VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Коррекция познавательных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта на уроках чтения

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W004838
Тема: Коррекция познавательных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта на уроках чтения
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 

высшего образования

«Ярославский государственный педагогический университет им.К.Д.Ушинского»

           Дефектологический факультет  Кафедра олигофренопедагогики

44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль «Олигофренопедагогика»



Выпускная квалификационная (бакалаврская) работа                                       На тему «Коррекция познавательных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта на уроках чтения»

                                                                  Работа выполнена студенткой 

Поляковой Екатериной Владимировной

__________

 (подпись)

Научный руководитель

Калугин Михаил Алексеевич

Кандидат педагогических наук, доцент



(подпись)  

Допустить к работе

Зав. Кафедрой

Тихомирова Лариса Фёдоровна

Профессор, доктор педагогических наук



                                                                                                                 (подпись)  

«_____»_________________2017 год



Ярославль 2017


Содержание:

Введение……………………………………………………………………….........…2

Глава 1 Теоретическое обоснование особенностей формирования навыков чтения у учащихся с нарушением интеллекта

1.1. Психофизиологические основы чтения у детей с нарушением интеллекта……………………………...........................................................................5

1.2. Трудности, методы и приёмы в формировании навыков чтения у детей младшего школьного возраста …………………………….………………..….……9

Глава 2. Коррекционно-педагогическая работа по устранению трудностей формирования навыков чтения у детей с нарушениями интеллекта 

2.1. Организация констатирующего эксперимента и интерпретация его результатов ……………………………………………………………………..…………………..

2.2. Рекомендации отечественных ученых по теме коррекция познавательных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта на уроках чтения………………………………………………………………………………

2.3. Содержание коррекционной программы «Коррекция познавательных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта на уроках чтения…………………………………….................................................................

2.4.Диагностическое изучение результатов проведения программы коррекции познавательных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта на уроках чтения……………………………………........................

Заключение………………………………………………………………………

Список литературы ………………………………………………………

Приложение1



Введение

         	Чтение -  это основной навык человека, овладеть которым предстоит каждому из детей. Научиться читать – задача не из простых, но именно хорошее овладение этим навыкам являются ключом к успешному освоению всей школьной программы. Чтение является достаточно сложным процессом, для овладения которым должны быть развиты такие навыки, как умение узнавать буквенный состав слова, выявлять связь с другими словами, а также верно передавать смысл читаемого с помощью правильной постановки ударений, пауз и интонаций. В процессе формирования полноценного навыка чтения у школьников должны быть сформированы такие качества, как беглость, правильность и выразительность. В современном мире проблема обучения чтению является одной из актуальных. Это связано с её большой практической значимостью. Коррекционную направленность обучение чтению приобретает в специальной общеобразовательной школе № 8, где определяются возможности умственного развития и речевой коммуникации её выпускников. В рамках данной проблемы особое внимание уделяется вопросу первоначального обучения чтению школьников с интеллектуальной недостаточностью. В ходе изучения дефектологической литературы, посвящённой проблемам формирования чтения у данной категории детей, обнаруживаются трудности протекания этого процесса. Проанализировав исследования М. Ф. Гнездилова, Р. И. Лалаевой, Н. К. Сорокиной, мы выяснили, что навыки чтения у детей с интеллектуальной недостаточностью формируется медленно. Процесс чтение учащихся специальной общеобразовательной школы № 8 характеризуется такими ошибок, как замены, пропуски, повторы, добавления букв, слогов, слов. Таким образом нарушение правильности чтения затрудняет выработку осознанности читаемого текста, навыка беглого и выразительного чтения. Для того, чтобы дети лучше обучались навыкам чтения, у них должны быть развиты такие качества, как любовь и бережное отношение к книгам, умение находить главную мысль в произведении, понимать прочитанное, отвечать на поставленные вопросы по содержанию текста, самостоятельно пересказывать небольшие тексты и определять своё отношение к героям. У детей с сохранным интеллектом эти качества и умения формироваться и совершенствоваться в дошкольном возрасте. Нарушение навыков чтения у учащихся с интеллектуальной недостаточностью является распространённой проблемой, поэтому вопрос поиска различных средств и приёмов, способствующих повышению качества знаний является актуальным для коррекционной педагогики. 

Гипотеза - «Познавательные навыки у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта на уроках чтения» будет протекать успешнее в результате соблюдения в процессе учебно-познавательной деятельности следующих условий:

- использование системы учебных упражнений относительно индивидуальных особенностей учеников.

-дополнительная мотивация работы по исправлению нарушений навыков чтения.

Цель исследования –коррекция особенностей навыков чтения у учащихся с интеллектуальной недостаточностью четвёртого класса.

Объектом исследования являются процесс коррекции навыков чтения (беглость, выразительность, правильность).

Предмет исследования – коррекционная программа по формированию навыков чтения (беглости, выразительности, правильности) у учащихся с нарушением интеллекта четвёртого класса с использованием игровых приемов.

Субъект исследования - учащиеся четвёртого класса специальной общеобразовательной школы № 9 города Ярославля.                

Для достижения указанной цели определены следующие задачи:

1.Изучить состояние проблемы в общей и специальной методической литературе;

2.Выявить особенности формирования навыков чтения у учащихся с недостатками интеллекта;

3.Провести методические работы по исследованию навыков чтения у детей с сохранным интеллектом и у детей с интеллектуальной недостаточностью;

4.Розработать коррекционную программу по формированию навыков чтения для детей с нарушенным интеллектом в четвертом классе;

5.Опробировать коррекционную программу в специальной общеобразовательной школе №8 города Ярославля;

Методы исследования работы:

Изучение и анализ теоретического опыта педагогов, исследователей, изучивших особенности познавательных навыков у детей с умственной отсталостью.

Графическая и математическая обработка результатов эмпирического исследования, а также обработка результатов формирующего эксперимента по критерию Вилкоксона.

Метод прогнозирования результатов, полученных в ходе использования коррекционно-развивающей программы по устранению трудностей формирования навыков чтения у детей с нарушениями интеллекта.



Структура нашей выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из источников, а также приложений.



                   















Глава I   Теоретическое обоснование особенностей формирования навыков чтения у учащихся с нарушением интеллекта

1.1. Психофизиологические основы чтения у детей с интеллектуальной недостаточностью

Чтение – это один из видов речевой деятельности, который представляет собой перевод буквы в звуки и осмысление воспринятой информации. Отсюда следует, что чтение является сложным психофизиологическим процессом, который затрагивает различные анализаторы.

           Впервые на нарушения чтения и письма как на самостоятельную патологию речевой деятельности указал в 1877 г немецкий терапевт, академик Адольф Куссмауль. [20] Затем появилось большое количество работ, в которых описывались дети с различными нарушениями чтения и письма. В то время эту патологию рассматривали как единое расстройство письменной речи. В литературных изданиях конца XIX и начала XX в. было распространено мнение, что нарушения чтения и письма являются одним из проявлений общего слабоумия и наблюдаются только у детей с интеллектуальной недостаточностью (Ф. Бахман, Г. Вольф, Б. Энглер).[3]

В процессе овладения чтением такие дети проходят те же ступени, что и школьники с сохранным интеллектом. Ступени обучения чтению растягиваются во времени и промежутки между ними более продолжительны. Из исследований Г.Я. Трошина, мы выявили, что дети с интеллектуальной недостаточностью овладевают процессом чтения в 3 раза дольше, чем сверстники с сохранным интеллектом.  Процесс овладения чтением у детей с недостатками в развитии характеризуется большим количеством своеобразных трудностей (М.Ф. Гнездилов, В.Г. Петрова). Большой сложностью для этих детей является: 

1.Усвоение букв из-за недоразвития фонематического восприятия;

2.Неумения различить оппозиционные звуки;

3.Несформированности пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза;

4.Слияние звуков в слоги.

        У детей с интеллектуальной недостаточностью в процессе чтения слов, вследствие неразграниченного восприятия не существует доминирующих букв. Способность звуко-слогового синтеза снижена, узнавание и понимание прочитанного слова затруднено. Чтение и понимание предложений и текста вызывают ещё большие сложности. 

