- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Внутришкольное управление качеством образования
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R000029 |
Тема: | Внутришкольное управление качеством образования |
Содержание
Педагогика УДК:378.2 магистрант, Калетинец Лариса Николаевна ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ (ФИЛИАЛ) в г. Ялте ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ЗАВЕДЕНИЯ «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.И. ВЕРНАДСКОГО» Институт педагогики, психологии и инклюзивного образования Аннотация. Статья посвящена новым подходам к управлению качеством образования в образовательном учреждении. Рассмотрен вопрос создания модели управления качеством образования, а так же образовательный процесс, как управляемый объект. Ключевые слова: качество образования, управление, профессиональная компетентность, педагогический мониторинг, образовательный процесс. Annоtation. The article is devoted to new approaches to managing the quality of education in the educational institution. The question of creating a model of quality management of education and educational process, as a managed object. Keywords: the quality of education, management, professional competence, pedagogical monitoring, educational process. Новый подход во внутришкольном управлении качеством образования. Введение. В последние годы проблема качества образования приобрела особую актуальность. Так в Национальной образовательной инициативе утвержденной указом президента Российской Федерации от 04 февраля 2010 г. Пр-271 «Наша новая школа» определена главная цель деятельности современного образовательного учреждения: «раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». При внесении изменений в управление современным образовательным процессом нужно создать образовательную среду, которая обеспечит достижение целей общего образования за счет эффективного управления. Основным средством достижения этой цели в общеобразовательных учреждениях является качественное образование. В настоящее время понимание качества образования - это не только соответствие знаний учащихся государственным стандартам, но и успешное функционирование самого учебного заведения, а также деятельность каждого педагога и администратора в направлении обеспечения качества образовательных услуг. Формулировка цели статьи. Управление качеством образования в общеобразовательном учреждении есть процесс проектирования, то есть постановки целей образования (на уровне школы, начальной, средней, старшей ступеней, конкретного ученика) и определение путей их достижения; организации образовательного процесса и мотивации его участников на качественный труд; контроля как процесса выявления отклонений от целей и мониторинга - системы отслеживания изменений в развитии; регулирования и анализа результатов. Изложение основного материала статьи. Внутришкольное управление качеством образования — новый управленческий подход, призванный устранить несоответствие результатов образовательной деятельности школы реалиям информационного общества, суть которого - в обеспечении всех участников образовательного процесса объективной управленческой информацией о качестве школьного образования для разрешения и преодоления выявленных противоречий и проблем образовательной практики. Все это побуждает рассматривать включение педагогического коллектива в управление качеством образования как важнейшее условие успешного функционирования и развития школы. При этом инновационная деятельность педагогического коллектива, когда учителя постоянно ощущают свою вовлеченность в управление изменениями, вследствие которых школа приобретает способность достигать более высоких, чем прежде, результатов образовательной деятельности, рассматривается как средство развития их профессиональной компетентности, т.е. от умения и способности каждого педагога мобилизовать свои собственные усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, управлять своим психологическим и эмоциональным состоянием, проявлять творческую активность, использовать свой потенциал. В содержание качества образования включают такие компоненты, как уровень обученности школьников, прочность их знаний и умений, сформированность познавательных интересов, личностных качеств, мировоззренческой позиции, которые зависят от управленческой компетенции директора, заместителя директора, методического мастерства педагогов, их умения выбирать оптимальные способы организации образовательного процесса. В настоящее время в общеобразовательных учреждениях необходимо создать модель управления качеством образования. Это серьезный педагогический анализ всей учебно-воспитательной работы (годовой, четвертной, ежемесячный, еженедельный) - планирование - контроль - руководство. Основная ответственность в обеспечении и развитии качества образования ложится на администрацию общеобразовательного учреждения, которая должна создать все необходимые условия для реализации намеченных целей, осуществив для этого правильные и грамотные управленческие шаги, а именно: вовлечение всех членов педагогического коллектива в реализацию программы развития школы; повышение педагогического мастерства учителя; анализ исходного состояния школы. Уметь анализировать, планировать, контролировать и принимать, исходя из этого, правильное решение - значит осуществлять научную организацию труда педагогического коллектива, которая требует точный расчет, развернутый план работы, научно - проверенные методы, точные календарные сроки. И еще, каждый руководитель должен помнить и знать, что 96% всех проблем в любой организации обусловлены неправильной системой руководства и только 4% - ошибками исполнителей. Эти данные подтверждены научно. Для эффективного управления, принятия обоснованных решений по управлению качеством образования на уровне общеобразовательного