VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Возрастные и психолого-педагогические особенности детей подросткового возраста

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W008669
Тема: Возрастные и психолого-педагогические особенности детей подросткового возраста
Содержание
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «ВГУ»)





Факультет философии и психологии



Кафедра педагогики и педагогической психологи



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему:

Гражданско-патриотическое воспитание подростков с нарушением зрения в школе-интернат

Направление 44.03.02 – «Психолого-педагогическое образование»

(бакалавриат)








Содержание



Введение…………………………………………………………………………... 

Глава 1. Теоретические аспекты патриотического воспитания детей подросткового возраста…………………………………………………

	Понятийно-терминологический аппарат исследования

1.2 Возрастные и психолого-педагогические особенности детей подросткового возраста с нарушением зрения.

1.3 Формы и  методы гражданско-патриотического воспитания детей подросткового возраста с нарушением зрения

Выводы по главе 1……………………………………………………………….

	ГЛАВА 2.  Разработка и реализация  опытно-эксперементального исследования в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения IV вида (школы-интернат для слабовидящих детей)

Организация и методики исследования…………………………………….

 Исследование уровня патриотической воспитанности у детей подросткового возраста с нарушением зрения…………………………

 Педагогическое обеспечение процесса патриотического подростков с нарушением зрения ……………………………………………………...

 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по патриотическому воспитанию детей подросткового возраста с нарушением зрения ………………………………

Выводы по главе 2……………………………………………………………….

Заключение……………………………………………………………………….

Список литературы………………………………………………………………

	Приложения…………………………………………………………………….







Введение



	           Актуальность проблемы исследования.  Проблема патриотического воспитания подростков обусловлена теми тенденциями и противоречиями, которые возникают в условиях развития нашей страны, вовлеченности России в международное сообщество, а так же формирования национальных приоритетов и обновления стратегии социально-экономического развития нашей родины, которые, в свою очередь, включают подходы к воспитанию подрастающих поколений.

			В мире происходит очень много негативных явлений, которые подрывают патриотизм в нашей стране. Однако,  деструктивному влиянию на подрастающее поколение сегодня противостоит приобретающая все более целостный характер политика государства в области воспитания, которая выражена в программных документах, содействующих ценностном самоопределению подростков, формированию у них патриотических убеждений и гражданской позиции. В Законе Российской Федерации «Об образовании», одним из важнейших принципов является воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

			Большое значение имеет программа государства «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг., 2010-2015 гг., 2015-2025 гг.», которая нацелена на «формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей».

О проблеме патриотизма задумывались очень давно.  Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Н. Макиавелли, Ю. Крижанич, Ж.-Ж. Руссо, И. Фихте.

			Большое внимание уделяли этой проблеме такие выдающиеся педагоги и общественные деятели как В.Г. Белинский, Е.Р. Дашкова, Н.А. Добролюбов, Н.М. Карамзин, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский, которые говорили о том, что необходимо воспитывать «сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих свое отечество».

В последние годы, интерес к проблеме патриотического воспитания детей и подростков непрестанно растет. Активизируется поиск эффективных моделей и технологий воспитания у школьников патриотизма (А.С. Гаязов, Н.И. Губанов, П.В. Конаныхин, В.С. Кукушин, А.В. Русецкий, Л.Ф. Спирин и др.).

Система гражданско-патриотического воспитания подразумевает формирование и развитие социально-значимых ценностей гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в общеобразовательных учреждениях (А.С. Гаязов, Н.И. Губанов, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Т.Н. Мальковская, С.Е. Матушкин, П.М. Рогачев, М.А., В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.).

		Исследованием патриотического воспитания детей и подростков занимались такие выдающиеся личности как Г.Е. Залесский, В.А. Крутецкий, В.С. Лухин, Т.Н. Мальковская  и др., написано много работ и статей. 

		Вместе с тем, «особенным» подрастающим поколениям, которые имеют  определенные нарушения в своем развитии, например подросткам с нарушением зрения, о которых мы и будем говорить в нашей работе,  уделяется недостаточно внимания при разработке проблем патриотического воспитания. Не выявлены  основные инструменты, которые подходят именно для этой категории лиц.

		В связи с этим возникает вопрос, каковы же наиболее значимые формы и методы патриотического воспитания детей подросткового возраста с нарушением зрения?

	

		Таким образом, актуальность вышеизложенной проблемы, недостаточная научная разработанность данного вопроса побудили сформулировать следующую тему исследования: «Гражданско-патриотическое воспитание подростков с нарушением зрения в школе-интернат».

		Объект исследования: процесс гражданско-патриотического воспитания детей подросткового возраста с нарушением зрения.

Предмет исследования: содержание, формы и методы гражданско-патриотического воспитания подростков с нарушением зрения.

Цель исследования: выявить и экспериментально проверить содержание, формы и методы гражданско-патриотического воспитания детей подросткового возраста. 

Гипотеза исследования: эффективность процесса гражданско-патриотического воспитания подростков с нарушение зрения повыситься если:

         - опираться на такие понятия исследования как «патриотизм», «гражданин» «гражданско-патриотическое воспитание».

- учитывать в процессе воспитания возрастные и психолого-педагогические особенности детей подросткового возраста с нарушением зрения.

- на основе выявленных форм и методов разработать и реализовать программу патриотического воспитания подростков с нарушением зрения.

Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

Раскрыть характеристику таких понятий как «патриотизм», «гражданин» «гражданско-патриотическое воспитание»

Изучить возрастные и психолого-педагогические особенности подростков с нарушением зрения.

Выявить формы и методы гражданско-патриотического воспитания детей подросткового возраста с нарушение зрения.

В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность разработанной программы гражданско-патриотического воспитания подростков с нарушением зрения.

Методологической и теоретической основой исследования являются основные положения педагогики и психологии, труды зарубежных  и отечественных ученых, которые касаются вопросов патриотического воспитания, формирования патриотической позиции личности, особенностей патриотического воспитания детей подросткового возраста (А.С. Гаязов, Н.И. Губанов, Н.Е.Щуркова , Г.Е. Залесский, В.А. Крутецкий, В.С. Кукушин, Б.Т. Лихачев, В.С. Лухин, С.Е. Матушкин, П.М. Рогачев, М.А. Свердлин, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.).

Для решения поставленных задач и проверки основных положений гипотезы применялись следующие научные методы исследования: 

- теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической, философской литературы по проблеме исследования; 

- эмпирические;

- методы статистической  и математической обработки данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования стала…

Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа: 

- на первом (поисково-теоретическом) этапе подбиралась литература по заявленной теме, определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования;

- на втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы патриотического воспитания детей подросткового возраста с нарушением зрения, которые в совокупности стали основой программы патриотического воспитания; 

- на третьем этапе проводилось обобщение, систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы. 

Научная новизна исследования состоит в том

Практическая значимость проведенного исследования

Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.




Глава 1. Теоретические аспекты патриотического воспитания детей подросткового возраста

	Понятийно-терминологический аппарат исследования



	Для всестороннего исследования проблемы необходимо рассмотреть такие ключевые понятия как «патриотизм», «гражданственность», «патриотическое воспитание» и «гражданское воспитание», а также их соотношение.

	Что бы наиболее полно изучить понятие «патриотизм», нужно раскрыть его  аспекты: историко-философский, социально-педагогический, психолого-педагогический, что позволяет дать целостную характеристику данного явления. 

Историко-философский аспект – это рассмотрение патриотизма как общественно-исторического явления, который обусловлен социально-политическими, экономическими, этнокультурными и другими характеристиками конкретного общества.

Это положение нашло отражение в работах отечественных исследователей, которых можно разделить на советский, для которого характерно разграничение понятий «патриотизм» и «советский патриотизм», так, в Большой Советской энциклопедии советский патриотизм определяется как «безграничная преданность советских людей советскому обществу, делу коммунизма» [5; с. 486] и постсоветский период,  в котором патриотизм определяется со ссылкой на труды В.И. Ленина, который рассматривал его как «одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» [20; с. 190].

В психолого-педагогической литературе понятие «патриотизм» также трактуется по-разному.

Так, в Педагогическом словаре патриотизм – это «любовь к Родине, к своему народу», а советский патриотизм как «чувство любви советских людей к социалистической Родине. 

В психологическом словаре патриотизм трактуется как «высшее морально-политическое чувство, выражающее любовь к своей Родине, к своему народу» [34; с. 158]. 

Проблема патриотического воспитания молодежи всегда стояла в центре внимания ученых на протяжении всей истории развития человечества. Великие философы, педагоги уделяли этому вопросу значительное внимание с древнейших времен.

Так, Кофуций в своих учениях, наряду с другими общечеловеческими ценностями, выделены и такие, как почитание старших, традиций, любовь к семье, народу, стране [24; с. 236].

Р.Я.Мирский при разработке теории трудовой школы отмечал, что «такая школа должна воспитывать в детях служение товарищам и государству, воспитывать людей, понимающих и поддерживающих цели государства, с благодарностью служащих ему, уважающих законы» [8].

	Великий педагог К.Д.  Ушинский в патриотизме видел «глубокий воспитательный потенциал»: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [60, c.321].

	Поддерживая мнение М.И. Боровикова, мы считаем что наиболее удачной классификацией трактовок патриотизма является классификация, предложенная В.И. Лутовиным, который выделил несколько направлений патриотизма:

Возвышенно-эмоциональное чувство к Родине, Отечеству, позитивное, нередко ярко выраженное отношение к Отечеству, ограничивающееся главным образом уровнем эмоционального отражения, проявления в абстрактной форме любви к природе, родному краю, отчему дому и т.д;

Деятельностное направление. Сила патриотического чувства не ограничивается выражениями глубокой и возвышенной любви к Отечеству, она побуждает к активным действиям и поступкам на благо своей Родины;

Патриотизм как общественное явление, содержание и характер которого в значительной степени обусловливались особенностями исторического развития общества, государства, политикой его правящей элиты;

Государственное направление заключается в том, что патриотизм как проявление его субъектами чувства национальной гордости за державу предполагает их активное участие в укреплении государственности в качестве первоочередного условия эффективного функционирования социальных институтов, развития общества и личности;

Духовно-творческий акт возвышенного состояния, до осознания нераздельности, единства с Отечеством как высшей ценности, необходимости служения Родине, своему народу;

Этап развития личности, а именно ее духовного самовыражения [11, с. 84].

	Мы считаем, что важно отметить тот факт, что патриотизм можно интерпретировать как на личностном уровне, так и уровне общественного сознания (макроуровне).

	На личностном уровне патриотизм – очень важная и устойчивая характеристика человека, которая содержит три признака, а именно:

Любовь к Родине: чувство общности, единства, солидарности с родными и близкими, чувство сопричастности их судьбе.

Патриотическая направленность мировоззрения, отношений, поведения и деятельности человека, в основе которой лежит уважение к прошлому Родины, к традициям и обычаям своего народа, знание истории своей Родины; уважение к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, стремление к укреплению могущества  и защиты Родины, а так же содействие развитию Отечества.

Социально-нравственный императив, характеризующий ценностное отношение человека к Родине и Отечеству и побуждающим его к патриотически направленной деятельности [10, с.21].

	А.Н. Вырщиков, М.П. Бузский в своих работах выделили 4 уровня общественного патриотического сознания: государственный, российский, национальный, местный или региональный.

В основе государственного патриотизма лежат отношения «личность - государство». Политической платформой государственного патриотизма выступает отечество, а политическим принципом – державность. Государственный патриотизм выявляет у российских граждан общие интересы и цели.

В понятие российский патриотизм входит эмоциональный мир человека. «Через освоение патриотического опыта, закрепленного в моральных нормах, обычаях, традициях, ценностях, осваиваются индивидуальные и групповые  поведенческие программы».

Национальный патриотизм –  национальная культура, которая способствует пробуждению чувства любви к Родине, воспитанию национальных традиций.

	Местный или региональный патриотизм проявляется в любви к малой родине, духовной культуре своих предков, семье, родным [63, c.330].

	Г.Н. Филонов, при определении гражданственности, говорит: «это понятие можно рассматривать как  комплекс субъективных  качеств личности, проявляющихся в отношениях и деятельности человека при выполнении им социально-ролевых функций – осознанной законопослушности, патриотической преданности в служении Родине и защите интересов Отечества, в подлинно свободной и честной приверженности к ориентациям на общепринятые нормы и нравственные ценности, включая сферы труда, семейно-бытовых отношений, межнациональных и межличностных отношений» [10, c.39]. На основании этого можно сказать, что гражданственность – качество нравственно-политическое, важной составляющей которого является патриотизм.

	Чтобы соотнести понятия «патриотическое» и «гражданское воспитание» необходимо, для начала, дать определение понятию «воспитание». В нашем исследовании мы придерживались определению А.В. Гаврилина , которые говорил, что «воспитание – это целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека для формирования определенных установок, понятий, принципов и ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития» [13, c.56].

	Патриотическое воспитание, исходя из Государственной программы, а так же Концепции патриотического воспитания, это «это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины».

	Гражданское воспитание, в первую очередь, направлено на осознание ответственности за процветание Родины, ее безопасности. Оно определяется уровнем развития в обществе демократии, гуманности и востребованности гражданских качеств его членов.

	Главная направленность патриотического воспитания - формирование и развитие личности, которая обладает качествами гражданина-патриота Родины, которая способна успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. 

	В отличие от гражданского, патриотическое воспитание имеет значительно более высокую степень  теоретической разработанности и опыта практической реализации, благодаря чему предоставляется возможным обратить внимание на те моменты, которые характеризуют патриотизм в контексте и взаимосвязи с гражданским воспитанием. Благодаря этому, можно увидеть ту объединяющую их основу, делающая возможным определение конкретных возможностей и направлений дальнейшего сближения этих компонентов воспитания. Однако важно помнить, что гражданское и патриотическое воспитание существенно отличаются друг от друга. «Первое в большей степени ориентированно на правовую сферу и в меньшей – на гуманитарную, рассматриваемую через призму антропологического подхода» [40, с.58]. При этом социальный компонент содержания и направленности гражданского воспитания, безусловно, доминирует. Патриотическое воспитание имеет духовно-нравственную природу, определяя его суть, содержание и другие структурные компоненты. Вместе с тем социальный компонент занимает приоритетное положение по отношению к остальным: историческому, культурному, военному и другим. 

	Однако, не стоит забывать о том, что патриотизм имеет и отрицательную полярность, как и любое другое явление, проявлениями которой являются национализм – «проявление  психологии национального превосходства, национального антагонизма, идеи национальной замкнутости» [46, c.408] и «шовинизм – крайний национализм, проповедующий национальную и расовую исключительность и разжигающий  национальную вражду и ненависть» [46,  c. 931].

	Еще в 1858 году Н.А. Добролюбов выявил идею о «важности воспитания патриотизма и борьбе с ложным патриотизмом». По его мнению, «настоящий патриотизм отличается несовместимостью с неприязнью к другим народам». В основе истинного патриотизма лежит идея общечеловеческого блага, желание установить у себя на родине такие порядки, которые хороши для всех людей и народностей. 

	Об опасности трансформирования гражданского патриотического чувства в псевдопатриотические отклонения говорил В.Н. Сорока-Росинский « Пример Германии показал, до какой бесчеловечной, скотской жестокости, до какой атавистической дикости может довести то же национальное чувство одну из культурнейших наций, если оно воспитывается под многолетним контролем, непрестанным гипнозом дико шовинистической идеи «Германия выше всего в мире» [61, с. 60].

Осуществление патриотического воспитания базируется на совокупности определенных принципов, которая отражает общие закономерности и принципы целостного педагогического процесса, и специфику патриотического воспитания. 

М.А. Терентий относит к их числу: 

1)связь патриотического воспитания с развитием общества и происходящими в нем событиями; 

2) координацию взаимодействия школы, семьи и общественности в системе патриотического воспитания;

3) обусловленность содержания, форм и методов, средств и приемов историческими традициями русского народа; 

4) зависимость содержания и методов патриотического воспитания от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

5) диалектическое единство и органическую взаимосвязь между учебным материалом и содержанием внеклассных и внешкольных мероприятий [42; с. 180-182].

На наш взгляд, важным принципом является интегративно-деятельностный подход, который предполагает определенную интеграцию патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной работы и процессов обучения, воспитания и развития в целостном педагогическом процессе, а так же решение задач патриотического воспитания на основе включения воспитанников в разнообразную по формам и содержанию деятельность.

	Те изменения, которые происходят в современном мире, находят отражение в новых концепциях организации и осуществления учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе. Это в большинстве своем можно отнести и к процессу патриотического воспитания, который, на наш взгляд, должен осуществляться на основе своевременного реагирования на изменения социально-педагогической ситуации, а так же на использовании разнообразных сочетаний форм и методов педагогического воздействия с учетом особенностей учеников.

	Особо важным принципом организации воспитательной работы любого направления является опора на положительное в личности воспитанника, который входит в состав совокупности общих принципов воспитания. А в современных условиях он дополняется еще и созданием благоприятной психологической атмосферы в процессе педагогического взаимодействия.

	Процесс гражданско-патриотического воспитания имеет свою структуру, которая соответствует общей структуре целостного педагогического процесса, и включает такие компоненты, как цель, задачи, содержание, формы, методы, средства и анализ результатов.

	Если учесть те особенности гражданско-патриотического воспитания в современном обществе, то цель данного процесса можно определить так: воспитание убежденного патриота, который любит свою Родину, предан Отечеству, а так же готовый служить ему своим трудом и защищать его интересы.

	При формулировке цели мы базировались на философских положениях, которые определяют патриотизм, как одну из составных частей политической формы общественного сознания, в которой отражается отношение личности к Отечеству, Родине и которая изменяется в зависимости от уровня развития общества.

	Содержание и задачи вытекают из структуры понятия «патриотизм» и включают в себя: 

1)воспитание гражданско-патриотических чувств;

2)формирование взглядов и убеждений патриотического характера; 

3)формирование положительного отношения к патриотической деятельности;

4)формирование практических умений и навыков, необходимых для самостоятельной деятельности патриотического характера.

Очень важным процессом гражданско - патриотического воспитания является анализ результатов, позволяющий определить его эффективность, а так же внести необходимые коррективы при выявлении отклонений от цели и спрогнозировать предстоящую деятельность с учетом новых условий и достигнутых результатов.

Итак, историко-педагогический анализ показывает, что проблема гражданско-патриотического воспитания всегда занимала ведущее место в исследованиях  ученых-педагогов всех времен. 




1.2 Возрастные и психолого-педагогические особенности детей подросткового возраста с нарушением зрения.



	В зависимости от того,  какие социальные условия, традиции, а так же  культура  воспитания детей существуют в данном обществе,  этот переходный период может иметь различное содержание и разную длительность.  В современной специальной литературе нет единства в определении границ подросткового возраста.  Лишь суммируя разные точки зрения на этот вопрос, и основываясь на выделении основных ступеней общеобразовательной школы, можно сделать вывод, что этот период развития охватывает, примерно возраст с 10-11 до 14-15 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних классах школы.

	Традиционно, подростковый возраст называют самым тяжелым в воспитательном отношении.

Для начала необходимо рассмотреть особенности самого подросткового возраста, так как, на наш взгляд, это будет способствовать более полному раскрытию интересующего нас вопроса. 

Что бы охарактеризовать этот возраст, мы основывались на идеях Л.С. Выготского.  С его точки зрения, психологический возраст имеет следующие составляющие:

1) деятельность, которой занимается человек;

2) взаимодействия с окружающими;

3) базовые новообразования психики [6].

Как отмечают исследователи данного вопроса, с одной стороны подростковый возраст (11-16 лет) – становление нравственности, социальной позиции, новое открытие «Я», с другой стороны, нет детского мироощущения, беззаботного, безответственного ощущения жизни.

При описании развития психических процессов в данном возрасте, мы обратимся к высказыванию Д.И. Фельдштейна: «это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности, именно на этой основе происходит активно развитие абстрактного мышления и творческого мышления».

Помимо этого Д.И. Фельдштейн говорит об активном развитии волевых черт характера – «настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности», то есть о способности к волевой деятельности. Однако, «проявляя настойчивость в одном виде деятельности, подросток может не обнаружить ее в других ее видах» [45; c. 210].

В этом возрасте внимание уже может быть преднамеренным, завершается период формирования произвольной памяти.  Избирательным, целенаправленным, анализирующим становится и восприятие. Таким образом, в подростковом возрасте складывается наиболее благоприятная ситуация для формирования когнитивной составляющей патриотизма.

Подростковый возраст проявляется в резком изменении психической активности. Причина этого в том, что как отмечал  Л.С. Выготский, отрочество включает в себя два ряда процессов. К первому ряду относятся процессы биологического созревания организма, включая половое созревание. Второй ряд ряд – социальный – процессы общения, воспитания, социализации в широком смысле слова [6].

Именно начало полового созревания, которое связанно с появлением особых гормонов в крови и их влиянием на центральную нервную систему, а также с бурным физическим развитием, отмечает А.А. Реан [46] и другие авторы, повышает активность, физические и психические возможности детей и создает благоприятные условия для появления у них ощущения взрослости и самостоятельности. Для социологии более значим именно второй ряд, он рассматривается как основополагающий при исследовании данного возраста.

Можно сделать вывод, что одна из главных особенностей подросткового возраста – чувство взрослости. Как отмечают такие ученые как Э.Ф. Зеер, В.Н. Колюцкий, В.С. Мухина, дело в том, что уровень притязаний подростка предвосхищает будущее его положение, которого фактически он еще не достиг. Свою бурно развивающуюся потребность быть и считаться взрослым подросток осуществляет через стремление расширить сферу самостоятельности. Однако, как всем известно, на этом этапе ребенок не может быть самостоятельным полностью. Именно тут появляется одно из основных противоречий возраста – между возросшим ощущением самостоятельности и психологическими возможностями подростка, разрешение которого и ведет к дальнейшему психическому развитию.

Однако, что бы поступать самостоятельно, необходимо быть относительно независимым от социального окружения, а так же иметь механизмы личностного саморегулирования. Таким образом, ребенок оказывается в замкнутом круге. Для того, что бы разорвать, этот круг,  поможет обретение внутренней уверенности в себе, ясного самосознания и самоуважения, которые и делают человека способным поступать самостоятельно. Такова социальная ситуация развития подростка.

Именно отсюда вытекает  специфическая подростковая поведенческая реакция – реакция эмансипации, которая проявляется в стремлении высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших, и связана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение личности.

В этом возрасте большая часть подростков имеют конфликты с родителями. Проявляется неприятие оценок взрослых независимо от их правоты.  В результате возникает тяга к интимно-личностному и стихийно-групповому общению со сверстниками, появление неформальных групп и компаний, т.е. реакция группирования [31].

В связи с этим, складываются особые референтные группы, которые сначала, как правило, являются однополыми, а затем смешиваются. Как отмечают такие исследователь как В.Н. Колюцкий, В.С. Мухина,
Д.И. Фельдштейн, отношение подростков ко всему окружающему зависит от того, в какой референтной группе он состоит. Нужно заметить, что ценности и взгляды подростков, которые очень разняться со взрослыми, а в связи с этим они стремятся к идентификации себя с группой, далеко не всегда соответствуют  патриотизму и, безусловно, этот факт может  негативно сказываться на его формировании. Но нам более интересен вопрос о  развитии национального самосознания, поскольку оно напрямую связаны с формированием патриотизма, потому что под влиянием референтных групп  и стремление к идентичности складывается не только самооценка подростка, но и мировоззрение, которое является основой патриотизма.

Как говорил Д.И. Фельдштейн: «Под влиянием окружающей среды… происходит формирование мировоззрения подростков, их нравственных убеждений и идеалов. Складываются и развиваются моральные чувства патриотизма, интернационализма, ответственности и др.» [31; с. 251].

Совершенно точно, в понятие окружающей среды необходимо включить и информационную среду. Так, исходя из данных Е.В. Черкесовой, формирующим фактором в подростковом возрасте является информация, которая чаще всего воспринимается из СМИ и интернета. Как мы знаем, подростки уже способны осмысливать информацию, идущую не от учителей и не от родителей. При опросе более половины исследуемых подростков считают, что на их информированность влияет телевидение и интернет.  Но вместе с тем, следует признать, что эта информация зачастую предъявляется и воспринимается ими еще в несколько иллюстрированном, наглядно-образном виде, иногда воспринимается в качестве некоего примера отношения к Родине.

Кроме того, та информация, которая воспринимается подростком, не всегда подвергается критическому анализу. Причем эта информация может быть как позитивной, так и негативной. Как раз, восприятие последней плохо сказывается на формировании патриотизма. 

В старшем подростковом возрасте, по данным Е.В. Черкесовой [3],  средством формирования качественных характеристик выступает микросоциум: одноклассники, друзья, сверстники, но уже не родители. В этом возрасте учащиеся вступают в стадию  разного рода самоопределения, а именно  личностного, гражданского, профессионального. И уже здесь сложно говорить не только о патриотизме как чувстве, но и о гражданственности как позиции. Старшие подростки понимают и принимают не только понятие родины, но и государства. 

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что в подростковом возрасте:

- с одной стороны складываются определенные социальные и психические предпосылки для формирования патриотизма, а так же  возникает стремление к идентичности, в том числе и этнической, как механизма формирования национального самосознания и патриотизма;

- с другой стороны, на процесс идентичности большое влияние оказывают уже не родители, а сверстники и та информация, которую ребенок получает из СМИ, которая далеко не всегда носит позитивный характер.

Таким образом, подростковый период очень чувствителен для формирования самосознания, Я-концепции личности, а  в частности национального самосознания и патриотизма. Но следует помнить, что при идентификации подросток может попасть в « группу риска». В этом случае формирование истинного патриотизма будет невозможно.

При изучении в специальной психолого-педагогической литературе особенностей воспитания детей подросткового возраста, мы выявили следующие характерные признаки этой возрастной группы, а именно:

 - богатство желаний и ограниченность сил, опыта, возможностей для их осуществления;

- явно выраженное отрицание авторитетов;

- стремление к познанию на фоне поверхностного и  легкомысленного отношения к учебе и своим повседневным заданиям; 

- романтическая восторженность и  грубые выходки, моральное невежество, восхищение красотой и ироническое отношение к красоте.

Так же соотнесение себя со взрослыми для подростка становиться очень важно, которое он эмоционально переживает: «Я такая же личность, как и мой отец, мать, учитель, любой из взрослых».

Таким образом, противоречия данного возраста, выделенные Л.С. Выготским, В.А. Сухомлинским, М.Г. Яновской можно условно разделить на гносеологические, эмоциональные и поведенческие.

Главным в подростковом возрасте становиться его переход от детства к взрослости. Все аспекты развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования. Все эти преобразования и определяют все основные особенности личности подростка, а следовательно, тем самым, и специфику работы с ними.

Итак, на основе вышеизложенного, патриотическое воспитание детей подросткового возраста представляет собой сложную нравственно-личностную характеристику, которая включает целенаправленный процесс формирования ценностных ориентаций, системы знаний, умений, социально-нравственных качеств и патриотического поведения, отражающих уровень патриотических чувств и способность осуществлять эффективную деятельность по усвоению и распространению родной культуры [6].

В качестве функций процесса патриотического воспитания подростков, на наш взгляд, можно выделить: 

- информационную, т.е. осуществление патриотической деятельности, которая базируется на использовании разнообразной информации о культуре, земляках, науке, искусству, необходимой для принятия соответствующих решений;

- диагностическая, т.е. изучение индивидуальных особенностей подростка, их интересов, потребностей, так же анализ ожидаемых действий и возможных вариантов ответных реакций;

- коммуникативная – коммуникации, взаимодействия в сфере «ученик – ученик», «ученик – учитель», «учитель – учитель» – это процесс обмена информацией между субъектами процесса патриотического воспитания, с целью распространения информации и сведений, которые создают благоприятный психологический климат в школе. Патриотизм, сформировавшийся в этом случае у школьника, является своеобразным ориентиром, мерой нравственности, в рамках которых и выстраиваются взаимоотношения с окружающими людьми.

- перспективная, в которую входит планирование и проектирование нравственно-патриотической деятельности школы, определение направлений патриотической раб.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44