VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Семья в СССР в 1950 -1960 годы

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W007642
Тема: Семья в СССР в 1950 -1960 годы
Содержание
62



Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 
высшего образования 
«Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»

(ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого»)





Факультет истории и права



Кафедра истории и археологии







КУРСОВАЯ РАБОТА



по дисциплине «История России»

на тему:



«Семья в СССР в 1950 -1960 годы»







Выполнила:

студентка 3 курса группы 420851

факультета истории и права

направления 42.08.51

направленности (профиля)

«История» и «Право»

Полынкина Мария Константиновна

Научный руководитель: 

доктор исторических наук, профессор

Симонова Е. В.















Тула 2017



Оглавление

	Введение	3

	Глава1. Государство и семья	20

	Изменение семейной политики	21

	Жилищная политика	24

	Научно- технический прогресс в жизни семьи	27

	Глава 2. Семейно- брачные отношения	33

	Представления о семье и браке.	34

	Ребенок в семье и воспитание молодого поколения	39

	Семья и общественность	42

	Брачно – семейная обрядность	45

	Глава 3. Повседневность советской семьи	47

	Внешний вид и мода советских граждан	47

	Свободное время и досуг городских жителей	53

	Заключение	58

	Список литературы и источников	60






Введение

Семья в России является одним из наиболее значимых элементов культуры и несет в себе ценности, обусловленные спецификой национальной культуры. Актуальность обращения к изучению повседневной жизни и повседневных ценностей семьи в 1950 -1960-е годы продиктована необходимостью сохранения и накопления исторического опыта. 

Интерес к данной теме исследования объясняется тем, что понятие «семья» стало объектом пристального внимания в современном мире.  Поэтому так важно обратиться к опыту поколений, изучив некоторые из сторон повседневной жизни семьи. Период 1950 -1960–х годов интересен тем, что в это время менялись общественные устои, и, под влиянием государственной политики и социальной среды складывались семейные отношения, основные черты которых можно увидеть и сейчас.

Так как тема повседневной жизни семьи обширна и включает в себя множество вопросов, в курсовой работе не рассматриваются вопросы быта сельских и деревенских семей, так как он весомо отличается от повседневности городского населения. В работе затрагиваются такие стороны семейной жизни, как: досуг, ментальность, мода;  рассматриваю брачно-семейную обрядность, а так же изучаю влияние государственной политики на семью. Данные сферы жизни наиболее важны для изучения семьи, так как дают наиболее полное представление об особенностях и повседневных моментах жизни.

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы охарактеризовать институт семьи в государстве в период хрущевской оттепели. Постановка данной цели обусловила решение следующих исследовательских задач:

Охарактеризовать семейную политику государства в 1950-1960 годы

Изучить отношение в семье и обществе к браку и материнству.

Рассмотреть трансформацию советской брачно-семейной обрядности.

Изучить повседневность и быт советской семьи.

Объектом является  социальная история России в 1950-е – 1960-е годы.

Предмет – повседневная жизнь советской семьи в 1950 -1960 годы  в СССР.

Хронологические рамки с 1950 по 1960-е годы обусловлены наступлением периода хрущевской оттепели.

Территориальные рамки – Советский Союз.

Понятийный аппарат. Исследователи до настоящего времени не выработали единого определения таких базовых понятий, как повседневность семьи и культура повседневности семьи. Основные термины, использующиеся в работе взяты из Большого энциклопедического словаря.

Семья - группа живущих вместе близких родственников.

Мода - совокупность вкусов и взглядов, господствующих в определенной общественной среде в определенное, обычно недолгое время.

Стиляга - молодой человек, отличающийся склонностью к вызывающе модному стилю одежды, прически, а также манерами и вкусами, не соответствующими общепринятым . 

«Шестидесятник» - представитель интеллигенции шестидесятых годов XX в., выражающий стремление к демократизации страны.

Хрущевка - панельные или кирпичные дома, массово сооружавшиеся в СССР со времени периода управления страной Никитой Сергеевичем Хрущёвым и получившие в народе его имя .

