VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Референдум в российской федерации законодательное регулирование и политическая практика

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K000687
Тема: Референдум в российской федерации законодательное регулирование и политическая практика
Содержание
     
     
     
     
     
     
     
     
    КУРСОВАЯ РАБОТА
     по КОНСТИТУЦИОННОМУ ПРАВУ РФ
    
    на тему
    «Референдум в российской федерации: законодательное регулирование и политическая практика»
    
    СОДЕРЖАНИЕ
Введение	3
Глава 1.Понятие, сущность и виды референдума	6
1.1. Принципы функционирования современной российской избирательной системы	6
1.2. Виды референдумов	8
1.3. Референдум в мировой практике	9
Глава 2.Эволюция института референдума	15
2.1. Референдум в российской истории	15
2.2. Формирование института референдума в Российской Федерации	17
2.3. Реформирование современного законодательства о референдуме в Российской Федерации	20
Глава 3. Проведение референдума в современной России	24
3.1. Законодательный порядок проведения референдума в РФ	24
3.2. Практика проведения референдума в субъектах РФ	28
3.3. Практика проведения местного референдума	33
Заключение	37
Список использованных источников	40

     
Введение
     В истории достижений человеческой цивилизации выборы и избирательные процедуры занимают свое особое место. В современном мире в большинстве государств действуют избираемые государственные и муниципальные органы и существует возможность принятия общегосударственных решений самим населением.
     Только при проведении референдума граждане государства могут свободно осуществлять народовластие, следовательно, изучение и исследование института референдума является необходимым и очень важным ввиду демократизации современного общества. Сам принцип народовластия реализуется не только через институт выборов и отзыва выборного лица, но и через институт референдума. 
     После принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. ни разу не проводился всероссийский референдум в стране, однако были предприняты попытки его инициировать. При этом законодательство о референдуме все равно изменялось.
     Исходя из обозначенной актуальности темы, целью настоящего исследования является комплексный анализ и раскрытие понятия, сущности и процедуры реализации института референдума в РФ. Для достижения поставленной цели явилось необходимым решение следующих задач:
* определить принципы существования референдума как элемента современной российской избирательной системы;
* выделить понятие референдума и охарактеризовать виды референдума;
* проанализировать процесс развития института референдума в мировой политико-правовой действительности;
* проанализировать эволюцию существования референдума в российском государстве; 
* показать, как отображен институт референдума в современном  Российском законодательстве;
* определить порядок проведения федерального референдума в современной Российской Федерации;
* проанализировать практику проведения референдума в субъектах Российской Федерации;
* охарактеризовать муниципальный референдум;
* определить возможности использования института  референдума в процессе становления современного российского государства, используя анализ зарубежного опыта.
     Объектом исследования являются общественные отношения в сфере проведения референдума, а предметом – правовые нормы, регулирующие данный процесс.
     Вопросами исследования избирательных систем в целом и референдума в частности занимались такие исследователи, как С.А. Авакьян, С.С. Алексеев, М.В Баглай, Н.А. Богданова, Ю.А. Веденеев, А.А. Вешняков, В.А. Виноградов, С.А. Егорова, А.В. Иванченко, В.В Игнатенко, Н.М. Колосов, С.Д. Князев, Е.И. Колюшин, О.Е. Кутафин, В.О. Лучин, Н.И. Матузов, А.В. Малько, В.В. Пылин, Б.А. Страшун, А.П. Сунцов, Ю.А. Тихомиров и многие других. Примером таких работ также являются такие диссертационные исследования, как Ю.А. Дмитриева «Концепция народовластия в современной России (государственно-правовые проблемы теории и практики)»; В.В. Комаровой «Референдум в системе народовластия в Российской Федерации»; Д.Ю. Устинова «Референдум и выборы как формы прямого народовластия граждан при осуществлении местного самоуправления в Российской Федерации.» Одним из последних исследований является работа В.Н. Мамичевой «Референдум в законодательстве зарубежных стран и России (историко-правовой аспект)». К настоящему времени учеными проделана значительная работа по исследованию вопросов референдума, но остается еще много нерешенных и дискуссионных вопросов.
     Нормативную основу исследования составили Конституция РФ, постановления Конституционного Суда РФ, федеральный конституционный закон «О референдуме в Российской Федерации», федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», другие федеральные законы и иные нормативные акты.
     Эмпирическую базу исследования составили результаты изучения материалов судебной практики Конституционного Суда РФ как гаранта Конституции РФ и Верховного Суда РФ как высшей судебной инстанции общей юрисдикции.
     Исходя из поставленных задач, в процессе данного исследования были использованы различные методы научного познания, в частности – диалектический метод, метод исторической ретроспективы, метод анализа и синтеза, метод сравнительного правоведения и др.
     В соответствии с поставленной целью и определенными для ее достижения задачами структура настоящей курсовой работы состоит из введения, трех глав, объединяющих девять параграфов, заключения и списка использованных источников.
Глава 1.Понятие, сущность и виды референдума
1.1. Принципы функционирования современной российской избирательной системы
     Избирательные права граждан – одна из самых основных гарантий реального перехода к системе организации и функционирования институтов государственной власти и местного самоуправления, основанной на свободном политическом волеизъявлении граждан, периодической сменяемости власти по итогам голосования1. Избирательные права определяют сферу политической свободы личности, ее автономию и самоопределение, упорядочивают и координируют поведение различных политических сил. Посредством избирательного процесса граждане дают политическую оценку дееспособности выборных институтов2.
     В зависимости от типа политической системы3 избирательное право выполняет различные социально-политические функции. В рамках демократической политической системы избирательное право обеспечивает конкурентный политических процесс, через который собственно и проявляет себя народный суверенитет, действительное народовластие. Для систем противоположного типа – политической бюрократии или политической олигархии – избирательное право как таковое утрачивает свое действительное правовое содержание и смысл, приобретает сугубо формальный и процедурный характер, признаки корпоративного или административного права, ограничивает политическую правосубъектность граждан, т.е. не предполагает важнейшей функции демократических выборов – ротации социально-политических групп и интересов в институтах публичной власти, передачи политического мандата по итогам голосования, участия граждан в организации и осуществлении публичных функций4.
     Реализация избирательного права в каждом государстве имеет свои особенности, связанные с историческими традициями, характером политической и партийной системы, политической культурой, поведением электората и т.д. Вместе с тем можно выделить основные принципы реализации избирательного права, закрепленные в международно-правовых актах5 и являющиеся общепризнанными.
     Избирательное право РФ основывается на принципах всеобщности, равенства, прямого и тайного голосования. Принципы проведения выборов и референдума в целом совпадают, т.к. референдум является вариантом реализации субъективного избирательного права, хотя некоторые исследователи относят референдум к виду законотворческого процесса6.
     В юридической и политологической литературе можно встретить утверждение, согласно которому выборы являются не более чем своеобразным политическим ритуалом, якобы не оказывающим решающего влияния на политические процессы государства. Они лишь создают видимость причастности граждан к принятию политических решений. Подобное утверждение базируется на том, что выдвижение кандидатов на выборные должности является в основном прерогативой политических партий. Тем самым свобода выбора избирателей ограничена жесткими рамками: им предоставляется лишь право выбора между кандидатами, утвержденными конкурирующими партиями. И все же большинство ученых считают, что в демократических системах выборы – важнейшая составляющая механизма осуществления власти7. Таким образом, референдум представляет собой более полный по своему содержанию вариант реализации субъективного избирательного права.
     Референдум (от лат. referendum - то, что должно быть сообщено)- в государственном праве обозначен как принятие избирательным корпусом окончательного решения по конституционным, законодательным или иным внутри- и внешнеполитическим вопросам. Условия проведения Референдума и его процедура регулируются Конституциями и Законодательством соответствующих стран. Референдум - один из элементов так называемой непосредственной демократии, но степень его реального демократизма зависит прежде всего от классовой сущности того государства, где он проводится8.
     
1.2. Виды референдумов
     В некоторых странах слово «референдум» используется как «общенародное голосование», в ряде других стран «совещательный референдум, а также «обязательный» и «факультативный»9.
     Обязательный референдум по внесению изменений в конституцию. Базовые положения основного закона не могут быть изменены иначе, как общенародным голосованием. 
     Факультативный референдум по принятию законодательной инициативы. Граждане либо органы власти, выступающие с идеей внесения изменений в действующее законодательство, выносят ее на референдум.  
     Референдум, ратифицирующий присоединение государства к международному соглашению или союзу. Например, таким образом в большинстве государств Европы решались вопросы европейской интеграции. Известны случаи вынесения вопроса о ратификации особенно важных договоров на референдум. 
     Референдум по вопросам местного (регионального) значения может касаться любого вопроса жизнедеятельности региона (строительство завода, ввоз ядовитых отходов и пр.), который инициативная группа граждан сочтет необходимым вынести на всенародное обсуждение10. 
     По времени проведения референдумы могут быть дозаконодательные и послезаконодательные, то есть проводиться до рассмотрения законопроекта парламентом или после такого рассмотрения. Вопрос о времени проведения голосования связан с правовыми последствиями референдума. Дозаконодательные референдумы обычно являются консультативными, а послезаконодательные – ратифицирующими, утверждающими11. Организационная сторона проведения выборов и референдума практически тождественны.
     
