VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Вопросы развития связной письменной речи младших школьников

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W001595
Тема: Вопросы развития связной письменной речи младших школьников
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 
высшего образования
«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»
Институт непрерывного педагогического образования
Факультет педагогического образования, искусств и технологий

Кафедра педагогики и методики начального образования








ОБУЧЕНИЕ НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЙ В 1-4 КЛАССАХ ПО УМК «ШКОЛА РОССИИ»



Курсовая работа

по направлению подготовки 44.03.05. – Педагогическое образование

(совмещенные профили «Начальное образование и дополнительное 
образование» (внеурочная деятельность)

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр





					       Научный руководитель: 
___________Г.А. Орлова
						                          
							
Студент группы 4253 зу
						___________В.В. Сомова 
     


2017
Оглавление

Введение	3
Глава 1. Вопросы развития связной письменной речи младших школьников	5
1.1 Педагогические условия формирования письменной связной речи у младших школьников	5
1.2 Сочинение как вид развития письменной связной речи младших школьников	14
1.3 Система уроков развития связной письменной речи в 1-4 классах по УМК «Школа России»	18
Глава 2. Выявление уровня сформированности связной письменной речи	23
2.1 Диагностика уровня сформированности связной письменной речи обучающихся 3 класса	23
Заключение	30
Список использованной литературы	31
Приложения	33
















Введение 

     Развитие связной письменной речи является одной из важных задач в формировании личности младшего школьника, в воспитании его мировоззрения и культуры.
     Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, введенный в действие с 1 января 2010 года подразумевает, что после освоения основной образовательной программы начального общего образования, обучающиеся должны овладеть различными навыками, в том числе и «…осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах». [1]
     Овладение письменной речью – это, по выражению Л. С. Выготского, «критический поворотный момент во всем культурном развитии ребенка», поскольку она представляет «особую, чрезвычайно сложную символическую систему знаков и требует сложных процессов развития». Именно поэтому особое значение приобретает система обучения связной письменной речи на первоначальном этапе, когда закладываются основы для ее дальнейшего развития.
        Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника – средством успешного обучения в школе. [17]
        Одна из функций речи состоит в оформлении мысли, в ее выражении. Психологической основой речи служит мысль и условием ее развития является обогащение мысли. Лишь на основе развитой системы понятий, на основе овладения системой умственных действий возможно успешное развитие речи. [Там же]
     Систематичность в развитии речи обеспечивается четырьмя условиями: последовательностью упражнений, их перспективностью, разнообразием упражнений (и пониманием конкретной, узкой цели каждого типа упражнений) и умением подчинить разнообразные виды упражнений общей цели. Каждое новое упражнение, как бы ни было оно мало, связывается с предыдущими и готовит учащихся к последующим, в то же время, подчиняясь общей далекой цели, вносит что-то новое (хотя бы элемент нового!), обеспечивающее движение вперед. [Там же] 
        Мышление и речь между собой теснейшим образом связаны, и это определяет всю важность работы учителя по развитию речи учащихся. И хотя овладение своим родным языком протекает на протяжении всей жизни человека, нельзя забывать, что самый активный период в освоении речи – это дошкольные и первые школьные годы ребенка.
        В современной школе развитие связной письменной речи рассматривается как главная задача обучения родному языку. Это значит, что элементы развития речи вплетаются в канву каждого урока, проводимого в начальной школе. [Там же]  
        Учитывая актуальность и значимость обучения связной письменной речи  младших школьников, мною была поставлена цель и определен  объект и предмет исследования.
        Объектом исследования является процесс развития связной письменной речи у обучающихся начальных классов.
        Предмет исследования – мониторинг уровня развития связной письменной речи обучающихся начальных классов.
        Цель работы - провести мониторинг уровня развития связной письменной речи обучающихся начальных классов средствами УМК «Школа России».
         Исходя из этого, можно сформулировать следующее предположение: использование методического комплекса «Школа России» способствует развитию связной речи учащихся начальных классов.
     Задачи:
- проанализировать методическую литературу по проблеме исследования;
- проанализировать тексты учебников русского языка учебно-методического комплекта «Школа России» с 1 по 4 классы;
- оценить эффективность применения учебного материала учебников русского языка на основе мониторинга уровня развития связной письменной речи обучающихся 3-го класса.
      Методы исследования: теоретический анализ научной, методической литературы по проблеме исследования; анализ учебников русского языка, констатирующий эксперимент, сбор и статистическая обработка полученных данных.
     Теоретическая значимость:
- проведенное исследование расширяет представление о содержании учебников по развитию связной письменной речи обучающихся.
      Практическая значимость состоит в том, что проведенный анализ учебного материала учебников русского языка, может учитываться учителями при его выборе и рассматриваться как средство обеспечения развития связной письменной речи обучающихся. 
     База исследования: МБОУ «Спеховская средняя общеобразовательная школа» п. Куженкино Бологовского района Тверской области, 3А класс, количество обучающихся – 15 человек.
Глава 1. Вопросы развития связной письменной речи младших школьников
1.1 Педагогические условия формирования письменной связной речи у младших школьников