Методология исследования. Работа написана в рамках историко-антропологического подхода, который позволяет изучить проблемы повседневной жизни семьи, а так же  рассмотреть влияние общественности и государства на семейный образ жизни. Историко- антропологический подход – это подход, базирующийся на изучении отдельных аспектов поведенческих особенностей человека в определенный исторический период или в срезе пласта эволюции человека в контексте микроисторического подхода к истории.

Для изучения изменений государственной семейной  политики  и для рассмотрения отношения к браку и материнству использован историко-генетический метод, так как он позволяет  проанализировать изменения в государственной и семейной политике и выявить причины изменений и последствия. Историко – генетический метод – один из основных методов исторического исследования, нацеленный на изучение генезиса (происхождения, этапов развития) конкретных исторических явлений и анализ причинности изменений.

Для рассмотрения сторон повседневной жизни, и изучения трансформации брачно-семейного обряда  использован историко-системный метод. Историко-системный метод- один из основных методов исторического исследования, в котором реализуются принципы системного подхода. Историко-системный метод направлен на изучение объектов и явлений прошлого как целостных исторических систем: анализ их структуры и функций, внутренних и внешних связей (морфологии), а также динамических изменений (генезис). Этот метод позволяет  системно изучить влияние на советских граждан зарубежной культуры, а так же изменения в моде,  произошедших из-за внутриполитических и внешнеполитических причин.

Так как тема повседневной жизни семьи обширна и включает в себя множество вопросов, в курсовой работе не рассматриваются вопросы быта сельских и деревенских семей. Сельский образ жизни весомо отличается от повседневности городского населения. 

Историография. Изучение семейной повседневности обычно отличается достаточно свободной постановкой исследовательских вопросов. Общей задачей является рассмотрение семейной жизни на различных уровнях как материального, так и духовного плана. Изменение быта семьи (появление новой техники, одежды, предметов домашнего обихода, переселение в хрущевки), внутрисемейные отношения (представление о браке, материнстве), влияние общественности (положительное отношение к многодетным семьям в журналах, газетах, фильмах и книгах), проблемы воспитания детей, трансформация семейно-брачной обрядности   - все это необходимо так или иначе рассмотреть при анализе повседневной жизни семьи, обязательно учитывая при этом эмоциональное восприятие и воздействие на людей вышеназванных категорий.

Историографический анализ поставленной проблемы обусловливает выделение двух основных этапов истории изучения семьи в эпоху хрущевской оттепели. Это периоды: – советский (1970 - 1991 г.) и постсоветский (с 1991года по настоящее время).  В советский период изучение семьи строилось на основе системного подхода к анализу брачно-семейных отношений. Этот подход  предполагает выделение внутренних и внешних связей семьи, этапов ее формирования, развития и распада, описание элементов семейной структуры. На этом этапе так же выделялись основные категории, описывающие различные проблемы функционирования и развития семьи как группы, социального института либо социальной системы.

Под влиянием психологии и культурной антропологии в 1970-е расширился интерес к ментальной истории, ценностным ориентациям и эмоциям, что стимулировало исследования семьи, затрагивающие в значительной мере эмоциональные и социальные отношения. В свою очередь, историческая антропология, имеющая много общего с историей повседневности и историей ментальности, проявила особый интерес к таким константам как рождение, смерть и родственные отношения.

Для литературы, созданной на этом этапе, было характерно то, что в ее основе лежала концепция коммунистического строительства, позже модифицированная в концепцию развитого социализма. Среди прочего, она, в частности, предполагала непрерывность роста общественного благосостояния, улучшение условий жизни трудящихся и общую бесконфликтность развития социума. В связи с этим объективно существовавший комплекс бытовых проблем в основном связывался с «остатками старого в быту», «нарушением принципов социализма» и «капиталистическим окружением». Подобный подход мешал глубокому анализу советской повседневности, оставлял в тени многие внутренние противоречия, присущие самому советскому обществу. 

