VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Отношения между Японией и Советским Союзом в предвоенные годы.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K016094
Тема: Отношения между Японией и Советским Союзом в предвоенные годы.
Содержание
Содержание
     Введение
     Глава 1. Отношения между Японией и Советским Союзом в предвоенные годы
     1.1. Советский Союз и внешняя политика Японии или Советский Союз как объект внешней политики Японии
     1.2. События в районе озера Хасан и реки Халхин-Гол.
     Глава 2. Япония и Советский Союз в годы Второй мировой войны.
     2.1. Пакт о нейтралитете. Споры сторон об ответственности сторон за его нарушение
     2.2. Япония в решениях международных конференций
     2.3. Итоги открытого конфликта между Японией и Советским Союзом
     Глава 3. Разработка внеклассного мероприятия на тему: «Япония во Второй мировой войне».
          3.1.Пояснительная записка к внеклассному мероприятию.
          3.2. Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме «Япония во Второй мировой войне». 
     Заключение
     Список использованных источников и литературы
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Введение.
     Актуальность данной темы. На сегодняшний  день в вопросах внешней политики особое место занимают российско-японские отношения. Япония  является для нас одним из самых важных экономических и стратегических партнеров, однако урегулированию отношений между Японией и Россией препятствует тот факт, что между нашими странами до сих пор не подписан мирный договор. Истоки проблемы лежат в советско-японских отношениях 1939-1945 гг., которые до сих пор остаются не до конца изученным в истории. Официальная точка зрения, на японо-советские отношения, существовавшая до конца 80-х гг., не отвечает требованиям сегодняшнего дня.
     Кроме того,  вопрос японо-советских отношений снова приобрел свою острую актуальность в связи с предъявлением японской стороной претензий относительно Курильских островов. Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать вывод, что проблема поднимаемая в представленном исследовании была и остается остроактуальной не только в рамках японо-российских отношений, но и всей мировой политики.
     Цель работы:  рассмотреть и проанализировать японо-советские отношения в 1939-1945 г., в свете новых исторических исследований, посвященных данной проблеме.
     Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Выявить и проанализировать политическую ситуации на Дальнем Востоке во время японо-советских столкновений в районах озера Хасан и реки Халхин-Гол.
2. Рассмотреть и исследовать динамику развития японо-советских отношений в период Второй мировой войны.
3. Определить влияние международных конференций на дальнейшие японо-советские и японо-росиийские отношения.
4. Проследить итоги открытого конфликта между Японией и Советским Союзом.
5. Разработать внеклассное мероприятие по теме исследования.
     Объектом исследования выступает развитие японо-советских взаимоотношений в 1939-1945 гг.
     Предметом исследования является анализ военно-политического противостояния между Японией и СССР в 1939-1945 гг.
     Хронологические рамки исследования ограничиваются периодом с 1939 по 1945 г. Нижняя хронологическая граница в 1939 г. - начало Второй Мировой войны. Верхняя хронологическая рамка в 1945 г. – окончание Второй Мировой войны. Автор допускает экскурс к более ранним событиям для того, чтобы объективнее осветить события на Дальнем Востоке, а также допускается экскурс к более поздним событиям, чтобы проследить итоги японо-российских взаимоотношений на современном этапе.
     Территориальные рамки работы включают в себя на территории Дальнего Востока СССР, Монголии, Китая, Японии.
     Методологическая база и методы исследования. Методологическую базу исследования составил комплексный подход, в соответствии с которым все исторические явления рассматриваются с позиций историзма и объективности.
     Практическая значимость работы. Материалы ВКР могут использоваться обучающимися для изучения на уроках истории в рамках тем, касающихся Второй Мировой войны, а по окончании изучения по материалам ВКР возможно проведение внеклассного мероприятия по теме, заявленной в данном исследовании.
     Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
     Источники по проблеме исследования многочисленны и разнообразны. 
