VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Воинская повинность в Российской империи в XIX веке законодательное закрепление и практика

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W006901
Тема: Воинская повинность в Российской империи в XIX веке законодательное закрепление и практика
Содержание
Глава 1.  Воинская повинность в Российской империи в XIX веке : законодательное закрепление и практика.



Начиная с Петра I, все сословия в России привлекались к службе в армии. Дворяне обязательно должны были сами проходить военную службу, а податные сословия - обеспечивать армию рекрутами. Екатерина II освободила «благородное дворянство» от обязательной службы, рекрутчина оказалась уделом беднейших слоев общества. До принятия Устава о воинской повинности рекрутская повинность не носила характер личной обязанности нести военную службу. В ряде случаев допускалась замена поставки рекрута натурой, денежным взносом или наймом охотника - человека, который соглашался пойти на службу вместо призванного рекрута.

В России воинская обязанность развивалась особенно динамично в XIX – XX вв., и именно в это время происходило множество преобразований, которые существенно изменили правовой аспект комплектования армии. Указанный период можно условно поделить на несколько пунктов :

Рекрутская повинность (1800 – 1874 гг.)

Воинская повинность (1874 – 1917 гг.)

Воинская обязанность в СССР (1922 – 1991 гг.)

Рекрутские наборы начались в России в 1804 году в правление Петра I и являлись общими по всему государству до 1834 года. С 1834 года начаты были частные наборы в обоих полосах страны за один набор. Это означает, что Россия была разделена на две полосы : восточную и западную и ежегодно набор проводился только из одной полосы.

Западная полоса включала в себя следующие губернии: 

Архангельская

Олонецкая

Санкт – Петербургская

Тверская

Смоленская

Псковская

Эстляндская 

Лифляндская

Курляндская

Ковенская

Виленская

Гродненская

Минская

Могилевская

Витебская

Волынская

Киевская

Подольская

Херсонская

Таврическая

Екатеринославская

Полтавская

Черниговская

Курская

Харьковская

А в состав Восточной полосы входили губернии :

Вологодская

Костромская

Ярославская

Владимирская

Московская

Калужская

Тульская

Рязанская

Тамбовская

Орловская

И другие.

Для набора учреждалось одно губернское рекрутское присутствие  и несколько уездных. Их состав определялся рекрутскими уставами. Набор начинали с 1 ноября по 31 декабря, а малолетних рекрутов для флота набирали в апреле. Сам набор проводился губернским начальством при обязательном медицинском освидетельствовании, в присутствии специально присланных генералов или флигель – адъютантов. После этого рекруты распределялись по роду службы и полкам.

В седьмой статье Рекрутского устава говорилось, что «каждый участок отправляет рекрутскую повинность по числу его душ мужского пола».Рекрутский устав предусматривал прием на службу лиц от 20 до 30 лет от роду. При приеме каждого новобранца рекрутское присутствие должно было удостовериться в том, «не имеет ли рекрут болезней и недостатков, кои делают его к службе неспособным».Из этого следует, что состояние здоровья было важным критерием годности к военной службе. Кроме сословного происхождения на определение воинской обязанности большое влияние оказывал коллективный характер рекрутской повинности, которая, если так можно выразиться, была неперсонифицированной. Таким образом,в рекруты необходимо было принять не конкретного человека, а определенное количество лиц из числа ревизских душ, указанное в царском манифесте. Для определения лиц, под- лежащих рекрутству, существовал крайне огромный и крайне запутанный институт рекрутской очереди .Проблема состояла в том, что рекрутская очередь, на самом деле была вовсе не личной, а семейной. Очередность семей определялась по количеству трудоспособных членов семьи, что отражалось в очередном рекрутском списке, составляемом на три года. Правильность составления списков перед проведением набора контролировала казенная палата.

Существование рекрутской очереди породило такой вид преступлений как — «подлоги и неправильности в отправлении рекрутской повинности». Самым характерным преступлением, относившимся к данной категории, являлось деяние, предусмотренное ст. 506 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных: «Лица, изобличенные в отдаче в рекруты чужих людей подлогом за общества, к комиссии люди не принадлежат, подвергаются за сие лишению всех особенных, лично и по состоянию присвоенных прав и преимуществ и ссылке на житие в Сибирь или отдаче в исправительные арестантские роты по второй степени 31 статьи сего уложения. Вместо отданных подлогом взыскиваются другие в службу годные». Тщательная регламентация рекрутских наборов, наличие внушительного чиновничьего аппарата, установление мер юридической ответственности так и не сделали рекрутскую повинность эффективной. 

В 60 – х годах XIX века отбывание военной службы являлось уделом лишь податных сословий и значительная часть населения была освобождена от рекрутской повинности, поэтому армия не была  обеспечена людским запасом, необходимым для ее развертывания. Международная обстановка конца 60-х годов характеризовалась  ростом вооружений в ряде европейских государств и дала возможность военному министру поставить вопрос о необходимости увеличить обученный людской запас.

1 января 1874 г. был издан «Манифест о введении всеобщей воинской повинности», в соответствии с которым воинская повинность возлагалась на все сословия Российской империи. В тот же день был утвержден «Устав о воинской повинности», согласно которому все мужское население страны «без различия состояний» подлежало воинской повинности. Таким образом было заложено основание армии современного типа .

 Реформы в военной области были необходимы ввиду неутешительных итогов Крымской войны 1853-1856 гг. Так в конце 1850-х годов был упразднен институт военных кантонистов. В 1861 г. на пост военного министра был назначен Дмитрий Алексеевич Милютин. Новый военный министр ввел новые воинские уставы, сократил личный состав армии, начал подготовку обученных резервов и офицерских кадров, перевооружение армии. Особенностью военной реформы стало то, что был положен принцип децентрализации войскового управления, то есть создавались военные округа, командующие которых должны были соединять в своих руках высшее командование войсками и контроль над военной  администрацией. 

С 1865 г. началась военно-судебная реформа, которая заключалась во внедрении принципов гласности, состязательности сторон и отказ от телесных наказаний. Были установлены три судебные инстанции: полковой, военно-окружной и главный военный суд. Реформа военно-учебных заведений предусматривала создание военных и юнкерских училищ, в которые с 1876 г. стали принимать лиц всех сословий. В 1877 г. была создана Военно-юридическая академия и расширена основанная Николаем I Академия Генерального штаба.

Также во главу военной реформы были поставлены вопросы престижа военной службы и корпоративности военного сословия. Этим целям служило создание военных библиотек и военных клубов, сначала офицерских, а в 1869 г. было создано первое солдатское собрание. Важной частью реформы является улучшение материального положения офицеров, - им были повышены выплаты и жалование. Но все это не помогло устранить сословную структуру армии, основанную на системе рекрутских наборов. Поэтому в 1870 г. для разработки вопроса о воинской повинности была образована особая комиссия, которая спустя четыре года представила Устав всеобщей всесословной воинской повинности, который был высочайше утвержден в январе 1874 г. 

Важной особенностью воинской повинности, отличающей ее от рекрутчины, является отказ от рекрутской очереди, вместе с которой прекратил существовать порядок рекрутского набора, основанный на посемейной очереди. Процедура призыва стала предельно проста. Так, в ст. 10 Устава о воинской повинности отмечалось, что «поступление на службу по призывам решается жребием, который вынимается единожды на всю жизнь. Лица, по номеру вынутого ими жребия, не подлежащие поступлению в постоянные войска, зачисляются в ополчение».

Согласно Уставу, на воинскую службу по жребию призывались по достижению 20 лет. Те же, кто по номеру жребия не подлежал поступлению в постоянные войска, зачислялись в ополчение. 

Устав определил общий срок военной службы в сухопутных войсках 15 лет, (из которых 6 лет отводилось действительной службе и 9 лет в запасе), на флоте — 10 лет, (из которых 7 лет отводилось действительной службе и 3 года в запасе),а призывники из Туркестанского военного округа должны были отслужить 10 лет (из которых 7 лет действительной службы и 3 года в запасе). Согласно Уставу сроки службы поступивших исчислялись : 

а) для поступивших во время общего призыва, то есть с 1 января следующего за призывом года

б) для поступивших в остальное время года.

