- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Воспитание одаренных детей среднего подросткового возраста в общеобразовательной организации
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K002217 |
Тема: | Воспитание одаренных детей среднего подросткового возраста в общеобразовательной организации |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» Институт социального образования Факультет международных отношений и социально-гуманитарных коммуникаций Кафедра психологии и социальной педагогики Воспитание одаренных детей среднего подросткового возраста в общеобразовательной организации Выпускная квалификационная работа Исполнитель: Базуева Александра Алексеевна, студент ________ группы (очного) заочного отделения _______ _______________________ дата подпись Выпускная квалификационная работа допущена к защите Зав. кафедрой психологии и социальной педагогики ________ _________________ дата Б.М. Игошев, докт. пед. наук, профессор Научный руководитель: Пожар А.И., канд. пед. наук, доцент кафедры психологии и социальной педагогики ______ ____________________ дата подпись Екатеринбург 2016 Оглавление Введение 3 Глава 1. Теоретические основы воспитания одаренных детей среднего подросткового возраста в общеобразовательной организации 9 1.1 Психолого–педагогическаяхарактеристика детей среднего подросткового возраста 9 1.2 Одаренность: понятие, виды и их характеристики 17 1.3 Методы и формы воспитания одаренных детей среднего подросткового возраста 32 Глава 2. Опытно–поисковаяработа по воспитанию одаренных детей среднего подросткового возраста на примере Муниципальной Бюджетной Образовательной Организации СОШ № 165 г.Екатеринбурга 40 2.1 Анализ деятельности Муниципальной Бюджетной Образовательной Организации СОШ № 165 по воспитанию детей среднего подросткового возраста 40 2.2 Первичная диагностика воспитания одаренных детей среднего подросткового возраста в МБОО СОШ № 165 51 2.3 Комплекс мероприятий по воспитанию одаренных детей среднего подросткового возраста в МБОО СОШ № 165 70 Заключение 76 Список использованной литературы 77 Приложения 82 Введение Раннее выявление, обучение, воспитание и развитие одаренных детей является одной из важнейших задач в сфере совершенствования системы российского образования. В талантливых и одаренных детях скрыт огромный потенциал, который должен обеспечить интенсивное развитие современного постиндустриального общества. Особенно важна плановая работа с детьми среднего подросткового возраста, ведь мало выявить детскую одаренность, крайне необходимо эту одаренность взрастить. Образовательная значимость педагогической работы с одаренными детьми на государственном и социальном уровне, необходимость дальнейшего теоретического и практического исследования проблемы детской одаренности, расширение практической базы в условиях конкретного образовательного учреждения определяют тему нашего исследования. Мы рассмотрим проблему воспитания одаренных детей среднего подросткового возраста и постараемся в новом ключе ответить на вопрос: какой должна быть оптимальная система воспитания детей среднего подросткового возраста. Общеизвестен факт, что воспитание одаренных детей развитие одаренности может быть задержано, а порой и вовсе приостановлено на любом этапе развития. Однако, в подростковом возрасте дети наиболее чувствительны к реакции окружающих, склонны к резкой самокритике и эмоционально неустойчивы, что, несомненно, может повлиять на развитие одаренности. Именно поэтому актуальной проблемой российского образования на данный момент является не только выявление одаренности у учащихся, но и вопрос создания условий для формирования успешной воспитательной системы, которая способствовала бы развитию талантливых и способных детей. В ряде официальных документов, среди которых Национальная образовательнаядоктрина,Закон об образовании, Федеральная программа «Одаренные дети»,—это направление образовательной и педагогической деятельности признано одним из наиболее приоритетных и значимых. В фокусе проблемы создания оптимальной и эффективной среды для воспитания одаренных детей актуально высказывание Эриха Фромма о том, что «самые прекрасные, как и самые уродливые наклонности человека не вытекают из фиксированной, биологически обусловленной человеческой природы, а возникают в результате социального процесса формирования личности». Одаренному ребенку среднего подросткового возраста, как и любому другому, важно быть со сверстником, ведь межличностное общение становится ведущим видом деятельности в этом возрасте. Важно, но не всегда легко. С учетом высокой одаренности и социальной автономности одаренные подростки крайне независимы и, порой, готовы отстаивать свое мнение, даже если оно противоречит позиции большинства[60]. В настоящий момент в образовательных учреждениях, с учетом накопленного практического опыта и современных теоретических знаний о природе и свойствах одаренности, создаются наиболее благоприятные социальные условия, которые дают возможность решения проблемы адаптации и развития талантливых учащихся. Кроме того, формируется база воспитательных приемов и психолого-педагогических мер и средств стимулирования и помощи способным и одаренным ученикам. Формирование наиболее оптимальных условий для развития личностного потенциала одаренного ребенка требует особых педагогических и психологических подходов, специалистов с высоким уровнем квалификации, действенных методов и технологий воспитания и обучения. В условиях современной системы образования и применения ФГОС(Федеральный Государственный Образовательный Стандарт) и технологий МДО (Междисциплинарное обучение) в средней школе накапливаетсякачественно новый опыт по работе с интеллектуально одаренными детьми. Однако, зачастую, в образовательных учреждениях недостаточно хорошо развита система работы с учащимися с творческими и другимивидами одаренности. Это напрямую связано с ограниченностью учебного плана, низким разнообразием учебных программ и отсутствием ресурсов для создания качественной и широкой внеучебной деятельности. Вопрос определения и развития детской одаренности является чрезвычайно сложным и многогранным. Однако определенные достижения психолого-педагогической науки в этом направлении уже имеются. На данный момент достаточно полноценно изучена природа одаренности (В.Александер, Ж. Брюно, К.Г. Юнг, Е. Галантер, Т.Гассер, Дж.Миллер, К.Прибрам, Д. Хендриксон и др.) и определена сущность понятий «одаренность», «детская одаренность». Предприняты попытки классификации видов одаренности и создания моделей одаренности (Ф.Монкс, Дж.Рензулли, К.Халлер и др.). Значительный интерес для нашей работы имеют труды, в которых раскрываются вопросы практического решения проблемы воспитания одаренных детей (Т.А. Афанасьева, А.В. Мудрик, Е.В. Козлова, Ю.П. Азаров, А.К. Колеченко, А.И.Савенков и др.). Тема нашего исследования подтверждает свою актуальность перечнем обстоятельств, которые особенно ярко проявляются в современном обществе. Во-первых, социум ясно осознает важность «человеческого потенциала» как основного ресурса развития постиндустриального общества. Во-вторых, ускорение жизненного темпа, увеличение информационной и эмоциональной нагрузки, создают ряд проблем и задач, решение которых требует от современного человека огромных интеллектуальных усилий, часто выходящих за границы заурядных. В-третьих, на рынке труда работодатели формируют спрос на сотрудника не только с хорошим уровнем профессионализма и знаний, но и проявляющего признаки образованной и креативной личности с высоким уровнем развития интеллекта и активной социальной позицией. Именно такую личность формирует качественная и системная психолго-педагогическая и воспитательная работа с одаренными детьми. Кроме того, актуальность исследования нашей темы подтверждается тем, что образование в России в последние годы подвергается реформированию, а от конкретного образовательного учреждения требуют все большего количества новых и авторских форм работы. Тем не менее, по большей части, учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной организации остается массовым и не учитывает индивидуальности ребенка. Мы постараемся на примере конкретного образовательного учреждения подтвердить или опровергнуть ряд противоречий, которые можно выявить на данный момент: * образовательная система по большей части не готова к выполнению возрастающих требований ФГОС к воспитанию образованной, интеллектуально развитой, творческой личности; * организация учебно-воспитательного процесса в школе является коллективной, хотя процесс учения по своей сути является индивидуальным; * «взрослая» культура старается действовать целенаправленно, не учитывая некоторую спонтанность развития ребенка, его индивидуальность; * ожидания родителей часто расходятся с реальной педагогической практикой. Противоречие исследованиясостоит в том, что требования к системе воспитательной работы в образовательном учреждении несоответствуют действительной ситуации в условиях современного образования. Проблема исследования: каково содержание воспитания одаренных детей среднего подросткового возраста в общеобразовательной организации? Тема исследования: воспитание одаренных детей среднего подросткового возраста в общеобразовательной организации. Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать и частично опробировать комплекс мероприятий по воспитанию одаренных детей среднего подросткового возраста. Объектисследования: процесс воспитания одаренных детей среднего подросткового возраста в общеобразовательной организации. Предмет исследования: содержание процесса воспитания одаренных детей среднего подросткового возраста в общеобразовательной организации. Цель исследования:на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать и частично опробировать комплекс мероприятий по воспитанию одаренных детей среднего подросткового возраста. Гипотеза исследования: содержание процесса воспитания одаренных детей среднего подросткового возраста в образовательной организации включает в себя: * комплексную диагностику воспитания одаренных детей среднего подросткового возраста; * разработку комплекса мероприятий по воспитанию одаренных детей среднего подросткового возраста. В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования: 1. Дать психолого-педагогическую характеристику детей среднего подросткового возраста. 2. Установить суть комплексного подхода к проблеме одаренности и воспитанию одаренных детей, определить понятийный аппарат проблемы исследования. 3. Рассмотреть основные методы и формы воспитания одаренных детей среднего подросткового возраста в условиях работы общеобразовательной организации. 4. Провести анализ деятельности МБОУ СОШ №165 по воспитательнию одаренных детей среднего подросткового возраста. 5. Провести первичную диагностикувоспитания одаренных детей среднего подросткового возрастав МБОУ СОШ №165. Методы исследования: для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы мы использовали следующие методы исследования: теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение) и эмпирические (педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, методики«Сфера интересов учащихся» и «Самоанализ и анализ личности» (О.И. Мотков); тест «Я – лидер» (Е.С. Федоров, О.В. Еремин), методика «Мишень» (Е.А. Леванова).). Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Глава 1. Теоретические основы воспитания одаренных детей среднего подросткового возраста в общеобразовательной организации 1.1 Психолого–педагогическаяхарактеристика детей среднего подросткового возраста Подростковый возраст является одним из наиболее острых кризисных моментов развития личности. Согласно «Педагогическому словарю»1 «подростковый возраст» - это возраст, являющийся переходным от детства к взрослости и охватывающий период человеческой жизни от 10—11 до 13 — 15 лет.Классификаций возрастныхрамок достаточно много, более того, каждый автор приводит свою концепцию, соответственно предлагает свои возрастные рамки. Чтобы не путаться во взглядах и мнениях, возьмем термин «подросток» в его классическом понимании, то есть согласно «Педагогическому энциклопедическому словарю», который называет подростками детей от 11-12 до 15-16 лет2. Критерии, по которым различные авторы выстраивают свою периодизацию, ранжируются. Исходя из них, стоит выстраивать работу с детьми. Основополагающим критерием в периодизации А.Н. Леонтьева является ведущий вид деятельности (далее — ВВД). То есть от того, какой будет ведущая деятельность в определенные периоды жизни ребенка, зависит его психологическое и личностное развитие. Он отмечает, что деятельность зависит от внешних условий. «Как и всякое поколение, так и каждый отдельный человек, принадлежащий данному поколению, застает уже готовыми известные условия жизни. Они и делают возможным то или иное содержание его деятельности»3, - пишет автор. ВВД в среднем школьном возрасте — межличностное общение, в старшем школьном к нему добавляется профессионально ориентированное общение. Это первый аспект, который следует учесть в работе с подростками. Л.С. Выготский же предлагает периодизацию, строящуюся на методе новообразований. Под возрастными новообразованиями он понимает «новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени»4. То есть при работе следует учитывать то, что личность подростка меняется постоянно и педагогу необходимо подстраиваться под эти изменения. Кроме того, при работа следует учитывать индивидуальный подход к каждому ученику. Здесь стоит обратиться к периодизации П.П. Блонского, который акцентирует внимание на динамике переходов от одного возраста к другому: «Возрастные изменения могут происходить резко, критически, и могут происходить постепенно, литически»5. Эти стадии отделяются друг от друга кризисами. И у каждого они происходят по-разному. А.В. Петровский акцентирует внимание на трех фазах вхождения в референтную общность, от которых зависит развитие личности. Это адаптация, индивидуализация и интеграция. Таким образом, при работе с подростками следует учитывать степень их социализации. Современная наука склонна объединять все вышеназванные концепции, беря во внимание то, что развитие ребенка зависит далеко не от одного параметра. Мы согласимся с этой идеей и возьмем во внимание и ВВД, и кризисы, и уровень интегрированности подростка в современное общество. Прежде чем говорить о физическом, психическом и психологическом развитии детей среднего подросткового возраста следует обратиться к периоду, который предшествует, то есть к младшему школьному возрасту. Что же происходит с человеком в этом возрасте? Во-первых, у ребенка резко изменяется образ жизни. Он идет в школу, а это значит, что у него появляются новая социальная роль (а вместе с ней и новые обязанности) и новые авторитеты, расширяется информационное поле. С физическим развитием тоже не все просто: у них очень быстро растет мозг, а это значит, что нужно постоянно увеличивать объем предлагаемой ему работы. Помимо всего прочего усиливается рост, но не увеличивается мышечная масса и мускулатура. Отстает развитие вегето-сосудистой системы, поэтому они быстро утомляются. При этом у них совершенствуется ЦНС6, происходит переход от психических функций организма к произвольным. При том, что идет активное развитие, у детей младшего школьного возраста крайне неустойчивое внимание, развитие кратковременной памяти преобладает над долговременным. Л.С. Выготский высказал интересную мысль о том, что педагогу следует проявлять заботу как о внимании, так и о рассеянности и что глубоко ошибается тот учитель, который в рассеянности видит своего злейшего врага и не понимает, что наиболее внимательным может быть именно тот, кто наиболее рассеян у него в классе7. Детям в этом возрасте необходима частая смена деятельности. Несмотря на то, что наглядно-образное мышление остается преобладающим, идет формирование понятий и аналитического мышления. За счет этого воображение становится еще более интенсивным, а новые знания подпитывают его. В общении они начинают обращать внимание на сверстников, однако дружба складывается не на основе общих интересов, а по принципу близости (я дружу с соседом по парте, с ребятами с моего двора). Авторитетом является взрослый: родитель или учитель, под влиянием которых формируются базовые духовно-нравственные ориентиры. При этом, нет их полного понимания, они принимаются как аксиома. Дальше человек, ребенок сталкивается с новым кризисом, переходит из начальной школы в среднюю и вступает в ранг «среднего школьного возраста». Опять меняется образ жизни, появляются новые лица, информационное поле становится еще шире. Развитие ребенка проходит под девизом «Долой стабильность — даешь дисгармонию!». ВВД при этом становится межличностное общение. Идет активное половое созревание, ускоряется темп развития, растет мускулатура. Рост скелета и мышц не совпадают друг с другом, рост внутренних органов идет дисгармонично росту тела. Отсюда постоянное желание потянуться, в некоторых случаях — дискоординация, невозможность до конца контролировать свое тело. У детей учащается сердцебиение, повышается давление, из-за этого у них часто болит голова. В подростковом возрасте дети становятся легко возбудимыми, у них частого скачет настроение, что называется «из крайности в крайность». Как отмечает Выготский: «Развитие принимает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер, оно напоминает революционное течение событий, как по темпу происходящих изменений, так и по смыслу совершающихся перемен»8. Именно этот период, кризисный для ребенка, большинство психологов-исследователей считают характерным признаком подросткового возраста, отправной точкой периода и его последующего логического завершения. Говоря об изменениях в психическом развитии, в первую очередь стоит отметить практически до конца сформированную ЦНС (Центральной нервной системы). А это значит способность к длительной концентрации на одном объекте, наличие произвольного внимания, развитое абстрактное и логическое мышление и сформированный набор понятий. Долговременная память у подростков развита достаточно хорошо, поэтому им становится гораздо проще обращаться с информацией. Они способны не только выполнять определенные действия, но и заранее и долго к ним готовиться. Кроме того, идет процесс фоормирования осознанных мотиваций и интересов. Они сами хотят учиться, узнавать что-то новое, главное, чтобы форма подачи знаний была интересной. Это важно и необходимо учитывать при работе с детьми этого возраста, но сейчас не об этом. В психологическом плане у подростков идет глобальная переориентация норм — от детских к взрослым. Отсюда стремление походить на взрослых внешне (одежда, косметика, некоторые атрибуты), в привычках (первые опыты курения, распития алкогольных напитков), в действиях и вкусах (переход из «детской библиотеки» во «взрослую», просмотр программ «под запретом», чтение взрослых журналов, обращение к сайтам и социальным сетям). Ребята становятся способными к самоанализу, однако этот процесс идет еще слишком неуверенно. Подростки очень требователен к себе, к своей внешности, своей компании, имиджу, знаниям и так далее. Родитель, педагог и любой взрослый сталкиваются с проблемой «юношеского максимализма». Именно в этом возрасте идет становление саморазвития, формируется «я»-концепция. Завершается процесс отбора критериев «хорошо»-»плохо», складываются моральные ценности, определяются духовно-ценностные ориентиры. В этот момент очень важно сделать так, чтобы эти параметры правильно оформились, совпали с общечеловеческими. В этом же возрасте у подростков быстро появляются идолы и кумиры, иначе — новые авторитеты. Теперь это не мама-папа, не учитель начальных классов, а ровесник, или, в идеале, рок-поп-звезда. То есть подростки — благодатная почва для выращивания на ней идеалов. В современном российском обществе с ними трудно, национальную идею мы найти до сих пор не можем. Наши средства массовой коммуникации активно пользуются этим и навязывают тех идолов и кумиров, которые платят деньги, но порой и двух слов связать не могут. «Забота о будущих поколениях — самые надежные, умные и благородные инвестиции»9, - сказал в своем послании к правительству Дмитрий Медведев. И тем не менее... В подростковом возрасте ребята учатся дружить. При этом, в отличие от предыдущего возрастного периода, друзей выбирают теперь исключительно по интересам, общим склонностям и сходим вкусам. В.С.Мухина отмечала, что «взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными». Исходя из ВВД, можно заключить, что сверстники обретают максимальную значимость. Рушится авторитет взрослого, теперь он подвергается сомнению и критике, перестает приниматься как данность, напротив, его необходимо постоянно поддерживать и доказывать. К сверстникам подобных требований нет. К тому же, излишняя назидательность и желание подавить мнение подрастающей личности собственным знанием и авторитетом со стороны взрослого отталкивают от себя ребят. Здесь и рождается непонимание, которого необходимо избегать. Таким образом, все изменения, которые происходят с подростками можно подытожить умозаключением Льва Семеновича Выготского: «Целый новый мир внутренних переживаний, побуждений, влечений открывается в этом возрасте; внутренняя жизнь бесконечно усложняется по сравнению с более ранним возрастом»10. В массовом сознании слово «подросток» довольно часто вызывает ассоциацию «трудный». Почему же подросток «труден»? Он труден, неудобен для других – для родителей, педагогов, вообще взрослых. Начать разговор о трудностях возраста стоит с выделения кризиса. 13 лет — вот возраст, в котором проблемы самоопределения, развития и проблемы вообще достигают своего апогея. Именно в это время рождается термин «трудный» для наших детей. Автор попробует разобраться, почему. Во-первых, подростковый возраст – удобная почва для формирования идеалов. Идеал - то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений11. В возрастной психологии идеал - это нравственный образец, эталон, который служит мотивом преобразовательной деятельности субъекта. Л.И. Божович пишет: «Психологический идеал выполняет двоякую функцию. Во-первых, он создает более или менее постоянную и интенсивную систему нравственных стремлений ребенка, которая входит в структуру его аффективных тенденций, создавая вместе с другими его потребностями и стремлениями сложную констелляцию побудительных сил, определяющих его поведение. Во-вторых, идеал, будучи осознанным, начинает выступать в качестве того нравственного эталона, по которому школьник стремиться сознательно формировать самого себя, оценивать свои и чужие поступки, шире говоря, который становится для него нравственным мерилом во всех жизненных вопросах и ситуациях»12. В этой ситуации идеалом для подростка может стать кто угодно: певец или актриса, герой ток-шоу или литературный персонаж. Если присовокупить к этому падение авторитета взрослого (у которого понятие об идеалах совершенно другое), то мы получаем гиперконтроль. Он, в свою очередь сталкивается со стремлением подростка сделать все по-своему (хотя, зачастую, дети отстаивают не столько свои идеалы и мысли, сколько право на собственное мнение). В итоге мы получаем конфликт, противостояние и подорванную психику. Несовпадение взглядов взрослого и подростка — вот первый фактор «трудности». Второй фактор, который дает нам «трудного подростка» - это юношеский максимализм. Максимализм – это крайность в каких-либо требованиях, во взглядах13 (когда или все, или ничего, когда чрезмерно завышены претензии ко всему – миру, жизни, людям). Это своего рода характеристика подхода к решению определенных проблем, бескомпромиссность в выборе мер, действий, призванных максимально приблизить поставленную цель. Обычно, к юношескому максимализмусклонны подростки, средние и старшие школьники, но исключения тоже случаются. Такие люди чувствуют в себе силы спорить со всеми, отстаивая собственную точку зрения (разумеется, единственно верную). Самое важное – в шкале ценностей молодого человека только две крайние точки зрения – либо черное, либо белое. Нет полутонов, нет середины. Все это – свойственная юности горячность, юношеский эгоизм, отсутствие опыта и гибкости мышления. Ко всему этому добавляется ранее не испытанное детьми, но знакомое взрослым, состояние депрессии. Что же это? Ожегов определяет депрессию как угнетенное, подавленное психическое состояние14. В таком состоянии никто не испытывает особой любви к окружающему миру (скорее наоборот). Настроение и желание что-либо делать тоже оставляют желать лучшего. Обвинение мира во всех бедах, приправленное юношеским максимализмом, обретает катастрофический масштаб. Но не будем сейчас разбираться в природе, причинах и лечении депрессии, ибо предмет данной курсовой работы состоит в другом. Однако стоит отметить тот факт, что подростковая депрессия нередко заканчивается суицидом или его попыткой. Согласно результатам имсследований детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) и Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения Минздравсоцразвития России в начале 2000-х Россия была в числе лидеров по количеству подростковых самоубийств – на 100 тысяч подростков от 15 до 19 лет приходилось 22 случая суицида. На сегодняшний день ситуация улучшилась, но, тем не менее, количество случаев самоубийств в три раза превышает средний мировой показатель. Около 85% всех подростков думали о самоубийстве хотя бы раз в жизни. Не многие из них действительно готовы умереть, но зачастуюподобные мысли являются своего рода криком о помощи. Трагизм ситуации с том, что попытки самоубийства, даже те, которые призваны лишь привлечь внимание взрослых, слишком часто выходят из-под контроля детей и приводят к летальному исходу. При решении своих проблем подростки чаще всего пользуются одной из четырех техник, предложенных ниже. Первой является техника «Достижения».Основной принцип - «Я сам!». Подростку важно показать миру то, на что он способен, доказать свою самостоятельность. Выбирая эту технику, подросток реализует свою потребность Далее следует «Защитная техника». Она же - «техника отрицания». Суть заключается в том, что подросток отказывается не столько от решения проблемы, сколько от вообще суествования проблемы. Принцип третий – «Избегающей техники» –такой же, как и в конфликте. Подросток признает то, что проблема существует, понимает, что ее нужно решать, но избегает этого. Завершает список «Агрессивная техника». Выбирая ее, ребенок склонен причинять вред себе или окружающим. Здесь очень важно вовремя заметить проблему и либо быстро и оперативно ее решить, либо переключить подростка на другую, более безопасную для жизни технику. Таким образом, основные факторы «трудности» мы выделили. Можно сделать вывод о том, что основной причиной является процесс осознания ребенком себя во внешнем мире. Находясь в состоянии нестабильности, ребенок сталкивается с «железным» взрослым, который не только не хочет помочь решить те или иные проблемы, но и вообще услышать подростка. Этот факт еще больше усложняет процесс социализации и интеграции подростка в общество. Очень важно в состоянии общей эмоциональной неустойчивости не «потерять» одаренного ребенка, вовремя диагностировать его одаренность и включить в систему воспитания одаренных детей среднего возраста в общеобразовательном учреждении. Так же важно регулярно диагностировать уровень его воспитанности и усехов в целом. 1.2 Одаренность: понятие, виды и их характеристики Исследования феномена одаренности ясно дают понять, что это не только дар, но и испытание для ученика, особенно в подростковом возрасте. Одаренный ученик является одновременно и своего рода подарком, и испытанием для педагога. Сбалансированная и многогранная система воспитания одаренных детей дает нам возможность подняться на более высокий уровень профессионального сознания и личностного становления. Как определяется одаренный ребенок? Что, в целом, представялет собой детская одаренность? В настоящее время психологические и педагогические труды и исследоввния не могут придти к единому мнению и ответу на эти вопросы. Трудности связаны и с выявлением одаренных детей и с разработкой программ их обучения. Многие проблемы могут быть решены за счет нахождения жестких критериев одаренности. Поэтому цель данного параграфа – дать определение понятиям «одаренность», «одаренные дети». Каково же мнение отечественных и зарубежных исследователей на счет главных характерных отличих одаренного ребенка от «обыкновенного»? В современной литературе существует и продолжает появляться все больше публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. В связи с этим, нельзя не отметить работы известного психолога, доктора психологических наук Н. Лейтеса. Его работы15 по изучению психики одаренных детей играют большую роль в отечественной психологической школе. В то же время, А. Матюшкин известен глубоким изучением проблемы психологии творчества. Особенно ценна его разработка подхода к изучению одаренности16, где он наиболее полно структурировал это психологическое явление. В настоящее время проблема одаренности рассматривается как психологическая. Следует заметить, что понимание термина «одаренность»в двадцатом веке неоднократно претерпевало изменения. В отечественной психологии проблема одаренности разрабатывалась как психология способностей. В трудах С.Л.Рубинштейна17 и Б.М.Теплова18 осуществлена попытка классифицировать понятия способности, одаренности и таланта по единому основанию — успешности деятельности: * способности, формирующиеся в деятельности на основе задатков; * индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и определяющие успешность деятельности; * специальная, одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей, создающее возможность успеха в деятельности; * общая одаренность - способность к широкому кругу деятельностей. Данный подход дал В.Д.Шадрикову19 возможность охарактеризовать одаренность как «целостное проявление способностей в деятельности, как общее свойство интегрированной в деятельности совокупности способностей». Автор считает важным отметить то, что изначально понятие одаренности употреблялось только по отношению к взрослым, достижения которых оказывались выдающимися. Затем его стали применять к детям, имея в виду исключительные успехи последних в учении. Как показывает анализ современных научных источников, понятие «одаренность» до сих пор употребляется в различных значениях: * генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии20; * системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми21. * понятие «одаренность» происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития22; * выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения в одной или более областях.23; Согласно мнению К. К. Платонова24, «всякая одаренность есть непременно специальная одаренность к чему-нибудь одному... нет никакой «одаренности вообще», но существуют различные специальные предрасположения к той или иной деятельности». Следуя концепции C.Л. Рубинштейна, мы можем выявить, что общая «одаренность индивида соотносится с общими условиями ведущих форм человеческой деятельности и проявляется внутри специальных способностей»25. Тщательный анализ феномена одаренности проведен в исследованиях Б.М.Теплова. Определяя одаренность как «качественно своеобразное сочетание способностей», от которого зависит успешность осуществления деятельности, он считал, что «можно говорить об обшей одаренности в широком смысле, как об одаренности к весьма широкому кругу деятельностей»26. При этом способности Б. М. Теплов понимал довольно широко. Им было предложено три их эмпирических признака, которые и легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами: * способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; * важны только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности, или нескольких деятельностей; * способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков. В.Д.Шадриков рассматривая понятие «общая одаренность», определяет его, как пригодность к широкому кругу деятельностей или сочетание способностей, от которых зависит успешность разных деятельностей27. У Н. С. Лейтеса под одаренностью ребенка понимается «более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления»28. Т. Хромова и В. Юркевич характеризуют детей с одаренностью следующим обрахом: «Одаренными мы считаем таких детей и подростков, уровень интеллекта которых и сложившаяся мотивация позволяют им добиться в будущем высоких профессиональных и творческих достижений»29. А. Савенков, высказывая свое отношение к проблеме детской одаренности, пишет: «Одаренным принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства»30. В другой работе31он предлагает различать понятия «детская одаренность» и «одаренные дети»: произнося «одаренные дети», мы должны иметь в виду возможность существования некой особой их категории. Словосочетание «детская одаренность» необходимо, - по мнению автора, наполнять смыслом «исключительности» или «потенциала». В работах А. Пановаможно найти, что с педагогической точки зрения одаренные дети - это «дети, которые по уровню развития своих способностей явно выделяются, среди своих сверстников или в среде своей социальной группы»32. Обобщая концепции разных авторов, можно отметить, что в самом общем виде детская одаренность определяется как особенно высокий уровень развития одной или нескольких способностей, на основе которых ребенок имеет возможность достигать сверхвысоких успехов в социально значимых видах деятельности и которые, тем самым, выделяют его среди других представителей данной возрастной группы. В психолого-педагогической литературе, посвященной проблеме одаренности, прослеживается тенденция двоякого подхода к классификации одаренности:....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: