- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Военные очерки Георгия Гребенщикова в газете «Русские ведомости»
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W012021 |
Тема: | Военные очерки Георгия Гребенщикова в газете «Русские ведомости» |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный университет» Факультет массовых коммуникаций, филологии и политологии Кафедра теории и практики журналистики Военные очерки Георгия Гребенщикова в газете «Русские ведомости» выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа) Выполнила студентка 4 курса, группы 848 Астанкова Юлия Валерьевна ____________________________ (подпись) Научный руководитель, кандидат филол. наук, доцент Мансков Сергей Анатольевич _____________________________ (подпись) Допустить к защите Выпускная зав. кафедрой квалификационная Лукашевич Елена Васильевна работа защищена _______________________ «___» ______________2018 г. (подпись) «_____»_______________ 2018 г. Оценка __________________ Председатель ГЭК Пашаева Ольга Александровна _________________________ (подпись) Барнаул 2018 Оглавление Введение Глава 1. Особенности военной журналистики Первой мировой войны 1.1 Корреспонденция периода 1914-1918 г. 1.2 Г.Д. Гребенщиков – корреспондент газеты «Русские ведомости» Глава 2. Основные идейно-художественные принципы и приёмы в военных очерках Г.Д. Гребенщикова 2.1 Бинарность в военной корреспонденции Г. Гребенщикова 2.2 Гребенщиков как журналист – этнограф 2.3 Стихийное начало войны в очерках писателя 2.4 Звуковые картины в изображении Г. Гребенщикова Заключение Приложение 1 Список литературы Введение Забытый русский классик, писатель, журналист Георгий Гребенщиков был незаслуженно забыт на несколько долгих десятилетий из-за вынужденной эмиграции в период гражданской войны. Но в XXI веке архивы Георгия Дмитриевича стали возвращаться из Америки в Россию и активно издаваться. В этом и заключается актуальность исследования. Ведь время не стоит на месте, и сегодняшний день привносит в жизнь новые веяния и технологии. И, как бы это не казалось парадоксальным, проблемы и идеи уже далёкой истории обретают вторую жизнь. Это относится и к «областничеству». Идеи независимости Сибири, впервые прозвучавшая в творчестве известных сибирских патриотов рубежа XIX-XX веков Н.М. Ядринцева и Г.Н. Потанина активно обсуждаются в среде сибирской интеллигенции. Конечно, касаемо этого общественно-политического движения существуют разные мнения. Однако, из истории Сибири известно, что во многом благодаря именно ему стало возможным такое явление как «сибирская литература», вошедшая под названием «Молодая литература Сибири» в историю общероссийской литературы и заняла достойное место на её страницах. Как отмечал исследователь В.П. Трушкин, «приход в большую литературу» писателей-сибиряков – одна из характерных особенностей общерусского литературного процесса предоктябрьской поры, положившего начало последующих этапов. А идейным флагманом нового явления стали называть принцип беззаветного служения своей малой родине. Эту идею последовательно реализовывал в своём творчестве и Георгий Дмитриевич Гребенщиков, видный русский сибирский писатель, представитель, а, по мнению целого ряда исследователей, и лидер «Молодой литературы Сибири». Творчество его изучено до сих пор недостаточно, и произведения Гребенщикова, в связи с эмиграцией в 1920 году из страны, неизвестны широкому кругу читателей. С 1920 года, если не считать небольшой заметки о Н.К. Рерихе, напечатанной в «Сибирских огнях» в 1924 году, в России после Октябрьской революции было издано только два сборника Г.Д. Гребенщикова. В историю русской и сибирской литературы он вошел как талантливый писатель, одним из первых открывший российскому читателю величие и красоту сибирской природы, самобытность населяющих её народностей, опоэтизировавший труд сибирского крестьянина, а также, как один из организаторов газетного дела в Сибири. Военная журналистика Г.Д. Гребенщикова периода сотрудничества с газетой «Русские ведомости» (1916-1917 гг.) ранний этап публицистической деятельности в годы Первой мировой войны и одна из интереснейших страниц его творческой биографии. Это судьбоносный этап в его жизни, где кроются причины последующих событий, в которых нашел применение большой творческий опыт, накопленный к тому времени Г.Д. Гребенщиковым. Специальных исследований в области военной журналистики писателя не велось: журналистский опыт Гребенщикова традиционно рассматривался в контексте его литературной деятельности. И таким образом, вне поля зрения оставались немаловажные моменты как творческого, так и биографического планов. Как следствие, - на стыке между несоизмеримо более полно изученным литературно-художественным наследием Г.Д. Гребенщикова и наследием Г.Д. Гребенщикова – публициста возникали большие пробелы, для заполнения которых как ранее, так и сейчас прилагается немало усилий исследователей. Противоречивы сведения, которые приводятся в исследованиях советских литературоведов. Это относится, например, к проблеме отношения писателя к войне 1914 года. Исследователь Н.Н. Яновский настаивает на том, что «рассказы и зарисовки, помеченные 1914-1916 гг., если касаются тем войны, непременно с антивоенными мотивами и настроениями» [Н.Яновский, Верность. – Новосибирск, 1984. – С.160]. В то время как писатель и критик В.П. Трушкин однозначно осуждает писателя за его «провоенные настроения», обосновывая это тем, что Г.Д. Гребенщиков публиковал «сусальные заметки об отечески любовном отношении офицеров к солдатам, их идиллическом единении»[В.Трушкин. Пути и судьбы: Литературная жизнь Сибири: 1900-1917. – Иркутск: Вост.-Сиб. Кн. Изд., 1972. – С.24,25]. Ранее вызывали противоречия временные рамки сотрудничества писателя с газетой (1916-1918 гг.). Несмотря на то, что Н.Н. Яновский утверждал, что Г.Д. Гребенщиков «активно печатался в газете вплоть до закрытия ее Советами в 1918 году» [Н.Яновский. На переломе: Из лит. прошлого Барнаула: Статьи. – Барнаул, 1978. – С.98], ни в одном исследовании посвященных творчеству писателя, нет ссылок на статьи, которые были бы помечены 1918 годом. Тогда вполне закономерно возникал вопрос – не прекратил ли Г.Д. Гребенщиков сотрудничество с газетой ранее. Долгое время не было установлено и точное количество публикаций. Литературоведы лишь отмечали что, «рассказы, зарисовки, корреспонденции с почти постоянными подзаголовками «Из страничек военного быта» или «Из писем с фронта». Подобные неточности и пробелы не имели принципиального значения в контексте литературно-художественного творчества писателя, однако, наслаиваясь одна на другую, значительно искажали общую картину творческой биографии Г.Д. Гребенщикова. Поэтому, прежде чем приступить к исследованию непосредственно цикла «Странички военного быта», было важно систематизировать и обобщить имеющиеся сведения. Это нашло отражение в данной работе. Цель исследования: изучить особенности и специфику военной корреспонденции Г.Д. Гребенщикова. Задачи исследования: 1.Установить причины сотрудничества писателя с газетой «Русские ведомости»; 2. Восстановить основные этапы его деятельности, определить место и роль Г.Д. Гребенщикова в ряду других корреспондентов газеты; 3. Исследовать проявления бинарности в очерках писателя; 4. Исследовать творчество Г.Д. Гребенщикова как журналиста-этнографа; 5. Определить место стихийному началу войны в очерках; 6. Исследовать звуковые образы, использованные автором. Первая глава исследования посвящена обзору корреспонденции Первой мировой войны в общем и материалам Г.Д. Гребенщикова по этой теме. Во второй главе рассматриваются очерки цикла «Странички военного быта» с целью выявить основные идейно-художественные принципы и приёмы данных произведений. Объект изучения — личность и творчество журналиста и писателя Георгия Гребенщикова как одного из наиболее ярких представителей, в том числе, военных корреспондентов. Предметом дипломной работы является цикл писателя «Странички военного быта», наиболее значительная часть его газетных публикаций в газете «Русские ведомости». В дипломной работе рассмотрены двенадцать очерков Георгия Дмитриевича Гребенщикова, опубликованных в газете «Русские ведомости». Это следующие очерки: 1. «Прощеное воскресение» (Странички военного быта) Впервые: «Русские ведомости». 1916. 17 марта, №63. Печатается по этому изданию. 2. Охвостье (Странички военного быта) Впервые: «Русские ведомости». 1916. 1 апреля, №75. Печатается по этому изданию. 3. Зазуленька (Странички военного быта) Впервые: «Русские ведомости». 1916. 9 апреля, №82. Печатается по этому изданию. 4. В солнечный день (Странички военного быта) Впервые: «Русские ведомости». 1916. 7 мая, №105 5. «Братская могила» (Странички военного быта) Впервые: «Русские ведомости». 1916. 10 мая, №107, печатается по этому изданию. 6. Весенний мотив (Странички военного быта) Впервые: «Русские ведомости». 1916. 18 мая, №140. 7. Каркаралинский мещанин (Странички военного быта) Впервые: «Русские ведомости». 1916. 25 июня, №146. 8. Грань (Странички военного быта) Впервые: «Русские ведомости». 1916. 30 августа, №200. Печатается по этому изданию. 9. Погулянка и червонка (Странички военного быта) Впервые: «Русские ведомости». 1916. 16 сентября, №213. Печатается по этому изданию. 10. В одном купе (Странички военного быта) Впервые: «Русские ведомости». 1916. 1 ноября, №252. Печатается по этому изданию. 11. Наши будни (Странички военного быта) Впервые: «Русские ведомости». 1916. 16 ноября, №265. Печатается по этому изданию. 12. В ползучем ельнике (Странички военного быта) Впервые: «Русские ведомости». 1916, 26 декабря, №298. Печатается по этому изданию. Методы, использованные в дипломной работе: 1. Анализ и синтез теоретического и методического материала. 2. Классификация собранной информации на тематические блоки. 3. Описание и фиксация данных, полученных в ходе работы. 4. Сравнение и сопоставление изученных очерков по выбранным для исследования характеристикам. Эмпирическую базу исследования составили, главным образом, материалы личного фонда Г.Д. Гребенщикова в архиве Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая. Глава 1. Особенности военной журналистики Первой мировой войны 1.1 Корреспонденция (журналистика) периода Первой мировой войны Первая мировая война - одно из самых масштабных вооруженных конфликтов в истории человечества, начавшееся в июле 1914 года. Война поставила перед российским обществом ряд сложных вопросов. Всеобщий патриотический подъем, который охватил Россию в первые месяцы войны, достаточно скоро утих. Командование на фронтах действовало слабо, войска терпели поражения, и положение в тылу также было не менее тяжелым. Для журналистики начало XX века считается одним из самых тяжелых периодов её развития. Но при этом, роль средств массовой информации в Первой мировой войне существенно возросла среди населения. На протяжении всей войны «пресса путем информации о военных событиях и определенного освещения фактов формировала определенные взгляды и мнения, воздействовала на духовное состояние армии и населения страны, настраивала к действиям. Она содействовала формированию благоприятного общественного мнения в союзных и нейтральных странах и вносила разложение в ряды противника». [Е.Сенявская. Противники России в войнах XX века. ПрофиЛиб. Электронный ресурс. 2011] В день объявления войны были созданы экстренные выпуски газет и листовки с сообщениями. И эта тема мгновенно, буквально на следующий день вытеснила со страниц газет все другие темы. Сообщения с фронта, о ходе мобилизации и проводах новобранцев, статьями, направленными против немцев или пропагандирующими цели войны, отодвинули в сторону происшествия и объявления, которые раньше занимали большую часть объёма газеты. В большинстве изданий даже создали новые разделы или рубрики – «Война» «Военные известия» и другие. Вкупе с информацией с фронтов и из-за границы публиковались крупные статьи и корреспонденции, посвящавшиеся событиям в тылу, фактам военной истории, положению в странах союзников и врагов. В период Первой мировой войны сеть военных корреспондентов действовала по всему миру. Что касается России, здесь до начала войны происходили дискуссии о свободе слова и печати, шла борьба с цензурой. Эти споры были и на страницах периодики, и на различных форумах, и в Государственной думе. На следующий день после начала войны было подписано «Временное положение о военной цензуре». Позднее, в январе 1915 г. был обнародован «Перечень» сведений, которые запрещалось помещать в печати по военным соображениям. Он предполагал, что военная цензура должна быть установлена в «полном объеме» в местах военных действий и «частично» — вне их. Военная цензура быстро становится всеобъемлющей, включая в себя и политическую цензуру. Накануне войны военная печать имела строгую структуру, значительная часть которой сохранилась и в годы войны. Центральным