       Г.Я.Трошин отмечает, что у детей с интеллектуальной недостаточностью гораздо чаще наблюдается чтение слов по догадке, чем у детей с сохранным интеллектом. Гнездилова М.Ф. же отмечает, что смысловые догадки в процессе чтения проявляются у детей с интеллектуальной недостаточностью очень слабо. [21] Оба автора указывают на большое количество ошибок в процессе овладения навыком чтения, по сравнению с детьми с сохранным интеллектом. Слияние букв в слова становится возможно лишь тогда, когда школьник научится различать отдельные звуки в речи, только тогда слова наполняются для ребенка соответствующим содержанием. Из исследований А.Н. Корнева, ясно, что дети с патологией чтения не слышат в слове его звукового состава, поэтому они не могут овладеть слитным чтением. Обратной стороной этого процесса является овладение буквенными обозначениями. До тех пор, пока каждый отдельный звук из речи не выделен, буква является пустым графическим наречием, не осуществляющим своего главного назначения – обобщать звук. Нарушение звукового анализа и затруднений в дифференциации звуков создает препятствия слияния. [18]

     Исходя из исследований В.В.Воронковой, характерная для детей с интеллектуальной недостаточностью, привязанность к какому-либо одному способу действия мешает им при переходе от аналитических к синтетическим приёмам чтения, в зависимости от структурной сложности слов. Школьники, начавшие читать по слогам, тяжело переходят на чтение целыми словами даже хорошо знакомых и усвоенных слов и, наоборот, прочитав первое слово целиком, пытаются также быстро прочитать и следующие, но, как правило, ошибаются. [6]

        Как подчеркивают М.Ф.Гнездилов, Г.И.Данилкина и В.Г.Петрова у данной категории детей формирование навыков чтения характеризуется достаточным своеобразием и определёнными затруднениями, что связано с преодолением ряда недостатков и трудностей. Некоторые из них можно выявляются уже в период обучения грамоте: заторможенное запоминание букв, смешивание похожих по начертанию графем, недостаточно быстрое сопоставление звука с буквой, деформация звукового состава слов, сложность соотнесения прочитанного слова с конкретным предметом, признаком действием или явлением.

        Дети, приходящие в специальную общеобразовательную школу, различающиеся по возрастным и типологическим особенностям, по уровню дошкольной подготовки и психологической готовности к обучению в школе. Эти условия требует от учителя максимальной гибкости и продуманности при планировании занятий с учениками. «Нельзя задерживать продвижение одних, и понуждая других преждевременно переходить к более зрелым способам чтения. Нужно каждому, в соответствие с его индивидуальными возможностями, обеспечить постепенное развитие навыка».

     Дети с интеллектуальной недостаточностью читают текст с большим количеством ошибок: пропускают, переставляют, заменяют буквы, слоги, сливают конец одного и начала второго слова, теряют строку. Ошибки, нарушающие правильность чтения, единичные для учащихся массовой школы, становятся многочисленными, типичными для учеников специальной общеобразовательной школы и представляют собой явление довольно стойкое, сохраняющееся даже в старших классах и тормозящее развитие навыка беглого чтения.

        Как отмечают Н.М.Барская, Л.А.Нисневич, у учащихся специальной общеобразовательной школы №8 не возникает интереса к звуковой оболочке слова. Дети не могут понять, что каждое слово состоит из сочетаний тех самых букв, которые они учат. Буквы долго остаются для многих учеников чем-то, что должно запоминаться как таковое, не относящееся к словам, обозначающим знакомые предметы и явления.

     Н.К.Сорокина утверждает, что пространственная ограниченность поля зрения, замедленность мыслительной деятельности на долгое время привязывают первоклассников с интеллектуальной недостаточностью к чтению по буквам. Среди учащихся 1-го класса оно наблюдается у 49%, имеющих нарушения чтения. [31] Как отмечает Р.И. Лалаева, у 65-70 % первоклассников с интеллектуальной недостаточностью обнаруживаются дислексия. Их симптоматика характеризуется большим разнообразием, выраженностью и стойкостью ошибок при чтении. [21]

       Таким образом, дети с проблемами в развитии в процессе овладения чтением проходят те же ступени, что и дети с сохранным интеллектом, но гораздо медленнее, это связано с преодолением ряда недостатков и затруднений. Некоторые из них выявляются уже в период обучения грамоте: медленное запоминание букв, смешивание сходных по начертанию графем, недостаточно быстрое соотнесение звука с буквой и др.





















1.2.Трудности, методы и приёмы в формировании навыков чтения у детей младшего школьного возраста 

      Чтение – сложнейший процесс, который длительно формируется, проходя ряд стадий. Это навык, при котором ребенок хорошо должен воспринимать, различать и дифференцировать все буквы, уметь переводить их в звуки, складывать из них слова, понимать и знать смысл слов, правильно выделять грамматическую структуру письменной речи и понимать смысл читаемого текста.

В своих работах Т.Г.Егоров выделяет следующие стадии формирования навыка чтения:

1. Овладение звуко-буквенными обозначениями. На данной стадии дети получают представление о фонеме, учатся делить слоги и слова на звуки; выделенный из устной речи звук начинают соотносить с его оптическим символом – буквой. Понимание читаемого отделено от процесса восприятия, зрительный образ слова не вызывает ассоциаций с его значением.

2.Стадия слогоаналитического (послогового) чтения. Процесс слияния звуков в слоги уже не является трудностью для детей, слоги становятся частью слова. Ещё сохраняется разрыв между пониманием и целостным восприятием слова.

3. Становление синтетических приёмов чтения. Ребёнок уже читает простые слова не по слогам, а узнаёт всё слово по определённо усвоенным опорам на слух и зрительно – по фонемам и по графемам. Но слова ещё не являются оптически привычными образами. Сложные по структуре, малознакомые слова ребёнок читает по слогам.

4. Синтетическое чтение. Процесс чтения не представляет затруднений, так как нет разрыва между зрительным восприятием и осмыслением. В центре внимания находится усвоение содержания текста, а не восприятие зрительных образов. [20]

        Д.Б.Эльконин, опираясь на психологический анализ самого процесса чтения, даёт такое его определение «Чтение есть воссоздание звуковой формы слова на основе его графического обозначения». Он считает, что основой обучения грамоте является – работа не с буквами, а со звуками человеческой речи, и выделяет следующие стадии обучения начальному чтении. [18]

1. Формирование умственного действия звукового анализа слов – ребёнок заполняет схему звукового состава не буквами, а совершенно нейтральными, одинаковыми для каждого звука фигурками, т.о. «материализуя» звуковую форму слова

2. Стадия словоизменения – состоит в том, что дети с помощью индивидуальных абаков обрабатывают механизм ориентации на гласную и овладевают слоговым чтением

3. Стадия воссоздания звуковой формы слова – происходит закрепление навыка чтения: продолжая работу со схемой звукового состава слова, ребёнок, выделив согласный звук, знакомится с его буквенным обозначением и заменяет соответствующую фигуркуку на схеме звукового состава слова буквой.

Галина Амосовна Каше отмечает, что основными условиями успешного овладения навыком чтения является сформированность устной речи, фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи, достаточное развитие пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза. [16]

       В.Г.Петрова в своих работах отталкивается от основных симптомов, формирующих ошибки – замедленность и крайняя неправильность чтения. Все ошибки, наряду с замедленностью движения глаз, количеством остановок, являются лишь внешними выражениями процессов, стоящих за ними. Ошибки чтения, наблюдаемые у детей, возникают не первично, а являются следствием каких-то более общих причин.

       Переход к послоговому чтению не заканчивается простым понятием механического слияния. Он предполагает усвоение определенных сочетаний букв, представленных слогами. Самое существенное в этом процессе заключается в том, что это усвоение происходит не путем заучивания различных слогов, а путем усвоения общего принципа, которому подчиняются различные типы слогов.

        Другими словами, проблема слияния может быть представлена как проблема выработки обобщенных слоговых образов, наличие которых обеспечивает узнавание каждого слога сразу, его перебирания. Слияние букв в слова становиться возможно лишь тогда, когда ребенок умеет различать отдельные звуки в речи, только тогда буквенные обозначения наполняются для ребенка соответствующим содержанием.

	Таким образом, при овладении процессом чтения трудности испытывают почти все школьники с сохранным интеллектом, но большие трудности в освоении этого навыка испытывают дети с интеллектуальной недостаточностью. Чтение для них часто бывает недостаточно сознательным. Они не понимают значения некоторых слов, недостаточно правильно устанавливают взаимоотношения частей текста, пространственные, временные и причинные связи описываемых событий, следовательно, нечётко представляют себе основное содержание читаемого текста, не улавливают главной мысли.













Вывод по первой главе:

Чтение- сложный процесс, при помощи которого читатель может проникать в содержание тех идей и мыслей, которые изложены автором в его произведении, а также понимать чувства, которые автор хочет передать читателю. Однако этот процесс зависит от того, на какой ступени развития этого вида деятельности находится человек. 

Изучив литературу, мы пришли к выводу, что чтение учащихся специальной общеобразовательной школы №8 характеризуется большим количеством ошибок (замены, повторы, пропуски, добавления букв, слогов, слов), а также их стойкостью, это затрудняет выработку навыка беглого, выразительного и осознанного чтения.  

Коррекция представляет собой особую форму психолого-педагогической деятельности, направленной на устранение трудностей формирования навыков чтения у детей с интеллектуальной недостаточностью. Для того, чтобы навыки чтения эффективно формировались, должна быть создана активно развивающая среда, то есть, при построении заданий соблюдать основные дидактические принципы:

 -развивающего обучения

- научности содержания и методов учебного процесса

- сознательности, творческой активности и самостоятельности

- наглядности и доступности

- коррекционной направленности

- учёта индивидуальных особенностей





Глава 2. Коррекционно-педагогическая работа по устранению трудностей формирования навыков чтения у детей с недостатками интеллекта 

2.1 Организация констатирующего эксперимента и интерпретация его результатов 

        Родители, которые хотят научить ребенка читать, привить любовь к книгам, развить беглость, выразительность, осознанность чтения у своих детей, должны помнить, что формирование навыка чтения происходит поэтапно, и необходимо пройти все этапы в пределах каждой букварной темы. Вопрос формирования навыка чтения далеко не так прост, как может показаться некоторым родителям и педагогам. Навык чтения является одним из сложнейших навыков человеческой деятельности. 

Для проведения методик мы взяли учащихся 4 класса Специальной Общеобразовательной школы №8 (№9) г. Ярославль с диагнозом F70 и F71.

В своей работе мы использовали следующие методики:

Методика 1. Для определения беглости чтения учащихся мы выбрали такую методику, как техника чтения

Процедура проведения:

Проверка техники чтения проводится по незнакомому для ребёнка тексту. Текст не должен содержать лишних рисунков, так как это отвлекает внимание ребёнка. Слова в тексте должны быть знакомые, не стоит брать текст, в котором много длинных прилагательных и есть редко употребляемые слова и диалоги.

Текст для оценки техники чтения: по Корневу А.Н. «Как я ловил раков» (приложение 1)







Методика 2. Ответы на вопросы по тексту (текст для техники чтения).

         Понимание (осознанность) чтения в методической литературе последнего времени характеризуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.

Для оценки осознанности в ходе проверки техники чтения детям задаются вопросы к прочитанному тексты. Вопросы могут содержать:

• значения большей части слов, употребленных в тексте как в прямом, так и в переносном смысле;

• содержание каждого из предложений, входящих в состав текста, понимание смысловой связи между предложениями;

• содержание отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т.е. не только о чем говорится, но и что этим сказано);

• основной смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.

Вывод о том, что для данного учащегося характерно неосмысленное (механическое) чтение делается на основе анализа ответов учащихся, если обнаруживается:

-        неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

-        неумение выделить основную мысль прочитанного;

-     неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

-        нарушение при пересказе последовательности событий в тексте.

Для определения осознанности прочитанного, мы взяли вопросы по тексту «Как я ловил раков» по Корневу А.Н. (приложение 1)

Методика 3. Проверка выразительности- чтение стихотворения.

Выразительность – это интонационно правильное чтение, отражающее проникновение чтеца в содержание художественного произведения, умение передать слушателям средствами устной речи главную мысль произведения и свое отношение к нему. 

Исходя из исследований Рыбниковой М.А., мы выявили, что выразительное чтение учителя обычно способствует быстрому и правильному разбору произведения и является ключом к пониманию его содержания. Выразительное чтение ученика заключает процесс разбора, подытоживает анализ, практически реализует понимание и толкование произведения.

Для проверки выразительности мы взяли текст Шима Э.Ю «Самые быстрые крылья» (приложение 1)

























Интерпретация констатирующего эксперимента.

В результате проведения методики техника чтения нами выявлено, что пятеро детой не перешли границы нормы техники чтения, один уложились в норму и один ученик читает выше нормы.

Таблица 1. Результаты выполнения методики «Техника чтения»



№

Количество слов в минуту

1

32

2

30

3

28

4

70

5

55

6

58

7

120















Рисунок 1. Техника чтения



В результате проведении методики на понимание (осознанность) чтения нами выявлено, что пятеро детой не смогли ответить на вопросы после прочтения текста и два ученика справились с заданием. 

Таблица 2. Результаты проведения методики на понимание (осознанность) чтения

№

Количество верных ответов

1

3

2

5

3

2

4

5

5

6

6

4

7

8











	







Рисунок 2. Осознанность чтения









Исходя из результатов методики 3 выразительное чтение нами выявлено, что шестеро дети плохо справляются с чтением текста выразительно, не понимают, когда нужно взять паузу, а когда нужно поменять интонацию, только лишь один ученик делают минимум ошибок.

	Таблица 3. Результаты выполнения методики «Выразительность чтения»

№

Количество ошибок

1

5

2

5

3

5

4

3

5

3

6

5

7

1

















Рисунок 3. Выразительное чтение





Вывод по методикам:

 Проанализировав результаты проведенных методик, можно сделать вывод о том, что дети с интеллектуальной недостаточностью допускают больше ошибок при чтении, чем дети с сохранным интеллектом. Также были выявлены нарушения при формировании навыков чтения и различная степень нарушения познавательных процессов.



 

Вывод по констатирующему эксперименту:

Интеллектуальная недостаточность и недоразвитие речи приводит к нарушению сознательного чтения. Учащиеся испытывают трудности в осмыслении прочитанного текста, не могут установить хронологию событий. Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерно фрагментарное усвоение читаемого материала. Для успешного обучения чтению у ребёнка должны быть сформированы интерес и любовь к книге, умение воспринимать и понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказывать несложные тексты, определять своё отношение к героям произведения.

























2.2. Рекомендации отечественных ученых по теме «Коррекция познавательных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта на уроках чтения»

Процесс формирования навыков чтения у младших школьников с нарушением интеллекта длительный и сложный процесс. В ходе овладения этим процессом перед учителем ставится задача развить у детей навыки сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.

Человеческая память устроена таким образом, что чаще запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создаёт раздражение и позволяет запоминать. Поэтому, чтобы достичь освоения детьми навыка чтения и довести его до автоматизма, нужно ежедневно проводить небольшие по объёму упражнения. [8] 

По мнению В.В. Воронковой, у детей с нарушенным интеллектом усвоение навыков чтения протекает своеобразно и занимает достаточно долгое время, это связано с преодолением ряда недостатков и затруднений. В связи с тем, что контингент класса специальной общеобразовательной школы неоднороден по характеру и степени сенсорной, речевой и интеллектуальной недостаточности, дети в процессе обучения чтению оказываются на разных этапах овладения этим навыком. По мере усложнения программных требований к навыку чтения возникает ряд новых трудностей. Школьники очень медленно накапливают слоговые образы. Замедленность темпа связана не столько с тем, что они недостаточно быстро соотносят звуки и буквы, смешивают их, затрудняются в слиянии одного звука с другим, сколько с тем, что дети не понимают обобщённого слогового образа и стараются механически заучивать каждый слог. [9]

Исходя из исследований М. Ф. Гнездиловой, Р. И. Лалаевой, А.К.Аксёновой, В.В. Воронковой, мы приходим к выводу, что обучение первоначальному навыку чтения в специальной общеобразовательной школе №8 является актуальной проблемой в современном мире, поскольку обучение чтению служит главной задачей начального обучения. И эта задача чрезвычайно важна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии ребёнка.

       Поэтому, в специальных общеобразовательных школах №8 строго соблюдается индивидуальный подход к учащимся во время фронтальных занятий с ними. В своих работах М.Ф.Гнездилов отмечает, что реализацию индивидуального подхода в коррекционной работе следует проводить, исходя из задач, поставленных для преодоления трудностей и ошибок у отдельных школьников и рекомендует при его осуществлении соблюдать следующие важные требования:

1.Сохранение неразрывности работы для всех учащихся, хотя содержание учебных заданий, методы и приёмы их выполнения для различных учащихся могут быть различными;

2.Дифференцирование требований к выполнению учебных заданий в соответствии с уровнем возможностей отдельных учащихся;

       Способы реализации индивидуального подхода следует подбирать с таким расчётом, чтобы в результате их применения отстающие ученики постепенно выравнивались и могли включиться в коллективную работу наравне с другими.

        В своих трудах М.Ф.Гнездилов намечает несколько параметров, которые соответствуют особенностям отдельных школьников, и порядок применения этих приёмов в процессе фронтальной работы со всем классом. Он акцентирует необходимость организации с отдельными учащимися дополнительных занятий.

          Зрительные восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью обычно глобальны, не раздроблены. В силу этого представленная буква не воспринимается ими сразу как определённая структура входящих в неё элементов, а закрепляется только в общем виде. Связь между буквой и звуком устанавливается с большими трудностями или часто нарушается, (ученик выбирает знакомые буквы, а назвать их не может).

         Особенно сложным для детей является слияние звуков в слоги по причине отсутствия внятного представления о звуковой структуре слова. А функция фонематического анализа формируется у учащихся с интеллектуальной недостаточностью с трудом.

       Нарушения произношения, как подчеркивает А.К.Аксёнова, усугубляют недостатки фонематического анализа. Также, если у детей с нормальным интеллектом неправильное произношение звуков далеко не всегда ведёт к неполноценности слухового восприятия и неправильному выбору букв, то у школьников с интеллектуальной недостаточностью нарушенное произношение - это в большинстве случаев нарушение восприятия звуков

В своих работах первостепенную важность сформированности процессов звукового анализа и синтеза при обучении грамоте подчёркивает Морозова Н.Г Учащиеся вспомогательной школы очень медленно накапливают слоговые образы. Замедленность темпа связана с тем, что дети не понимают обобщённого слогового образа и стараются механически заучить каждый слог в отдельности.

























2.3 Содержание коррекционной программы «Коррекция познавательных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта на уроках чтения

Пояснительная записка

Цель литературного чтения в специальной общеобразовательной школе №8, состоит в дальнейшем совершенствовании навыка чтения, понимании глубокого смысла произведения, умении воспринимать литературные произведения в единстве содержательной и языковой стороны. Процесс чтения требует от детей с интеллектуальной недостаточностью таких умений, как выразительность чтения, правильность и осознанность прочитанного. Но для детей с нарушениями интеллекта процесс чтения является достаточно сложным, это обусловлено расстройствами овладения процесса чтения, такими, как афазия (частичный распад чтения), алексия (отсутствие чтения и письма) и дизлексия (частичное расстройство овладения чтением). 

Представленная коррекционная программа направлена на улучшение качеств чтения, у детей с интеллектуальной недостаточностью, а также на развитие выразительности, правильности и осознанности читаемого. В процессе занятий дети знакомятся не только с новыми авторами, но и с многообразием литературных произведений. Занятия помогут им автоматизировать навык чтения, будут способствовать беглости и выразительности.

 	На основании выводов и результатов диагностики мы разработали коррекционную программу по развитию познавательных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта на уроках чтения. При ее составлении мы учитывали положительные и отрицательные моменты в развитии чтения у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью; исходя из данных диагностики, были определены основные цели и задачи.

 Цель программы - Создание системы коррекционных упражнений, выполнение которых позволит корригировать познавательные навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта на уроках чтения.

Задачи программы:

1.Научить детей понимать смысловую и структурную завершенность текста.

2.Учить детей раскрывать содержание и смысл прочитанного.

3.Возбудить у детей интерес к читаемому.

4.Сформировать умение осознанно воспринимать текст произведения.

Организация занятий:

Занятия проводятся с группой, состоящей из 6 - 7 человек, 2 раза в неделю. 

Длительность одного занятия – 60 минут.

Возрастной состав – 10-11 лет. 

Место проведения – учебный класс, комната психологической разгрузки (с партами и стульями). 

Срок реализации программы – 1 месяц. 

Коррекционный курс состоит из 13 занятий. 

Занятия по программе проходят по определенной структуре:

1.Вводная часть - приветствие (5 минут) 

2.Разминка – дыхательная гимнастика, логопедическая гимнастика (10 минут).  

3.Основная часть (25 минут).  

4.Заключительная часть (10 минут). 

Рефлексия прошедшего занятия, прощание.

Правила проведения занятий:

Обязательное условие успешности нашей программы, это непрерывность обучения, регулярность занятий, полнота и системность выполнения всех упражнений;

Важное условие эффективности занятий, это добровольное участие в них детей;

Для того чтобы дети были заинтересованы занятиями, нужно быть заинтересованным и самому учителю;

Занятия не должны быть однообразными, это может утомить детей, если же дети устали, то закончите занятие;

Методические приемы и психокоррекциооные методы работы:

Игровая коррекция

Библиотерапия

Чтение по ролям

Чтение по цепочке

Чтение стихов наизусть

Говорение скороговорок

Направленность занятий:

Задания, направленные на развитие четкости произношения

Задания на развитие подвижности речевого аппарата

Задания, разрабатывающие боковое зрение

Задания, вырабатывающие внимание к слову и его частям

Задания, развивающие оперативную па.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44