- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Организационно-правовые аспекты подготовки военных юристов в российской империи в xix веке
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K005809 |
Тема: | Организационно-правовые аспекты подготовки военных юристов в российской империи в xix веке |
Содержание
201 1 204 Военный университет Министерства обороны Российской Федерации Организационно-правовые аспекты подготовки военных юристов в российской империи в xix веке (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ) Москва 2016 г. Оглавление 2 ВВЕДЕНИЕ 4 Глава 1. Становление и развитие военно-юридического образования в Российской империи в XVIII- XIX веках 27 1.1. Предпосылки и зарождение системы подготовки военных юристов в России (1701 – 1832 гг.) 27 1.2. Создание Аудиторской школы, как начало становления военно-юридического образования в Российской империи (1832 – 1846 гг.) 41 1.3. Аудиторское училище - основа системы военно-юридического образования в Российской империи (1846 – 1867 гг.) 54 1.4. Дальнейшее развитие военно-юридического образования в Военно-юридическом училище и Александровской военно-юридической академии (1867 – конец XIX в.). 72 Глава 2. Основные направления и формы обучения военных юристов в военно-учебных заведениях Российской империи в XIX в. 93 2.1 Особенности комплектования органов военного управления Российской империи военно-юридическими кадрами 93 2.2 Организация набора слушателей в военно-учебные заведения и их специфика 117 2.3 Подбор профессорско-преподавательского состава в военно-учебных заведениях и требования, предъявляемые к ним 128 2.4. Организация учебного процесса в Александровской военно-юридической академии 139 2.5. Основные направления и совершенствования военно-юридического образования в РФ 156 Заключение 173 Принятые сокращения 185 Список использованной литературы 188 Приложения…………..…….…………………………………………………..196 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. Построение основы устойчивого социально-экономического и духовного развития Российской Федерации, обеспечение высокого качества жизни народа и его национальной безопасности невозможно без участия в этом процессе высококвалифицированных кадров. При этом подготовка высококвалифицированных специалистов является одной из стратегических задач российского образования, а также важным элементом всей доктрины современного образования в Российской Федерации в целом. В современных условиях высококвалифицированные специалисты, обладающие правовыми знаниями, могут в целом положительно повлиять на развитие общества и становление правового государства, отношения в сфере экономики и на реформирование военной организации государства. В настоящее время подготовка военных юристов относятся к числу значимых и важных задач, стоящих перед Российской Федерацией, поскольку в современных условиях ее успешное решение во многом обусловлено задачами построения правового государства и реализацией принципа верховенства закона в Вооруженных Силах Российской Федерации. Поэтому в Российской Федерации уделяется особое внимание как совершенствованию правового регулирования организации подготовки кадров для органов военной юстиции, так и повышению эффективности функционирования органов военной юстиции. С учетом возросших требований общества, государства и Министерства обороны к качеству подготовки современных военных кадров необходимо более гибкое реагирование военной высшей школы на изменяющиеся условия формирования образовательной среды, особенно в период реформирования всей системы образования России. Объективный процесс формирования в России новой правовой системы и системы социально-политического и экономического управления обусловливает острую потребность в подготовке и переподготовке управленческих кадров на фундаментальной юридической основе с учетом как традиционного, так и инновационного российского опыта. Именно поэтому одним из первоочередных направлений модернизации российского образования должна стать необходимость развития и совершенствования юридического образования. Кроме того, такая необходимость диктуется тем, что формирование правового государства, совершенствование государственной системы управления, укрепление властной вертикали, а также сопровождающее эти процессы обновление законодательства, требуют восполнения дефицита юридического мышления, зачастую проявляемого у нас и на весьма высоком государственном уровне, путем подготовки квалифицированных юридических кадров. По-прежнему актуальной остается проблема подготовки высокопрофессиональных кадров для системы правоохранительных органов в Вооруженных Силах Российской Федерации. Современные социально-экономические тенденции, особенности развития системы образования, в том числе военного профессионального образования, свидетельствуют о необходимости принятия обоснованных управленческих решений, в основе которых лежат надежная и валидная информация о качестве результатов образования. Военно-юридическое образование в нашей стране прошло сложный путь, который в отдельные