- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Формирование познавательного интереса у детей младшего школьного возраста посредством интеграции уроков музыки и литературного чтения в начальной школе
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W000918 |
Тема: | Формирование познавательного интереса у детей младшего школьного возраста посредством интеграции уроков музыки и литературного чтения в начальной школе |
Содержание
УДК 37 Наталья Валентиновна Азарова директор МБОУ «Федоровская начальная общеобразовательная школа №4» п.г.т. Федоровский Сургутского района ХМАО-Югры Формирование познавательного интереса у детей младшего школьного возраста посредством интеграции уроков музыки и литературного чтения в начальной школе Аннотация. Рассмотрены возможности и положительные аспекты организации интеграции содержания уроков музыки и литературного чтения с целью формирования познавательного интереса младших школьников. Ключевые слова. Интеграция, музыка, чтение, ФГОС начального общего образования, познавательный интерес. Проблема формирования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста в современных условиях особенно актуальна, так как вступление в действие Закона «Об образовании в РФ» повлекло изменение планируемых результатов образования. Но учебное занятие (урок) по-прежнему является основной формой организации образовательного процесса, при помощи которой осуществляется обучение, воспитание и развитие личности. Занятие (урок) представляет собой логически завершённый этап педагогического процесса, ограниченный хронологическими рамками, целями, содержанием, составом участников образовательного процесса. Каждый отдельно взятый урок органически связан с предыдущими и последующими уроками [3, с. 27]. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) одним из основных планируемых результатов считается познавательный интерес. В связи с чем, формирование познавательных интересов младших школьников является важной задачей в на этапе начального обучения [9, с.65]. Развитие познавательных интересов младших школьников в урочной деятельности остаётся наименее разработанной методической проблемой. Назначение формирования познавательного интереса состоит в том, чтобы вооружить обучающихся начальной школы знаниями умениями и навыками, содействовать воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств, развивать их познавательные силы, личностные образования (активность, самостоятельность), выявлять и реализовать потенциальные возможности, приобщать обучающихся к поисковой и творческой деятельности. Несмотря на постоянное совершенствование форм и методов работы, в педагогической деятельности по развитию познавательных интересов есть существенные пробелы. Согласно трудов О.А. Куревиной, Н.Г.Морозова, стремительные изменения в современном обществе выдвигают перед начальным общим. образованием принципиально новый социальный заказ: преобразовать процесс обучения в фактор развития способностей обучающихся. Данный заказ логически подводит к определению конечной цели школьного обучения: не снижая уровня программных стандартов, развить познавательные интересы младших школьников, превратив процесс обучения в средство психологического и культурного развития детей [2, с.34]. Свободное развитие ребёнка, как естественное право человека, требует поиска наиболее оптимальных путей достижения этой задачи. Направленность познавательных интересов ребёнка носит избирательный характер. Если понятия, предметы или явления представляются ему важными, значимыми, тогда обучающийся с увлечением ими занимается, старается глубоко изучить. Данная проблема получила свою трактовку в исследованиях многих авторов: Д.Б.Годовиковой, Т.М. Землянухиной М.И.Лисицыной, С.Ю.Мещеряковой рассмотрены вопросы развития познавательного интереса в структуре деятельности; Г.И. Щукиной, В.Б.Бондаревским, С.Л.Рубинштейом изучен познавательный интерес с точки зрения содержания и направленности и т.д. Но вопросы формирования познавательного интереса младшего школьника по-прежнему являются значимыми для педагогики и психологии. Для начального общего образования приоритетной задачей является формирование в учебной деятельности желания и умения учиться, развитие познавательных интересов, овладение такими универсальными учебными действиями, как осмысленное чтение художественных, научно-популярных и публицистических текстов, поиск информации в учебной и справочной литературе, выполнение работы по несложному алгоритму, участие в дискуссии. Без названных умений современный школьник в дальнейшем не сможет усвоить и систематизировать огромное количество информации из самых разных областей культуры и науки. Совмещению разнородной информации обучающегося необходимо учить, вырабатывая навыки целостного рационально-эмоционально-образного восприятия мира. В начальной школе такую работу целесообразно осуществлять на интегрированных уроках литературного чтения и музыки [9, с.65]. Успешность обучения по всем предметам определяется качеством читательских навыков младшего школьника. Но в последние десятилетия познавательный интерес и интерес к чтению у обучающихся зачастую не формируется, что связано с усложнением, изменением образовательных программ, методов начального обучения в школе, и требует обеспечения более высокого уровня развития интереса школьников к познанию. В трудах Г.И. Беленького, Н.А. Бодровой, В.В. Голубкова, В.Я.Коровиной, Н.И. Кудряшева, Т.Ф. Курдюмовой, С.А. Леонова, Н.Д.Молдавской, И.В. Рогожиной, М.А. Рыбниковой, Н.Н. Светловской рассмотрены многие аспекты преподавания литературного чтения в начальной школе, однако вопросы интеграции учебных предметов остаются слабо разработанными, хотя теоретически обосновывается значимость и необходимость интеграции предметов [4, с.12]. Степень разработанности вопросов интеграции находится в связи с возрастом обучаемых детей: на фоне успеха некоторых учителей-практиков в этой области, исследования, в которых проблема решалась бы через систематическое интегрирование уроков литературного чтения и музыки, отсутствуют. Таким образом, высокие требования к организации обучения младших школьников в условиях ФГОС интенсифицируют поиски новых, более эффективных педагогических подходов, нацеленных на приведение средств образования в соответствие с психологическими особенностями современного школьника. В связи с реализацией права каждого ребёнка на образование и развитие, становится актуальной проблемой обеспечение процесса формирования познавательного интереса школьников посредством интеграции уроков литературного чтения и музыки. В современных условиях в образовательных организациях сложилось противоречие между потребностью всех субъектов педагогического процесса образовательной организации в формировании познавательного интереса у детей младшего школьного возраста и недостаточной готовностью педагогов начальной школы к решению данной задачи. Необходимость разрешения данного противоречия определила проблему: «Каковы современные средства формирования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста посредством интеграции уроков музыки и литературного чтения?». В ходе инновационной образовательной деятельности педагогами начальной школы было выдвинуто предположение, что формирование познавательного интереса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки и литературного чтения будет успешнее, если: - реализуемый комплекс интегрированных уроков будет построен с учётом психолого-педагогических и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста; - формирование познавательного интереса будет обеспечиваться положительной мотивацией и эмоциональным фоном активного совместного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. В ходе работы мы установили, что соблюдение педагогических условий интеграции учебных предметов и выбор средств реализации внутрипредметных и межпредметных связей способствует повышению уровня сформированности познавательных интересов младших школьников. Сегодня образовательными тенденциями являются: учёт внутреннего потенциала каждого обучающегося, развитие его индивидуальности и ориентация на активное освоение младшем школьником не только знаний, умений, навыков, но и способов познавательной деятельности. Формирование познавательной деятельности, по нашему мнению, возможно, если в образовательном процессе будут созданы условия для актуализации познавательных интересов обучающихся в учебной деятельности и обучение будет строиться в соответствии с этапами познавательной деятельности младших школьников. Формирование познавательного интереса посредством интеграции уроков литературного чтения и музыки происходит успешно при реализации следующих педагогических условий: - учёт интересов, возраста и индивидуальных особенностей детей; - учет интеллектуального развития детей; использование различных форм и методов работы; - комплексная организация урока с преобладанием проблемно-игровых методов; - высокая степень межпредметной интеграции с широким привлечением ресурсов окружающей среды. Определив возможности интеграции уроков чтения с музыкой, мы закономерно пришли к выводу о необходимости формирования интереса детей к произведениям литературы, формирования осознанного эмоционально-познавательного отношения к литературным героям, сюжету, внутренне пережить его. Эстетическое осмысление действительности посредством художественного образа - это то общее, что характеризует разные виды искусства: литературу и музыку, позволяет выявить педагогические условия становления интеграции как средства развития познавательных интересов младших школьников. Познавательный интерес – это глубокая направленность личности и устойчивый мотив учения. Он создает наиболее благоприятные условия для формирования и развития нового стиля умственной работы, проявления творческой индивидуальности, способностей, дарований. Возникновение интереса могут вызывать различные мотивы -положительное эмоциональное отношение к объекту своей деятельности; личный пример учителя, его высокая научно-теоретическая и психолого-педагогическая подготовка; осознание личной значимости приобретенных знаний; осознание общественной значимости приобретенных знаний; стремление познать всевозможные связи и отношения реального мира. На основании результатов работы нами разработаны методические рекомендации для педагогов начальной школы, сущностной характеристикой которых является побуждение детей к деятельности, направленной на овладение навыками полноценного чтения, новыми умениями, вызывающими активный поиск путей решения проблем, удовлетворения возникшего интереса в каждом конкретном случае в чтении художественной, научно-популярной и научно-художественной литературы и погружении в мир музыки. Таким образом, на интегрированных уроках литературного чтения и музыки возможно успешное формирование познавательного интереса детей младшего школьного возраста. Список литературы 1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: учеб. пособие [Текст] / Г.И. Щукина [и др.]. - М.: Просвещение, 2014. - 354с. 2. Алексашина, И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования: гуманизация образования как предмет теорет. рефлексии и практ. освоения учителем [Текст]/ И.Ю. Алексашина.- СПб., 2012. - 153 с. 3. Алферов, А.Д. Психология развития школьников: учеб. пособие по психологии [Текст]/ А.Д. Алферов. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 384 с. 4. Амельченко, Т.В. Образование как объект модернизации [Текст]/ Т.В.Амельченко, Т.В. Терехова. – М.: МАНПО, 2014. – 148 с. 5. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития [Текст]/ В.И. Андреев. - Казань, 2013.- 268 с. 6. Арзамасцева, И.Н., Николаева, С.А. Детская литература: учеб. для студ. высш. и сред.пед.учеб. заведений [Текст]/ И.Н. Арзамасцева, С.А.Николаева. -М.: Высш. шк.: Академия, 2011. - 472 с. 7. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности /Л.И. Божович. - М.: Педагогика, 2011. - 324 с. 8. Бойко, Е. М. Психология и педагогика [Текст]/ Е.М. Бойко, Е.А.Садовникова.- М., 2011.- 368 с. 9. Бондырева, С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства [Текст] / С.К.Бондырева. М.: Изд-во Московского психолого-социального института. - Воронеж: МОдЭк, 2011. - 352 с. ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: