VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Воспитание ценностных ориентаций учащихся в образовательном процессе

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K012426
Тема: Воспитание ценностных ориентаций учащихся в образовательном процессе
Содержание
Зарегистрировано №________

«___»_____________2015 г.

________ _______________

подпись (расшифровка подписи)



ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение  Высшего профессионального образования

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(НИУ «БелГУ»)





ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра педагогики















ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ



Курсовая работа

студента очной формы обучения 

направления подготовки 44.03.05Педагогическое образование по профилю «История и обществознание» 

1курса группы 02031504

Каменева Романа Дмитриевича











Допущена к защите

«___»_________________2015  г.

________ ____________________

 Подпись     (расшифровка подписи)

Научный руководитель:

А.М Болгова

Оценка______________________

«___»____________2015 г.

________ ____________________

 Подпись     (расшифровка подписи)













БЕЛГОРОД  2015

ОГЛАВЛЕНИЕ



Введение…………………………………………………………………………..3



Глава 1. Теоретические основы воспитания ценностных ориентаций учащихся в образовательном процессе

	Сущность воспитанияценностных ориентаций учащихсякак педагогическая задача в современном мире………………………………7

	Проблема воспитания ценностей учащихся в истории отечественной педагогики………………………………………………….………..……..10

		Принципы и идеи аксиологического подхода в формировании личности учащихся………………………….. ………………………………………14



Глава 2. Проведение опытно-практического исследования по реализации воспитания ценностей учащихся в образовательном процессе  в МБОУ «Масловопристанская СОШШебекинского района Белгородской области» 

2.1. Диагностика уровняразвития ценностной базы учащихся в процессе воспитания……………………………………………………………………….20

2.2.Проведение классных часовпо принципам аксиологического подхода………………………………………………………………………...24

2.3. Результаты исследования реализации воспитания ценностных ориентаций учащихся в образовательном процессе….…………………30



Заключение……………………………………………………………………...34



Список литературы…………………………………………………………….36



Приложение……………………………………………………………………..38



Введение



Актуальность исследования.В общественной, духовной и экономической областях человеческой жизни постоянно происходят изменения, утрачиваются когда-то значимые идеалы и ценности, что имеет огромное влияние на развитие и модернизацию образовательного процесса. Одной из ведущих линий развития сферы образования является обращение к ценностной базе учащихся. Эта тенденция связана с переходом мысли педагогов от одностороннего к всеобъемлющему представлению о важности воспитания истинных ценностей у подрастающего поколения. 

До половины 20 века в отечественных литературных источниках наука о ценностях, аксиология (в частности, наука о ценностях школьников), понималась как течение западноевропейской философской мысли. Только в шестидесятые годы двадцатого века исследователи обратились к изучению и рассмотрению проблематики ценностей у школьников.

Термин «аксиология» в контексте педагогической сферы был впервые употреблен философом И.Лапи в начале двадцатого столетия.Эволюция ценностных ориентаций у детей школьного возраста была разработана А.М.Булыниным[8, с.104].

Аксиологический облик педагогической деятельности был представлен в сочинениях Б.З.Вульфова, В.А.Сластенина, Н.К.Щепкиной в отечественной педагогике 80-х годов двадцатого века. 

Воспитание ценностных ориентаций у школы становится передовой задачей как отечественной, так и мировой педагогики не только двадцатого, но и двадцать первого века. Формирование гуманистической базы ценностей у детей, основанной на гражданских, патриотических, духовных началах несет за собой решение наиважнейшей проблемы образовательного процесса нашего столетия – формирование культурного, нравственного члена общества.

Степень разработанности темы. Тема данного исследования отразилась в научных работах педагогов и психологов 60-х годов 20 века, среди них: Б.Г.Ананьев, О.Г.Дробницкая, Н.М.Кузнецов, А.А.Ручка, В.А.Ядов.

Стали появляться работы, которые были посвящены классификации ценностей учащихся (М.С.Бургин, В.А.Василенко), рассматриваемые как проблемы общей педагогики[5, с.54].

В конце 90-х годов исследуется мотивационное отношение учащихсяк творческой деятельности в условии дальнейшей гуманизации подрастающих поколений (Е.А.Мамчур, В.Б.Миронов). 

Проблема воспитания истинных ценностных ориентаций у учащихся отразилась в работах В.Г.Пряниковой, В.С.Собкина и др. Приоритеты данной парадигмы ценностей определили М.В.Богуславский, З.И.Равкин.

Ценностные характеристики деятельности педагогов представлены в исследованиях В.А.Сластенова, Е.Н.Шиянова, Н.К.Щепконой и др.

Понятие «ценность» в отечественную педагогику вошло в 70-е года 20 века. В настоящее время «Этимологический словарь русского языка» А.Г.Преображенского трактует данное понятие «ценить» как «придавать достоинство, высоко ставить» (Этимологический словарь русского языка А.Г. Преображенского: М., 1989, с.67)[26, с.614].Словарь философии И.Т.Фролова интерпретирует понятие «ценности» в педагогической сфере как «социальные определения объектов окружающего мира, которые определяют и выявляют их положительное и отрицательное значение для каждой личности и всего общества в целом»[19, с.668]. В настоящее время сложилось множество классификацией ценностных ориентаций учащихся, основанных на разнообразных методологических подходах и теориях: идеалистических(Л.Люис, Д. Пролл), натуралистических (Д.Паркер, Ф.Теннат), социологических (У.Томас,Ф. Занецкий), диалектико-материальных (Ф.Брентано, А.Метер).

Определим научный аппарат исследования.

Проблемаисследования:как организовать процесс воспитания ценностных ориентацийучащихся в образовательном процессе?

Цельнашего исследования– рассмотреть теоретическую основу изучения воспитания ценностных ориентаций у учащихся и практическим путем выявить их эффективностьв образовательном процессе.

Объект:процессвоспитания аксиологических норм у учащихся.

Предмет:воспитание ценностных ориентаций учащихся в образовательном процессе.

Гипотеза исследования:проведение классных часов в школе по принципам аксиологического подхода, направленного на формирование и развитие нравственной личности,позволит повысить уровень культуры и сформировать гуманное мировоззрение у учащихся. 

Сформулированные цель, гипотеза, объект и предмет исследования обусловили постановку следующих задач исследования:

Изучить педагогическую, методическую литературу по теме исследования.

Изучить и теоретически обосновать сущность и принципывоспитания ценностей у учащихся. 

Проанализировать особенности развития ценностных ориентаций у учащихся в истории отечественной педагогики.

Выявить степеньусвоения аксиологической системы  учащихся путем проведения практического исследования.

Дать рекомендации педагогам по организации воспитательной работы по усвоению ценностных ориентаций учащихся.

При написании курсовой работы использовались следующие методы исследования:

- теоретический анализ педагогических источников;

- сравнение;

- анализ и синтез;

- анкетирование;

- изучение педагогического опыта;

- беседа.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что обобщены подходы к проблеме аксиологического воспитания на современном этапе развития школы; раскрыта сущность и принципыценностных ориентаций  и их место в общей системе воспитания ценностной направленности, которая может служить теоретическим обоснованием для проведения классных часовна социокультурном принципе с ценностной установкой  для формирования нравственно развитой личности учащихся.

Структура курсовой работы состоит из введения, где обусловлена актуальность работы, обозначена значимость исследования и научный аппарат; двух глав, раскрывающих основное содержание заявленной темы; заключения, содержащее основные выводы и рекомендации по изученной проблеме; списка литературы; приложения.

































ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ



Сущность воспитания ценностных ориентаций учащихся как педагогическая задача в современном мире



На сегодняшний день у современной школы существует множество важнейших задач: формирование необходимой базы знаний у учеников, развитие их интеллектуальных и физических данных, помощь в процессах социализации и самореализации и т.д. Но существует еще одна, не менее значимая составляющая педагогической деятельности – воспитание ценностных ориентаций у учеников.  

Ценностные ориентации в общем виде характеризуются как «направленность человека на определенные виды ценностей». Они формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях и интересах личности. 

Данная «направленность ценностей» формируется в семейном кругу, в общении со сверстниками и в образовательных учреждениях, важную и незаменимую роль в которых и играет школа[10, с.117].

Когда ребенок поступает в школу, изменяются его взаимоотношения с другими людьми. Сначала ученики больше общаются с учителем, т.к. его авторитет для них играет большую роль. Ближе к среднему и старшему школьному возрасту они проявляют наибольший интерес к сверстникам, потому что их объединяют общие интересы, общий кругозор. 

Т.е. в школе меняется самосознание детей, которое нуждается в правильном развитии.

Для того чтобы сформировать нравственную, гуманную личность, для которой главными приоритетами в жизни будут являться семья, любовь, родина, а главными качествами – доброта, милосердие, ответственность, необходимо со школьной скамьи, с самого раннего школьного возраста, когда у ученика только начинает складываться система мировоззрения, формировать у него истинные ориентации ценностей[18, с.22].

Исследователь А.В. Кирьяковавыделяет три фазы привития ценностей у учащихся. 

Первая фаза связана с вхождением личности в мир ценностей с помощью педагога, который открывает ей мир ценностных отношений.

Вторая фаза – осмысление самоценности ученика, переоценка его взглядов под воздействием окружающих его норм и правил, идеалов, интересов. Происходит становление собственного «Я».

На третей фазе происходит установка собственной шкалы ценностей учащегося, системы его ценностных ориентиров. Происходит проектирование отношений человека к реальному миру.

Педагогической наукой обобщены теоретические подходы к исследованию формирования ценностных ориентаций у школьников. Такие ученые, как Т.К. Ахаян, З.И. Васильева, Я.М. Гудечек, М.Е. Дуранова, Б.С. Круглова посвятили данной проблеме множество своих педагогических исследований. Выделяются аспекты формирования данных ориентаций, к ним относятся: многостороння ценностная система, соответствующая современному этапу общественного развития; опережающая ценностная система, которая направлена на идеалы современного мира на основе сложившихся убеждений и норм; социально ценные умения в освоении различной деятельности[4, с.55].

Современный педагог должен руководствоваться принципами гуманности, толерантности, «положительного примера» в воспитании аксиологической (ценностной) системы учащихся. Чтобы воспитать «Человека» с большой буквы, учитель должен пользоваться всем арсеналом своих педагогических возможностей, навыков и знаний в области этики:

- знакомить учеников с классическими произведениями, прививать интерес к художественной литературе (развитие интеллектуальных способностей, кругозора в области литературы, формирование правильной письменной и устной речи);

- посещать вместе с учащимися театры, выставки, музеи, библиотеки, культурные мероприятия (развитие культурных ценностей, нравственных идеалов, эстетического мировоззрения);

- организовывать встречу детей с ветеранами войны, показывать им документальные исторические фильмы, посвящать часть классных часов теме войны и победы (развитие патриотических ценностей, уважения к ветеранам, формирование гражданина своей страны);

- воспитывать у учащихсянормы этикета, нормы общения с родителями, сверстниками, учителями (социальное развитие);

- увлекать детей правильными примерами, творчески организовывать учебный процесс, вызывать интерес к учебе, к занятию спортом, искусством (всестороннее развитие личности) и т.д.

Цель современного аксиологического воспитания – сформировать высоконравственное поколение, идеалом которого будет человек с правильными ценностными установками[1, с.104].

Воспитание ценностей у учащихся – долгий, многоуровневый процесс, который включает в себя как выявление интересов, убеждений у самих учеников, так и деятельность учителя по установке системы этических ориентиров, привития интереса к творчеству и формирование истинных идеалов для самого подрастающего поколения.

   В ценностных ориентациях аккумулируется весь жизненный путь людей. Это основной структурный компонент личности, в основе которого лежит духовно-нравственное воспитание. И это воспитание молодого поколения – одна из приоритетных линий образовательного пространства во всей мировой педагогической сфере[22, с.78].



Проблема воспитания ценностей учащихся в истории отечественной педагогики



Педагогическая мысль присутствовала во всей древнерусской культуре – пении, живописи, танцах. Древнерусской педагогике было свойственно выделять в качестве ценностей правдолюбие, любовь к миру, кротость, доброе отношение к людям, уважение к родителям. Эти качества поддерживались всем обществом. «Энциклопедией ценностей» для учеников были «Поучения Владимира Мономаха», где рассматривались такие важные положения, как «Больного навестите», «Не пропустите человека, не поприветствовав его» [20, с.11].

Далее, с переходом к классовому обществу, на смену старым пришли новые ценностные ориентации: отзывчивость, чистосердечность. 

В 11 веке педагогические идеи Руси рассматривались как часть христианских учений, связанных с этикой. В эпоху господства феодального строя в качестве ценностных ориентаций выделялись умственное развитие детей, нравственное развитие и подготовка к труду. Православная вера привела к возникновению рационалистических ориентаций в воспитательном процессе. 

В 12-13 веках большое внимание уделялось проблеме совершенствования личности, а средством для этого являлось «книжное учение», о чем свидетельствуют произведения Климента Смолятича.  В сознании подрастающего поколения учителя старались усилить идею защиты русской земли[29, с.170].

Произведения 14-17 веков на Руси позволяют выявить главные ценности. В первую очередь, это ценности моральной категории, которые «формируют» поведение ребенка в семье, в обществе. Эти моральные ценности были объединены в социальные руководства – в домострои. Очень известен Домострой 16 века – «Поучение и наказание всякому православному христианину». Главная ценность в этом Домострое – вера в Бога, с помощью которой можно спасти свою душу: «Он учитель ваш и наставник…к нему приходите и приношения ему давайте от своих трудов по силе…»[13, с.50-51].

Становление отечественного книгопечатания привело к распространению педагогических идей, формированию в обществе ценностных ориентаций. О совершенствовании педагогической мысли свидетельствуют «Азбука» И.Федорова, «Букварь» Кариона Истомина. Появляется «Азбуковник полный», в котором говорится о семи науках, подчеркивается ценность знания для учеников.

Просвещение на Руси в 17 веке связывают с именами М.Грека,И.Ф.Копиевского,А.М.Курбского, И.С.Пересветова,С.Полоцкого, Е.Славинецкого. В их трудах отражена мысль о нравственности как первоочередной ценности, которую нужно «развивать и вскармливать» с самого детства. Впервые рассматривается идея всеобщего равенства и человеческой свободы как важные аксиологические ориентиры («Сказание о Магмете-салтане»). Сила государства зависит от просвещенности его граждан, возрастает приоритет знания[6, с.97-98].

18 век – эпоха модернизаций в образовательной сфере и ее установках. В начале столетия в словарный состав русского языка входят понятия «школа», «ученик», «учитель». Появились документы, отражающие аксиологические подходы к ученикам: основные документы школьных реформ, методическая литература. 

В период правления Петра Великого просвещение отражало прогрессивные явления в образовательном пространстве и изменение ведущих ценностей у учеников, которые получили прагматическую направленность. Важным считалось научить ребенка к «школе жизни», приобщить его к труду. Идеалом считалась всесторонне развитая личность: как физически, так и духовно.

Образование Екатерининского правления претерпело влияние мыслителей Запада: Локка, Вольтера, Дидро (последний разрабатывал проект народного образования в России). Профессоры Д.С.Аничков, И.Ф.Богданович делали установку на умственное, нравственное воспитание ребенка как средство его гармоничного развития. Уделялось внимание на изучение народных пословиц, поговорок – русского фольклора, который формировал человека-патриота. Были открыты Московский воспитательный дом, Смольный институт благородных девиц, народные училища, цель которых заключалось в том, чтобы выпустить сильную, грамотную, скромную личность (т.к. воспитание подчинялось самодержавно-крепостническому строю)[24, с.108-109].

Развитие ценностных ориентаций у школьников было рассмотрено Н.И.Новиковым. Он впервые употребил в России слово «педагогика», которое обозначает «особую и важную науку о воспитании тела, разума и сердца». Ее цель – сформировать детей счастливыми и полезными для общества. 

Прокопович-Антоновский считал наиважнейшую ценность для ребенка – нравственность, которая достигается просвещением сердца и ума. Он приводит предположение о том, что само знание ценно лишь тогда, когда оно нравственно. Ценной является идея познавательной активности ученика, стремление познать мир. Учитель на данном этапе рассматривается пока только как исполнитель – «государственный человек».

Педагогическая мысль в России 19 века отражала утилитарно-прагматическую линию, была неоднородна и противоречива. Считалось нужным воспитывать у детей «полезные» для жизни ценности. 

В середине 19 века педагогическая сфера испытывала влияния революционно-демократического лагеря, в основе которого лежали гуманистические ценности. Постепенно складывался иной тип отношения к человеку – в каждом ценить и уважать свободного гражданина. Эти идеи развивались А.И.Герценом,Н.А.Добролюбовым, Н.П.Огаревым.

Николай Александрович Добролюбов считал, что для подрастающего поколения, основой воспитания должно стать развитие разума – источника нравственных поступков. 

Н.М.Карамзиным отстаивалась необходимость и ценность национального русского воспитания, воспитания гражданина, христианина.

В.А.Жуковский считал, что основная цель воспитания – формирование положительных привычек, которые составляют ценностную природу людей.

К.Д.Ушинский считал научное знание ценностным основанием отечественной педагогики, а основой деятельности – веру в свободу человека[7, с.32].

Мысли о нравственной стороне воспитания отразились в работах П.Ф.Каптерова, который первым в русской педагогике поставил вопрос о формировании мировоззрения ребенка. Он рассуждает о демократизации педагогического процесса. 

Разработкой прогрессивных форм обучения и системы ценностей для детей занимался В.П.Вахтеров. В своем труде «Основы новой педагогики» он писал о необходимости учета интересов детей, об индивидуальном подходе, о ребенке как высшей	ценности школы. 

Направленность гуманистического характера в педагогической мысли начала 20 века модернизируется половину столетия. Лишь в 50-е годы идея ценности получает развитие в марксистской концепции. Дробницкий и Тугаринов сформировали классификации ценностных ориентаций подрастающего поколения[15, с.20].

В конце 20 – начале 21 века ценность стала предметом обучения не только педагогики, но и философии, социологии, психологии. 

Гуманизация жизни общественности привела к пониманию того, что главной и высшей ценностью социальной сферы является сам человек. Тем самым определился смысл образовательной системы – создание условий для саморазвития детей, воспитание у них истинных, нравственных ценностей.







Принципы и идеи аксиологического подхода в формировании личности учащихся

Без человека понятие «ценность» существовать не может, потому что оно является особой человеческой категорией оценки значимости явлений и предметов. Ценности являются производными от соотношения окружающего мира и общества. Они порождают важность исторических созданий человечества на протяжении многих веков. 

Что касается образовательной сферы, то учителя на протяжении всей истории педагогики стараются приобщить подрастающее поколение к истинным, мировым ценностям, в которых отражены лучшие идеалы и идеи данной эпохи[26, с.101].

 Большинство ценностей остаются неизменными на разнообразных этапах развития общества. К ним можно отнести жизнь, счастье, здоровье, любовь, образование, мир, труд, красота, творчество и многие другие. Ведь именно они не теряют своей актуальности на протяжении жизни не одного поколения…   

Воспитание своих учеников преподаватели основывают на гуманистических началах, на утверждении самоценности личности человека, на уважении ее к правам и свободе. Это можно обобщить одним названием – процесс социального развития. Постепенно ученики накапливают эти знания, соединяют со своей системой взглядов, норм и формируют правильное мировоззрение[13, с.11].

Центром мышления аксиологии является концепция взаимодействующего, взаимозависимого мира. Ее суть заключается в положении о том, что весь мир – это мир целого человечества, и важно научиться находить то общее и связывающее, что не только объединяет людей, но и характеризует отдельного индивида. Гуманистическая ориентация в образовании способствует переходук субъект-субъектной системе воспитания, где ученик является равноправной составляющей педагогического процесса.  

Гуманистическая система образования представляет собой программу качественной модернизации педагогического процесса на всех его уровнях. Эта идея связана с полноценным развитием личности каждого ученика, с установкой демократических взглядах, основанных на альтруизме, моральных нормах.

Сама гуманистическая линия педагогики полностью меняет сложившийся стереотип о том, что цель образования лишь в формировании «знаний, умений, навыков». Именно такое представление о главной функции образования стало основной причиной его антигуманизации, проявившейся в «разделении» обучения и воспитания. Главными ценностями для учеников считались накопления знаний и их применения. Социальный и духовно-нравственный аспекты отходили на второстепенный план. В результате воспитательная роль знаний для детей оказалась неясной, произошло разобщение в данной системе. Средняя и высшая школы оказались не в состоянии воплотить в реальность идеи о общечеловеческих и национальных ценностях. Примечательно, что идея трудового воспитания для детей была подчинена только прагматическим «результатам», нравственно-эстетическая сторона отсутствовала[6, с.22].

Данное образовательное пространство прилагало все усилия к тому, чтобы развить способность у учеников быть готовыми к «правилам жизни», примеряться с неудачами, но совсем не обращало внимание на вопрос о гуманизации самой жизни, на возможность ее преобразования по законам эстетики.  

В настоящее время для всех очевиден тот факт, что от содержания и направленности личности ребенка и зависит модернизация социально-экономической сферы, безопасность всего человечества. 

Принцип гуманизации в современном образовании крайне важен, ведь именно он и способствует аксиологическому воспитанию учащихся школы. Такие понятия, как добро, любовь, милосердие составляют его фундамент, который преобразуется в идеалы ценностного подхода. Благодаря этому в нашем обществе можно создать нравственную и культурную гармонию[2, с.44].

Основные идеи аксиологического направления – это ценности, которые находятся в основе образования. Исследователь А.Бейли выделяет группы таких идей-ценностей:

воля – направленность воли к положительным идеалам (добро, красота, труд).

любовь - высшее человеческое чувство, которое перерастает в мудрость при постижении истины.

познание – активное изучения творческой сущности духовного. Благодаря этому дети учатся анализировать как свои действия, так и явления природы; творчески подходить к труду; составлять многостороннее представление об окружающем мире.

гармония, которая достигается через конфликт. Здесь заложена идея о самореализации личности человека, о том, что заставляет его бороться и справляться с трудностями, «то, ради чего» он живет. Все для того, чтобы достичь единения ума и сердца. Педагоги должны помогать детям познавать свои сильные и слабые стороны, достигать поставленных целей, которые будут способствовать гармоничному развитию личности и укреплению ее положения в социуме. 

знание – атрибут, который служит для школьника основой построения суждений, доводов об окружающем мире, его явлениях и о самом себе. Важен вопрос о получении этих знаний. Аксиологический подход, рассматривая знание как истинную ценность для человека, выдвигает на первое место самостоятельный поиск информации, творческую работу для овладения желаемой информацией, которая способствует развитию самостоятельности, трудолюбия детей.

преданность идеалу, стремлению, взглядам, которые составляют основу духовной культуры личности. В развитии человека, в эволюции особенностей его складывающегося миропонимания прослеживаются основные «точки», которые определяют его поведение, мысли, действия. Если они полностью не меняются, значит можно говорить о прочно укоренившейся системе ценностей жизни. Эти ценности должны быть направлены на благо души, а не исходить из частных «стандартов» современной молодежи.

порядок, который рассматривается не как жесткий стандарт в образовательной сфере ученика и учителя, а как организованность, сплоченность этого понятия, т.е. приветствуется проявление своих индивидуальных качеств, воли, познания, которые гармонируют друг с другом, исходят из одного психологического центра, имеют общие мотивы (например, мотивы добычи знаний, проведения исследования, решения проблемы по каким-либо социальным или духовным вопросам и т.д.).

Отечественные и зарубежные педагоги и психологи отмечают, что в современном мире воспитание ценностных ориентаций у учащихся находится выше среднего уровня, в связи с процессами гуманизации, демократизации образования, переходом на субъект-субъектный план. Ученики получают базу знаний о понятиях морали, учатся на правильных примерах, читают художественную и дидактическую литературу и т.д. 

Для большей пользы ценностного воспитания учитель должен руководствоваться  несколькими аксиологическими принципами. К ним относятся следующие составляющие:

равенство философских воззрений при единой гуманистической ценностной системы с сохранением разнообразия культурно-этнических особенностей каждой общности. 

равное положение творческой деятельности и традиций общественности, приоритет историзма в изучении мировых ценностей.

равенство всех людей, диалог культур, взаимное восприятие ценностей Запада и Востока.

Все это позволяет ученику составить целостную картину мировоззрения, базу которого составят общемировые, истинные ценностные ориентации[19, с.100].

В итоге получается, что фундамент педагогической аксиологии составляет понимание ценностных ориентаций учащихся как необходимым «орудием» развития их личности, всего образовательного пространства.

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ. Подводя итог теоретическому исследованию, мы приходим к следующим выводам:

Аксиологический подход является приоритетным направлением в современной педагогике, которое основано на приоритете эстетического воспитания. 

Ценностный подход – подход, основанный на принципах морали и нравственности,которые позволяют формировать истинные ценностные ориентиры у учащихся.

Реализация аксиологического подхода в образовательном пространстве содействует культурному, социальному развитию учащихся: их способности понимать, любить, уважать старшее поколение, быть истинными гражданами своей страны и ценить свою жизнь.

Педагог является посредником между эстетическим миром ценностных категорий (добра, веры, любви, мудрости) и учащимися, в воспитании которых эти категории играют наиважнейшую роль.

Теоретические положения, сформулированные как результат анализа научно-методической и педагогической литературы, дают основания признать, что данная проблема имеет место в работе с учащимися, что составляет основу для проведения опытно-практического исследования.















































ГЛАВА 2. ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ  В МБОУ  «МАСЛОВОПРИСТАНСКОЙ СОШ ШЕБЕКИНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»



2.1. Диагностика уровня развития ценностной базы учащихся в процессе воспитания



Практическое исследование проводилось на базе МБОУ «Масловопристанской СОШ Шебекинского района Белгородской области». В качестве диагностической группы выступили подростки 6 и 9 классов в количестве 40 человек (20 мальчиков, 20 девочек).

Исследование проводилось в период с 10 апреля по 10 мая2015 года.

Опытно – практическое исследование проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Цельконстатирующего этапа: выявление уровня развития ценностных ориентаций учащихся в процессе воспитанияв образовательном пространстве.

В процессе диагностической работы мы провели анкетирование по методике М. Рокича в 6 и в 9 классах, где учащимся были предложены 2 списка вопросов, направленных на выявление направленности ценностных ориентиров учащихся(Приложение 1).

Ключ к результатам анкетирования представлен в Приложении 2.

Обработка полученных данных показала, чтоучащиесясчитают для себя первостепенными ценностями любовь, семью, дружбу; для этого они в первую очередь должны уметь любить, понимать, прощать. Но практически погранично с этой группой ценностей стоит приоритет удовольствия и свободы, что не полностью отражает гуманистическую и филантропную направленность воспитания. Это связано с тем, что уроки в школе основываются на демократических принципах, позволяют сформировать учащимся истинную систему ценностных ориентаций, привлечь их верными примерами и вечными идеалами, но многое зависит и от самих учащихся: какие ценности выбрать, исходя из своего мировоззрения, интересов и т.д. Главными ценностями для учащихся являются:

- у учащихся 6 класса в терминальной группе ценностей – счастье, семья, равенство (55 %); в инструментальной группе – способность любить, широкий кругозор (60 %);

- у учащихся 9 класса в терминальной группе ценностей удовольствие, интересная жизнь и любовь, семья составляют одинаковое количество процентов и стоят на первом месте (по 35 %); в инструментальной группе, как и у учащихся 6 класса, главенствуют способность любить и простить (45 %), но данный показатель не составляет половины от общего числа процентов.  

Отобразим данные в таблице (Таблица 1):

Таблица 1 

Результаты анкетирования подростков (по первостепенным ценностям)



	типы ценностей	

	                   класс



6 класс



9 класс

Терминальные

Признание. Достижение. Комфорт. Красота

4 чел. (20 %)

6 чел. (30 %)

Удовольствие. Интересная жизнь. Свобода. Мир на планете

5 чел. (25 %)

7 чел. (35 %)

Счастье. Семья. Любовь. Дружба. Равенство

11 чел. (55 %)

7 чел. (35 %)

Инструментальные

1)Исполнительность. Творчество. Независимость. Альтруизм

3 чел. (15 %)

5 чел. (25 %)

2) Самостоятельность. Ответственность. Смелость. Честность

5 чел. (25 %)

6 чел. (30 %)

3) Способность любить. Готовность простить других. Широкий кругозор

12 чел. (60 %)

      9 чел. (45 %)



Сравнительный анализ данных результатов свидетельствует о том, что учитель умело применяет в процессе воспитания учащихся демократические и гуманистические тенденции, но у учащихся старших классов истинные ценности находятся в пограничном состоянии со второстепенными ценностями, отвечающими за личное «эго»: комфорт и удобства.

На учащихся 6 класса влияния «поучительных» рассказови примеров учителя достаточно для того, чтобы сформировать верную систему ценностных ориентиров в жизни, т.к. для учащихся средних классов первоочередную роль играет личность учителя и его действия. Учащиеся 9 класса считают главным примером для себя сверстников, «лидеров» класса и школы, поэтому развить и сформировать у них правильную систему ценностей, основанную на гуманистических началах гораздо сложнее. 

Возможно, что у учащихся старших классов ценностные ориентиры развиваются по «западному» стандарту, где немаловажную роль играют материальные ориентиры, направленность на благосостояние и обеспеченное будущее. Но зачастую подростки забывают о тех фундаментальных ценностях, которые составляют духовный «стержень» всего человечества. И именно деятельность учителя, обогащенная не только нужным учебным материалом, но и воспитательными функциями, должна способствовать полноценному развитию и закреплению только истинных ценностных норм, стереотипов как у учащихся среднего, так и старшего возраста.

Проведенные исследования подтверждают необходимость повышения процента истинных, гуманистических ценностных ориентаций у учащихся,расширения сферы эстетического влияния, правильных примеров из истории педагогики, мировой культуры и современного общества, а также пересмотра системы мер гуманистического развития в воспитательной работе, которая при помощи правильной организации позволяет решать воспитательные и развивающие задачи. 

Изучениеуровня развития ценностной базы учащихся в процессе воспитания в образовательной среде позволяет сделать вывод о необходимости поиска более эффективных путей моделирования и конструирования воспитательной деятельности учителя, мотивирующей учащихся к активному усвоению этического и эстетического материала, вырабатывающего истинную систему ценностей. Полагаем, что реализация принципов аксиологического подхода учителем на классных часах в школе повысит уровень учащихся, для которых первостепенную роль будут играть гуманистические и филантропные ценности.































2.2. Проведение классных часов по принципам аксиологического подхода



Полученные данные исследования на констатирующем этапе определили цель,  содержание и методы формирующего этапа.

Цель формирующего этапа: повысить уровень культуры и сформировать гуманное мировоззрение у учащихся с помощью разработанного цикла классных часов, базирующихся на аксиологическом принципе, который направлен на формирование и развитие нрав.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.