периоды был поистине тернистым. От постановки Петром I вопроса о необходимости организации целенаправленной подготовки военных юристов до обучения их в системе современного Военного университета прошло 296 лет, в том числе 10 (24) ноября 2015 г. исполнилось 183 года самому военно-юридическому образованию в России. До сегодняшнего дня было сменено десять учебных заведений, которым вменялась подготовка военных юристов: от Аудиторской школы до Военного университета. Много трудностей, проб и ошибок было на этом пути. Большую роль играли и объективные факторы. Россия шла по непроторенному пути, велись многолетние войны, происходили политические перемены и потрясения, страна пережила и переживает массу экономических кризисов, которые сочетались с субъективным факторами, т.к. далеко не всегда и не все государственные деятели и военачальники понимали роль и значимость подготовки военных юристов. Но военно-юридическое образование оказалось удивительно живучим, а инициаторы его организации и профессорско-преподавательский состав, учителя и воспитатели - упорными и талантливыми людьми. Однако, начиная с 90-х годов прошлого века, само существование военно-юридического образования стало ставиться под сомнение. Поэтому и появилась в начале XXI века насущная потребность в исследовании, анализе и обобщении опыта правового регулирования организации подготовки кадров для органов военной юстиции в Российской империи в XIX в., для его творческого использовании в процессе подготовки военных юристов в военно-учебных заведениях Российской Федерации. Кроме того, следует напомнить, что Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» претерпел существенные изменения, внесенные Федеральным конституционным законом от 29.06.2009 N 3-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации». Кардинальным изменением является то, что с 1 июля 2009 г. в должностях военных судей в военных судах стали работать лица не являющиеся военнослужащими, т.е. гражданские служащие. Тем не менее, осуществление правосудия в вооруженных силах требует хорошего знания касающегося жизни и деятельности войск, военного законодательства, воинских уставов, инструкций и приказов. Судьи военных судов должны быть способны действовать надлежащим образом в чрезвычайных ситуациях, включая боевую обстановку, иметь необходимые для этого знания, а также соответствующую военную подготовку. Такая деятельность может быть необходима непосредственно при выполнении боевых задач армии, в специальной обстановке, она требует объективности судей, не взирая, на специфические условия. И хотя ст.27 Закона N 3-ФКЗ от 29.06.2009 предусматривает преимущественное право военнослужащего на должность судьи военного суда, данная норма полностью не решает возникшую проблему. Следует обратить внимание и на тот факт, что военные следователи и прокуроры с 2017 года будут выведены из подчинения Минобороны России и включены в штатную численность Прокуратуры РФ и Следственного Комитета РФ. При этом, если обратиться к истории, существенным значением было то, что военные суды пореформенного периода, отличались от гражданских судов, поскольку их состав пополнялся выпускниками Военно-юридической академии, созданной в 1867 г.. К поступлению в академию допускались офицеры, а состав слушателей тщательным образом отбирался, а после окончания академии молодые военные юристы подлежали проверке и испытанию через институт кандидатов на военно-судебные должности. Соответственно, власть имела в лице военных судей весьма образованных служащих, которые получили качественное образование в Военно-юридической академии и представляли собой «военную кость». Можно с уверенностью сказать, что в настоящее время, негативное влияние оказывает частная реорганизация вузов этого профиля, поскольку с ними теряются высококвалифицированные кадры преподавательского состава, а с ними и опыт передачи знаний, ломаются научно-исследовательские планы и учебные программы, разрушается учебно-материальная база, которая создавалась на протяжении длительного срока. Данные обстоятельства могут служить предупреждением для будущих поколений. Стабильная работа высших военно-юридических учебных заведений – важное условие эффективного обучения специалистов для войск и успешного развития военно-юридической науки. И, как позитивный аспект изучения прошлого, на примере организации учебного процесса в Александровской военно-юридической академии, является подтверждением того, что наибольшие возможности в подготовке военных юристов, развитии военно-правовой теории имеются в условиях отдельных специализированных военно-юридических учебных заведениях. Для современности учет исторического прошлого при подготовке военных юристов имеет важное значение. Военные юристы нового поколения могут испытывать гордость при осмыслении исторического прошлого и приумножать традиции военных юристов. Таким образом, прослеживается связь времен. Военные юристы возвращаются к своим истокам и восстанавливают свои традиции. Организация и подготовка кадров для органов военной