- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Обучение и воспитание художественно – одаренных
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W002311 |
Тема: | Обучение и воспитание художественно – одаренных |
Содержание
Оглавление Введение ………………………………………………………………………......3 Глава I. Теоретические проблемы воспитания художественно – одаренных детей 1.1. Художественная одаренность как набор специальных возможностей……………………………………..…………....…………………5 1.2. Обучение и воспитание художественно – одаренных детей………………..…..…....................................................................................12 Выводы по I главе ……………………………………………..………….17 Глава II. Практические аспекты эстетического воспитания художественно - одаренных детей 2.1 Диагностика эстетического воспитания художественно-одаренных детей …..…………………………………………………...…………………….18 2.2 Программа эстетического воспитания для художественно – одаренных детей …...……………………………………………………………47 Выводы по II главе………………………………………………………..57 Заключение…………..……………………………………………………….....58 Литература…………………………………...………………………………..... Приложения……………………………..……………………………………… Введение Из самых интересных явлений природы одаренность стабильно занимает одно из важных мест. Однако, несмотря на это, этот феномен считается наиболее противоречивый с точки зрения определения. Некоторое время об одаренности говорили как о божественном предопределении, и только в середине XIX века появилось понятие она следственной природе данного феномена. Первым ученым, рассматривавшим одаренность не как божественный дар, а как итог врожденных, наследственных свойств, стал англичанин Ф. Гальтон. Всесторонне исследуя одаренных детей и подростков, Н.С. Лейтес отмечает, что у наиболее развитого в умственном отношении ребенка возникают трудности в общении [42]. Одаренные дети порой страдают определенного социального неприятия их со сверстниками, а это развивает их негативное восприятие самих себя. Завышенные личные стандарты, стремление к лидерству, стремление к соперничеству порой обостряет взаимоотношения со сверстниками, ведут к агрессии, к жестокости. Как следствие, приводящие к поведенческим расстройствам и ухудшению психического здоровья ребенка [40]. Мы считаем, что изучение одаренности в педагогике очень важно, т.к. одна из проблем определение одаренного ребенка является своевременное распознавание и развитие его способностей. Не имея представления об азах одаренности, ее признаках, видах таланта, основ развивающего обучения трудно воспитать одаренного ребенка. В качестве главного фактора, способствующего формированию гармонично развитой личности, выступает индивидуальный подход к детям, а для одаренных детей этот момент очень важен в виду их специфических особенностей. Объект данной работы: процесс эстетического воспитания художественно-одаренных детей. Предмет данной работы: особенности эстетического воспитания художественно - одаренных детей школьного возраста. Цель данной работы: Определить психолого-педагогические условия эстетического воспитания художественно - одаренных детей. Задачи: 1. Изучить проблему воспитания художественно-одаренных детей. 2. Раскрыть психолого-педагогические условия эстетического воспитания художественно-одаренных детей 3. Выделить основные особенности эстетического воспитания художественно-одаренных детей 4. Разработать программу эстетического воспитании для художественно-одаренных детей. Методологические основы: методики оценки креативности Гилфорда и Торенса, методика диагностики степени выраженности различных видов одаренности А. Де Хана и Г.Каффа; подход Леонтьева А.Н.; Положение Лейтеса Н.С. и Савенкова А.И. об особенностях одаренности; подход К.Сишора; Основные положения Б.М. Теплова; исследование С.М. Вайнерман; программы Т.А. Копцевой, Р.Г. Казаковой, Л.М. Даниловой и др. Глава I. Теоретические проблемы воспитания художественно - одаренных детей 1.1. Художественная одаренность как набор специальных возможностей Весомое место в изучении художественной одаренности играет подход, условно который называют компонентным. Данная сторона изучения творчества решает важные условия художественного развития детей. Важное место в данном подходе занимает идея о существовании набора специальных возможностей, высокое развитие которых приводит к успешности в разных сферах искусства. Такие способности, у разных авторов называются равноценные или организованно-иерархически. Само собой, что при подобном подходе способности к разным видам творчества изучают в независимом ключе друг от друга. Хорошим примером такого подхода (исследование базируется на материале музыкальной одаренности, но такие эксперименты проводятся и при изучении изобразительного и литературного творчества) выступают работы К. Сишора. Он рассказывает о 25 музыкальных таланта. В число способностей, которые он перечислил, входят и относительно простые понятия, например, чувство высоты звука, чувство длительности звука и другие понятия. Также им был изложен тест музыкальных способностей Сишора. При создании тестовых заданий, он хотел сделать их элементными (т.