     Основная задача обучения русскому языку – развитие речи. Это признают все или почти все, кто практически или теоретически разрабатывал вопросы начального обучения. Учитель, обучающий детей русскому языку, не может считать свою задачу выполненной, если он не научит детей грамотно говорить и писать, правильно и ясно выражать свои мысли [12].
     Что такое развитие речи? По-разному решают этот вопрос методисты и учителя-практики. 
     Равенский Ю.И. и Капинос В.И. считают, что речь развивается спонтанно, сама собой, по мере обогащения сознания ребенка разнообразными представлениями и понятиями, по мере расширения жизненного опыта ребенка. Поэтому нет нужды в специально организованном обучении [8,18]. 
     По мнению Черноусовой Н.С. и Афониной Г.Н., развивать речь – это значит обучать детей связному выражению мыслей в устной и письменной форме, следовательно, надо писать побольше изложений и сочинений, показывая приемы их составления [3,21].
     Политова Н.И. и Приступа Г.Н. предъявляют к школьному обучению требование – развивать у детей умение свободно, гладко, по возможности красиво говорить и писать о разных предметах и явлениях жизни; от школы требуется, чтобы она не связывала речь специальным образом, а предоставляла свободу речевому творчеству детей; нет нужды, например, в специальных темах для сочинений: пусть ребята пишут том, что хотят и как хотят [14,15]. 
     Речь, как и язык, представляет собой очень сложное и в то же время дифференцированное явление: это фонетика и лексика, морфология и синтаксис, стилистика и контекстная речь, орфография и пунктуация [Там же].
     И хотя, дети, поступающие в школу, в известной мере умеют говорить на своем родном языке в пределах близкой им тематики, речь их не совершенна. Они, в частности, владеют разговорно-бытовой, диалогической речью, но не умеют строить связную, монологическую речь; они овладели произношением людей своего ближайшего окружения, но не владеют нормами литературного произношения, делают неправильное ударение в словах. Дети знают много обиходных слов родного языка, пользуются ими в домашней обстановке, но их словарь беден, во всяком случае, недостаточен для того, чтобы выражать новые представления и понятия, которые они получают в процессе школьного обучения, да и сами знания об окружающем мире бедны и недостаточны. 
     Синтаксис детской речи однообразен, беден формами, много ошибок в построении предложений. У детей нет умения связно излагать свои мысли в письменной форме, им недоступен еще мир книги, они не могут самостоятельно разобраться в содержании, построении и языке читаемых произведений, не могут составить план своих и письменных высказываний и передать свои мысли по этому плану [10]. 
     Следовательно, педагогическим условием развития письменной связной речи учащихся является создание широкой системы речевой деятельности: с одной стороны, воспроизведение хороших образцов речи, достаточно разнообразных и содержащих необходимый языковой материал, с другой – создание условий для собственных речевых высказываний, в которых школьник мог бы использовать все те же средствам языка, которыми он должен овладеть.
     Есть ряд аспектов овладения речью, которые находятся в ведении школы [14].
     1. Усвоение литературной языковой нормы. Школа учит детей отличать литературный язык от просторечия, диалектов и жаргонов, учит литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах. Иными словами, школьник должен усвоить тысячи новых слов, новых значений, известных ему слов, словосочетаний, множества таких грамматических форм и конструкций, которых он в своей дошкольной практике совсем не употреблял, и, кроме того, знать уместность употребления тех или иных средств языка в определенных ситуациях, должен усвоить нормы в употреблении слов, оборотов речи, грамматических средств, а также орфоэпические и орфографические нормы.
     2. Усвоения навыков чтения и письма – важнейших речевых навыков, необходимых каждому члену современного общества. Вместе с овладением чтением и письмом дети овладевают особенностями речи, в отличие от устно-разговорной, стилями и жанрами.
