VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Развитие познавательного интереса у младших школьников на занятиях цветной графикой средствами театральной педагогики

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K009498
Тема: Развитие познавательного интереса у младших школьников на занятиях цветной графикой средствами театральной педагогики
Содержание
      МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
       «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
      
      
      КАФЕДРА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
      
      
      
      
      
     Развитие познавательного интереса у младших школьников на занятиях цветной графикой средствами театральной педагогики
     
     ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
     по направлению «Педагогическое образование»
     профиль «Изобразительное искусство»
      
                                       
                                       
                                       
                                       
                                      Выполнила студентка
                                      4 курса УСО заочного отделения
                                      факультета искусств и
                                      художественного образования
                                      Кувакина Ольга  Васильевна
                                      
                                      Научный руководитель:
                                                         кандидат педагогических наук, доцент
                                      кафедры изобразительного искусства                                  
                                                      Власова Н.В
                                               
                                               
К защите допустить:
Зав. кафедрой изобразительного искусства,
кандидат педагогических наук, доцент
Ерошенко Ю.В.

__________________





Воронеж – 2017
     
     Содержание:
Введение ……………………………………………………………………….3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ГРАФИКОЙ………………………………..……...5
1.1 Театральная педагогика как основа педагогики искусства: 
понятийный аппарат…………………….…………………….…………………5
1.2 Педагогические условия развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста…………………………………………………11
1.3 Возрастные особенности изобразительной деятельности младшего школьника………………………………………...……………………………...18

Глава 2. МЕТОДИКА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ЦВЕТНОЙ ГРАФИКОЙ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
…………………………………………………………………………….………24
2.1 Обзор программно-методических материалов по теме дипломного исследования…………………..………………………………………………...24
2.2 Система заданий по графике, направленная на развитие 
познавательного интереса учащихся младшего школьного возраста……….33

Заключение………………………………………………………….…………40
Список литературы…………………………………………………....……...42
Приложения
     
     
     
     
     
     
     
     
     
.



     
Глава 1. Теоретические основы развития познавательного интереса у младших школьников в процессе занятий графикой
1.1 Театральная педагогика как основа педагогики искусства: 
понятийный аппарат.
     
     Театральная педагогика представляет собой, целостную систему образования, а не только специальную профессиональную дисциплину учебных заведений или отдельный прием направления образовательной области искусства. Следует вспомнить таких известных лидеров профессиональной театральной школы, как П.Н. Фоменко, О.П. Табаков, С. Женовач и педагогов общего образования театральной школы Е.А. Ямбург, С.З. Казарновский и другие.
     По мнению В.М. Букатов, театральную педагогику, мы можем понимать, как систему образования, которая в свою очередь организованна в соответствии с законами импровизационной игры и подлинного действия. Театральная педагогика, должна проходить в интересных для коллектива обстоятельствах, непосредственно в совместной деятельности с учителем. Стоит добавить, что театральная педагоги способствует познанию окружающего мира, через погружение в образ ребенком и тем самым, воспитывает нравственный и эстетический идеал ребенка.
 (Букатов В.М. О распадающейся «связи времён», педагогических парадоксах и «палочке-выручалочке» в школах XXI века // Известия Академии педагогических и социальных наук: XV; В двух частях: часть I . – М., 2011. – С. 246-255)
     Исходя из вышеизложенного определения, театральную педагогику стоит считать частью педагогики искусства. В узком понимании понятие «театральная педагогика», это деятельность, реализуемая учениками на предметах ИЗО, музыки, МХК и тому подобных.  В более широком понимании – это педагогика, опирающаяся на целостно – образное мышление и имеющая практику применения в любых образовательных областях. В нашей работе, мы будем говорить о театральной педагогике в ее втором значении.
     
