VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Приемы репрезентации проблем ЖКХ в «Российской Газете»

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011322
Тема: Приемы репрезентации проблем ЖКХ в «Российской Газете»
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Волгоградский государственный университет»



Институт филологии и межкультурной коммуникации





Кафедра журналистики и медиакоммуникаций



ПРИЕМЫ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ПРОБЛЕМ ЖКХ В «РОССИЙСКОЙ ГАЗЕТЕ»



выпускная квалификационная работа



по направлению подготовки 42.03.02 – Журналистика









ВЫПОЛНИЛА:

студентка гр. Жз-131

Шипилова Ксения Александровна

________________________

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

к.фил. наук,

доцент кафедры журналистики

и медиакоммуникаций

Назарова Татьяна Владимировна

________________________

РЕЦЕНЗЕНТ:

к.фил. наук,

доцент кафедры русского языка 

и документалистики ВолГУ

Харченко Светлана Юрьевна

________________________

Допущен к защите:

заведующий кафедрой 

журналистики и медиакоммуникаций

Прохватилова Ольга Александровна

________________________





Волгоград  2017


Оглавление

Введение

Глава 1. Динамика и характер информирования о проблемах ЖКХ

Капитальный ремонт.

Платежи, начисления и порядок оплаты.

Глава 2. Жанровые формы представления социальной проблематики

Разновидности заметки.

Типология интервью.

Структура проблемной статьи.

Заключение

Библиографический список

Список источников




Введение 

Актуальность

Одна страница о том, почему необходимо изучать приемы представления соц журналистики в РГ.

Цель исследования – выявить приемы репрезентации информации по проблемам ЖКХ в «РГ». 

Цель определяет постановку следующих задач:

Выявить диапазон тем и проблем, связанных с реформой ЖКХ, определить доминирующие в «РГ» темы.

2.  Описать динамику и характер репрезентации каждой темы. 

3. Проанализировать жанровые разновидности как формы репрезентации социальных проблем.

4. Выявить формы рекомендательной информации 

5.Выявить типичные для издания приемы представления вопросов социальной сферы.

Объект исследования – приемы репрезентации информации о реформе ЖКХ и жилищном строительстве в «РГ».

Предмет исследования – динамика репрезентации проблем ЖКХ,  характер информирования, коммуникативные задачи, жанровые разновидности текстов.

Материал исследования

Эмпирической базой  исследования послужила сплошная выборка материалов о реформе ЖКХ, опубликованных в «РГ» в 2016- 2017 года. 

Методология исследования

Для проведения контент-анализа нами использовались методики, предложенные Л.Н. Федотовой в работе «Анализ содержания - социологический метод изучения средств массовой коммуникации» [Федотова, Л.Н., 2001: 214]. 

Говоря о самом термине, автор подчеркивает, что им обозначается методика выявления частоты появления в тексте определенных характеристик, который позволяют исследователю делать выводы относительно намерений создателя этого текста или возможных реакций адресата [Федотова, Л.Н., 2001: 3]. Так как содержание в процессе коммуникации занимает центральное место, применение процедуры измерения при анализе текстов делает возможным получение точных, объективных сведений о характере всех видов общения по их содержанию. В более общем виде можно сделать вывод, что методика анализа содержания направлена на объективное изучение текстов с целью исследования социальных процессов (объектов, явлений), которые эти тексты представляют [Федотова, Л.Н., 2001: 7].

Для проведения жанрового анализа использовались работы А.А. Тертычного «Жанры периодической печати», Л.Е. Кройчика «Система журналистских жанров», М.Н. Кима «Технология создания журналистского произведения», А.В. Колесниченко «Практическая журналистика». 

	У каждого конкретного журналистского текста в силу ряда причин или для достижения определенных целей существует ряд характеристик. А.А. Тертычный рассматривает три крупные группы жанров: информационные, аналитические и художественно-публицистические. Тексты, которые относятся к первой группе, в количественном соотношении составляют основную часть массовых информационных потоков. В СМИ такие тексты выступают основными носителями оперативной информации, которая помогает читателям осуществлять мониторинг наиболее важных событий той или иной сферы. Полноте мониторинга способствует жанровое разнообразие информационных сообщений [Тертычный, А.А., 2002, 2: 63]. Так, к информационным жанрам исследователь относит заметку, информационную корреспонденцию, информационный отчет, информационное интервью, блиц-опрос, вопрос-ответ, репортаж и некролог.

