VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические аспекты формирования нравственной культуры у детей младшего школьного возраста средствами народной педагогики

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001286
Тема: Теоретические аспекты формирования нравственной культуры у детей младшего школьного возраста средствами народной педагогики
Содержание
Содержание

Введение	3
Глава I. Теоретические аспекты формирования нравственной культуры у детей младшего школьного возраста средствами народной педагогики	7
1.1. Сущность и факторы народной педагогики	7
1.2. Сущность и факторы народной педагогики	17
1.3. Народная педагогика в формировании нравственной культуры младших школьников	23
Выводы по главе I	37
Глава II. Опытно-экспериментальные основы формирования нравственной культуры младших школьников средствами народной педагогики	40
2.1.Особенности формирования нравственной культуры детей младшего школьного возраста средствами народной педагогики	40
2.2.Условия формирования нравственной культуры младших школьников средствами народной педагогики	45
2.3. Результат опытно-экспериментальной работы по формированию нравственной культуры детей младшего школьного возраста средствами народной педагогики	48
Выводы по главе II	55
Заключение	57
Литература	59
Приложения	65

	

Введение

	Актуальность исследования. Развитие нравственной культуры у детей младшего школьного возраста становится одной из важнейших задач современной школы. Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. 
     В педагогической науке рождаются новые концепции, нацеленные на создание школы завтрашнего дня. Но есть и у школы мощный потенциал, способный возродить все лучшее, что было в ней, способствовать ее дальнейшему развитию. Потенциал этот - русская народная педагогика. Именно она может дать подрастающему поколению возможность глубже почувствовать наши национальные достоинства, острее пережить привлекательность природы русского человека, показать каким чертам характера непозволительно исчезнуть из русской памяти.
	Младший школьный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе.
	Проблемой нашего исследования является создание педагогических условий для нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание в формировании учебной деятельности. Такие педагоги как Н.М.Болдырев, И.С.Марьенко, Л.А.Матвеева, Л.И.Божович и многие другие исследователи рассматривают нравственное воспитание в разных аспектах. Однако, решение задач нравственного воспитания в процессе формирования учебной деятельности не достаточно исследовано. 
          Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования нравственной культуры младших школьников средствами народной педагогики.
	Объект исследования – образовательный процесс в начальной школе.
	Предмет исследования – народная педагогика как средство формирования нравственной культуры младших школьников.
          Гипотеза исследования: формирование нравственной культуры школьников будет осуществляться эффективнее если: 
     1) проанализировать сущность понятия «нравственная культура»;
     2) определить эффективные формы и методы формирования нравственной культуры;
     3) реализовать модель формирования нравственной культуры младших школьников средствами народной педагогики.
	 С целью проверки данной гипотезы мы выдвинули следующие задачи исследования:
	1. Дать анализ состояния проблемы формирования нравственной культуры школьников в психолого-педагогической литературе.
	2. Разработать и внедрить модель формирования нравственной культуры младших школьников.
           3. Определить педагогические условия формирования нравственной культуры младших школьников.
	4. Разработать педагогические рекомендации по использованию средств народной педагогики для учителей начальных классов.
     Методологическая основа. Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М.Архангельского, Г.И.Батурина, Н.М.Болдырева, Г.Н.Волков, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, И.Ф.Харламова, К.Д. Ушинского и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания. 
	Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, изучение передового педагогического опыта, наблюдение, диагностика, тестирование, беседа, педагогический эксперимент.
      Научная новизна: исследование заключается в том, что в работе:
1) обоснована сущность понятия нравственная культура;
2) создана модель формирования нравственной культуры младших школьников средствами народной педагогики;
3) определены педагогические условия.
     Теоретическая значимость исследования состоит в том, что проанализированы и обоснованы общепринятые теоретические подходы формирования нравственной культуры младших школьников средствами народной педагогики.
     Практическая значимость исследования: результаты экспериментальной работы могут быть использованы в практической деятельности учителями начальных классов.
	База исследования: исследование проходило на базе  МБОУ СОШ с.Кужбахты Илишевского района РБ. В исследовании приняли участие младшие школьники 2 класса в количестве 24 человек (12 детей – контрольная группа, 12 детей – экспериментальная группа). 