     Так же уместно и близко, понятие «Педагогика искусства», что представляет собой создание необходимой творческой образовательной среды. Отсюда следует, что роль педагога, заключается в создании той самой среды, что вовлечет ребенка в театральную деятельность, поможет ему иницироваь определенный образ. Непрерывность такого образования, обеспечивается посредством, постоянного вопроса педагогом, при этом он не должен быть носителем истинного ответа, тем самым непрерывная цепочка вопросов, будет способствовать процессу непрерывного образования. 
     Понятие театральной педагогики связано в России с творчеством известных актеров М. Щепкина, В. Давыдова. К. Варламова и режиссера Малого театра А. Ленского еще в XIX веке. Собственно, театральная педагогическая традиция началась с деятельности основателей Московского художественного театра К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. 
     На наш взгляд, стоит считать уместными слова К.С Станиславского о том, что профессиональная подготовка, является залогом достижения цели театральной педагогики. 
      (Роготнева, А.В. Театральная педагогика в начальной школе. Поурочные разработки: методическое пособие / А.В. Роготнева. - М.: Владос, 2015. - 135 c.)
     Предметом театральной педагогики являются – образовательные, воспитательные, формирующие и развивающие аспекты театрального искусства. Тем самым, объект театральной педагогики, мы можем обозначить, как принципы и механизмы творчества, в театральной и любой другой художественной деятельности. 
     Так  же, театральная педагогика имеет свои виды, а именно:
1. Общая – это общеобразовательный вид.
2. Специальная (дифференцированная).
3. Художественно – артистическая.
4. Творческая.
     Наследие К. С. Станиславского и его «система» обучения актерскому и режиссерскому мастерству являются основополагающими источниками всего театрального процесса по сегодняшний день. В трудах таких учеников Станиславского, как Е. Б. Вахтангов, В.Э. Мейерхольд, М. О. Кнебель, В. О. Топорков, М. А. Чехов, а также в публикациях режиссеров А. Д. Попова, Б. Е. Захавы, П. М. Ершова, О. Н. Ефремова, Г. А. Товстоногова, А. В. Эфроса театральная педагогика обрела свой статус, содержание, но не вышла за пределы профессионального учебного заведения и театра.
     Стоит заметить, что в течении XX  века, театральная педагогика начала осваивать области школьного образования, тем самым имела непосредственное отношение к детям. Далее театральное искусство все больше приобретало роль инструмента художественного воспитания.  
     В статьях таких авторов, как Ю.И. Рубина и Т.Ф. Завадская «Театр и подросток», «Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельностью», мы можем увидеть разработанные концепции руководства самодеятельным театром школьников, для педагога. Данные статьи не потеряли своей актуальности и по сегодняшний день, несмотря на дату своего издания – 1970 год.
     Данные концепции рассматривали направления работы с детьми в общеобразовательных школах театральным искусством, а именно учитывалась роль педагога, его функции. 
     В концепции подчеркивалась важность обусловленности репертуара и способа его воплощения на школьной сцене возрастными особенностями и возможностями детей. Основа воспитания в драматическом кружке базируется на коллективном характере театрального творчества, при сохранении внимания на раскрытие индивидуальности ребенка. Незыблемым является традиционный принцип преобладания в детской театральной самодеятельности воспитательных целей над целями художественными.
     В 80-е годы в центре исследовательского внимания сотрудников НИИ художественного воспитания в целом и лаборатории театра в частности была идея комплексного преподавания искусства. Ее теоретическая и методическая разработка была актуальна и востребована современной школой. В первую очередь речь шла о художественно-творческом потенциале и методических возможностях, которые содержались во взаимодействии литературы с другими видами искусства. В комплексе «литература – театр» искали своего рода педагогический фермент, способный активизировать воспитывающий и развивающий потенциал урока, усовершенствовать процесс постижения школьником искусства в его художественной специфике. Разумеется, в условиях урока театральное творчество должно было иметь свое специфическое содержание и особое методическое оснащение. Главную задачу театра по отношению к литературе исследователи видели в том, чтобы интерпретировать ее средствами, соответствующими природе театра как искусства действия. «Методы театрального творчества помогают учителю актуализировать в сознании школьника-читателя действенную основу литературного произведения», – писали авторы сборника «Театр и образование». (Роготнева, А.В. Театральная педагогика в начальной школе. Поурочные разработки: методическое пособие / А.В. Роготнева. - М.: Владос, 2015. - 135 c.) 
     В этом смысле применение театральных методов результативно на уроке не только при изучении драматургии, но и при анализе повествовательных и поэтических произведений.
     Большой научный интерес в эти годы представляют работы А. П. Ершовой, которые посвящены анализу проблемы всеобщей доступности театрально-исполнительской деятельности. Идея широкого использования художественно-воспитательных возможностей театрального творчества в общеобразовательной школе была успешно апробирована в предыдущее десятилетие. 
     Исследования лаборатории театра в 80-е годы позволили доказать, что преподавание театрального искусства в общеобразовательной школе эффективно влияет на учебно-воспитательный процесс в целом. Творческая театральная деятельность всех школьников и углубление зрительской культуры «способны значительно повысить уровень эмоциональной отзывчивости и организованности учащихся, их подвижности и тренированности внимания, памяти, ответственного отношения к своим словам, поступкам и действиям». 