	Одной из наиболее примечательных характеристик отечественных СМИ является нацеленность их не столько на сообщение новостей, сколько на анализ, истолкование происходящих событий, процессов, ситуаций. В силу этого СМИ выработали достаточно эффективную систему аналитических жанров [Тертычный, А.А., 2002, 3: 101]. К ним исследователь относит аналитический отчет, корреспонденцию, интервью, опрос, беседу, комментарий, социологическое резюме, анкету, мониторинг, рейтинг, рецензию, статью и другие. Автор подчеркивает, что система этих жанров постоянно развивается, адаптируясь к новым задачам, которые встают перед аналитической журналистикой. 

	Говоря о третьей группе жанров, А.А. Тертычный особо отмечает, что тексты художественно-публицистического жанра имеют особый характер, который проявляется «в повышенной требовательности к языку, художественной образности, эмоциональной насыщенности текстов, глубине авторского обобщения действительности» [Тертычный, А.А., 2002: 4: 130]. Сюда автор относит очерк, фельетон, памфлет, пародию, комментарий, легенду и так далее. 

	Другой исследователь, занимающийся вопросами жанровых характеристик журналистских текстов, М.Н. Ким, в своей работе рассматривает те же три группы жанров с точки зрения структурной организации на примере наиболее ярких жанров – заметки, интервью, репортажа, статьи и очерка. Автор говорит о необходимости четкому следованию структурной организации того или иного текста. В отдельных жанрах публицистики, как, например, в эссе или в очерке, материал выстраивается средствами ассоциативной композиции: с помощью различных планов повествования, эпизодов, авторских ремарок. В информационных и аналитических жанрах, где основными функциональными целями публикаций являются или сообщение, или анализ, жесткое структурирование материала – творческая необходимость. Обусловлено это и особенностями читательского восприятия: лучше и легче прочитываются те материалы, которые имеют четкую структурную организацию, так как позволяют ориентироваться в пространстве текста, дают возможность вернуться к уже прочитанному [Ким, М.Н., 2001: 4, 116]. 

	Л.Е. Кройчик представляет несколько иную систему журналистских жанров. Он сравнивает понятия «жанра» и «текста» и в работе говорит об оперативно-новостных текстах, оперативно-исследовательских, исследовательско-новостных, исследовательских и исследовательско-образных. Автор говорит о развитии журналистики, о том, что существует ряд отличий современной прессы от прессы советской, когда было «все отрепетировано». К таким отличиям он относит тот факт, что на смену директивной, одноцветно идеологизированной прессе пришла публицистика более раскованная по мысли и стилю; современная публицистика все отчетливее персонифицируется; она работа прессы в режиме диалога с аудиторией [Кройчик, Л.Е., 2000: 1, 20]. Исследователь особым образом подчеркивает, что советская система жанров рухнула, многие жанры перестали относиться к какому-то одному направлению – аналитическому или информационному. 

	Л.Е. Кройчик в своем исследовании выделяет несколько категорий жанров современной журналистики. Так, во-первых, жанр – категория исторически конкретная, то есть развивающаяся во времени, претерпевающая изменения в процессе своего существования. Во-вторых, жанр – особая форма организации жизненного материала, представляющая собой специфическую совокупность структурно-композиционных признаков. При этом в жанре мы имеем дело не со случайной совокупностью черт, а с системой элементов формы. В-третьих, жанр – категория типологическая, то есть обладающая рядом устойчивых, повторяющихся признаков. Также автор характеризует жанр как категорию гносеологическую, морфологическую, аксиологическую и творчески-созидательную [Кройчик, Л.Е., 2000: 2, 75].

	В исследовании «Практическая журналистика» А.В. Колесниченко рассматривает жанры журналистики как устойчивые формы журналистских произведений. Жанрообразующие признаки – предмет (что отображается), метод (как отображается) и функция (с какой целью) [Колесниченко, А.В., 2008: 1, 40]. 

	Исследователь говорит о том, что новостные жанры автор использует для рассказа путем поиска ответов на шесть основных вопросов: «Кто? Что? Где? Когда? Почему? Каким образом?». Жанры рациональной публицистики используются для вписывания уже известного события в контекст путем установления его связи с другими событиями методом логического анализа. Жанры эмоциональной публицистики предназначены для описания людей в драматических ситуациях, чтобы вызвать эмоциональную реакцию читателей. 

Кроме того, одним из оснований комплексного анализа стал тот факт, что  принципы освещения социальной проблематики в конкретном СМИ (АСИ) изучаются впервые, предложена новая методика анализа, синтезирующая методы контент-анализа, элементов дискурс-анализа и жанрового анализа. Материалы издания систематизировались  по темам, подтемам и проблемам, определялись доминирующие в издании, выявлялись и классифицировались типы субъектов действия и речи и определялось их процентное соотношение, интерпретировалось преимущественное внимание издания к определенным типам; определялись коммуникативные задачи публикаций и предполагаемы эффекты; прослеживалась динамика ведения доминирующих тем, анализировать жанровые разновидности публикаций; сопоставлялись приемы репрезентации разных тем, выявлялись типичные для издания приемы  и своеобразие в раскрытии социальных проблем. Результаты исследования значимы для развития науки о социальной журналистике, для теории жанров в плане изучения функционирования журналистских жанров, поскольку в ходе исследования выявлены некоторые признаки трансформации жанров при представлении вопросов социальной сферы по сравнению с материалами, посвященными политическим проблемам. 

Кроме того, одним из оснований комплексного анализа являлась обоснованная в работах И.Д. Фомичевой [Фомичева, И.Д., М., 2007: 335] концепция информационного участия населения в СМИ. С опорой на данные социологических исследований, И.Д. Фомичевой доказано: «Участие в коммуникациях – информационный вид социальной активности, его характеристики положительно связаны с другими видами активности, в том числе политической. Участие в коммуникациях не сводится к обратной связи, то есть к откликам на контент или рейтинговым исследованиям. Оно шире, предполагает  включенность непрофессионалов в планирование, производство, контроль над информацией. Наиболее доступные массовые формы участия – в качестве авторов публикаций или субъектов косвенно переданного мнения» [Фомичева, И.Д., 2007: 110]. 

Степень изученности проблемы 

Основная цель социальной журналистики – работа по организации совместной с локальным территориальным сообществом деятельности по построению эффективного гражданского общества. В работах М.А. Бережной [Бережная, М.А., 2009, 303 с.] и Т.И. Фроловой [Фролова, Т.И., 2009, 288 с.] социальная журналистика представлена как общественная деятельность и профессиональная идеология. По мнению исследователей, ее главное отличие от других систем журналистики в том, что она предполагает не только наблюдение, информирование и выражение общественного мнения, но и непосредственное вмешательство в реальную жизнь, стремление позитивным образом повлиять на общественные отношения.

В своей работе «Проблематика периодической печати» Т.И. Фролова дает определение понятия социальной журналистики, устанавливает границы этого понятия, описывает тематику и проблематику этого направления. Так, по ее мнению, предметный потенциал данной области журналистики огромен: это и отдельные сегменты социальной сферы, и общественная экспертиза новых законов и решений, и интересы разных социальных, национальных, возрастных, профессиональных групп, и неисчерпаемая проблематика отдельной человеческой личности; это различные уровни восприятия и обобщения. «Факты и ситуации, судьбы и характеры, явления, события, процессы – словом, актуальная, оперативная и конкретная информация о структурном и функциональном состоянии общества и отдельных его групп, поддерживающая баланс интересов, о социальной динамике и характере ее протекания, позволяющая своевременно предотвратить кризисное развитие» [Фролова, Т.И., 2009: 62].

