- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Развитие внимания детей среднего дошкольного возраста с использованием дидактических игр.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K016816 |
Тема: | Развитие внимания детей среднего дошкольного возраста с использованием дидактических игр. |
Содержание
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)» Кафедра«Педагогика и психология профессионального образования» Направление подготовки – 44.03.02 Психолого-педагогическое образование Профиль : «Психология и педагогика дошкольного образования» Квалификация (степень): Бакалавр 4-курс Форма обучения заочная Выпускная квалификационная работа Тема: «Развитие внимания детей среднего дошкольного возраста с использованием дидактических игр» Обучающийся_________________ Бачарникова Светлана Викторовна подпись Ыв4к к. мед.н. доцент. Буданова Е.И. подпись (ученая степень, ученое звание, фамилия, инициалы) Научный руководитель к .пед. н. доцент. Рабаданова Р.С. подпись (ученая степень, ученое звание, фамилия, инициалы) Консультант Cитникова О.Б. подпись (ученая степень, ученое звание, фамилия, инициалы) Рецензент ВКР допущена к защите «___»_________________20__г. Директор ИСГТ _________________ д. п. н., профессор Шишов С.Е. подпись Москва, 2018 СОДЕРЖАНИЕ Введение ………………………….……………………………………..... 3 Глава 1. Проблема внимания детей среднего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ..……………………………………. 7 1.1. Особенности развития внимания детей среднего дошкольного возраста ……………………………………………………………….. 7 1.2. Перспективы развития внимания детей среднего дошкольного возраста с использованием дидактических игр .……..………………. Выводы по главе 1................................................................................... 18 24 Глава 2. Экспериментально исследование развития внимания у детей среднего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ………………………………………………………. 26 2.1. Организация и методика проведения экспериментального исследования развития внимания детей среднего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ………………………… 26 2.2. Анализ результатов экспериментального исследования развития внимания детей среднего дошкольного возраста с использованием дидактических игр …………………..…………………………………… Выводы по 2 главе…………………………………………………………. 29 48 Заключение ………..………….…………………………………………... 51 Список использованных источников ………………….………..…… 54 Приложения ………...………………………………………………..…... 60 ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Проблема развития внимания и его развивающая работа с детьми, имеющими нарушения внимания, на сегодняшний день считаются актуальными. Внимание дошкольникаотображает его собственные интересы к окружающим предметам и действия по отношению к этим предметам. То есть пока у ребенка есть интерес к предмету или действию, то его внимание будет сосредоточенным на нем. Дошкольный возраст это периодусвоения социального пространства человеческих отношений посредством общения с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками [45]. Так как игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, торационально говорить о взаимосвязи игры и внимания. Игровая деятельность оказывает влияние на формирование произвольности психических процессов. В игре дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, развиваются психические процессы,такие как произвольное внимание и произвольную память.В связи с этим, в педагогической науке не так давновозникло целое направление – это игровая педагогика, которая полагает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Взаимосвязь обучения и игры, структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми разрабатывались многими исследователями, такими как З.М. Богуславской, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгером, Е.Ф. Иваницкой, Е.И. Радиной, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, А.П. Усовой. Развивающее значение игры было рассмотрено в таких исследованиях как Р.И. Жуковской, Н.Я. Михайленко, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина. Однако, несмотря на ряд исследований в этой области, вопрос особенностей развития внимания у детей среднего дошкольного возраста с использованием дидактических игр остается недостаточно изученным. Изложенное позволило выявить сложившееся противоречие исследования: между необходимостью развития внимания у детей среднего дошкольного возраста и неготовностью педагогов применить в этом направлении средства дидактической игры. В связи с противоречием возникает проблема исследования: каковы возможности дидактических игр в повышении уровня развития внимания у детей среднего дошкольного возраста. В соответствие с изложенной проблемой сформулирована тема исследования: «Развитие внимания детей среднего дошкольного возраста с использованием дидактических игр». Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально исследовать особенности развития внимания детей среднего дошкольного возраста с использованием дидактических игр. Объект исследования: особенностивнимания детей среднего дошкольного возраста. Предмет исследования: процесс развития внимания детей среднего дошкольного возраста с использованием дидактических игр. Гипотеза исследования: произойдет повышение уровня развития внимания у детей среднего дошкольного возраста, если будут применены дидактические игры. Предмет исследования и позволили сформулировать следующие задачи исследования: 1. Раскрыть особенности развития внимания детей среднего дошкольного возраста. 2. Выявить возможности развития внимания детей среднего дошкольного возраста с использованием дидактических игр. 3. Организовать и провести экспериментальное исследование развития внимания детей среднего дошкольного возраста с использованием дидактических игр. 4. Проанализировать полученные результаты исследования. Методы исследования: ? теоретический анализ литературы; ? Психодиагностические методики: 1. Методика ? игра №1 «Что увидел?» Т.П. Трясорукова [65]. 2. Методика ? игра № 2 «Перепутанные линии» Т.П. Трясорукова [65]. 3. Методика ? игра № 3 «Найди к домику ключ» Т.П. Трясорукова [65]. ? математическая обработка материала. Теоретической и методологической базой исследования являются: ? концепция о генезисе и структуре высших психических функций (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев); ? теория о прижизненном формировании высших психических функций, их социогенезе (А.Р. Лурия); ? концепция деятельности (А.Н. Леонтьев); ? теория о концептуальном аппарате нейропсихологии детского возраста (Л.С. Цветкова); ? физиологические основы внимания (А.А. Ухтомский), ? прикладные исследования внимания (Д.Е. Бродбент, И.П. Павлов, П.Я. Гальперин, С.Л. Кобыльницкая), ? исследования внимания с учетом возрастных особенностей (Н.Н. Ланге, М.Н. Волокитина, М.Ч. Матюхина), – исследование взаимосвязи обучения и игры, структуры игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми (А.К. Бондаренко, Л.А. Венгер, Е.Ф. Иваницкая, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова). – исследование развития внимания с помощью дидактических игр (А.В. Запорожец, Е.И. Тихеева) База опытно-практической работымуниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение (МДОУ) – детский сад комбинированного вида № 9 «8 марта» города Подольск. Практическая значимостьзаключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в практике работы муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения для развития, коррекции или профилактики внимания детей среднего дошкольного возраста с помощью применения дидактических игр. База исследования: Московская область, город Подольск, МДОУ детский сад комбинированного вида № 9 «8 марта». Выборку составили 20 детей среднего дошкольного возраста. Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 73 наименования, и4 приложения. Общий объем работы – 65 страниц. Основной текст работы – 57 страниц, включая 14 таблиц, 6 рисунков. Приложения занимают 8 страниц. ГЛАВА 1.ПРОБЛЕМА ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР. 1.1. Особенности развития внимания детей среднего дошкольного возраста Проблему внимания рассматривают и изучают такие известные зарубежные иотечественные психологи ипедагоги, как Л.С. Выготский [12], П.Я. Гальперин [13], И. Гербарт [14], Н.Ф. Добрынин [20], Л.Н. Леонтьев [33], Дж. Миль [38],Р.С. Немов [46], Т. Рибо [58],С.Л. Рубинштейн [61],Г.А. Урунтаева [65]. Т. Рибо [58] считал, что внимание всегда связано сэмоциями ивызывается ими, независимо оттого является внимание ослабленным или усиленным,то естьмежду эмоциями и произвольным вниманием онусматривал особенно тесную связь. Отечественный психологН.Ф. Добрынин [20] в своих исследованиях выделяет то, что внимание есть особый вид психической деятельности, проявляющийся ввыборе иподдержании тех или иных процессов деятельности. С.Л. Рубинштейн [61] рассматривая внимание, определяет его как избирательную направленность натот или иной объект исконцентрированность нанем, углубленность внаправленную наобъект познавательную деятельность. Зарубежные и отечественные ученые, многие из них, под вниманием понимают, состояние психической концентрации, сосредоточенности накаком-либо объекте, иего невозможно определить как самостоятельную форму психической деятельности. Внимание неимеет своего отдельного, специфического продукта, его результатом является улучшение всякой деятельности, ккоторой оно присоединяется. Внимание можно определить как психофизиологический процесс, характеризующий динамические особенности познавательной деятельности. До сих пор среди научных исследователей отсутствуетобщее представлениео внимании, и оно предполагает собою психологическоеявление. Содной стороны, анализируетсяпроблема оналичии внимания как независимого психического явления. Определенныеученыезаявляют то, что внимание никак неможет рассматриваться как независимое явление, так как оно имеется в каждом психическом процессе или деятельности человека. Остальныеисследователи психологи напротив, защищаютнезависимость внимания как психического процесса иособенного психического состояния человека. Внимание гарантируетчеткость и точность сознания, пониманиезначения психической деятельности в конкретныйпериод времени.