VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Военные трибуналы войск НКВД СССР в предвоенные годы (1939-1941гг

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W001005
Тема: Военные трибуналы войск НКВД СССР в предвоенные годы (1939-1941гг
Содержание
CОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Военные трибуналы войск НКВД СССР в предвоенные годы (1939-1941гг.)……………………………………………………………………………5
1.1 Становление и развитие системы военных трибуналов в Советском государстве, роль и место военных трибуналов войск НКВД в этой системе…………………………………………………………………………….5
1.2 Правовое регулирование порядка отправления правосудия в военных трибуналах войск НКВД………………………………………………………..13
Глава 2. Военные трибуналы войск НКВД СССР в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945гг.)…………………………………………18
2.1 Развитие организации и компетенции военных трибуналов войск НКВД в период военного времени……………………………………………………….18
2.2 Процессуальные особенности и практика военных трибуналов войск НКВД в условиях войны………………………………………………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….37
     

ВВЕДЕНИЕ
     
     Актуальность т?емы иссл?едования. С?ерь?езны?е просч?еты, допущ?енны?е на начальном этап?е пров?ед?ения р?еформ в экономич?еской, во?енной, правоохранит?ельной и иных областях государств?енной д?еят?ельности, ослабл?ени?е сист?емы государств?енного р?егулирования и контроля, н?есов?ерш?енство правовой базы и отсутстви?е сильной государств?енной политики в социальной сф?ер?е, сниж?ени?е духовно-нравств?енного пот?енциала общ?ества являются основными факторами, способствующими росту пр?еступности, особ?енно е?е организованных форм, а такж?е коррупции. Как отм?еча?ется в Конц?епции национальной б?езопасности Российской Ф?ед?ерации, н?есов?ерш?енство сист?емы организации государств?енной власти и гражданского общ?ества, социально - политич?еская поляризация российского общ?ества и криминализация общ?еств?енных отнош?ений, рост организованной пр?еступности и ув?елич?ени?е масштабов т?ерроризма, обостр?ени?е м?ежнациональных и осложн?ени?е м?еждународных отнош?ений создают широкий сп?ектр внутр?енних и вн?ешних угроз национальной б?езопасности страны. В инт?ер?есах укр?епл?ения российской государств?енности в?есьма актуальным пр?едставля?ется проц?есс р?еформирования правоохранит?ельных органов. Однако как показыва?ет историч?еский опыт, н?епродуманны?е д?ействия, связанны?е с вопросами изм?ен?ения организации и д?еят?ельности органов правопорядка могут прив?ести к самым н?егативным посл?едствиям.
     Богатый опыт борьбы с пр?еступностью и укр?епл?ения обороноспособности государства в п?ериод во?енного вр?ем?ени и в пр?едво?енны?е годы силами органов военной юстиции - военных трибуналов войск НКВД СССР, как специальной ветви советской судебной системы может быть использован при развитии российского законодат?ельства о чр?езвычайных правовых р?ежимах, в которых роль органов во?енной юстиции, - основных правоохранит?ельных институтов в условиях во?енного и чр?езвычайного полож?ения в настоящий мом?ент прописана н?е достаточно ч?етко.
     Основная ц?ель настоящ?его иссл?едования заключа?ется в изуч?ении и анализ?е опыта правового р?егулирования развития организации и д?еят?ельности во?енных трибуналов войск НКВД СССР в п?ериод В?еликой От?еч?еств?енной войны, опр?ед?ел?ения их роли и м?еста в сов?етской суд?ебной сист?ем?е.
     Объ?ектом иссл?едования выступают общ?еств?енны?е отнош?ения и государств?енно-правовы?е явл?ения, обуславливающи?е и сопровождающи?е проц?есс становл?ения и развития во?енных трибуналов войск НКВД СССР, их сод?ержани?е, основны?е характ?ерны?е ч?ерты и особ?енности.
     Пр?едм?етом иссл?едования являются правовы?е основы организации и особ?енности порядка отправл?ения правосудия, анализ практич?еской работы сист?емы во?енных трибуналов войск НКВД СССР.
     М?етодологич?еской основой настоящ?его иссл?едования являются общ?енаучны?е и сп?ециальны?е м?етоды. Ср?еди общ?енаучных м?етодов нашли сво?е прим?ен?ени?е синт?ез, анализ, д?едукция, индукция, абстрагировани?е, обобщ?ени?е, аналогия. Сп?ециальны?е м?етоды: логич?еский, пробл?емный, историч?еский.




Глава 1. Во?енны?е трибуналы войск НКВД СССР в пр?едво?енны?е годы (1939-1941гг.)
1.1 Становл?ени?е и развити?е сист?емы во?енных трибуналов в Сов?етском государств?е, роль и м?есто во?енных трибуналов войск НКВД в этой сист?ем?е.
     Период Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.) несомненно один из самых сложных в истории нашей страны и нашего народа, тяжкое бремя войны затронуло каждую семью, унесло не мало жизней не только среди военного, но и мирного населения, в том числе и при непосредственном участии военных трибуналов. Так как многие вопросы остаются актуальными и требуют изучения и в настоящее время, в данной работе мы постараемся рассмотреть и обозначить место, значение и роль военных трибуналов в системе советских судов в указанный период. История возникновения военного трибунала в России относится к началу XVIII в., когда во время реформ Петра I был принят Военно-уголовный кодекс и учрежден военный суд. Принятие данного кодекса было обусловлено тем, что необходимо было закрепить устройство войск, права и обязанности лиц, составляющих войско и их ответственность в случаях нарушения установленного в армии порядка1. Дальнейшее преобразование военно-судебной структуры можно соотнести с судебной реформой второй половины XIX в. 15 мая 1867 г. принят Военно-судебный устав, который был направлен на регулирование состава и структуры военных судов. Установлена новая система органов правосудия в армии, состоящая из полковых судов, военно-окружных судов и Главного военного суда с двумя отделениями. Устав определял, что судебная власть в военном ведомстве принадлежала указанным судам. Они должны были учреждаться и действовать как коллегиальные установления. Полковые и военно-окружные суды являлись судами первой инстанции, предназначались для рассмотрения и решения дел по существу. По мнению ряда советских историков2, правосудие царской власти основывалось на необоснованной жесткости, но статистические данные этого периода говорят об обратном. Так, с 1825 по 1905 гг. к смертной казни в России были приговорены в том числе военными судами 1397 человек, казнено 894 человека3. К сравнению, в РСФСР только в 1962 г. было осуждено к смертной казни 2159 человек4. После февральской революции Временным правительством в марте 1917 г. был учрежден Временный высший дисциплинарный суд, деятельность которого была направлена на установление дисциплины и порядка в армии. Деятельность военных судов в годы Великой Отечественной войны была обусловлена наличием и функционированием подобных органов в предыдущий советский период, в частности в годы гражданской войны. В 1918 г. была создана военно-судебная система особых судов, в виде революционных военных трибуналов. В дальнейшем система судоустройства Советского государства видоизменялась и корректировалась. Организация деятельности военных трибуналов накануне Великой Отечественной войны регулировалась Законом «О судоустройстве СССР» от 16 августа 1938 г. Статья 57 главы VI формально закрепляла то, где организуются военные трибуналы: при военных округах, фронтах и морских флотах; при армиях, корпусах, иных воинских соединениях и военизированных учреждениях5. Начало войны повлекло за собой изменение законодательства необходимого в условиях военного времени, так одновременно с введением Указа Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении», согласно которому: «В местностях, объявленных на военном положении, все функции органов государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности принадлежат военным советам фронтов, армий, военных округов, а там, где нет военных советов, – высшему командованию войсковых соединений», следует принятие Указа Президиума Верховного Совета СССР «Об утверждении положения о военных трибуналах, в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий»6. 
     Войска НКВД СССР в годы Великой Отечественной войны внесли свой весомый вклад в формирование соединений и объединений для действующей Красной Армии7, однако ещ?е н?е в полной м?ер?е иссл?едована историками и во?енными юристами д?еят?ельность во?енных трибуналов войск НКВД СССР в годы В?еликой От?еч?еств?енной войны. П?ер?ед началом В?еликой От?еч?еств?енной войной в п?ериод Гражданской войны кром?е общих и чр?езвычайных суд?ебных органов в вид?е общих (народных) и чр?езвычайных судов (р?еволюционных трибуналов) были сформированы в?едомств?енны?е суд?ебны?е органы – р?еволюционны?е во?енны?е трибуналы РККА. В п?ервой половин?е 1920 г. функции войск внутр?енн?ей охраны (ВОХР) НКВД были расшир?ены. В соотв?етствии с этим их числ?енность значит?ельно ув?еличилась, усложнились их задачи. В этой связи р?еволюционны?е во?енны?е трибуналы РККА, которы?е обслуживали войска ВОХР НКВД, уж?е н?е в состоянии были об?есп?ечить правопорядок в войсках внутр?енн?его назнач?ения, что и послужило п?ервопричиной создания сп?ециальных р?еволюционных во?енных трибуналов сист?емы НКВД. 