     3. Совершенствование культуры речи учащихся, доведение ее до такого минимального уровня, ниже которого не должен остаться ни один школьник. 
     Для реализации этих аспектов нужна планомерная работа учителя и учащихся, с определенной дозировкой материала, с последовательным планированием как общей, «большой» перспективной цели (которая обобщенно может быть определена как «хорошая речь»), так и частных «малых» целей каждого отдельного урока, каждого упражнения по развитию речи. Развитие речи имеет свой арсенал методических средств, собственные виды упражнений; наиболее важные из них – это упражнение в связной речи (рассказы, пересказы, изложения и т.д.). Они представляют собой высшую ступень в сложной системе речевых упражнений, так как в них сливаются все речевые умения и в области словаря, и на уровне синтаксическом, умение накапливать материал, логические, композиционные умения и т.п. [15].
     Связная речь – раздел, который всегда выделялся методистами как особая область работы по развитию речи. Это объясняется тем значением, которое имеет связная речь в жизни человека и общества. 
     В методике наименование «связная речь» употребляется в трех значениях: 1) связная речь – процесс, деятельность говорящего, пишущего; 2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание; 3) название раздела работы по развитию связной речи [12].
     Связная речь организована по задачам логики и грамматики, обладает самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой.
     Работа по развитию связной речи требует разнообразных приемов и средств. В процессе занятий многократно меняются учебная ситуация и мотивы речи. Учащиеся то высказываются свободно, то выполняют «жесткое задание», которое дисциплинирует мысль и направляет в строгое русло их речевую деятельность. В работе по развитию связной речи необходимо сочетать и то и другое. 
     Успех в работе по развитию связной речи невозможен, если ученик отвечает только вследствие осознания необходимости выполнить задание, предлагаемое учителем (учитель спрашивает – надо отвечать!). В ситуации такого общения, когда каждое высказывание мотивируется только подчинением авторитету учителя, когда место связной речи занимают лишь «полные ответы» на бесчисленные вопросы, желание высказаться (мотив речи) угасает или ослабевает настолько, что уже не может служить двигателем высказывания детей.
     Речевое оформление письменного изложения мыслей также должно удовлетворять известным требованиям [17]. 
     1.  Требования к содержанию и структуре речи:
- содержательность речи (тщательная работа над содержанием сочинения: подготовка материала, его обсуждение, дополнение, отбор, выделение главного, расположение в нужной последовательности).
- логика речи (последовательность, обоснованность изложения, отсутствие пропусков и повторений, отсутствие чего-либо лишнего, не относящегося к теме, наличие выводов, вытекающих из содержания). 
     2. Требования к языковому оформлению речи:
- точность речи (умение не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства — такие слова, словосочетания, фразеологические единицы, предложения, которые передают все признаки, присущие изображаемому).
- богатство языковых средств (умение выбрать в разных ситуациях различные синонимы, различные структуры предложения, наилучшим образом передающие содержание).
- ясность речи (доступность речи слушателю и читателю, ее ориентированность на восприятие адресатом).
    - выразительность речи (речь ярка, красива, убедительна. Устная речь воздействует на слушателя интонациями; и устная, и письменная — общим настроением рассказа, отбором фактов, выбором слов, их эмоциональными окрасками, построением фразы).
 - правильность речи — ее соответствие литературной норме. (Различают правильность грамматическую (образование морфологических форм, построение предложений), орфографическую и пунктуационную для письменной речи, а для устной — произносительную, орфоэпическую).
     Перечисленные требования тесно связаны между собой и в