органом военного министерства были военно-научный журнал «Военный сборник» (1858—1917) и газета «Русский инвалид» (1862—1917). Далее шли издания штабов военных округов и казачьих войск: «Виленский военный листок» (штаб Виленского военного округа, 1906—1915), «Туркестанская военная газета» (штаб Туркестанского военного округа, 1906—1915), «Варшавский военный вестник» (штаб Варшавского военного округа, 1906—1914), «Дальний Восток» (штаб Иркутского военного округа, 1913—1914), «Донские войсковые ведомости» (1849—1917), «Кубанские войсковые ведомости» (1863—1917), «Уральские войсковые ведомости» (1867—1917) и др. В начале военных действий русская пресса стала терять статус, её деятельность не удовлетворяла даже собственных корреспондентов. B.C. Мельгунов — многолетний автор провинциального отдела газеты «Русские ведомости» в докладе для общества деятелей периодической печати (позже он был опубликован под заголовком «О современных литературных нравах»), говорил: «Наша печать за самым малым исключением повинна в тяжком грехе распространения тенденциозных сведений, нервирующих русское общество, культивирующих напряженную атмосферу шовинистической вражды, при которой теряется самообладание и способность критически относиться к окружающим явлениям». И дальше: «Война оказала разлагающее влияние на значительную часть нашей печати — она лишила её морального авторитета».[В.Мельгунов. О современных литературных нравах. Русские ведомости, Москва. – 1916. – С.8] Военный корреспондент как профессия появилась в XIX веке, благодаря стремительному развитию технологий и Великой Французской Революции. Пальма первенства в военной журналистике принадлежит Великобритании. В 1808 году английская газета «The Times» отправила своего сотрудника Генри Робинсона в Испанию для осведомления английского общества об истинном ходе войны французов с испанцами. Корреспонденции Робинсона читались в Англии с огромным интересом, и сообщения о патриотизме испанцев вдохновляли англичан в борьбе с Францией. Действительно ли присутствие журналистов было необходимо на театре военных действий? Положительный ответ на этот вопрос смогли дать заинтересованность общества в том, что делается на той или иной войне, способность СМИ объединить народ и армию в период вооружённой борьбы. В России Первая мировая война ознаменовалась пропагандистскими материалами. Так как пресса - мощный инструмент воздействия на население, политические партии стали выпускать свои издания, на страницах которых публиковались статьи, пропагандирующие их позицию. В годы войны легальные большевистские издания были закрыты, поскольку в них печатались призывы к прекращению войны и скорейшему миру с Германией. Ведущим органом марксистов в то время стал «Социал-демократ», выпускавшийся заграницей. Русская пресса оказалась в тяжелом положении. Официальных новостей, получаемых с фронта, было крайне мало, а послать собственных корреспондентов в эпицентр военных действий поначалу никто не мог, поскольку в конце июля 1914 года начальникам штабов в войска поступила телеграмма о том, что «корреспонденты в армию допущены не будут». Применялись все меры для того, чтобы максимально фильтровать и ограничивать военную информацию. Хотя такие газеты как «Русские ведомости», «Новое Время», «Русское слово» неоднократно пытались отправить своих журналистов на фронт в качестве корреспондентов. Тем не менее, в 1914 году нескольким представителям российской прессы была предоставлена возможность посетить армию Российской империи. Это позволило журналистам описать достоверное положение дел на фронте, и, кроме того, положило начало созданию Бюро печати. Оперативные сведения Бюро предоставляло ограниченному кругу изданий, поэтому оно не имело права считаться централизованным органом по сбору информации. Военным корреспондентам разрешалось пользоваться фотоаппаратами. Кроме корреспондентов на театр военных действий допускались три русских военных фотографа, утверждаемых начальником Генштаба. Фотографам разрешалось лишь помещать под иллюстрациями краткие подписи, подготовка же текстовых публикаций была запрещена. Военные корреспонденты и фотографы утверждались в этих званиях после подписки о том, что они обязуются беспрекословно подчиняться всем требованиям. Утвержденные в своем звании