Указанные сроки службы были действительны  в мирное время, а во время войны сухопутные войска и флот обязаны были оставаться на службе.

Устав также предусматривал льготы по образованию и отсрочки по семейному положению. Так, освобождению от службы подлежали единственные сыновья у родителей, единственные кормильцы в семье при малолетних братьях и сестрах. Отсрочку воинской повинности предоставляли лицам, которые управляют собственным недвижимым имуществом или торговым, фабричным, промышленным заведением. Таким людям давалась отсрочка на 2 года, не входившие в общий срок службы. Освобождались от службы священники всех христианских вероисповеданий, некоторые лица мусульманского духовенства, штатные преподаватели вузов и обладатели ученых степеней. По национальному признаку освобождению подлежали лица нерусского происхождения, но которые должны были бегло и со смыслом изъясняться на русском языке.. На особых условиях к службе привлекалось население Северного Кавказа и Закавказья нехристианских вероисповеданий: для них отбывание воинской повинности заменялось уплатой особого денежного сбора. Сокращенные сроки службы устанавливались для выпускников высших, средних и низших учебных заведений. 









Во времена воинской повинности военная служба возлагалась исключительно на мужчин, призывной возраст равнялся 20 и  важное значение имело состояние здоровья призывника. Основные признаки субъекта воинской обязанности были оставлены без изменений. 

Важной особенностью воинской повинности, отличающей ее от рекрутчины, является отказ от рекрутской очереди, вместе с которой прекратил существовать порядок рекрутского набора, основанный на посемейной очереди. Процедура призыва стала предельно проста. Так, в ст. 10 Устава о воинской повинности отмечалось, что «поступление на службу по призывам решается жребием, который вынимается единожды на всю жизнь. Лица, по номеру вынутого ими жребия, не подлежащие поступлению в постоянные войска, зачисляются в ополчение».

В результате введения всесословной воинской повинности  господствующие классы вынуждены были «.. .обучать в конце концов весь  народ владеть оружием, так что последний приобретает возможность в  известный момент осуществить свою волю вопреки командующему  

военному начальству». И это имело большое положительное значение.

Устав о воинской повинности с изменениями и дополнениями действовал до января 1918 г.



На практике, армия созданная Милютиным смогла показать себя во время Русско – турецкой войны 1877 – 1878 гг.

Зайончковский в своей книге «Военные реформы 1860-1870 годов в России» отмечает, что обеспечение армии офицерским составом вызвало большие трудности, но к 1875 году, благодаря созданию юнкерских училищ, недостаток офицерского состава удалось восполнить, хотя как такового, офицерского запаса не было. Так же, благодаря призыву из запаса значительного числа унтер-офицеров и производству в это звание отличившихся рядовых, недостатка унтер-офицерского состава на протяжении всей войны не было.

Если учесть иные факторы, которые не зависели от существовавшей 

военной организации, таких как, протяженность территории, слабое развитие железных дорог, отсутствие телеграфной связи в большинстве уездных городов и т.д., то стоит признать, что приведение в боевую готовность значительной части войск было осуществлено в короткие сроки, хотя по сравнению с планами развертывания европейских стран, та же Германия могла мобилизоваться гораздо быстрее. Стоит так же отметить утверждение Зайончковского о том, что русская армия по численности значительно превосходила турецкую, войска были достаточно хорошо подготовлены к военным действиям ,хотя основным недостатком ее являлось несоответствие тактических принципов уровню развития вооружения. 

При всём этом, итоги Русско –турецкой войны полностью учтены не были. В доказательству этому Зайончковский цитирует В.И. Ленина : «Царизм оказался помехой современной, на высоте новейших требований стоящей, организации военного дела, — того самого дела, которому царизм отдавался всей душой, которым он всего более гордился, которому он приносил безмерные жертвы, не стесняясь никакой народной оппозицией. Гроб повапленный — вот чем  оказалось самодержавие в области внешней защиты, наиболее родной и близкой ему, так сказать, специальности».

























































































Глава 2. Исполнение воинской повинности еврейским населением Российской империи в первой половине XIX века : цели, задачи, правовое регулирование.

Цели и задачи введения воинской повинности для еврейского населения.



Во время второй половины правления Александра 1, когда Россия унаследовала вместе с Польшей почти миллионное еврейское население, евреи не слишком сильно притеснялись со стороны правительства. Территории ныне принадлежащие Украине, Белоруссии и Литве стали чертой оседлости для еврейского населения. Следует так же отметить, что несмотря на некоторые финансовые ограничения, нетронутыми оказались кагалы и подкагалки – институты внутреннего управления еврейскими общинами, что говорит об умеренном невмешательстве государства в еврейскую обыденность.

При Александре 1 законотворчество в отношении евреев ограничивалось тремя декретами в год ( во время правления Николая 1 ежегодно появлялось не менее 20 законов в отношении евреев), несмотря на то, что император неприязненно относился к евреям. Некоторое влияние на Александра оказали поляки, считавшие евреев незаменимыми партнерами в вопросах хозяйства. Таким образом, евреи могли вести относительно привычный им образ жизни, вести торговлю и заниматься ремеслами. В особенности следует отметить финансово и экономически привлекательное положение евреев в последние десятилетия правление Александра 1, примером чему могут служить примеры принятия христианскими семьями Тульской губернии, не имеющими никакой связи с еврейским населением, иудаизма. (здесь, видимо, должна быть ссылка на архивные данные)

В 1820 году группа евреев Могилёвской губернии обратилась к правительству с просьбой переселить их куда-нибудь для хлебопашества, при этом не соглашаясь брать на себя связанные с этим расходы в виду отсутствия средства, предложив отпустить нужные для переселения 50 семей средства из казны. Но Министр финансов Гурьев в прошении отказал, объявив расходы на переселение евреев делом рук самих евреев. Таким образом правительство отказывало евреям в содержании, когда дело касалось их перехода к производственному труду. И когда заходил разговор о тяжелом положении крестьянства правительство твердило о необходимости репрессивных мер касательно евреев. Но император повелел обратить внимание на « способы промышленности и прокормления евреев на места нового жительства, дабы они, оставаясь без пристанища, не подверглись в сем положении тягостнейшим нуждам в своем пропитании». Но ситуация складывалась таким образом, что евреи в тех селениях, городах и местечках, в которые их выселили, волочили нищенское существование. Таким образом вставал вопрос о материальном обеспечении евреев, ведь куда их ни отправь нужны денежные средства для их водворения на новом месте. Далее вставал вопрос : куда их направить? 

Следует упомянуть воспоминания Витебского губернатора Жиркевича, в которых он отмечал, что после выселения евреев из деревень промышленность на местах резко упала, так как крестьяне не могли заменить евреев. 

Правовые ограничения в период 1817 – 1825 гг., о которых говорилось выше, несли случайный характер, хотя их объединяла одна цель – «обезвредить» евреев, парализовав их экономическую деятельность в интересах остального населения. Вопросами евреев до 1825 года занимался особый комитет, состоящий из 4 министров – внутренних дел, финансов, юстиции и народного просвещения, но оказавшись бессильными в задаче «лучшего устройства гражданского положения сего народа» сложил свои полномочия и на смену ему был образован комитет из директоров департаментов соответствующих министерств. Новый комитет должен был составить законопроект как для улучшения положения евреев, так и для «сделания их более полезными».

За три года до введения рекрутской повинности еврейское сословие оказалось под пристальным вниманием советника Николая 1 – Канкрина Егора Францевича (1774 -1875). Между 1824 и 1827 годами Канкрин разрабатывал проекты, которые, по его мнению, должны были остановить падение государственного дохода, предлагая консервативные меры, направленные на уменьшение бюджетного дефицита. Канкрин считал поддержку торговли и промышленности бесполезной (в отличии от его предшественника Сперанского). По мнению министра финансов, важнее всего было стабилизировать финансы, ничего не меняя в экономике. 

Относительно деревни, Канкрин предлагал отделить её от города, обложив высокой податью любой вид негосударственной торговли между ними. В западных и юго – западных губерниях империи данный план был направлен против единственного сословия: евреев. Позже Канкрин обнаружил, что противостоять еврейской конкуренции в западных губерниях сложно и единственная тому причина – демографическая, в черте оседлости евреев было слишком много для осуществления плана.  Юлий Гессен (1871 -1939), выдающийся еврейский русский историк, отметил, что не военное ведомство, а Министерство финансов, в лице Канкрина предложило решение этой проблемы с помощью радикального уменьшения еврейского населения за счёт введения натуральной повинности. То есть, так называемую антиеврейскую политику можно считать началом новой экономической политики, начатой Канкриным в 1824 году и имевшей массу негативных последствий в черте оседлости.



Согласно мнению Петровского – Штерна, у Николая I был один способ решения проблем : население, мешающее политике государства и бесполезное для экономики – в рекруты. В Росси наборы в армию не проводились с 1824 года по 1826 год. С первого николаевского набора, объявленного в 1827 году и до 1831 – 1832 гг. натуральная воинская повинность была введена для различных слоёв населения империи, ранее освобожденных от набора, - в основном, такие группы как раз  представляли для государства проблему. В первые годы правления Николай 1 упростил систему, расширив число групп и сословий, обязанных поставлять рекрутов для армии и уделил особое внимание второй категории – православные и не православные, платившие подати и рекрутов не поставлявшие, в которой естественным образом оказались евреи – налогоплательщики. Но всё – таки полностью согласиться с мнением Петровского – Штерна я не могу, так как нельзя сказать, что евреи были бесполезны для экономики империи и об этом говорит тот факт, что евреи накануне 1827 года выступали крупнейшими экономическими партнерами крестьянства в сельских местностях и играли важную роль в экономической жизни западных губерний.



Главной целью введения рекрутской повинности для евреев по моему мнению было стремление монарха пристроить высланных из деревни евреев и сделать их полезными государству. Петровский – Штерн приводит пример прошения, где евреи просят не высылать их зимой, а дождаться теплого времени года. (найти ссылку!!!) В этом случае, когда государство не могло или не хотело содержать из без того обедневших евреев армия была лучшим решением проблемы. Ведь в таком случае, хотя бы мужская часть населения находилась в приемлемых условиях ,питалась, одевалась и жила за казенный счёт, при этом принося пользу государству.



    Правовым регулированием в данным случае выступал Устав рекрутской      повинности для евреев от 26 августа 1827 года, о котором пойдёт речь в следующем параграфе.









2.Правовое регулирование исполнения воинской повинности еврейским населением.

26 августа 1827 года Николай подписал несколько важных указов : «О обращении евреев к отправлению рекрутской повинности и военной службы евреев»; «Устав рекрутской повинности и военной службы евреев». Тогда же был подписан манифест «О сборе во всем государстве с 500 душ по два рекрута» и дополняющее его «Распоряжение по предназначенному рекрутскому набору».

От евреев устав требовал только рекрутов, что даёт возможность чётко проследить экономические планы министра финансов относительно сокращения еврейского населения черты. Замена воинской повинности деньгами для евреев включала в себя массу невыполнимых условий и потому становилась невозможной. Также исключался вопрос об охотниках – тех, кто готов был служить вместо очередника, обществам было запрещено объединяться, составляя совместные списки. Укрывателей и членовредителей все равно сдавали в рекруты и общества оставались задолжниками по рекрутской повинности, вдвойне теряя рабочую силу.

Гражданское начальство должно было учредить специальные рекрутские присутствия для приёма еврейских рекрутов и завести на них дела. Кагальные старосты, чей состав включал не менее двух третей от общего числа, были ответственными за утверждение списков.

Евреи до 18 лет присягу не давали, а восемнадцатилетние клялись на свитке Торы в присутствии членов магистрата, стряпчего, раввина и молельного кворума, состоящего из 10 человек. Текст присяги представлял собой сочетание традиционной присяги и переосмысленного закона дина де – малькута дина (закон государства есть закон для еврея, в нем живущего), произносился на древнееврейском языке.

Любопытен текст особой воинской присяги, специально составленный для евреев - рекрутов, которую они должны были давать при наступлении восемнадцатилетия:

«Именем Ад-ная живаго, Всемогущаго и вечнаго Б-га Израиля, клянусь, что желаю и буду служить Русскому царю и Российскому Государству, куда и как назначено мне будет во все время службы, с полным повиновением военному Начальству, так же верно, как был бы обязан служить для защиты законов земли Израильской. <…> Но если, по слабости своей, или по чьему внушению, нарушу даваемую мной на верность военной службы присягу: то да падет проклятие вечное на мою душу и да постигнет вместе со мною все мое семейство. Аминь.»

Эта присяга должна была произноситься на древнееврейском языке, но  произносили её в переводе на идиш. Русским чиновникам предоставлялась кириллическая транслитерация обоих вариантов. Клятва давалась перед раввинским судом в присутствии свидетелей из еврейской общины и местной администрации. Рекрут должен был стоять перед ковчегом Завета, произносить клятву на развернутом свитке Торы. После этой церемонии полагалось несколько раз протрубить в шофар.



В уставе присутствует одно существенное противоречие. Оно заключается в том, что от евреев требовали рекрутов от 18 до 25 лет, в то время как от остальных – от 18 до 35 лет. К еврейским детям и вовсе предъявлялся абсолютный минимум требований, в отличии от взрослых рекрутов.

Устав гласит, что евреи несут рекрутскую повинность наравне со всеми подданными, законы, изданные для евреев не имеют силы в тех случаях, когда они противоречат уставу. Устанавливаются в уставе и возрастные рамки для евреев – от 12 до 25 лет и дополнительно уточняется, что евреи моложе или старше указанного возраста не принимаются в армии, однако на деле получалось, что брали мальчиков гораздо младше двенадцати лет, так как они не имели документов и точно отследить их возраст не представлялось возможным. При наборе евреев от 12 до 18 лет во внимание берутся только медицинские показания, которые могут быть несовместимы со службой в армии, остальные же качества во внимание не берутся.

В параграфе 36 указывается, что в каждом еврейском обществе или иначе говоря, еврейской общине, должна быть очередная книга, так как согласно параграфу 35, евреи исполняют повинность по очереди. В очередной книге община должна была фиксировать прибыль и убыль евреев, подлежащих рекрутской повинности в течение 3 лет. Рассматриваются в уставе случаи при которых семья могла нанести умышленные увечья мальчику или парню, подлежащему рекрутскому набору. В этой ситуации Устав гласит, что данный еврей всё равно должен будет пройти службу, кроме того, из семьи берут другого способного рекрута, преимущественно малолетнего. 

Так же, если еврейская семья, стоящая в очередной книге, из сословия мещан хотела перейти в сословие купцов, рекрута у неё всё равно забирали, то есть, рекрутская повинность исполнялась строго по очереди, не смотря на то, что купцы освобождались от повинности. Евреи и их дети, которые занимались земледелием освобождались от повинности сроком на 25 лет.

Стоит отметить, что евреям даровалась свобода от повинности в случае хорошей успеваемости или за звание мастера, до тех пор пока они не оставят своей деятельности, хотя параграф 61 гласит, что евреи с подтверждённой отличной успеваемостью освобождаются лично и навсегда. В тех же случаях, в которых велено обращать евреев в военную службу без зачёта и при неспособности к её прохождению ссылать их в Сибирь на поселение или в каторжную работу, и право на свободу или же льготы в этом случае являются недействительными.

Малолетние евреи, то есть не достигшие восемнадцати лет, согласно Уставу, отдавались в образовательные учреждения, для подготовки к военной службе.

      В главе об обязанностях евреев при исполнении воинской повинности указывается,  что исполняться обязанности должны наравне со всеми и за всякое уклонение от службы еврей должен быть наказан, даже если предлогом является «обряд веры». А в главе 14 «Об обрядах веры между военнослужащими евреями» говорится, что военнослужащие евреи могут исполнять обряды веры и молитвы только в свободное от службы время. Отсюда видно, что прямого посягательства на веру евреев Устав не предполагает, но тем не менее, делает всё, чтобы в жизни еврея оставалось меньше времени на веру.

Евреи, которые держали у себя дезертира, неважно какого звания и неважно сколько времени, зачислялись на службу без зачёта общине. А если по каким-либо причинам службу они нести не могли, то ссылались в Сибирь.

Параграф 88 гласит, что если еврей отличился храбростью против неприятеля, имея при этом исправную службу и отличное поведение, то военным начальством он доводится до, так называемого Высочайшего сведения.  В следующем параграфе отмечается, что евреи отслужившие в нижних чинах и получившие отставку на общем основании и с хорошим аттестатом о службе и поведение, по собственному желанию, могут быть переведены в гражданскую службу, но в примечании говорится, что если еврей права на гражданскую службу не получил, то ни при каких обстоятельствах туда зачислен быть не может, пока будет оставаться в своей вере.

3.Принудительное крещение евреев – кантонистов.



Перед тем как приступить к изучению вопроса о крещении евреев – кантонистов следует рассмотреть ситуацию с крещением евреев в Европе и в России, не вдаваясь в тему военной службы еврейских детей.

О случаях отречения евреев от иудаизма и перехода ими в иную можно судить, исходя из данных за XVIII – XIX века. Существует мнение, что именно в этот период в христианство перешло больше евреев, чем за предыдущие 17 веков. Стимулом ассимиляционного движения и как следствие главными стимулами крещения стали:

радикальный перелом, который произошел во второй половине XVIII века в Европе, в условиях жизни евреев в крупных городах Европы, в их внутреннем настроении,  

в выделении из старого еврейского гетто нового класса крупной финансовой буржуазии и интеллигенции еврейского образца, 

изменение положения евреев в обществе, куда менее радикально настроенному к евреям.



В то время решение о крещении было эдакой формальностью, стирающей внешнюю границу между еврейским и европейским населением. В 1799 году глава берлинских просветителей Давид Фридлендер заявил пастору Теллеру о своей готовности принять христианство в обмен на изменение некоторых догм, но его предложение было отклонено. В 1811 году он же представил государственному канцлеру  список, состоящий из 32 семей и 18 холостяков Берлина, перешедших в христианство за последнюю неделю, хотя на 1806 год список крещенных еврейских семей насчитывал 405 семей. В это же время случаи перехода евреями из иудаизма в христианство были отмечены в Бреславле, Кёнигсберге, Вене и других городах.

Прусское и Австрийское правительство во второй половине XVIII века не поощряло перехода евреев в христианство. В 1769 году король Пруссии Фридрих Великий  заявил, что: « Перемена евреями религии редко вытекает из искреннего и честного убеждения».  Имератор Священной Римской империи Иосиф II в указе от 1782 года « О запрещении насильственного крещения еврейских детей» заявил, что : « Религиозными могут быть только добрые христиане, но отнюдь не те, кои только крещены». 

Иной политики придерживалась Пруссия в XIX веке. Первый период ренеганства евреев пришелся на правление Фридриха – Вильгельма III. Такая практика получила весьма широкое распространение в связи с постнаполеоновской реакцией и усилением преследования евреев. Ренеганство было особенно популярно среди тех, кто стремился к научной карьере, доступ к которой евреям был закрыт. К числу известных евреев, принявших крещение в XVIII веке стоит отметить :

Генрих Гейне - немецкий поэт, публицист и критик,

Карл Людвиг Бёрне - немецкий публицист и писатель,

Генриетта Юлия Герц - писательница эпохи раннего романтизма, хозяйка знаменитого берлинского литературного салона,

Рахиль Левин - немецкая писательница еврейского происхождения, выступавшая за права евреев и женщин, 

Доротея Мендельсон  - литературный критик, писательница, одна из самых знаменитых женщин еврейского происхождения, которые перешли в христианство.

Волна крещений проникла и в Англию, где к середине XVIII века образовался новый класс еврейской буржуазии, но в это же время усилились гонения на евреев. С отменной билля о натурализации евреев в 1754 году и из-за широкого общественного сопротивления, многие богатые сефардские семьи перешли в протестанство. 

Во Франции с конца XVIII века евреи были уравнены  в правах с остальным населением, преследования постепенно прекращались. Несмотря на небольшое количество крещённых евреев, ассимиляция во Франции достигала больших успехов, так как получили большое распространение смешанные браки.

В начале XIX века политика Пруссии всячески способствовала увеличению числа крещённых евреев. В 1822 году Людвиг Вей, виднейший английский миссионер и защитник прав евреев при содействии короля Пруссии Фридриха – Вильгельма III основал в Берлине «Общество распространения христианства среди евреев» и в это же время каждому новообращённому правительство выдавало по 10 дукат.

В 30 -  годах XIX века, и особенно после французской  революции 1848 года, в отношении к евреям правительства и общества наметился резкий поворот в позитивную сторону, который характеризовался уравнением евреев в правах с остальным населением, благоприятным к ним отношением. 

В Германии и Австрии конец 70 – х – начало 80 – х годов XIX века, характеризуется возрождением волны антисемитизма и как следствие, увеличением числа крещений среди еврейского населения.

Как в XVIII, так и в XIX веке практиковалось крещение еврейских детей против воли их родителей. В Пруссии вплоть до 1871 года внебрачные дети еврейских женщин обращались в христианство в обязательном порядке. В католических странах число насильственных крещений было особенно велико, о чём свидетельствует то, что в 1847 году папой Бенедиктом XIV было установлено, что дети с семилетнего возраста имеют право на самостоятельный переход в христианство, независимо от семьи и воли родителей. В конце XIX  века в Вене существовала практика передачи внебрачных еврейских детей в христианские семьи на воспитание для последующего их перехода в христианство. В Галиции в XIX веке были случаи похищения еврейских девушке, для передачи их в католические монастыри и последующего их крещения.

Число еврейских крещений в XIX веке всеми оценивается по-разному. Наиболее правдоподобной составители энциклопедии считают число 204500 крещений, которые распределяются по разным странам следующим образом:

Австро – Венгрия – 44576 крещенных,

Великобритания – 20830 (крещены в протестанство)

Германия – 22250 (около 5000 из этого числа крещены в протестанство)

Северная Америка – 13000

Турция – 3300 ( крещены в греческую церковь)

Франция – 2400

Голландия – 1800

Румыния – 1500 (крещены в греческую церковь) 

Азия и Африка – 600

Швеция и Норвегия – 500

Италия – 300

Австралия – 200

Дания, Швейцария – по 100.



В Российской империи первая попытка обращения евреев в христианство  относится к правлению Александра I и выразилась в учреждении «Комитета для всех обращающихся в христианство евреев» и «Общества израильских христиан», в которое так никто и не вступил и в 1833 году оно закрылось.

В царствование Николая I 6 сентября 1827 года был издан закон «О крещении евреев, изъявляющих желание принять христианскую веру, непременно в воскресные дни и со всевозможною публичностью». Закон позволял евреям переходить не только в православие, но и в римско – католическую и лютеранскую веру по желанию евреев, находящихся в Санкт – Петербурге. Для подтверждения искренности намерений евреев, желающих принять  другую веру, духовенство должно было наставлять  их до и после крещения. Всякое наблюдение за евреями после крещения законом представляется невозможным и потому отрицается. На заседании по поводу данного закона сам Николай I велел : «Строго соблюдать, чтоб крещение делалось непременно в Воскресные дни и со всею возможною публичностью, дабы отвратить всякое подозрение в притворном принятии Христианства.»

Согласно данным отчётов Синода, опубликованным в 1936 году можно сказать ,что институт евреев – кантонистов дал значительное число крещенных иудеев. 

К 1927 году институту военного воспитания малолетних кантонистов было уже около ста лет. В 1721 г. По приказу Петра I были организованы гарнизонные школы при полках для солдатских отпрысков. Спустя 37 лет, в  1758 году Елисавета Петровна подписала указ о закрепощении солдатских детей, согласно которому все дети нижних чинов причислялись к военному ведомству и подлежали распределению в гарнизонные школы. При Павле гарнизонные школы были переименованы в военно - сиротские отделения. При Александре I детей впервые стали называть «кантонисты». 

Еврейские де.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%