Главным достижением изучения семьи в постсоветский период является то, что в историческое исследование была введена жизнь обычных людей, что позволило изучать повседневный опыт и повседневные практики простого человека. В свою, очередь, это стимулировало существенное приращение источниковой базы за счет ранее не привлекавшихся документов - демографических данных, завещаний, художественных произведений, фотографий, бытовых предметов и семейных легенд. Попытки связать жизнь в «мелком масштабе» с крупными структурными изменениями обеспечили не только недостающее звено для понимания взаимоотношений между людьми и социальными трансформациями, но и привели к пересмотру интерпретаций темпов развития и значений «крупных» процессов. 

В зарубежной историографии так же были рассмотрены проблемы семейных отношений в 1950-1960-е годы. Вопросами повседневной семейной жизни занимался французский ученый Ален Блюм. В своей работе он проанализировал  демографические данные России за XX век.  В исследованиях ученый приходит к выводу, что политические события первой половины XX века не оказали на социальную жизнь практически никакого весомого влияния из-за грамотной государственной политики. Представленные демографические данные позволяют проанализировать влияние государственной политики на рождаемость в Советском Союзе.

Светлана Бойм, ученый, а так же американский славист,  профессор Гарвардского университета, критически проанализировала мифические представления о жизни людей XX столетия. В своей монографии она в полном объеме рассматривает быт советских граждан, уделяя особое внимание квартирному вопросу и предметам обихода. Описание условий жизни помогает понять проблемы советских семей 1950-1960-х годов.

В отечественной историографии в настоящее время вопросы семейной жизни и повседневности становятся популярными. Наиболее обширную и всестороннюю информацию о повседневной жизни советских граждан дает Игорь Борисович Орлов. Автором были раскрыты основные аспекты повседневности советских граждан. Советская повседневность реконструирована по таким важным параметрам, как: быт и бытовое обслуживание, досуг и активные формы отдыха, семейный опыт и семейные «стратегии». И.Б. Орлов описывает проведенный историографический и источниковедческий анализ, разъясняя важность тех или иных источников.

Огромную работу по изучению истории повседневности провела Лебина Наталья Борисовна.  На основе источников и материалов она провела полный анализ повседневности эпохи хрущевской оттепели. Лебина затрагивает такие важные темы, как повседневность и появление новых предметов быта, жилищная политика, внешний вид мужчины и женщины, заключение браков. В своих монографиях она не только опирается на источники, предоставляя часть из них читателю, но и приводит интересные истории из жизни. 

 Борис Андреевич Грушин  анализирует социальные опросы советских граждан и статистические данные. Тематика опросов разнообразна: семейные проблемы, досуг, свободное время и уровень занятости, отношение к молодому поколению.

Проблемами влияния государства на семью так же изучает Лебина Наталья Борисовна. Она рассматривает изменения, произошедшие благодаря реформам Хрущева. В своей работе она описывает малоизвестные факты государственной политики. Лебина приходит к выводам, что так или иначе, благодаря реформам Хрущева,  советская повседневность, а так же институт семьи и брака претерпели колоссальные изменения.

  Рабжаева Марина Викторовна изучает  изменения института семьи в советский период, а следовательно: меры поддержки семей, бракоразводный процесс, легализация абортов.

Отношения к семье и браку  рассматривает Днепровская Алена Александровна. В своих работах она описывает проблемы брачно-семейной обрядности конца 1960-х годов, приходя к выводам, что под влиянием зарубежной культуры процесс заключения брака претерпевает изменения. Так же она изучает общественное мнение о семье и браке на основе периодической печати. За основные источники взяты такие журналы, как «Крестьянка», «Работница», «Советская женщина». Ее работа посвящена выработке образа советских молодожен и семей в средствах массовой информации. Еще Днепровская затрагивает тему образа советской труженицы, женщины, и матери.

Шаповалова Я.А. изучает реформирование семейно- брачной сферы в конце 1960-х годов. Она рассматривает общественное мнение о браке и семье на основе материалов прессы. Автор особое внимание уделяет поправкам и комментариям общественности к проекту кодекса о браке и семье РСФСР. Комментария и предложенные дополнения позволяют узнать о мнении общественности по таким важным вопросам, как бракоразводный процесс, приемлемый возраст брачующихся, отношение к большой разнице в возрасте.