военные корреспонденты и фотографы получали от Главного управления Генерального штаба специальные удостоверения и нарукавные повязки. Их необходимо было носить в тех районах, в которых действовало «Положение о полевом управлении войск». Список военных корреспондентов и военных фотографов опубликовывался для всеобщего сведения, здесь указывались: фамилия, имя, отчество военного корреспондента (фотографа); номер его нарукавной повязки, представителем какого издания он является; время отправления корреспондента (фотографа) на фронт, а также к кому он должен явиться по прибытии. Обязательным условием для военного корреспондента было, чтобы он являлся подданным государства, в котором издавалось представляемое им издание. Военным фотографом же мог быть только русский подданный. Многие из русских журналистов хотели получить звание военных корреспондентов и удовлетворяли самыми строгим требованиям к их политическому прошлому и настоящему, такой чести были удостоены лишь единицы. Некоторые периодические издания, публиковавшие материалы о войне в период с 1914-1918 гг. Стоит отметить, что пик публикаций приходится на 1916 год, наибольшее количество статей вышло именно тогда, а журналистами стали известные литераторы (А. Белый, А.Н. Толстой, В.Я. Брюсов, З.Н. Гиппиус и другие). 1. «Биржевые ведомости». А. Белый: «Гремящая тишина» , «Горизонты сознания», «Кризис жизни», «Природа», «У немецкой границы», «Современные немцы», «О злободневном и вечном», «Восток или Запад?», «Мертвые города», «Петроград и Москва в освещении прессы немецкой Швейцарии». З.Н. Гиппиус: «Сердце, отдохни!». 2. «Вестник Европы». И.В. Жилкин: «Провинциальное обозрение. Война и настроение страны». В.Д. Кузьмин-Караваев: «Вопросы внутренней жизни. Владимир Соловьев и оправдание войны». К.К. Арсеньев: «Хроника. На темы дня». Л. З. Слонимский: «Что нужно было Германии?» 3. «Киевская мысль». А.Н. Толстой: «Впечатления», «На полях минувших битв», «Наташа. Рассказ». 4. «Новая жизнь». В.Я. Брюсов: «Вечером в дороге». 5. «Русская мысль». В.Я. Брюсов: «Война вне Европы», «Баллада о любви и смерти», «Песни ашугов». Ф.К. Сологуб: «Когда меня ты грозно гонишь», «За оградой гасли маки». С.И. Рапопорт: «Мистический империализм». 6. «Современный мир». Н.А. Рожков: «100 лет назад и теперь», Л.Н. Клейнборт: «Мобилизация общественных сил». 7. «Северный гусляр». 8. «Голос жизни». 9. «Летопись». 10. «Новая жизнь». Стоит добавить, что безусловно, о войне писали не только они. А, к примеру, близкий друг поэта С.А. Есенина С.М. Городецкий: Достаточно вспомнить его стихи из книги «Четырнадцатый год»: Начало века запоздало: Пришло в четырнадцатый год. Какое дивное начало! Какой торжественный восход! [С.Городецкий. Четырнадцатый год. Современник. Москва, 1984. – С.75] Кроме того, Городецкий смог побывать на Кавказском фронте войны, куда он отправился в качестве корреспондента газеты «Русское слово». А вот как характеризовал военное время постоянный военный обозреватель «Биржевых ведомостей» К.М. Соломонов: «Задача всякой войны. Искусство ведения войны в настоящее время, как известно, является делом весьма сложным. Тем не менее, общие правила военного искусство укладываются в несколько простых и ясных формул. Ещё не так давно говорили, что задача войны заключается в том, чтобы победить противника с наименьшими для себя усилиями, потерями и расходами, т.е. достигнуть успеха с наименьшими жертвами. Нынешняя стратегия выражается решительнее: она говорит, что задача войны, победить противника во что бы то ни стало». [К. Соломонов (Шумский). Очерки мировой войны на суше и на море: Обзор воен. действий на гл. театрах. – Петроград, 1915. – С.146] 1.2 Г.Д. Гребенщиков – корреспондент газеты «Русские ведомости» Газета «Русские ведомости» за свою более чем 50-летнюю историю смогла заслужить репутацию издания, «по серьёзности тона своих статей и по обилию даваемого литературного материала» стоящего «на уровне лучших ежемесячных журналов». [А.Гранат. Энциклопедия братьев Гранат, том 4. – Москва, 1986. – С.253] Газета была основана в 1863 году в Москве и выходила сначала три раза в неделю, а с 1869 года – ежедневно. Издателями и редакторами её в разное время были: Н.Ф. Павлов, Н.С. Скворцов, В.М. Соболевский, А.С. Посников, А.А. Чупров, А.А. Мануйлов и П.П. Егоров. В течение первых лет издаваемые Н.Ф. Павловым «Русские ведомости» поддерживают правительственный политический курс. Газета призывала бороться с равнодушием к религиозным вопросам и требовала уважения к институту собственности. С переходом издания в руки Н.С. Скворцова газета становится органом либеральных слоев интеллигенции, осуждавшей крайности самодержавного режима. С «Русскими ведомостями» стали сотрудничать либеральные профессоры Московского университета, например, А.С. Посников, печатались демократические беллетристы Воронов, Левитов, Успенский, Короленко. В 1873 году на негласном совещании сотрудников «Русских ведомостей», проходившем за границей, была выработана политическая программа издания. Ограничение власти монарха конституцией – таково главное политическое требование редакции, которое она, по мере возможности, проводила в течение десятилетий. Выступая по крестьянскому вопросу, газета считала необходимым добиваться ограничения податей, сложения недоимок и расширения крестьянских наделов. Признано было желательным ввести мелкий кредит для зажиточных хозяев, чьи интересы поддерживали «Русские ведомости», хлопотавшие о буржуазном развитии сельского хозяйства. Стремились они к смягчению законодательным путем и противоречий между рабочими и предпринимателями. Исследователями отмечалось, что «направление газеты, устойчивость взглядов редакции вызывали невольное уважение читателей. Они ценили порядочность «Русских ведомостей». В 1882 году редактором газеты становится В.М. Соболевский, не изменивший направление газеты. При нем здесь сотрудничали Г.И. Успенский, Н.Н. Златовратский, А.П. Чехов, Д.Н. Мамин-Сибиряк, К.М. Станюкович, А.И. Эртель, А.Н. Плещеев, Н.К. Михайловский и некоторые другие демократические писатели и публицисты, в том числе П.Л. Лавров. Вернувшись из ссылки, Н.Г. Чернышевский счел возможным опубликовать в «Русских ведомостях» в 1885 году одну из своих статей. На страницах газеты выступали крупные русские ученые – Л.И. Мечников, Д.Н. Анучин, а позднее, в 1900-е годы – К.А. Тимирязев. В 1880-е годы для укрепления отдела информации был приглашен В.А. Гиляровский. Кроме того, в газете принимали участие философ В.С. Соловьев, профессор Н.И. Кареев, публицисты П.Б. Струве, Б.Н. Чичерин. «Русские ведомости» всегда подчеркивали свою беспартийность и очень гордились тем, что печатают литераторов различных направлений. В 1910-х годах в газету пришло новое поколение русских писателей: А.Н. Толстой, А. Белый, В.Я. Брюсов, Ф.Д. Крюков, И.С. Шмелев, А.С. Серафимович, М.А. Осоргин, продолжал сотрудничество и В.Г. Короленко. Независимость позиции газеты, ее последовательное отстаивание демократических идеалов привлекало лучших литераторов и публицистов страны. Так, А.С. Серафимович, вспоминая уже в советское время период своего репортерства в «Русских ведомостях», писал: «Лучших изданий в буржуазно-царской России не было…Профессиональному писателю волей-неволей, приходилось посылать свои произведения в «Русские ведомости».[А.Серафимович. Собрание сочинений. – Москва, ГИХЛ, 1948. – С.338] В этот период «Русские ведомости» выходили на 4-12 полосах, и степень информационной насыщенности номеров была очень высока. Преобладали информационные и информационно-аналитические жанры. Поэтому, редакция уделяла большое внимание формированию литературного отдела – фельетона, размещавшегося, как правило, в «подвале» 3-4 и 7-8 полос, где помещались литературные произведения и характерная для газеты «писательская публицистика» или фельетоны – статьи легкого содержания. В период Первой мировой войны в этот разряд попали серии корреспонденций и очерков собственных корреспондентов газеты на фронте. Для иллюстрации приведем выдержки из «Указателя статей, помещенных в «Русских ведомостях» за 1916 г.» отдела «Фельетон», напечатанном в экстренном приложении к №27 «Русских ведомостей» за 3 февраля 1917 года: Гребенщиков Г.Д. Первый день – 51, Смолокуры – 54, Странички военного быта – 63, 75, 140, 146, 252, 265, Братская могила – 107, Погулянка и Червонка – 213, На Карпатских горах – 249, В ползучем ельнике – 298. Деренталь А.А. Парижские очерки – 35, 44, По ту сторону Пиренеев – 52, 95. Крюков Ф.Д. У боевой линии – 28, 37, 46, В сфере военной обыденности – 115, 117, 126, 129, 139, 145, 152, 157, Мамет-оглы – 259, Ползком – 298. Осоргин М.А. Путевые заметки – 115, 125, 132, 136, 142, Дым отечества – 195, По родине – 222, 226, 235, 245, 248. Как видно из приведенного фрагмента, в этом же отделе печатались рассказы, «этюды» и очерки из серии «Странички военного быта» Г.Д. Гребенщикова. В них, наряду с описанием сцен прифронтовой жизни и военного быта, Гребенщиков рассказывал о Сибири, все еще являвшейся «экзотической страной» для русского читателя. Первым на страницах «Русских ведомостей» он вывел убедительный образ представителя малой народности, казаха, - солдата Первой мировой войны, оказавшегося в непривычных условиях. Позднее эта же тема была подхвачена и другими сотрудниками газеты. Так, в №259 за 1916 г. появился очерк Ф.Д. Крюкова «Мамет-оглы». Причины участия Г.Д. Гребенщикова в «Русских ведомостях» - вопрос, ранее мало затрагиваемый исследователями творчества писателя. Удостоверение сотрудника газеты, выданное Гребенщикову 1 марта 1916 года, как специальному корреспонденту «Русских ведомостей», хранится в ГМИЛИКА в личном фонде писателя. Исследователям известно также письмо Георгия Дмитриевича от 5 февраля 1916 года, адресованное Е.А. Ляцкому: «Теперь еду на войну как старший санинструктор при одном сибирском отряде и как корреспондент «Русских ведомостей» [Н.Яновский. Георгий Гребенщиков в Сибири. - Новосибирск, 1984. – С.178]. И уже 23 февраля в газете была помещена его первая статья – «Минуты молчания». Предложение о сотрудничестве последовало, очевидно, в конце 1915 – начале 1916 годов в один из приездов Г.Д. Гребенщикова в Москву. К этому времени писатель из Сибири был уже достаточно хорошо известен в столичных литературных кругах. Его рассказы, повести в 1910-х годах печатают лучшие русские издания: «Современник» («Волчья жизнь», «В полях»), «Ежемесячный журнал» («Змей-Горыныч», «Лесные короли», «На Иртыше», «Степные вороны», «Летопись», «Любава»). В 1913 году в Петербурге в «Издательском товариществе писателей» появляется первый том рассказов Гребенщикова «В просторах Сибири». В 1915 году за ним последовал второй. В 1914 году там же, в Петербурге, вышел «Алтайский альманах» с историко-этнографическим очерком писателя «Алтайская Русь». В 1916-1917 гг. в издательстве «Огни» выходят его же сборники: «Змей-Горыныч» и «Степь да небо». Каждое из названий, как правило, встречало живой отклик у читателей и в прессе. Об этом свидетельствует и большое количество рецензий, на сборник «В просторах Сибири», помещенных в центральных изданиях – «Современнике», «Вестнике Европы» и др. (Cм. список литературы. - №48-52) Хвалебный отзыв о творчестве Г.Д. Гребенщикова был помещен и на страницах «Русских ведомостей». Ее рецензент А.Б. Дерман писал, что книга «В просторах Сибири» выделяется самым выгодным образом «из множества книжек, вышедших из под пера молодых писателей. Какой свежестью, каким чудесным и искренним лиризмом, - писал он, - веет от лучших страниц его книжки! Киргизские степи, тайга, охота, первобытная элементарная жизнь кочевников, лесные звери – все это изображено с увлекательностью, простотою и тонкостью, от которых нас успели отучить современные жрецы». [Г.Гребенщиков. В просторах Сибири. – Санкт-Петербург, 1913. – С.53] Так, газета была заинтересована в привлечении к сотрудничеству уже достаточно известного писателя из далекой провинции – Сибири, сумевшего громко заявить о себе со страниц центральных изданий. Во многом совпадала и позиция газеты с теми оценками, которые давал Г.Д. Гребенщиков наиболее значительным событиям современности. В первую очередь, это касается отношения к войне 1914-1918 гг. Нередко в публикациях Гребенщикова война предстает как «всенародное бедствие». На раннем этапе сотрудничества с «Русскими ведомостями» характер его публицистических выступлений в этом отношении не меняется. Так, в одном из первых военных очерков он писал, отвечая самому себе на заданный вопрос: «Есть ли на войне хоть маленькая доля поэзии? Нет, в ней все грубо, оскорбительно, цинично». [Г.Гребенщиков. Первый день. Русские ведомости. – Москва, 1916. – С.7] И все-таки советские исследователи были склонны считать «Русские ведомости» шовинистским изданием. Соответствующим было и отношение к ее сотрудникам. «Газета вела борьбу с большевиками и выдвигала лозунг «Единение, порядок, работа», высказывалась за победоносное окончание империалистической войны». [Русская периодическая печать. Под ред.А.Г. Дементьева. – Москва, 1959. – С.446] Это отношение исследователей объясняется, на мой взгляд, тем, что до недавнего времени такие понятия как «шовинизм» и «патриотизм» по отношению к войне 1914-1918 гг. использовались как синонимы. В одной из статей, помещенной в 1916 году в сибирском журнале «Багульник», «прогрессивном», по мнению исследователей, публицист безапелляционно заявлял: «Патриотизм как чувство есть дурное и вредное, как учение есть же, есть учение глупое». [Ватин В. Маленький национализм. Багульник, №5. - Иркутск, 1916. – С.6-7]. В. Ватин, ссыльный социал-демократ, кроме того, негативно относился не только к общероссийскому патриотизму, но и к идеям сибирского областничества, о чем свидетельствуют публикации в журнале «Сибирский архив» 1915 г. В одном из своих публичных выступлений он назвал областничество «идеологическим пережитком прошлого». Позиция большевиков в годы войны известна – ими была сыграна немаловажная роль в разложении армии, разжигании упаднических настроений в среде солдат. Противоположной точки зрения придерживалась газета «Русские ведомости». «Нужно эту войну, - писал один из корреспондентов, А.Н. Толстой, - довести до конца, потому что тень уходящего злого века еще покрывает больше половины земли. И если мы не сумеем остановить эту, теперь для нас варварскую силу, мы погибли совсем, навсегда. Мы перестанем быть русскими людьми, мы превратимся в удобрение». [А.Толстой. Русские ведомости, №58. - Москва, 1917. – С.6]. Эти слова выражают позицию значительной части русской интеллигенции, полагавшей, что только победа может дать возможность России достойно выйти из затянувшейся бойни. Положительная же сторона войны заключалась для нее в том, что в ходе ее нация сплотилась вокруг армии, политические раздоры временно были оставлены. Напомню еще раз лозунг «Единение, порядок, работа». Тот же А.Н. Толстой писал: «В один день мы стали крепким, решительным, чистым народом». [М.Гуренков. А.Толстой – военный корреспондент Русских ведомостей. - Ленинград, 1957. – С.179] Поэтому в публикациях «Русских ведомостей» военной поры на передний план выходит идея «глубокого осознания долга перед родиной».[Там же, C.180] С той же позиции, что и редакция «Русских ведомостей» подходит к проблеме войны Г.Д. Гребенщиков. Не случайно солдаты в его представлении – «защитники многострадальной Родины» [Г.Гребенщиков. О чем кричали гуси. Русские ведомости. - Москва, 1917. – С.7 ], а сам писатель культивирует идею «честного действительного служения армии» [Машинописная рукопись Г.Гребенщикова. Обзор по XI армии. Лит. отчет за июль 1917. ГМИЛИКА, фонд Г.Гребенщикова, документальные источники]. Как известно, в 1916 г. он добровольно уходит на фронт санитаром одного из сибирских отрядов. Видимо, в этом немаловажную роль сыграли убеждения Гребенщикова, сформировавшиеся под влиянием идей Л.Н. Толстого. В первой своей книге он писал: «Мужик – ядро государства, это наш столп общества, главный трудовой двигатель его» [Г.Гребенщиков. Отголоски сибирских окраин. - Семипалатинск, 1906. – С.15]. Поэтому, несмотря на свое отрицательное отношение к войне, Гребенщиков счел своим долгом разделить судьбу тысяч сибиряков, отправлявшихся на фронт. Он относится к своей деятельности санитара, а затем начальника одного из сибирских отрядов с большой ответственностью. Потому резкое неприятие у него вызывают «изменники, предатели и трусы», которые «увлекли за собой лучших солдат» [Г.Гребенщиков. Под воронье карканье. Русские ведомости. - Москва, 1917. – С.4]. В характерном для «Русских ведомостей» ключе звучат слова публициста в очерке «Под воронье карканье»: «Неужели могут сами же российские граждане свалить и погубить мое великое отечество?! Кто может уничтожить нас самих и похитить наши духовные ценности?» [Там же, С.5]. Это давало повод исследователям критиковать Гребенщикова за непоследовательность взглядов. Так, В.П. Трушкин подчеркивал, что Г.Д. Гребенщиков одновременно сотрудничал с антивоенной горьковской «Летописью» и с «шовинистскими» «Русскими ведомостями». По этому же поводу иронизировал и уже упоминавшийся ранее журнал «Багульник», указывавший н....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: