- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Определить и проверить на практике способы развития творческой деятельности учащихся начальной школы в процессе изучения окружающего мира
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W013331 |
Тема: | Определить и проверить на практике способы развития творческой деятельности учащихся начальной школы в процессе изучения окружающего мира |
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6 1.1. Творческая деятельность как предмет психолого-педагогических исследований 6 1.2. Психолого-педагогические условия развития творческих способностей как залога творческой деятельности 17 1.3. Развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте 25 ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 34 2.1. Эмпирическое исследование творческой деятельности младших школьников. Диагностика уровня творческого развития 34 2.2. Использование учебника для развития творческих способностей обучающихся при изучении окружающего мира 41 2.3 Развитие творческих способностей младших школьников на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности 46 ВВЕДЕНИЕ Актуальность проблемы. В современном мире существует потребность в людях творческих, имеющих нестандартное мышление. Сейчас, когда перестраивается мышление, как никогда осознается необходимость повышения внимания к процессу формирования личности, создания возможностей для свободного творческого развития. Именно развитие ребенка называется основным смыслом педагогического процесса в концепции общего среднего образования, что подтверждает актуальность данного акцента. Главная цель школы – способствовать умственному развитию личности, раскрывать её творческие возможности, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования призван обеспечить развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться. Стандарт начального общего образования включает творческую составляющую в цели изучения окружающего мира: ? развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; ? воспитание потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье. Главная задача начальной школы – это воспитание и развитие качеств личности, способностей и задатков. Источниками для полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности: 1. Учебная деятельность, направленная на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе. 2. Творческая деятельность, направленная на проявление у ребенка самостоятельности, самореализации и воплощение его собственных идей, связанных с созданием нового. Для осуществления указанных видов деятельности дети решают разные задачи и с разной целью. В учебной деятельности решаются учебно-тренировочные задачи, чтобы овладеть умениями или освоить какое-либо правило. В творческой деятельности детьми решаются поисковые задачи, целью которых является развитие способностей ребенка. Если в учебной деятельности формируется умение учиться, то в творческой формируется способность искать и находить новые и необычные решения, разные способы достижения результата и новые подходы к действиям в предполагаемой ситуации. Степень разработанности данной проблемы является недостаточной. Не в полной мере изучен процесс развития творческих способностей в рамках предмета окружающий мир, не разработаны модели эффективного развития данного вида способностей. Следует отметить, что основное место в деятельности учащихся начальной школы занимает учебно-познавательная деятельность, обходя стороной творческую. Поэтому тема моей выпускной квалификационной работы была определена как «Творческая деятельность учащихся начальной школы в прочесе изучения окружающего мира». Цель исследования: Определить и проверить на практике способы развития творческой деятельности учащихся начальной школы в процессе изучения окружающего мира. Достижение поставленной цели с учетом специфики предмета исследования требует решения следующих задач: 1.Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме; 2.Обеспечить диагностику развития творческих способностей; 3.Определить формы и содержание работы по развитию творческих способностей младших школьников в урочной деятельности. Объект исследования: Процесс развития творческих способностей младшего школьника. Предмет исследования: Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста с помощью творческих заданий. Гипотеза исследования: Процесс развития творческих способностей младшего школьника будет более эффективным, если: - созданы условия, способствующие развитию творческих способностей, как в учебной, так и внеурочной деятельности ученика; - развивающая работа с детьми строится на диагностической основе. В процессе исследования и решения поставленных задач использовались такие методы исследования, как: * теоретический анализ научно-методической литературы. Данный метод применялся с целью выявления основных подходов к решению исследуемой проблемы. По разрабатываемой теме изучались источники отечественных и зарубежных авторов: учебно-методические пособия, периодическая литература и другие материалы; * научных исследований. Целью данного метода было установление того, как можно использовать полученные научные знания в практической деятельности человека.; * изучение педагогического опыта. Использование этого метода позволило изучить организованный целенаправленный педагогический процесс и его результаты, находящие свое отражение в творческой деятельности обучающихся; * диагностические методы. Целью которых стало выявление проблемы в процессе развития творческих способностей и нахождение всевозможных путей решения. ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 1.1. Творческая деятельность как предмет психолого-педагогических исследований Творческая деятельность подразумевает открытие качественно нового, ранее не существовавшего: новая цель, новый результат, новые средства и способы достижения их на основе использования, варьирования или комбинирования уже имеющихся знаний либо известных способов действия. [И. Н. Баламутова, Деятельность в жизни человека и общества, Педагогическая нака и образование вРоссии и за рубежом, 2005, 2] Кроме понятия «творческая деятельность», часто используется понятие «творчество». Творчество, с одной стороны – это деятельность по созданию продукта, получению нового результата (Т.В. Кудрявцев Творческая природа человека//Вопросы психологии. 1990, № 3, с. 116.), с другой – процесс достижения результата (Л.С. Выготский Воображение и творчество в детском возрасте.- СПб.: СОЮЗ.1997.-92с.), в котором реализуются потребности и способности, происходит саморазвитие личности. Творческий процесс – это скорее прорыв в неизвестное, основанный на накопленном опыте, знании и умении, а также навыках, приобретённых в процессе успешной деятельности человека. [Энциклопедический словарь с. 103-105 Брокгауза и Ефрона» (сокращённо ЭСБЕ), Выпущена акционерным издательским обществом Ф. А. Брокгауз —И. А. Ефрон (Петербург) в 1890—1907 годах.] Творчество является высшей формой активной, самостоятельной деятельности человека. Потребность к творчеству может быть источником воображения, фантазии. Механизмом творчества является интуиция, т.е. знание, условия получения которого неосознанные. [И. Н. Баламутова, Деятельность в жизни человека и общества, Педагогическая нака и образование вРоссии и за рубежом, 2005, 2] Проблему творчества рассматривал в 1921-1923 годах физиолог В.В. Савич. Ранее творчество как образование новых условных рефлексов и вопрос об одарённости как высшее проявление творчества изучал В. Освальд. Эти работы посвящались в основном естественно-философскому осмыслению роли творчества как механизма развития природы, так и человечества в целом. Творчество – это личностное качество, базирующееся на развитии высших психических функций, когда творчество как навык включается во все виды деятельности, поведения, общения, контакта со средой [Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: учеб. пособие. - М.: Академический Проект, 2003. - 304 с.]. Воображение- это психическая деятельность, заключающаяся в создании мысленных ситуаций и представлений, почти никогда не воспринимавшихся человеком в действительности. [Бородай Ю.М. Воображение и теория познания, Москва, 1966, 27с.] Существуют два вида воображения: * воссоздающее. Заключается в создании образов объектов в соответствии с их описанием и изображением. * творческое. Состоит в самостоятельном создании новых образов, воплощаемых в оригинальные продукты научной, технической и художественной деятельности. [Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании, Москва, 1979, 43с. ] Интеллект- это способность разбираться в происходящем, использовать имеющиеся средства и эффективно решать жизненные задачи. Уровень интеллекта во многом зависит от врожденной характеристики. Дети рождаются как интеллектуально здоровыми, так и даунами. Интеллектуальное развитие зависит от семьи и уровня интеллекта окружения ребенка. [У.Брофенбеннер Два мира детства, Москва: Прогресс, 1976, 12с.] В качестве творческих видов деятельности в психолого-педагогической литературе выделяют следующие: ? научный; ? правовой; ? социальный; ? изобретательский; ? культурный; ? философский; ? религиозный; ? игровой; ? спортивный; ? музыкальный и другие. Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционных взаимосвязей элементов проблемной ситуации и пр. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления, критичность, способность к сближению понятий, цельность восприятия и другие. Задатки творческой деятельности присущи любому человеку. Нужно суметь их раскрыть и развить. Проявления творческих способностей варьируются от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных, но сущность творческого процесса одинакова для всех. [ Педагогический энциклопедический словарь под редакцией Б.М.Бим-Бада, 2002] Процесс творчества протекает в трех основных фазах: 1) подготовительной, предполагающей умение самостоятельно видеть и ставить проблемы; 2) поисковой – определение решения проблемы; 3) исполнительной – творческое воплощение решения в конкретный продукт. Будучи эрудированным и широко мыслящим человеком П.К. Энгельмейер (по образованию инженер) пробовал создать новую науку о творчестве-эврилогию. Творческая деятельность является инструментом развития творческих способностей, т.к. выполняя творческие задания в частности и осуществляя творческую деятельность вообще, субъект применяет свои способности для решения какой-либо проблемы и, следовательно, развивает их в ходе решения. Под способностями принято понимать сочетание двигательных и психологических особенностей (рефлексов), которые лежат в основе успешности выполнения любого вида деятельности, исключая при этом знания, умения и навыки, вырабатываемые у ребенка в процессе обучения. При этом успешность на любом поприще обусловлена не конкретной способностью, а совокупностью качеств, характеризующих личность. Согласно «педагогической энциклопедии», способность – это свойство личности, имеющее существенное значение при выполнении той или иной деятельности [Российская педагогическая энциклопедия под редакцией Давыдова В.В.,1993, том 2, 57с.]. Значение понятия «способность», по толкованию в словаре Ожегова, – природная одаренность, талант [Толковый словарь С.И.Ожегова, 1960, 84с.]. Способности понимаются как психологические особенности человека, от которых зависит возможность осуществления деятельности максимально успешно. Различают общие и специальные способности: первые отражают способность к развитию; вторые – психические особенности, позволяющие человеку достичь высоких результатов в выполнении специальной деятельности – технические, художественные, музыкальные [2, с.84-85 из курсовой]. К общим способностям относятся такие, как умственные, моторика движений, развитая память, совершенная речь. Учебные и творческие способности также отличаются. Если первые являются определяющими успешность обучения и воспитания, усвоения знаний, умений и навыков, формирующих качество личности, то вторые выявляются в процессе создания предметов материальной и духовной культуры, открытий и изобретений, а также производство новых идей в любой области деятельности человека. Наличие у человека одних способностей не исключает наличие других, а чаще всего они взаимно дополняют и обогащают друг друга. Изучением проблемы развития творческих способностей личности занимались российские ученые-психологи: А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес. В разработках этих ученых наиболее широко представлены положения теории как врожденных, так и приобретенных способностей индивидуума, с глубоким анализом развития понятийного аппарата. Б.М. Теплов конкретизировал и изучил в своих работах индивидуально-психологические предпосылки развития разных функций и умений [Теплов Б. М. Способности и одарённость // «Учёные записки Гос. НИИ психологии», 1941, т. 2, 146с.]. А.Н. Леонтьев разработал теорию о том, как из природных данных на основе структуры человеческой деятельности зарождаются и качественно развиваются психологические функции и процессы [Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии, 1960, № 1, с. 12]. Труды этих ученых основаны не на отрицании врожденного неравенства задатков способностей и их связи с итоговой успешностью выполнения сложных форм деятельности, а на приятии и изучении их. Различия заключаются в по-иному расставленных акцентах и в употреблении понятий. Теплов связывал понятие способностей с биологически обусловленными различиями, Леонтьев понятие способности относил к сложным окультуренным человеческим функциям [1, с.80-81 из курсовой]. Б.М. Теплов под способностями понимал индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Он не считал, что одаренность – привилегия немногих, исключительных личностей. Ученый подчеркивал, что основной характеристикой способностей является их качество. Он отмечал, что биологические задатки – это только предпосылки развития. Они могут повлиять на развитие той или иной способности только во взаимодействии с определенными условиями. По мнению Теплова, способности всегда являются результатом развития, нельзя говорить о способности, возникшей до начала развития, и о способности, достигшей вершины развития. Оценка способности выражается в возможности соответствия требованиям, предъявляемым к разным видам труда к психо-физиологическим особенностям человека, в том числе способностям к обучению в игре. Способность к деятельности – это сложная структура, состоящая из более простых способностей. Это такие способности, как скорость усвоения, а также правильность применения определённых знаний, навыков и умений и возможность их оригинального применения и использования. Первые из них легче проявляются и обнаруживаются в процессе обучения, вторые выявляются в творческой деятельности. По общественному значению проявленных способностей, выраженных в результате трудовых достижений, люди подразделяются на способных, талантливых и гениальных. Для сравнения, в философском словаре слово «способности» определено как индивидуальная особенность личности, являющаяся субъективным условием успешного осуществления определенного вида деятельности. Способность не сводится к имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам - она обнаруживается в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности являющимися внутренними психическими регуляторами, которые обуславливают возможность их приобретения. обратимся к истории философии где способность трактовалась как свойства души и особые силы передаваемые по наследству и присущие индивиду с момента рождения. Понятие талантливости и гениальности – это скорее качественный уровень развитие способностей, которые различаются по характеру полученных продуктов какого либо вида деятельности. при этом талант – это совокупность определённых способностей позволяющая получить в результате деятельности продукт отличающийся новизной, совершенством и максимальной общественной значимостью. когда гениальность-это высшая ступень развития талантов, способная осуществлять принципиальные сдвиги в любой сфере деятельности или творчестве. Проблема формирования способностей к конкретным видам деятельности человека занимает огромное место как в психологических, так и в педагогических исследованиях. В учебнике психологии Крылова В.В. приводится несколько определений способностей : ? это свойство души человека, понимаемое как совокупность всех психических процессов и состояний; ? представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение человеком различных видов деятельности; ? это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование в практике. Третье определение внёс Теплов, но в его работах оно снова подразделяется ещё на 3 дополнительных определения [Теплов Б. М. Исследование индивидуально-психологических различий // НО, 1957, № 1, 83 с.] : 1. Индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. 2. Не всякие, вообще индивидуальные особенности, а только такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. 3. Понятие не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. Способность, которая не развивается человеком в течение жизни и которая на практике перестаёт использоваться стечением времени, стирается. Например, творческие способности, такие как музыка, техническое и художественное творчество, связанные с систематическими занятиями, считающиеся сложными видами человеческой деятельности, развиваются только благодаря определённым условиям: постоянно поддерживать и развивать дальше. Успешность деятельности любого индивида зависит от совокупности способностей сочетания различных способностей и степени их развития, а не от определённой одной. Но существует взаимозаменяемость, то есть отсутствие необходимых задатков к развитию одних способностей, их дефицит может компенсироваться за счёт других более сильных и развитых способностей (например, недостаток таланта восполняется за счёт усердия). В то же время такие особенности развития, как высокий рост, размер стопы или ладони, строение пальцев и так далее не могут повлиять на развитие способности; например, большой размер головы человека не влияет на его умственное развитие, а значит не показатель способностей и способностью не является как таковой. Напротив, к способностям относятся такие особенности, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного выполнения, как наличие музыкального слуха, чувство ритма и такта, высокая скорость двигательной реакции, большая гамма цвето-восприятия и так далее. [3, с.47-49 из курсовой] Профессор, доктор психологических наук В.А. Крутецкий считал, что только два показателя могут служить основанием в понятии способности: высокая скорость овладения деятельностью и качество достижений. Отсюда следует, что легкообучаемый и с результатом успешности достижении в какой-либо деятельности выше среднего уровня — это человек способный [В.А. Крутецкий Вопросы психологии способностей, 1972, 63с.] . Способностями являются и более сложные психологические особенности, а не только индивидуальные особенности, такие как воображение, ощущение, восприятие, память и мышление. Сложными особенностями являются, например, математический склад ума (математическая направленность ума), эстетическая позиция в литературе. В.А. Крутецкий, так же, как и Б. М. Теплов, уверенно констатирует, что способность имеет свойство формироваться и обнаружится только в процессе соответствующей деятельности. Нельзя судить о способностях человека, не наблюдая его в процессе деятельности. Иными словами, невозможно определить уровень способности ребёнка к математике, не дав возможности решать задачу. Только предоставив максимальную возможность первоначального опыта в нескольких видах деятельности и исходя из успешности результата, можно выявить способности того или иного индивидуума. В правильно организованной соответствующей деятельности в течение жизни, благодаря обучению и воспитанию, способности человека формируются, а не даются при рождении. [4, с.22-23 из курсовой] Способности — это прижизненное образование, а не врождённое. Исторически создавались и формировались способности в зависимости от возникающих новых потребностей, иначе называемым прогресс. Создавались новые виды деятельности и это стимулировало развитие новых способностей. Между способностями и умением, знанием и навыком существует неразрывная связь, так как при наличии способностей быстрее достигаются науки и процесс приобретения знании и навыков ускоряется, способствуя успешности в деятельности и соответственно в процессе обучения и приобретения опыта совершенствуются способности человека. Умственные способности — это такие качества ума, как активность, критичность, быстрота умственной ориентировки, сосредоточенное внимание, систематичность, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности. Высокий уровень умственных способностей называют талант. Талант может проявляться в любой человеческой деятельности. Наличие талантов в обществе решающим образом зависит от общественно-исторических условий. Как правило, классовое общество тормозит развитие таланта у людей среди угнетаемого класса. Но в истории есть примеры достижения максимальной успешности и выдающегося таланта, выявленного из среды не благоприятной для умственного совершенствования, например М.В. Ломоносов сын рыбака. [6, с.203 из курсовой] Общую способность к творчеству называют креативностью. Креативность характеризует личность в целом и рассматривается как относительно независимый фактор одаренности [Розов Н.С. Методологические принципы ценностного прогнозирования образования, Москва, 2005, 279с.] . Креативность – это творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к порождению принципиально новых необычных идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем [Захарова О.Г. Аспекты и тенденции педагогической науки, 2017, 76с.]. По мнению Э.П. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, формулированию результата решения [Э.П.Торренс Исследование творческих способностей, 1998, 13с.]. Рассмотрение креативности как процесса дает возможность 1) выявлять способности к творчеству; 2) выявлять условия, облекающие и стимулирующие этот процесс; 3) оценивать его продукты (результаты). Людям, обладающим творческой потребностью, не хватает компетентности. Можно выделить три аспекта данной компетентности: 1. насколько человек готов к творчеству в условиях альтернативности и многомерности современной культуры; 2. насколько он владеет разными видами творческой деятельности; 3. какова степень овладения системой навыков и умений. Виды творчества предъявляют разные требования к уровню творческой компетенции. Массовое любительское творчество породила невозможность реализовать творческий потенциал из-за недостаточной творческой компетентности. Такие формы творчества доступны всем людям, уставшим от монотонного занятия одной и той же деятельностью. Творческая компетентность- всего лишь условие для проявления способности. К таким условиям относятся интеллектуальные и специальные способности, превышающие средний уровень и увлеченность выполняемой задачей, которыми любят прикрываться нереализовавшие себя личности. В великой формуле К.Э. Циолковского о тайне рождения творческого ума сказано: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины, никому ещё неизвестные». [8, с.36 из курсовой] В этой формуле мы видим становление и развитие творческой стороны интеллекта, поэтапное развитие изобретательского и исследовательского таланта. Обязанность педагога– направлять ребёнка и помочь встать ему на этот путь, путь развития и совершенствования своих способностей, для достижения максимальной успешности в выбранной сфере деятельности. 1.2. Психолого-педагогические условия развития творческих способностей как залога творческой деятельности Способности не могут быть ни генетическими, ни врождёнными образованиями — это продукт развития. А врождённый фактор, который лежит в основе способностей, называется задатки и определяется как анатомическими и физиологическими особенностями мозга, так и особенностями нервной и мышечной систем, а также особенностью органов чувств (Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. — М., 1961. (2-е изд. 1965), 23с.) Каждый ребёнок при рождении имеет неопределённый набор задатков для развития способностей и личностных качеств, которые впоследствии должны формироваться в процессе обучения и индивидуального развития. Для того чтобы способности получили развитие, мало дать знания, умения и навыки, важно сформировать личностные качества таким образом, чтобы они стали движущей силой учебной деятельности и соответственно определяющим фактором в дальнейшей судьбе приобретённых знаний и способствовали их творческой реализации. [9, с.33-42 из курсовой] Задатки – это природные, биологические факторы, предпосылки развития способностей. При равных условиях наличие благоприятных задатков способствует успешному формированию способностей и их благотворному развитию. Максимально высокие уровни достижений достигаются только при наличии особо благоприятных условий жизни и деятельности плюс наличие благоприятных задатков. К задаткам относят врождённые особенности зрительного и слухового анализаторов, типологические свойства нервной системы. От которых зависит скорость и прочность образования временных нервных связей, сосредоточенность внимания, умственная работоспособность, выносливость нервной системы. типологические свойства: сила, уравновешенность, подвижность нервных процессов. Они характеризуют работу нервной системы в целом, но могут и совершенно по-другому характеризовать работу отдельных областей коры головного мозга (слуховой, зрительной, двигательной). Во втором случае типологические свойства определяются как парциальные. В переводе с латинского термин «парциальный» означает частичный или отдельный. Парциальные свойства характеризуют работу отдельных участков коры мозга. Их определённо можно считать задатками способностей, связанных с работой зрительного и слухового анализаторов, скоростью и точностью движений. Задатками можно считать уровень развития и соотношения сигнальной системы. Академик И. П. Павлов различил три типа высшей нервной деятельности человека: сигнальный тип №1 — художественный; тип №2 — мыслительный; и тип №3 (средний) — относительная уравновешенность сигнальных систем. Людям первого типа свойственна яркость непосредственных впечатлений, богатство воображения, ярко выраженная эмоциональность, образность восприятия, живость памяти. Люди второго типа более склонны к анализу и систематизации, обладают обобщённым и абстрактным мышлением. Задатками могут являться индивидуальные физиологические особенности строения коры головного мозга или отдельных участков. Известно, что задатки – это одно из условий формирования способностей, но они не заключают в себе способностей и не являются гарантией их развития. Часты случаи, когда благоприятные задатки, находясь в недостаточно благоприятной для развития способностей среде, не реализовывались, и человек оставался заурядным исполнителем именно в той деятельности, в которой, при благоприятных условиях, мог бы добиться максимально высоких результатов. И, наоборот, при явном отсутствии задатков человек усидчивый и трудолюбивый может быть высоко успешным в определённом виде деятельности. Нет подтверждения тому, что каждой способности соответствует определённый задаток. Практика показывает, что на основе одного задатка могут выработаться разные способности: быстрота и точность движений, ловкость, может вырасти в способность к хирургии или плаванью, в зависимости от благоприятности условий для развития способности. Из задатка художественного типа может сложиться способность к актёрству, писательству, музицированию. На основе мыслительного типа — математик, лингвист или философ. При наличии благоприятных задатков и при оптимальных условиях жизни и деятельности способности у ребёнка, например музыкальные, литературные, художественные, изобразительные, математические, могут формироваться очень рано и развиваться очень быстро (что и создаёт иллюзию врождённости способностей). [10, с.679 из курсовой] Рассмотрим условия и предпосылки для развития у человека социальных способностей, разработанных доктором психологических наук, академиком Р.С. Немовым [11, с.757 из курсовой]: 1. Наличие общества, социально-культурной среды, созданной трудом многих поколений людей. Эта среда искусственная, включает множество предметов материальной и духовной культуры, обеспечивающих существование человека и удовлетворение его собственно человеческих потребностей. 2. Отсутствие природных задатков к пользованию соответствующими предметами и необходимость обучения этому с детства. 3. Необходимость участия в различных сложных и высокоорганизованных видах человеческой деятельности. 4. Наличие с рождения вокруг человека образованных и цивилизованных людей, которые уже обладают необходимыми ему способностями и в состоянии передать ему нужные знания, умения и навыки, располагая при этом соответствующими средствами обучения и воспитания. 5. Отсутствие с рождения у человека жестких, запрограммированных структур поведения типа врожденных инстинктов, незрелость соответствующих мозговых структур, обеспечивающих функционирование психики и возможность их формирования под влиянием обучения и воспитания. Каждое из этих обстоятельств является необходимым для превращения человека как биологического существа, с рождения располагающего элементарными способностями, свойственными и многим высшим животным, в социальное существо, приобретающее и развивающее в себе собственно человеческие способности, социально- культурная среда развивает способности (пользование предметами, материальная и духовная культура). Как известно, главная цель образования подрастающего поколения – подготовка учащихся к жизни и труду, разностороннее развитие личности каждого учащегося, в особенности развитие его творческого потенциала для самоопределения и самореализации. В новых стандартах цели образования определяются через компетенции. В начальной школе одной из таких является креативная компетентность. Новое качество выпускника начальной школы определяется не только объемом приобретенных знаний и умений, но и его способностями к творческому (креативному) мышлению. К творческим способностям личности относятся: изобретательность, гибкость и критичность ума, интуиция, способность ставить и решать нестандартные задачи, способность к анализу, синтезу и комбинированию, способность к переносу опыта, способность предвидения и т. д. Преподавателю, педагогу для правильной организации учебного и воспитательного процессов необходимо вдумчиво изучать не только индивидуальные способности учеников, но и «оценивать», в какой степени развиты эти способности. О способностях можно судить, наблюдая проявления в той или иной деятельности. Практически судить можно по совокупности таких показателей, как: 1. скорость продвижения ученика в овладении данного материала, соответствующей деятельности; 2. по успешности его достижений (качественность); 3. по склонности к занятиям этой. Деятельностью (сильная, действенная, устойчивая) спешность в осуществлении какой-либо деятельности при наличии определённых способностей зависит от определенного сочетания личностных качеств. Способности, не сочетающиеся с соответствующей направленностью личности, не приведут к успешным достижениям. Чем выше жизненная потребность в данной деятельности, которая складывается из а)активное положительное отношение к деятельности; б)интерес; в)склонность заниматься такой деятельностью; г)страстная увлечённость, тем выше и успешнее достижения. Пункт «а» складывается из обычного любопытства, когда пункт «б» - уже стремление познать объект, где «в»- должны совпадать интерес и способность к этому виду деятельности, и наконец пункт «г»-совокупность всех подпунктов рассмотренных нами. Проявление стремления к познанию и изучению объекта во всех деталях является интересом. Склонность - это возможность, стремление выполнять данную деятельность. Склонность не всегда совпадает с интересами личности, например ребёнок может иметь склонность к точным наукам, а интересоваться музыкой или живописью. Самый распространённый пример такого не совпадения, это горячий интерес к спорту, но в роли «болельщика». Только у способных людей интерес и склонность сочетаются. При благоприятном сочетании развивается способность к тому или иному виду деятельности и, как правило, с высоким уровнем успешности. Каждому нравится заниматься тем, что ему легче удаётся, а получение удовлетворения от деятельности является сильнейшим стимулом к усиленной деятельности в данном направлении. Человек начинает совершенствовать свои способности в выбранном виде деятельности и достигает в итоге максимально успешных результатов. Но для успешной деятельности мало наличия способностей, интересов и склонностей, важно учитывать и личностные наклонности человека, т. е. определённый ряд черт характера, таких как упрямство, трудолюбие, сосредоточенность и организованность, настойчивость и целеустремлённость. Только обладая таким набором качеств можно добиться высочайших результатов деятельности. Человек с выдающимися способностями, но без совокупности всех перечи....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Формирование экологической культуры младших школьников посредством изучения «Окружающего мира
- Использование лыжного спорта на секционных занятиях для развития физических качеств учащихся начальной школы
- Использование лыжного спорта на секционных занятиях для развития физических качеств учащихся начальной школы