Проблему воспитание детей затрагивают: Днепровская А.А., Лёйтнер Л.В., Мищева Т.А. и Ю.А. Шевцова Ю.А. . Авторы рассматривают советские концепции воспитания, изучают воспитание и обучение детей в яслях, детских садах и школах, дают характеристику отношения к детям в семье.

Таким образом, тема семьи и семейных отношений в 1950-е -1960-е годы комплексно не рассматривалась. Но следует сказать, что эта тема изучалась в контексте другой проблематики. Информацию о семье, детях и брачно-семейных отношениях можно получить из монографий, посвященных вопросам повседневной жизни. Однако, с помощью вышеперечисленных работ, в том числе с помощью статей, можно изучить данную проблему более подробно.

Характеристика источников.

Исследовательская работа построена на комплексе источников, всю совокупность которых можно разделить на следующие виды:

1.Законодательные акты- вид исторических источников, объединяющий нормативные документы, санкционированные верховной властью.

Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «мать – героиня» и учреждении ордена «материнская слава»  и медали  "медаль материнства "» от 8 июля 1944 года. Стоит обратить на него внимание, так как он действовал вплоть до 1991 года, затрагивая и изучаемый период. Указ был принят в целях увеличения материальной помощи беременным женщинам,  многодетным и  одиноким  матерям,  поощрения многодетности  и  усиления охраны материнства и детства.

Закон «Об утверждении основ законодательства Союза ССР и Союзных республик о браке и семье». Этот закон подтверждал гендерный приоритет в семейной политике, фиксируя равноправие мужчины и женщины. Так же на законодательном уровне декларировалась охрана и поощрение материнства и  защита семьи на государственном уровне, что стало немаловажным для советских граждан.

Кодекс о браке и семье РСФСР от 30 июля 1969 г. Кодекс включал в себя основополагающие главы и общие положения о браке, семье, а так же рассматривал права и обязанности супругов. Упростилась процедура  развода: через ЗАГС, а в спорных случаях -  через суд. Аборт разрешался теперь по личному выбору женщины, а не только по медицинским или социальным показателям.  Было признанно право установления отцовства в добровольном и судебном (в спорных случаях) порядке. Кодекс отрегулировал алиментные отношение и подтвердил наличие общей собственности.

2. Статистика - форма общественной деятельности, направленная на получение, обработку и анализ информации, характеристику количественных закономерностей жизни общества во всем еe многообразии (технико-экономические, социально-экономические, социально-политические явления, культура) в неразрывной связи с ее содержанием.

 Статистический сборник «Женщины на работе и дома» содержит в себе информацию о внутрисемейных отношениях. В курсовой работе использованы статистические данные о рождаемости, посещаемости детских садов и школ,  занятости женщин на работе и дома.

3. Периодическая печать- вид исторических источников, представленный долговременными изданиями периодического характера, функциями которых являются организация (структурирование) общественного мнения, осуществление идеологического воздействия государства, информационное обслуживание экономической деятельности в сфере частного предпринимательства, установление обратной связи в системе управления.

Газета «Ленинградская правда» освещает практически все стороны жизни городского населения. В материалах изданий нашли отражение проблемы жилищных условий, состояние детских учреждений, качество бытового обслуживания жителей, уровень организации культурных форм досуга, а также другие аспекты повседневной жизни семьи. Особенность прессы как источника заключается в сложности ее структуры и разнообразии жанров. Газетный материал включает в себя самую различную по происхождению и содержанию информацию: публицистику и письма, хронику и заметки-отчеты, репортажи и интервью, объявления. В значительной части этих материалов нашли отражение те или иные события семейной повседневной жизни. 