Также исследователь анализирует такие понятия, как «социальная жизнь», «социальные группы», «социальный капитал» и дает краткий очерк истории социальных отношений в России. По мнению автора исследования, общество неоднородно и состоит из социальных групп и общностей, различных по своему составу. «Различия определяются материальным положением, культурными предпочтениями, возрастом, родом занятий, национальной идентификацией, многими другими факторами, на их основе формируются особые группы – страты» [Фролова, Т.И., 2009: 63]. 

Процесс стратификации, то есть становления и укрепления социальных групп или их распада происходит в обществе постоянно. При этом человек переходит с одной социальной позиции на другую – все это отражает социальную мобильность общества. Социальный капитал является важным ресурсом для устойчивого развития общества. «Расслоение общества естественно, однако оно не должно быть критическим. Сила любого общества в согласованности действий, в сочетании интересов различных групп, в признании общих стратегических целей, которое достигается в процессе предъявления интересов и публичного их обсуждения и согласования. Здесь главную роль играют СМИ» [Фролова, Т.И., 2009: 64]

Фролова характеризует формы государственной социальной политики. Говоря о социальной политике, автор поясняет, что это явление можно обозначить как деятельность, направленную на реализацию социальных прав граждан – таких, как право на равную оплату за равный труд, безопасность, вознаграждение за труд, защиту от безработицы, поддержания здоровья и так далее. Эти права налагают на государство определенные обязательства по созданию для человека условий, в которых он бы не испытывал страха или нужды [Фролова, Т.И., 2009: 70]. Понятие социальной политики включает в себя систему государственных мер по поддержанию общественных групп, которые не могут улучшить свое положение; достижение равновесия и стабильности; меры по развитию социальной сферы; создание условий для самореализации граждан. 

В своей работе исследователь также анализирует современные национальные проекты и рассматривает трансформацию социальной структуры сегодня. Сегодня в России наступил новый этап развития социальных отношений, в основе которого лежит осознание значимости социальной сферы и ее роли в развитии страны. В этой связи Т.И. Фролова рассматривает разработку социальных программ, то есть выделение в качестве приоритетных наиболее острых социальных проблем и оперативный отклик на них. Эти программы, по мнению исследователя, позволяют сконцентрировать усилия разных учреждений и служб, держать проблему под контролем. Самыми важными в России являются федеральные программы, которые напрямую финансируются из бюджета. К их числу можно отнести программу по «монетизации льгот», социальную программу «Дети России» и «Национальные проекты». 

Другой исследователь, И.М. Дзялошинский, в своей работе «Журналистика соучастия» [Дзялошинский, И.М., 2006: 104] представил обзор разнообразных концепций гражданской журналистики. Он пришел к заключению, что теоретики и практики, разделяющие идеологию гражданской журналистики, полагают, то цель СМИ – помогать населению влиять на власть, помогать политикам узнавать истинные интересы народа, что требует серьезного изменения профессиональных стандартов и технологий. 

Смысл гражданской журналистики в том, что она развивает способности граждан самостоятельно решать какую-то часть проблем. И.М. Дзялошинский выделяет три способа организации социального участия граждан усилиями журналистов: обсуждение определенных проблем с целью продуцирования идей, их оценки и  анализа; вовлечение граждан в конкретные акции; создание объединений граждан с целью изучения конкретной общественной проблемы, создания и осуществления проекта [Дзялошинский, 2006: 32].

Профессиональные установки журналистов выражены следующим образом: 

- Действия журналистов определяются не властями, а интересами населения;

- Журналисты рассматривают читателей не как пассивных наблюдателей происходящих процессов, а как участников решения вопросов, равноправных партнеров;

- Журналисты предоставляют людям информацию, которая необходима им для принятия решений в обществе самоуправления;

- Журналисты призывают граждан к участию в общественной жизни, убеждают их в том, что они способны повлиять на ситуацию в обществе;

- Журналисты организуют встречи граждан для обсуждения волнующих их ключевых проблем, проводят регулярные опросы;

- Журналисты помнят о том, что они не только зеркало действительности, но и ее конструктор [Дзялошинский,  И.М., 2006: 31].

Теоретики гражданской журналистики полагают, что основным субъектом деятельности должны быть локальные СМИ, в идеале – общественные, но форма собственности может быть различной. Т.И. Фролова утверждает, что «именно муниципальные СМИ могут сыграть ключевую роль в функционировании местного сообщества, стать во главе решения проблем, связанных с организацией повседневной жизни» [Фролова, Т.И. 2009: 2, 93]. 

В рассмотренных работах, а также в  работах М.А. Бережной «Проблемы социальной сферы», Е.П. Прохорова «СМИ и аудитория: концепция партнерства», А.Ю. Согомонова «Рефлексивная журналистика», И.Д. Фомичева  «СМИ как партиципарные коммуникации» достаточно кратно суммарно охарактеризованы основные подходы по освещению социальной проблематики. Все исследователи предоставляют исключительно теоретическую базу, без анализа конкретных приемов представления социальных тем.

Научная новизна 

Научная новизна исследования обусловлена тем, что в работе впервые изучаются принципы освещения социальной проблематики в газете «Известия», а также в апробации на новом материале методики анализа, синтезирующей методы контент-анализа, элементов дискурс-анализа и жанрового анализа. Эта методика предложена в работах Т.В. Назаровой [Назарова, Т.В., 2008. С. 131; Назарова, Т.В, 2009. С. 103-109.]. 

Материалы газеты «Известия» систематизировались по темам, подтемам и проблемам; были определены доминирующие темы;  выявлялись и классифицировались типы субъектов действия и речи и определялось их процентное соотношение, интерпретировалось преимущественное внимание издания к определенным типам; определялись коммуникативные задачи публикаций и предполагаемые эффекты; прослеживалась динамика ведения доминирующих тем, анализировать жанровые разновидности публикаций; сопоставлялись приемы репрезентации разных тем, выявлялись типичные для издания приемы  и своеобразие в раскрытии социальных проблем. Результаты исследования значимы для развития науки о социальной журналистике, для теории жанров в плане изучения функционирования журналистских жанров, поскольку в ходе исследования выявлены некоторые признаки трансформации жанров при представлении вопросов социальной сферы по сравнению с материалами, посвященными политическим проблемам. Кроме того, сопоставительный анализ текстов одной тематики позволяет уточнить коммуникативные задачи не только авторов рассматриваемых произведений, но и цели издания в целом. 

Практическая значимость

Результаты проведенного исследования по изучению приемов освещения проблем ЖКХ и жилищного строительства в «РГ» могут быть использованы практиками журналистики в изданиях как федерального, так и регионального уровня, а также в аудиовизуальных СМИ с определенной корректировкой на свою аудиторию. Также они могут быть использованы при изучении дисциплин «Социальная журналистика», «Новостная журналистика», «Аналитическая журналистика».

Апробация исследования 

Результаты исследования прошли апробацию на научно-практических конференциях «Научная сессия ВолГУ» в 2016 и 2017 годах, основные положения были представлены в докладах. 

Структура работы

Диссертационная работа состоит: из введения, 2 глав, заключения,  списка литературы, списка источников и приложений.






Глава 1. Динамика и характер информирования о проблемах ЖКХ.

Капитальный ремонт. 

Для выявления доминирующих тем в рубрике ЖКХ мы рассмотрели публикации ежедневного общественно-политического издания «Российская газета» (далее «РГ») за период со 02.01.2016 по 10.03.2017 и смогли разделить материалы на шесть подразделов с соответствующими названиями.  Авторы издания освещают в своих материалах следующие темы: капитальный ремонт; платежи, начисления и порядок оплаты; управляющие компании; концессии на водо- и теплоснабжение; нормативы потребления коммунальных ресурсов; программа расселения из ветхого жилья.   

Наибольшее внимание журналисты издания в этот период уделяли проблеме, посвященной капитальному ремонту. За это время в «РГ» было опубликовано 30% материалов от общего числа публикаций, связанных с данной темой.  

Так как издание является федеральным и распространяется в день выхода во всех регионах страны, то журналисты освещают как общероссийские, так и местные проблемы. В ходе анализа было выявлено, что в изучаемый период в газете публиковались в равной степени материалы обеих направленностей (60% тексты на общероссийские темы и 40% публикаций на региональные темы).  

В первом случае, авторы текстов подробно рассказывали читателям о том, какие законопроекты были внесены в Госдуму и какие законы или программы были приняты. Например, в материале «По старой памяти» говорится о проекте, которые предусматривает проведение капитального ремонта за бюджетные средства в тех домах, где капремонт должен был произойти еще 20 лет назад. При этом авторы законопроекта считают необходимым освободить жильцов таких многоэтажных домов от самостоятельного проведения ремонта и сделать за это ответственными местные власти. В другой публикации под названием «Кому труба не нужна» журналист «РГ» на конкретной ситуации, произошедшей в Ульяновской области, с комментариями специалиста и отсылкой на действующий закон, рассказывает читателям, что нужно делать, если жильцы не всех квартир соглашаются на замену коммуникаций в своем доме.  В материале автор дал ответы на самые актуальные вопросы по этой проблеме, которые могут возникнуть в будущем у других россиян. 

В ходе работы нами были проанализированы материалы с точки зрения количества и качества субъектов речи. 

Нами было установлено, что в большинстве публикаций в качестве субъектов речи выступают специалисты в данной области, должностные лица и ответственные за принятие решений. Чаще остальных появляются в материалах журналистов «РГ» глава Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Михаил Мень и Игорь Кокин, эксперт Научно-образовательного центра федеральных и региональных программ Высшей школы государственного управления РАНХиГС. Их имя было упомянуто в 10% публикаций от общего числа. Например, комментарии Меня и Кокина авторы указали в материале от 17.10.2016, в котором говорится о том, что был принят законопроект об обязательном ремонте многоэтажных жилых домов, которые стоят на ожидании более 20 лет, за счет муниципалитета: «Должен ли муниципалитет, не выполнивший свои обязанности по ремонту дома до начала приватизации, провести капремонт собственными силами, компенсировать его стоимость собственникам или перечислить соответствующие средства на счет регионального оператора», - описывает глава Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Михаил Мень все варианты, которые мог рассматривать муниципалитет.» Эти слова дают понять читателю, что власти взяли на себя ответственность за отсутствие капитального ремонта в домах, решение о проведении оного в которых принято до 1992 года.

В этом же материале журналисты приводят следующие слова Кокина: «А также Конституционный суд указал, что эту обязанность собственника нужно закрепить в виде закона», - отметил Игорь Кокин.» Этот комментарий показывает читателям, что найти решение поставленной проблемы было важно для властных структур (в том числе судебные органы). Также указание того факта, что в данном вопросе принял участие Конституционный суд, дает читателям уверенность, что принятое решение будет исполнено местными органами власти. 

 Другими субъектами речи стали многочисленные чиновники областной власти (председатель Заксобрания Тверской области Андрей Епишин, председатель Рязанской областной думы Аркадий Фомин, спикер Орловского облсовета Леонид Музалевский и др.), городской власти (руководитель ульяновского управления ЖКХ Александр Черепан),  представители бизнес-структуры. Издание демонстрирует деятельность компетентных специалистов – они комментируют, дают прогнозы и доступным языком объясняют читателю, что произошло.

Стоит отметить, что «РГ» в своих публикациях стремится дать точки зрения не только экспертов и представителей власти, но и «рядовых граждан». В ходе исследования мы отметили, что «рядовой гражданин» является субъектом речи в 10% от всего числа опубликованных материалах в рассматриваемый нами период. Например, в публикации от 23.06.2016, которая рассказывает о планомерном проведении капремонта почти в каждом десятом многоэтажном доме Москвы, где будут менять не все коммуникации: от проводки до кровли. В материале мы видим следующий комментарий жительница дома Валентины Петровны Серовой: «В моей квартире их (радиаторы с возможностью регулировать температуру, прим.) еще не поставили, но я очень жду. Весной, бывает, на улице тепло, а топят еще очень сильно и в квартире становится жарко. А так можно будет самой подбирать комфортную температуру». Здесь мы видим, что «рядовой гражданин» является «частью» поднимаемой автором проблемы. Субъект речи заинтересован и как бы изнутри показывает саму суть проблемы и рассказывает, каким образом она может быть решена. Кроме того, в данном материале автор отметил, что «другие жильцы к ремонту тоже относятся с пониманием - постоянно разговаривают со строителями, следят за ходом и качеством работ, обсуждают уже пройденные этапы ремонта. В целом, уверяют, никаких особых неудобств не испытали, хотя иногда приходилось терпеть шум или оставаться в определенное время дома, когда, например, меняли стояки». Это свидетельствует о том, что автор спросил мнение нескольких человек, ответы которых дали возможность журналисту объективно оценить ситуацию и позволили корректно отобразить происходящее в их доме в своем материале. Также это позволило показать читателям, насколько качественно и оперативно проводятся работы в доме, что в свою очередь дает возможность читателю дать собственную оценку действиям власти. 

Кроме того, проанализировав материалы издания, можно предположить, что «РГ»  и ее сотрудники понимают общественную роль социальной журналистики – выдвигать на первое место мнение гражданина, так как во всех публикациях авторы поднимают актуальную общественную проблему и пытаются ее решить посредством диалога с экспертами-специалистами или другими способами. Например, в материале от 10.03.2016 «Кому труба не нужна» автор на конкретном примере рассказывает, как следует поступить в этой ситуации другим гражданам, если они столкнутся с такой же проблемой. В тексте говорится о том, что в доме № 13 на улице Ильича в Екатеринбурге, где идет капремонт, не все жильцы пускают в свои квартиры ремонтников для замены труб, так как ранее сделали это самостоятельно за собственные деньги или ссылаются на дорогой ремонт, или некачественный монтаж, который после себя оставят рабочие. В связи с отказом одной или нескольких квартир по одному стояку, сотрудники подрядной организации отказываются проводить ремонтные работы в квартирах, которые этого хотят. Чтобы ответить на главные вопрос: «что делать в этой ситуации?», автор текста дал комментарии компетентного в данной сфере специалиста (начальник отдела делопроизводства Фонда капитального ремонта Свердловской области Дарья Быкова), прибег к законам о проведении капитального ремонта и в конце публикации дал полный список документов.

Субъекты действия в материалах по теме капремонт – это жильцы домов, в которых проводится или только будет проводиться ремонт, подрядные организации, которые отвечают за проведение работ и специалисты отрасли. 

В рассматриваемый период времени основная цель авторов – демонстрация деятельности по решению поставленной проблемы. Такую авторскую цель мы видим во всех опубликованных материалах. Авторы стремятся продемонстрировать оперативность и качество действий ответственных. Также можно отметить другие цели авторов публикаций, которые являются второстепенными – к ним можно отнести прогнозирование, представление проблемы, критическую оценку действий и представление предложения для решения проблемы (по одному материалу).

Проблема проведения капитального ремонта актуальна для всех  регионов страны, так как до сих пор имеются открытые вопросы и недочеты относительно программ капремонта, а также жилищного законодательства РФ. Исследование показало, что лишь некоторые публикации из выбранного нами для анализа периода,  связаны между собой бэкграундами. Оставшиеся матриалы - это отдельные журналистские тексты с конкретной проблемой. Например, материал от 13.03.2016 «Заплатят за все» является продолжением публикации от 11.03.2016 «Долги за капремонт закрепят за собственниками квартир», в котором автор дает более подробное описание проблемы и уже предложенных вариантов ее разрешения. Во втором материале мы видим бэкграунд, в котором журналист дает информацию о том, когда были введены платежи за капремонт в России и ссылку на предыдущий материал: «Напомним, платежи за капремонт были введены в России в 2014 году. По закону россияне могут отдавать свои деньги региональному оператору, который собирает средства в "общий котел", а потом направляет их на ремонт домов, следуя строгому графику, либо самостоятельно накапливать на специальном счете исключительно на ремонт собственного дома». 

Можно сделать вывод о диалогической коммуникативной стратегии газеты в освещении вопросов социальной сферы, так как, с одной стороны, представлены мнения и нужды рядовых граждан, с другой – мнения и предложения специалистов, с третьей – присутствует информация о деятельности правительства и ее смысл разъясняется читателю.