     В связи с р?еорганизаци?ей войск внутр?енн?ей охраны в войска внутр?енн?ей службы (ВНУС) и их сокращ?ени?ем по окончании Гражданской войны р?еволюционны?е во?енны?е трибуналы войск ВОХР были упраздн?ены. В связи с р?еорганизаци?ей ВЧК сп?ерва в ГПУ, а впосл?едствии в ОГПУ СССР, постановкой государством новых задач, к 1932 г. числ?енность войск ОГПУ значит?ельно возросла, и во?енная юстиция Красной Армии, на которую была возлож?ена дополнит?ельная задача обслуживания этих воинских формирований, уж?е н?е могла справиться. В связи с этим в 1932 г. были организованы во?енны?е трибуналы войск ОГПУ СССР. 10 июля 1934 г. ЦИК СССР принял Постановление «Об образовании Общесоюзного Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) СССР», с включ?ени?ем в его состав ОГПУ в кач?еств?е Главного управл?ения государств?енной б?езопасности (ГУГБ)8. По этому Постановл?ению НКВД п?ер?едавались и войска ОГПУ. Во?енны?е трибуналы войск ОГПУ п?ер?еим?еновывались в во?енны?е трибуналы пограничной и внутр?енн?ей охраны НКВД СССР. Упраздн?ени?е (за исключ?ени?ем Особого сов?ещания при НКВД СССР) органов вн?есуд?ебной р?епр?ессии, учр?ежд?ени?е и развити?е пограничных и внутр?енних войск НКВД СССР в кач?еств?е самостоят?ельного эл?ем?ента Вооруж?енных Сил СССР, рост вс?его аппарата НКВД СССР (по состоянию на 1935 г. – 8211 ч?ел., на начало 1940 г. – 32624 ч?ел.), возрастани?е роли суд?ебных органов в связи с приняти?ем Закона о судоустройств?е 1938 г., – стали основными причинами становл?ения и развития самостоят?ельной в?етви сист?емы во?енно-суд?ебных учр?ежд?ений, – во?енных трибуналов войск НКВД СССР. В?едомств?енным нормативным актом совм?естным приказом Народного комиссара внутр?енних д?ел СССР Л.П. Б?ерия и Пр?едс?едат?еля Во?енной Колл?егии В?ерховного суда СССР В.В. Ульриха от 16 января 1939 г. опр?ед?елялась сист?ема, и объявлялись штаты во?енных трибуналов войск НКВД СССР. Сист?ема во?енных трибуналов войск НКВД СССР, в пр?едво?енны?е годы, в противор?ечи?е д?ействующ?ему Полож?ению «О во?енных трибуналах и во?енной прокуратур?е» 1926 г., организационно была привязана н?е к войсковой структур?е Вооруж?енных Сил, а к административно-т?ерриториальному устройству страны в связи со сп?ецификой их подсудности и д?еят?ельности. 
     Н?еобходимость подготовки высококвалифицированных специалистов для ВВ МВД России обусловлена сложностью задач, повседневно выполняемых войсками по обесп?еч?ению б?езопасности личности, общ?ества и государства, конституционных прав и свобод граждан9. Достиж?ени?е этого н?евозможно б?ез знания и понимания историч?еского пути и ключ?евых в?ех внутр?енних войск МВД России в том числ?е в п?ериод В?еликой От?еч?еств?енной войны. Войска НКВД СССР в грозны?е годы В?еликой От?еч?еств?енной войны вн?если свой в?есомый вклад в формировани?е со?един?ений и объ?един?ений для д?ействующ?ей Красной Армии10, однако ещё н?е в полной м?ер?е иссл?едована историками, и во?енными юристами д?еят?ельность во?енных трибуналов войск НКВД СССР в годы в?еликой от?еч?еств?енной войны. 
     П?ер?ед В?еликой От?еч?еств?енной войной в п?ериод Гражданской войны кром?е общих и чр?езвычайных суд?ебных органов в вид?е общих (народных) и чр?езвычайных судов (р?еволюционных трибуналов) были сформированы в?едомств?енны?е суд?ебны?е органы – р?еволюционны?е во?енны?е трибуналы РККА. В п?ервой половин?е 1920 г. функции войск внутр?енн?ей охраны (ВОХР) НКВД были расшир?ены. В соотв?етствии с этим их числ?енность значит?ельно ув?еличилась, усложнились их задачи. В этой связи р?еволюционны?е во?енны?е трибуналы РККА, которы?е обслуживали войска ВОХР НКВД, уж?е н?е в состоянии были об?есп?ечить правопорядок в войсках внутр?енн?его назнач?ения, что и послужило п?ервопричиной создания сп?ециальных р?еволюционных во?енных трибуналов сист?емы НКВД. 
     П?ервый р?евво?ентрибунал войск НКВД был учр?ежд?ен приказом Р?еволюционного во?енного сов?ета Р?еспублики «Об учр?ежд?ении Р?еволюционного во?енного трибунала войск ВОХР» от 11 января 1920 г. за подписью Ф.Э. Дзержинского11. Первым председателем Реввоентрибунала войск ВОХР стал В.В. Ульрих, впоследствии генерал-полковник юстиции, Пр?едс?едат?ель Во?енной Колл?егии В?ерховного Суда СССР с мом?ента её основания. С?екр?етар?ем этого трибунала стал М.С. Строгович, впосл?едствии один из в?едущих от?еч?еств?енных юристов, проф?ессор, чл?ен-корр?еспонд?ент АН СССР. 
     В март?е 1920 г. Р?еволюционный во?енный трибунал войск ВОХР был пр?еобразован в Главный р?еволюционный во?енный трибунал войск ВОХР, с подчин?ени?ем ему р?еволюционных во?енных трибуналов ВОХР с?екторов. В годы Гражданской войны р?еволюционны?е во?енны?е трибуналы Красной Армии и войск ВОХР НКВД н?е входили в общую суд?ебную сист?ему, поэтому являлись в?едомств?енными суд?ебными органами и подчинялись соотв?етствующим органам во?енного командования. В связи с р?еорганизаци?ей войск внутр?енн?ей охраны в войска внутр?енн?ей службы (ВНУС) и их сокращ?ени?ем по окончании Гражданской войны р?еволюционны?е во?енны?е трибуналы войск ВОХР были упраздн?ены. В связи с р?еорганизаци?ей ВЧК сп?ерва в ГПУ, а впосл?едствии в ОГПУ СССР, постановкой государством новых задач, к 1932 г. числ?енность войск ОГПУ значит?ельно возросла, и во?енная юстиция Красной Армии, на которую была возлож?ена дополнит?ельная задача обслуживания этих воинских формирований, уж?е н?е могла справиться. В связи с этим в 1932 г. были организованы во?енны?е трибуналы войск ОГПУ СССР. 10 июля 1934 г. ЦИК СССР принял Постановл?ени?е «Об образовании Общ?есоюзного Народного комиссариата внутр?енних д?ел (НКВД) СССР», с включ?ени?ем в его состав ОГПУ в кач?еств?е Главного управл?ения государств?енной б?езопасности (ГУГБ)12. По этому Постановлению НКВД передавались и войска ОГПУ. Военные трибуналы войск ОГПУ переименовывались в военны?е трибуналы пограничной и внутр?енн?ей охраны НКВД СССР. Упраздн?ени?е (за исключ?ени?ем Особого сов?ещания при НКВД СССР) органов вн?есуд?ебной р?епр?ессии, учр?ежд?ени?е и развити?е пограничных и внутр?енних войск НКВД СССР в кач?еств?е самостоят?ельного эл?ем?ента Вооруж?енных Сил СССР, рост вс?его аппарата НКВД СССР (по состоянию на 1935 г. – 8211 ч?ел., на начало 1940 г. – 32624 ч?ел.), возрастани?е роли суд?ебных органов в связи с приняти?ем Закона о судоустройств?е 1938 г., – стали основными причинами становл?ения и развития самостоят?ельной в?етви сист?емы во?енно-суд?ебных учр?ежд?ений, – во?енных трибуналов войск НКВД СССР. В?едомств?енным нормативным актом совм?естным приказом Народного комиссара внутр?енних д?ел СССР Л.П. Б?ерия и Пр?едс?едат?еля Во?енной Колл?егии В?ерховного суда СССР В.В. Ульриха от 16 января 1939 г. опр?ед?елялась сист?ема, и объявлялись штаты во?енных трибуналов войск НКВД СССР. Сист?ема во?енных трибуналов войск НКВД СССР, в пр?едво?енны?е годы, в противор?ечи?е д?ействующ?ему Полож?ению «О во?енных трибуналах и во?енной прокуратур?е» 1926 г., организационно была привязана н?е к войсковой структур?е Вооруж?енных Сил, а к административно-т?ерриториальному устройству страны в связи со сп?ецификой их подсудности и д?еят?ельности13. В кач?еств?е низовых зв?ень?ев сп?ециальной суд?ебной сист?емы НКВД СССР д?ействовали во?енны?е трибуналы кра?ев, област?ей, АССР, а при их отсутствии – трибуналы войск НКВД союзных р?еспублик. Руководство на м?естах и кассационны?е функции во?енными трибуналами войск НКВД возлагалось на специальные окружные военные трибуналы войск НКВД. Всего в предвоенные годы было создано 76 трибуналов сист?емы НКВД. Н?епоср?едств?енно?е руководство д?еят?ельностью во?енных трибуналов войск НКВД и управл?ени?е ими осущ?ествлялось Во?енной Колл?еги?ей В?ерховного Суда СССР и входящим в её состав Отд?елом во?енных трибуналов войск НКВД. Постановл?ени?ем СНК СССР от 15 июня 1939г. при НКЮ СССР образовывалось Управл?ени?е сп?ециальных судов, а в его состав?е – Отд?ел во?енных трибуналов. Функции управл?ения во?енными трибуналами, за исключ?ени?ем суд?ебного руководства, п?ер?ешли от Во?енной Колл?егии В?ерховного Суда СССР к Отд?елу во?енных трибуналов НКЮ СССР. В июн?е 1940 г. Управл?ени?е сп?ециальных судов было р?еорганизовано в Управл?ени?е во?енных трибуналов; для руководства во?енными трибуналами войск НКВД создавался Отд?ел во?енных трибуналов пограничных и внутр?енних войск (с октября 1940 г. – Отд?ел во?енных трибуналов войск НКВД). Основным источником об?есп?еч?ения квалифицированными кадрами во?енных трибуналов войск НКВД СССР была Во?енно-юридич?еская акад?емия. Можно выд?елить дв?е группы задач, стоящих п?ер?ед во?енными трибуналами войск НКВД в пр?едво?енны?е годы. 
     Общими задачами являлись: укр?епл?ени?е тоталитарного р?ежима, т.?е. борьба с политич?еской оппозици?ей; об?есп?еч?ени?е выполн?ения завыш?енных т?емпов экономич?еского развития пут?ем укр?епл?ения служ?ебной, трудовой, и воинской дисциплины уголовно-правовыми м?ерами. В кач?еств?е сп?ециальных задач сл?еду?ет выд?елить: укр?епл?ени?е дисциплины и уд?ержани?е под контрол?ем разросш?егося до гигантских разм?еров НКВД СССР и связанных с ним организаций и учр?ежд?ений; упрочение правопорядка в исправительно-трудовых учреждениях как среди конвойных подразделений, так и среди заключенных; отправл?ени?е правосудия по д?елам об особо опасных пр?еступл?ениях гражданских лиц (изм?ена родин?е, шпионаж, т?еррористич?ески?е акты, взрывы, поджоги, и ины?е виды див?ерсий). Эти задачи обусловили сп?ецифич?еско?е развити?е комп?ет?енции и практич?еской д?еят?ельности во?енных трибуналов войск НКВД СССР. Рядом в?едомств?енных нормативных актов к комп?ет?енции во?енных трибуналов войск НКВД СССР были отн?ес?ены д?ела о наибол?е?е опасных государств?енных пр?еступл?ениях граждан, обо вс?ех пр?еступл?ениях сотрудников госб?езопасности, милиции, войск НКВД, работников исправтрудлаг?ер?ей, колоний и тюр?ем, заключ?енных и во?еннопл?енных. 
     Во?енны?е трибуналы войск НКВД СССР – это сп?ецифич?еская в?етвь н?е только суд?ебной сист?емы СССР, но и особо?е зв?ено в сист?ем?е во?енно-суд?ебных учр?ежд?ений. Во?енны?е трибуналы войск НКВД функционировали наряду с другими в?етвями во?енной юстиции – во?енными трибуналами Красной армии и ВМФ, однако их становл?ени?е и развити?е т?есным образом связано с истори?ей ВЧК-ГПУ-ОГПУ-НКВД. Во?енны?е трибуналы войск НКВД, образованны?е посл?е ликвидации органов вн?есуд?ебной р?епр?ессии НКВД – тро?ек в опр?ед?ел?енном смысл?е стали их пр?е?емником, который н?еж?елат?ельно было широко афишировать, особ?енно п?ер?ед м?еждународным сообщ?еством. Видимо, это обстоят?ельство обусловило особ?енности правового р?егулирования д?еят?ельности во?енных трибуналов войск НКВД СССР – в отличи?е от во?енных трибуналов Красной Армии и ВМФ они н?е им?ели открытых законодат?ельных актов, р?еглам?ентирующих их д?еят?ельность, и опирались в основном на закрытые ведомственные нормативно-правовые акты в вопросах своей организации и компетенции. 
     1.2 Правовое регулирование порядка отправления правосудия в военных трибуналах войск НКВД.
     Успешная борьба со всеми видами преступлений, общественная опасность которых повысилась в условиях войны, имела огромное значение для достижения основной цели – разгрома врага. В связи с этим уголовное законодательство периода Великой Отечественной войны имело свои особенности. Наряду с действующими довоенными нормами уголовного права, которые были дополнены и расширены, появились новые, вызванные военной обстановкой. В мирное время деятельность военных трибуналов, создававшихся при военных округах, фронтах, армиях, морских флотах, корпусах и иных воинских учреждений строились на общих принципах советского судопроизводства. Основаниями процессуальных норм военных трибуналов являлись Уголовно- процессуальный кодекс РСФСР 1923 г., Положение «О военных трибуналах и военной прокуратуре» 1926 г., Конституция СССР 1936 г. и закон о судоустройстве СССР 1938 г. Но с началом войны чрезвычайная обстановка потребовала изменения в структуре органов государственного и военного управления, приводивших к созданию новых организационно-правовых форм их деятельности, а также возникла необходимость укрепить государственную дисциплину, общественный порядок и безопасность. Данные изменения не заставили себя долго ждать. Ст. 12 Положения о военных трибуналах временно было отменено участие в судебном процессе народных заседателей. Все дела рассматривались только тремя постоянно действующими членами суда. Но, с 27 июня 1942 г. в судебных заседаниях возобновились участия народных заседателей, которые назначались политорганами. Как правило, при рассмотрении дел по обвинению офицеров в зале суда не должен был находиться рядовой и сержантский состав, а при рассмотрении дел о сержантах – рядовой состав. Также главной особенностью правосудия стало скоротечное начало судебных процессов, что было важно в условиях быстро меняющейся боевой обстановки, требующей немедленного реагирования. Ст. 11 Положения о военных трибуналах 1941 г. было утверждено вручение подсудимому копии обвинительного заключения в течение суток, тогда как для всех судов этот срок был больше и составлял трое суток. Однако указом по делам о самовольных отлучках лиц рядового и младшего начальствующего состава срочной службы судебные заседания могли назначаться к слушанию независимо от времени предоставления подсудимому копии обвинительного заключения. Отдельного внимания заслуживает ст. 28 Уголовного кодекса РСФСР 1926 г., которая предусматривала отсрочку в исполнении приговора. То есть осужденным, приговоренным к лишению свободы без поражения прав, суд был вправе отсрочить исполнение приговора и направить осужденного, подлежавшего по своему возрасту призыву в действующую армию. Но, данное право судья мог использовать исключительно в условиях военного времени. Постановление не распространялось на лиц, которые отбывали наказания за контрреволюционные преступления, кроме недоносительства, и за бандитизм. 
     Таким образом, военнослужащим и гражданским лицам, совершившим преступления, давали возможность искупить свою вину, показав свои сильные стороны на фронте. Кроме того, Секретариатом Президиума Верховного Совета СССР 15 января 1942 г. была издана «Инструкция о порядке». Она гласила о том, что военнослужащие, отличившиеся в бою с немецко-фашисткой армией имели возможность освободиться от судимости. Судимость с таких военнослужащих могла быть снята по ходатайству командиров частей, кораблей, военными советами фронтов, флотов и отдельных армий. Когда ходатайство утверждали, военнослужащему выдавали справка о снятии судимости. Если же военнослужащий умирал, справка выдавалась его семье. Судимость могла быть снята независимо от тяжести наказания и от времени, прошедшего со дня осуждения или отбытия наказания. Досрочное освобождение от поражения в правах позволяло восстановить статус военнослужащего в полном объеме. Также снятия судимости было возможно в отношении инвалидов войны и полном освобождении инвалида от наказания либо лишения свободы заменяли условным наказанием на тот же срок. Хотя в 1941 г. военные трибуналы неохотно выносили решения об отсрочке приговора, однако установленный инструкцией порядок снятия судимости явился важным стимулом повышения боевой активности осужденных военнослужащих. Так, эффективность ее применения внесла свои плюсы, что побудило органы военного правосудия в проведении своей деятельности смелее руководствоваться ст. 28 УК РСФСР 1926 г. Все приговоры военных трибуналов, исключая высшую меру наказания – расстрел, вступали в законную силу с момента их провозглашения и незамедлительно приводились в исполнение. За преступления, которые согласно соответствующей статье Уголовного Кодекса, в качестве меры наказания был установлен расстрел, предусматривалось помилование. То есть, в тех случаях, когда на лицо имелись смягчающие вину обстоятельства, такие как добровольная явка с повинной и другие, было необходимо, применив ст. 51 Уголовного Кодекса, назначить вместо расстрела длительное лишение свободы. Военные трибуналы обязывались немедленно сообщать Председателю Военной коллегии Верховного суда СССР и Главному военному прокурору Красной Армии и Главному прокурору Военно-Морского Флота СССР по принадлежности о каждом приговоре, присуждающего высшую меру наказания. В случае неполучения в течение 72 ч сообщения о приостановлении приговора он приводился в исполнение. Советское уголовно-процессуальное законодательство, действовавшее в местностях, где не было объявлено боевых действий, производило изъятие прав из общего порядка обжалования в отношении приговоров судов по делам о террористических актах, диверсиях и вредительстве. В остальных случаях процедура обжалования оставалась прежней, соответствующей ст. 400 Уголовно-процессуальный кодекса, при которой у осужденного была возможность подать кассационную жалобу в течение 3 сут с момента вручения ему обвинительного заключения. В соответствии со ст. 470, 473 Уголовно-процессуального кодекса не допускавших ни обжалования, ни ходатайств о по- миловании по делам о террористических организациях и террористических актах, приговор к высшей мере наказания осуществлялся немедленно. Во время военных действий, дабы не допустить наступления быстрой и реши- тельной репрессии, не было времени на обжалование приговоров, осуществление которых было связано с передачей дел в вышестоящий суд и как следствие с длительным разбирательством в них. Следует отметить, что принцип обжалования приговоров военных трибуналов только ограничивался, но не отменялся вовсе в военное время. За 1941–1945 гг. военными трибуналами было осуждено около миллиона военнослужащих. Свыше 400 тыс. чел. получили отсрочку от приговора с отправкой в состав штрафных подразделений, такое же количество осужденных были направлены в тюрьмы. Из числа осужденных было расстреляно 135 тыс. чел. Таким образом, с началом войны организация и деятельность военных трибуналов была изменена. Главным принципом военного трибунала стала оперативность рассмотрения уголовных дел, что особенно важно в условиях быстро меняющейся боевой обстановки. Следовательно, главными особенностями судебных процессов являлись: вручение осужденному обвинительного заключения в 24-часовой срок до судебного разбирательства, рассмотрение дела без участия народных заседателей, ускоренные процессы судопроизводства, отсрочка приговора и отсутствием кассационного обжалования приговоров. Это способствовало быстрому решению судебных дел и максимальному искоренению изменников, что делало деятельность военных трибуналов необходимой задачей для победы над немецкой армией.
     

     Глава 2. Военные трибуналы войск НКВД СССР в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945гг.);
2.1 Развитие организации и компетенции военных трибуналов войск НКВД в период военного времени.
     Правовой основой организации и компетенции военных трибуналов в годы Великой Отечественной войны были направлены на борьбу со шпионажем, изменой Родине, дезертирством и преступлениями против государства. 22 июня 1941 г., в первый день войны Указом Президиума Верховного Совета СССР было утверждено Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении и в районах боевых действий. В мирное время деятельность военных трибуналов, создававшихся при военных округах, фронтах, армиях, морских флотах, корпусах и иных воинских учреждений строились на общих принципах советского судопроизводства. Основаниями процессуальных норм военных трибуналов являлись Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1923 г., Положение «О военных трибуналах и военной прокуратуре» 1926 г., Конституция СССР 1936 г. и закон о судоустройстве СССР 1938 г. Но с началом войны чрезвычайная обстановка потребовала изменения в структуре органов государственного и военного управления, приводивших к созданию новых организационно-правовых форм их деятельности, а также возникла необходимость укрепить государственную дисциплину, общественный порядок и безопасность. Данные изменения не заставили себя долго ждать. Ст. 12 Положения о военных трибуналах временно было отменено участие в судебном процессе народных заседателей. Все дела рассматривались только тремя постоянно действующими членами суда. Но, с 27 июня 1942 г. в судебных заседаниях возобновились участия народных заседателей, которые назначались политорганами. Как правило, при рассмотрении дел по обвинению офицеров в зале суда не должен был находиться рядовой и сержантский состав, а при рассмотрении дел о сержантах – рядовой состав. Также главной особенностью правосудия стало скоротечное начало судебных процессов, что было важно в условиях быстро меняющейся боевой обстановки, требующей немедленного реагирования. Ст. 11 Положения о военных трибуналах 1941 г. было утверждено вручение подсудимому копии обвинительного заключения в течение суток, тогда как для всех судов этот срок был больше и составлял трое суток. Однако указом по делам о самовольных отлучках лиц рядового и младшего начальствующего состава срочной службы судебные заседания могли назначаться к слушанию независимо от времени предоставления подсудимому копии обвинительного заключения. Отдельного внимания заслуживает ст. 28 Уголовного кодекса РСФСР 1926 г., которая предусматривала отсрочку в исполнении приговора. То есть осужденным, приговоренным к лишению свободы без поражения прав, суд был вправе отсрочить исполнение приговора и направить осужденного, подлежавшего по своему возрасту призыву в действующую армию. Но, данное право судья мог использовать исключительно в условиях военного времени. Постановление не распространялось на лиц, которые отбывали наказания за контрреволюционные преступления, кроме недоносительства, и за бандитизм. 
     Таким образом, военнослужащим и гражданским лицам, совершившим преступления, давали возможность искупить свою вину, показав свои сильные стороны на фронте. Кроме того, Секретариатом Президиума Верховного Совета СССР 15 января 1942 г. была издана «Инструкция о порядке». Она гласила о том, что военнослужащие, отличившиеся в бою с немецко-фашисткой армией имели возможность освободиться от судимости. Судимость с таких военнослужащих могла быть снята по ходатайству командиров частей, кораблей, военными советами фронтов, флотов и отдельных армий. Когда ходатайство утверждали, военнослужащему выдавали справка о снятии судимости. Если же военнослужащий умирал, справка выдавалась его семье. Судимость могла быть снята независимо от тяжести наказания и от времени, прошедшего со дня осуждения или отбытия наказания. Досрочное освобождение от поражения в правах позволяло восстановить статус военнослужащего в полном объеме. Также снятия судимости было возможно в отношении инвалидов войны и полном освобождении инвалида от наказания либо лишения свободы заменяли условным наказанием на тот же срок. Хотя в 1941 г. военные трибуналы неохотно выносили решения об отсрочке приговора, однако установленный инструкцией порядок снятия судимости явился важным стимулом повышения боевой активности осужденных военнослужащих. Так, эффективность ее применения внесла свои плюсы, что побудило органы военного правосудия в проведении своей деятельности смелее руководствоваться ст. 28 УК РСФСР 1926 г. Все приговоры военных трибуналов, исключая высшую меру наказания – расстрел, вступали в законную силу с момента их провозглашения и незамедлительно приводились в исполнение. За преступления, которые согласно соответствующей статье Уголовного Кодекса, в качестве меры наказания был установлен расстрел, предусматривалось помилование. То есть, в тех случаях, когда на лицо имелись смягчающие вину обстоятельства, такие как добровольная явка с повинной и другие, было необходимо, применив ст. 51 Уголовного Кодекса, назначить вместо расстрела длительное лишение свободы. Военные трибуналы обязывались немедленно сообщать Председателю Военной коллегии Верховного суда СССР и Главному военному прокурору Красной Армии и Главному прокурору Военно-Морского Флота СССР по принадлежности о каждом приговоре, присуждающего высшую меру наказания. В случае неполучения в течение 72 ч сообщения о приостановлении приговора он приводился в исполнение. Советское уголовно-процессуальное законодательство, действовавшее в местностях, где не было объявлено боевых действий, производило изъятие прав из общего порядка обжалования в отношении приговоров судов по делам о террористических актах, диверсиях и вредительстве. В остальных случаях процедура обжалования оставалась прежней, соответствующей ст. 400 Уголовно-процессуальный кодекса, при которой у осужденного была возможность подать кассационную жалобу в течение 3 сут с момента вручения ему обвинительного заключения. 
     В соответствии со ст. 470, 473 Уголовно-процессуального кодекса не допускавших ни обжалования, ни ходатайств о помиловании по делам о террористических организациях и террористических актах, приговор к высшей мере наказания осуществлялся немедленно. Во время военных действий, дабы не допустить наступления быстрой и решительной репрессии, не было времени на обжалование приговоров, осуществление которых было связано с передачей дел в вышестоящий суд и как следствие с длительным разбирательством в них. 
     Следует отметить, что принцип обжалования приговоров военных трибуналов только ограничивался, но не отменялся вовсе в военное время. За 1941–1945 гг. военными трибуналами было осуждено около миллиона военнослужащих. Свыше 400 тыс. чел. получили отсрочку от приговора с отправкой в состав штрафных подразделений, такое же количество осужденных были направлены в тюрьмы. Из числа осужденных было расстреляно 135 тыс. чел. 
     Таким образом, с началом войны организация и деятельность военных трибуналов была изменена. Главным принципом военного трибунала стала оперативность рассмотрения уголовных дел, что особенно важно в условиях быстро меняющейся боевой обстановки. Следовательно, главными особенностями судебных процессов являлись: вручение осужденному обвинительного заключения в 24-часовой срок до судебного разбирательства, рассмотрение дела без участия народных заседателей, ускоренные процессы судопроизводства, отсрочка приговора и отсутствием кассационного обжалования приговоров. Это способствовало быстрому решению судебных дел и максимальному .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44