Информацию об общественном отношении к материнству, многодетным семьям, браку можно почерпнуть на страницах журналах и газет. Проанализировав содержание статей журналов «Работница», «Крестьянка», «Советская женщина», можно выявить наиболее важные бытовые проблемы и перемены в повседневной жизни советских людей периода хрущевской оттепели. Красочные фотографии с обложек рассказывают о моде. Все печатные издания проходили жесткую цензуру, поэтому можно сказать, что содержание журналов отвечало требованиям государственной политики.

В 1959 г. в издательстве «БСЭ» 500 тыс. тиражом вышла 2-томная «Краткая энциклопедия домашнего хозяйства», содержавшая сведения о различных аспектах быта и повседневности от приготовления вкусного и полезного завтрака до новинок техники, только предназначенной к выпуску. «Краткая энциклопедия домашнего хозяйства» воспроизводила расширенный по отношению к настольным календарям состав повседневности: на первом месте оказывались собственно бытовые практики — приготовление еды и пошив одежды, рукоделие и порядок в доме, ремонт и обстановка квартиры, гигиена быта.

Значительное количество статей посвящено гигиене быта, уходу за кожей лица и волосами, массовым видам спорта и спортивным играм. В книге имеются краткие сведения о туризме, охоте, рыболовстве, даются советы по оказанию первой медицинской помощи, а также помощи при некоторых заболеваниях и по домашнему уходу за больными. Молодая мать прочитает статьи по уходу за грудным ребенком.

В 1960-х годах начинается выпуск книг, предназначенных для родителей. Книги преимущественно педагогической направленности, с кричащими названиями: «Мать и дитя. Школа молодой матери», «Укрепляйте здоровье школьника. Книга для родителей», «Семейная психология». В книгах описаны основы педагогики, даются советы по воспитанию детей, рассматриваются наиболее типичные ошибки родителей.

Информацию об обучении детей дают советские азбуки и буквари. Они интересны тем, что дают полную картину о воспитании советских школьников. В текстах для чтения четко, ясно и простым языком описываются важные, основополагающие знания, которые должен усвоить каждый ребенок. Проанализировав содержание, можно сделать вывод о наиболее важных темах, затрагиваемых в обучении: семья, любовь к труду, важность любой профессии, любовь к Родине, хорошее поведение и поступки по совести. Так же на страничках учебных книг описана работа промышленности и сельского хозяйства. В каждой такой книге непременно присутствуют стихотворения про праздник октября, информация о В.И. Ленине, что говорит о высоком уровне патриотического воспитания.

4. Источники личного происхождения. Мемуары - специфический жанр литературы, особенностью которого является документальность. При этом документальность их основывается на свидетельских показаниях мемуаристов, очевидцев описываемых событий. Воспоминании помогают восстановить множество фактов, которые не отразились в других источниках. 

Их особенность мемуаров заключается в том, что они позволяют понять человека и его поступки, узнать, чем его жизнь отличается от жизни других людей. Кроме того, источники личного происхождения помогают оценить общественные настроения, оценить характер каких-либо изменений через восприятие обычных людей. 

Так, Гурченко Людмила Макаровна, в мемуарах с названием «Мое взрослое детство» описывает в красках жизнь своей семьи, особое место в которой занимает ее отец. Она с любовью и трепетом рассказывает о его жизни. В источнике можно найти информацию о быте, моде, семейных отношениях  и ментальности.

 В воспоминаниях «Оглядываясь назад» Баранович-Поливановой Анастасии Александровны можно проследить картины быта 50-60 годов XX века. Автор мемуаров - Анастасия Александровна Баранович - родилась 22 февраля 1932 года в Москве. Работала переводчицей. Во время войны вышла замуж за Михаила Константиновича Поливанова. В 1959 году, 25 декабря у них родился сын, Константин Михайлович Поливанов.