учреждения необходимо обладать надежной и достоверной информацией о ходе образовательного процесса. Получение такой информации возможно при осуществлении мониторинга всего учебно-воспитательного процесса. Мониторинг – это инструмент для анализа, промежуточная остановка, позволяющая определить, куда идти дальше. Отличительной чертой мониторинга является информация о соответствии фактического результата его ожиданиям, прогнозированию, а также оценка этого соответствия. Обратная информация – еще один необходимый элемент мониторинга, а, следовательно, и управления общеобразовательным учреждением. На ее основе изменяется отношение к результату и пересматриваются способы достижения текущих, промежуточных и конечных целей. Педагогический мониторинг, осуществляемый в общеобразовательном учреждении, основан на таких принципах как: - доступности и открытости информации о состоянии и качестве образования; - обсуждения содержания, процедуры, средств мониторинговых обследований; - принятия и реализации управленческих решений на основе результатов. Отслеживается уровень обученности и качества знаний по всем предметам по четвертям и годам, уровень воспитанности учащихся, определяется успешность учителя в конкретном классе, выявляется резерв качества, т.е. отслеживается успешность обучающихся и т.д. Данные анализа отражаются в аналитических справках, таблицах, графиках, схемах, диаграммах. Таким образом, практика применения мониторинга позволяет рассмотреть все явления школьной жизни через призму педагогического анализа, через постоянный процесс соотнесения результатов с поставленными задачами, корректировку всех видов управленческой деятельности и, самое главное, выявление путей и условий повышения эффективности и качества образования. Чтобы проанализировать вопрос об условиях управления качеством образования, необходимо прежде всего рассмотреть сам управляемый объект. Главным объектом в общеобразовательном учреждении выступает образовательный процесс, протекающий как на учебных занятиях, так и в системе дополнительного образования (рис.1) Рис.1 Схема образовательного процесса Рассмотрим кратко каждый компонент системы. 1. Цель образовательного процесса можно сформулировать так: развитие самостоятельности учащихся, формирование высокого уровня правовой культуры и принятие основополагающих правовых норм, их способности к самоорганизации, готовность к сотрудничеству, умения вести диалог, формирование опыта созидательной деятельности, воспитание терпимости к чужому мнению, искать и находить содержательные компромиссы. Эта цель должна быть в каждом общеобразовательном учреждении проанализирована и конкретизирована для каждого ученика. На основе изучения индивидуальности обучающихся представляется возможным построить личностный маршрут развития каждого ребенка в общеобразовательном учреждении. 2. Запланированные результаты - это конкретные цели, которые представляют собой четкие формулировки того, что, как ожидается, собирается достичь образовательное учреждение. Их отбор определяется прежде всего требованиями общества, государства и самой личности. Качество программируемых результатов должно соответствовать доктрине образования, требованиям, нормам - с одной стороны, а с другой - сами нормы должны соответствовать развитию личности и общества в целом. Основные программируемые результаты, носящие общий для общеобразовательных учреждений характер можно представить в следующей совокупности: мотивация на образование как на одну из ведущих жизненных ценностей всех участников образовательного процесса (учащихся, учителей, родителей, руководителей общеобразовательных учреждений); готовность обучающихся к самостоятельной образовательной деятельности (сформированность общих учебных умений и навыков, умений видеть и решать практические задачи); уровень развития познавательных интересов у обучающихся; готовность к самоопределению жизненного пути, созданию семьи, межличностному общению с людьми независимо от их национальности и вероисповедания; обученность, характеризующаяся системностью, действенностью и прочностью знаний, умений и навыков; сохранение, упрочение здоровья детей и их готовность к здоровому образу жизни; сформированность нравственных качеств у учащихся; повышение престижа общеобразовательного учреждения. 3. Третьим компонентом системы являются внутришкольные факторы, обеспечивающие достижение запрограммированных результатов (качество образовательного процесса на учебных занятиях и в системе дополнительного образования, качество психолого-педагогического и медицинского сопровождения ученика и учителя, уровень созданной адаптивной образовательной среды). 4. Внутришкольные условия, обеспечивающие получение соответствующего качества образовательного процесса. Можно выделить ряд конкретных условий, которые по результатам исследований должны составлять инвариант системы условий, обеспечивающих соответствующее качество образовательного процесса: постоянное развитие профессиональной компетентности учителя; мотивация всех участников образовательного процесса (учащихся, учителей, родителей) на его качество. Подход в обучении и воспитании должен быть ориентирован на целостное и устойчивое развитие образовательной системы образовательного процесса в условиях творческой созидательной деятельности; наличие в школе «копилки» передового опыта, где бы раскрывался конкретный опыт работы педагогов по достижению более высоких показателей качества, востребованных учеником, родителями, учителем и руководителем школы, социумом; постоянное обновление всех компонентов образовательного процесса; глубокое изучение индивидуальности и здоровья ученика и учет его результатов в построении образовательного процесса; индивидуальная и коллективная рефлексия не только результатов, но и самого образовательного процесса. Именно это лежит в основе развития образовательного процесса и образовательного учреждения в целом. Все выделенные компоненты взаимосвязаны между собой: цель определяет результаты, факторы и условия и, в свою очередь, корректируется ими. Результаты определяются факторами и условиями. Условия зависят от научной обоснованности избранных факторов и полученных результатов и тоже взаимно корректируются. Чтобы качество образовательного процесса как система было высокого уровня целостности, необходимо главным образом обеспечить между компонентами системы теснейшие взаимосвязи. В этом состоит содержание внутришкольного управления качеством образовательного процесса. При этом главная задача руководителя - это акцентирование внимания на компоненте создания условий. Несомненно, что на управление качеством образовательного процесса влияет внешнее управление. Именно оно должно помочь школе обеспечить возможность создания тех условий, которых нет, помочь учителям в повышении педагогического мастерства и т.д. Качество образования нельзя рассматривать отдельно от инфраструктуры: в ней заложен социальный, культурологический, экономический и другие аспекты компонентов образовательной системы. Фундаментальной основой механизма управления качеством образования должен выступать психолого-педагогический, медицинский и социальный мониторинг, а сущностью процесса управления развитием качества образования является рефлексивный подход как в развитии самого объекта (образовательного процесса), так и управления им. Управление качеством в современной науке управления рассматривается с позиции системного подхода. С этой точки зрения качество образования как интегративный системный объект есть качество не только конечных результатов, но и всех процессов, влияющих на конечный результат. Поэтому управлять качеством образования в школе значит управлять системой качества образования. Согласно подходу Ю.А. Конаржевского, эта система представляет цепочку причинно-следственных связей. Рис. 2 Система управления школой Факторы-причины, влияющие на результат, лежат в основном процессе, в условиях, в системе управления. Поиски причин традиционно ведутся в учебном занятии, в процессе обучения, слабо учитывается влияние условий, не анализируются «издержки» управленческой деятельности, в то время как именно в управлении школой, в управлении образованием в целом следует искать факторы, обеспечивающие качественный результат. Для успешного управления любым процессом необходимо понять, что определяет его эффективность, что оказывает наибольшее влияние на «выход». Конечными результатами образовательного процесса в школе и их показателями, опираясь на подходы В.В. Давыдова, Т.И. Шамовой, А.К. Марковой, И.С. Якиманской, Т.М. Давиденко, Н.Е. Щурковой и др., можно назвать следующие результаты: обученность (соответствие стандартам); обучаемость (способность к усвоению знаний); воспитанность; воспитуемость; развитость; развиваемость; саморазвитость; самообучаемость; самовоспитуемость. Каждый из названных конечных результатов должен иметь показатели и методики их оценки и отслеживания изменений, но прежде всего в педколлективе нужно осмыслить сущность конечного результата, как он формируется и развивается. Очевидно, для того чтобы получить на «выходе» требуемый результат, следует определять, отслеживать и контролировать все «входы» процесса, которые сами могут являться «выходами» более раннего процесса. Например, результаты начальной школы являются «входом» в среднее звено, это означает интенсивный контроль на «входе» в среднее звено, тесное взаимодействие между участниками педагогического процесса по формированию качества образования. Необходимыми условиями для освоения системы качества образования являются: проектирование целостной «цепочки» качества в общеобразовательном учреждении; изменение отношения к процессу и результатам своего тру да всех членов педагогического коллектива. Мерой оценки деятельности педагога становится развитие конкретного ученика. Результаты измеряются не относительно других учеников, а в сравнении с предыдущим результатом; осознание педагогическими коллективами новой парадигмы образования - личностно ориентированного подхода, наличие политики качества в общеобразовательном учреждении; эффективная система информационного обеспечения и коммуникаций, позволяющая управлять процессом учения и обучения (мониторинг требует компьютеризации управления); наличие добротных стандартов образования и методов для измерения качества образования, разработка нормативов и требований по всей системе качества. Такая работа для школьного коллектива трудна, но полезна и очень необходима: она помогает осознать как сильнее, так и слабые стороны работе, увидеть перспективу, наметить пути дальнейшего совершенствования, определить приоритеты для развития. Выводы. Таким образом, качество образования - это всеобъемлющая система, в которой все компоненты взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Чтобы добиться успеха, управлять данной системой необходимо комплексно. Для администрации общеобразовательного учреждения управление качеством образования в условиях модернизации и улучшения качества образования, становится приоритетным в работе. Руководителю необходимо умение быстро адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим и культурным условиям образования, умение овладевать обновляющимися содержанием и технологиями обучения. Литература. 1. Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. М., Новая школа, 1997. 2. Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М., Новая школа, 1992. 3. Левит М.В. Как сделать хорошую школу? М., Центр «Педагогический поиск», 2000. 4. Панасюк В.П. Системное управление качеством образования в школе. С-Пб., М., 2000 5. Сластенин В.А. Педагогика. Инновационная деятельность. ;Л., Магистр, 1997. ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: