VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Воспитание ценностного отношения к семейным традициям детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K009889
Тема: Воспитание ценностного отношения к семейным традициям детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения
Содержание
                              
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

Бюджетное учреждение высшего образования 
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Факультет Психологии и педагогики

Кафедра Теории и методики дошкольного и начального образования





Воспитание ценностного отношения к семейным традициям детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения.

44.03.01 Педагогическое образование профиль Начальное образование




Исполнитель: Андреева Л. А., студентка группы Б-4021 очного отделения __________/подпись/_

Научный руководитель: Абрамовских Н.В.,
д.п.н., профессор     _____________/подпись/	

Заведующий кафедрой: Толмачева В.В.,
к.п.н., доцент ______________/подпись/__	

Оценка 	














Сургут 2017 г.
Оглавление
Введение	
Глава 1. Теоретические основы воспитания ценностного отношения младших школьников к семейным традициям на уроках литературного чтения	
1.1. Сущность понятия «ценностное отношение к семейным традициям» детей младшего школьного возраста	
1.2. Возможности уроков литературного чтения в воспитании ценностного отношения к семейным традициям у детей младшего школьного возраста	
1.3. Особенности воспитания ценностных отношений младших школьников на основе сказок на уроках литературного чтения……..
Вывод по первой главе………………………………………………………
Глава 2. Практическая работа по воспитанию ценностного отношения к семейным традициям у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения  ……………………………………………………
2.1. Организация и результаты диагностической работы по выявлению уровня развития ценностного отношения детей младшего школьного возраста к семейным традициям	..
2.2. Практические рекомендации педагогам по воспитания ценностного отношения к семейным традициям у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения…………………………….
Вывод по второй главе ……………………………………………………..
Заключение	
Список использованной литературы	…..
  Приложение………………………………………………………………………..


Введение
    Актуальность исследования заключается в том, что социально-политические преобразования в России вызвали деформацию многих духовных и культурных ценностей, которые были накоплены веками. Одной из причин этих явлений является утрата обществом семейных традиций. Заметно изменение семейного образа жизни, число разводов растет, расшатываются поведенческие нормы в сфере семьи и брака, наблюдается неудовлетворенность супругов эмоционально-психологическим климатом в семье. Вот почему на сегодняшний день одним из приоритетных направлений образования является воспитание ценностного отношения к семейным традициям у младших школьников.
     Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы») – среди которых [36]:
     - любящий свой народ, свой край и свою Родину;
     - уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
     - готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом.
     Особую роль федеральный государственный образовательный стандарт отводит воспитанию ценностного отношения к семейным традициям, так как это основа патриотического воспитания младших школьников. Ребенок, который любит свою семью, чтит семейные и народные традиции, несомненно уважает свою Родину. Поэтому начиная с начальных классов педагог должен воспитывать у младших школьников ценностного отношения к семейным традициям.
     Материалом для воспитания ценностного отношения к семейным традициям и семье может стать литература. Тексты художественных произведений позволяют формировать у младших школьников представление о культуре и быте семьи. Знакомство детей с художественными произведениями происходит в основном на уроках литературного чтения. 
     Предмет «Литературное чтение» обладает большим воспитательным потенциалом. Сказка является одним из важнейших нравственно - педагогических средств формирования личности. Чтобы этот воспитательный потенциал реализовать, педагог должен умело сочетать в уроке методы обучения и методы воспитания. 
     Многие педагоги и психологи обращались в своих исследованиях к вопросу семьи и семейных традиций П. Ф. Лeсгафт, Н.К. Крупская, А.С. Макарeнкo, С.Т. Шацкий, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, В.А. Борисов, Э.К. Васильев, А.Г. Вишневский и др. 
     Так К.Д. Ушинский уделял особое внимание связи школьного образования с традициями семейного воспитания, которые должны выражаться в формировании у ребенка ценностного отношения к семье и семейным традициям. 
     Главным условием воспитания ребенка Л.Н. Толстой считал: здоровый семейный уклад, взаимное уважение между родителями, единый подход их к детям и делу воспитания.
     По мнению В.А. Борисова, необходимы более глубокие целенаправленные изменения в культуре, во всем образе жизни общества с тем, чтобы повысить престиж семейной жизни, престиж семьи с несколькими детьми, который сегодня очень низкий.
     В книге А.Г. Вишневского «Эволюция семьи и семейная политика СССР» доступно описаны причины снижения рождаемости и потери института семьи. Автор считает, что необходимо воспитывать ценностное отношение к семейным традициям для восстановления культуры русского народа.
     Несмотря на большой интерес среди педагогов к этой теме, многие вопросы в данной теме не освещены и нуждаются в детальном рассмотрении. Именно это вызвало противоречие между необходимостью воспитывать ценностное отношение к семейным традициям у школьников и не разработанностью данного вопроса на уроках литературного чтению в начальной школе.
     Из данного противоречия вытекает проблема исследования: каковы методы воспитания ценностного отношения к семейным традициям у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения?
     Объект: процесс воспитания ценностного отношения  к семейным традициям у детей младшего школьного возраста. 
     Предмет: методы развития ценностного отношения к семейным традициям у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения. 
     Цель: теоретическое обоснование методов воспитания ценностного отношения к семейным традициям у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения и разработка методических рекомендаций по проблеме исследования. 
     В соответствии с целью, объектом и  предметом исследования были поставлены следующие задачи: 
     1. Раскрыть сущность понятия «ценностное отношение к семейным традициям» детей младшего школьного возраста. 
     2. Проанализировать возможности развития ценностного отношения к семейным традициям у младших школьников на уроках литературного чтения. 
     3. Выявить актуальный уровень развития ценностного отношения у детей младшего школьного возраста. 
     4. Разработать методические рекомендации педагогам начальной школы по проблеме исследования.
 Теоретическая значимость исследования заключается в том, что были определены понятия «семья», «ценность», «ценностные ориентации» и систематизированы знания о формировании ценностного отношения к семье у младших школьников на уроках литературного чтения.
    
Глава 1. Теоретические основы воспитания ценностного отношения младших школьников к семейным традициям на уроках литературного чтения.
        1.1. Сущность понятия «ценностное отношение к семейным традициям» детей младшего школьного возраста
     
     Ценность - понятие о том, что свято для индивида, группы людей и общества в целом, их представления и убеждения, которые выражаются в поведении. В узком значении ценность – это требования, нормы, выступающие в качестве регулятора человеческих отношений и его деятельности. Можно считать, что ценность обуславливает уровень культурного развития общества и степень его цивилизованности [24].
     В настоящее время понятие «ценности» в психологии понимается предельно широко. Ценности - это все, что может ценить человек. Д.А. Леонтьев выделяет три формы существования ценностей:
     1) общественные идеалы – это выработанные общественным сознанием и присутствующие в нем обобщенные представления о совершенстве в различных формах жизни;
     2) предметное воплощение этих идеалов в произведениях или деяниях конкретных людей;
     3) мотивационные структуры личности, которые побуждают ее к предметному воплощению в своем поведении и деятельности общественных ценностных идеалов [21].
     И.П. Подласый утверждает, что «ценностью считается любое материальное или идеальное явление, имеющее значение для человека, ради которого он действует, тратит силы, ради которого он живет» [25].
     А.И. Титаренко под ценностями понимает элементы нравственного воспитания человека, его важнейшие составляющие внутренней культуры, которые выражаются в личностных установках, свойствах, качествах и устанавливают его отношение к природе, обществу и к самому себе [27].
     Ценности – некие идеалы или конечные цели, основные стандарты желаемого; положительная или отрицательная значимость объектов и явлений окружающего мира для человека, определяемая их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности. Ценности создают своеобразное ядро внутренней позиции человека (Ф. Знанецкий, Н.В. Иванова, В. Вильямс, М. Рокич).
     По мнению С.П. Акутиной, духовно-нравственные ценности – это высшие ценности человека, главной категорией их определяющей, является категория добра, которая охватывает совокупность действий, принципов, норм нравственного поведения. Важность формирования духовно- нравственных ценностей определяется тем, что они как предельные высшие смыслы человеческой жизни выполняют функцию регуляторов поведения, включаются в национальные ценности, ценности семьи, общества [1].
     Следует отметить, что именно в семье закладываются духовно- нравственные ценности всех ее членов.
     В теории педагогики и практике семья – это первичный социальный институт становления ребенка. Качество жизни детей непосредственно связано с условиями, существующими в семье, образовании и окружающей среде. И в данном контексте гармоничная семья — это один из источников воспитания ребенка на основе традиций и духовно-нравственных ценностей.
     С давних времен затрагивались проблемы семьи и ее воздействие на ребенка. В сочинениях известных мыслителей прошлого, таких как Платон, Аристотель, Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо говорится о семье как факторе воспитания и о роли семьи в формировании как личности.
     В широком смысле семейные ценности понимаются как наиболее значимые идеалы или конечные цели воспитания и развития детей, а также способы их достижения с позиции социокультурной среды семьи: реализация. потребностей передачи культуры старшего поколения младшему. В узком смысле, семейные ценности – это этические и нравственные требования, выработанные в семье и проявляющиеся во внутрисемейных отношениях, семейных традициях и обычаях[24].
     С.П. Акутина выделяет виды семейных духовно-нравственных ценностей:
     1) абсолютные ценности (любовь, добро, уважение, истина, вера, надежда, благо, культура и др.);
     2) видовые духовно-нравственные ценности (природные условия и ресурсы, труд);
     3) общественно-государственные ценности (Родина, свобода и равенство, правда, достоинство, мир);
     4) культурно-национальные кровные ценности семьи (кровное родство, дети, мать, отец, семейный уклад, традиции, обычаи) [1].
     Каждому человеку присуща индивидуальная, специфическая иерархия ценностей личностных, служащих связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности [10].
     Ученые считают ценность семьи важнейшей, каждую семью самоценной, а детей самостоятельной ценностью. А.М. Коршунов, Т.А. Куликова, Е.И. Новикова, Л.И. Савинов подчеркивают, что семейные ценности отражают гуманистические общечеловеческие идеалы добра, справедливости, милосердия. Можно увидеть, что семья объединяет общечеловеческие ценности в одно целое.
     В самом деле, известный педагог-исследователь В.А. Караковский отмечал, что духовность и культура являются близкими понятиями, охватывающими все сферы человеческого бытия. Формирование их связано с базовой культурой формирования личности, которая закладывается, прежде всего, в семье. Ведь именно семья прежде всего стремится к созданию обстановки мира и согласия. Земля, Отечество, человек — истоки этих ценностей — в семье. Отец и Отечество — однокоренные слова, идентичные по смыслу; Только мать способна любить безусловной любовью свое дитя, каким бы оно ни было — больным, здоровым, умным, глупым, талантливым или бесталанным, примерным или нет. Так же и Землю называют матушкой, дающей людям пищу и все необходимое для жизни, несмотря на далеко не бережное отношение к ней. Таким образом, ценность семьи является центром, объединяющим все гуманистические ценности человека.
     Каким же нравственным принципам учится ребенок в семье?  Какие традиции отношений с людьми перенесет ребенок из семьи в школу, а затем в наше общество в целом? Принесет ли он в общественную жизнь своекорыстные претензии эгоиста или будет думать, чувствовать и действовать как коллективист? Это во многом зависит от отношений, которые сложились у ребенка в его самой первой социальной среде - семье.
     1.Уважение к окружающим людям.  Ребенок видит, каким уважением у всех окружающих пользуются его родители, и ему хочется заслужить в будущем такое же уважение. Он понимает, что это уважение можно заслужить только честной, трудовой, достойной жизнью. Не столько из слов родителей, сколько из наблюдений за их поведением, ребенок выносит свои первые понятия о чести, долге, любви к Родине.
     2. Забота всех о каждом и каждого, обо всех.    Семья должна быть подлинным коллективом, где каждый окружен любовью и заботой, каждый имеет и права, и обязанности, где не только взрослые, но и дети участвуют в ведении общего хозяйства, где потребности и взрослых, и детей удовлетворяются разумно. В такой семье радостно жить. В ней нет деспотизма взрослых и приниженности детей. В ней нет и людей, которые добровольно приносят себя в жертву остальным. В ней каждый готов прийти другому на помощь.  Ребенок видит, как заботливы к нему родители, но это не создает у него ощущения собственной исключительности: ведь так же внимательны родители и друг к другу. Внимания к матери требует от него отец. Да и мать постоянно учит его, как проявлять заботу об отце, что сделать, чтобы его порадовать. Так в семье принято, это традиция, неписаный закон.
     3.Умение принимать ответственность на себя, отвечать за всё, что сделал, не перекладывая своей вины на другого. И надо понимать, что сначала семья формирует ребёнка, а затем выросший ребёнок оказывает своё влияние на неё. Ребенок  должен помнить: что он сам сделает для своих родителей, того же надо ему ожидать впоследствии  и от своих детей.
     4.Мир и лад в семье – высшая ценность. Самым конструктивным способом взаимоотношений в семье психологи считают сотрудничество. Оно основано на взаимном уважении взрослых и детей. Здесь никогда не кричат, потому что понимают, что криком невозможно решить ни одну проблему.  Семьи, в которых отношения строятся по  принципу сотрудничества, отличают взаимная тактичность, вежливость и выдержка, умение уступать, вовремя выходить из конфликта и с достоинством переносить невзгоды.  Нужно развивать у детей способность дружить, и впоследствии она создаст основу для нормальной семейной атмосферы. Дружба воодушевляет и окрыляет, делает человека целеустремлённее, благороднее, увереннее в себе, добрее, воспитывает бескорыстие.
     5.Основа жизни семьи – честный, добросовестный общественно полезный труд.
     Как и другие положительные качества, любовь к труду прививается с детства в кругу семьи. На ней основаны уважение к труду, вкус к работе, чувство долга, которые высоко ценятся в обществе во все времена.  Без трудолюбия невозможно стать настоящим человеком. Трудовая атмосфера в семье формируется постепенно.  Дети оказывают взрослым посильную помощь, а взрослые воспринимают труд как источник благосостояния. Справедливо заметил К.Д.Ушинский: «Лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям,- это воспитание трудолюбия, которое является одним из важнейших условий человеческого счастья» [28].
     6.Здоровье – одна из важнейших ценностей человека, это состояние полного благополучия, которое включает в себя следующие составляющие.
     7.Семья предоставляет неограниченные возможности для творчества, духовного развития и совершенствования. Людям, любящим свой дом, он платит не только красотой и уютом, но и помогает сплотиться семье, незаметно решить многие проблемы, приучает к творчеству, которое одаривает минутами бесценного общения с красотой. 
     Ценностное единство семьи - второй основополагающий критерий рассматриваемого компонента. Он предполагает, что все члены семьи рассматривают свою семью как наиважнейшую, жизненно необходимую, социальную ценность. Ценностное единство семьи проявляется в ориентации всех членов семьи на чувство любви, уважения, взаимной и моральной ответственности; на ценности семьи и рода, на выполнение основных бытовых семейных обязанностей; на создание в семье комфортной морально-психологической атмосферы, обеспечивающей успешное решение воспитательных задач, получение поддержки со стороны членов семьи и волевую готовность всех членов семьи отстаивать сложившиеся убеждения о социальной и личностной ценности семьи [28].
     Значимость данного критерия заключается в том, что ценностные ориентации объединяют людей в семью, создают перспективу ее развития, определяют цели и пути воспитания детей. Чем ярче ориентационно - ценностное единство семьи, тем выше ее воспитательный потенциал.
     Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что  возможности семьи, прочно связанны с формированием фундаментальных ценностных ориентаций детей. По утверждению многих авторов, только семья способна заложить ориентации человека в семейных и межличностных отношениях, стиле жизни, сфере притязаний личности.

1.2. Возможности уроков литературного чтения в воспитании ценностного отношения к семейным традициям у детей младшего школьного возраста
     
     Процесс обучения неразрывно связан с процессом воспитания. Учебный материал имеет большие возможности для воспитания школьников, поскольку сформированные в процессе обучения знания и умения способствуют не только умственному развитию ребенка, но и формированию у него системы нравственных норм и ценностей, особенно если при изучении учебного материала представленное знание сочетается с яркой эмоциональной окраской и сопровождается глубокими переживаниями учащихся. На современном уроке также есть возможность организовать работу с опорой на жизненный опыт обучающихся, их реальные впечатления и представления. 
     В воспитательном отношении все предметы, которые изучаются в школе, одинаково важны. Однако, материал, изучаемый на уроках литературного чтения в начальной школе, безусловно, способствует воспитанию ценностного отношения к семейным традициям у младших школьников. 
      «Литературное чтение» представляет собой учебный предмет, который призван ввести детей в мир художественной литературы, сформировать средствами художественного слова образные представления о человеке и окружающем его мире. На уроках литературного чтения у учащихся формируется отношение к изображенным жизненным явлениям, пробуждается интерес к книгам и чтению, закладываются основы читательской культуры личности и воспитываются общечеловеческие и национальные нравственно-этические ценности. 
     В настоящее время разработано много новых программ литературного образования младших школьников, направленных на развитие личности ребенка, духовно-нравственное воспитание, формирование коммуникативных умений, позволяющих организовать взаимодействие в детском коллективе. 
     Наиболее интересными в плане возможностей воспитания ценностного отношения к семейным традициям у школьников, на наш взгляд, выступают следующие учебно-методические комплексы: 
     - программа «Литературное чтение», авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, УМК «Школа России»;
     - программа «Литературное чтение 1-4 класс», авторы Л.Ф. Климанова, М. В. Бойкина УМК «Перспектива».
     Анализ программы по чтению УМК «Школа России», авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Главной своей целью авторы учебников и учебных пособий считают, что «Школа России» должна стать школой духовно-нравственно воспитания. Опираясь на произведения, подобранные в учебниках для литературного чтения, учитель воспитывает в детях любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, ценностное отношение к семье и семейным традициям, уважительное отношение к людям, к чужому мнению.
     На уроках литературного чтения эта идея реализуется через удачный подбор авторских произведений и произведений устного народного творчества. В учебники «Родная речь» и «Литературное чтение» (авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова) включены лучшие произведения, многократно адаптированные отечественной школой, выдающихся поэтов и писателей: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, В.Ф. Одоевского, А.И. Куприна и многие другие.
     Важной особенностью выбора произведений, включенных в учебники, является их соответствие возрастным особенностям младшего школьника. В этой связи важно, что учебники дают возможность обратиться к произведениям устного народного творчества, особенно к сказкам. Именно сказки по своему сюжету (сестра спасает брата, мать оберегает своих детей) и по своей идее (победа семьи против зла), дают обширный материал в понятной и доступной детям форме для формирования таких качеств, как: доброта, любовь к семье, бережное отношение к ней, настойчивость и ответственность, способность сопереживать, готовность помогать членам своей семьи.
     В первом классе закладывается фундамент читательской грамотности. Ученики на интересных и доступных им произведениях в игровой форме открывают «секреты» художественного текста, знакомятся с литературоведческими понятиями. Читая и думая над содержанием произведений, включённых в данный учебник, дети получают представления о семейных узах, которые помогают им сформировать положительное отношение к семейным ценностям и традициям, ответственное отношение к своим близким. Задача учителя – так организовать работу над текстом, чтобы, читая стихи, дети испытывали сильное эмоциональное воздействие художественного текста: волновались, радовались и огорчались.
     Содержание учебников построено так, что у учителя есть возможность обращаться к формированию тех или иных качеств в каждом классе. Делать это он может с учетом взросления детей, накопление ими жизненного опыта.
     В учебниках УМК «Перспектива» произведения, направленные на формирование нравственно-этической ориентации, объединены тематически в специальные разделы. В учебнике для первого класса выделены два таких раздела – «Люблю всё живое» и «Хорошие соседи, счастливые друзья». В первом разделе закладываются основы взаимодействия с природой, что способствует воспитанию уважительного отношения к ней. Во втором подобраны произведения, раскрывающие смысл некоторых нравственных понятий, таких как «взаимовыручка», «честность», «доброта» [12]. 
     Во втором классе авторы учебника выделили следующие разделы, содержание которых направлено на воспитание ценностного отношения к семье: «Мои самые близкие и дорогие», «Жизнь дана на добрые дела». Но и в остальных тематических разделах произведения также способствуют воспитанию чувства любви к семье. Так, например, в разделе «Мир народной сказки» в процессе чтения русских, нанайских и ненецких народных сказок школьники получают представление о братской любви и сплочении семьи, в разделе «Мы – друзья» авторы обращают детское внимание на необходимость уважительного отношения к окружающим людям [13]. 
     В учебнике для третьего класса названия некоторых из интересующих нас разделов, можно выделить – «Волшебная сказка», «Великие русские писатели», «Литературная сказка». Несмотря на то, что в названиях указана только основная идея, в этих разделах учащиеся также углубляют и расширяют свои знания о русской культуре, русских семейных традициях, необходимости ценностного отношения к старшему поколению [6]. 
     В четвертом классе на воспитание ценностного отношения к семейным традициям направлены такие разделы, как «О Родине, о подвигах, о славе», «Истоки литературного творчества». В первом происходит влияние на формирование у школьников нравственных понятий и воспитание нравственных чувств, во втором идет знакомство ребят с русскими семейными традициями в процессе изучения пословиц и былин [14]. 
     Очень ярко представлена в данных учебниках связь с историей и культурой страны. Дети читают произведения таких жанров, как: русские пословицы и поговорки, былины, мифы славян, русские народные сказки. Параллельно с изучением русских произведений чётко видно их сопоставление с произведениями других народов России и мира (ненецкие, нанайские и татарские сказки, народные сказки Англии, произведения зарубежных авторов).
     Если в УМК «Школа России» воспитание ценностного отношения к семейным традициям происходит через работу с произведениями, с русским языком, как бы косвенно, то в УМК «Перспектива» мы видим прямое воздействие на ученика. 
     Как уже было сказано ранее, особенностью воспитания у младших школьников ценностного отношения к семейным традициям является то, что в начальной школе закладываются основы мировоззрения на семейные взаимоотношения и устои. Кроме того, в процессе данного воспитания важно уделять внимание эмоциональному воздействию на учащихся, поскольку это способствует формированию нравственных чувств, одним из которых является чувство любви к семье и ее традициям. Результаты качественного анализа учебников показали, что оба учебно-методических комплекта имеют возможности для воспитания ценностного отношения к семейным традициям у младших школьников. Однако в последовательности представления материала для воспитания есть значительные отличия. 
     В УМК «Школа России» можно проследить следующую логику воспитания ценностного отношения к семейным традициям. В первом классе происходит воздействие на эмоции учеников, закладываются основные нравственные представления. Во втором классе углубляется работа над формированием нравственных чувств и понятий, любви к семье. Также происходит анализ различных черт характера человека, через который школьники знакомятся с основами поведения и взаимоотношений в круга семьи. Кроме того, Л.С. Бушуева и Н.И. Комаха в своей статье высказывают мнение о том, что изучение и анализ нескольких произведений разных авторов, но с одними и теми же персонажами, помогают выявить нравственную позицию учеников [4]. 
     В третьем классе произведения подобраны так, чтобы учащиеся овладели содержанием основных нравственных понятий и расширили представление о поведении в круга семьи. В четвертом классе дети сопоставляют поступки героев с их характером, внешность с внутренним миром. Происходит более глубокая работа над выявлением связи между качествами личности и её поведением, отношением к окружающим и своей семьи.
     В УМК «Перспектива» совсем иная логика воспитания ценностного отношения к семейным традициям. Формирование нравственных понятий и представлений о нравственном поведении происходит сразу с первого класса. Кроме того, анализируя характер и поведение героев, ученики тем самым получают представления о нравственных нормах и углубляют их на протяжении четырех лет обучения. 
     С первого класса также представлены пословицы и поговорки. Как считает Н.А. Клиншова, читать пословицы – значит не только совершенствовать свою речь, но и лучше узнать традиции народа, создавший их [15]. 
     В пословицах раскрывается сущность основных нравственных понятий и принятые правила поведения. В данном комплекте представлено сопоставление русских произведений с произведениями других народов России (с ненецкими, нанайскими, татарскими сказками). Это формирует у учащихся уважительное отношение к семейным традициям других народов, способствует усвоению нравственно- этических норм. В каждом учебно-методическом комплекте работа с произведениями строится на оценке поведения или поступка персонажа, выяснении причин такого поведения, определении каждым учащимся своей собственной позиции в данной ситуации.
     Оба комплекта содержат материал, насыщенный различными сюжетами и героями, обращаются к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме (например, вопрос «были ли у вас похожие ситуации?» в учебниках УМК «Перспектива» и задание «прочитай самые важные для тебя слова этого стихотворения и объясни» в учебниках УМК «Школа России»). На наш взгляд, это вызывает эмоциональный отклик учеников, помогает им перенести полученный теоретический опыт поведения в свою жизнь.
     Таким образом, на уроках литературного чтения нужно заострять внимание учащихся на том, что человек, не ценящий свою семью, не умеющий вовремя прийти на помощь, понять своего ребёнка, не может быть привлекательным, вызывать сочувствие и оправдание, подобная работа помогает в воспитании высоконравственной и духовно-развитой личности и приобщении учащихся к семейным ценностям.  
     Уроки литературного чтения имеют большой воспитательный потенциал для младших школьников. С одной стороны, это примеры рассказов и сказок с хорошими отношениями в семье, образ литературных героев как пример для подражания для ребенка, а с другой – возможность совершенствования педагогической культуры родителей.
     
1.3. Особенности воспитания ценностных отношений младших школьников на основе сказок на уроках литературного чтения

     Среди произведений художественной литературы огромную роль в воспитании детей играет устное народное творчество. Это отмечают как классики педагогической науки Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, Е.Н.Тихеева, Е.А.Флерина и др., так и более современные педагоги и методисты Н.С.Карпинская, А.Е.Шибицкая, О.С.Ушакова, Л.В.Ворошнина, А.М.Виноградова и др.). Особое место среди литературных произведений занимает жанр сказки. 
     Сказка - это повествовательное, обычно народнопоэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил [29, с. 30]
     Многие исследователи, изучающие жанровые особенности сказки, ее происхождение, структуру, подчеркивали, что она отражает конкретные формы бытия, отталкивается от действительности, включает множество чудесных линий развития сюжета, а затем возвращается к действительности, причудливо переплетая события и развивая воображение.
     «Значение сказок для развития ребенка трудно переоценить. Они обращены к сердцу и чувствам младших школьников, пробуждают в ученике лучшие чувства, такие как доброта, сочувствие, сопереживание, учат замечать настроение, состояние героев, вызывают протест против зла, несправедливости, желание защитить, помочь». Такое значение художественной литературы для развития личности ребенка подчеркивала О.С.Ушакова [21, с. 34]. 
     «Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, методику и ритм родного языка» [30, с. 56]. А.Е.Шибицкая, занимаясь проблемой влияния русского фольклора на сочинение сказок детьми, выделила специфику его влияния на развитие ребенка. Фольклор оказывает воспитательное влияние на личность ребенка, формирует художественные способности, психические свойства, необходимые для словесного творчества, т.е. создает предпосылки для его возникновения. 
    Раскрывая специфические педагогические особенности сказок, А.Е. Шибицкая отмечает, что темы и образы сказок близки младшим школьникам. «Мир сказки в основе своей реален. Это семья, дом, природа. Герои сказок - или сами дети и их близкие (дедушка с бабушкой, сестры, братья), или хорошо знакомые ребенку животные. Но в действиях, в событиях - фантастичность: волшебные превращения, звери говорят и поступают, как люди. Это сочетание - знакомый мир и чудесные превращения - притягательно для ребенка тем, что желаемое становится возможным»[19, с. 20].В силу высокой образности изображаемое в сказке обретает для ребенка достоверность, и, поскольку детям свойственно «входить внутрь изображаемых событий», они сопереживают героям сказки [18].
     На примере главных героев сказки психика ребенка, которая еще не сформировалась, начинает понимать, что есть хорошо, а что плохо; что представляют собой настоящие жизненные ценности, а что ложные; как нужно относиться к семье, а как нельзя. Прообразами отождествления нравственных ценностей в сказках являются сказочные герои. Чаще всего ребенок отождествляет себя с положительным героем.
     С одной стороны сказки создают прочный фундамент для всестороннего развития личности ребенка, а с другой являются сложным объектом, восприятие которого требует высокой степени концентрации внимания, оригинальности мышления, определённой психологической подготовки.
     По мнению  А.М. Виноградовой  «младший школьник – «наивный реалист», так как в данном возрасте обучающийся не осмысливает специальных законов построения художественного текста и не замечает формы произведения. Его мышление по-прежнему остаётся деятельностно-образным. Вследствие этого сложная форма построения произведения является препятствием на пути к пониманию содержания.
     В связи с этим, одной из задач учителя является обучение детей «внешней» точке зрения, т.е. умению уяснить структуру произведения и усваивать закономерности построения художественного мира текста. Для правильной организации анализа произведения необходимо учитывать особенности восприятия произведения младшими школьниками [1].
     С точки зрения психологической науки, выделяют два ключевых типа восприятия младшими школьниками художественных произведений [22, c. 219]:
     1) эмоционально-образное, которое характеризуется непосредственной эмоциональной реакцией ребенка на центральные образы произведения;
     2) интеллектуально-оценочное, базирующееся на житейском и читательском опыте ребенка с элементами простого анализа.
     Таким образом, ребенок взаимодействует с содержанием сказки с двух сторон – с позиции восприятия сказочной (недействительной, выдуманной) реальности и с позиции собственно познавательной (реальной) установки [22]. Поэтому очень важно обращать внимание на то, как ребенок воспринимает тот или иной сюжет сказки.
     Сказка, позволяя увидеть то, что ускользает от внимания человека в повседневной жизни, посмотреть на свое бытие глазами другого человека, приняв или отвергнув оценку этого бытия, являются своеобразным зеркалом общественной жизни. Автор сказки, приобщая человека к миру своих ценностей, формирует систему его ценностных ор.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44