системе школьной работы выступают в комплексе. Все они применимы к учащимся начальных классов. Стремление к их соблюдению развивает у школьников умение совершенствовать культуру речи - обнаруживать и исправлять недостатки своих устных и письменных высказываний.
     Нельзя забывать о том, что обучение связной речи (письменной) осуществляется успешно, если сначала учить ребенка действию порождения замысла письменного текста в форме успешного высказывания, которое через определенный ряд операций (паузы обдумывания, мысленного редактирования первоначально задуманного варианта текста) преобразуется в письменный текст. 
     Особенно трудно при обучении связной письменной речи научить ребенка тому, как построить свою речь, какими средствами донести до слушателей (читателей) свой замысел. При составлении связных сообщений необходимо постоянно ставить вопрос: как свяжете между собой части рассказываемого? Как свяжете два предложения? Какие слова надо заменить, чтобы в тексте не было повторения одного и того же слова? И т.п. [4].
     Объектом исследования педагогов является речь как предмет обучения, именно поэтому они, как правило, говорят о «развитии речи». При этом, в отличие от психологов, которые тоже употребляют этот термин и которых интересует прежде всего сам процесс становления речи, педагоги рассматривают развитие речи с учебно-педагогической точки зрения [5].
     Добромыслов В.А., утверждает, что термин «развитие речи» по преимуществу педагогический. Он имеет отношение к учебно-воспитательному процессу, который осуществляется в том или ином учебном заведении… Этот процесс двусторонний, он затрагивает и деятельность учителя, который развивает речь детей, и деятельность детей, речь которых развивается» [6].
     Педагогика, опираясь на методику, выявляет трудности, возникающие при овладении речью учащихся, педагогические условия и средства воздействия на процесс формирования речевых умений и навыков школьников. Опираясь на данные своей науки, а также на данные психологии и лингвистики, методисты разрабатывают вопрос о том, чему и как нужно учить детей, чтобы научить их полноценно общаться (последнее и составляет главную цель развития речи учащихся). В педагогике принято говорить о работе по развитию речи школьников, т.е. о деятельности учителя, направленной на формирование и совершенствование письменной связной речи детей [12].
     В современной дидактике выделяются четыре элемента культуры, составляющие содержание образования: 1. знания о природе, обществе, способах деятельности; 2. опыт осуществления известных способов деятельность (умения и навыки); 3. опыт творческой деятельности; 4. нормы отношения к миру, людям [16].
     Вопросы содержания работы по развитию связной речи младших школьников, в том числе и письменной, я хочу сначала рассмотреть с позиции дидактической теории, разработанной И.Я. Лернером. Поэтому далее рассмотрим три  указанных выше элемента содержания образования (применительно к работе по развитию письменной связной речи учащихся начальных классов). 
     Но перед этим приведем слова Звегинцева В.А: «В работе по развитию связной письменной речи второй и третий элементы содержания образования сближаются и перекрещиваются между собой; усваивая опыт осуществления деятельности по созданию речевого произведения, ученики начальных классов одновременно усваивают опыт творческой деятельности, ибо творческим по сути является всякий акт деятельности языка» [7]. 
     Итак, первый элемент – это знания. Теоретические знания, усваиваемые учениками младших классов в процессе работы по развитию письменной связной речи – это главным образом знания о способах деятельности, о том, что и как надо делать, чтобы раскрыть тему и основную мысль высказывания, как собирать и систематизировать материал к письменным работам, как править написанное и т.д. Специфика этих знаний в их направленности на овладение коммуникативными умениями.
     Кроме того, ученики начальных классов усваивают языковой материал (слова, служащие средствами связи между самостоятельными предложениями); знания об отношении к различным явлениям жизни и к людям, т.к. анализируют и создают тексты, в которых отражаются эти знания и определенные понятия [9].