Мемуары были опубликованы только в 2001 году по личному желанию автора. Женщина описывала важные вехи своей жизни от рождения до 1960-х годов. Описание этого период а и стало последней главой в ее воспоминаниях. Сейчас ей 85 лет. Сама она долго боялась опубликовывать свои воспоминания, так как своевольно описывала в них не только быт, но и довольно известных людей

Мемуары по своей структуре разделены на главы: предыстория; довоенное детство; картинки из жизни военных лет; впечатления послевоенной поры; несколько штрихов из жизни 50-60-х. Воспоминания написаны простым языком, легко читаются. Так как Анастасия Александровна работала переводчицей, то ей приходилось грамотно преобразовывать тексты после выполнения перевода. Она обладает умением правильно подавать информацию. На протяжении всей книги чувствуется осмысленность текста.

Мемуары Анастасии Александровны Баранович «Оглядываясь назад» интересны тем, что они достоверно и в мелочах описывают повседневность, быт  и семейные отношения. Воспоминания насыщены вполне конкретными частностями: игрушки, книги, яства, спектакли, платья, магазины, допросы, развлечения, аресты, пейзажи, школьные и университетские реалии.

Баранович описывает своих родственников, в том числе и свою мать, Марию Казимировну Баранович. Она очень тепло относится к этим воспоминаниям, ярко и эмоционально описывает ее жизнь. Свои воспоминания она заканчивает размышлениями о том, что ни за что бы не хотела изменить свое прошлое, сказав, что для нее самыми главными в жизни людьми были ее родные и друзья. Воспоминания Анастасии Александровны Баранович можно считать достоверным историческим источником, описывающим повседневность и быт семьи.

      А.И. Аджубей в своих воспоминаниях «Те десять лет» описывает общественную жизнь в 1950-1960-е годы, говорит о Хрущеве и о его политике. Описывая жизнь великого политика, Аджубей рассказывает и о его семейной жизни. Например, малоизвестный факт о том, что в 1965 году в связи с пенсионными делами Нина Петровна и Никита Сергеевич обнаружили, что брак их не зарегистрирован. Выяснилось, что таким формальностям в пору их молодости не придавалось значения. Позади у них было почти полвека совместной семейной жизни, поэтому заново брак они заключать не стали. После смерти Нину Петровну похоронили рядом с мужем, однако, на плите значилась ее девичья фамилия – Кухарчук.

5. Особый вид источников представляют кинофильмы. Кинодокумент – изобразительный или аудиовизуальный документ, созданный кинематографическим образом. Кино является одним из средств массовой коммуникации, поэтому обладает  способностью сообщать информацию о злободневных текущих событиях, становясь выразителем интересов определенных политических и общественных сил и течений. 

Фильм «Испытание верности» 1954 года выпуска, режиссера Ивана Пырьева рассказывает о мужчине, попавшем в крайне сложную ситуацию. Будучи женатым он влюбляется в другую женщину. В конечном итоге он теряет обоих. Этот фильм позволяет сделать выводы об отношениях на стороне. Так же фильм позволяет увидеть последствия разрушенной семьи, почувствовать переживания главного героя по поводу его измены.

Фильм «Большая Семья» Иосифа Хейфица 1954 года так же очень важно проанализировать. Этот фильм показывает отношения внутри многопоколенной семьи, главному герою которой приходится принять в семью беременную девушку.

«Чужая родня» - фильм Михаила Швейцера, снятый в 1955 году рассказывает о семье колхозника Федора, который не может ужиться с родителями своей жены. Этот фильм позволяет увидеть душевные терзания женщины, которая никак не может сделать выбор между мужем и своими родителями, так как любит всех их. Однако, переехав в собственный дом все проблемы исчезают. Главная мораль фильма – не стоит вмешиваться в жизнь молодой семьи.

Данные фильмы позволяют увидеть отношения к семье, браку, разводам, материнству и детям как общественности, так и самих молодоженов, а так же узнать о возможных внутрисемейных проблемах.

Таким образом, представленные источники, благодаря своему разнообразию, позволяют сделать обоснованные выводы.

Научная новизна. В работе предпринята попытка междисциплинарного исследования с привлечением результатов накопленного опыта не только по истории России, но и по педагогике, психологии, культурологии.

Практическая значимость заключается в возможности использования материалов данной курсовой работы в качестве составной части выпускной квалификационной работы, при написании научных статей. Так же возможно использование данной информации при работе в школе для изучения Истории России в XX веке, в частности, культуры 1950-1960-х годов.

Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.




Глава1. Государство и семья

В Советской России семья стремительно модернизировалась под воздействием инновационных импульсов молодого государства. Однако, во внутрисемейных отношениях она до сих пор наследовала авторитарно- патриархальный стиль.

Семейная политика основывалась на отрицании буржуазных форм семьи и брака и идеологии классового и полового. Также она была сосредоточена на регуляции вопросов охраны и материальной поддержки материнства и детства.

Государство напрямую и косвенно влияла на жизнь семьи: принимало новые законы, касающиеся отцов и матерей, давало указания о масштабном строительстве новых домов, а так же настаивало на ускорении темпов развития науки и техники. Так же выпускалась техника, призванная улучшить быт семьи, положительно повлиять на культуру гигиены и семейный досуг.

В 1950-1960-е годы в советский кинематограф выпускает огромное количество, по сравнению с опытом предыдущих лет, семейных фильмов и мультфильмов для детей: «Старик Хотабыч», приключенческий фильм «Дым в лесу», мультфильмы « Садко», «Аленький цветочек», «Необыкновенный матч», «Левша». Так же появляются детские журналы – «Веселые картинки», возобновляется в 1956 году выпуск литературно-художественного журнала для школьников «Костер», выпускается журнал для молодежи «Ровесник». Отдельное место занимают журналы «Крестьянка» и  «Работница», так как  в них публиковались наставления, советы  и истории для женщин, с помощью которых государство частично осуществляло семейную политику. Все журналы, кинофильмы, и мультфильмы проходили жёсткую цензуру, а информация, представленная в них, являлась частью государственной идеологической политики. 



Изменение семейной политики 



В первую очередь стоит рассмотреть государственную семейную политику, так как она главным образом повлияла на развитие института семьи. 

В 1950-е – 1960-е годы происходит резкое изменение государственной политики в отношении семьи, брака и материнства. Ученый – социолог Рабжаева М. В. выделяет несколько разных по своей направленности периодов в истории социальной политики Советского государства. Данные периоды различаются по своей направленности и влиянию на семейно-брачные отношения. Это периоды: первый (1917-1926), второй (1926 -1953), третий (1953-1991). А. В. Носкова дает более широкую классификацию периодов, так же выделяя «сталинскую» модель (1926 – 1953) и «советскую социальную» модель ( 1953-1991). 

Рассмотрим изменения, произошедшие в государственной семейной политике к 1950-м годам. В первую очередь нужно отметить введение довольно жесткого и  репрессивного законодательства в отношении семьи, а так же повышение ответственности за родительство и сексуальные отношения.  На данный момент в стране существует закон о запрещении абортов. Но следует сказать, что закон имеет и обратную сторону: роженицам увеличивают пособие.

В  это время вышел указ Президиума Верховного Совета СССР «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня" и учреждении Ордена "Материнская слава" и медали "Материнство"».  

Данный закон не только предписывал обязательную регистрацию брака, но и значительно усложнял бракоразводный процесс: было введено обязательное судебное разбирательство и  обязательная процедура примирения в народном суде. Брак расторгался сложной процедурой и  только в случае признания судом необходимости его прекращения. Разводившихся всенародно стыдили, всячески осуждали, так как делам о разводе стала придаваться широкая огласка. Так же указом запрещалось установление отцовства для детей, родившихся вне брака. Ответственность за такого ребенка снималась с отца и полностью перекладывалась на мать. Это практически снова вводило понятие «незаконнорождённый». Ребенку давали фамилию матери, а в графе «отец» ставили прочерк. Ребенок не мог взять фамилию отца, даже если тот давал на это свое согласие. 

Существовала введенная в 1944 году система ежемесячных пособий для многодетных семей. После рождения четвертого ребенка семья получала право на такое пособие. Данные меры немного повысили процент рождаемости детей, так что к 1953 году наблюдается рост кривой естественного прироста.

Государство вовлекало женщин в сферу общественного производства, поощряло уже работающих женщин. Но женщина помимо работы должна была заниматься воспитанием детей. Огромные суммы денег выделялись на развитие детских садов и школ, всячески поощряя семьи с двумя работающими родителями. Стоит отметить, что инвестирование в сферу раннедошкольного и школьного образования  привело к переходу к  современной модели семьи с двумя работающими родителями.

Такая политика была призвана осуществить две важных задачи. Первая - стабилизировать общество путем сохранения брака и введением семейных норм жизни для малой семьи. Вторая задача – повышение демографических показателей.

Следующий период (1953- 1991) характеризуется  некой либерализацией и упрощением семейных отношений. В 1954 снята ответственность за подпольный аборт. В 1955 было восстановлено право женщин на аборт  ( разрешен по медицинским или социальным показаниям),  в 1965 была значительно упрощена брако-разводная процедура. Тогда же был продлен отпуск по уходу за ребенком до 56 дней, а так же введен оплачиваемый больничный лист по уходу за заболевшим ребенком.   Однако, право на аборт и упрощение процедуры развода все же привели к  новой трансформации брачно-семейных отношений. К середине 1960-х годов кривая рождаемости снова поползла вниз, а так же увеличилось и число разводов. К началу 1970  годов, по данным статистики, стала массовой малодетная семья с одним ребенком, или же двумя детьми.

Закон, принятый 1968 году.  Закон «Об утверждении основ законодательства Союза ССР и Союзных республик о браке и семье» подтверждал гендерный приоритет в семейной политике, фиксируя равноправие мужчины и женщины. Так же на законодательном уровне декларировалась охрана и поощрение материнства и  защита семьи на государственном уровне, что стало немаловажным для советских граждан. 

В 1969 году, опираясь на этот закон, был принят республиканский Кодекс о браке и семье. Кодекс упростил процедуру развода: через ЗАГС, а в спорных случаях -  через суд. Аборт разрешался теперь по личному выбору женщины, а не только по медицинским или социальным показателям.  Было признанно право установления отцовства в добровольном и судебном (в спорных случаях) порядке. Кодекс отрегулировал алиментные отношение и подтвердил наличие общей собственности.

Можно сделать вывод о том, что государственная семейная политика до 1953 года была более жесткой (запрещение абортов, запрет на фамилию отца для внебрачных детей, слаборазвитая система социальной поддержки) и имела в своей основе такие цели, как: повышение уровня рождаемости и стабилизация общества. После 1953 года, когда наступил период хрущевской оттепели, государственная политика претерпевает изменения. Социальная политика начинает смягчаться, государство постепенно отказывается от практик жесткого нормирования внутрисемейных отношений.



Жилищная политика



Особое место в мире 1950-1960-х годов занимает жилищная политика, так как место жительства, несомненно, влияет как на уклад семейных отношений, так и на повседневную жизнь семьи.

В затрагиваемый период семьи ютились в разнообразных по удобству и уровню жизни домах и квартирах. Иногда приходилось жить на чердаках, в вагончиках или землянках. Послевоенные сталинские дома были предназначены только для семейного проживания. На каждого проживающего человека по нормам выделялось не менее девяти квадратных метров жилой территории, и шесть метров выделялось на семью. Часто предприятие выдавало своим работникам квартиры. Число комнат в таких квартирах обычно было не больше трех. Случаи коммунального заселения при этом были очень редкими.

В крупных городах и культурных центрах в 1950-х годах развернулось крупное строительство не только жилых, так называемых, сталинских домов, но и административных и прочих зданий. Например, в Ленинграде, строительство продолжалось долгое время. Газеты середины 50-х годов с гордостью сообщали о каждом новом жилом доме, который имел более трех этажей. Возведенной пятиэтажке даже посвятили отдельную статью. Автор проекта, архитектор Ю. Я. Мачерет, заявлял: «Все квартиры дома имеют ванные комнаты, кухни оборудованы шкафами для хранения прод.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%