1.3. Референдум в мировой практике
     Во многих современных конституциях12 стран предусмотрена процедура референдума, в одних это обязанность, в других – возможность. Кроме того, указан круг лиц инициирующих референдум: глава государства, правительство, общественные организации.
     Как правило, родиной референдума считается Швейцария, где такая форма волеизъявления народа практикуется с XV в. На протяжении столетий высшим органом власти Швейцарской конфедерации являлись народные собрания кантонов. Несколько раз в год собирался выборный парламент конфедерации, но решения его депутатов не были окончательными — они принимались ad referedum, т.е. для сообщения народным собраниям, и вступали в силу только после их одобрения.
     Канадский исследователь П. Бойер13 считает, что в правовом аспекте референдум представляет собой обязывающее решение, вынесенное народом, которое должно найти выражение в законе или действиях правительства. Автор из Коста-Рики Р. Х. Валле рассматривает референдум в качестве института, посредством которого народ участвует в нормотворческой деятельности путем голосования с целью принятия, изменения или отмены  норм конституции или закона14. По мнению С. Мекли, исследователя из университета Св. Галлена, референдум – постоянный институт, предусмотренный в основном законе, который может инициироваться как государственными органами, так и «снизу», однако только избиратели могут быть субъектами инициативы15.
     В соответствии с конституцией ФРГ и законом 1949 года референдум проводится в двух или нескольких землях и возможен только по причине с изменениями границ земель и образованием новой земли. Такое изменение производится федеральным законом, который и выносится на референдум, проводимый в землях или на территориях, из которых должна быть образована новая земля. Законодательством ФРГ общегосударственные референдумы не предусмотрены16. 
     Италия – это одна из стран, которая по числу проведенных в послевоенный период референдумов уступает лишь Швейцарии. 2 июня 1946 года в Италии состоялся общенациональный референдум о будущем государственном устройстве, в котором приняло участие почти все население страны, была избрана конституционная ассамблея, которой предстояло подготовить новый текст Основного закона Италии. 22 декабря 1947 года была принята Конституция 1947 г.17.
     В силу исторического развития монархической формой правления в Великобритании, где главенствующую роль играет парламент страны, долгое время игнорировался институт референдума. Впервые институт референдума был применен в 1975 году, где решался вопрос о продолжении членства Великобритании в Европейском сообществе. Решение населением было принято положительное. Следующий референдум был проведен в 1979 году по вопросу автономий Шотландии и Уэльса. Результат был отрицательным, население не поддержало идею автономий. 
     Франция одна из немногих стран, которая институт референдума применяет еще с восемнадцатого века. Самый первый конституционный референдум прошел в 1793, на котором принималась первая Конституция Первой республики Франции18. На референдуме был принят положительный результат, вскоре Конституция была ратифицирована Национальным конвентом. Последующие референдумы затрагивали серьезные сферы общества и отражали правовую и политическую действительность.
     Страны СНГ не являются исключением в проведение референдумов. Самым ярким примером служит Украина. В соответсвии Закону «О всеукраинском и местных референдумах», принятым еще в 1991 году, назначает его Президент либо Верховная Рада (парламент). При инициировании референдума от главы государства необходима народная инициатива. Местный референдум, как положено, назначается местными органами – соответствующим советом19. 
     Референдум в любой стране будет политически эффективен в том случае, если население его поддержит и правильно поймет, т.е. как важнейший демократический институт. В. Богданор выделяет три аспекта, которые может обеспечить только референдум: предоставить возможность всем гражданам путем голосования высказаться в отношении вопросов, вынесенных на обсуждение; дать возможность населению принять решение с учетом интересов или целей не какой-то политической партии, а общества; совместить интересы народа и правительства, поскольку данный институт непосредственной демократии позволяет ощутить, что сами граждане несут ответственность за то, что происходит в стране. Вместе с тем возможности референдума не следует переоценивать, поскольку сложные комплексные решения практически невозможно вынести на подобное голосование. К тому же результаты референдума во многом зависят от того, какую позицию по данному вопросу займут средства массовой информации20.
     Исходя из вышеизложенного, референдум – это такая форма непосредственной демократии, которая является далеко не новым, но сохраняющим свое значение в политико-правовой практике. В мировой политической теории и практике референдум трактуется по-разному21. Проведение референдума зависит от утверждения того или иного государственного органа, используя народное голосование, решение которого приобретают  окончательный и обязательный характер.
     Стоит отметить, что практически во всех конституциях существуют вопросы, которые не могут быть отнесены на референдум, это, прежде всего, касается безопасности страны, изменение границ, объявление войны и мира, бюджет, налоги и сборы, применение вооруженных сил, права и свободы граждан, введение и отмена чрезвычайного положения.