     Важным источником информации по данной проблеме являются различные дипломатические пакты, письма и нормативно-правовые акты, регулирующие японо-советские отношения в исследуемый период.  Тем не менее, следует отметить, что данные документы позволяют составить мнение лишь об официально заявленной точке  зрения на происходящие события.  Среди прочих особого внимания заслуживают такие документы как, “Советско-японский пакт о нейтралитете”, в котором Японией и СССР была предпринята попытка   урегулировать отношения мирным путем, и материалы Тегеранской и Крымской  конференций, в которых японо-советские отношения можно проследить в свете мировой политики и международных отношений.
     Особый интерес в рамках данного исследования представляют различные мемуары и воспоминания, представленные в работе следующими авторами: Белобородов А.П1., Жуков Г.К.,2 Карпов В3., Кутаков Л.Н4., Ледовский А5. Эти мемуары помогают установить множество фактов, которые не отразились в других источниках, т.к. они не только  фиксируют события прошлого, но и являются своего рода исповедью, раздумьями, оправданиями личностей.  Ценность мемуаров состоит ещё и в том, что информация в них эмоционально окрашена. 
     Историография проблемы начала складываться в 50-70-е гг. ХХ в. Историографию можно условно разделить на советскую, постсоветскую (российскую) и зарубежную.
     В советское время вышла публицистическая публикация М.С. Капицы, посвященная непосредственно проблеме данного исследования - истории дипломатии на Дальнем Востоке во время Второй мировой войны6.
     В особую группу, на наш взгляд, следует выделить ряд работ, вышедших в начале 1980-х годов, посвященных проблеме советско-китайских отношений, позволивших рассмотреть отношения Японии и СССР  в свете ситуации, сложившейся в 1939-1945 гг. на Дальнем Востоке. Среди них можно выделить следующие работы: О. Владимиров7, Б.Т. Колосков8, А.М. Дубинский9.
     В постсоветский период появились работы, которые по-новому раскрывают историю японо-советских отношений накануне и после второй мировой войны. 
     Так, несколько работ, коренным образом пересматривающих сложившуюся в советской историографии концепцию японо-советских отношений накануне и во время второй мировой войны, опубликовал Б.Славинский10. По мере выхода этих работ концепция Б.Славинского несколько видоизменялась и уточнялась, становилась все более четкой и определенной, но основные ее положения остались незыблемыми. В своих исследованиях Б.Славинский выступает против устоявшейся трактовки комплекса отношений между Японией и СССР, связанных с заключением и соблюдением Пакта о нейтралитете.
     Не менее интересной представляется точка зрения на исследуемую проблему, высказанная в работах А.А. Кошкина11.
     Этот автор в своих трудах сходится к тому, что Япония не напала на СССР по двум причинам. Во-первых, сдерживающим воздействием на решение о начале войны против СССР оказывало сохранение на Дальнем Востоке большого количества авиации, и армии, т.к. Япония проверила мощь и боеспособность Красной армии в районе реки Халхин-Гол. Во-вторых, Япония рассчитывала на «молниеносный захват» Германией Советского Союза, т.е. воспользовавшись наиболее благоприятным моментом для империи захватить Дальний Восток и Сибирь.
     В 1990-е годы в связи с наступлением эпохи гласности и революционных перемен в российском обществе проблема японо-советских отношений особенно актуализировалась, шли поиски их урегулирования. В это время появилось много исследований, посвященных территориальному спору между двумя странами О.Бондаренко12, В.Еремин13, К.Саркисов14, В.Гайдар15. Международно-правовой анализ проблемы, представленной в исследовании дал С.М. Пунжин в статье «Япония: можно ли при помощи права решить проблему «северных территорий?»16.
     Во многих исследованиях наметились новые подходы к решению комплекса вопросов,  связанных с различными аспектами территориального спора, подверглась коренному пересмотру концепция, исходившая из правомерности оккупации Южных Курил Советским Союзом в 1945 г. и их отторжения от Японии17, которая господствовала в отечественной историографии до начала 1990-х годов. Интересными в связи с вопросами, поднимаемыми в исследовании представляются работы А. Кошкина (цикл о истории «спелой хурмы»)18.
     Зарубежная историография представлена работами Т. Хаттори от 1980-х годов19.
     
     
     
     
     
     Глава 1. Отношения между Японией и Советским Союзом в предвоенные годы.
     1.1. Советский Союз и внешняя политика Японии или Советский Союз как объект внешней политики Японии.
     Конфликт интересов Японии и СССР появился ещё задолго до создания самого СССР  – в Российской Империи. Первые попытки иметь дело с Российской Империей Япония предприняла в начале XX века в Корейском противостоянии, в котором Российская империя поддерживала сторону императора Кореи Коджона. В свою очередь Япония планировала захватить Корею и сделать её своим вассалом. В итоге Российская Империя не смогла изменить планы окрепшей после реставрации Мейдзи Японии, а Корея была вынуждена подписать с Японией неравноправные мирные договоры, а потом и вовсе стала её колонией.
     Итогом данных столкновений стала русско – японская война (1904 -1905).  После долгих сражений, изматывающих обе страны, в1905 году при посредничестве президента США Теодора Рузвельта было подписано Портсмутское мирное соглашение, по которому Российская империя признавала приоритет Японии в Корее, а также отказывалась от своих экономических интересов в Южной Манчжурии (включая Ляодунский полуостров), а также передавала Японии южную часть острова Сахалин. 
     В конце Первой мировой войны (1914 – 1918) Япония благодаря своим связям с США вошла в состав «Большой пятёрки» мировых держав на Парижской конференции. Она юридически закрепила за собой права на бывшие германские тихоокеанские острова, которые были переданы ей только как мандатные территории под эгидой Лиги Наций. Тем не менее, Япония была очень верна международному сообществу. В 1918 году Япония отправила свои отряды на помощь экспедиционным силам в Сибирь, где безуспешно пыталась справиться с большевистской революцией. (Японский контингент не выводили из Сибири до 1922 года, хотя длительная, напрасная и дорогостоящая интервенция была крайне непопулярной на родине.)20 
     Победа советских войск над белогвардейцами на Дальнем Востоке, а также невозможность продолжать затратную,  но безрезультатную борьбу за территории РСФСР, вынудили Японию 30 марта и 6 апреля 1922 года подписать соглашение об эвакуации японских войск из Приморья. Кроме того Япония обязалась вывести в самый кратчайший срок войска из северной части Сахалина и Сахалинской области.21
     Советско – японские отношения развивались, как и ожидалось, не самым лучшим образом. В апреле 1927 г.  известный  милитарист  генерал  Гиити  Танака  создал  новый кабинет министров. Приход к власти Танака означал, что в правящих кругах Японии инициатива теперь на стороне  наиболее реакционно настроенных элементов.  Известен  пространный  меморандум Танака,  предоставленный  императору  в  июле  1927  г.,  в котором  излагалась агрессивная внешнеполитическая программа японского милитаризма.
         Недружелюбная обстановка не обошла стороной и советское посольство в Японии, и его полпреда Алексея Антоновича  Трояновского  (с  16 ноября 1927 г. – по  1933  год).  Советское  правительство  поставило  перед своими дипломатами  четкую  задачу:  создать  более  здоровую  атмосферу  во взаимоотношениях с  Японией  и  активно  бороться  против  попыток  «военщины» развязать  войну  против  СССР.  А  реакционные  японские  газеты  писали  о «дьявольской руке Красной России», которая  вторгается  во  внутренние  дела страны. Они утверждали, что советское посольство «дворец скрытого дьявола большевизации Японии» ещё себя покажет.
         Личность самого Трояновского также неоднократно подвергалась сомнению и недоброжелательствам .  Газета «Заря» с провокационной целью писала: «Мы должны поздравить Японию,  которая получила в подарок от своей соседки редкого в Советской  России  специалиста по разрушению Азии — Трояновского».  Не  только  реакционная  пресса,  но  и отдельные  политические  деятели  не  переставали  склонять  на   все   лады «коммунизм»,   «красную   опасность»,   называли    Трояновского    «опасной личностью». Советские дипломаты при любой даже самой малой возможности пытались довести до широких масс японского народа основные принципы внешней политики СССР. 
         На предложение советского полпреда заключить  пакт  о  ненападении  в  марте 1928 г. (а такие предложения  были  сделаны  советским  правительством  и  в 1926, и в 1927 г.),— ответ Танака был один: «Для этого еще не пришло  время. События должны развиваться  постепенно.  Не  будем  торопиться.  Если  сразу слишком высоко забраться, можно и упасть». Вот так медленно и обдуманно Япония пришла к разработке планов военного нападения на СССР с 1928 г. Планы войны против СССР (кодовое название —  Оцу)  никогда  не  носили  условного, теоретического   характера,   они   всегда   отличались   конкретностью    и тщательностью разработки. Благодаря  этим   планам   японцы   намеревались захватить: Приморье, Приамурье, Забайкалье,  Камчатку,  Северный  Сахалин  и другие территории Дальнего Востока22.
     Мировой экономический кризис явил за собой обострение  политической обстановки. В  Японии  сокращалось  производство, росла  безработица,  ухудшалось  положение  трудящихся.  Единственным выходом из ситуации Япония увидела экспансию Китая. 18  сентября  1931  г. японские  войска  напали  на  Китай  и  предприняли  оккупацию  его  северо-восточных провинций. Материалы Токийского процесса  неопровержимо  доказали: «как оккупация Манчжурии, так и  вторжение  в  Китай  исходили  из  конечной стратегической  цели  Японии  —  войны  против  СССР». 
         «Антисоветская свистопляска» в  Японии,  как  говорил  полпред  Трояновский, достигла своего апогея. Шаткая ситуация разбудила и обставшихся белогвардейце, осевших на Японских островах. В Токио приехал  белогвардейский  генерал  Семенов.  Агрессивные империалистические  круги  призывали  правительство  отбросить  колебания  и напасть на СССР, не откладывая дела в долгий  ящик.  Военный  министр  Араки утверждал, что рано или поздно война между Японией  и  СССР  неизбежно случится, поэтому страну обязательно нужно готовить к этой войне.
         Араки, убежденный фашист, был  одним  из ярых приверженцев оккупации  Дальнего  Востока.  Трояновского он считал интриганом, а в откровенность русских и вовсе не верил. Несмотря на это в октябре 1932 г. Трояновскому удалось устроить встречу с Араки. Своим неожиданным визитом   Трояновский   вызвал замешательство   в   японских кругах,   заставляя их экстренно менять тактику и отступаться от своих слов.  Постепенно своё влияние закрепляли реалистично настроенные японские  политики,  считавшие  войну  против  СССР  западнёй  для Японии, в которую её хотели втянуть заинтересованные в японских территориях  западные державы. Резко осуждая японскую агрессию против Китая, советское правительство  в  то же время стремилось не дать возможности милитаристским реакционным  силам  в Токио обострить отношения  между  СССР  и  Японией.  Оно  предприняло  серию гибких  дипломатических  шагов,   направленных   на   предотвращение   новой антисоветской интервенции.  
         31 декабря 1931 г., воспользовавшись проездом через Москву  назначенного  на пост министра иностранных дел Японии  Иосидзава,  НКИД  предложил  заключить советско-японский пакт о  ненападении.  Было  заявлено,  что  СССР  заключил пакты о ненападении  и  нейтралитете  с  Германией,  Турцией,  Афганистаном, парафировал пакт с Францией, что ведутся переговоры с  Финляндией,  Латвией, Эстонией и Румынией. «Мы будем связаны пактами  со  всеми  соседями».  Япония является единственным соседом СССР,  который  не  заключил  с  ним  пакта  о ненападении и не ведет переговоров о таком пакте. Такое  положение  является ненормальным. Переговоры о пакте длительное время вел  полпред  Трояновский. Представители японского правительства всячески  их  затягивали,  говорили  о желательности заключения «союза» между Японией,  СССР  и  Германией  или  же союза между Японией, СССР и марионеточным государством Маньчжоу-го.