юстиции неотъемлема от военно-юридического образования, получаемого в военно-юридических заведениях, в которых без сомнения главенствующую роль играет Военный университет Министерства обороны Российской Федерации. В свою очередь функционирование военно-юридических заведений неотделимо от становления и развития военного права, существование которого, как комплексной отрасли права, также подвергается сомнению. Военное право отражает современные потребности военной организации государства. В Военной доктрине Российской Федерации одним из направлений развития военной организации Российского государства называется укрепление воинского правопорядка, который, по мнению автора настоящего исследования, немыслим без развития науки военного права и практики применения военного права. Нормы военного права, регулируют правовую жизнь армии и флота, и по совокупности конструируют особую отрасль права – военное право. И хотя образование и развитие военного права неразрывно связано с развитием военной науки, оно, являясь комплексной отраслью права, и тесно взаимосвязано с нормами права других отраслей российского законодательства - административного, гражданского, уголовного, международного, финансового, конституционного, муниципального, и других. Нормы военного право, как и иные общегосударственные нормы, подчиняются сохранению и укреплению государственного правопорядка, но составляют особую систему по сохранению и укреплению государственного правопорядка в армии и на флоте, учитывая особенности их внутреннего быта. При этом военное право - комплексная учебная дисциплина в системе высшего образования. Ее задача – помочь получить представление обучающихся о роли военного права в системе общественных и юридических наук, вырабатывать навыки самостоятельного мышления по проблемам дисциплины. Изучение данной отрасли права формирует систему знаний о государственно-правовом содержании общественных отношений, складывающихся в области военной деятельности государства. Военное право – динамично развивающаяся отрасль российского права, которому, как и любой другой отрасли права свойственно научно-творческое развитие, научно-исследовательская работа. В случае же отсутствия специализированного образовательного учреждения по подготовке военных юристов, военное право, как отрасль права постепенно сойдет на нет, т.к. в отсутствии диссертационного совета по военному праву, прекратятся вестись научные исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, регулирующие правовые особенности становления и развитие военно-юридического образования в Российской империи в XVIII – XIX веках и совокупность предпосылок, сложившихся в Российской империи, в рассматриваемый период, и повлиявших на процесс подготовки военных юристов. Предметом исследования являются правовое регулирование военно-юридического образования в Российской империи в XVIII – XIX веках и основных направлений и форм обучения военных юристов в военно-учебных заведениях Российской империи в XIX в. Цель исследования заключается в формулировании положений, которые в своей основе составили бы цельное и непротиворечивое представление о роли и значении организационно-правовых основ подготовки военных юристов в Российской империи в XIX в. в историко-правовом аспекте. Поставленная цель достигалась решением следующих задач: На основе изучения новой системы государственного и военного управления, созданной Петром I, исследовать предпосылки, которые обусловили становления и развитие военно-юридического образования в Российской империи в XVIII- XIX веках. На основе исследования причин, способствующих появлению специального военно-юридического образования в России, выявить и предложить научное обоснование этапов становления военно-юридического образования в Российской империи в 1832 – 1846 гг., а создание Аудиторской школы, как начало становления военно-юридического образования в Российской империи. Выявить причины преобразования Аудиторской школы в Аудиторское училище и определить период становления Аудиторского училища, как основы системы военно-юридического образования в Российской империи (1846 – 1867 гг.). Проанализировать роль военно-судебных реформ в системе государственно-правовых преобразований и выявить их влияние на дальнейшее развитие системы военно-юридического образования в Военно-юридическом училище и Александровской военно-юридической академии (1867 – конец XIX в.). Проанализировать историко-правовой аспект возникновения и развития должности военных юристов и выявить особенности комплектования органов военного управления Российской империи военно-юридическими кадрами. Проанализировать историко-правовой аспект организации набора слушателей в военно-учебные заведения и выявить ее специфику. Проанализировать историко-правовой аспект подбора профессорско-преподавательского состава в военно-учебных заведениях и требования, предъявляемые к ним и выявить их специфику, а также сформулировать требования, которые должны предъявляться к штатным и не штатным преподавателям высшего военно-учебного заведения на современном этапе. Изучить организацию учебного процесса в Александровской военно-юридической академии и выявить ее особенности. Провести анализ основных направлений военно-юридического образования в РФ и разработать предложения по совершенствованию военно-юридического образования. Степень разработанности темы. Многие актуальные аспекты, касающиеся истории военно-судных учреждений в России и развития Военно-юридической академии нашли квалифицированную оценку в трудах отечественных мыслителей, таких как Э.Ф. Эвальда, К.Д. Кавелина, П.О. Бобровского, В.Д. Кузьмин-Караваева (Военно-юридическая академия (1866 – 1891 гг.): Краткий исторический очерк. (1891), М.М. Михайлова (Военные законы: Курс по программе, утвержденной для руководства в военно-учебных заведениях. (1861 – 1863), М.П. Розенгейма (Очерк истории военно-судных учреждений в России до кончины Петра Великого. (1878), А.З. Мышлаевского (Предисловие // Петр Великий. Военные законы и инструкции (изданные до 1715 года) (1894.) и многих других. Особенно хотелось бы выделить П.О. Бобровского, являющегося основоположником военного права и разработчиком классического академического курса Александровской военно-юридической академии. Им были созданы фундаментальные труды «Юнкерские училища», а также «Взгляд на юнкерские училища» (1869), «Юнкерские училища и московские педагоги» (1873), «Развитие способов и средств для образования юристов военного и морского ведомств в России» (1879), «Вейде Адам Адамович, один из главных сотрудников Петра Великого, и его Военный устав 1698 года (Историко-юридическое исследование)» (1887), «25 лет юнкерских училищ» (1889) и др. Особое внимание было уделено изучению таких трудов как «Пятидесятилетний юбилей военно-юридического образования в России» и «Столетие военного министерства». Из трудов ученых советского и современного периодов значительное внимание было уделено работам М.И. Баишева («Военно-судебная реформа в царской армии (60 – 70-е гг. XIX в.)» (1954) , Н.А. Воскресенского («Очерк истории права Русского Государства XVIII – XIX вв. (Период империи)» (1998), Г.В. Орлова («Очерк истории военно-юридического образования в России // 50 лет военно-юридического образования в СССР.» (1987), Г.А. Решетова («Организационно-правовые основы деятельности юридической службы Вооруженных Сил России в ХVIII – начале ХХ вв. (историко-правовое исследование)» (2002). Особое значение для теоретического и практического осмысления исследуемых проблем имели труды В.С. Авдонкина («История преподавания и науки военно-уголовного процесса в России. Александровская Военно-юридическая академия (1898 – 1917 гг.). Послесловие.» (2009), С.В. Маликова («Военно-юридическое образование в Российской империи (1717-1917)» (2007), О.В. Григорьева («Военно-судебные реформы России (середина XVI – конец XX в.)» (2010), Г.М. Сутормина («Военная прокуратура России. Три века истории» (2002), Н.И. Хмара («Военно-юридическое образование.» (2009), В.В. Захарова («Военно-юридическое образование в России во второй половине XIX столетия» (2010)., Г.А. Золотухина («Правовые основы организации и деятельности юридической службы вооруженных сил Российской Федерации.» (2000). Организационно-правовые основы подготовки военных юристов в Российской империи в XIX в. (историко-правовое исследование), в аспекте историко-правового регулирования на монографическом уровне исследуется впервые. Методология исследования. Исследование проведено на основе методов диалектического, историческо-правового, комплексного, сравнительно-правового, системно-структурного, а также метода научного абстрагирования, позволяющего изучать явления в развитии, выявлять причинно-следственные связи. При исследовании были учтены основные принципы диалектики (изучение предмета исследования, а именно правовое регулирование военно-юридического образования в Российской империи в XVIII – XIX веках и основных направлений и форм обучения военных юристов в военно-учебных заведениях Российской империи в XIX в., в его развитии. Также учитывалась объективность рассмотрения объекта исследования, а именно правовые особенности становления и развитие военно-юридического образования в Российской империи в XVIII – XIX веках и совокупность предпосылок, сложившихся в Российской империи, в рассматриваемый период, и повлиявших на процесс подготовки военных юристов. Историко-правовой метод исследования позволил проследить эволюцию военно-юридического образования от зарождения системы военно-учебных заведений по подготовке военных юристов до настоящего времени. Сравнительно-правовой метод, позволил сопоставить однопорядковые явления, процессы и выявить особенности создания Аудиторской школы, как начала становления военно-юридического образования в Российской империи (1832 – 1846 гг.) и особенности создания Аудиторского училища, как основы системы военно-юридического образования в Российской империи (1846 – 1867 гг.). Сравнению подлежат отдельные правовые нормы, отдельные институты военного права, отрасли военного права в целом. Системно-структурный метод позволил применить в исследовании совокупность методологических подходов, приемов и принципов изучения и конструирования военно-юридического образования как системы. При разработке темы использовался метод комплексного анализа, позволивший рассматривать работу во взаимосвязи с другими объектами и конструкциями права, а также другими науками, такими как историей, педагогикой, что позволило выйти за рамки формального правового исследования. Теоретическая основа исследования. Общетеоретические подходы к изучению историко-юридического материала данной диссертации базируются на фундаментальных теоретико-правовых трудах таких ученых, как: В.С. Авдонкин, М.И. Баишев, П.О. Бобровский, Г.В. Вернадский, О.В. Григорьев, Н.Н. Ефремова, В.В. Захаров, Г.А. Золотухин, В.Д. Кузьмин-Караваев, Г.А. Леера, С.В. Маликов, Г.В. Орлов, Г.А. Решетов, М.П. Розенгейм, Е.А. Скрипилев, Г.М. Сутормин, Н.И. Хмара и других. Эмпирическая база исследования. Эмпирическая основа диссертационного исследования представлена носителями информации историко-юридического характера, отражающих организационно-правовые основы подготовки военных юристов в Российской империи в XIX в. в историко-юридическом аспекте. В работе представлен юридический анализ нормативно-правового материала, регламентировавшего правовые особенности становления и развитие военно-юридического образования в Российской империи в XVIII – XIX веках. Базовыми носителями нормативно-правовой информации явились Полное собрание законов Российской империи, Свод законов Российской империи и Свод Военных постановлений. Изучение предпосылок и зарождения системы военно-учебных заведений по подготовке военных юристов, а также подбор профессорско-преподавательского состава в военно-учебных заведениях и требования, предъявляемые к ним и организация учебного процесса в Александровской военно-юридической академии осуществлялось на основе архивных материалов: государственного архива Российской Федерации, российской государственной библиотеки, российского государственного исторического архива. Периодическая литература составила важную эмпирическую основу, в связи с чем следует выделить Журналы заседаний Конференции Военно-юридической академии с 1878/79 по 1888/89 гг., Ежегодник Военно-юридической академии, Третье дополнение к журналам заседаний Конференции Военно-юридической академии (с 1893 по 1896 гг.), Четвертое дополнение к журналам Конференции с 18 сентября 1896 г. по 31 декабря 1907 г. Научная новизна диссертации заключается в том, что она является одним из первых исследований, в котором на монографическом уровне раскрыты многообразные аспекты правового регулирования и организации основ подготовки военных юристов в Российской империи в XIX в. Кроме того, научная новизна исследования состоит в рассмотрении ряда историко-политических и историко-юридических предпосылок и зарождения системы военно-учебных заведений по подготовке военных юристов. Также научная новизна исследования состоит в том, что в настоящей работе проведен анализ конструкций как историко-правовых, так и военного права и исторических данных. Основные положения, выносимые на защиту: 1. Предпосылками зарождения системы военно-учебных заведений по подготовке военных юристов в петровский период, были следующие: а) Проводимая Петром I военная реформа потребовала радикальных изменений в системе военно-правового образования в России. В период правления Петра I был принят большой массив нормативно-правовых актов, для ориентации в которых, а также для законности выносимых воинскими судами решений стали необходимы лица, имеющие специальную юридическую подготовку и образование. Таким образом, создается институт аудиторов, который требует подготовки высококвалифицированных кадров. б) Члены воинских судов, включая аудиторов, не имели достаточной юридической подготовки, а соответственно имели место нарушения при вынесении судебных решений. Поэтому необходима была специальная профессиональная подготовка (юридическая), повышение уровня правовых знаний. в) Недостаток в армии аудиторов и необходимость формирование штата профессиональных российских аудиторов было одной из предпосылок зарождения системы военно-учебных заведений по подготовке военных юристов. г) Аудиторы выполняли функции надзора за правильностью применения закона, включая суды. Выполнение этих обязанностей аудиторами требовало специального образования, знания уставов, регламентов, артикулов и других служебных документов, правильного их толкования и применения. д). Расширение полномочий аудиторов. В свою очередь, изменение и расширение должностных обязанностей потребовало расширения и углубления профессиональных знаний и приобретение новых навыков. 