е. определяющие отдельные элементы восприятия). Результаты теста не зависят от долгосрочности занятий музыкой, возраста, общего умственного развития. Конечно, подобному требованию отвечают только задания, которые измеряют простейшие способности (различение высоты, интенсивности, длительности звуков). Более сложные способности (к примеру, эмоциональное восприятие музыки) зависят уже от личности воспринимающего, его эмоциональности, эстетического и интеллектуального развития. В связи с этим, Сишор показывает нам всего 6 тестов, но при этом насчитывает 25 талантов. Примером подобного теста может стать тест на звуковысотный слух, в котором порог чувствительности однозначно определяет музыкальные способности: Порог меньше 3 герц может стать музыкантом, порог от 3 до 8 Гц должен получить общее музыкальное образование, порог от 9 до 17 Гц- может получать музыкальное образование, порог 18 Гц и выше не должен иметь никакого отношения к музыке. К. Сишор признает простейшие музыкальные способности врожденными, и именно их он призывает изучать и развивать. [34] Как мы уже говорили, исследования, которые основываются на подобных принципах, проводятся на материале изобразительного и литературного творчества. Изложенный подход входит в основе многих тестов. Педагогические последствия компонентного подхода выражаются в возможности раннего тестирования одаренности, выделение одаренных детей и не одаренных, и конечно в прогнозировании будущей успешности учеников в разных видах художественного творчества. Иное направление исследования художественных способностей указывает на важность комплексных способностей, которые являются характерными для конкретного вида искусства, в противоположность простым способностям учащегося. Художественные способности (также как и другие способности к различным видам искусства) - это не что-то раз и навсегда заданное; врожденными считаются только задатки (например, некоторые особенности слуховых центров мозга, голосового аппарата и т.п.). Способности живут и развиваются в специально определенной деятельности, они не могут быть определены раз и навсегда. Мы можем говорить о перспективах развития ребенка только в том случае, если ему дана возможность полноценного художественного обучения. [24 с.1] Одаренность обычно рассматривают с многих точек зрения. Кто-то рассматривает ее как присутствие определенных способностей, внутренних основ и предпосылок. Т.е., одаренность рассматривает как производная от слова « дар». Вот несколько подобных определений: Особо благоприятные внутренние предпосылки развития именуются способностями. [39] Одаренность понимается в качестве свойства специфических корреляций способностей субъекта, обеспечивающих успешности выполнения различных видов действий, при этом сама совокупность способностей, которая представляет оригинальную модель, помогает индивиду за счет приобретенной эволюции качеств, компенсировать негативность тех или иных качеств. [51] Одаренность понимают в качестве генетически обусловленного компонента способностей, в значительной мере определяющих тем развития и конечный результат. [49] Почти одинаковых определений можно привести еще очень много, потому что подобный подход самый распространенный. Однако, есть такие, кто считает, что одаренность – это явление, способное к развитию на протяжении всей жизни, имеется в виду, что наряду с целым комплексом способностей, значимую роль играют факторы, представленные обучением, окружающей средой. При этом учитывается, что тот или иной фактор способен к компенсации или нивелированию действий другого. Рассмотренные некоторые из таких определений. Системное, развивающиеся на протяжении жизни качество человеческой психики, способствующее достижению одним человеком более высоких необычных результатов в деятельности по сравнению с другими людьми, называется одаренностью. [49] Одаренность понимается в качестве эффективного развития человеком имеющихся у него качеств, сочетающихся с нормальным генотипом и благоприятными условиями, способствующими его развитию. [25] Одаренность представлена синтезом некой совокупности потенциальных свойств личности, которые способны развиваться в процессе деятельности и обеспечивать достижение максимальных результатов деятельности. [50] Говоря об одаренности, необходимо разобраться с похожими на первый взгляд понятиями - талант и гениальность. Необходимо уяснить чем отличаются данные понятия друг от друга и что отличает одаренного человека от талантливого, а талантливого от гениального. Одаренность представляет собой свойство личности человека, способное определить его уникальные возможности, необходимые для достижения незаурядных результатов в определенной деятельности. Одаренность бывает интеллектуальная, творческая, двигательная, представленная лидерством в общении с людьми, обучаемостью в учебных достижениях. При условии проживания одаренного человека в благоприятных, для усовершенствования его способностей среде, его одаренность может перерасти в талант. Высшим уровнем одаренности является талант, способный проявлять себя в неповторимом вкладе определенной личности в науку или культуру, его высоких достижениях в определенной сфере. Талантливый человек имеет большой творческий и интеллектуальный уровень возможностей (потенциала), особый склад характера, присущие только ему личностную увлеченность и высокую мотивация достижений. Под гениальностью понимают наивысший уровень развития одаренности. Гениальный человек способен не только добиваться высших достижений в различных областях искусства и науки, но и преобразовывать сферу своей деятельности. Помимо этого, отличие гениального человека от талантливого заключается в способности в достижении незаурядного успеха в любом начинании. На протяжении достаточно длительного периода времени бытовало мнение о том, что гениальность, талант и одаренность являлись психическими патологиями, отклонениями. Но при помощи проводимых исследований и наблюдений, удалось доказано, что среди людей обычных психически неуравновешенных людей не меньше, чем среди талантливых и гениальных, число которых не превышает 10%. Дело в том, что категории одаренных, талантливых и гениальных людей всегда находятся в поле зрения и любое их несоответствие общепринятым рамкам поведения существенно преувеличивается. Из всех способностей ребенка раньше других себя проявляют художественные способности. Притом, что дети имеют склонности ко всем видам искусства. Однако самое прочное признание ими получено в изобразительном творчестве, что является закономерным по причине того, что продукты их творческой деятельности – рисунки подлежат хранению экспонированию, изучению, являясь свидетельством талантливости маленьких авторов. Дети по мере взросления способны демонстрировать огромные предпосылки к развитию, как художественного начала, так и творчества в целом. Это происходит потому, как ребенком не сразу обозначается непроницаемая стена между «Я» и «не Я». Он относится ко всему, как к живому, разглядывая в любом окружающем его явлении и предмете характер, душу, стремление все то, что является присущим ему самому. Ребенок создает свое собственное понимание предмета и его восприятия. Даже цвет для малыша является средством, с помощью которого происходит отражение его отношения к предмету: темный, небрежный тон или линия воспринимаются им как «плохие, злые, страшные»; и наоборот, светлые, яркие, светлые тона и цвета используются для рисования любимых, добрых, красивых рисунков. Цвет детьми может восприниматься как «ехидный», и «боевой», и даже «чуть-чуть желательный». Необходимо отметить что, изобразительной одаренности, большей степени, чем для остальных, свойственна своего рода «возрастная талантливость», присущая всем детям в определенном периоде, но при этом по мере взросления исчезающая практически у всех детей. Данный феномен объясняется следующими причинами: 1. В изобразительной деятельности детства находят свое воплощение важнейшие стороны данного возрастного этапа, после чего данные возможности исчерпываются, а развитие осуществляется другим путем. 2. Маленький ребенок рисует «неправильно», как придется, в чем и заключается вся прелесть. Дети же более старшего возраста стремятся к реалистичному изображения, хотя не умеют, в связи с чем происходит отторжение детей от занятий такого рода. [37, с.3] Изобразительная деятельность детей имеет свои специфические особенности: 1. Функционализм. Ребенок способен рисовать не только то, что он видит, но и то, что ему уже известно о рисуемых им предметах. 2. Изменение размеров рисунка и его элементов. До 4-хлетнего возраста ребенком просто увеличиваются предметы, после 5-ти лет самым значимый предмет рисуется в увеличенном размере. 3. Прозрачность элементов рисунка. Ребенок обозначаете элементы рисунка прозрачными, т.е. такими, сквозь которых можно обнаружить другие предметы. 4. Смешанные проекции. Ребенок дошкольного возраста способен рисовать, переворачивая лист так, как ему будет удобно, в связи с чем, типы изображений «спереди», «сверху», «снизу», «сбоку» могут оказаться на одном рисунке. Подводя итог об изобразительной одаренности можно сказать, что раньше огромными предпосылками к развитию художественного творчества, и творчества в целом: объединение несовместимого происходит за счет ограниченности знаний ребенка об окружающем мире. Больше чем для других«возрастная талантливость» присуща изобразительной одаренности. Исходя из результатов большего количества работ, напрашивается вывод о том, что художественное развитие всех без исключения детей нуждается в наставлении, а также требует применение индивидуального подхода к ним. Чтобы творческие способности ребенка развивались с большей продуктивностью, им необходимо расширять свой кругозор, для выбора более интересных тем и отображения своих идеи в рисунках. В процессе развития творческих способностей детей необходимо помнить о том, что данный процесс не должен быть одинаковым для всех детей, по причине индивидуальных особенностей каждого. С помощью грамотной организации и руководства педагога, каждый ребенок должен получить возможность активного, самостоятельного проявления творческого труда и при этом научиться получать радость от данного процесса. Дети, наделенные художественной одаренностью, имеют кардинальные отличия от других детей за счет творческого видения мира. Их отличает непривычное для обычного человека понимание явлений, правил, вещей, они всегда ведут себя как нонконформисты - выделяются из общей массы. Большая часть детей, имеющих художественную одаренность, живут в своем собственном мире, они немного «оторваны» от реальности. По этой причине педагог должен относится с пониманием к ответам и высказываниям такой категории детей, не противиться их инициативе, не насмехаться и не ругать за предложения отличные от других. Важно учитывать то, что, одаренный ребенок является не только чувствительным, но и легко ранимым. Также он наделен оригинальностью мышления, высоким интеллектом, нестандартным подходом к решению проблем, что вынуждает задуматься о наличии единственно верного ответа 45, с.38]. Вступая в общение с такими детьми, нельзя допускать взаимодействие «по вертикали» сверху вниз, потому как одаренными детьми чаще всего стремятся к отстаиванию собственной самостоятельности и значимости во взаимоотношениях с окружающими людьми. Педагогу важно научиться понимать психологическую атмосферу в группе, это можно сделать, прибегая к: - уместному и точному наблюдению за детьми; - восприятию выражения глаз детей, их мимики и т.д.; - обращения внимания на настроение и поведение детей в целом; - гибкому и оперативному проявлению своих реакций в группе; - умению видеть себя со стороны глазами детей; - стремлению поставить себя на место детей; - честному признанию своих ошибок; - частому контактированию с детьми в свободное время; - умению слушать детей; - инициативности; - щедрости на поощрение, одобрение, похвалу; - пониманию и уважению ребенка; - умению анализировать свои собственные ошибки своих сверстников; - обращению внимания на взаимоотношения детей в коллективе; Для того, чтобы формировать у детей чувства социальной и психологической защищенности, доверия ребенка к окружению, необходимо продумать не только методы и приемы педагогического воздействия взрослого на детей, но и целую систему социально-психологического взаимодействия педагога и ребенка, в центре внимания которой будут находиться дошкольники, их склонности и интересы. Продукты изобразительной деятельности дошкольников предоставляют широкие возможности, для изучения их особенностей. В качестве реальных результатов работы выступают детские рисунки, при внимательном и качественном анализе, которых можно определить многие проявления индивидуальности ребенка. У одних - сюжеты рисунков сложные и интересные, что может свидетельствовать о высоком уровне их наблюдательности и о широте интересов. Другими детьми выбираются простые сюжеты с простыми средствами изображений. Проводимые анализы рисунков также способствуют выявлению особенности детей, при сочетании смелости замысла и примитивности в его решении. Выполненные ребенком работы по собственному замыслу приводят к раскрытию их интересов и склонностей. Исходя из проведенного анализа специальной литературы, нами определен ряд психолого-педагогических условий, учитываемых педагогом в процессе индивидуального подхода к художественно-одаренным детям: - Органически сочетать индивидуальный подхода к каждому ребенку в процессе воспитания и формировать жизнерадостный и сплоченный детский коллектив. - При учете специфики коллектива в целом и всех его членов в отдельности, учителю важно уметь правильно направлять работу и поведение каждого дошкольника, формируя у него умение подчинять личные интересы интересам окружения.. - Умение педагога опираться на положительные моменты в характере и свойствах личности ребенка, что важно уметь сочетать с разумной требовательностью и чуткостью. В общении с детьми учитель должен быть искренним, тактичным и естественным; крайне важно помнить о том, что в присутствии ребенка нельзя называть его отсталым, неразвитым, пренебрежительно о нем отзываться. Индивидуальный подход предполагает выражение любви к детям, большого терпения, умение разобраться в сложных проявлениях ребенка. - Единство, предъявляемых требований к малышу работников образовательного пространства и их родителей. Невозможно достичь положительных результатов в воспитании без обратной связи с семьей. [4, с.3] 1.2. Обучение и воспитание художественно - одаренных детей Одной из важнейших задач, предполагающей совершенствование современной системы образования является проблема раннего выявления, развития, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей, подростков и молодежи. Решение задачи, направленной на формирование творческого потенциала общества является процесс обучения и воспитания представителей одаренного и талантливого поколений. Что должно явиться основополагающим фактором, способствующим интенсивному социальному и научно - техническому прогрессу, развитию науки и культуры, производства и социальной жизни. Несмотря на многие дискуссионные проблемы, науками (генетикой, физиологией, психологией, педагогикой, социологией) и реальной практикой обучения многократно доказывалось наличие индивидуальных различий как в успешности обучения, так и в творческих возможностях детей. Дифференциация детей по творческому потенциалу каждого возрастного этапа существенна - от низкой степени умственных способностей до высокой степени одаренности и талантливости. К сожалению, на сегодняшний день все ступени современной системы образования: дошкольное, школьное, профессиональное, вузовское, в большей мере ориентированы на среднего ученика, среднего учащегося, среднего студента. Несмотря на то, что ежегодно государством затрачиваются значительные средства, направленные на исследование, коррекционное обучение умственно отсталых детей и учащихся, которые сталкиваются с серьезными затруднениями в процессе обучения, нет единой программы, преследующей цель исследовать, обучить и воспитать одаренных и талантливых детей, обладающих наибольшим творческим потенциалом [50]. Результаты проводимых исследований и практики говорят о том, что на любом этапе развития могут быть задержаны, а иногда и загублены задатки талантливого и одаренного человека. Поэтому возникает необходимость в разработке специальной психологической и педагогической помощи и поддержки в развитии творческих задатков и способностей подрастающего поколения. Анализ опыта зарубежных исследователей, а также практика раннего выявления одаренности детей и учащихся, позволяет говорить о необходимости разработки и внедрения специальной государственной программы, позволяющей интенсивно использовать результаты имеющихся исследований и расширять накопленный практический опыт, направленный на выявление особенностей психологической, а также педагогической помощи одаренным и талантливым детям и учащимся, а также их родителям, учителям и преподавателям. Сегодня в нашей стране в системе дифференцированного обучения, в системе специальных учебных курсов и школ появляется тенденция к становлению благоприятных условий, направленных на интенсификацию исследований и практическое использование результатов этих исследований. Активное развитие научных исследований должно способствовать решению проблемы развития одаренных, талантливых детей и учащихся не на основании стихийного отбора, а на основании имеющихся современных знаний о природе одаренности, разработок психолого-педагогических средств стимулирования и помощи одаренным и талантливым детям. Продуктивное обучение художественно одаренных детей должно строиться на основании общих принципов обучения одаренных детей, рассмотренных нами в предыдущих параграфах. Под воспитанием понимают комплекс технологий, направленных на целенаправленное формирование личности ребенка (воспитание или изменение личности перевоспитание). Под эстетическим воспитанием принято понимать целенаправленный, организованный процесс, предполагающий формирование у детей развитого эстетического сознания, художественно-эстетического вкуса, способности воспринимать и ценить прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое в общественной жизни, природе, искусстве, жить и творить "по законам красоты". Задачи эстетического воспитания подразделяются на две условные группы. В первую группу входят задачи приобретения теоретических знаний, по средствам решения вопросов приобщения к эстетическим ценностям; во вторую - формирования практических умений, реализуемых через активное включение в эстетическую деятельность. Эстетическое воспитание решает следующие задачи, представленные: - формированием способности к восприятию, ощущению, правильному пониманию и оценку прекрасного в искусстве и окружающей действительности; - воспитанием эстетической культуры; - овладением культурным и эстетическим наследием прошлых поколений; -формированием эстетического отношения к окружающему миру; - развитием эстетических чувств; - развитием потребностей в построении жизнедеятельности по законам красоты; - формированием эстетических идеалов; - формированием стремления ощущения себя как части прекрасного: во внешнем виде, поступках, мыслях, делах. Художественная деятельность имеет свои специфические особенности. Продукты творчества не могут оцениваться с позиции «правильно - неправильно» - поэтому современное искусство и культура, настолько богаты и разнообразны, ведь в них нет определенного верного образца эталона. Помимо прочего, самыми гениальными считаются художники, «далеко» ушедшие от общепринятых шаблонов реального видения мира своего времени, такими можно назвать: Сальвадора Дали, Пабло Пикассо, Иеронима Босха. Каземира Малевича. Их гениальность сокрыта не в формах, а в глубоком содержании рисунков, здесь важно ни «как» написано, а «ради чего». Именно по этой причине первоочередной задачей развития и воспитания художественно потенциала одаренных детей заключается нисколько в овладении графическими навыками, а сколько в развитии нестандартного восприятия мира, творческой активности, креативности как неотъемлемой основы любого таланта. На основании парциальных программах по художественно-творческому развитию дошкольников «Живой мир образов» авторов Р.Г. Казаковой, Л.М. Даниловой , «Природа и художник» автора Т.А. Копцевой и др.определены следующие направления работы, раскрывающие основы: 1. Развития любознательности как азов познавательной активности, развития познавательных процессов. Современными исследованиями С.М. Вайнерман доказано, что детское рисование на всех его этапах развития состоит в тесной связи с чувственным познанием действительности, в - первую очередь, со зрительными образами. Ребенок при создании изображения опирается не на непосредственное восприятие переметов, а на имеющиеся у него представления о них. 2. Обучение способам изобразительной деятельности. «Главным условием совершенствования изобразительных умений, пробуждения интереса к изобразительной деятельности, развития творческой активности стало использование в работе широкого спектра нетрадиционных материалов. Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет ощутить незабываемые положительные эмоции… раскрывает возможность использования хорошо знакомых детям предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью, способствует развитию творческой активности, преодолению страха перед рисованием, перед тем, что ничего не получится – ведь никто не знает, что должно получится – «Это все я сам сделал!»…» [30] 3. Развитие творческого воображения. Творческая деятельность воображения напрямую зависит от содержания и развития прежнего опыта человека. При более богатом опыте расширяется информационный материал, располагаемый воображением. 4. Развитие коммуникативности. Все, что было увидено и услышанное нуждается в непременном озвучивании вслух, т.е. в словесном выражении своего замысла. При этом необходимо не только словесно замысливать, но и кратко, образно резюмировать сюжет, попросту называя рисунок. Первым союзником рисования является речь. Проведя анализа особенностей содержания воспитания и обучения, специфики личностного развития одаренных детей, отличительных возрастных особенностей дошкольников, нами были определены направления работы по развитию художественной одаренности дошкольников, представленные: - Развитием эмпатии, воспитанием доброжелательности, умения договариваться и уступать, преодолением эгоцентризма; - Формированием изобразительных умений и навыков, обучением различным приемам и техникам изображения явлений и предметов; - Развитием креативности. Необходимо придерживаться целенаправленного развития творческой активности и нестандартного подхода к решению проблемы. - Формированием изобразительных умений и навыков, обучением различным техникам и приемам изображения предметов и явлений; - Обогащением представлений об окружающем мире, развитием восприятия, памяти, внимания, образного мышления, чувства восхищения обыденными вещами, воспитанием «удивленности» [48, с.10] Выводы по главе I Мнения об одаренности, как о явлении, разделяют между двумя противоположными точками зрения, понимая одаренность в качестве: заложенных природой особенностей человека и как развиваемых в течении жизни под воздействием образовательных факторов способностей. Обобщив упомянутые подходы, можно заключить, что одаренность выступает в качестве совокупности задатков, которыми определяются пределы развития, подверженные влияниям окружающей среды, а также изменяющуюся под воздействием воспитания и обучения. Подводя итоги, можно сделать вывод, что одаренность – это многогранное явление, которое объясняется как врожденными способностями, так и усиленной работой над своими талантами. Художественно одаренные дети требуют к себе определенного, индивидуального подхода. При их обучении необходимо уделять больше внимание личности ребенка, его взглядам, его мнению и желаниям. Полноценное развитие художественно одаренного ребенка должно происходить как в учебном заведении, так и дома, родители должны прикладывать максимум усилий для развития талантов ребенка. Как работать с детьми, имеющими высокий уровень способностей? Известно, что школа уделяет недостаточное внимание организации обучения одаренных детей, зачастую как бы тормозя их развитие. Работникам школы некогда заниматься такими детьми, поскольку их внимание, прежде всего, сосредоточено на детях, с трудом овладевающих программой. Главный акцент следует сделать на работе с одаренными детьми в обычной школе, при этом должны быть предусмотрены различные дополнительные факультеты и программы для одаренных детей. Проведя исследование мы постараемся разработать программу обучения для художественно-одаренных детей, которая подойдет как для учебных заведений, так и для дома. Надеемся, что данная программа поможет в развитии детей данной категории. ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: