VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Воспитание младших школьников средствами народной педагогики

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W000786
Тема: Воспитание младших школьников средствами народной педагогики
Содержание
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования 
«Чувашский государственный педагогический университет 
им. И.Я. Яковлева» 


Психолого-педагогический факультет

Кафедра педагогики и методики начального образования


                                                                                                                                     УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой 
                                                                                              _______   В.П.Ковалев          
« ___ » ______ 20 ___ г. 




БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА 

44.03.01 Педагогическое образование

Воспитание младших школьников средствами народной педагогики 









Руководитель     ________     доцент, к.п.н.               Горбунова Т.В.         
             подпись, дата     должность, ученая степень    инициалы, фамилия 

Выпускник        __________                                            Петрова Н.И. 
                           подпись, дата                                                         инициалы, фамилия 







Чебоксары 2016

СОДЕРЖАНИЕ












































ВВЕДЕНИЕ

	Актуальность проблемы использования средств народной педагогики в воспитании младших школьников связана с необходимостью обращения в современных условиях к социально – исторической и культурной памяти народа. Родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом порождающей личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по – новому начинаем относиться к старинным праздникам, фольклору, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений [3,87].
	Младший школьный возраст является достаточно значимым периодом жизни, поскольку в это время закладываются основы характера и поведения, проявляется темперамент, а также стремление занять определенный социальный статус в обществе. Приобретая новые навыки и качества, школьник учится действовать в разных жизненных обстоятельствах самостоятельно, благодаря чему на его плечи ложится личная ответственность за свои поступки и действия. Детей этого возраста продолжают знакомить с традициями русского народа, поэтому необходимо широко использовать все средства народной педагогики. Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками и другими средствами народной педагогики, мы приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях русского народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому народная педагогика является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Приобщение детей к нравственным традициям способствует узнаванию и укреплению национального самосознания так важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определение будущего народа [3,89].
	Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формированию у него заданных качеств, осуществляемое в учебно - воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.  В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.
	Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Великий русский педагог К.Д.Ушинский говорил о том, что воспитание существует в народе столько же веков, сколько существует сам народ и также предполагал, что народная педагогика возникла в глубокой древности, и она исторически предшествовала научной педагогике и влияла на ее ранние формы. Исследователи народной педагогике А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский показали взаимовлияние и взаимообусловленность официальной и народной педагогики, которые дополняют и обогащают друг друга. Анализ источников показывает, что воспитание в частности тесно перекликается с идеями и мыслями, выраженными в памятниках народной педагогики: в поговорках, пословицах, сказках и преданиях, более того некоторые предания народ непосредственно связывает с поступками, жизнью и деятельностью [2,87].
	Актуальность данной темы обусловлена тем, что через народное творчество ребенок может развиваться, проявлять свои умения, фантазию, показывать себя в играх, участвуя в различных конкурсах проявлять себя и развиваться. Именно в младшем школьном возрасте ребенок осознает половину информации через игру, а в народных играх столько поучительного; если взять сказки, то они многое могут рассказать ребенку о мире, в котором они живут, об их стране, их предках.
	Ученые Г.Н.Волков, Г.С.Виноградов, А.Э.Измайлов. В.С.Кукушкин, Л.Д.Столяренко и другие выражали идеи гуманизма, подчеркивали необходимость привития молодому поколению высоких нравственных качеств, воспитания их в духе любви к труду, уважения к старшим, дружбы и товарищества, правдивости честности [1,87].
	Если не знакомить детей в школе с народным творчеством, то будут ли они развиваться как личности? Для решения данной проблемы была поставлена цель исследования: выявить влияние средств народной педагогики на воспитание младших школьников. 
	Объект исследования: воспитание младших школьников.
	Предмет исследования: средства народной педагогики в воспитании младших школьников.
	Имея цель, объект и предмет исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «народная педагогика».
2. Рассмотреть психофизические особенности младших школьников.
3. Выявить воспитательные возможности средств народной педагогики.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, беседа.
	Гипотеза исследования основана на предположении о том, что использование средств народной педагогики в воспитании младших школьников будет эффективна при следующих педагогических условиях:
1. Включение средств народной педагогики в качестве эмоциональных стимулов в учебной и внеклассной работе с младшими школьниками.
2. Определение роли средств народной педагогики в развитие культуры речи младших школьников.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.
	