     Апробация. По результатом исследования была опубликована статья на тему: «Формирование нравственной культуры младших школьников средствами народной педагогики» // Сборник: V Всероссийской научно-практической конференции «Современное дошкольное и начальное образование: традиции и инновации».-Бирск, 2015. Разработанный методический материал по специфике нравственного воспитания младших школьников средствами народной педагогики в учебной деятельности апробирован и внедрен в практику организации учебной работы школы с.Кужбахты Илишевского района РБ.
	Структура работы: работа состоит из  введения, в котором освещаются  актуальность, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования, методы исследования, научная новиза, теоретическая и прктическая значимость исследования, база исследования, апробация; двух глав (в первой главе приводятся теоретические аспекты формирования нравственной культуры у детей младшего школьного возраста средствами народной педагогики, во второй главе описывется опытно-экспериментальные основы формирования нравственной культуры младших школьников средствами народной педагогики); заключения, в котором подведены итоги проделанной работы; литературы и приложений. 
      
Глава I. Теоретические аспекты формирования нравственной культуры у детей младшего школьного возраста средствами народной педагогики
     1.1. Сущность и факторы народной педагогики
     Нравственное воспитание в наиболее общем виде предполагает целенаправленную деятельность воспитателей по формированию у школьников системы нравственных представлений, развитию нравственных чувств, выработке правильных оценок и отношений, которые могут служить в жизни руководством к действию.	 Личность ребенка проявляется во взаимодействиях и взаимоотношениях, возникающих, в основных видах детской деятельности: ученье, внеурочной деятельности, труде, общественной деятельности в коллективе, в семье и на улице. Общая оценка тенденции нравственного развития существенно дополняется, конкретизируется и более четко выражается оценкой деятельности ребенка в целостном учебно-воспитательном процессе [14, с.36].
     По определению Э.П. Козлова «нравственное воспитание» – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали» [56, c.163].
     По определению Г.И. Батуриной нравственная культура – это реализация человеком в своем поведении и  деятельности своих нравственных принципов (ценностей и норм).  Нравственная культура включает в себя: 1) ценности и 2) регулятивы (нормы). Нравственные ценности и нравственные регулятивы вместе составляют принципы нравственности [18, с.86].
     Объективными и справедливыми, применимыми ко всем детям критериями оценки их деятельности в учебно-воспитательном процессе являются прилежание и успешность. Эти критерии глубоко демократичны. Все, чем должны овладеть дети в науке, труде, общении, отношениях, вполне доступно каждому нормальному ребенку. Успех зависит от прилежания самого ребенка, его настойчивого стремления добиться цели. Знание уровня прилежания и успешности существенно помогает представить полной, целостной картину личности, способствует более глубокому и объективному ее пониманию. При общей положительной оценке нравственного состояния ребенка проявление им хорошего, прилежания, достижение успешности в учебе, труде, общественной работе значительно повышает общую социально-психологическую оценку детской личности. Если же нравственная направленность ребенка оценивается неудовлетворительно, как не отвечающая требованиям – критериям нравственных норм, то даже самое упорное прилежание и высокая успешность в различных видах деятельности не дают основания для его общей положительной оценки [6, с.49].
     Нравственность человека с детского возраста складывается из его добродетельных поступков, которые затем закрепляются в его сознании, что отражается в нравственной культуре личности. Под воздействием воспитания и накопления жизненного опыта, нравологического просвещения личность в своем сознании концентрирует достижения нравственной культуры общества, в результате человек в традиционных ситуациях поступает сообразно нравственным нормам, а с другой стороны, в свои действия включает творческие элементы сознания - нравственный разум, интуицию, что способствует принятию благовоспитанного решения в проблемных ситуациях. Так происходит развитие нравственности через достижение оптимального сочетания уже известных типических, традиционных норм поведения и новых, творческих элементов [3, с.69].
     Главная и единственная цель нравственного воспитания – это «чистота совести, победа над страстями и пороками, стремление к добродетели, правдивость, честность, святость в чувствованиях и побуждениях, решимость.
     Нравственное воспитание учащихся – это основа формирования их личности. В педагогике определены следующие аспекты нравственного развития личности: индивидуальные, семейные, социальные. Нравственное воспитание осуществляется с помощью методов убеждения, единства процессов воздействия, комплексного подхода, использования конкретных примеров. Одна из задач воспитания – правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития. Задачи нравственного воспитания делятся на две группы [34, с.67].