Проанализируем две публикации с точки зрения жанровой разновидности. В ходе изучения материалов было выявлено, что основные жанры, которые были использованы для написания журналистских текстов – это расширенная новостная заметка и проблемная статья. Колесниченко пишет, что любая новостная заметка отвечает на вопросы «Что? Где? Когда?», а расширенная новостная заметка уже отвечает на большее число вопросов, состоит из ядра, деталей и бэкграунда [Колесниченко, А.В., 2008: 47]. 

«Отбор новостей для публикации происходит по следующим критериям: значение события (масштабность или возможные последствия) и наличие в нем элементов читательского интереса, таких, как близость события, участие в событии знаменитостей, «человеческие аспекты» события», - пишет исследователь [Колесниченко, А.В., 2008: 50]. Несомненно, тема капитального ремонта является актуальной для российской общественности, так как каждый рядовой гражданин сталкивается с проведением ремонта в доме, где проживает он сам или его родственники, а также с 2014 года действует закон об обязательном взносе на капитальный ремонт. 

Например, материал «Прикрылись дефицитом» построен по принципу «перевернутой пирамиды», что является ключевой особенностью новостей. На первый план автор выставил суть публикации, а именно то, что представители нескольких общественных организаций в городе Орел потребовали завести дело на чиновников за долги по взносам на капремонт после того, как те отказались их добровольно погасить. Об этом свидетельствует первый абзац публикации, который звучит так: «Проверку провели сотрудники отдела экономической безопасности и противодействия коррупции регионального УМВД. Она показала, что мэрия задолжала внушительную сумму. Жилищный кодекс гласит, что платить должны все собственники в МКД без исключения. Муниципалитет владеет сотнями объектов. Это и квартиры, в которых люди живут по договорам социального найма, и нежилые помещения, к примеру бомбоубежища и аптеки. Закон обязывает уплачивать взносы и за них. Однако в Орле эти требования исполнены только на бумаге». После чего дается вся остальная информация, заканчивающаяся незначительными статистическими данными и справочной информацией (сумма долга, сумма погашения, бэкграунд с информацией о других должниках Орловской области). 

Субъектами речи в данном материале выступили представитель прокуратуры Орловской области, представитель администрации Орла, а также рядовые граждане, имя которых также не было названо. Отсутствие конкретных фамилий вызывает сомнение в истинности информации. 

Субъектами деятельности стали чиновники городской и областной власти, среди которых были действующий и экс-сити-менеджеры Орла Андрей Усиков и Михаил Берников соответственно.  Главная цель материала состоит в том, чтобы выявить проблему и потребность общества, продемонстрировать читателю, что газета стремится привлечь к актуальным для общества проблемам внимание власти, представлять мнение граждан и в конечном итоге способствовать поиску приемлемого для большинства населения решения. Например, автор статьи представил мнение общественности в данном материале и написал: «Разве обычному жителю позволят не оплачивать коммунальные счета, если он, к примеру, сошлется на отсутствие работы или кредиты, взятые им в банках? <…> Однако к муниципалитету отношение почему-то другое, и это порядком задевает горожан. Они считают, что все должны быть равны перед законом». 

Это в очередной раз доказывает, что редакция «РГ» точно понимает, что такое социальная журналистика и выполняет ее цели. Как отмечает в своей работе Р.Г. Иванян, социальная журналистика – деятельность, связанная с освещением социальных проблем и болезней общества, а также мониторингом соблюдения прав человека. [Иванян, Р.Г., 2007: 26]. Журналист, по словам исследователя, в этом случае выступает «либо в роли следователя, разбирающегося в причинах и результатах нерешенных социальных проблем, либо в роли социального адвоката, отстаивающего нарушенные права конкретного человека, группы лиц» [Иванян, Р.Г., 2007: 28]. 

 Платежи, начисления и порядок оплаты.

Тема начисления платежей не менее болезненна и актуальная в современном обществе. Как пишет в своей работе М.Н. Ким, тема выступления публицист.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44