         Японское правительство ответило на это предложение только через год. 13 декабря 1932 г. оно отклонило предложение  о  заключении  пакта  под предлогом того, что  Япония  и  СССР  являются  участниками  многостороннего пакта Бриана — Келлога, и это делает излишним заключение специального  пакта о ненападении. Весьма показательно  то,   что   пакт   о   ненападении   был   отклонен   японским правительством   на   другой   день   после   опубликования   сообщения  о восстановлении  отношений  между  СССР   и   Китаем.   Японская   дипломатия считала подобное развитие политических событий своим крупным поражением. В дальнейшем советское правительство несколько раз снова  возвращалось к этому вопросу.  Однако Япония, окончательно вставшая на милитаристский путь,  отклонила  мирные   предложения. Дипломатия СССР  вынуждена  была осторожничать в отношении Японии.  Учитывая непрекращающиеся  провокации  японской  военщины  на  КВЖД  и  желая  лишить японских  империалистов  всякого  повода  спровоцировать  войну,   советское правительство в июне 1933 г. предложило Японии  приобрести  эту  дорогу.  26 июня по этому  вопросу  начались  переговоры,  которые,  однако, имели большие перерывы и затянулись почти на два года . Маньчжурская делегация, которой  фактически руководили  японцы, предложила  явно  несерьезную  цену  —  50  млн.  иен   (20   млн.   золотых рублей).23
        Конференция прекрасила своё функционирование, явно зайдя в тупик.  Власти Японии отказывались принимать хоть какое-то решение или идти на компромисс. В  отчете полпредства СССР  в  Токио  японская  политика  характеризовалась  следующим образом: « 1933 год был одним из наиболее  напряженных  в  советско-японских отношениях. Особенного  напряжения  эти  отношения  достигли  осенью,  когда японцы сделали попытку фактически  захватить  в  свои  руки  КВЖД,  и  когда пропаганда войны с СССР со стороны  японской  военщины  достигла  наивысшего размера».24
         Советское правительство было вынуждено  пойти  на  большие  уступки,  продав дорогу за цену намного ниже  ее  действительной  стоимости  ради  сохранения мира на Дальнем Востоке. 23  марта  1935  г.  было  подписано  соглашение  о приобретении  дороги  властями  Маньчжоу-Го  за  140  млн.  иен.  Это   было значительно меньше тех средств, которые в свое время  были  вложены  русским правительством в строительство КВЖД.
         После военного переворота  в  Японии  в  феврале  1936  г.  отношения  между Японией  и  СССР  продолжали  оставаться  напряженными.   Характеризуя   эти отношения, нарком по иностранным делам СССР в беседе  с  японским  послом  в Москве Сигэмицу в декабре 1936 г. отмечал, что ни на одной границе СССР  нет такого беспокойства, как на советско-маньчжурской. Особо надо  отметить, подчеркивал нарком, набеги на советские территории, и упорный  отказ  Японии от заключения пакта о ненападении.
     Планируя войну против советского государства, японские милитаристы  отдавали себе отчет в том, что Японии одной едва ли удастся нанести ему поражение.  И поэтому они стремились  найти  себе  союзника,  что  вполне  совпадало  и  с планами  гитлеровцев.  Несмотря  на  серьезные   предупреждения   советского правительства 25 ноября 1936 г. Япония подписала с Германией так  называемый «Антикоминтерновский пакт» с секретным соглашением, в  котором главной целью «пакта» был обозначен Советский Союз. Естественно, после заключения  «Антикоминтерновского пакта»и так хрупкие советско-японские отношения дали трещину. Не  проходило ни одного месяца без того, чтобы в наших газетах  не  появилось  два-три,  а иногда   8-9   сообщений   о   нарушениях   японской   стороной   нормальных взаимоотношений и вынужденных заявлениях и протестах со  стороны  советского правительства.   В   ноябре   1937   г.   к   «Антикоминтерновскому   пакту» присоединилась  Италия.  Так  было  достигнуто  политическое  единство  трех агрессоров.