ГЛАВА I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

1.1 Сущность понятия народная педагогика
 
	Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Термин «народная педагогика» ввел в научный оборот К.Д.Ушинский еще в прошлом столетии. Она изучает процесс взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности и опыт. Народная педагогика проявляется в моральных законах и обычаях, закрепляя сложившиеся традиции. Существуя со времен возникновения человеческого общества, она впитала в себя вековые обычаи и требования к воспитанию детей. Она проявляется в колыбельных и игровых песнях, игрушках и в детской одежде, подвижных играх, в детском фольклоре и во многих других элементах народной жизни.
	Систематические исследования народной педагогики были начаты благодаря усилиям основоположника русской народной школы К.Д.Ушинским. Обосновав идею народности, он отвечал, что воспитание, созданное самим народом, основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах основанных на абстрактных идеях[23]. Зная народные обычаи, обряды, традиции ученый выступал за народное воспитание, так как оно является живым образцом в процессе народного развития.
	Великий русский писатель и педагог Л.Н.Толстой указывал на высокую значимость народного воспитания, отмечая, что жизненное образование является гораздо более нужным, чем школьное. Опираясь на традиции народной педагогики, он призывал к уважению личности ребенка, развитию его активности, творчества, рекомендовал относится к ребенку как к личности, имеющей  серьезные дела, мысли, запросы, работать вместе с ним над общим делом, передавать ему знания и умения по необходимости [22].
	Большой вклад в изучении народной педагогики внес известный этнограф и педагог Г.С.Виноградов, давший описание сущности этого явления как составной части педагогической культуры народа. Он дал характеристику народной педагогики как совокупность навыков и приемов, применяемых народом в целях формирования личности в определенном направлении [1].
	А.С.Макаренко, имея опыт многолетний учителя и воспитателя, пришел к убеждению, что педагогика рождается в живых движениях людей, в традициях определенного коллектива. Он считал, что семейная трудовая подготовка имеет самое важное значение для будущей квалификации человека [5,98].
	А.Э.Измайлов отмечает, что народная педагогика рассматривает педагогические воззрения народа как выражение практической народной философии, как систему накопленного веками коллективного опыта народных масс по воспитанию молодого поколения, воплощенного в разнообразных памятниках устного народного творчества [2,14].
	В современной науке вопрос обращения к народной педагогике не нов. В последние годы ее проблемами заинтересовались такие ученые как  Д.И.Латышина, В.А.Николаев, И.П.Малютин и другие. Изучая опыт традиций в области воспитания, которое развивались и совершенствовались в течение многих веков. Многообразие приемов и средств народного воспитания обеспечило успешную подготовку детей к труду, семейной жизни, защите Родины, воспитывать подрастающее поколение на лучших образцах народной морали.
	К.Д.Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. Он писал, что воспитание созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях. Он глубоко верил в принцип «народ без народности - тело без души» и опираясь на этот принцип, обосновал идею народности [2,67].
	В.А.Сухомлинский подчеркивал необходимость и важность изучения нравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа. Он считал, что, несмотря на богатство и огромное практическое значение народной педагогики, она в должной мере не изучается, глубокие исследования по этим проблемам не проводятся. Он писал, что о народной педагогике никто до сих пор серьезно не думал и по-видимому это принесло много бед педагогике; я уверен, что народная педагогика – это средоточие духовной жизни народа. В народной педагогике раскрываются особенности национального характера, лицо народа, его думы и чаяния, нравственные идеалы, особенно проявляются в созданным им сказках, былинах, легендах, эпосах, поговорках и пословицах.
	Одним из первых к проблемам народной педагогики обратился известный этнограф и педагог Г.С.Виноградов, давший описание сущности этого явления как составной части педагогической культуры народа, утверждающий право существования термина и понятия «народная педагогика» [1,69]. Народная педагогика не столь система, сколько сумма знаний, умений утверждал Г.С.Виноградов. Он характеризовал  народную педагогику как совокупность навыков и приемов, применяемых народом в целях формирования личности в определенном направлении. Г.С.Виноградов считал, что совокупность народного взгляда, применяемых народом средств воздействия на юное поколение в целях его обучения и воспитания следует назвать народной педагогикой. 
	Вопросы народной педагогики были предметами исследования ряда таких ученых как В.Ф.Афанасьева, Г.Н.Волков, А.Ш.Гашимова, Г.Н.Филонова, А.Ф.Хинтибидзе. Каждый из них внес свой вклад в теорию и практику народной педагогики. Исходя из исследований этих ученых, мы пришли к выводу, что объектом и предметом народной педагогики является процесс воспитания и обучения, а главным элементом народной педагогики является совокупность эмпирических знаний, сведений, накопленных народом о человеке и его воспитании и практической деятельности трудящихся по воспитанию молодого поколения.