2. Предпосылками зарождения системы военно-учебных заведений по подготовке военных юристов в петровский период, были следующие: а) Проводимая Петром I военная реформа потребовала радикальных изменений в системе военно-правового образования в России. В период правления Петра I был принят большой массив нормативно-правовых актов, для ориентации в которых, а также для законности выносимых воинскими судами решений стали необходимы лица, имеющие специальную юридическую подготовку и образование. Таким образом, создается институт аудиторов, который требует подготовки высококвалифицированных кадров. б) Члены воинских судов, включая аудиторов, не имели достаточной юридической подготовки, а соответственно имели место нарушения при вынесении судебных решений. Поэтому необходима была специальная профессиональная подготовка (юридическая), повышение уровня правовых знаний. в) Недостаток в армии аудиторов и необходимость формирование штата профессиональных российских аудиторов было одной из предпосылок зарождения системы военно-учебных заведений по подготовке военных юристов. г) Аудиторы выполняли функции надзора за правильностью применения закона, включая суды. Выполнение этих обязанностей аудиторами требовало специального образования, знания уставов, регламентов, артикулов и других служебных документов, правильного их толкования и применения. д) Расширение полномочий аудиторов. В свою очередь, изменение и расширение должностных обязанностей потребовало расширения и углубления профессиональных знаний и приобретение новых навыков. 3. Причинами преобразования Аудиторской школы в Аудиторское училище, получившего статус общеобразовательного заведения для подготовки гражданских чиновников для военного ведомства, преобразования послужило то, что: а) В середине 40-х гг. XIX в. в Российском государстве и армии возросла потребность в законоведах, как для осуществления военного правосудия, так и для разработки военного законодательства. б) Масштабное обновление и систематизация законодательства, кодификация норм военно-уголовного права в первой половине XIX в. потребовала значительного количества представителей юридической науки в качестве экспертов для оценки результатов законопроектной работы министерств. в) Обширные кодификационные работы первой половины XIX в. повлекли переход к рационально организованной правовой системе, необходимым элементом, которой стала юридическая техника, как в правотворчестве, так и правоприменении, овладеть которой было возможно только получив специальное образование, базирующееся не только на практической, но и на теоретической составляющих. 4. Аудиторское училище в 1860 г. получило новый более совершенный учебный план, который приблизил данное учебное заведение к Императорскому училищу правоведения, с тем отличием, что в Аудиторском училище отдано преобладающее значение уголовному и военному праву, военному судопроизводству, в соединении с практическими занятиями по делопроизводству. Таким образом, Аудиторское училище становится основой системы военно-юридического образования в Российской империи (1846 – 1867 гг.). Аудиторское училище становится специализированной военно-юридической школой, в которой права учеников были приравнены к правам университетских учащихся, вследствие того, что получает развитие юридический курс в старших 3 классах, названных специальными. 5. Вступление России в начале второй половины XIX в. полосу прогрессивных реформ во многих государственных сферах повлияло на дальнейшее развитие системы военно-юридического образования в Военно-юридическом училище и Александровской военно-юридической академии (1867 – конец XIX в.): а) В период - 1867 – конец XIX в., развитие системы военной юстиции шло эволюционным путем. Были разработаны общие принципы судопроизводства, включая военное судопроизводство, а также расширен круг подведомственных военным судам лиц. При ограниченном приеме в Военно-юридическую академию задача по подготовке военных юристов академией была выполнена, что сказалось на кадровом составе. Теперь военная юстиция получила юридически образованный кадровый состав, а должности в военных судах были замещены офицерами с юридическим образованием, а гражданские судьи прежде работающие в военных судах были уволены. б) Становление и развитие системы военно-юридического образования в Российской империи начала XVIII в. и до конца XIX в. было обусловлено нуждой в военных юристах, которая была связана с потребностями создаваемой в России регулярной армии. Создание военно-юридических учебных заведений дало толчок развитию военно-юридического образования, венцом которой стала Александровская военно-юридическая академия. в) Путь, который прошло военно-юридическое образование от его учреждения как института, необходимого для нормальной деятельности войск, от попыток создать соответствующие военно-правовые учебные заведения до организации авторитетного высшего учебного заведения – военно-юридической академии, способной готовить кадры первоклассных военных правоведов, был поистине тернистым и сложным. Он является беспрецедентным в мировой истории. Однако необходимость правовой регламентации деятельности войск и из года в год росшее понимание нужды в грамотных, знающих свое дело, военных юристах заставили создать соответствующие военно-учебные заведения и направить в них людей, способных как усваивать премудрости юридической науки, так и затем на практике поддерживать правопорядок. Россия к началу XX в. могла служить для других стран примером образцовой постановки дела юридического образования и развития военно-правовой науки. г) До начала XIX в. вопрос о систематической подготовке военных юристов не решался, а складывались лишь предпосылки (набор иностранцев, развитие права, институтов и пр.). Не было достаточно подготовленных отечественных специалистов и профессоров для обучения военных юристов. Зарубежный опыт в российских условиях оказались неэффективными. Кроме того, имела место недооценка роли законоведов в армии и на морском флоте, низкий статус военных правоведов, на таких позициях, как аудиторы, судьи, прокуроры, юристы. Тем не менее, проблемы совершенствования военного управления настоятельно требовали решения с точки зрения прогрессивного развития экономической и государственной системы страны. Жизненная необходимость привела к созданию учебного заведения для подготовки военных юристов. Так была создана Александровская военно-юридическая академия, а к концу XIX в. в России завершился процесс создания системы военно-юридического образования, которая состояла, помимо юридических факультетов университетов, из специализированных правовых училищ и военных училищ. 6. Особенности комплектования органов военного управления Российской империи военно-юридическими кадрами состоят в следующем: а) Развитие военно-юридического образования и комплектования органов военного управления Российской империи военно-юридическими кадрами тесно связано с эволюцией российской государственности. Сложившаяся в рассматриваемый период государственно-правовая система-государственность Российской империи, состояла в наличии имперского центра как суверенной и самостоятельной единицы государственной власти и управления с ее воплощением в личности императора, а также в имперских (центральных и местных) государственно-управленческих институтах. Политика империи, включая образование, в том числе военно-юридическое, и комплектования органов военного управления Российской империи военно-юридическими кадрами, была тесто связана с личностью императора, что наложило свой отпечаток на законодательство Российской империи, касающееся формирования армии военно-юридическими кадрами, которое развивалось не систематически, а отрывисто. Учреждение должностей военных юристов в русской армии и начало их деятельности связано с созданием Петром I новой системы военного управления, а также рецепцией государственных институтов и правовых норм европейских стран с последующей их адаптацией к потребностям российского государства. В дальнейшем, созданный Петром Великим аппарат центрального военного управления на протяжении восемнадцатого века постоянно подвергается реформированию, в ходе которого изменилась его структура и определилась более конкретно его деятельность, пока в конце века он не принимает форму, которая служила в качестве основы для создания Военного министерства. б) Низкий социальный статус военных юристов играл в процессе комплектования органов военного управления Российской империи военно-юридическими кадрами, поскольку зачастую, позиции аудиторов часто заменялись лицами из нижних чинов, которые были очень далеки от права, однако имели определенные практические навыки, чтобы привести военные процессы и по возможности выбрать законы, которые подходят для ведения дела. Кроме того, у них отсутствовала теоретическая подготовка. Аудиторы готовились из полуграмотных нижних чинов, армия не получала всесторонне образованных юристов и юристов практиков, а только послушных клерков. в) Низкий уровень образования людей, особенно молодого дворянства, был главным препятствием в подготовке военных юристов, в качестве аудиторов, а нижние чины не могли взять на службу в соответствующий суд в силу их положения. В российской армии того времени позиции в сфере юридической компетенции часто занимают люди едва знающие правовые документы. Среди последних, предпочтение было отдано иностранцам, лицам «искусным в юриспруденции» и знавшим русский язык. г) До начала XIX в. вопрос о систематической подготовке военных юристов не решался, а складывались лишь его предпосылки. Однако, статус аудитора петровской эпохи, выступавшего как руководителем военного уголовного процесса, так и следователем и прокурором, а нередко ещё и третейским судьей, стал носить комплексный характер, и аудитор стал «выразителем совести армии». д) Образование в России регулярной армии повлекло необходимость появления особых военных законов, что способствовало появлению новых учебных заведений способствующих подготовки кадров для военной юстиции. Основно....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Воинская повинность в Российской империи в XIX веке законодательное закрепление и практика
- Организационно-правовые основы деятельности государственного аппарата в российской федерации
- Теоретические и организационно-правовые основы управления муниципальными дошкольными общеобразовательными учреждениями в российской федерации