         В правительственных и военных кругах Японии  усилилась  подготовка  «большой войны» против СССР.  Главными  элементами  в  ней  были  ускорение  создания военного и военно-промышленного плацдарма в Манчжурии  и  Корее,  расширение агрессии в Китае и захват наиболее развитых районов Северного,  Центрального и Южного Китая. Программа была одобрена правительством  генерала  С.  Хаяси, пришедшего к власти в феврале 1937 г. На первом же  заседании  правительства генерал Хаяси заявил, что «с политикой либерализма в  отношении  коммунистов будет  покончено».  Это  означало,  что  Япония  выбрала  путь   решительных действий  в  соответствии  с  условиями  «Антикоминтерновского   пакта».   В японской  печати  стали  появляться  откровенно   антисоветские   статьи   с
призывами «к  маршу до Урала».25
         Кабинет Хаяси вскоре был вынужден уйти  в  отставку,  уступив  место  новому правительству во главе с принцем Ф. Коноэ, политическая  платформа  которого была открыто антирусской. Советское правительство принимало энергичные меры, чтобы  сохранить  мир  на дальневосточных границах. 4 апреля 1938  г.  СССР  предложил  Японии  мирным путем   разрешить   все   спорные   вопросы.   Предложение   не    встретило положительного отклика со стороны Японии.
         Таким образом, в рассматриваемый период  правящие  круги  Японии  выбрали путь открытой агрессии, и нашли себе союзников в фашистски настроенных Германии и Италии. Заключение «Антикоминтерновского пакта» окончательно разрушило все политические связи между Японией и СССР.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     1.2. События в районе озера Хасан и реки Халхин-Гол.
       
      В  мае - июне  1938  г.  милитаристские  круги   Японии   развернули   широкую пропагандистскую кампанию вокруг  так  называемых  «спорных  территорий»  на границе Маньчжоу-Го с Приморьем. Очевидно, что для Японии оставалось лишь найти причину, по которой она могла бы опробовать свою военную мощь в борьбе с СССР. Также Япония была бы не против присоединения новых территорий, которые пока принадлежали Советскому Союзу. И хотя в крупномасштабной во	йне не была заинтересована ни одна из сторон столкновение интересов и идеологии сделали военный конфликт неизбежным. 
     Причин пограничного вооружённого конфликта на озере Хасан (29 июля — 11 августа 1938)  было несколько. Во-первых,  Япония хотела отвлечь народные массы от сложившегося тяжёлого экономического положения внутри страны и поднять авторитет своего правительства не только внутри страны, но и за её пределами. Во-вторых, у Японии были чисто стратегические соображения: японскому командованию нужны были высоты Заозерная и Безымянная, которые находятся в 130 км.  от  Владивостока. С них  свободно просматривается значительная  часть территории Приморья,  и  в  случае развязывания войны против СССР отсюда можно  было  захватить  Владивосток  и все Приморье.26
      Поводом для начала военного столкновения стали территориальные претензии марионеточного государства Манчжоу – Го. Японское правительство считало, что СССР нарушает разграничение территории, закреплённое в Пекинском договоре с Китаем, перенося пограничные столбы. 
     Япония считала Монголию, имеющую общую границу с Манчжурией и СССР, лёгкой добычей и предпринимала частые набеги на монгольские границы. Руководство СССР, было раздосадованное угрозой, которую представляла Япония для их дальневосточного союзника, предприняло решительные действия. В Улан-Баторе 12 марта 1936 года СССР заключил с Монголией Протокол о взаимопомощи, которому Советский Союз обязывался защищать монгольские границы от посягательств японских захватчиков.
     Естественно, повод был нужен лишь для начала конфликта, и СССР не нарушал границ Китая и Манчжоу – Го. Японии показалась заманчивой возможность проверить Квантунскую армию в действии против РККА, и она этой возможностью воспользовалась. 
     К сожалению для японского правительства, кратковременный пограничный конфликт на озере Хасан показал неспособность Квантунской армии сопротивляться РККА. Японское командование сделало правильные выводы из сложившейся ситуации и провокации со стороны Японии ненадолго прекратились. 
     Значение этого кратковременного военного конфликта, на самом деле, очень сложно переоценить. Бои на озере Хасан продемонстрировали всему миру силу и мощь Советского Союза. Военные действия показали полное превосходство Красной Армии, как в вооружении, так и военном искусстве. Разгром же Квантунской армии на данной территории сказался не только на престиже императорского войска, но и стал первым ударом по вооруженным силам агрессивного треугольника Берлин – Рим – Токио, до сих пор одерживающих победы по всем фронтам. Также были сорваны планы западных держав, рассчитывающих на вооружённое столкновение СССР и Японии. 27
     Конечно же, Япония не оставила свои захватнические намерения, но в этот раз, узнав сильные стороны советского противника, стала действовать более обдумано. Место, на котором  происходили военные действия, тоже было выбрано неслучайно. Учитывая превосходство военной техники у Красной Армии (а именно: танков, артиллерии и авиации), была выбрана сильно пересечённая местность к востоку от реки Халхин-Гол, покрытая многочисленными песчаными барханами высотой до 50 метров и глубокими лощинами глубиной до 30 – 40 метров. Всё это говорило о том, что продвижение танков и бронемашин по такой траектории было затруднительно, а на некоторых участках даже невозможно. Вся территория по обе стороны реки Халхин-Гол была тщательно изучена японскими наблюдателями.
     Военные действия против Монгольской Народной республики не заставили себя ждать. Уже в январе – феврале японскими кавалеристами было совершено около 30 набегов на сторожевые отряды монгольских пограничников. Провокационные действия японского командования сопровождались также обличающей кампанией в прессе Японии и Манчжоу-го, объявляющей о многочисленных нарушениях границы со стороны МНР.
     Решительные шаги Япония предприняла  11 мая 1939 года, перейдя границы Монгольской Народной Республики, что довольно отчетливо говорило о начале военных действий. Но говорить о том, что императорская армия была к ним готова, не приходится. Параллельно японское командование вело военные действия по захвату Китая, и на деле оказалось, что японская армия была просто распылена на разные участки боевых действий, что абсолютно не приносило никаких плодов на обоих фронтах.
     Начальный этап сражений (с 11 мая) проходил по плану японского командования, но, несмотря на общее превосходство по численности, уже 22 мая японская армия была разбита советско-монгольскими войсками и отброшена к государственным границам МНР. Расчёты японского командования стремительным и мощным ударом разгромить монгольские войска и захватить важный плацдарм для будущих военных действий были сорваны. Японская армия несла невосполнимые потери, как в личном составе, так и танками и авиацией. 
     А вот с авиацией дело обстояло не так гладко. Неся тяжёлые потери, японское командование решило разгромить советскую авиацию на аэродромах.  И ранним утром 27 июня на аэродромы 22-го истребительного полка в районе Тамцаг-Булак налетели 23 бомбардировщика и около 70 истребителей противника. Из-за опоздания с оповещением советские истребители вылетели неорганизованно, одиночками и звеньями. Из-за этой ошибки советская авиация понесла потери – три истребителя и два лётчика.28
     Но уже в июле 1939 года превосходство в воздухе перешло к советской авиации. Напряженные воздушные бои происходили почти каждый день, но японские лётчики не смогли совладать со слаженной и чётко взаимодействующей советской армией. 
       Итогом военных действий на Халхин-Голе стало поражение японской армии по всем фронтам. Получив  сокрушительный  отпор,  Япония  по   дипломатическим   каналам обратилась к Советскому правительству с просьбой о  перемирии.  16  сентября боевые действия с обеих сторон были прекращены.
        Сами же японцы считали поражение на Халхин-Голе – крупнешним в истории поражений Японии. А советско-монгольская дружба и взаимопомощь доказали свою силу. Бесспорно, свежие воспоминания о разгроме на границах Монгольской Народной Республики во многом способствовали тому, что японские милитаристы, побоявшись напасть на Советский Союз, первый удар нанесли на юге, против владений США, Англии и Голландии в Тихом океане.  
     События 1938 – 1939 годов несомненно показали Японии несостоятельность императорской армии относительно Красной Армии. Военное столкновение на озере Хасан показало японскому командованию, что с Советской армией стоит считаться, но не оставило попытки превзойти её. Несмотря на подготовленность японской армии, совместная советская-монгольская армия в очередной раз доказала в боях на реке Халхин-Гол, что она способна защитить свои границы и границы союзных государств.
     




     
     





























     
     
     
     

Глава 3. Разработка внеклассного мероприятия на тему: «Япония во Второй мировой войне».
     3.1. Пояснительная записка к внеклассному мероприятию.
     Во все времена отношения между государственными образованиями влияли главным образом на людей, проживающих в них. Поэтому тема политических отношений между государствами в любое время будет являться остроактуальной.
Отношения Японии и СССР в XX веке вообще должны стать отдельной темой для изучения историками и географами, так как они казались территориальных притязаний на земли друг друга. С другой стороны, школьный курс истории не подразумевает углубленное изучение политических отношений СССР с другими странами, в том числе и с Японией. Но ставшие доступными в последнее время документы и иные источники позволяют ставить вопрос о наличии отношений соперничества между Японией и Советским Союзом на Дальнем Востоке и, особенно, в Китае. Требуются более глубокое изучение теперь не только конфронтационной составляющей японо-советских отношений, как это было принято ранее, но и исследование многочисленных фактов и свидетельств компромиссной, даже с элементами партнерства политики двух тихоокеанских держав в отношении друг к другу, без чего соперничество подобного рода немыслимо. 
     Показывая культурно – исторические связи с нашими предками, участвующими в войнах или занятыми в политике, учитель должен сформировать в обучающемся желание углубиться в историю жизни людей и государства, такой близкой, но в то же время совсем не похожей на современную. 
     Используя ИКТ (информационно – коммуникационные технологии), учитель может помочь обучающемуся сформировать свой взгляд на политические отношения между странами, так как визуализация процесса обучение даёт более полную картину истории. 
     Внеклассное мероприятие повысит образовательный уровень учащихся, даст возможность выстраивать и аргументировать собственную позицию. Ознакомит с историческим прошлым, а также поможет обучающим выстроить более полную картину истории.
     Тем самым историческое сознание обучающихся формируется непосредственно историческим знанием, в специфику которого входит данное мероприятие.
     Необычный урок – игра, который поможет обучающимся дополнить свои основные знания об истории  Второй мировой войны, а также станет увлекательным дополнением к школьной программе истории. Длительность внеклассного мероприятия – 45 минут.
     Возрастные особенности реализации внеклассного мероприятия обучающихся – 16 (17) лет.
     У обучающихся 10 класса уже есть основные исторические знания из курса истории прошлых лет. Они смогут более полно аргументировать своё мнение относительно вопросов истории, затрагиваемых во внеклассном мероприятии.
     Внеклассное мероприятие даст обучающимся достаточную умственную нагрузку и пробудит соревновательный дух, который присущ возрастным особенностям обучающихся в 10 классе. 
     Культурно – просветительское значение внеклассного мероприятия «Япония во Второй мировой войне» заключается в наиболее полном и разностороннем изучении истории Японии в годы Второй мировой войны, её политических отношений с другими странами, а также историческое значение итогов войны для стран всего мира с помощью различных источников и методов. Создавая культурно – просветительскую внеурочную деятельность, учитель воспитывает базовую культуру личности, создавая базовую культуру личности, создавая предпосылки для развития индивидуальных особенностей в интересах личности, общества и государства.
     Значение для популяризации научных знаний – знания об истории Японии в годы Второй мировой войны является необходимым для более полного представления контекста истории всей Второй мировой войны, а также данные знания помогут в построении причинно – следственных связей с современной политической обстановкой в мире.

     
     
     






























     
     
     
     
     Методическая разработка внеклассного мероприятия.
     
Тема: «Япония во Второй мировой войне».
Класс: 10.
Цель: создание педагогических условий для формирования интереса и уважения к историческому прошлому другой страны, усвоение уроков войны на примере одной страны.
     Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
     - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в исследовательской и творческой видах деятельности;
     – развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
     – развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения, выполненный творческий продукт;
     -  воспитание гуманистических качеств личности обучающихся, уважения к другим народам и странам;
     Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
     - развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
     - формирование умения целеполагания; умения планировать пути достижения целей; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
     - формирование умения строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
     - формирование умения организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверст.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.