Как полагает А.Г. Маклаков [38] что, как и каждыйиной психический процесс, сопряжен сконкретными физиологическими явлениями. Вцелостной физиологической основеотделения некоторых раздражителей итечения процессов вобусловленнойнаправленности составляет побуждение одних нервных центров и замедление других. Оказывающий влияние начеловека раздражитель порождает активизацию мозга. Главнаяпреграда, с которой сталкивалась психология внимания в течениецелой истории собственногоформирования, состоит в том, что ученые никак не имели возможность прийти к общему мнению сравнительноизначальногорезультата или продукта внимания [38]. П.Я.Гальперин [13] создает два заключениякасательно причин сложностиизучения внимания: во-первых, относительно себя и внешнему наблюдению вниманияявляется как процесс без содержания; во-вторых, у внимания отсутствует продукт. Внимание выражается, совместнолибосвязано с иными психическими процессами. Ряд данных явлений настольнонеоднороден, а взаимосвязи срединихнастолькосокрыты, что мнение об их единойбазесмотритсяподозрительным. Среди них сложноотметить явления, которые определяют внимание как особенный процесс, и явления, подтверждающие на его продукт. По этой причинеустанавливается сомнение о специфике внимания как особенного психического процесса и освобождаетсяпроблема о его содержании. Там, где подтверждается продукт или эффект внимания, редуцируется своеобразнаясущность процесса, и напротив, когда обнаруживается содержание, теряется продукт. В результате, вниманию больше всего отводилась значимостьотображения других психических процессов, сознания или деятельности. Большинствупредставлялось, что созданиеобщей концепции внимания, которая сумела бы непротиворечивым способомразъяснить все явления сосредоточенности и невнимательности человека, значило бы сотворение глобальной общепсихологической концепции. Вследствие этого психологию внимания необходиморасцениватьили как психологию, или, согласно сущности то же самое, вообще не рассматриватьнезависимым разделом психологической науки [13]. Сложностьизучения внимания давно осмыслена психологами, которые пыталисьпонять его феномены, определить его специфику,а также редуцировать к другим психическим процессам. До настоящего времени по данной проблематике собран большойэкспериментальный материал, инициативно обсуждаются разнообразные теории внимания, разработан ряд своеобразных методов его исследования. У.Джеймс [19] поделил все концепции внимания на причинные теории и теории эффекта. Исследователи первой группы оценивают внимание как причину, повергающую к какому-либо результату. Вторая группа исследователейполагают явлению внимания эффектами, в таком случаеимеетсяиных психических процессов. Также У.Джеймс [19] считал, что научные сведения склоняют чашу весов в выгоду теорий эффекта, однако согласнофилософским соображениям давал преимущество причинным теориям. Модель постановки и решения вопроса внимания оставиласобственную значимость вплоть до данного времени. Ф.Уорден пишет: «Взявшись за вопрос, является ли внимание эффектом или причиной, У.Джеймс проложил тот путь, по которому идем и мы, когда пришел к выводу, что возможные ответы в большей степени метафизические, чем научные» [38, с.202]. Д.Н.Узнадзе [58] связывал возникновение и устойчивость внимания с формированием у субъекта установки, побуждающей его проявить определенную деятельность по отношению к объекту, руководствуясь прошлым опытом. Установка может быть связана с ожиданием объекта или с готовностью воспринять его или совершить какое-либо действие, направленное на достижение поставленной цели. П.Я.Гальперин [13] рассматривал внимание как один из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности, направленный на содержание психических явлений, возникающих в процессе познания. Основная функция внимания осуществлять контроль за правильностью содержания психических явлений, обеспечивающих осуществление деятельности на высоком уровне. Большое значение для правильного понимания места внимания в системе психических явлений и его роли в деятельности имеет изучение физиологических механизмов. И.П.Павлов и А.А.Ухтомский [50] в своих работах по физиологии дают возможность объяснить, как возникает и функционирует внимание на основе деятельности головного мозга. Направленность внимания возникает на основе, открытого И.П.Павловым [50], ориентировочного рефлекса, который дает возможность организму осведомиться о том, что происходит в окружающей среде. По современным данным в его структуру входят как внешние движения, так и внутренние изменения в деятельности всех органов, в том числе изменения в чувствительности анализаторов и в электрической активности головного мозга. Это доказывает, что возникновение внимания связано с общей активизацией всех мозговых структур [50]. Внимание – это направленность исосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности [13]. H.Н.Лонге [31], анализируя наиболее известные подходы к пониманию природы внимания, объединил существующие теории и концепции внимания в несколько групп: 1. Внимание как результат двигательного приспособления. Приверженцы этого подхода исходят из того, что поскольку человек может произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание невозможно без мышечных движений. Именно мышечные движения обеспечивают приспособление органов чувств к условиям наилучшего восприятия. 2. Внимание как результат ограниченности объема сознания. 3. Внимание как результат эмоции. Эта теория получила наибольшее признание в английской ассоциационной психологии. Она основывается на утверждении о зависимости внимания от эмоциональной окраски представления. 4. Внимание как результат апперцепции, т.е. как результат жизненного опыта индивида. 5. Внимание как особая активная способность духа. Сторонники данной позиции принимают внимание за первичную и активную способность, происхождение которой необъяснимо. 6. Внимание как усиление нервной раздражительности. Согласно данной гипотезе, внимание обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы. 7. Теория нервного подавления пытается объяснить основной факт внимания – преобладание одного представления над другими – тем, что один физиологический нервный процесс задерживает или подавляет другие физиологические процессы, результатом чего является факт особой концентрации сознания [31]. Таким образом, можно сделать вывод, что в дальнейшем, в нашей работе, под вниманием мы понимаем – направленность исосредоточенность сознания наопределенных объектах или определенной деятельности. Основными видами внимания являются [13]: 1. Непроизвольное. 2. Произвольное. 3. Непосредственное. 4. Опосредствованное. 5. Послепроизвольное. Непроизвольное внимание, внекоторых исследованиях называют пассивным, вдругих – эмоциональным. Непроизвольное внимание – это сосредоточение сознания наобъекте всилу его особенности как раздражителя. Оно является наиболее простым видом внимания так, как оно возникает иподдерживается независимо отсознания человека. Деятельность охватывает человека сама посебе, всилу своей увлекательности неожиданности или занимательности [11]. Произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение наобъекте, направляемое требованиями деятельности. Оно связано сучастием воли впроцессах памяти. Вэтом случае человек сознательно ицеленаправленно обращает свое внимание накакой-либо объект, удерживает внимание нанем втечение определенного времени, сам переключает свое внимание нановый объект. Произвольное внимание отличается отнепроизвольного, они тесно связаны друг сдругом, поскольку произвольное внимание возникло изнепроизвольного. Произвольное внимание также связано счувствами, интересами, прежним опытом человека. Непосредственное внимание – это то, которое удерживается ирегулируется напрямую тем объектом, накоторое оно направленно. Между объектом исознанием человека, вданном случае, нет никаких других объектов, спомощью которых его внимание регулируется. Опосредствованное внимание? это внимание, которое привлекается ирегулируется нетем объектом, накоторое оно непосредственно направлено, ачем-либо другим [13]. Понятие опослепроизвольном внимании ввел Н.Ф. Добрынин[20]. Послепроизвольное внимание – это то, которое появляется спустя некоторое время после того, как человек произвольно удерживал свое внимание начем-либо. Вотличие отнепроизвольного внимания послепроизвольное внимание связанно ссознательными целями иподдерживается сознательными интересами. Втоже время вотличие отпроизвольного внимания здесь нет никаких волевых усилий [20]. Внимание человека обладает рядом свойств – это устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость иобъем внимания [11]. Рассмотрим классификацию свойств внимания подробнее: 1. Объем вниманияхарактеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание субъект в доли секунды. Испытуемому предъявляют группу объектов (цифр, букв), не связанных между собою в течение 1/10 секунды. Объем внимания взрослого человека равен от 4 до 6 объектов, независимо от того, каковы объекты, буквы или слова. В словах не замечаются перестановки букв, что говорит о том, что слова воспринимаются в целом, как целостный объект, а не как ряд букв. 2. Устойчивость вниманияхарактеризуется промежутком времени, в течение которого оно может быть направлено и сосредоточено на объектах или на деятельности. Наиболее важнейшим условием устойчивости внимания является вероятность в том предмете, на котором оно сосредоточено, обнаруживать новые свойства и связи. Устойчивость внимания – это его временная характеристика, от которой во многом зависит производительность деятельности человека. При наличии устойчивого внимания человек может успешно заниматься длительное время какой-либо деятельностью, а при отсутствии его он вынужден прекратить свои действия, так как они не приведут к нужным результатам. На сохранение устойчивости внимания влияют многие факторы, среди которых немаловажное значение имеет активность человека, которая может проявляться в форме внешних практических действий, направленных на объект, а также в виде внутренних интеллектуальных действий, посредством которых планируется и регулируется деятельность. Устойчивость внимания может зависеть также и от особенностей самих объектов, которые завлечены в деятельность. Если объект двигается, модифицирует форму, цвет или другие какие-то свойства, то внимание к нему сохраняется в течение длительного времени [11]. 3. Концентрация вниманияхарактеризуется степенью углубленности человека в деятельность. Показателем высокой степени концентрации является невозможность отвлечь внимание человека от предмета деятельности посторонними раздражителями. Наибольшая концентрация внимания обнаруживается при увлеченности интересным занятием, в котором реализуется возможности и способности человека. Концентрация внимания имеет динамический характер. От концентрации зависит степень проявления помехоустойчивости субъекта к отвлекающим раздражителям. 4. Переключение вниманияпредставляет собой преднамеренное его перемещение с одного предмета на другой, с одной деятельности на другую.Переключение внимания связано с новыми целями и задачами, которые возникают у человека в процессе осуществления познавательной деятельности. Переключение может бытьполным и неполным, завершенным и незавершенным. При завершенном переключении внимание полностью сосредотачивается на новом объекте или деятельности. При незавершенном переключении оно отчасти еще направлено на предыдущую деятельность. Это происходит в тех случаях, когда предыдущая деятельность оказала большое впечатление на личность или, если она сомневается в правильности полученных результатов. Показателем степени завершенности переключения внимания является интервал времени, связанный с переходом от одной деятельности к другой, объем, качество, точность работы и количество времени, затраченное на ее выполнение [11]. Противоположным свойством переключению являетсяотвлечение внимания. Оно случается в результате непреднамеренного перемещения внимания с основной работы на предметы, отвлекающие действующие на личность. Отвлечение снижает качество работы, является причиной ошибок по невнимательности, не позволяет завершить работу в запланированный срок. Разница между отвлечением и переключением в осознанности последнего. Переключение зависит от характера деятельности, привычки переключаться с одного на другое, легче переключаться со слабого раздражителя на сильный. Наоборот, труднее с сильного на слабый. 5. Распределение внимания – способность удерживать в поле внимания одновременно несколько объектов или контролировать несколько видов деятельности (читать стихи и решать арифметические задачи). Это свойство связано с концентрацией внимания, так как эти свойства действуют в противоположных направлениях. Распределение внимания дает возможность человеку одновременно заниматься несколькими видами деятельности. Возможность распределения внимания связана с приобретением личностью опыта в выполнении различных видов деятельности. При отсутствии его, внимание неизбежно сосредотачивается на одной деятельности. Удачное распределение внимания также зависит от характера, осуществляемых видов деятельности. Чем сложнее виды деятельности, тем труднее распределить на них внимание. При наличии очень трудной деятельности проявить одновременно внимание к другой почти невозможно. Трудно сочетать выполнение двух видов интеллектуальной деятельности. Гораздо элементарно соединить умственную деятельность с практической [11]. Таким образом, под вниманием мы понимаем – направленность исосредоточенность сознания наопределенных объектах или определенной деятельности. Существуют следующие виды внимания:непроизвольное ипроизвольное, непосредственное иопосредствованное внимание, а также послепроизвольное. Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом. Дошкольный возраст – это этап психического развития ребенка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода: 1) младший дошкольный возраст ? от 3 до 4 лет; 2) средний дошкольный возраст ? от 4 до 5 лет; 3) старший дошкольный возраст ? от 5 до 7 лет [45]. В среднем дошкольном возрасте происходят изменения во всех видах и свойствах внимания. Увеличивается объем внимания: дошкольник в 4-5 лет уже может действовать с двумя-пятью предметами. В связи с автоматизацией многих действии у ребенка, возрастает возможность распределения его внимания. Благодаря тому, что внимание становится более устойчивым, это дает ребенку возможность осуществлять под руководством воспитателя определенную работу, различной направленности. Ребенок старается не отвлекаться, даже если понимает, что дело нужно довести до концаи появилась более привлекательная перспектива. Поддержание устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием любознательности, познавательных процессов. Устойчивость внимания ребенка в среднем дошкольном возрасте зависит от характера, действующего на него раздражителя. В этом возрасте длительные отвлечения вызывает шум игры, а наиболее продолжительные ? звонок. На протяжении дошкольного периодпродолжительность отвлечений, которые вызваныразличными раздражителями, снижается, то есть возрастает тем самым устойчивость внимания у ребенка [12]. В среднем дошкольном возрасте меняется организация жизни ребенка, он осваивает новые виды деятельности, такие как игровую, продуктивную и трудовую, тем самым и развивается у него внимание. Кроме того в этом возрастедошкольникакцентируетсобственные действия под воздействием взрослого. Педагог все больше говорит ребенку: «Будь внимательным», «Слушай внимательно», «Смотри внимательно». Выполняяуказания взрослого, дошкольникобязануправлятьсобственным вниманием. Развитие произвольного внимания сопряжено с постижением средств регулированияего. Сначала это внешние средства, указательный жест, слово взрослого. В среднем дошкольном возрасте подобным средством делается речь самого ребенка, которая приобретает планирующую функцию. Формирование произвольного внимания непосредственно сопряжено с развитием речи, а также с осознаниемзначимостибудущей деятельности, пониманием ее цели. Развитие данного вида внимания кроме тогосопряжено с постижениемобщепризнанных норм и правил поведения, становлением волевого действия [32]. Таким образом, формирование послепроизвольного вниманияу дошкольникасовершаетсяпосредствомразвития произвольного, оно также объединено с привычкой прикладывать волевые усилия для достижения цели. Существуют особенности развития внимания у детей в среднем дошкольном возрасте: 1) существенноповышается его концентрация, объем и устойчивость; 2) формируются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов; 3) внимание делается опосредованным; 4) возникаюткомпонентыпослепроизвольного внимания [63]. Внимание является важнейшим качеством, которое охарактеризовывает процесс отбора нужной информации и отделение лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то мозг человека не смог бы избежать перегрузки. Так как внимание обладает определенными свойствами, то нарушение каждого из них приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка. Рассмотрим подробнее: 1. Небольшой объем внимания у ребенка характеризуетнеосуществимостьсосредоточитьсясразу на нескольких объектах, сохранять их в уме. 2. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания – дошкольникусложнопродолжительноудерживать внимание, не отрываясь и не расслабляя его. 3. Низкая избирательность внимания ?дошкольникникак не способенсосредоточитьсяконкретно на той доле материала, которая нужна для решения установленнойпроблемы. 4. Плохая переключаемость внимания ?дошкольникусложнопереходить с выполнения 1-го вида деятельности на 2-ой. Ему трудноскороперейтис 1-готипа заданий на иной. 5. Недостаточно сформированноеумение распределения внимания ?неспособностьрезультативноосуществлятьсразу несколько дел. 6. Низкий уровень произвольность внимания ?дошкольникимеет затруднение в сосредоточении вниманиясогласно запросу [63]. Перечисленные недостатки развития внимания у детей не могут быть устранены фрагментарно включаемыми «упражнениями на внимание» в процессе занятий с ребенком. Для их преодоления они требуют специально организованной работы. И такая работа должна вестись по двум направлениям: 1. Применение специальных занятий, упражняющиху дошкольника главные свойства внимания. 2. Применение упражнений, на базе которых развивается внимательность как качество личности. Основная цельподобныхупражнений: преодолевание глобального восприятия, усилиеобучить усваиватьсущность с учетом компонентов на фоне значения целого. 1.2. Перспективы развития внимания детей среднего дошкольного возраста с использованием дидактических игр Дидактическая игра – это разностороннее, сложное педагогическое явление, она считается иигровым методом обучения ребенка в дошкольном возрасте, иформой обучения, исамостоятельной игровой деятельностью, исредством многостороннего воспитания личности детей [6]. Дидактические игры играютсущественную роль в осуществлении ФГОС ДО [40], так как неотъемлемым компонентом в них считается познавательное содержание и интеллектуальные задачи. Неоднократнопринимая участие в игре, дошкольникосновательнопостигает знания, которыми он в дальнейшем оперирует. А решая интеллектуальнуюпроблему в игре, дошкольникобучается запоминанию, воспроизведению, классифицированию предметов и явлений по совместным признакам. Требования к дидактическим играм следующие: 1. Любая дидактическая игра обязанапредоставлять упражнения, нужныес целью интеллектуального развития детей иихвоспитания. 2. Вдидактической игре непременноприсутствует интересная проблемы, решение которой потребует интеллектуального усилия, преодоления некоторых сложностей. 3. Дидактизм вигре обязансовмещать сзанимательностью, шуткой и юмором. 4. Заинтересованность игрой стимулируетинтеллектуальную деятельность, упрощаетосуществление задачи [6]. Дидактические игры обладаютспецифическимстроением, вкоторомбольшая часть исследователей акцентируетподобные структурные компоненты, как дидактическая задача, игровые правила, игровые действия, заключение или окончание игры. Главным компонентом дидактической игры считается дидактическая задача. Она непосредственна,сопряжена спрограммой занятий. Все другие компоненты подчинены данной задаче игарантируют ееосуществление. Дидактические задачи многообразны, они могут быть ориентированына: ? ознакомление сокружающим миром (природа, животный ирастительный мир, люди, ихбыт, труд, события общественной жизни); ? развитие речи (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи имышления). ? закрепление элементарных математических представлений [6]. Содержанием дидактических игр является окружающая действительность, такая как природа, люди, взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни идругие [6]. Правила в дидактической игре представляют существенную значимость, обеспечиваяосуществление игрового содержания. Они устанавливают, что икак обязанвыполнять вигре любой дошкольник, показываютподход кдостижению цели. Правила могут помочьсовершенствовать уребенкавозможности торможения. Они развивают уребенкаспособностьподавлять, регулироватьсобственное поведение.Для того чтобы игра по истинномупредназначалась воспитательным целям, дети обязаны хорошо понимать правила исоблюдать их. Обучить ихэтому обязанпедагог. Большую значимость вдидактических играх относится к игровому действию. Игровое действие – это проявление активности ребенка вигровых целях[6]. Онозахватывает ипривлекает ребенка, активизирует детскую энергичность, порождает уребенкаощущение удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная вигровую форму, принимается ребенком наиболееблагополучно, так как его внимание нацелено наформирование игрового действия иосуществление правил игры. Незаметно для себя, без особыхусилийдети, играя, осуществляет дидактическую задачу. Благодаря присутствию игровых действий у дидактических игр, которые используются назанятиях, совершают обучение наиболее интересным, эмоциональным, могут помочьповысить степень произвольного вниманияребенка, формируют предпосылки кнаиболее углубленномуусвоениюпознаниями, умениями инавыками. Дидактические игры по содержанию разделяются насоответствующие виды: 1) математические (для закрепления представлений овремени, пространственном расположении, количестве предметов); 2) сенсорные (для закрепления представлений оцвете, величине, форме); 3) речевые (для ознакомления сословом ипредложением, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, обогащения словаря); 4) музыкальные (для развития звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма); 5) природоведческие (для ознакомления собъектами иявлениями живой инеживой природы); 6) для ознакомления сокружающим (спредметами иматериалами, изкоторых они изготовлены, спрофессиями людейи прочее) [6]. Дидактические игры взависимости отиспользования материала игры традиционно разделяются натри основные группы: а) игры спредметами иигрушками (сюжетные, дидактические игры иигры-инсценировки). Это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, бирюльками, разнообразными природными материалами (листьями, семенами), они формируют у детей восприятие цвета, величины, формы; б) настольно-печатные игры (разрезные картинки, складные кубики, лото, домино). Нацелены на конкретизацию представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции; в) словесные игры........................ |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: