чувство ответственности. 6.Труд школьников должен быть интересным для них.Деятельность школьников,особенно младшего возраста,далеко не всегда может мотивироваться сознанием ее общественной значимости.Деятельность младшего школьника в гораздо большей степени мотивируется непосредственным интересом.Разумеется,не всегда надо стремиться занять ребят только таким трудом,который непосредственно интересует их.Они должны привыкать заниматься и таким трудом,который малоинтересен.Но в этом случае воспитателю следует пробудить у школьников хотя бы косвенный интерес к работе,связав ее с тем,что представляет непосредственный интерес для школьников.Иначе учащиеся будут тяготиться таким трудом,даже сознавая его общественную ценность. 7.Труд школьников должен быть посильным для них.Он не должен приводить к перенапряжению сил,переутомлению детей.Если труд непосилен,то он угнетающе действует на психику,ученик теряет веру в себя и часто вообще отказывается выполнять даже посильную работу,так как чувство неуверенности преследует его. Там,где возможно,что труд школьников должен быть увязан,с их учебной деятельностью.Необходимо устанавливать органическую взаимосвязь между теоретическими знаниями школьников и их практической трудовой деятельностью (при различных сельскохозяйственых работах,работе на пришкольном участке и т.п.) так,чтобы их труд требовал знания биологии,химии,физики,геометрии,умения составить чертеж и разобраться в нем. 9.Совершенно недопусимо наказание школьников трудом.Школьник отчетливо сознает,что наказания трудом нет,если ему говорят:"Подклей разорванную тобой книгу";"Почини сломанный тобой стул";"Насорил-подмети".И совсем другое дело,если его заставляют трудиться за то,что он нагрубил учителю,опоздал на уроки или получил плохую отметку.Тогда в сознании учащихся труд ассоциируется с неприятными переживаниями,и у детей неизбежно возникает отрицательное отношение к нему.Труд воспитывает тогда,когда он не является для школьника принуждением,наказанием.В воспитательных целях можно иногда практиковать обратное-наказывать школьника лишением права трудиться в коллективе и с коллективом.Но это можно делать,твердо зная,что подобное наказание будет глубоко переживаться ребенком.Тогда он начнет понимать,что право на труд надо заслужить 10.Наконец,необходимо требовать от школьника не просто выполнения работы,а тщательного,аккуратного,добросовестного выполнения,бережного отношения к оборудованию,материалам,орудиям труда. Если соблюдаются все указанные условия,то труд становится для школьников весьма привлекательной деятельностью,вызывает у них чувство большого морального удовлетворения.В таком труде они приобретают практический опыт правильного общественного поведения. 1.5 Основные виды трудовой деятельности школьников. Поскольку трудовое воспитание осуществляется в процессе включения учащихся в соответствующую их возрасту трудовую деятельность. Широкое применение в школе находит прежде всего трудовая деятельность учащихся,связанная с учебными занятиями.Начиная с 1-го класса,учащиеся занимаются изготовлением разнообразных учебно-наглядных пособий:таблиц,картин,диаграмм,гербариев,колекций,простейших моделей,а в средних и старших классах школьники создают различные механизмы,действующие модели,стенды и т.д.При изучении природоведения и ботаники учащиеся работают на пришкольном учебно-опытном участке,занимаются выращиванием цветов,создают живые уголки,организуют работу по подкормке птиц и диких животных. Учебный труд занимает большую часть времени детей,поэтому оказывает огромное влияние на их воспитпние.Роль обучения в трудовом воспитании детей надо рассматривать как источник приобретения определенных знаний о значении труда в жизни человека,о характере труда в нашем обществе,о нравственном характере тружеников труда и формирования определенных черт характера,трудовых умений и навыков в самом процессе организации учебного труда. Школьные учебники знакомят детей с различными видами труда людей.Содержание учебников дает богатый материал для формирования первоначальных убеждений о роли труда,его характере в нашем обществе,о значении труда в преобразовании природы и условий жизни.Задача учителя-правильно использовать этот материал. Как и любой вид труда,учение сопровождается затратой физических сил и утомлением.Если утомление не будет вовремя снято,оно приведет к расстройству здоровья и вызовет у ученика отвращение к умственной работе. Результаты учебного труда не всегда осознаются школьниками.Часто дети ошибочно считают,что они все знают,а учитель ставит им плохую оценку.Это обязывает учителя показывать детям,каких результатов они должны добиваться в той или иной работе.Если ученик получил задание решить задачу,важно дать ему средства проверить правильность решения. Так умственный труд тяжел,то ребенок стремиться завершить данную работу как можно быстрее.Учет этой особенности требует от учителя необходимости точнее определять характер задания и приучать ребенка к самоконтролю. Большое значение имеет правильный режим умственного труда школьников.Учение должно быть ритмическим,без значительных перерывов,возобновляться после некоторого отдыха или других занятий. Организация и результативность учебного труда во многом зависят от того,насколько хорошо учащиеся владеют умениями и навыками учебного труда.С первых шагов обучения нужно учить детей учиться,воспитывать мотивы учения. Значительное место в трудовом обучении и воспитании занимают ручной труд в начальных классах,занятия в учебных мастерских в средних классах и учебно-производственная практика в старших классах. Прежде всего необходимо правильно определить содержание этих уроков.Исходным документом при планировании является программа.Однако она дает лишь направление.Конкретные виды деятельности детей определяются с учетом производственного окружения,направления работы школы,наличия условий для вовлечения детей в тот или иной вид работы. И еще одно положение важно иметь в виду:уроки труда должны быть своеобразным связующим звеном между научными знаниями и окружающей детей жизнью. Сама организация уроков-важное средство трудового воспитания учащихся.Лучшие учителя добиваются этого различными путями.Одним из них является организованное начало урока.У некоторых учителей и до сих пор бытует представление,что урок труда какой-то особенный и дети могут нарушать дисциплину.Поэтому часто в начале урока учащиеся долго не приступают к работе,преходят с места на место,громко разговаривают и смеются.Такое поведение детей и является как раз следствием неверного понимания учителем специфики уроков труда.Особенность этих уроков состоит не в характере поведения учащихся,а в характере их деятелности.В остальном урок труда сохраняет все признаки обычного школьного урока,поэтому и начинается он у лучших учителей при абсолютном внимании и организованности детей.Учитель ставит цель предстоящей работы,дает необходимые разъяснения и инструктаж и после этого разрешает детям приступать к работе. Сама работа в зависимости от подхода учителя к урокам труда может быть организована по-разному.Этот урок может стать школой воспитания коллективизма,если учитель будет чаще практиковать изготовление коллективных изделий.При такой организации работы дети сообща обсуждают план изготовления вещи,во время ее выполнения они вступают в отношения взаимозависимости,накапливают опыт правильных отношений с товарищами,совместного труда по общему плану. Учитель не может упускать из виду и задачи культуры труда на уроках."Каждой вещи свое место"-это правило может стать ведущим в начале урока,в процессе выполнения намеченной работы и при проведении итогов ее выполнения. Большую роль в трудовом обучении и воспитании играет труд по самообслуживанию.Он включает:уход за своими вещами,уборку классов и учебных кабинетов,ремонт учебно-наглядных пособий,книг в школьной библиотеке,мебели и инвентаря и т.д. Важным видом трудовой деятельности учащихся является общественно полезная работа по благоустройству школьной территории,по сбору вторичного сырья и т.д.К этой работе привлекаются учащиеся от 1 до 11-х классов. Наконец,в трудовом воспитании большое значение имеет общественно полезный,производительный труд,который организуется в средних и старших классах на промышленных предприятиях,в сельском хозяйстве и который связан с созданием материальных ценностей.Воспитательное значение общественно полезного труда состит в том,что он выводит учеников из стен школы и дает им возможность почувствовать себя юными гражданам своей Родины.Специфика этого труда налагает свой отпечаток и на его организацию. 1.6 Воспитание у учащихся потребности в труде,бережном отношении к материальным ценностям общества и личным вещам. Существенной задачей трудового воспитания является формирование у учащихся потребности в труде и бережном отношении к материальным ценностям общества и личным вещам. Только потребность создает внутреннее влечение к трудовой деятельности,побуждает учащегося бережно относиться к материальным ценностям общества,спобствует формированию таких личностных качеств как трудолюбие и бережливость. Успешное решение этой проблемы во многом зависит от характера воспитания в семье.Правильное семейное воспитание заключается в том,чтобы стержневой линией в развитии ребенка было постепенное втягивание его в посильную и разнообразную трудовую деятельность.Вначале это бывает простейшая работа по самообслуживанию,связанная с уходом за свои....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: