VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Влияние ценностных ориентаций старшеклассников на их готовность к самореализации

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000670
Тема: Влияние ценностных ориентаций старшеклассников на их готовность к самореализации
Содержание
ФГБОУ ВПО «ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт педагогики и психологии

Кафедра педагогики

Выпускная квалификационная работа
(бакалаврская работа)

по направлению подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование
профиль «Психология и социальная педагогика»

На тему: «Влияние ценностных ориентаций старшеклассников на их готовность к самореализации»



	                                                     Выполнила студентка группы ПСП-41
                                                               Смехова Анна Владимировна
                                                    ______________________________
                                                                                  (подпись)
                                                           Научный руководитель: д. пед. н, доцент
                                          Коршунова Ольга Витальевна
                                                      ______________________________
                                                                                  (подпись)


Допущено к защите в ГЭК: _________________

Зав. кафедрой педагогики    ________________                    Г. И. Симонова

Директор института 
педагогики и психологии    ________________                    К. С. Бажин
     
     
     Киров, 2015
     СОДЕРЖАНИЕ
Введение	3
     ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ИХ ГОТОВНОСТЬ К САМОРЕАЛИЗАЦИИ	3
1.1. Характеристика ценностных ориентаций старшеклассников	3
1.2. Теоретические аспекты исследования самореализации	3
старшеклассников в психолого-педагогических исследованиях	3
1.3. Взаимосвязь ценностных ориентаций и готовности	3
к самореализации у старшеклассников	3
Вывод по главе 1	3
     ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И ГОТОВНОСТИ К САМОРЕАЛИЗАЦИИ	3
2.1. Этапы и методики психолого-педагогического эксперимента	3
по установлению корреляции между ценностными ориентациями старшеклассников и готовностью к самореализации	3
2.2. Программа (технология) коррекции ценностных ориентаций старшеклассников и развития их готовности к самореализации	3
2.3. Анализ результатов реализации программы «Формирование ценностных ориентаций старшеклассников и их готовности к самореализации» и результатов контрольного эксперимента	3
Выводы по главе 2	3
Заключение	3
     БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК	3
     ПРИЛОЖЕНИЕ	3

     Введение
     Совокупность ценностей, ценностных ориентации являются характеристикой психологически созревшей личности, является из одних основных личносных образований, отражающих содержательную связь человека и социальной действительности. Ценностные ориентации  оказывают существенное влияние на все особенности его деятельности.
     Любое общество имеет уникальную структуру (ценностно-ориентационной структурой), в которой является самобытность культуры данного общества (социума). Из этого, набор ценностей, которые изучает человек в процессе социализации, ему «транслирует» самообщество.
     Изучение системы ценностных ориентаций старшеклассников является сегодня важной проблемой, так как, во-первых, нет единственного подхода к толкованию понятия ценностных ориентаций (на данный момент в науке имеется многоплановость похожих трактовок понятия). Во-вторых, стремительное изменения в политической, экономической, духовной сферах общества влекут за собой изменение в ценностных ориентациях и поступках людей, и именно старшеклассники наиболее чувствительны к этим изменениям. 
     В последние годы  строение жизненных приоритетов старшеклассников произошла сильное изменение смена ценностей от направленности на самоутверждение и альтруизм к направленности на деловую активность и самореализацию. 
     Актуальность исследования влияния ценностных ориентаций на готовность к самореализации старшеклассников обусловлена появлением целого ряда работ, данных разным аспектам этой проблемы. В социально - психологических и психолого - педагогических исследованиях исследуется структуру и динамика ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте, роль ценностных ориентаций в приспособлении социальной регуляции поведения, взаимосвязи ценностных ориентаций с индивидуально-типическими и характерологическими особенностями личности, с профессиональной направленностью, но мало изучено связь между совокупностью имеющегося набора ценностных ориентаций у старшеклассников и готовностью их к самореализации, т.е.деятельность старшеклассников по формированию своей активной жизненной позиции и управление этим процессом со стороны педагогов и психологов.
     Особую актуальность сегодня приобретает внимание к ценностным основам отдельной личности, что всегда наблюдается в кризисные, переломные моменты истории человечества, необходимость осмысления которых закономерно требует обращения к проблеме этических ценностей. Кардинальная смена общественной системы и произошедшие за последние десятилетия изменения в российском обществе потребовали переоценки значимости многих фундаментальных ценностей. В изучение ценностных ориентаций внесли: М. Р. Гинзбург, Е. И. Головаха, А. Г. Здравомыслов, Д.А. Леонтьев,С. Л. Рубинштейн, Л. Л. Шпак, М. С. Яницкий, И. С. Артюхова, Е. К. Киприянова, Н. А. Кирилова, И. С. Кон, В. М. Кузнецов, А. В. Мудрик, А. С. Шарови др. Так, анализирует ценностные ориентации, выдающийся отечественный психолог А. Н. Леонтьев отмечал: «... – это ведущий мотив – цель возвышается до истинно человеческого и не обосабливают человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом... такие жизненные мотивы способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл жизни» [25].
     Значительный вклад в изучение самореализации, т.е реализации социальных ролей в разных сферах жизни восходят к разработкам классиков социологии: Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля,  Г. Спенсера, М. Вебера и др. В отечественной социологии формирование концепции личности связано с именами Ю. Н. Давыдова, Ю. А Замошкина, И. Х. Кона, Н. Ф. Наумовой, В. Б. Ольшанского, И. М. Поповой, В. А. Ядова и др. 
     Отечественные психологи Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, Л. И.  Божович, К. А. Абульханова-Славская, В. Т. Асеев и другие внесли большой вклад в разработку концепции формирования личности. Именно Б. Г. Ананьев рассматривал жизненный путь личности, как базовую концепцию универсального человекознания.
     В отечественной науке проблема самореализации личности сталаактивно исследоваться в конце 70-х – начале 80-х гг. XX в. Ведущиеотечественные ученые в области педагогики и психологии – К. А. Абульханова-Славская, Е. В. Бондаревская, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Г. Ф. Карпова, М. В. Кларин, Д. А. Леонтьев, Н. С. Пряжников, Л. С. Рубинштейн, И. С. Якиманская и многие другие.
     Цель исследования: выявление наличия или отсутствия корреляции ценностных ориентаций старшеклассников и их готовности к самореализации.
     Объект исследования: процессы формирования ценностных ориентаций и готовности к самореализации у старшеклассников.
     Предмет: взаимосвязь ценностных ориентаций и готовности к самореализации как качества личности старшеклассников.
     Гипотеза исследования: мы предполагаем, что:
     1) существует связь между совокупностью ценностных ориентаций и готовностью к самореализации у старшеклассников;
     2) старшеклассники с преобладанием ценностных ориентаций «ориентация во времени», «позитивное дело» и «достижение» наиболее готовы к самореализации.
     Задачи:
     1. Провести теоретический анализ сущности понятий «ценность», «ценностные представления», «ценностные ориентации». 
     2. Определить содержание понятия «готовность к самореализации»  на основе психолого-педагогических исследований.
     3. Выявить характеристики системы ценностных ориентаций современных старшеклассников и их готовности к самореализации. 
     4. Апробировать коррекционно-развивающую программу «Я познаю себя» и установить её эффективность с позиций влияния на готовность к самореализации.
     В исследовании применяются следующие методы:
     – теоретические методы: теоретический анализ исследования проблем формирования ценностных ориентаций, готовности к самореализации, социально-психологических особенностей старшего школьного возраста; моделирование совокупности методик по исследованию особенностей ценностных ориентаций старшеклассников и готовности их к самореализации для использования на этапе опытно-экспериментальной деятельности; моделирование социально-психологического эксперимента по выявлению взаимосвязи между наличной совокупностью ценностных ориентаций у старшеклассников и их готовностью к самореализации; 
     – эмпирические методы: социально-психологический эксперимент, тестирование старшеклассников, валидные и апробированные методики (Методика «Ценностные ориентации», разработанная М. Рокичем; тест «Готовность к саморазвитию», автор В. Павлов; методика  Ш. Шварца, опросник «Самоактулизация личности» авторов Л. Я. Гозмана, Ю. Е. Алешиной); сравнительный анализ данных;
     – метод математической обработки данных: методы статистической обработки результатов эксперимента, в т.ч. корреляционные(коэффициента корреляции Спирмена rs)
     Теоретико-методологическая база исследования 
     Психологические теории развития личности и деятельностного подхода (А. Адлер, В. М. Бехтерев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу); основы психологии самореализации, саморазвития, профессионального самоопределения школьников, психологической теории самоотношения (Б. Г. Ананьев, Е. А. Климов, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, П. А. Шавир и др.); исследования по педагогике среды (Л. С. Выготский, С. Л Рубинштейт, В. Мухина); основы социальной педагогики (А. В. Мудрик, Г. М. Андреева, В. Г. Бочарова, Ю. В. Василькова, Л. В. Мардахаева,В. А. Никитина).
     Научная новизна проведенного исследования заключается в выявлении факта зависимости содержания системы ценностных ориентаций старшеклассников и их готовности и способности к самореализации.
     Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении представлений об основных характеристиках системы ценностных ориентаций у современной молодежи с позиций их влияния на такое качество личности, как готовность к самореализации, т.е. внесен вклад в теорию ценностных ориентаций и теорию самореализации личности в деятельности.
     Практическая значимость исследования заключается в возможности своевременного выявления структуры и динамики ценностных ориентаций старшеклассников как показателя духовной жизни, целей и общей направленности молодежи в своих позициях. Разработанная программа способствует определению (осмыслению) мотивов поведения, поступков самими старшеклассниками и оказывает позитивное влияние на уровень готовности их к самореализации. Методические материалы могут быть использованы психологами и педагогами как фундамент для дальнейшей работы и помощи старшеклассникам, их родителям, а так же для статистики и научной деятельности. 
     База проведения исследования: Муниципальное образовательное автономное учреждение «Лицей № 21 города Кирова». Выборку составили 60 старшеклассников – учащихся 10-х классов.
     
     ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ИХ ГОТОВНОСТЬ К САМОРЕАЛИЗАЦИИ
     
     В данной главе мы проанализируем теоретические основания по проблемам ценностных ориентаций молодежи и формирования готовности старшеклассников к самореализации. Выявим имеющиеся научные представления о взаимосвязи имеющейся системы ценностных ориентаций у современных старшеклассников и их готовности к самореализации.
     
     
     1.1. Характеристика ценностных ориентаций старшеклассников

     Понятия «ценность», «ценностные представления», «ценностные ориентации» нередко несут в себе различную смысловую нагрузку. Центрально образующим понятием в исследовании ценностных ориентаций личности является понятие «ценность» (В. П. Тугаринов, Б. Г. Ананьев).
     Выдвигается целая группа ценностных категорий: ценность, ценностное отношение, отнесение к ценностям, ценностная оценка, предмет ценностной оценки, ценностные представления, ценностные ориентации   (О. В. Кобелева). Все эти понятия отображают определенные стороны ценностного отношения, обращенного на явления внешнего или внутреннего мира. Ценность полагает особое отношение к объекту, отличное от познавательного. Ценностное отношение, анализируя со стороны субъекта, реализуется с двух сторон – как отнесение к ценности оцениваемого объекта и как его осмысление. Тот умственный акт, которым люди осуществляют выбор между объектами, называется отнесением к ценностям. В основе отнесения того или иного объекта окружающей действительности к ценностям лежит оценка, выражающая способность этого объекта удовлетворять потребности, интересы или цели человека[15]. Различия ценности и оценки заключаются в том, что ценностью могут быть как явления внешнего мира (предметы, вещи, события, поступки), так и факт мысли (идеи, образ, научная концепция и другое). Ценностью является предмет ценностной оценки, ценность имеет только положительный знак. Оценка – это умственный акт, который является результатом нашего оценочного отношения к этому предмету. Оценка зависит от свойств оцениваемого предмета и может быть как положительной, так и отрицательной. В результате акта оценки предмет может быть признан либо ценностью, либо не ценностью, то есть ценность – это не сама оценка и не предмет оценки, а социально-определенная идеальная основа оценки и ориентации личности и общества. При этом к характеристикам ценностей могут быть отнесены: целостность, ориентирующая функция, относительная стабильность, что является определенными аспектами идентичности для индивида или для общества. Идентичность личности и общества в значительной степени определяется ценностями.
     Понятие «ценность» в его психологическом толкованию эквивалентно некоторому комплексу психологических явлений, которые, хотя и терминологически, обозначаются разными понятиями, но семантически однопорядковы: Н. Ф.  Добрынин называет их «значимостью», А. И. Божович «жизненной позицией»; А.Н. Леонтьев «значением» и «личностным смыслом»; В. Н.  Мясищев «психологическими отношениями».
     Ценность внутренне освещает всю жизнь человека, наполняет ее простотой и гармонией, что ведет к подлинной свободе – свободе от колебаний и страхов, свободе творческих возможностей. Ценности не являются неизменными, раз и навсегда упорядоченными, их перестройка возможна.
     С. Л. Рубинштейн говорил, что ценность – значимость для человека чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию – функцию ориентира повеления. Ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно значимых делах и поступках [15].
     М. Рокич, американский социолог, исследователь ценностных предпочтений, определяет ценность как «устойчивое убеждение в том, что определенны способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный им способ поведения, либо конечная цель существования» [7].
     Ценность – понятие, указывающее на культурное, общественное и личностное значение явлений и факторов действительности, вследствие этого ценностей личности образует внутренний стержень культуры, взаимосвязанный с потребностями и интересами тех или иных социальных общностей, которые в свою очередь, оказывают влияние на социальные интересы и потребности, выступающие важнейшим стимулом социального действия поведения индивида [9].
     Ценностные ориентации –  важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного [10].
     Ценностные ориентации – это важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека, от незначимого, несущественного[7].
     Ценностные ориентации – сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Ценностные ориентации носит многоуровневую структуру. Вершина ее – ценности, связанные с идеализациями и жизненными целями личности [14].
     Ценностные ориентации – это относительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности. В ценностных ориентациях как бы накапливается весь жизненный опыт, т.е в индивидуальном развитии человека, определяющий его взаимоотношения с другими людьми, преобразования личности, в том числе и по отношению к самим себе, являющий существо образа жизни индивида. В этом определении наиболее глубоко отражено содержание ценностных ориентаций человека, их динамичный характер, их функции и значение в жизни человека, в развитии его личности. Впрочем, это определение кажется более интересным. Такое определение: ценностные ориентации – интегральное (информативно-эмоционально-волевое) свойство и состояние готовности личности к тому, чтобы сознательно определить и оценить свое местоположение во времени и пространстве природной и социальной среды, избрать стиль поведения и направление деятельности, основываясь на личном опыте и в соответствии с конкретными условиями постоянно меняющейся ситуации. В этом определении отмечается важнейшая роль ценностных ориентаций человека в качестве одного из регуляторов его поведения и деятельности.
     Рост интереса к измерению ценностей и ценностных ориентаций наметился, с начала 60-х годов XX века и это было связано с консультированием по вопросам образования и выбора профессии, прогнозированием социального поведения индивидов. В некоторых странах, подобные исследования стали неотъемлемой частью жизни общества. Среди популярных тестов для диагностики различных аспектов направленности личности, – методика словацкого психолога Т. Тарочковой «Жизненные цели», тест американских авторов Д. Сьюпера и Д. Невил «Шкала ценностей», методика М. Рокича «Изучение ценностей человека», опросник Олпорта – Верона - Линдсея и др.
     В качестве главного диагностического конструкта авторы этих тестов рассматривают направленность личности, понимаемую как значимость для человека тех или иных жизненных целей и ценностных ориентаций и которыми  он руководствуется в своей жизни [28].
     В зависимости от устремлений, которые человек пытается реализовать, жизненные сферы (профессиональная, обучения и образования, семейная, общественная жизнь и сфера увлечений) обладают для разных людей различной степенью значимости.
     В отечественной практике профконсультирования продолжительное  время был распространен подход, который основывался на том, чтобы профессиональная деятельность являлась основной содержания жизни человека. Все-таки практика показывает, что для одного человека профессиональная жизнь – это возможность удовлетворения потребности в общении, а для другого– это способ заработать деньги, для третьего – это сфера семейной жизни и т. д.
     Таким образом, сопоставляя доминирующие ценностные ориентации индивида с его жизненными сферами, можно выявить и доминирующую направленность данной личности.
     Совокупность сформировавшихся, устоявшихся ценностных ориентаций организует своего рода ось сознания, гарантирующую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения, и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим поведение личности [32].
     Центральное  содержание на сегодняшний день является определение ценностных ориентаций – это политические, философские (мировоззренческие), нравственные убеждения человека, глубокие постоянные привязанности человека, нравственные принципы поведения. В связи с этим в любом обществе ценностные ориентации личности выступает, как объект воспитания, целенаправленного воздействия. Они воздействуют как на уровне сознания, так и на уровне подсознания, определяя направленность волевых усилий, внимания, интеллекта. Механизм влияния и развития ценностных ориентаций, прежде всего, связан с необходимостью решения противоречий и конфликтов в мотивационной сфере, трансформаций стремлений личности, в наиболее общей форме выраженной в борьбе между долгом и желанием, мотивами нравственного и утилитарного порядка.
     В целом можно сказать, что ценности всех людей сходны, люди отличаются только шкалой своих  ценностей – тем, какие ценности у них являются  преобладающими, а какие можно всегда или в определенной ситуации оставить на втором месте. Конечно, никому не хочется быть больным, неполноценным, одиноким, нищим, некрасивым, но тем не менее для кого-то на первом плане стоит материальное благополучие, жизненный успех, и он готов «пойти по головам» ради достижения своей цели. и, например, жениться по расчету, а для кого-то высшая ценность – любовь, и он согласен на «рай в шалаше», но только с любимой.
     Проблема  ценностей состоит в различной толковании данного понятия. Каждый человек имеет свои личные ценности и ценностные ориентации, но и смысл, который он вкладывает в понятие «ценность» также индивидуален.
     Место и роль системы ценностных ориентаций в структуре личности, представляют собой динамическую систему, находятся в состоянии непрерывного изменения и развития. В процессе такого личностного становления постепенно все большее значение приобретают его внутренние движущие силы, позволяющие человеку все более самостоятельно определять задачи и направление собственного развития.  Ценностные ориентации личности выступает как главный регулятор и механизм такого развития, определяет, способ осуществления намеченных целей и при утрате ими побудительной силы в результате их достижения стимулируя постановку новых значимых целей (А. Н. Леонтьев). В свою очередь, достигаемый уровень развития личности последовательно создает все новые предпосылки для развития и совершенствования системы ее ценностных ориентаций. Ценностные ориентации личности, как и любое другое многозначное междисциплинарное научное понятие, по-разному интерпретируются в произведениях различных авторов. В ряде исследований понятие «ценностные ориентации личности» по существу совпадает с терминами, характеризующими морально - потребностную либо смысловую сферу. Ценностные ориентации личности наряду с установками и аттитюдами регулируют реализацию потребностей человека в различных социальных ситуациях [26].
     Многие авторы считают, что ценностные образования являются базой для формирования системы личностных смыслов. Так, по В. Франклу, человек приобретает смысл жизни, переживая определенные ценности. Как констатирует Д. А. Леонтьев, личностные ценности являются одновременно и источниками, и носителями значимых для человека смыслов.
     М. Рокич определяет ценности как «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечный способ существования» (А. А. Реан). По его мнению, ценности личности характеризуются следующими признаками: истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и личности; влияние ценностей практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения; общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико; все обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени; ценности организованы в системы. Для характеристики социальной регуляции поведения человека часто используется понятие «социальная установка», который У. Томас и Ф. Знанецкий определяли как «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности», «психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта» [26]. 
     В отличие от установки, имеющей скорее неосознанный характер, аттитюд понимается как осознанное явление, которое человек может выразить в языке. Аттитюды, помогая человеку осмыслить явления социальной действительности, выполняют функцию выражения того, что для него является важным, значимым, ценным. Таким образом, аттитюды представляют собой средство вербализованного выражения ценностей как более общих, абстрактных принципов применительно к конкретному объекту.
     Установки, аттитюды и ценностные ориентации личности регулируют реализацию потребностей человека в различных социальных ситуациях. В. Я. Ядов объединяет все описанные выше регулятивные образования как диспозиции, т. е. «предрасположенности». В своей «диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности».
     Ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, всегда составляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве ее элементов. Структурный характер системы ценностных ориентаций личности, ее многоуровневость и многомерность определяет возможность реализации ею целого ряда разноплановых функций ценностных ориентаций является важным регулятором активности человека, поскольку она позволяет соотносить индивидуальные потребности и мотивы с осознанными и принятыми личностью ценностями и нормами социума [18].
     С точки зрения А. И. Донцова, ценностные ориентации направляют и корректируют процесс целеполагания человека.
     Ценностные ориентации формируются в определенных социально-психологических условиях, конкретных ситуациях, которые детерминируют поведение человека, задают ему определенный «горизонт видения», и являются важнейшей характеристикой его личности, поскольку определяют его отношения и особенности взаимодействия с окружающими людьми, детерминируют и регулируют поведение человека Б. Г. Ананьев, А. Г. Здравомыслов, В. Н. Мясишев, Б. Г. Ольшанский, В. А. Ядов.
     Педагоги, как представители человеческой культуры, направляют старшеклассников на высшие ценности, ставя перед собой задачу формирования предпочтительное отношение к ним, хотя они и понимают, что рынок делает свое черное дело и втягивает подростков и поток лжеценностей.
     Следовательно, ценностных ориентаций личности является многофункциональным психологическим органом. Ценностные ориентации являются психологическим органом, механизмом личностного роста и саморазвития, при этом сами носят развивающийся характер и представляют собой динамическую систему. Систему ценностных ориентаций личности можно рассматривать как подсистему более широкой системы, описываемой различными авторами как «жизненный мир человека», «образ мира» и т.п., имеющую, в свою очередь, сложный и многоуровневый характер [15].
     По словам Б. Ф. Ломова, «ценностные ориентации, как и любую психологическую систему, можно представить как многомерное динамическое пространство, каждое измерение которого соответствует определенному виду общественных отношений и имеет у каждой личности различные веса». Я. Гудечек полагает, что совокупность ценностей имеет «горизонтально – вертикальную» структуру. Под горизонтальной структурой им подразумевается упорядоченность ценностей «в параллельной последовательности», то есть иерархия предпочитаемых и отвергаемых ценностей. Вертикальная структура понимается в данном случае как включение индивидуальных систем ценностей в систему ценностей общества в целом [14].
     Ценностно-ориентационный портрет современной молодежи: Система ценностей личности составляет основу ее ценностных ориентаций и ценностных установок, которые, в свою очередь, выступают в качестве критерия выбора вариантов деятельности, поведения, принятия решений. На сегодняшний день стоит отметить, что у большинства молодежи есть главная цель жизни.
     Большинство молодежи задумываются о таких ценностях как :иметь хорошую семью, получить хорошее образование, устроиться на хорошую работу, заработать много денег, обеспечить будущее детям, открыть свой бизнес, жить в достатке [10].
     Следует отметить, что молодым людям в настоящее время больше присуще ориентированность на интересную работу, чем на заработок, предпочтение свободы материальному благополучию. Не случайно сейчас большинство старшеклассников, юношей, называют своей главной целью с материальное потребление (иметь свою квартиру, заработать много денег, жить в достатке, съездить в путешествие и т.п.). Мало кто в данное время задумывается над тем, что главное целью его жизни были такие как: иметь хорошую семью, воспитать хороших детей, получить хорошее образование и т.п.
     Таким образом, можно сказать, что базовые ценности современной молодежи в  изменяющемся  обществе отражают изменения, происходящие на протяжении последних 15–18 лет. Следует подчеркнуть, что молодежь ориентирована в большей степени на интересную работу, чем на заработок, предпочитает свободу материальному благополучию. Не случайно число молодых людей, называвших своей мечтой цели, связанные с материальным потреблением (иметь свою квартиру, заработать много денег, жить в достатке, съездить в путешествие и т.п.), меньше тех, кто был ориентирован на цели «непотребительского» плана (иметь хорошую семью, воспитать хороших детей, получить хорошее образование и т.п.).
     В ряде исследований системы ценностей современной молодежи [22, 23] (по методике М. Рокича – терминальные ценности) представлены следующие результаты:
     Среди выбранных старшеклассниками в качестве наиболее значимых ценностей: на 1-м месте – «любовь» (духовная и физическая близость с любимым человеком) – этот ответ выбрали 58% респондентов, на 2-м – «здоровье» (физическое и психическое) (57%), на 3-м – «материально обеспеченная жизнь» (отсутствие материальных затруднений) (54%), на 4-м – «наличие хороших и верных друзей» (51%), на 5-м – «служебный и профессиональный рост, карьера» (42%) [22, c.7].
     Достаточно значимыми являются также:
     – «активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)» (33%);
     – «интересная работа» (32%);
     – «уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений)» (32%);
     – «счастливая семейная жизнь» (28%).
     Заметим, что такая ценность как «познание» (возможность расширения своего кругозора общей культуры, получения образования, интеллектуальное развитие) (19%), «творчество» (возможность творческой деятельности) (4%) и «развитие» (работа над собой, физическое и духовное совершенствование) (13%) – являются менее значимыми по сравнению со «личностным и профессиональным ростом» (42%) и в будущем «интересной работой» (33%), что свидетельствует о преобладании прагматической ориентации в ряду тех ценностей, которые непосредственно связаны с образовательным процессом [22, c.8].
     Наименее значимыми для старшеклассников оказались следующие ценности:
     – «свобода как независимость в поступках и действиях» (11%);
     – «развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)» (11%);
     – «счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего человечества в целом)» (5%);
     – «самостоятельность как независимость суждений и оценок» (5%)
     – «красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве» (4%);
     – «творчество (возможность творческой деятельности» (4%);
     – «равенство – равные возможности для всех» (1%) [22].
     Распределение ценностей в определенной иерархии можно интерпретировать как неоднородное. Однако заметна некоторая тенденция доминирования ценностей личностного характера над социально ориентированными, ценностей материальных над духовными.
     Для определения ценностных предпочтений респондентам была предложена дополненная шкала терминальных ценностей М. Рокича.
     Среди выбранных старшеклассниками в качестве наиболее значимых ценностей: на 1-м месте –«любовь» (духовная и физическая близость с любимым человеком) – этот ответ выбрали 54,4%, респондентов, на 2-м – «здоровье» (физическое и психическое) (53%), на 3-м – «наличие хороших и верных друзей» (47,4%) на ‚4-м –«интересная работа» (45,2%), на 5-м –«активная деятельная жизнь» (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) (44,8%); Достаточно значимыми являются также:
     – «материальная обеспеченность» (41,3%);
     – «служебный и профессиональный рост, карьера» (42%);
     – «уверенность в себе» (23,5%);
     – «самореализация» (23,%);
     – «счастливая семейная жизнь» (22,6%).
     Заметим, что такие ценности как «познание» (возможность расширения своего кругозора, общей культуры, получения образования, интеллектуальное развитие) (9,1%), «развитие» (работа над собой, физическое и духовное совершенствование) (11,3%) и «самостоятельность как независимость суждений и оценок» (7,4%) – являются менее значимыми по сравнению с «интересной работой» (45,2%), и «материальной обеспеченностью» (41,3%), что свидетельствует о преобладании прагматической ориентации в ряду тех ценностей, которые непосредственно связаны с образовательным процессом [23, c.70].
     Наименее значимыми старшеклассников оказались, следующие ценности:
     – «познание» (9,1%);
     – «развлечения (приятно; необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)» (7,4%);
     – «самостоятельность как независимость суждений и оценок» (7,4%);
     –  «красота природы и искусства (пережив вине прекрасного в природе и искусстве» (6,5%);
     – «счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего человечества в целом)» (З,5%);
     – «равенство-равные возможности для всех» (3,5%) [23, c.70].
     Таким образом, ценностные ориентации старшеклассников в основном сосредоточены вокруг таких ценностей как: любовь, здоровье, материально обеспеченная жизнь, наличие хороших и верных друзей, служебный и профессиональный рост, карьера, активная деятельная жизнь.
     
     Итак, данный параграф позволил нам выяснить, что в ценностных ориентациях главной составляющей является ценность. Ценности не являются неизменными, раз и навсегда упорядоченными, их перестройка возможна. Сами же  ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, всегда представляющие систему, которая существует в структуре личности. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения, и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующи.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%