     Второй элемент – это умения и навыки, формируемые в процессе работы по развитию письменной связной речи младших школьников, имеют свои особенности. Создавая письменную работу, младшие школьники используют усвоенные ранее способы речевой деятельности применительно к предложенной учителем теме высказывания. При этом коммуникативные умения (умения создавать текст) опираются на речевые навыки (например, навыки словоупотребления, согласования слов), но сами не автоматизируются, т.к. включают элементы творчества. Среди коммуникативных умений есть специфические (например, умение совершенствовать написанное), умение выделять существенные и несущественные признаки в описываемом предмете, отличать главное от второстепенного (в содержании излагаемого материала), умение обобщать, делать выводы и т.д. Как видно из примера эти общие умения логического характера находят своеобразное преломление в деятельности ученика, связанной с опытом построения, организации, создания текста [10]. 
     Третий элемент – нормы отношения к миру (нравственные, эстетические и т.д.) усваиваются в процессе работы над различными по тематики текстов. Если открыть любую программу для начальной школы русского языка раздел развитие речи, то можно проследить, что здесь формируется оценочно-эмоциональное отношение к животными (описание животного), к предметам мир родной природы и к миру вещей – творениям рук человека (описание бытовых предметов природы), осмысливаются нравственно-эстетические нормы (элементарные рассуждения о поведении людей, рассказы о себе, своих поступках), к научным знаниям (рассуждение типа «Зачем человеку музыка». При этом на уроках воспитывается не только культура чувств, но и умение письменно выразить свое эмоциально-оценочное отношение к тому, о чем идет речь в сочинении. И если учитель не должен навязывать своего мнения о предмете высказывания, своего отношения к нему, то он должен помочь детям разобраться в их эмоциях, помочь им выразить свои чувства (если это действительно требует тема сочинения), что, как известно, затрудняет ученика начальных классов.
     Итак, из всего вышесказанного можно выделить следующие педагогические условия формирования письменной связной речи младших школьников:
- учить детей собирать материал к письменным работам;
- обеспечить учащихся богатым языковым материалом;
- учить детей совершенствовать написанное;
- создать такие условия, при котором у ребенка возникло бы желание выразить свои чувства самому, а не чувства учителя или товарища.
     Рамзаева Т.Г. выделяет следующие педагогические условия формирования письменной связной речи у младших школьников [19]:
- потребность высказываться;
- наличие содержания материала;
- хорошая речевая среда.
     Потребность высказываний является первым условием возникновения и развития речи учащихся младших классов. Без потребности выразить свои стремления, чувства, мысли не заговорили бы ни маленький ребенок, ни человечество в своем историческом развитии. Следовательно, педагогическим условием развития речи учащихся являются создание ситуации, вызывающих у школьников потребность высказываний, желание и необходимость что-то высказать письменно. Если рассматривать с психолого-педагогической точки зрения, то вышесказанное будет являться создание позитивной обстановки [19]. 
     Написание содержания материала, т.е. о чем нужно написать – второе условие любого речевого высказывания. Четкость, логичность речи зависит от того, насколько богато и насколько подготовлен материал. Следовательно, следующим педагогическим условием развития речи учащихся является тщательная забота о материале для речевых упражнений, о том, чтобы речь детей была по-настоящему содержательной. 
     Третье условие успешного речевого развития – это вооружение их средством языка. Младшим школьникам нужно дать образцы языка, создать для них хорошую речевую среду. В результате слушания речи и использования ее в собственной практике у ребенка, формируемое подсознательное «чувство языка», на которое и опирается педагогика с методикой обучения [Там же]. 
1.2 Сочинение как вид развития письменной связной речи младших школьников