     К правовым последствиям референдума нужно отнести его юридическую силу, порождающуюся в результате его постановляющего характера, так как консультативный референдум правовых последствий в принципе в себе не несет. Также нужно отметить, что решение, принятое на референдуме, располагается на одном из первых мест по юридической силе, иерархической цепочке, конечно, после Конституции страны. Но когда имеется в виду, скажем, обычный закон, то вполне уместно спросить: обладает ли закон, принятый на факультативном референдуме, более высокой юридической силой, чем закон, принятый парламентом? Надо сказать, что в конституциях и текущем законодательстве четкого ответа на этот вопрос зачастую не находим нет22. Если исходить из логики, то при различии между законом, принятым на референдуме и законом, принятым парламентом, учитывая, что они оба не противоречат национальной Конституции, то предпочтение стоит отдать «закону референдума». Кроме этого, встает вопрос об отмене принятого решения на референдуме парламентом страны, либо главой государства? Если и в данном случае исходить из логики, то закон, принятый на референдуме, избирателями, ими же и должен отменяться и даже изменяться23. Тогда возникает вопрос: может не с проста Конституции не предусматривают разрешение данного вопроса? Ведь факультативный законодательный референдум рассматривается конституциями как исключительная для законодательного процесса процедура. Отсюда можно сделать вывод, что исключительная процедура применяется лишь в исключительных обстоятельствах, роль которых может сыграть и законно заявленная инициатива референдума. При отсутствии же такой инициативы вполне допустима обычная законодательная процедура, то есть закон, о котором идет речь, может быть изменен или отменен парламентом24. Также стоит обратить внимание на то, что принятые конституции при помощи референдума, некоторые положения которой могут быть пересмотрены парламентом без обращения к избирателям. Из чего следует сделать вывод, что данный вопрос является дискуссионным и можно обратиться к создателям конституций, чтобы в будущем они обратили на это внимание. 
     Таким образом, можно сделать вывод, что референдум в любой стране будет политически и идеологически эффективен лишь в том случае, «…если он будет правильно понят и поддержан широкими слоями населения»25, и в том случае, если будут созданы все необходимые организационно-технические и иные условия для его подготовки и проведения.	
Глава 2.Эволюция института референдума
2.1. Референдум в российской истории
     В российском государствоведении референдум традиционно рассматривается как голосование граждан по поводу какого-либо закона или законопроекта, а также вопроса государственного (регионального, местного) значения.  Отечественная история не слишком богата опытом проведения референдумов, но за последние 70 лет знает несколько референдумов, которые предшествовали принятию действующего закона «О референдуме РФ».
     В России впервые народное голосование (референдум) было предусмотрено Конституцией СССР 1936 года26. Механизм применения института референдума долгое время законодательно не определялось. Несмотря на это, институт референдума развивался и в наши дни законодательно закреплен. Кроме того, появилась практика его проведения27. 
     За период существования такой страны как СССР референдум был проведен лишь однажды, и случилось это 17 марта 1991 года. На том референдуме решался вопрос о сохранении страны – СССР. Референдум преследовал одну цель – выявить волю народа по вопросу: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?». На референдуме была высокая явка население - 80 % граждан, из них 76,4% ответили утвердительно. Референдум был признан состоявшимся, а решение принятым. Исторически известно, что, не смотря на результаты референдума, лидеры России, Украины и Белоруссии приняли отличное от решения народа – Советский Союз прекратил свое существование. Проведение этого референдума было возможно в виду того, что 16 октября 1990 г. был принят Закон «О референдуме РСФСР», а 27 декабря 1990 г. IV Съезд народных депутатов принял Закон о всенародном голосовании (референдум СССР). Как известно из истории в декабре 1991 года Союз ССР прекратил свое существование, тем самым референдум 1991 г. был единственным за всю историю существования Союза ССР.
     Предметом референдума могло быть выявление общественного мнения по наиболее важным вопросам, находившимся в ведении Союза ССР. Законом «О референдуме РСФСР» достаточно жесткое требование было установлено в отношении подведения итогов конституционного референдума: решения считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан РСФСР, внесенных в списки для участия в голосовании (ч. 4 ст. 35).  В голосовании приняло участие 80% граждан, имеющих право участвовать в референдуме, из них 76,4% утвердительно ответил на данный вопрос. Не смотря на принятое решением народа в декабре того же года по инициативе лидеров России, Украины и Белоруссии Советский Союз прекратил свое существование28.
     Следующий общенациональный референдум был проведен 25 апреля 1993 года, на который было вынесено уже четыре вопроса. Результаты голосования распределились следующим образом:
* Доверяете ли Вы Президенту Российской Федерации Б. Н. Ельцину? (58,7 %, ответивших «да»)
* Одобряете ли Вы социально-экономическую политику, осуществляемую Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации с 1992 года? (53,0 %, ответивших «да»)
* Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Президента Российской Федерации? (49,5 %, ответивших «да») 
* Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов Российской Федерации? (67,2 %, ответивших «да») 29.
     Последний проведенный референдум на общенациональном уровне, связан с принятием действующей Конституции РФ 1993 года. В виду того, что страна находилась в хаосе и неразберихе, требовалось введение Конституции, однако принятие ее без прямого волеизъявления народа, могло быть расценено как нелегитимность основного закона государства.
     В связи с изменениями в политико-правовой обстановке 10.10.1995 г. Президентом РФ был подписан ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»30. Согласно принятому Закону было дано определение значению понятия референдума. Во-первых, это всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Во-вторых, референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа.
     
2.2. Формирование института референдума в Российской Федерации
     В результате дальнейшего проведения политических и правовых реформ в Российской Федерации был принят новый закон, регулирующий порядок проведения референдума в Российской Федерации ФКЗ от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»31. В сравнении с действовавшим законом теперь организация народного волеизъявления стала более сложным процессом. Вместе с тем отсекается возможность проведения популистских референдумов наподобие того, который перед выборами в Государственную Думу пытались организовать коммунисты — партия решила инициировать голосование о запрете на продажу земли, о снижении тарифов на услуги ЖКХ и о повышении зарплат. Новые условия таковы, что организовать референдум в принципе может либо очень сильная партия с крепкой и разветвленной региональной сетью, либо инициативная группа, имеющая доступ к административному ресурсу32. 
     Не урегулированные федеральным конституционным законом положения или вопросы проведения общенационального референдума, признаны дополнить ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации»33. Законом установлен круг вопросов, подлежащих принятию путем референдума: в обязательном порядке это касается вопроса принятия новой Конституции. Кроме того определен круг вопросов не выносимых на референдум, прежде всего это связано с досрочным прекращением срока полномочий главы государства и законодательной власти; финансовых обязательств.
     Референдум недопустимо проводить по вопросам, касающихся отмене или ограничения общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, его конституционных гарантий и их реализация.
     Нестабильность развития демократии в Российской Федерации указывает на бедность и скудность отечественной истории демократическими традициями. Из-за отсутствия должного внимания к традициям (в том числе и избирательным) на протяжении более чем 70 лет  происходила их постепенная утрата. С. Егоров говорил: «Поскольку мы выступали в роли созидателей неведомой миру и истории новой советской государственности и демократии, то считали для себя недостойным учиться у кого-либо и чему-либо»34. 
     Развитие и эволюция современного российского государства – это противоречия и сложности, где происходят быстрые и глобальные перемены: отказ от старых устоев и поиск новых, оценка классических авторитетов и переосмысление исторического опыта. Результатом этих процессов стал новый подход к формированию государственных органов.
     Основой демократизации государства в развитии конституционализма является институт непосредственного участия народа, заключающийся в управлении государством в форме выборов и референдумов. Конституция РФ 1993 года закрепила референдум и выборы в качестве высшего выражения власти народа35.
     В Российской Федерации на референдум в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции РФ, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции РФ36. Решение, принятое на референдуме Российской Федерации, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Оно действует на всей территории Российской Федерации и может быть одновременно или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме Российской Федерации37.
     Чтобы точнее выразить волю народа, для этого перед проведением референдума должно пройти свободное и всестороннее обсуждение выносимого на голосование вопроса. Отечественная  правовая наука считала, что процедура народного голосования «создаёт оптимальные условия для навязывания народу воли реакционных кругов»38. Только история может подтвердить или опровергнуть это предположение. Однако, в истории случалось, что определенная группировка захватывала власть силой, затем легализовала государственный переворот, после чего готовила подобие выборов или референдума. Граждане, находящиеся под давлением хаоса были не в состоянии оценить проработанность предлагаемого проекта на референдуме. Ко всему прочему подделка подписей, проблема явки и кворума, неразбериха в формулировках, проблема осведомлённости голосующих, проблема учёта голосов и защита мнения несогласного меньшинства, как традиционные проблемы непосредственной демократии никуда не делись, они только приобретают изощренные способы и набирают обороты. В современном мире добавились проблемы, продиктованные сегодняшним временем, как-то: обман при подсчётах голосов, оплата за подпись при сборе подписей; неподконтрольность финансовых расходов; вводящие в заблуждение рекламные компании, вмешательство видео и теле- пиар кампаний.
     Способ принятия решения при помощи проведения референдума имеет как слабые, так и сильные стороны, поэтому оценка референдума как института прямой демократии является неоднозначной. В связи с этим стоит обратить внимание на роль референдума в современной Российской Федерации и его значение для становления демократического политического режима.
     
