VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особенности ценностных ориентаций сотрудников с различным профессиональным статусом

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K006943
Тема: Особенности ценностных ориентаций сотрудников с различным профессиональным статусом
Содержание
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ

Факультет культуры

Кафедра социальной психологии

  

 











Дипломная работа

	Особенности ценностных ориентаций сотрудников с различным профессиональным статусом.

   







Выполнила студентка

 группы V курса дневного отделения

Давыденко Валерия Игоревна

______________________

(подпись)

Научный руководитель: 

_____________________

(подпись)

 

 













Допустить к защите



Зав. кафедрой 

_________________________

     (ученая степень, звание)

_________________________

     (фамилия, имя, отчество)



_________________________

                      (подпись)

«____»   ______________20 ___ г.

Дипломная работа защищена



«___»   _______________20 ___ г.



Оценка  ___________________

Председатель ГАК



_________________________

     (фамилия, имя, отчество)

_________________________

                      (подпись)











Санкт-Петербург

20 __ г.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение ........................................................….........……………………..……………

3

Глава 1. Ценностные ориентации личности в современном обществе…......….......

5

Понятие  и особенности формирования ценностных ориентаций .....................

5

1.2. Направленность личности как система мотивов  ................................................

21

1.3. Роль социального статуса в жизни человека………………………………………..



Выводы по первой главе………………………………………………….………………



Глава 2. Название .....................................................…............………... ……………



2.1. Название ....................................................…….......……………. …………………



2.2. Название ...................................................…….......………………. ………………



2.3. Название…………………………………………………………….……………………



Выводы по второй главе……………………………………………………………………



Заключение ………………….....................................................…..............……………



Список используемой литературы …………………..................................……………



Приложения: ………………………..............................................................……………



Приложение 1. Название ………………..………………………………..………………



Приложение 2. Название …………….…………………………………...………………



ВВЕДЕНИЕ

В психологии нет более важного для науки и практики понятия, чем личность. Личность - это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально-обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих. Каждая личность абсолютно разная и имеет свои психологические характеристики, которые формируются в процессе развития. От природы человек наделен способностью к получению удовольствия. Как биологическое и социальное существо, он имеет определенные физиологические и духовные потребности. Любая потребность предполагает ее удовлетворение. Общество формирует черты характера человека, воздействуя на него традициями, нравственностью, моралью, культурой и искусством. В результате этого воздействия у человека формируется определенная ценностная ориентация, которая, в конечном счете, определяет индивидуальность человека и неповторимый набор его потребностей. У каждой личности есть свои цели, мечты и желания. Человек, на протяжении всей жизни ставит перед собой цели, достигая их в процессе своей жизнедеятельности или же недоведя их до нужного результата забрасывает и забывает о них. Эти цели эти могут быть непременно разнообразными: от покупки квартиры до создания благотворительного фонда нуждающимся. 

Немаловажную часть нашей жизни занимает работа. Более половины свой жизни человек проводит на работе. Соответственно работа так же влияет на формирование ценностных ориентаций. Так же, как и статус и должность, которую занимает сотрудник имеют непосредственное влияние на его жизнь и систему ценностей.

Предлагаю Вашему вниманию работу, посвящённую изучению ценностных ориентаций у сотрудников с различными социальными статусами.

Приступая к работе, была поставлена ЦЕЛЬ: Изучить понятие ценностных ориентаций и влияние социального статуса на жизненные ценности человека.

Исходя из поставленной цели, можно сформировать ЗАДАЧИ: 

анализ литературы по вопросу личностных ориентаций;

подбор материалов исследования;

проведение эмпирического исследования.

Для решения вышеперечисленных задач были использованы:

теоретический материал по данной теме, которая раскрывает ценностную сферы современной личности;

методики;

сравнительный и корреляционный анализ данных.

ОБЪЕКТОМ исследования являются сотрудники компании, ПРЕДМЕТОМ – ценностные ориентации.

Личность, представляя собой динамическую систему, постоянно находится в состоянии развития и изменения. В процессе такого личностного становления постепенно все большее значение приобретают его внутренние потребности, позволяющие все более самостоятельно определить задачи для собственного развития. Система ценностных ориентации личности выступает в качестве механизма развития, который определяет форму осуществления намеченных целей и постановку новых. В свое время, достигнутый уровень развития личности постепенно создает все новые предпосылки для развития системы ее ценностных ориентации.

Исходя из этого, особую АКТУАЛЬНОСТЬ приобретает исследование и анализ ценностных ориентаций человека.

Начиная работу над изучением особенностей ценностной ориентации, была выдвинута ГИПОТЕЗА - «Имеются различия в ценностных ориентациях у сотрудников, занимающих низкий и высокий профессиональный статус».

Для того, чтобы раскрыть тему и доказать гипотезу были использованы работы: Яницкий М.С. «Ценностные ориентации личности как динамическая система»; Рубинштейн С.Л. «Общая психология»;

В практической части работы проведены исследования, подтверждающие/опровергающие гипотезу.

Работа состоит из: введения, двух основных глав: теоретической и эмпирической, заключения и списка используемой литературы.



































1. Ценностные ориентации личности в современном обществе

1.1 Понятие и особенности формирования ценностных ориентаций

Ценности и ценностные ориентации человека всегда являлись важными объектами исследования этики, философии, социологии и психологии на всех этапах их развития и становления как отдельных отраслей знания.

Понятие ценностных ориентаций личности было введено в науку в 20-е годы XX в. социологами У. Томасом и Ф. Знанецким, они рассматривали ценностные ориентации как личностную социальную установку, регулирующую ее поведение. Появилось множество различных определений этого термина.

Ценностные ориентации — отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Способ дифференциации объектов действительности по их значимости. Ценностные ориентации- это важнейшие элементы структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида.

Ценности — социально разделяемые и одобряемые большинством людей, они принадлежат обществу или группе, ценностные ориентации — индивиду. 

           Так же существует понятие как общечеловеческие ценности — это значимость предметов и явлений для мирового сообщества. К ним относятся: во-первых, социально-политические, а также нравственные понятия, которые разделяют большинство людей мирового сообщества. Во-вторых, к ним относятся общенародные цели, общечеловеческие идеалы и основные средства достижения (гражданский долг, человеческое достоинство, социальная справедливость, и т. п.). К общечеловеческим ценностям также относятся ценности, которые имеют глобальный характер: проблемы сохранения мира, международный экономический порядок, сохранение природы, развитие общественных отношений, борьба с терроризмом и т.д.



Этот вопрос волновал ученных еще во времена античности. Сократ, основатель этики, он первый из философов античности, кто пытался найти ответ о том, что такое благо. По его мнению, ответ на этот вопрос лежит в основе нравственного поведения. С точки зрения Сократа, благо определяется при соответствии его с поставленной человеком цели.

Аристотель, рассматривал отдельные виды благ и впервые ввел термин «ценимое» («тимиа»). Он выделил ценимые («божественные», такие как ум, душа) и хвалимые (вызывающие похвалу, оцененные) блага, а также благавозможности (власть, красота, сила, богатство), которые могут использоваться как для добра, так и для зла. Таким образом, в отличие от Сократа, у Аристотеля, «благо может быть целью и может не быть целью».

По его мнению, благо может находиться в душе, теле (красота, здоровье) либо вне того и другого (почет, богатство, власть). Высшим благом у Аристотеля считаются добродетели («аретэ»), т. е этические ценности. Этические ценности, в свою очередь, разделяются на мыслительные (сообразительность, мудрость, рассудительность) и нравственные (благоразумие и щедрость) Как отмечает Б. Расселл, в этике Аристотеля мыслительные добродетели считаются целями личности, а нравственные - только средствами достижения.

Диоген Лаэртский, излагая взгляды Аполлодора, Гекатона, Хрисипа, считает, что все сущее может быть либо благом, либо злом, либо «безразличным». К благу, он относит здравомыслие, мужество, справедливость, к злу-  противоположности. Критерием отнесения к тому или иному является, способность приносить пользу или вред. «Безразличными» они считают, например, красоту, красоту, богатство, силу, так как их можно отнести и во благо, и во вред. Интересно, что и «безразличное», в свою очередь, может быть, как предпочтительным для человека (например, здоровье), так и избегаемым (например, болезнь). С целью обозначения критерия такого разделения они впервые используют понятие «ценность». 

В отличие от философов европейской античности, которые рассматривали этические проблемы, сосредоточив внимание на аспектах соотношения целей и ценностей человека, восточная, и прежде всего конфуцианская, философия особое внимание уделяла вопросам соотношения внешних и внутренних источников происхождения этических ценностей.

Важнейшими проявлениями социально-этического порядка и индивидуальных добродетелей на личностном уровне, в конфуцианстве являются «благопристойность» и «гуманность», составляющие вместе двуединую ось конфуцианства, вокруг которой сосредоточены все его остальные этические категории. Механизмом внутреннего принятия этических ценностей выступает «гуманность». Само понятие гуманность означает соотношение нравственных ценностей и правил этикета, превращение этих понятий во внутреннюю природу и естественную потребность человека.

Конфуцианская философия, таким образом, предугадала формирование ценностных ориентации, которые описываются современной психологией в полярных понятиях, таких как интернализация и идентификация.

На смену описанной философской теории приходит период формирования научных основ знания, ставящий под сомнение возможность использования самих ценностных категорий.

По представлению Т. Гоббса, ценностные суждения обусловлены интересами и склонностями человека и поэтому не могут быть истинными в научном смысле. «Хорошее» и «плохое», по его мнению, называется таковыми, когда являются объектом желания или отвращения. Он пытается использовать социально-экономические подходы в качестве научной основы определения ценностных понятий.

Б. Спиноза еще более скептически относится к ценностным понятиям, так как, по его словам, они являются лишь «предрассудками», которые только мешают людям достичь своего счастья.

По мнению И. Бентома, выгода и польза - это основа человеческого счастья и его единственная цель. При этом пользой И. Бентам считает все, что приносит удовольствие, стремление к которому и является источником нравственности.

И. Кантом была предпринята попытка придать научное значение этическим ценностям личности, для учения которого характерно представление об «автономии» моральных ценностей от какого-либо высшего источника. Кант предполагает, что долг и мораль существуют в разуме и не нуждаются ни в какой божественной цели, в отличие от большинства своих предшественников, признающих религиозное происхождение ценностей. Кант утверждает, что любое разумное создание «сущeствует как цeль сама по сeбe, а нe только как срeдство», в отличиe от прeдметов, существованиe которых хотя зависит нe от нашeй воли, а от природы, которыe «имеют тем не менее, eсли они не надeлeны разумом, только относитeльную цeнность как срeдства».

Начало аксиологического этапа научного знания обычно связывается с одним из основоположников медицинской психологии Р. Г. Лотце, которым было введено понятие «значимость» как критерий истины в познании и аналогичное понятие «ценность» как критерий этического в поведении. Лотце описывает место человека в трех сферах: истинности, действительности и ценности.

Г. Риккерт, утверждал, что сущность ценностей «состоит в их значимости, а не их фактичности», они, по его мнению, как идеальная всеобщая норма, которая придает реальности смысл.

По словам М. Шелера, благо это «подобное вещи единство ценностных качеств». А ценности, как и вещи, носят объективный характер. Отличие ценностей, как он считал, в особом характере познания, который осуществлялся посредством эмоциональных функций, «чувствования». Шелер называет этот процесс «эмоциональный интуитивизм».

В русской религиозной философии, особенно в работах Н. А. Бердяева, В. С. Соловьева, Н. О. Лосского, абсолютный и идеальный характер сферы ценностей определяется через понятие духовности, которая имеет божественное происхождение. Он разделяет ценности на положительные и отрицательные.

Взгляды Ф. Ницще имели полную противоположность к религиозному пониманию, которые он определял, как «моралистический натурализм». Он критиковал религиозные понятия о морали, считая, что они лежат в основе утраты настоящих высших ценностей в современной культуре, нигилизма. Моральные ценности Ницше считал безнравственными, мнимыми и призывал к «переоценке», чтобы тем самым освободить человека от действующих этических норм. В определении Ницшe «цeнность - это наивысшee количeство власти, котороe человeк в состоянии себe усвоить».

На Западе понятие ценностей получило дальнейшее развитие в работах классиков П. А. Сорокина и А. Тойнби, которые опирались на идеи В. Дильтея о множественности культурно-исторических систем ценностей и типологию «культурных организмов» О. Шпенглера.

Э. Дюркгейм анализировал в своих работах взаимовлияние ценностно-нормативных систем общества и личности в отдельности. По мнению Э. Дюркгейма, система ценностей общества, это совокупность ценностных представлений отдельных индивидов, и, «объeктивна ужe благодаря тому, что она коллeктивна».

В отечественной социологии понятие ценностей также активно изучалось в работах ряда авторов, а прежде всего в исследованиях, Н. И. Лапина, И. С. Кона, В. Я. Ядова, В. П. Вардомацкого, С. Г. Климовой и др.

В австрийской психологической школе (И. Крейбиг, X. Эренфельс, А. Мейнонг) ценности понимаются как субъективный феномен. Таким образом, из способности объектов приносить удовольствие либо неудовольствие, выстраивается иерархия ценностей.

В бихевиоризме ценности полностью исключены из сферы научного познания человеческой природы. Для бихевиористов «мораль, этика и ценности являются не более чем результатом ассоциативного научения». Изучением ценностей в бихевиоризме занимались: Б. Скиннер, Дж. Роттер, Э. Толмен.

Классический психоанализ 3. Фрейда уделяет внимание внутренним биологическим факторам развития личности. По мнению Фрейда, главной задачей совести является запрещение и ограничение сознательной деятельности; независимо от побуждений и потребностей Ид и Эго. Развитие идеалов связано с формированием самого Суперэго, определенный социальными факторами.

Таким образом, в истории развитии личности в бихевиоризме выявляется общая закономерность, которая находится в поэтапном принятие идеи о социальной зависимости человеческого поведения и, соответственно, отношение к вопросу ценностных ориентации. Однако наибольшее значение ценностные ориентации личности имеют в экзистенциальной и гуманистической психологии.

Как считает А. Маслоу, выбор человеком высших ценностей предрешен самой природой, а не божественным началом или чем-либо другим.

Г. Оллпорт, полагал, что причиной большинства ценностей личности является мораль общества, он выделяет ряд ценностных ориентации, не связанный с моральными нормами, например, эрудиция, общение любознательность и т.д.

В отечественной психологии, похожей по многим критериям с западной гуманистической традиции, аналогичные подходы понимания ценностей исследуются с различных сторон изучения свойств личности. По словам Б. Ф. Ломова, несмотря на различные толкования понятия «личность», во всех отечественных подходах в качестве ведущего коэффициента выделяется направленность. Направленность, по-разному раскрывается в работах А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, С. Л. Рубинштейна, Л. И. Божович, Д. Н. Узнадзе и других классиков отечественной психологии, она выступает как свойство личности, которое определяет весь ее психический склад.

Развитие личности, по Л. С. Выготскому, определено изучением индивидом культуры ценностей, которое лежит в основе процесса общения. По его словам, смыслы и значения, зарождаясь в отношениях между людьми, а в особенности, в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, остаются в его сознании.  

По словам Б. Г. Ананьева, исходным моментом формирования индивидуальных особенностей человека как личности является его статус в обществе, равно так же, как и статус общности, в которой формировалась данная личность. На основе социального статуса формируются системы ценностных ориентации и социальных ролей. Роли, статус, ценностные ориентации, по мнению Б. Г. Ананьева, образуют первичный класс свойств личности, которые определяют особенность поведения, склонности и характер человека. Изучение общественно-социальных отношений в формировании личности по отношению к ценностным ориентациям было рассмотрено в работах: Б. Д. Парыгина, В. С. Мухиной, Л. И. Анцыферовой, А. И. Донцова, Г. М. Андреевой, А. А. Бодалева, В. Г. Алексеевой Г.Г. Дилигенского, и многих других исследователей.

Необходимо подчеркнуть, что социально-психологический подход к изучению ценностей заключается в анализе социально обусловленного характера принятия ценностей личностью, а не в рассмотрении ценностной системы общества как внешней по отношению к человеку совокупности норм и правил, как это можно представить. Как пишет Д. Н. Узнадзе, человек реагирует на воздействие внешней среды в основном «лишь после того, как он прeломил их в своeм сознании, лишь после того, как он осмыслил их».

Таким образом, теоретические представления второй половины XX века и, прежде всего, отечественная традиция раскрывают психологическое понятие ценностей через определения «ценностные ориентации личности» и «личностные ценности», которые различаются, лишь отнесением ценностей скорее к смысловой или мотивационной сферам. Ценностные понимания, рассматривались как важнейший компонент структуры личности, после чего они становятся, предметом анализа общей психологии.

Существует три вида ценностей:

материальные,

социально-политические

духовные.

Материальные ценности — это средства труда и вещи потребления. К природным ценностям относятся естественные блага, заключенные в природных богатствах. К предметным ценностям относятся — предметы, созданные в результате человеческого труда, а также предметы культурного наследия.

Социально-политические ценности — это значение событий, политических актов, социальных и политических действий. К социально-политическим ценностям, относят социальное благо, находящиеся в политических и социальных движениях, а также значение исторических событий, которые способствуют укреплению мира, процветанию общества, и сотрудничества между народами.

Духовными ценностями принято считать ценности права, философии, морали, науки, искусства и т. д.

Устойчивая совокупность ценностных ориентаций соединяет в себе такие качества личности, как надежность, ценность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям из-за этих идеалов и ценностей, упорство в достижении цели, активность жизненной позиции.

Очень многие ученые уделяли большое внимание формированию у индивида системы его ценностных ориентаций. Якобсон П.М., выделяя психологические аспекты созревания личности и исследуя критерии ее социальной зрелости, отмечал немаловажную роль динамических сдвигов в ядре личности, связанных с усвоением ценностей, требований, норм и правил.

	Милтон Рокич предложил модель для изучения ценностных ориентаций человека и представил инструмент измерения (Milton Rokeach Value Survey). Эта методика широко используются психологами, экономистами, а также специалистами в других областях. Теория М. Рокича поясняет, что такое ценности, что ценят люди и в чем состоят функциональные цели в системе ценностей.

	В качестве основного объекта автор рассматривает направленность личности, представляемую как значимость для человека тех или иных жизненных целей, которым он придерживается в течении своей жизни. В зависимости от стремлений, которые человек пытается осуществить, жизненные сферы (обучения и образования, профессиональная, общественная, семейная и сфера увлечений) представляют для разных людей иную степень значимости.

	Выделяют ценности, разных областей социальной жизни (эстетические, моральные, политические, экономические, познавательные и др.). 

	Типология М. Рокича:

	Ценности-цели (терминальные), определяемые как убеждения, в том, что конечная цель существования человека стоит того, чтобы стремиться к ней. Они определяют смысл жизни человека, указывают, что именно важно и значимо.

	Ценности-средства (инструментальные), определяемые как убеждения человека в том, что определенные действия или свойства личности являются предпочтительными в любой ситуации.

В свою очередь инструментальные ценности подразделяю на следующие группы:

этичeские, цeнности общeния, цeнности дeла;

индивидуалистичeские, конформистскиe, альтруистичeскиe;

самоутверждeния, принятия других людeй и т. д.



Основы ценностей складываться еще в дошкольном возрасте, но осознать это и выразить по средствам речи, дети могут в подростковом возрасте. Определим сначала их содержание.

Обычно ценности понимаются двояко: во-первых, как ценность чего-либо, как атрибут, а во-вторых, как объект или же предмет, т.е. как что-то, ценное. В первом случае это понятие используется идентично понятиям «значимость», «смысл», «убеждения». Идеал- одна из важнейших форм ценностей. Ценность в качестве идеала представляется как желательное положение вещей. А идеал, в свою очередь, видится как нечто непостижимое и недостижимое, но при этом поведение человека выстраивается в соответствии с его представлением об этом идеале. Некоторые исследователи изучают понятие ценности, приближая его к понятиям мотива и потребности, предполагая, что ценность обладает определенной силой. Другие рассматривают понятие ценностных ориентации как основные элементы системы отношения человека и социального мира, которые в свою очередь, определяют стратегию социальной жизни человека. Мы, в данной работе, будем исходить из определения, которое раскрывает понятие ценностных ориентаций как отношение личности или группы лиц к комплексу материальных и духовных благ как средств для удовлетворения неких потребностей.

С точки зрения той роли, которую ценности играют в жизни человека и общества, их можно разделить на три следующих типа:

Ценности, которые имеют вспомогательный характер для человека и общества. Без этих ценностей нормальное функционирование человека и общества не нарушается.

Ценности повседневного обихода. К этой группе относится большинство духовным и материальных ценностей. Без чего общество не может нормально развиваться и функционировать.

Высшие ценности — это ценности, отражающие фундаментальные отношения и потребности людей. Без них не может сформироваться личность и невозможна жизнь общества в целом. Существование высших ценностей всегда приобщают к тому, что выше самого индивида, чем определяется его жизнь, с чем неразрывно связана его судьба. 

Мировоззрение- это совокупность взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношения его к окружающей действительности и к самому себе, а также основные жизненные позиции людей, ценностные ориентации, идеалы, убеждения, принципы познания и деятельности. Мировоззрение - это взгляд на мир, сумма всех его знаний, жизненная философия человека, система представлений об общих принципах и основах бытия. Мировоззрение, система убеждений, выражающих отношение человека к миру, а не непросто логическая система знаний. Фокус мировоззренческих поисков подростка – это вопрос смысла жизни. Он в поисках «волшебной» формулы, которая разом нашла бы ответы и на перспективы развития всего человечества и смысл собственного существования. Психологи рассматривают потребность поиска смысла жизни как черту, характерную для взрослого человека. Тот факт, что в возрасте 14-18 лет эта потребность начинает появляться у школьников свидетельствует об взрослении. Но эта потребность имеет определенную направленность, выраженную в социальных ориентациях, которая указывает на ту позицию, которую они занимают и на ценности, которые себе присваивают.

Рефлексия- как правило, связана с какой-то паузой, «вакуумом» в деятельности или в отношениях с людьми, переоценка ценностей, наиболее общим выражением, которой является вопрос о смысле жизни.

На деятельность человека большое влияние оказывают ценностные ориентации, являясь одним из главных личностных образований, выражающие сознательное отношения человека к социальной действительности. Поэтому ценностные ориентации являются глобальной психической характеристикой зрелой, сформировавшийся личности.

Ценностные ориентации личности можно рассмотреть с точки зрения выявления их психологической сущности, механизмов формирования, причин возникновения, изучать как результат личностного развития и как итог взаимодействия субъективных и объективных факторов этого развития.

Самоконтроль, самодисциплина играют важную роль в жизни человека. 

 В течение жизни нам приходится принимать множество различных решений, например, относительно выбора друзей, образования, личных и семейных проблем. Начинает этому учиться человек уже с раннего детства, а в подростковом возрасте пытается решать сам свои задачи. Но часто он терпит неудачу или совершает ошибку, от недостатка опыта. Тогда как родители уделяют больше внимания их последствиям в будущем, подростки склонны концентрироваться на ближайших результатах своих решений. Подростку легче справиться с проблемами, пока большинство поступков касаются только его и не затрагивают окружающих людей. Подросток уже может сам понимать свою ответственность перед собой и другими людьми, давать оценку своим поступкам, оценивать ситуацию, учитывать последствия, что помогает ему и в дальнейшем самостоятельно принимать решения, выходить из трудных ситуаций. Этому он будет постоянно учится.

Принятие решения тесно связано с ответственностью. Подростки часто хотят свободы, еще до конца не понимая, что свобода ведет за собой ответственность.

Ответственность и свобода непрерывно связаны между собой. Свобода совсем не означает, что можно делать то, что захочется. Такое поведение скорее можно назвать анархией или вседозволенностью. Настоящая свобода - это когда человек принимает к сведению последствия своих действий, их влияние на окружающих, а также умение регулировать собственное поведение, отстаивать собственное мнение и эмоциональные реакции, готовность отвечать за свои поступки.

Самостоятельность и ответственность воспитываются с детства, и каждый день ребенок связывает свои поступки и действия с поведением окружающих людей: родителей, воспитателей, одноклассников, друзей, педагогов и др. Взрослость определяется совсем не возрастом, а умением быть ответственным и самостоятельным. Сила человека заключается в умении добиться определенной цели. Не бывает жизни без трудностей, борьбы, потерь и компромиссов. Задача взрослых, помочь определиться с жизненными ценностями, сформировать внутренний мир и сформировать особенность брать на себя ответственность за совершенные поступки.

Совершая какой-либо поступок человек должен определять его важность и понимать какие, он влечет за собой последствия. После ему важна оценка близкими людьми его поступка, которых он бы не хотел огорчать и в чьем одобрении нуждается.

Существует несколько основных факторов, влияющих на систему ценностных ориентаций.

а) Культурный опыт. Культура служит базой для постановки и осуществления личностных, познавательных и практических задач, задает систему ценностных представлений, которая регулирует социальное и индивидуальное поведение человека. Культура позволяет человеку перейти в другой способ бытия, который является более упорядоченным и осмысленным. Изначально, с момента своего рождения человек помещен в культурный мир. В нем огромный общечеловеческий опыт, который предоставляет человеку средства решения личностных задач и готовые образцы. Однако, освоение культурного опыта, определенно, автоматически не происходит. От каждого человека оно требует личного осознания. М.М. Бахтин считал, что "всякая общeзначимая цeнность становится дeйствитeльно значимой только в индивидуальном контeкстe". Исходя из этого становится ясно, как важно для ребенка общаться с людьми высокой культуры, нравственности и морали. Если ребенок воспитывается в обществе с неустойчивыми духовными ценностями, ему будет очень сложно дать правильную оценку своим поступкам.

б) Моральные принципы. Кроме знаний о моральных качествах, норм морали и идеале в истории морального сознания появляется необходимость в универсальном руководстве. Это моральные принципы. В них указано только общее представление для понимания норм поведения и критерий для выбора в самых различных ситуациях. В моральных принципах собраны всеобщие правила поведения, требования общественной дисциплины, объединяющие множество различных по содержанию поступков в единый образ жизни и линию поведения для отдельного человека.

в) Личный опыт. Этот фактор является самым главным, именно он формирует систему ценностей у человека в большей степени. Например, ценностные ориентации взрослого человека значительно отличаются своей устойчивостью по сравнению с системой ценностей ребенка, т.е. личный опыт "фиксирует" определенные особенности, которые имеют для человека ту или иную значимость. Помимо этого, процесс оценивания происходит непосредственно через приобретение личного опыта (ведь большинство людей учатся именно на своих ошибках, а не на ошибках других людей).

г) Внутрисемейная атмосфера. Фактор воздействия родителей на детей имеет продолжительный характер, поэтому также является одним из главных по степени влияния, а в частности - на жизненные ценности ребенка. Но кроме целенаправленного воспитания ребенка, на него также воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем этот эффект воздействия превосходит над всеми остальными.

Таким образом, можно выделить факторы, влияющие на формирование ценностей. Первоначально человеку представляется несколько вариантов норм поведения: внутрисемейные правила, общепринятые социальные нормы, моральные принципы, образцы поведения, заимствованные из искусства, и т.д. А дальше перед человеком стоит выбор своего, индивидуального пути, который влечет за собой формирование его собственной системы ценностей.

   

6.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44