     По мнению Львова М.Р.: «Сочинение – творческая работа; оно требует наивысшей самостоятельности школьников, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного в текст» [11]. Подготовка материала, его систематизация, обдумывания композиции и плана сочинения, установление логических связей, выбор слов, словосочетаний, построение предложений и связи между ними, проверка орфографии – весь этот комплекс сложных действий требует от школьника не только высокого напряжения всех его умственных сил, но и умения управлять своей интеллектуальной деятельностью. 
     Сочинение – самостоятельная письменная работа учащегося, изложение им собственных мыслей, переживаний, суждений, намерений; учебная работа, упражнение в развитии связной речи, в построении текста; в то же время оно является средством самовыражения личности школьника, его жизненной позиции, его внутреннего мира. [20]
     Сочинение школьное – текст (речевое произведение) определенного типа или определенной композиционной формы, создаваемый учеником по заданию учителя. 
     Сочинение – средство формирования связной речи школьников, закрепления приобретенных на уроках родного языка умений и навыков, проверки уровня их сформированности, средство воспитания, развития и изучения школьников [Там же].
     В сочинении для ученика обретают смысл все изучаемые правила грамматики, требования орфоэпии и культуры речи. Только в сочинениях письма, причем письмо грамотное, осознается школьниками не как учебное выражение, а как средство правильного оформления собственных мыслей, выраженных в письменной форме. В сочинении языковая теория соединяется с речевой практикой. Школьники любят сочинения, любят именно за его самостоятельный, творческий характер, за то, что в нем можно проявить себя, «писать свое» [Там же].
     В процессе обучения сочинениями, на практике реализуются общие умения в связной речи: умение понять и раскрыть тему; подчинить свое сочинение определенной мысли; собирать материал, систематизировать его, располагать, составлять план и писать по этому плану, использовать средства языка в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями, и, наконец, совершенствовать написанное. [11].
     Щёголева Г.С.  разработала систему обучения связной речи, которая направлена на формирование у детей следующего комплекса речевых умений. Эти речевые умения тесно связаны между собой и усвоение этих связей учащимися рассматривается как одно из важнейших условий осознанного овладения ими и, следовательно, овладением текстом и речью в целом [22]. 
     Н.В.Нечаева развивает представление о дидактическом подходе к сочинениям как особом средстве общего развития учащихся и усвоения ими содержания образования и внешкольного опыта. При этом она исходит из положения, что развитию школьников, становлению их личности и, следовательно, усвоению знаний наибольшей мере способствует организация творческой самостоятельной деятельное связанной с эмоциями и переживаниями. Предоставление просторов инициативе, индивидуальности ученика.
     Методика работы должна строиться на интегративной основе, если в работе над сочинением ставится задача развития личности ребенка, интеграции знаний, представлений, опыта, который он получает из разных источников. Такой характер методики определяется особенностью речевого высказывания, продуктивное которого находится в теснейшей связи с комплексом внутренних факторе мышлением, волей, чувствами, эмоциями человека; его физическим состояние состоянием психико-физических функций; широтой представлений об окружающем мире. Только в обучении, которое в своей целостности направлено на достижение оптимального общего развития учащихся, а значит, и названных факторов, можно добиться успехов в развитии речи школьников: её содержательности, мотивации обеспечить владение средствами языка. Таким образом, сочинение как связная речь целом, по мнению Н.В.Нечаевой, - это не только и не столько раздел русского языка чтения, сколько отражение и результат характера всего обучения, а значит, подготовка к нему начинается задолго до его написания — с первых дней обучения в школе [13]. 
Виды сочинений
     Львов М.Р. предлагает следующую классификацию сочинений.
     I. По источникам: 
1. сочинения на материале непосредственного опыта учащихся – сочинения о пережитом, виденном, слышанном самими учениками, то есть сочинения о походах, прогулках, на материале экскурсий и т.д.;
2. сочинения на книжном материале пли по рассказам учителя, а также по диафильму, кинофильму, спектаклю и т.д.;
3. сочинения по одной картине или по серии картин – на основе воображения учащихся;
4. сочинения, где используется материал разных источников, например сочинение, в котором ученик объединяет результаты своих наблюдений со своими, почерпнутыми из книг или других источников (например, в сочинении «Перелетные птицы нашего края» может сочетаться материал личного опыта с книжным).
     II. По степени самостоятельности, по методам подготовки к письму сочинений:
1. сочинения коллективные, проводимые на общую тему для всего класса и требующие в большей или меньшей мере общеклассной подготовки;
2. сочинения индивидуальные, самостоятельные
     III. По жанру:
1. повествовательные сочинения;
2. описания;
3. рассуждения.
     IV. По стилю:
1. эмоционально-образные, напоминающие художественные произведения (преобладает стиль, близкий к художественному), это преимущественно сочинения о различных событиях, описания природы.
2. сочинения типа деловой статьи (преобладает стиль, близкий к научному или деловому): планы, отчеты о проделанной работе, объявления, арифметические задачи и т.п. [9]
1.3 Система уроков развития связной письменной речи в 1-4 классах по УМК «Школа России»

       В результате освоения образовательной программы начального общего образования обучающиеся получают возможность овладеть следующими навыками: 
- создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
 - понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. 
- составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений [2]
     Рассмотрим учебно-методический комплект «Школа России». Курс «Русский язык» авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого разработан на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования.      
     Основным принципом занятий по русскому языку УМК «Школа России» является речевое развитие детей – развитие у детей дара слова, формирование умения выражать свои мысли в устной и письменной форме. Особенно в данном курсе  обращается внимание на обучение детей письму изложений и сочинений. 
     Рассмотрим подробнее систему учебников русского языка.
     Сочинения проводятся во всех классах начальной школы, по принципу от легкого к сложному.  Начиная со 2 класса, вводятся сочинения - описания, в 3 - 4 классах вводятся элементы рассуждения.
     При определении содержания учебников, исходным является положение о том, что обучение русскому языку в 1-ом классе – это пропедевтический этап в системе начального курса обучения. Здесь предусматривается работа над словом, предложением, текстом, их функциями в общении. 
     Пропедевтический этап системы ставит целью подготовить первоклассников к усвоению во 2-ом – 4-ом классах теории языка на речевой основе, то есть создать условия для осуществления коммуникативно-речевой направленности обучения. В первом классе центральное место занимают упражнения, нацеленные на осознание в перспективе взаимосвязи функций слова, предложения, текста, их своеобразия о оформления в устной и письменной речи. Предметом постоянного внимания является лексическое значение слова, его употребление в тексте, связь между предложениями в тексте, роль текстовых синонимом. Слово как единица языка представлено в 1-ом классе на уровне части речи. 
     Учебник нацелен на то, чтобы в структуре простого двусоставного предложения первоклассники выделяли его смысловую и грамматическую основу – главные члены (без знания терминов), учились распространять предложения, опираясь на потребность речевого общения, обращали внимание на связь слов в предложении в процессе создания своих предложений или восстановления – деформированных. 
     Системно-концентрический принцип обучения русскому языку реализуется во 2-ом – 4-ом классах. Изучение части «Слова. Части речи» направлено на поэтапное формирование понятие «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол», «местоимение» и на развитие умения употреблять их в речи. Во 2-м классе от общего понятие «слова» (как названия предмета или действия предмета) учащиеся переходят к знакомству с особенностями каждой из указанных групп слов. В 3-м классе исходным является понятие «часть речи», на базе которого изучается имена существительные, имена прилагательные, глаголы, проводится ознакомление с местоимениями, наречиями, числительными. При этом каждая часть речи изучается исходя из тех признаков, которые уже на ранних этапов позволяют сравнивать части речи между собой, устанавливают общее для всех и характерное для каждой из них. В качестве составной части в раздел входит и материал по лексике: синонимы и антонимы, многозначность слов, употребление слов в прямом и переносном значение.
     Преемственность и перспективные связи реализованы в разделах «Предложение». Начинается изучения предложения во 2-м классе с наблюдений за употреблением предложений в речи. Первоначальное представление о предложение как единицы речи формируется в процессе создания собственных высказываний, то есть в условиях функционирования предложения в тексте. Систематически в течение всего года проводится работа по составлению предложений, их анализу, что формирует умение выделять в предложении главные члены и слова, связанные по смыслу. 
     В 3-м классе знания о связи слов в предложении расширяются, что происходит, прежде всего, в процессе изучения словосочетаний. Не менее важным является также ознакомление с видами предложений по цели высказывания и по интонации. 
     В 4-м классе в связи с изучением падежных форм имен существительных и имен прилагательных знания в словосочетаниях несколько углубляются, практически происходит ознакомление с типами связи слов в словосочетании: с управлением и согласованием. Новым для обучающихся 4-го класса является изучение предложений с однородными членами.
     Таким образом, усложнение учебного материала от класса к классу происходит путем включение в систему курса новых признаков понятий, то есть путем их дальнейшего развития.
     В разделе «Связная речь» центральное место отводится работе с текстом, овладению обучающимися совокупностью речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение текста и создания собственных высказываний. 
     Работа с текстом, также как и с предложением, проводится в каждом классе, что обусловлено общей речевой направленностью обучения языка. Фактически на каждом уроке осуществляется работа с текстом в устной и письменной форме; только при этом условии знания по русскому языку находят применение в речи и речь развивается.
     На этапе обучения грамоте дети учатся пересказывать небольшой прочитанный текст с помощью вопросов и без них, составлять рассказы по собственным наблюдениям. В основном идет работа по развитию связной устной речи младших школьников, которая закладывает основные знания, умения и навыки для дальнейшей работы.
     Обучающиеся знакомятся с понятием «речь» и ее значением в жизни, наблюдают за особенностями устной и письменной речи. Дети получают представления о тексте, учатся вычленять опорные слова в тексте, определять тему текста, выделять его части, озаглавливать. В дальнейшем дети получают понятие об изложении, тренируются в изложении текста по вопросам под руководством учителя. Затем детей учат составлять и записывать предложения (по вопросам) по сюжетной картинке, и только после этого первоклассники учатся в коллективном составлении небольшого рассказа.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.