2.3. Реформирование современного законодательства о референдуме в Российской Федерации
     Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2005 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 48 и статьи 58 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пункта 7 статьи 63 и статьи 66 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации»39 содержит указание признать содержащуюся во взаимосвязанных положениях пункта 5 статьи 48 и статьи 58 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»40, пункта 7 статьи 63 и статьи 66 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»41 норму, как предполагающую запрет на проведение предвыборной агитации, направленной против всех кандидатов, гражданами лично за счет собственных денежных средств, не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19, 29 (части 1 и 4) и 55 (часть 3).
     Федеральный конституционный закон от 30 декабря 2006 г. № 7-ФКЗ «О внесении изменений в статьи 48 и 52 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации»42 урегулировал вопросы финансирования референдума. Некоммерческие организации не вправе вносить пожертвования в фонд референдума РФ, если в течение года, предшествующего дню внесения пожертвования, они получали денежные средства или иное имущество от иностранных государств (в том числе их органов власти), иностранных граждан и юридических лиц (включая благотворительные организации и религиозные объединения), международных организаций и международных общественных движений, российских юридических лиц с иностранным участием (более 30%), а также от организаций, учрежденных государственными органами или органами местного самоуправления РФ, и юридических лиц, в уставном капитале которых доля РФ, субъектов РФ или муниципальных образований превышает 30%. Установленные ограничения применяются только в случае, если полученные некоммерческими организациями денежные средства или иное имущество не были возвращены перечислившим их лицам (при невозможности возврата - переданы в доход РФ). Данная мера позволит исключить завуалированное финансирование референдумов иностранными лицами и организациями и обеспечить финансовую прозрачность процесса волеизъявления граждан.
     Одновременно уточнен перечень органов, осуществляющих проверку сведений, указанных гражданами и юридическими лицами при внесении добровольных пожертвований в фонды референдума. Это органы регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, органы исполнительной власти, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц либо уполномоченные в сфере регистрации некоммерческих организаций.
     Федеральный конституционный закон «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» от 24 апреля 2008 г. № 1-ФКЗ43 направлен на реализацию Постановления Конституционного Суда РФ от 21 марта 2007 года №3-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 6 и 15 ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»44. В этом Постановлении Конституционный Суд РФ подтвердил конституционность положения статьи 6 Закона, согласно которому на референдум не могут выноситься вопросы о принятии и об изменении федерального бюджета, поскольку это относится к исключительной компетенции Правительства РФ и Федерального Собрания РФ. В то же время Конституционный Суд России указал на необходимость надлежащей регламентации вопроса о конституционном контроле за разрешением споров, возникающих в связи с признанием Центральной избирательной комиссией РФ несоответствия вопросов референдума требованиям статьи 6 Закона. Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу названное законоположение предполагает, что формулировка вопроса, выносимого на референдум, должна позволять воспринять его как единое целое, с тем чтобы участвующий в референдуме гражданин не был вынужден голосовать одновременно за несколько не связанных между собой вопросов, соединенных в одном предложении; один и тот же вопрос не должен относиться к разным уровням законодательства, обусловленным его иерархией и федеративным устройством Российской Федерации; не должно иметь место сочетание составленного в общих выражениях предложения и вопроса принципиального характера; вопрос должен быть сформулирован таким образом, чтобы правовые последствия принятого на референдуме решения были определенными по своему содержанию и по возлагаемым на соответствующие федеральные органы государственной власти полномочиям45.
     
     
Глава 3. Проведение референдума в современной России
3.1. Законодательный порядок проведения референдума в РФ
     Процесс проведения референдума в Российской Федерации основывается на принципах, закрепленных Основным законом страны -  Конституцией РФ, а также федеральным законодательством: ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»46 и ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»47.
     Ч. 1 ст. 32 и ч. 2 ст.3 Конституции РФ закрепляет право гражданина на участие в управлении делами государства, реализация которых регламентирована ФКЗ «О референдуме Российской Федерации». Положения данных статей соответствуют статье 21 Всеобщей декларации прав человека, а так же статье 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, содержащих указание, что каждый гражданин без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений имеет право и возможность участвовать в управлении государства48.
     Согласно ФКЗ «О референдуме РФ» в России на референдум не могут быть вынесены следующие вопросы: изменение статуса субъектов федерации; досрочного прекращения или продления срока полномочий главы государства и депутатов Федерального Собрания; проведение досрочных выборов Президента и Государственной Думы, или досрочном формировании Совета Федерации, либо об отсрочке таких выборов (формирования); введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также от освобождения их уплаты; принятия и изменения федерального бюджета; принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; амнистии и помилования; исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства.
     При этом ФКЗ устанавливает ограничение в отношении проведения референдума: не проводитс.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44