     В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек, нравственных сознаний, нравственных норм и поведений. Каждый компонент имеет свои особенности формирования, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты. Воспитание носит исторический характер, и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки, возможностей возраста воспитываемых. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, т.е. у него разные нравственные идеалы человека.
     Итак, вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами. Если первая группа задач носит постоянный, неизменяемый характер, то вторая – подвижна. На ее содержание оказывают влияние исторический этап, и особенности возраста объекта воспитания, и конкретные условия жизни [4, с.10]. Необходимое звено в процессе нравственного воспитания – моральное просвещение, цель которого – сообщить ребенку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норма прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков. Нравственное воспитание имеет свои специфические цели [19, с.11]. Они определяются общественными отношениями и духовными ценностями. Цель воспитания – формирование нравственно устойчивой цельной личности. Это определяет направление и организацию всего процесса нравственного воспитания. Специфика процесса нравственного воспитания обусловлена также и его содержанием –общественной моралью, необходимостью внедрения норм общественного нравственного сознания в индивидуальное сознание и поведение каждого школьника. Моральные нормы касаются всех сторон общественной и личной жизни людей. С их помощью оценивается и регулируется любая человеческая деятельность. Труд существует не просто как физическое усилие, но как общественно-значимая деятельность, оцениваемая общественным мнением с позиций отношения к ней человека, ее количества и качества. Учебная деятельность ребенка не просто интеллектуальное усилие, направленное на освоение знаний, умений и навыков, но деятельность, нравственно оцениваемая с точки зрения прилежания, ответственности, целеустремленности. Отношение детей к жизни не только основа их общественного взаимодействия и общения, но и проявление личностных качеств, отвечающих или не отвечающих нормам и требованиям общественной морали [29, с.45].
     Нравственная воспитанность или невоспитанность человека в зависимости от социальных условий может проявляться в различных качественных состояниях. Индивидуальное нравственное сознание может находиться в противоречии с нравственными общественными отношениями. Противоречие между индивидуальной и общественной моралью проявляется в скрытых формах безнравственности и невоспитанности. [35, с.78]
     Низкая нравственная воспитанность проявляется в импульсивном поведении, недостаточно осознанном в рамках норм и требований общественной морали. Такое положение возникает при отсутствии внимания к нравственному просвещению, к четкой организации нравственной жизни. Стихийное формирование нравственного сознания школьника чревато отклонениями в поведении от требований общественной морали.
     Высокая нравственная воспитанность учащихся проявляется в единстве развитого нравственного сознания, мышления, воли, чувства и поведения. Она достигается при условии целостности процесса воспитания, единства формирования нравственного сознания и жизни, участия школьников в общественной деятельности и отношениях. Организуя процесс нравственного воспитания, педагог стремится наряду с нравственным просвещением вскрывать и вычленять нравственные аспекты любой детской деятельности, привлекать школьников к нравственному осмыслению всех жизненных отношений. [56, с.123] Сложность процесса нравственного воспитания в том, что его организация есть одновременно организация всей жизни детей, всей их деятельности и отношений. Вместе с тем нравственное воспитание не растворяется в учебной, общественно-гражданственной, творческой, трудовой деятельности школьников. Оно совершается и углубляется в процессе их нравственно осознанного осуществления. Специфика и особенности процесса нравственного воспитания проявляются в необходимости постоянной диагностики моральной воспитанности ребенка. Процесс нравственного воспитания только тогда эффективен, когда педагог имеет обратную информацию о действенности воспитательных влияний и учитывает эту информацию на каждом новом этапе своей педагогической деятельности. Такую информацию воспитатель получает только из жизни, из повседневного изучения практики отношений и деятельности в среде воспитуемых. Важно не столько то, что школьник говорит о себе, своих намерениях и поступках, сколько то, как он поступает в каждом конкретном случае, как он относится к другим людям, к общественной и личной собственности, к труду, к общественной деятельности, к общим и личным интересам, к требованиям общественной дисциплины – эти отношения рисуют нравственный портрет личности. В целях более детального изучения всех отношений воспитанников педагог с вниманием подходит к оценкам, которые дает своим членам коллектив, к высказываниям учителей, родителей, общественников, близко знающих ребенка. Огромное значение имеет специальное психологическое изучение поведения и деятельности детей. Вся эта информация является основой для ориентирования в педагогическом процессе. Она обеспечивает возможность принятия обоснованных как стратегических, определяющих направление жизни детского коллектива решений, так и тактических мер в отношении поведения группы, отдельного ребенка [10, с.47].
     Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно пенного поведения [16, с. 67].
     Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку. Нравственная воспитанность – это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива. О нравственной воспитанности говорит также наличие у школьника сильной воли, способности осуществлять нравственно-волевой контроль и самоконтроль, регуляцию поведения. Она проявляется в активной жизненной позиции, единстве слова и дела, гражданском мужестве и решимости в сложных жизненных ситуациях оставаться верным своим убеждениям, самому себе [7, с.155].
     Таким образом, специфика процесса нравственного воспитания выражается в своеобразии его целей, задач и  содержания, проявления нравственной воспитанности или невоспитанности, организации и диагностики. Важная особенность заключается в его включенности в процессе умственного, трудового, гражданского, эстетического, физического, правового, экологического воспитания. Научно обоснованное отношение к процессу нравственного воспитания состоит в умении видеть, подчеркивать и эффективно использовать нравственный аспект любого вида детской деятельности, любого жизненного отношения. В этом случае педагог получает реальную возможность эффективного управления нравственным воспитанием, делает его органической частью целостного процесса воспитания детей [17, с. 135].
     Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов. Средства нравственного воспитания младших школьников можно объединить в несколько групп. Художественная литература, изобразительное искусства, музыка, кино, диафильмы и другие средства можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональный окраске познаваемых моральных явлений. Многочисленные исследования (Н.С.Карпинская, Л.Н.Стрелкова, А.М.Виноградова) показывают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгами (В.А.Елисеева, Г.Н.Пантелеев). На ребенка производят сильное впечатление работы художников, если они изображают мир реалистично и понятно младшему школьнику Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств [73, с.11].
     Средства нравственного воспитания младших школьников - природа. Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической  организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения (С.Н.Николаева, Л.Г.Нисканен, В.Г.Фокина, В.Д.Сыч).
     Средством нравственного воспитания младших школьников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания, но данное средство – деятельность как таковая – необходимо, прежде всего при воспитании практики нравственного поведения [45, с.7].
     Особое место в этой группе средств отводится общению, если его вслед за психологами (М.И. Лисина, А.Г. Рузская) считать видом деятельности. Общение как средство нравственного воспитания лучшее всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.
     Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т.е. она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств [9, с.88]. Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств.
     Как известно, средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания. В педагогике существует несколько подходов к классификации методов воспитания ( Ю.К.Бабанский, Б.Т.Лихачев, И.П.Подласый – в общей и школьной педагогике; В.Г.Нечаева, В.И.Логинова – в дошкольной педагогике). Для классификации методов исследователи определяют какое-то одно основание. Так, академик Б.Т.Лихачев исходит из логики целостности педагогического процесса, а также логики  его организации при решении задач нравственного воспитания и самовоспитания. Согласно этому основанию он выделяет три группы методов: методы организации и самоорганизации воспитательного коллектива (коллективная перспектива, коллективная игра, соревнование, единые требования); методы доверительного взаимодействия (метод уважения, педагогическое требование, убеждение, обсуждение, конфликтные ситуации); методы воздействия (разъяснение, снятие напряжения, актуализация мечты, обращение к сознанию, к чувству, к воле и поступку) [16, с.19].
     Г.И.Батурина выделяет две группы методов нравственного воспитания младших школьников: организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности); формирование у младших школьников нравственных представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных  произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций). И к первой, и ко второй группе автор относит метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание [18, с.36].
     Классификация, предложенная Е.В.Бондаревская, выстроена на том же основании, что и у Г.И.Батурина, - на активизации механизма нравственного воспитания, - но она полнее. Автор предлагает объединить все методы в три группы: методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью); методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа); методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрения, наказания).
     Вероятно, можно избрать и другие основания для классификации методов нравственного воспитания. Хотя наиболее целесообразна та, которая соответствует его механизму. Как бы хороши ни были методы, эффективный результат они дают лишь при определенных условиях: любой метод (группа методов) должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав. Это относится к детям любого возраста – и младенческого, и дошкольного, и школьного; метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения. Иногда учители и родители используют прием общения награды, не задумываясь, реальна ли она. И не выполняют обещанного. Какой же результат в нравственном развитии ребенка можно получить? Или, что бывает часто, в качестве наказания используется угроза (что само по себе плохо и не имеет ничего общего с методом предвосхищения последствий поступка или действия). Родители угрожают ребенку тем, чего никогда реально не сделают. Вначале подобные угрозы, может быть, и дадут результат, но постепенно ребенок усвоит, что за такими словами ничего не стоит и можно продолжать не слушаться [71, с.75]. В нравственном воспитании каждый метод должен быть весомым, значимым; для использования метода должны быть заранее подготовлены условия, средства. Например, учитель приучает детей к бережному отношению к вещам, игрушкам и для этого хочет использовать метод организации совместной деятельности детей – организовать «мастерскую по ремонту игрушек». В этом случае он должен подготовить материалы, которыми дети могли бы работать; метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации. Если не соблюдать это условие, метод убеждения может превратится в назидание и перестанет приносить нужный результат; методы воспитания следует применять тактично. Ученик не должен чувствовать, что его воспитывают. Опосредованное воздействие – большое искусство, которым педагог овладевает, если умеет бережно относиться к ребенку; при подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества; проектируя, подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного ребенка [6, с.19]. Если воспитатель не уверен в успехе или предвидит слишком сильную реакцию – от выбранного метода следует отказаться; применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости. Когда дело касается ребенка младшего школьного возраста, нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат. 
     Следует терпеливо повторять уже использованные методы и подбирать новые, с пониманием относиться к тому, что результат будет достигнут не сразу и, может быть, не совсем в той форме и в том качестве, каких мы ожидаем; преобладающими в нравственном воспитании младших школьников должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия. Если только опираться на осознание, понимание значимости положительного поведения и не обучать способам такого поведения, желаемых результатов не будет. Так, обратимся к хорошо известному методу примера взрослого как образца для подражания. Рассчитывать на воздействие этого метода без организации наблюдения, а также практики поведения ребенка нельзя. 
     Сами по себе положительные поступки взрослого не гарантируют таких же поступков у ребенка; методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей [10, с.102].
     Далее перейдем к рассмотрению народной педагогики как древнейшего пласта человеческой культуры.
      
       1.2. Сущность и факторы народной педагогики 
     В нашем исследовании мы будем придерживаться определения Г.Н.Волкова, которое гласит – «народная педагогика – это совокупность накопленных и проверенных практикой эмпирических знаний, умений и навыков, передаваемых из поколения в поколение преимущественно в устной форме как продукт исторического и социального опыта народных масс» [36, с.153]. Народная педагогика – древнейшее явление человеческой культуры. Говоря словами  К.Д. Ушинского, народной педагогике столько веков, сколько самому народу. Тщательно фиксируя искры умственной и нравственной мудрости, передавая подрастающему поколению достижения человеческой мысли и чувства, дела и отношения, она вела человечество по ступенькам роста [90, с.89].
      Народная педагогика начала своё формирование с возникновением сознания человека, стала составной частью, а первоначально, может быть, главной частью его микрокосма (микрокосм - это субъективная реальность людей). В составе микрокосма народная педагогика активно участвовала в формировании сознания человека, его психики, устройства быта, его отношения к другим людям, труду, красоте, добру и истине.
     В дореволюционной России социально-педагогические проблемы воспитания подрастающего поколения находились в центре внимания передовой интеллигенции России. Во второй половине ХIХ века народную педагогику изучали Н.И.Пирогов, Д.И.Писарев, Л.Н.Толстой, Н.В.Шелгунов, Н.Г.Чернышевский, К.Д.Ушинский.
     Проанализировав германскую, французскую, английскую, северо-американскую системы воспитания, К.Д.Ушинский пришел к следующим выводам: общей системы воспитания для всех народов не существует, заимствование воспитательных систем одним народом у другого является невозможным; общественное воспитание совершенствуется под влиянием всей жизни страны и общественного мнения. Он был убежден, что воспитание находится в такой многосложной и органической связи с народной жизнью, что испытанные формы не могут выйти из одной головы…Люди родятся, растут, следовательно, и воспитываются, если не в школах, нарочно для того устроенных, то, тем не менее, воспитываются в той жизненной среде, где разнообразнейшее влияние. 
     В содержание народной педагогики К.Д.Ушинский включал усвоение подрастающими людьми всех видов культуры, но, прежде всего, труда. «Само воспитание, если оно желает счастье человеку, должно его воспитывать не для счастья, а приготовлять к труду жизни… Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно ему дать возможность отыскать для себя труд в жизни» [90, с.93].
     Родное слово формирует душу, ставит характер, приобщает человека к нации, полагал К.Д.Ушинский. К механизмам функционирования народной педагогики К.Д.Ушинский относил игру, общественное мнение обычай, традиции. Значительное влияние на общественное воспитание, по его мнению, оказывал характер народа.
     Станислав Теофилович Шацский подробно рассматривает факторы воспитания в деревне (природные, социальные, экономические), но дает предпочтение школе. Внимательно изучая социально-бытовые факторы, он пишет о том, как влияют на настроение и поведение детей события, происходящие в советской деревне: передел земельного пользования, возникновение новых обычаев и т.п.[87, с.195]. 
     Народная педагогика прошлого являлась органической стороной общественной жизни, культуры, своеобразным инструментом социализации подрастающих поколений, осуществляя  связь между прошлым и будущим. Развиваясь в структуре непосредственной жизни - деятельность людей, массовая педагогика встала перед неразрешимым вопросом, когда во второй половине Х1Х века после отмены крепостного права началось развитие капитализма в России. Уже не могли справиться с подготовкой кадров ни «вольные школы», ни домашние «мастера», уже не срабатывал социальный контроль в селе, забывались обычаи и традиции. Однако в миллионах семей продолжалось воспитание, и народная педагогика функционировала в структуре общественной психологии, но уже в качественно иных условиях и формах.
     Народ сохраняет и передаёт последующим поколениям только те методы, средства, элементы свои воспитательные традиции, которые дают эффект, действительно способны что-то воспитать. Таким образом, одни методы, средства, идеи уходят в прошлое, умирают, другие крепнут, развиваются. Утилизация одних средств и рассвет других также связаны с изменениями условий деятельности и быта народа. Однако сила воспитательных народных традиций в их преемственности. Иначе быть не может. 
     Человечеству не дано было зафиксировать процесс перехода от животного инстинкта заботы старших о младших к человеческим методам воспитания детей. Можно предположить, что с появлением речи и сознания усилия народной педагогики были направлены на защиту человека от человека, людей от чужих людей. Представляется справедливым мнение Е.А.Модиевской, о том, что понятие «они» является наиболее древним, архаичным и в самом прямом смысле начальным (т.е. лежащим у истока антропогенеза) образованием. У первобытных людей страха перед чужой группой людей было больше, чем перед стадом зверей, на этом, видимо, воспитывалось чувство «своего», «родного». Для первобытных людей, очевидно, важны были и достижения чужих; сравнивая себя с «ними » последовали понятия «мы» [17, с.174].
      В начальный фон народной педагогики вошли табу, ритуалы, обряды, обычаи, поощряющие добрые побуждения, снимающие душевное напряжение, воспевающие коллективизм, товарищество, взаимопомощь, любовь к ближнему. Разглядывая известное изображение ритуального танца аборигенов Австралии перед охотой на кенгуру, легло догадаться, что этот ритуал был первоначально «деловой игрой» первобытных людей. Постепенно «деловая игра» становилась ритуальным танцем, дальше микрокосм отделял танец от ритуала, ритуал перерастал в образ, потом в обычай. По подобию одних ритуалов и обрядов создавались другие обряды, обычаи, уже не связанные с трудом. Это уже воспроизводство микрокосма: создавались обряды и обычаи на случай перехода молодёжи из одного возрастного этапа в другой, сватовства и женитьбы, обращение к богам с просьбами и благодарениями за успехи и удачи.
      Система табу, ритуалов, обрядов и обычаев с сопровождающими их легендами и танцами, песнями, религиозными цифрами и молитвами, функционирующая в родовой общине, племени, складывалась в народную педагогику и служила позже воспитанию детей.
     У племени с развитым микрокосмом появляется потребность в воспитании детей и народная педагогика большей частью становится регулятором взаимоотношений взрослых и детей. Элементами народной педагогики являются бытовой уклад и бытовое отношение, украшение ж.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44