     Сегодня, в период перехода к новым образовательным стандартам, педагогические цели и задачи подвергаются коренному пересмотру и коррекции с точки зрения приоритетов, а также ожидаемых результатов и способов их достижения. «В основе стандартов лежит системно-деятельностный подход», который предполагает «ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования». (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Приказ Минестерства Образования и науки Российской Федерации №1897 от 17 декабря 2010г. С.2)
     Стандарт устанавливает требования к личностным, предметным и метапредметным результатам учащихся, реализуя компетентностный подход. Компетентность понимается, как система умений, позволяющая активно использовать приобретаемые личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности. Именно художественно-творческая среда является тем образовательным пространством, внутри которого возможно активное становление, развитие и применение компетенций.
     Личностные результаты, согласно Стандарту общего среднего образования включают: «готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме». (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Приказ Минестерства Образования и науки Российской Федерации №1897 от 17 декабря 2010г. С.2)
     Театральная педагогика обладает ресурсами, позволяющими активно развиваться вышеназванным базовым компетенциям в процессе коллективной творческой деятельности. Такая деятельность создает условия для социокультурной адаптации личности, что является первым и важным шагом на пути ее профессионального, личностного самоопределения и дальнейшей самореализации.
     Многолетний опыт работы детских театральных коллективов, а также специально проводимый в рамках ГЭП «Модернизация художественно-эстетического образования в условиях экспериментальной деятельности» эксперимент по созданию профильных классов художественно-эстетической направленности, показали, что выпускники театральных классов и студий владеют навыками самоорганизации и четче определяют круг своих дальнейших профессиональных интересов. Они получают опыт личной ответственности за общее дело, научаются ставить ближайшие цели и задачи (в том числе и творческие), планировать свою деятельность, осуществлять текущий контроль, анализировать полученные результаты, соотнося их с первоначальными задачами, ставить новые цели и задачи, вытекающие из этого анализа. Кроме того, опыт театральной работы формирует умение выражать свои мысли и чувства в той или иной художественной форме. Учащиеся получают опыт коллективной работы, в которой индивидуальность каждого вписана в канву общего творческого дела, дающего зримый, общественно значимый результат. В процессе этой работы учащиеся получают опыт решения как организационных, технических, так и творческих, художественных задач, что в дальнейшем пригодится им в любой сфере деятельности. Более того, у них формируется привычка нестандартного творческого подхода к решению любых задач.
     Для театральной педагогике в школе характерны также принципы продуктивного действия, продуктивного партнёрского общения, событийной выраженности образовательного процесса, принцип игровой импровизации, принцип содержательного разнообразия мизансцен образовательной деятельности, принцип первичности невербальных выразительных средств, принцип смены ролевых позиций ученика и учителя, принцип делегирования значимых ролей образовательного процесса (носителя информации, носителя идей, судейства) ученическому коллективу и многие другие, назвать и раскрыть которые в рамках данной статьи не представляется возможным.
     Многие исследователи выделяют следующие основные формы бытования театральной педагогики в школе (Роготнева, А.В. Театральная педагогика в начальной школе. Поурочные разработки: методическое пособие / А.В. Роготнева. - М.: Владос, 2015. - 135 c.):
1. Школьный театр,
2. Школы с театральными классами,
3. Школы с театральной атмосферой,
4. Центр детского творчества - Театр,
5. Театральная школа искусств,
6. Детские зрительские клубы при профессиональных театрах,
7. Интеграция предметов гуманитарного цикла и образовательной области «искусство» на основе театральной работы и театрально-педагогических методов,
8. Внедрение методов театральной педагогики в работу учителей начальных классов на всех уроках, в воспитательной и внеурочной деятельности,
9. Точечное применение методов театральной педагогики на самых разных уроках общеобразовательного цикла в начальном, среднем и старшем звене.
     Все это многообразие форм и методов театральной работы с детьми объединяется в понятие школьной театральной педагогики, поскольку призвано решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи, присущие педагогической практике.
     Широкое проведение опытно-экспериментальной работы и внедрение в педагогическую практику методик, разработанных в лаборатории, доказывали, что занятия театральным исполнительским искусством обладают большим воспитывающим потенциалом как тренинг и освоение разных типов общения и навыков коллективной работы. «Игра в поведение» как момент актерского искусства, возникающая в любой точке классного пространства и постоянно меняющая местами зрителей и исполнителей, требующая коллективной согласованности действий, – уникальный по своей структуре педагогический инструмент». (Роготнева, А.В. Театральная педагогика в начальной школе. Поурочные разработки: методическое пособие / А.В. Роготнева. - М.: Владос, 2015. - 135 c.)
     Таким образом, рассматривая театральную педагогику как междисциплинарное направление, можно выделить следующие сферы ее применения:
1) детское театральное творчество в форме любительского театра (школьного театра, театра-студии, театра при Доме творчества или иного художественного объединения). Соответственно, подготовка специалистов, режиссеров-педагогов, работающих с детьми;
2) уроки театра в образовательном пространстве школы: использование театральных приемов и методов в преподавании учебных дисциплин, собственно театральные уроки. Соответственно, обучение действующих школьных учителей основам актерского и режиссерского мастерства и подготовка специалистов для проведения уроков в школе;
3) воспитание театральной культуры и изучение восприятия театрального искусства детьми разного возраста. Соответственно, обучение педагогов основам зрительской культуры.
     
     1.2 Педагогические условия развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста
     
     Познавательная активность младшего школьника рассматривается как постоянно изменяющееся глубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата.
     Основными характеристиками познавательной активности являются:
1. Естественное стремление школьников к познанию;
2. Положительное отношение к учебе;
3. Активная познавательная деятельность, направленная на осознание предмета деятельности и достижение значимого для ребенка результата;
4. Проявление воли в процессе овладения знаниями.
     Познавательная активность человека не является неизменным наследственным свойством личности, поэтому мы можем говорить о ее формировании и развитии. Можно выделить следующие способы и условия, способствующие развитию познавательной активности младшего школьника:
1) обеспечение внутреннего принятия детьми цели предстоящей работы, обеспечение понимания того, на какой предполагаемый результат ориентироваться;
2) исключение поверхностного оценивания итогов предыдущей работы и в момент актуализации знаний;
3) комбинирование различных форм организации учебной работы, определение их места на каждом этапе занятия;
4) обсуждение результатов деятельности и применение придуманных самими детьми упражнений и заданий;
5) обучение младших школьников рациональным способам умственной работы;
6) эмоциональная насыщенность занятия, «взволнованность» самого педагога. Создание доброжелательного эмоционального фона в работе педагога и учеников.
     Положительные эмоции, испытываемые детьми в процессе обучения, стимулируют их познавательную активность:
1. стимулирование и поощрение самих актов познавательной активности учащихся со стороны педагога;
2. на каждом занятие ребенку должна быть предоставлена возможность выразить свое отношение к происходящему (развитие рефлексии), для осознания значимости достигнутого результата деятельности;
3. организация домашнего задания по принципу самостоятельности и возможности использования полученных знаний в общении со сверстниками;
4. занятия целесообразно строить с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
     Это поможет правильно определить объем и содержание учебного материала, разработать адекватные методы, средства обучения, наметить пути индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся различных групп в условиях обучения.
     Стоит отметить, что ключевым моментом в успешном обучении детей, является уровень развития способностей ребенка и так же методики их обучения. Хотелось бы добавить, что личность педагога — это неотъемлемая часть развития познавательного интереса детей, а именно характер отношений педагога с учениками. 
     Роль учителя предполагает углубление знаний о других и о себе, так как обучение - это передача другим не только своих знаний, навыков, умений, но и мировоззрений, отношений к людям, умения строить конструктивные межличностные отношения.
     Вместе с тем педагогам необходимо свободно ориентироваться в знаниях возрастных особенностей детей младшего школьного возраста, по развитию и коррекции познавательной, волевой и эмоциональной сфер детей, с целью организации и планирования наиболее эффективного учебно – воспитательного процесса. Педагогу необходимо учитывать уровень развития детей, видеть их перспективы в той или иной образовательной области, а так же способствовать их развитию. 
     Познавательный интерес - важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является  присущим человеку от рождения. [Павленко, Н.Н. Психология и педагогика: Учебное пособие / Н.Н. Павленко, С.О. Павлов. - М.: КноРус, 2012. - 496 c.]
     Младший школьный возраст является периодом впитывания, накопления знаний об окружающем мире и отношении к нему человека. Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины мира. Именно в младшем школьном возрасте происходит становление познавательных интересов. Важно не упустить возможность развить познавательный интерес.
     Развитие личности ученика предполагает максимальную реализацию его активности, инициативы и самостоятельности в процессе обучения. Создание для этого условий - важная задача на всех ступенях системы непрерывного образования. Становление познавательных интересов учащихся, воспитание активного отношения к труду происходит, прежде всего, на уроке. Необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе любого урока, используя для этого различные методы, формы и виды работы. Учение с увлечением раскрывает, мобилизует творческие способности ученика, активизирует позицию в обучении и одновременно существенным образом перестраивает его внутренний мир. Это позволяет рассматривать познавательный интерес в сопряженности с воспитанием мировоззрения, нравственности личности средствами учебной деятельности.
     Стоит добавить, что познавательная деятельность учащихся, находится в непосредственной зависимости от познавательного интереса ребенка, а так же благоприятной атмосферы обучения. Именно у заинтересованного ребенка, более эффективно будет развиваться логическая память, воображение и наблюдение. Таким образом, можно заключить, что интерес, является стимулом, для поиска ответов на вопросы и тем самым, деятельность учащихся протекает более продуктивно, в отличие от незаинтересованных детей. 
      
     
     В настоящее время проблема познавательного интереса активно изучается педагогикой. Исследование проблемы показало, что под влиянием познавательного интереса учение протекает плодотворнее, быстрее и с большими результатами. На наличие мотивационного компонента в формировании стремления ученика к познанию указал М.С. Каган. Он раскрыл его сущность и указал, что главная задача учителя состоит в выработке у школьников внутренней мотивации учения, так как она является основой их познавательной активности. В связи с этим он утверждал, что в основе формирования познавательного мотива лежит познавательная потребность, которая является стимулятором познавательной деятельности человека. Сама потребность формируется в деятельности. Последующий этап формирования познавательного мотива заключается в том, что познавательная потребность синтезируется в познавательный интерес, который связан с отношением ученика к содержанию и процессу деятельности, больше всего привлекающей его. Мотивация учения - это не стихийно возникающий процесс, его нужно специально формировать, развивать, стимулировать. Особенно широкие возможности имеются в этом плане в начальной школе, где ученики более откровенны в высказываниях, суждениях. Психолого-педагогическая наука рассматривает мотив как побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определённых потребностей, совокупность внутренних психологических условий, вызывающих человеческие действия и управляющих поступками. Мотивы, заложенные в самом процессе обучения, называют познавательными. Познавательные мотивы тесно взаимодействуют с мыслительным процессом 
     Познавательный интерес - это не всякий интерес к предмету, это интерес, связанный с ядром познавательной деятельности. Динамичность, покупательное движение, переход от явления к сущности, установление глубоких связей, овладение закономерностями являются характерными признаками подлинного, познавательного интереса. Вот почему и познавательный интерес носит интеллектуальный характер.
     Главным мотивом познавательной деятельности должен быть познавательный интерес, формирование которого есть не только средства, обеспечивающие успешное усвоение программного материала, но и цель обучения. При этом очень важно, чтобы познавательный интерес был достаточно интенсивным.
     Исследователи отмечают, что познавательный интерес - глубоко личностное образование, не сводимое к отдельным свойствам и проявлениям. Его психологическую природу составляет нерасторжимый комплекс жизненно важных для личности процессов (интеллектуальных, эмоциональных, волевых). Именно интерес и комплекс связанных с ним состояний личности образуют внутреннюю среду ученика, необходимую для полноценного учения. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учению, к познавательной деятельности в области одного или нескольких предметов.
     Таким образом, мы можем сделать вывод, что, развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Вопросы развития познавательной активности младшего школьника актуальны, важны для каждого педагога. 
     Познавательный интерес лежит в основе пытливости, любознательности, желания проникнуть в глубь изучаемого предмета, сопоставить и сравнить его с другими учебными предметами, сделать какие-то выводы, поставить новые вопросы. Без достаточного развития этих качеств, ни о каком успешном обучении речи быть не может. Именно познавательные интересы ребёнка определяют его активное отношение к миру, к процессу познания. При этом, наиболее значимыми факторами, определяющими уровень развития познавательного интереса, является произвольное управление учебной деятельностью, развитие восприятия, мышления, речи, памяти, воображения.
     
1.3 Возрастные особенности изобразительной деятельности младшего школьника
     
     Как мы уже отмечали ранее, младший школьный возраст – это новая важная ступень в жизни ребенка, а именно поступление в школу. 
     Как известно, перед поступлением в школу, ребенок уже достаточно физически и психически подготовлен. Он значительно отличается от детей старшего дошкольного возраста, его внимание более сконцентрировано, что наблюдается на уроках. Отсюда следует, что ребенок научился контролировать свое внимание на важных и значимых деталях не только в его интересах. 
     Учащиеся первых классов «рисуют, как отмечает в своей книге «Изобразительное искусство в школе продленного дня» Я.Я. Чарнецкий, сначала схематические изображения, отдельные предметы, а затем композиции, преимущественно по памяти, «от себя». Дети пытаются передать основной цвет и форму предметов, сопоставить их по величине, рисовать так, чтобы было «красиво». Так, например, дом рисуют с разноцветной крышей, девочку в ярком платье. Большое внимание уделяют на содержание рисунка, нежели сходство с натурой. Человек – труднейший объект для изображения. В фигуре человека обычно очень обобщенно изображаются голова, ноги, руки, туловище. Туловище делается в виде овала или треугольника, ноги – от углов треугольника вниз, руки прикрепляются к туловищу, а не к плечам. Когда ребенок рисует всадника на лошади в профиль, то изображает две ноги, у человека в профиль рисует два глаза. Пропорции нарушаются. В рисунке ребенок передает то, что знает, а не видит. (Чарнецкий, Я.Я. Изобразительное искусство в школе продленного дня./ Я.Я. Чарнецкий- М.:Просвящение, 2011. – 158 с.)
     Дети в возрасте 6-7 лет, изображают все предметы на одной горизонтальной линии, при этом, например, человек и дом изображаются во фронтальном изображении, а машины и животные – в профильном. Большинство детей в младшем школьном возрасте, во время использования красок в своем рисунке, наносят ее на поверхность листа густым слоем, при этом закрашивая только нарисованные объекты, оставляя фон рисунка белым. Стоит отметить, что дети в этом возрасте чаще всего используют яркие цвета. Так как младшие школьники еще не способны к самостоятельному анализу натуры или явления природы, они не умеют управлять своим восприятием, отсюда вытекает неустойчивость внимания. Например, в процессе рисования с натуры, дети изображают предмет, не глядя на него и не анализируя формы предмета, его особенности.
     Форму и цвет дети не противопоставляют, не могут правильно назвать и нарисовать многие геометрические фигуры и тела, не умеют передавать их объем, путают объемные тела с плоскими формами. Обучать их рисованию геометрических тел в этом возрасте преждевременно. Эта задача может ставиться не раньше, чем в 3-м классе. Но им под силу рисование объемных предметов – овощей, фруктов.
     Стоит добавить мнение С.А. Казначеевой, автора пособий для учителей 
 «Развитие цветового восприятия у школьников». На ее взгляд, главной задачей педагога, обучить ребенка, видеть и обозначать сложные цветовые сочетания, что происходит более продуктивно в процессе рисования пейзажа, так как, после знакомства ребенка с глухими цветами, может возникнуть ситуация не восприятия цвета самого по себе, так как он становится средством творческого замысла.
     Во 2-м классе в детских рисунках появляются некоторые изменения. Обучающиеся начинают лучше чувствовать форму, линию, больше внимания обращают на цвет и на расположение предметов на листе бумаги. Более близкие предметы на бумаге располагаются ниже, чем удаленные, предметы в пространстве рисуются с кажущимся уменьшением по мере удаления от зрителя. Постепенно обучающиеся 2-го класса к концу учебного года переходят на другую ступень развития, которую можно назвать ступенью правдоподобного изображения. Перестройка изобразительной деятельности у младших школьников заключается в переходе от рисунка – описания и перечисления отдельных деталей к рисунку – изображение предметов в более или менее точном соответствии с его реальной видимостью.
     В технических приемах изображения школьник переходит от простой, проволочной линии к линии нащупывающей, сложной, от простого (задуманного) закрашивания локальным цветом к различным способам живописного изображения.
     Учащиеся второго класса способны не только увидеть, но и выразить при помощи цвета настроение светлой радости, тихой грусти или состояние тревожного беспокойства.
     С 3-го класса дети начинают более критически относиться к своим работам. Все чаще слышатся: «Не так», «Не похоже», «Я не умею» и т.д. Ученики должны быть подготовлены к 3-му классу, к выполнению работ, связанных с пониманием цвета, его природы, его свойств и применения его в практической деятельности, это позволяет им работать смелее, уверенней. В третьем классе у детей формируется ценнейшее качество культуры зрительного восприятия – умение всматриваться в окружающий мир, понимать замысел художника, следовательно, глубже понимать саму жизнь.
     Учащиеся 4-го класса активно осваивают работу красками и кистью, графическими материалами, учатся пользоваться линией, пятном, то есть получают и отрабатывают те основы мастерства, которые позволяют им чувствовать, себя более уверенно на следующем этапе обучения.
     Рисуют дети с увлечением, и кажется, что всякое вмешательство здесь совершенно излишне, что никакой помощи со стороны взрослых юным художникам не требуется. Разумеется, это не так. Проявление интереса взрослых к рисунку ребенка и некоторые суждения о нем не только поощряют его к дальнейшей работе, но и помогают ему понять, в каком направлении он должен и может усовершенствоваться в работе над рисунком. Давая оценку детскому рисунку, учитель должен подумать о том, чтобы не разочаровывать маленького рисовальщика, отмечая положительные качества его работы.
     В младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей, поэтому успешность освоения этой деятельности в значительной степени определяет их психическое развитие. Эмоциональное благополучие младших школьников также зависит от успехов и неудач в учебной деятельности. Для детей младшего школьного возраста в целом характерен жизнерадостный бодрый тон настроения. Оптимальное психическое состояние на учебных занятиях – комфортность переживаний и эффективность учебной деятельности, говорит о нормальном ходе психического развития младших школьников.
     В тоже время, на данный возраст приходится пик школьной тревожности, часты случаи неврозов и других невротических состояний школьников. Данные явления, вызывают трудности в учебной деятельности у младших школьников, и именно поэтому необходимо осуществлять творческую деятельность детей.
     Основываясь на исследованиях отечественных и зарубежных авторов, вытекает то, что творчество, как и способности к нему, могут развиваться, причем развиваться беспрерывно на всех возрастных ступенях. Многие ученые считают, что все виды изобразительной деятельности и творчества можно вводить в младшем школьном возрасте, знакомя детей с особенностями различных техник. Отличие в обучении техникам состоит лишь в степени участия преподавателя в процессе деятельности.
     Существует множество техник изобразительной деятельности и творчества, их отличие состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
     Учитывая возрастные особенности младших школьников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для детей младшего школьного возраста, при рисовании уместно использовать различные техники, от «рисования руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами) до использования дополнительных материалов (рисование методом наката рисование с помощью соли).
     Изобразительная деятельность в детстве – это активное развитие воображения, фантазии. Занятия изобразительной деятельностью .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44