	Народная педагогика, будучи предшественником научной педагогики в гносеологическом, историческом, логическом, структурном отношении имеет некоторые своеобразные и характерные особенности. Анализируя содержание и формы памятников народной педагогики можно выделить ее отличительные черты. Народная педагогика исторически сложилась в глубокой древности. Она существует столько времени, сколько существует сам народ. В эпоху среднеазиатской античности (III век н.э.) уже были известны образцы художественного народного творчества. Искусство слова, родившееся в глубокой древности воплотилось в художественном народном творчестве – сказках, легендах, эпосе, поговорках, пословицах и других памятниках народной педагогики. Великие педагоги разных времен и народов в своих произведениях развивали идеи народности, природосообразности воспитания, широко использовали примеры из народной педагогики как выражение народной мудрости [11,117].
	В основе народной педагогики лежат эмпирические знания она наряду с практически достоверными ценными, полезными знаниями, сведениями содержит искаженные, неточные, а порой под влиянием религии и господствующей идеологии ошибочные даже вредные идеи. Например, некоторые пословицы и поговорки выражают пренебрежительные отношения к женщине, покорность к проявлениям социальной несправедливости, рекомендуют применять наказания в семье и т.д. Как известно, основой народной педагогики является наивно реалистическое и стихийно – материалистическое воззрение народной философии. Народ в основном верно представлял себе материальность мира, проявление причини следствия, взаимосвязь и взаимообусловленность явлений в природе и обществе, единство формы и содержания, борьбу противоположностей. Когда народ оперирует такими афоризмами как «в каждой трудности есть легкость», «даже лучшее зеркало не отражает обратную сторону вещей», то нельзя не заметить, что оно имеет верное представление о диалектике жизни.
	Присутствие в памятниках народной педагогики элементов атеизма – свидетельство стихийно-материалистического воззрения народа. Народ выражал крайне отрицательное отношение к служителям культа. Например, «хоть у муллы чалма белая, да нутро черное». Народ имел свое представление о роли среды в воспитании, не верил в фатальную наследственность. Люди логически рассуждали: «и от плохого рождается хороший и от хорошего рождается плохой человек». Народ пристально наблюдал и знал психологические особенности детей: «привычка трехлетнего сохраняется и до восьмидесяти лет», «ребенка надо воспитывать пока он в колыбели». Как и другие произведения фольклора памятниками народной педагогики присуща также черта синкретизма. В народной педагогике четких и определенных законов, систематизированных знаний, точных научных терминов. 
	Терминология народной мудрости хранит в себе отпечаток местного диалекта, типичных народных примет и выражений. Многие слова, грамматические формы уже вышедшие из употребления в живом языке и литературе продолжают жить в народных афоризмах, причем они не воспринимаются как абсолютно устаревшие, наоборот они успешно выполняют свою функцию. Как отмечает Г.С.Лазутин различные факты и явления языка, словаря, синтаксиса, морфологии и фонетики фольклора в своих идейно-эстетических функциях уступают не изолированно друг от друга, а в самом тесном контакте.
	Большая сила убедительности, образности, конкретности, эмоциональности достигается не только при помощи эпитетов, гипербол, аллегорий, риторических вопросов и восклицаний, но и всех средств лексики, синтаксиса, морфологии и фонетики языка. Все это объединяется средствами композиции, ритмики, а в песенных жанрах – и мелодии.
	Следующая характерная черта народной педагогики – это коллективность ее творческих основ. Еще В.Г.Белинский писал, что автором русской народной поэзии является сам русский народ, а не отдельные лица. А.Н.Веселовский, отстаивая коллективное начало народного эпоса, метко заметил, что народные эпопеи анонимны, как средневековые соборы.
	Творческая индивидуальность в фольклоре не свободна в самовыражении, коллективные и индивидуальные творческие акты здесь разделены временем и пространством и люди вложившие свое творчество в то или иное произведение фактически не знают друг друга. Каждый творец чем-то дополнял или изменял услышанное, но традиционно передавалось лишь то, что интересно всем, запоминалось то, что творчески наиболее удачно и присуще среде, в котором оно бытовало. На произведениях лежит печать многовековой духовной жизни народа, потому что их автор – народ. Народная педагогика имеет чрезмерно широкую аудиторию. Художественно народное творчество, памятники народной педагогики заменяли молодежи театр, которого она не знала, школу, куда ее не допускали, книгу, которой она была лишена [9,43].
	Таким образом, самой действенной чертой народной педагогики является связь с жизнью, с практикой обучения и воспитания молодого поколения. Народной педагогике не было и нет необходимости заботится об укреплении связи с жизнью, ибо она сама жизнь; не было необходимости внедрять и распространять свои достижения среди масс, она сама педагогика масс, педагогика большинства, педагогика народа, созданная народом – для народа. Не случайно во многих семьях куда раньше не доходили даже азы научной педагогики, народ воспитывал свое молодое поколение в духе трудолюбия, высокой нравственности и благородства. 




1.2 Психофизические особенности младших школьников
	Младший школьный возраст требует определенного уровня психофизического развития, обеспечивающего оптимальную адаптацию ребенка к режиму школы и возможность усвоения учебных программ.
	Длительность, постепенность и неравномерность развития определяют различия функциональных возможностей организма при  воздействии с факторами обучения и воспитания, поэтому одной из главных задач является разработка физиологических и психологических основ эффективной организации учебного процесса.
	Физическое развитие младших школьников резко отличается от развития среднего и старшего школьного возраста. В этом возрасте продолжает формироваться структура тканей, продолжается их рост. Темп роста в длину несколько замедляется по сравнению с предыдущим периодом дошкольного возраста, но вес тела увеличивается [14,267].
 	Заметно увеличивается окружность грудной клетки, меняется ее форма. Однако функция дыхания остается все еще несовершенной: ввиду слабости дыхательных мышц, дыхание у младшего школьника относительно учащенное и поверхностное.
	В тесной связи с дыхательной системой функционируют органы кровообращения. Она служит поддержанию уровня тканевого обмена веществ, в том числе и газообмена. 
	Вес сердца увеличивается с возрастом в соответствии с нарастанием веса тела. Сердце младшего школьника лучше справляется с работой, так как просвет артерий в этом возрасте относительно более широкий. Кровяное давление обычно несколько ниже, чем у взрослых. Недостатком этого возраста является легкая возбудимость сердца, в работе которого нередко наблюдается аритмия, в связи с различными внешними влияниями. 
	Мышцы в этом возрасте еще слабы, особенно мышцы спины, и не способны длительно поддерживать тело в правильном положении, что приводит к нарушению осанки. Мышцы туловища очень слабо фиксируют позвоночник в статических позах. Кости скелета, особенно позвоночника, отличаются большой податливостью внешним воздействиям, поэтому осанка ребят представляется весьма неустойчивой, у них легко возникает ассиметричное положение тела, в связи с этим можно наблюдать искривление позвоночника в результате длительных статических напряжений.
	К 8-9 годам заканчивается анатомическое формирование структуры головного мозга, однако, в функциональном отношении он требует еще развития. В этом возрасте постепенно формируются основные типы «замыкательной деятельности коры больших полушарий головного мозга», лежащие в основе индивидуальных психологических особенностей интеллектуальной и эмоциональной деятельности детей.
	В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее те основные человеческие характеристики познавательных процессов, необходимость которых связана с поступлением в школу.
	Внимание в младшем школьном возрасте становится произвольным, но еще довольно долго, особенно в начальных классах, сильным и конкурирующим с произвольным остается непроизвольное внимание детей. Объем и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания к IV классу школы у детей почти такие же, как и у взрослого человека.
	В школьные годы продолжается развитие памяти. А.А.Смирнов провел исследование сравнительное памяти у детей младшего и среднего школьного возраста и пришел к следующим вывода:
1. С 6 до 14 лет у детей активно развивается механическая память на не связанные логически единицы информации;
2. Вопреки распространенному мнению о существовании увеличивающегося с возрастом преимущества запоминания осмысленного материала фактически обнаруживается обратное соотношение: чем старше становится ребенок, тем меньше у него преимуществ запоминания осмысленного материала над бессмысленным.
	В целом память детей младшего школьного возраста является достаточно хорошей, и это в первую очередь касается механической памяти, которая за первые три-четыре года учения в школе прогрессирует достаточно быстро.
	Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей. Различные решения этого вопроса, предлагаемые учеными-педагогами и практиками-преподавателями, почти всегда связаны с опытом применениям определенных методов обучения и диагностики возможностей ребенка, и нельзя сказать, в состоянии или нет будут дети усваивать более сложную программу, если использовать совершенные средства обучения и способы диагностики обучаемости [22,269].
	За первые три - четыре года учения в школе прогресс в умственном развитии детей бывает довольно заметным. В этом же возрасте достаточно хорошо раскрываются общие и специальные способности детей, позволяющие судить об их одаренности. 	
	Таким образом, младший школьный возраст – это важнейший период, в котором ребенку необходимо уделять максимум внимания, поскольку именно в это время закладываются взаимопонимания со взрослым.









1.3 Средства народной педагогики

	Под средствами народной педагогики понимаются каналы воздействия на сознание и поведение ребенка с целью сообщения необходимых полезных сведений, формирования практических умений и навыков, развития мотивов привычек поведения [15,456].
	Обратимся к наиболее продуктивным средствам народной педагогики, которые можно использовать в работе с младшими школьниками.
	Ярко выраженную дидактическую направленность имеет фольклор. Он обслуживает ребенка с самого рождения. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и доступно, что красиво и что некрасиво. Фольклор дает детям самые главные и простые понятия о жизни и о людях, воспитывает эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.
	В настоящее время многие дети мало знают народные песни и мало знакомы с русским фольклором. Через народное творчество ребенок развивается, проявляет свои умения, фантазию. Система народных традиций, обычаев является одним из эффективных средств воспитания, так как осуществляется механизм передачи норм поведения, культурных и духовных ценностей от одного поколения к другому.
	Пословицы создаются всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдение народного ума. Они имеют форму благоприятную для запоминания, прочно ложатся в память, их запоминание облегчается игрой слов, разными звучаниями, рифмами, ритмикой. В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы и другие. Наиболее распространенная форма пословиц – наставления. В них содержится огромный образовательно-воспитательный материал по вопросам воспитания. В пословицах получили отражение педагогические идеи, касающиеся рождения детей, их места в жизни народа, целей, средств и методов воспитания, поощрения и наказания, содержание обучения, трудового и нравственного воспитания и другое [21].
	Еще одним средством народной педагогики являются загадки. Загадки умны, высокопоэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Они оказывают влияние на умственное, эстетическое, нравственное воспитание. В глубокой древности они выполняли эти функции более или менее в равной степени, но позднее в них доминирующим началом стало умственное воспитание. Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из разных областей окружающей действительности. Народ всегда был высокого мнения о  загадках. Упражнения в отгадывании и придумывании загадок считались чрезмерно полезными занятиями. 
	Песни – более сложная форма народной педагогики, чем загадки и пословицы. Песни – эффективное средство эстетического воздействия на подрастающее поколение. Главное назначение песен – привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Песней сопровождались все события народной жизни – труд, праздники, игры и т.д.
	 Сказка, являясь художественно  - литературными произведениями. Они – сокровищница народной педагогики, В.Г.Белинский ценил в сказках их народность, национальный характер. Он полагал, что в сказке за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь, глубоко понимавший природу ребенка считал, что у детей сильно развито стремление ко всему фантастическому, что им нужны не абстрактные идеи, а конкретный образы, краски, звуки. Н.А.Добролюбов считал сказки произведениями, в которых выявляет свое отношение к жизни, к современности [14]. Он стремился понять по сказкам и преданиям взгляды народа и его психологию, хотел, чтобы по преданиям народным могла обрисоваться перед нами живая физиономия народа, сохранившего эти предания.
	К.Д.Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха  сказок он видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии.
	Сказки являются важным воспитательным средством. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга, и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитании каждого ребенка [28].
	Таким образом, средства народной педагогики (пословицы, поговорки, народные праздники, традиции, быт, воспитание в семье и т.д.) в совокупности составляют одно действенное средство воспитания, осуществляют преемственность между поколениями, так как представляют собой элемент социокультурного наследия и вместе обеспечивают организующее действие, осуществляют духовную сплоченность.
















ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
        
	Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Выдающиеся педагоги много внимания уделяли изучению педагогических воззрений народа и его педагогического опыта. Педагоги – классики полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит ее опорой и основой.
	Определенный уровень педагогических знаний, конкретный исторический этап в духовном прогрессе человечества, служит основой, на которой возникла и развивалась педагогическая наука. Но и в последующем – как возникновение художественной литературы не уничтожило устного творчества так и педагогическая наука не вытеснила совсем из повседневной жизни народа его педагогические воззрения. Педагогическая наука и народная педагогика вступили в сложные взаимодействия друг с другом и взаимно благоприятствовали развитию друг друга, создавая единое пространство, которое может быть названо педагогической культурой.
	В народе испокон веков вырабатывался свой самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. Самой действенной чертой народной педагогики является связь с жизнью, с практикой обучения и воспитания молодого поколения.










ГЛАВА II. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

2.1 Малые средства народной педагогики в воспитании младших школьников

	Знакомство детей с произведениями искусства, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться в первые 6 лет его жизни, так как этот период – определяющий этап в развитии человеческой личности. Этот возраст – богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать мир окружающий, впитывать огромное количество впечатлений и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное овладеть средством человеческого общения – речью. В этот период детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества.
	Обучение детей устным народным творчеством должно начинаться со знакомства с малыми средствами народной педагогики, к которым относятся такие произведения как песенки, прибаутки, небылицы-перевертыши, нелепицы, присказки, поддевки, дразнилки, приговорки, скороговорки, считалки, припевки, заклички, пословицы и поговорки, скороговорки, потешки, пестушки, загадки.
	Язык народных песенок лаконичен, образен и богат такими звуковыми сопоставлениями, которые помогают детям уловить их различия. Сопровождая действия с ребенком словами песенки, радующей его, взрослые приучают ребенка вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетаниями и понемногу проникать в их смысл. Научившись различать вариативность забавных сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, звукосочетаниями, улавливая специфику звучания русской речи, ее выразительность, образность.
	Большинство песенок, пестушек, потешек, прибауток создавалось в процессе труда на природе, в быту, отсюда их четкость, ритмичность, краткость и выразительность. Веками народ отбирал и хранил, передавая из уст в уста эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Благодаря простоте и мелодичности звучания дети играя легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи. Но этим не исчерпывается глубина воздействия на ребенка малых поэтических форм народного творчества. Они показывают и нравственное влияние – пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду и обучению.
	 Вековая мудрость народной педагогики проявляется в ее чуткости к этапам взросления человека, проходит пора созерцания, почти пассивного слушания, на смену ей идет время активного поведения, стремление вмешиваться в жизнь, и начинается психологическая подготовка детей к учебе и труду и первым помощником оказывается прибаутка. Она побуждает ребенка к действию, а некоторая недоговоренность, недосказанность вызывает у ребенка сильное желание домыслить, дофантазировать, то есть пробуждает мысль и воображение. Часто прибаутки строятся в форме вопросов и ответов – в виде диалога. Так малышу легче воспринимать переключение действия с одной сценки на другую, следить за быстрыми изменениям в отношениях персонажей. На  возможность быстрого и осмысленного восприятия направлены и другие художественные приемы в прибаутках – композиция, образность, повторы, богатые аллитерации и звукоподражания. Произведения народного творчества – это школа развития чувств детей. Как показал опыт, выразительные рассказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, игры в сказки – все это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей, развивает культуру речи.
	Скороговорки. Они относятся к жанру потешному, развлекательному. Корни этих произведений устного творчества также лежат в глубокой древности. Это словесная игра, входившая составной частью в веселые праздничные развлечения народа. Многие из них, отвечающие эстетическим потребностям ребенка и его стремлению преодолевать трудности, закрепились в детском фольклоре, хотя явно пришли из взрослого. Они всегда включают в себя нарочитое скопление труднопроизносимых слов, обилие аллитераций (« от топота копыт, пыль по полю летит»). Этот жанр незаменим как средство развития артикуляции и широко применяется в качестве основного средства речи.
Примеры:
	На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вмещает двор дров! Наверно, выдворим дрова с вашего двора обратно на дровяной двор.
	Наш голова вашего голову головой переголовал, перевыголовил.
	Павел Павлушку пеленовал, пеленовал и распелёновывил.
	Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, перевыкалпоковать, переколпаковать.
	Считалки – это веселые и ритмичные стишки, под которые выбирают ведущего, начинают игру или какой-то ее этап. Они родились в игре и неразрывно с нею связаны. Современная педагогика отводит игре чрезвычайно большую роль в формировании человека, считает ее своеобразной школой жизни. Игры и не только развивают ловкость и сообразительность, развивают речь, но и приучают подчиняться общепринятым правилам, ведь любая игра происходит по заранее оговоренным условиям. В игре устанавливаются еще и отношение сотворчества и добровольного подчинения по игровым ролям. В произведениях этого жанра зачастую использованы потешки, пестушки, а иногда и элементы взрослого фольклора. Сегодня также можно услышать от играющих детей очень старые, лишь чуть осовремененные тексты. Г.Н.Волков [9] называл рифмы считалок нежными, задорными, подлинным украшением считалочной поэзии. Считалка часто представляет собой цепь рифмованных двустиший. Способы рифмовки тут самые разные: парные, перекрестные, охватывающие, но главным организующим началом считалок выступает ритмика. Стишок – считалка нередко напоминает бессвязную речь взволнованного, обиженного или пораженного чем-то ребенка. Так что кажущаяся бессвязанность или бессмысленность считалок психологически объяснима. 
Примеры:
Раз, два - голова, три, четыре - прицепили,
Пять, шесть - сено весить, семь, восемь - сено косим, 
Девять, десять - деньги весить, 
Одиннадцать, двенадцать - на улице бранятся, 
А тебе водить оставаться. 
***
Шишел-вышел вдруг пришёл, 
На боярский двор зашёл, 
Там бояре шапки шьют, 
На окошко их кладут. 
- Ты зачем сюда пришёл? 
Шишел-вышел, вон пошёл!
*** 
Вышли мыши как-то раз 
Поглядеть, который час, 
Раз, два, три, четыре, 
Мыши дёрнули за гири. 
Вдруг раздался страшный звон - 
Убежали мыши вон!
*** 
Раз, два, три, четыре, 
Жили мушки на квартире.
К ним на чай притопал вдруг 
Крестовик, большой паук. 
Пять, шесть, семь и восемь, 
.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.