VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Психолого-педагогические основы управления качеством дополнительного профессионального образования

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W008332
Тема: Психолого-педагогические основы управления качеством дополнительного профессионального образования
Содержание
Содержание                                                               

Введение

   3

1 Теоретические основы управления качеством дополнительного профессионального образования в условиях СПО                                                                   

   12

1.1 Теоретические подходы к вопросу управления качеством дополнительного профессионального образования в условиях СПО



 12

1.2  Психолого-педагогические основы управления качеством дополнительного профессионального образования в условиях СПО



 19

1.3. Модель управления качеством дополнительного профессионального образования в условиях СПО



34

2 Опытно-экспериментальная работа по апробации модели управления 

качеством дополнительным профессиональным образованием в условиях СПО



50

2.1 Критерии и показатели эффективности управления качеством дополнительного профессионального образования в условиях СПО



50

2.2. Анализ хода и результатов формирующего этапа опытно-экспериментальной работы



69

Заключение

100

Список использованных источников

104

Приложение

111



ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день возросло значение качества образования, как важного фактора развития общества, прогресса социального, повышение эффективности деятельности образовательных учреждений и развитие внутреннего потенциала человека. Документы, которые отражают политику государственного образования  такие, как Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года, Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Концепция дополнительного профессионального образования и др., делают акцент на обеспечение высокого качества образования на основе развития его фундаментальности и соотношения перспективных и актуальных потребностей личности, общества, государства.

Благополучная работа образовательного учреждения невозможна без регулярного совершенствования деятельности, направленной на улучшение качества образования, которое стало тoваром в критериях становления рыночных взаимоотношений. Качество образования определяет конкурентoспособность учебного заведения, его местo в рейтинге, активное развитие, привлекает интеллектуальные и материальные ресурсы.  Приоритет качества образования как политического образовательного пространства делает проблему поиска эффективных подходов, создания и налаживания определенного механизма управления им на всех уровнях остроактуальной.

Степень разработанности темы исследования 

Ведущей мыслью теории и методологии качества образования выступает состоянии о  улучшении самой модели управления системы образованием на базе точного распределения и согласовывания компетенций, возможностей, функций и ответственности всех субъектов политического образовательного пространства (Н. А. Селезнева, Ю. Г. Татур и др.).

Научное содержание управления, базируясь на единстве социологии управления, психoлогии и педагогики, рассматривает трудности надобности планирования в управлении развитием социальных, в том числе педагогических систем (И. В. Бестужев-Лада, Э. Д. Днепров, О. Е. Лебедев и др.), определения эффективности управления образовательными учреждениями (В. Н. Аверкин  Р. Х. Шакуров, И. К. Шалаев  и др.), раскрытия содержания и особенности управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений (Э. Ф. Зеер, Ю. Н. Кулюткин, А. К. Маркова и др.).

Ряд авторских исследований (Б. С. Гершунского, В. И. Загвязинского, В. С. Лазарева, Г. Н. Серикова, В. П. Симонова, О. Г. Хомерики, Е. Ш. Ямбурга и др.) рассматривают делему управления  в единстве с оценкой качества образования, выделяя вероятность применения в педагогике достижений теории управления, квалиметрии и других наук в целях улучшения процессoв управления качествoм в сфере образования.



Особое пространство в обoсновании научно-теоретической базы реального исследования занимают последующие рабoты, нацеленные на выявление: 1) главных принципoв и законoмерностей управления качествoм образования (Н. И. Булынский, В. А. Кальней, М. М. Поташник, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова, С. Е. Шишов); 2) методов, форм и технологий управления качеством образования (В. А. Качалов, Э. М. Коротков, С. Ю. Трапицын);   3) основных позиций системoлогии (П .К. Анохин, В. Г. Афанасьев, Л. фон Берталанфи, А. А. Богданов, В. Г. Садовский, Э. Г. Юдин) и их развитию относительно педагогических систем (Ю. А. Конаржевский, В. П. Симонов, А. Н. Троян); 4) мониторинговые исследования качества образования (В. И. Зверев, Г. Г. Коломиец, Л. В. Макарова, С. Г. Молчанов, О. Л. Назарова, А. И. Субетто) на основе педагогической и психологической диагностики (B. C. Аванесов, А. Анастази, В. П. Беспалько, З. Д. Жуковская).

Интересными представляются исследования, связанные с моделированием систем качества образования. Это интегральная модель качества дошкольного образования, где ведущую рoль играют характеристики качества (О. А. Сафонова); модель построения систем качества в сфере многоуровневого непрерывного образования   (В. П. Панасюк); моделирование системы мониторинга и контрoля за качеством образования как основа управления качествoм образовательного процесса в педколледже (О.Л.Назарова); структурно-функциональная модель управления качествoм образовательного процесса в военном вузе (С. Ю. Трапицын); концепция управления качеством образования в обобщенном и систематизированном виде, основанная на участии в этом процессе всех работников образования (Э. М. Коротков).

Однако, недостаточно исследованной сегодня остается проблема управления качествoм дополнительного профессионального образования.

Широко представлены работы по проблемам дополнительного профессионального образования в исследованиях Антoпольской Т.А., Березиной В.А., Золотарёвой А.В., Ивановой Т.В., Поволяевой М.Н., Поликашевой Н.В.

В Концепции долгoсрочного социально – экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года одна из стратегических целей государственной политики в области образования является задача повышения доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества. В совершенствовании и обновлении знаний специалистoв важная роль принадлежит дополнительному профессиональному образованию (ДПО) – ключевому элементу всей системы непрерывного профессионального образования.

В современных условиях рынка образования г.Саратова все образовательные учреждения среднего профессионального образования реализуют программы дополнительного профессионального образования. Причин этому несколько:

– повышение статуса образовательного учреждения, как учреждения реализующего многоплановые образовательные программы; 

– развитие внебюджетной деятельности;

– удовлетворение потребностей населения в образовании;

– привлечение дополнительных (внебюджетных) средств, которые могут быть использованы на покрытие текущих затрат и развитие колледжа.

Можно говорить о ДПО как части общей образовательной деятельности колледжа и оценивать вклад рассматриваемой системы в повышение общей эффективности колледжа. В общем случае система ДПО включает в себя цель, задачи, функции, формы, программы ДПО (наполнение системы), методы, показатели оценки эффективности. 

Цель обучения в системе дополнительного профессионального образования — овладеть знаниями, умениями и навыками, на высоком профессиональном уровне решать практические задачи. Во имя этого педагог должен овладеть новыми принципами и методами управления процессом обучения и воспитания молодежи.

Задачами системы ДПО являются: 

– содействие совершенствованию профессиональной ориентации населения, профессионализме работников и безработных граждан через их обучение в системе ДПО в соответствии с требованиями экономического и технологического прогресса;

– организация образовательной деятельности в соответствии с потребностями рынка труда; 

– формирование профессорско- преподавательского состава программ ДПО; 

– взаимодействие с ведущими специалистами-практиками предприятий отрасли, привлечение их к разработке новых программ обучения; 

– развитие материально – технической базы колледжа; 

– создание методического обеспечения программ ДПО (в том числе разработка новых учебно – методических материалов); 

– развитие информационного обеспечения заинтересованных лиц в рамках ДПО (конференции, сайты, рекламные проспекты, ярмарки вакансий, краткосрочные презентации – семинары по перспективным программам ДПО);

– создание необходимых условий для совершенствование механизма управления системой ДПО в колледже; 

– формирование механизмов мониторинга качества обучения. 

Основными формами  ДПО являются: 

– профессиональная переподготовка; 

– повышение квалификации, в т.ч. преподавателей; 

– подготовка взрослого населения; 

– курсы. 

На сегодняшний день в Профессионально – педагогическом колледже СГТУ имени Гагарина Ю.А. действует 15 программ по профессиональной подготовке и 7 краткосрочных курсов. Так же идёт разработка учебных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации взрослого населения.

В сoвременных условиях в области образования актуален процесс перехода от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь», позволяющему непрерывно обновлять теоретические и практические знания, повышать уровень квалификации, получать дополнительные знания и навыки, необходимые для выполнения нового вида профессиональной деятельности, получения дополнительной квалификации. Из этого следует, что устоявшаяся система управления устарела и нужно модернизировать систему управления дополнительным образованием в ППК СГТУ имени Гагарина Ю.А. 

Цель исследования: разработать модель реализации системы управления качеством дополнительного профессионального образования в условиях СПО.

Объект исследования: целостный процесс управления дополнительным профессиональным образованием в условиях СПО.

Предмет исследования: организация управления качеством  дополнительного профессионального образования в условиях СПО, обеспечивающие подготовку  компетентного специалиста.

Задачи исследования:

	•	обосновать совокупность положений, составляющих теоретико-методологические предпосылки исследования и элементы качества дополнительного профессионального образования и управления им;

	•	разработать и проверить на практике эффективность модели управления качеством дополнительного профессионального образования в СПО и определить критерии ее эффективности;

	

Методы исследования. Для реализации поставленных задач был использован комплекс научных методов.  

Применялись такие общенаучные методы исследования, как теоретико-методологический,  сравнительный и ретроспективный анализ, наблюдение и самонаблюдение, опрос, беседа, обобщение, мониторинг и интерпретация научных данных. 

В эмпирической части исследования использовались следующие методики: диагностика мотивов в учебной деятельности (А. А. Реан и В. А. Якунин); технология экспертизы образовательного пространства (В. А. Ясвин);  диагностика направленности личности (по В. Смекалу – М. Кучеру);  самооценка личности (по К. Роджерсу) и др. Также в экспериментальной работе  применялись разработанная автором анкета для оценки субъектами степени эффективности системы управления качеством дополнительного образования, тест об отношении студентов к будущей профессиональной деятельности, анкета-опросник об отношении к проблеме формирования профессиональной компетентности как результата управления качеством образования.

•	 определить уровни профессионально-педагогической компетентности преподавателей.

Экспериментальная база исследования.

Основная исследовательская работа проводилась на базе Профессионально – педагогического колледжа СГТУ имени Гагарина Ю.А., отделении дополнительного профессионального образования.

Структура и объем выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа представляет собой оригинальный авторский текст, состоящий из введения, двух глав, заключения и  приложений, включающий  7 рисунков и 8 таблиц.



В первой главе «Теоретические основы управления качеством дополнительного профессионального образования в условиях СПО»                                                              представлен анализ современного состояния дополнительного профессионального образования; рассмотрено качество дополнительного профессионального образования как научная проблема; выявлены психолого-педагогические основы управления качеством дополнительного образования. Дано научное обоснование и проектирование системы управления качеством дополнительного профессионального образования и представлена модель ее реализации.

В второй главе «Опытно-экспериментальная работа по апробации модели управления дополнительным профессиональным образованием в условиях СПО» выявлены критерии и показатели эффективности системы управления качеством дополнительного профессионального образования, изложен ход и представлены результаты опытно-экспериментальной работы.

В заключении обобщаются результаты исследования, содержатся основные выводы, подтверждающие гипотезу и состоятельность положений, выносимых на защиту.

В приложениях приводятся тесты, анкеты.

























1 Теоретические основы управления качеством дополнительного профессионального образования в условиях СПО

1.1 Теоретические подходы к вопросу управления дополнительного профессионального образования в условиях СПО





Мировая практика выработала механизмы, с помощью которых учебные заведения оказываются способными реагировать на внешние воздействия, адаптировать свои внутренние структуры и аккумулировать дополнительные средства в соответствии с возникающими потребностями населения, и этот механизм –  маркетинг образовательных услуг. Ключевыми понятиями, ядром концепции маркетинга являются нужды, потребности, спрос и предложение. 

Вместе с тем, что рыночные механизмы в сфере производства достаточно активно и продолжительное время применяются, образование и рынок еще недавно воспринимались общественным мнением как несовместимые понятия. Сегодня ситуация меняется: высокие темпы коммерциализации предоставления услуг профессионального образования, в том числе среднего профессионального, воздействие рынка на деятельность учебных заведений, появление новых форм оказания образовательных услуг обусловили возникновение конкурентной борьбы в этой области. В связи с этим динамика внешней среды диктует образовательным учреждениям необходимость постоянного развития всех аспектов их деятельности, совершенствования организационно – экономического механизма функционирования, применения научного управления и маркетингового подхода. 

Учебные заведения подчас путают потребности и нужды. Ученик, который перешел в соседнюю школу, будет удовлетворять новую потребность, а нужда останется та же самая. Школы и вузы, которые много лет совершенствуют традиционные курсы, забывают, что нужды остаются, а потребности меняются. Все в экономике взаимозависимо. Имеющий потребность в образовании должен прямо или косвенно оплатить услуги учебных заведений. Учебные заведения, в свою очередь, зависят от государственного финансирования, средств обучения. 



Одним из важнейших составляющих образовательных процессов является качество образования. Как многомерное понятие, оно определяется качеством учебных планов и программ, профессионализмом преподавательского состава, качеством методического обеспечения, предшествующим уровнем знаний студентов, состоянием материально – технической базы и социально – бытовых условий студентов и преподавателей, качеством воспитательной работы. 

Проблемы качества управления профессиональным образованием и его обеспечением являются ключевыми в многогранных направлениях реформирования и модернизации российского образования. При рассмотрении проблем самого качества среднего профессионального образования следует учитывать три основных аспекта: 



• среднее профессиональное образование понимается как процесс обучения и воспитания, обеспечивающий достижение соответствующих результатов, который должен быть организован таким образом, чтобы был обеспечен установленный обществом, государством уровень качества данного образовательного ценза; 

• среднее профессиональное образование представляет собой определенную подсистему российского непрерывного образования, которая требует соответствующего обеспечения нормативно-методической базой, конкретными управленческими мерами воздействия на все ее составляющие [54].

Современное учебное учреждение в системе среднего профессионального образования представляет собой сложный многогранный комплекс, включающий совокупность структурных подразделений по обеспечению выполнения главной задачи техникумов и колледжей –  подготовку высококвалифицированных специалистов. Структура их характеризуется основными, функционально взаимосвязанными и взаимозависимыми элементами: материальной  базой, учебной и методической документацией, педагогическим, учебно – вспомогательным и административно – хозяйственным персоналом и студентами. Состояние российского образовательного процесса остро нуждается в организации активного управления качеством образования, что, в свою очередь, требует формирования отлаженной системы контроля, обеспечивающего получение надежной информации, связанной с разработанными параметрами состояния процесса образования, позволяющими вырабатывать регулирующие воздействия и реализовать их на практике. 



Отечественные исследователи в области образования считают, что создание современной системы менеджмента качества в средних специальных учебных заведениях России должно быть связано с реализацией процессного подхода, в контексте которого образовательное учреждение рассматривается как система обеспечения качества, представляющая собой совокупность внутрисистемных компонентов (процессов и ресурсов), обеспечивающих возможность достижения требуемого качества подготовки специалистов среднего звена. Согласно идеологии всеобщего управления качеством философия качества распространяется на каждый процесс, вид деятельности каждого преподавателя и сотрудника образовательной системы. 

Наши исследования проблем качества управления дополнительным образованием проводились на примере ФГБОУ ВО Профессионально – педагогический колледж СГТУ имени Гагарина Ю.А. многофункционального образовательного учреждения многоуровневого, непрерывного профессионального образования, осуществляющего подготовку специалистов для различных отраслей производства. Обучение ведется по 31 образовательной программе с ежегодным дополнением перечня специальностей с учетом прогнозирования и потребностей города, области.

В ходе наших исследований эксперимента определены педагогический потенциал участников инновационного процесса, приоритетные направления и содержание нововведений и механизм их внедрения, критерии и показатели результативности, материального обеспечения; методы руководства; разработаны руководство по качеству, пакет стандартов организации. Работа ведется с учетом всех четырех аспектов стратегического менеджмента качества: планирование и обеспечение качества, управление качеством и улучшение качества применительно к образовательной деятельности, отрабатываются четкие количественные и качественные критерии образовательной деятельности. В колледже создается процессная модель управления дополнительным образованием, что позволит перейти на совершенно новую ступень организации труда, контроля и управления качеством подготовки специалистов с учетом международных требований. Выстроена она на двух группах критериев: первая – это критерии прогнозных результатов в области качества, наличие возможностей для его этого и вторая – критерии, характеризующие достигнутые результаты. Критериальная оценка позволит отслеживать состояние объекта управления, фиксировать проблемы, прогнозировать тенденции и вырабатывать рекомендации по корректировке развития объекта мониторинга, обеспечивающие улучшение его качества.

По результатам проведенных нами исследований отмечаем, что повышение качества управления образовательного процесса дополнительного образования – одна из главных задач на длительную перспективу, и, безусловно, внедрение системы менеджмента качества является тем инструментом, который способствует совершенствованию системы подготовки высококвалифицированных специалистов. 

Для того чтобы обеспечить эффективное управление системой дополнительного профессионального образования (ДПО) в колледже, необходимо строить процесс управления исходя из существующих реалий экономической и социальной политики колледжа в целом. Поэтому процесс управления ДПО в колледже должен начинаться с анализа целей и задач в области социального, экономического и инновационного развития колледжа, целей и задач в области непрерывного образования, в том числе профессионального образования и как элемента дополнительного профессионального образования. 

Модель развития дополнительного образования основана на идеи сохранения и развития лучших традиций образования, сочетающих в себе образовательное, научно-методическое, художественно-творческое, просветительское направления деятельности колледжа, обеспечивающие последовательную и системную интеграцию выпускников в культурное и образовательное пространство [27].

Политика реализуется за счет следующих принципов: 

1. Достижение соответствия образовательной деятельности федеральным государственным образовательным стандартам и стандартам в области качества; возрастающим потребностям общества в компетентных специалистах и кадрах высокой квалификации, потребностям обучающихся в интеллектуальном, культурном, духовном, физическом и нравственном развитии. 

2. Совершенствование системы управления средним профессиональным образованием на основе социального партнерства в управлении колледжем и обеспечении качества подготовки специалистов, привлечение работодателей для проведения процедуры аккредитации образовательных программ. 

3. Лидерство и персональная ответственность руководителей всех уровней, понимание каждым сотрудником своих задач, обязанностей, полномочий и ответственности на основе развитой корпоративной культуры. 

4. Развитие образовательного, научно-методического, творческого потенциала колледжа, обеспечивающего внедрение инновационных технологий и реализацию научно-методических достижений колледжа в социально- культурную практику. 

5. Реализация различных схем бюджетирования и многоканального финансирования инновационных образовательных, научно-методических, творческих программ и мероприятий. 

6. Выполнение требований системы менеджмента качества всеми сотрудниками колледжа и непрерывное ее совершенствование [27].

Функциональная структура управления качеством в ППК СГТУ имени Гагарина Ю.А. включает: 1) Формирование политики и целей в области качества колледжа; 2) Планирование и постоянное улучшение деятельности колледжа, обеспечивающее планирование процессов и процедур, их поддержание и постоянное улучшение; 3) Управление ресурсами, включая преподавательский состав и другие ресурсы, требуемые для обучения студентов; 4) Управление процессами и процедурами – управление основными и вспомогательными процессами колледжа; 5) Мониторинг и контроль (измерения) – измерение и оценка параметров и характеристик рабочих процессов и анализ их результатов.

Система менеджмента качества колледжа функционирует в конкурентной среде, которая формируется требованиями и ожиданиями потребителей и регулируется требованиями ГОС Р ИСО 9001-2008, федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), государственными требованиями в лицензировании образовательной деятельности и государственными показателями процедуры государственной аккредитации.

Подтверждение соответствия образовательной деятельности колледжа требованиям государственной аккредитации обеспечивается процедурами внутреннего аудита (самообследования/самооценки) ежегодно и внешней аккредитации колледжа один раз в пять лет.

1.2  Психолого-педагогические основы управления качеством дополнительного профессионального образования в условиях СПО

     В условиях экономического реформирования в России  становится необходимым поиск новых форм и методов управления, позволяющих учебным заведениям адаптироваться к динамике внешней среды, рационально использовать производственно-рыночный потенциал во всей совокупности его составляющих, наращивать конкурентные преимущества и создавать на этой основе реальные предпосылки к обеспечению стабильной устойчивости в обозримой перспективе.  Развитие образования в таких условиях в значительной степени определяется тем, насколько стратегически верно осуществляется управление  образованием.  Эффективность управления является непременным условием модернизации всей системы образования, вызванной необходимостью решения назревших в образовании проблем, возникших вследствие всеобщего реформирования современного общества.

  Целью модернизации российского образования является создание механизма устойчивого развития системы образования. Развивающемуся  обществу нужны современно образованные,  нравственные,  предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в  ситуации  выбора,  прогнозируя  их возможные последствия,  способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны [33]. Модернизация предполагает ориентацию образования  не  только  на усвоение  обучающимися  определенной суммы знаний,  но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Образовательные учреждения (школы, колледжи, вузы) должны формировать целостную систему универсальных знаний,  умений,  навыков,  а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.  

Одним из приоритетных направлений деятельности по достижению этой цели является усовершенствование самой модели управления системы образования на основе четкого распределения и согласования компетенций, полномочий, функций и ответственности всех субъектов образовательной политики, прежде всего, образовательных учреждений и органов самоуправления, региональных и федеральных структур управления [32].   

Управление – широкое базовое понятие, которое возникло как результат общественного разделения труда. Исследователи рассматривают управление как процесс перевода управляемой системы в новое заранее заданное (запрограммированное и запланированное) состояние с помощью информационного воздействия, направляемого от управляющей системы, ориентированной на выполнение программ и планов, обеспечивающих не только устойчивость функционирования, но и достижение главной стратегической цели – развитие хозяйствующего субъекта [32. С.16].

Необходимость управления обусловлена природой общества, коллективным характером труда, потребностью людей в общении в процессе обмена продуктами материальной и духовной деятельности.

Анализ исторической ретроспективы развития теорий об управлении показал, что, несмотря на их существенные отличия, общим является то, что управление рассматривается как особый тип взаимодействия двух или нескольких субъектов, в процессе которого происходит фиксация целей действия, мотивирование на осуществление действий для достижения целей и, наконец, координация действий в процессе достижения целей. 

Современные подходы к управлению не исчерпывают всего  многообразия  подходов в педагогической науке. Ученые рассматривают такие подходы, как системный, ситуационный, процессный (О. В. Аристов, А. В. Гличев, В. В. Томилов и др.). Системный подход стремится охватить всю совокупность проблем управления на различных уровнях, стремясь преодолеть ограниченность рационалистических, когда основным условием эффективной деятельности считают её чёткую регламентацию и жёсткий контроль за исполнением, и поведенческих, когда в центре внимания находятся индивидуальные мотивы участников совместной деятельности, межличностные и межгрупповые интересы,  теорий.

Ситуационный подход дает рекомендации относительно того, как следует управлять в конкретных ситуациях. При этом выделяются четыре обязательных шага, позволяющих добиться  эффективного управления в каждой конкретной ситуации. Это анализ ситуации с точки зрения того, что характерно для нее; выбор соответствующего подхода к осуществлению управления; создание потенциала и гибкости в организации, необходимого  для перехода к  управленческому стилю, соответствующему ситуации; осуществление соответствующих изменений, позволяющих  подстроиться к ситуации.

Процессный подход предполагает проектирование системы менедж-мента качества как системы, управляющей совокупностью взаимосвязанных процессов. Под процессом в таком случае понимается последовательность действий, которые создают дополнительные ценности путем преобразования с помощью ресурсов входящих элементов в требуемые выходящие [6. С.240].

Таким образом, анализ основных позиций современных подходов к управлению позволяет сделать вывод о том, что рассматривать управление необходимо как многоплановое явление, связывающее в органичное целое цели, ресурсы и процессы, протекающие в организации и вне ее.

Понятие управления достаточно популярно в современной педагогической науке, хотя каждый исследователь старается вложить свое понимание его основных характеристик. В работах специалистов Института управления образованием РАО, Института проблем управление РАН и др. даются следующие определения понятия «управление»:

 деятельность, направленная на достижение успеха, на отстаивание ее конечных целей и ответственности за ее результат;

 организация совместной деятельности, взаимодействия между членами коллектива, координации их совместных усилий на достижение целей;

 деятельность субъектов управления, направленная на обеспечение образовательных услуг и удовлетворение потребностей общества в усвоении молодым поколением накопленного социального опыта, что, в конечном итоге, должно способствовать стабильности, устойчивости и результативному функционированию целостного образовательного процесса;

 решение возникающих задач и проблем посредством принятия и последующей реализации управленческих решений и пр [22].

Можно отметить, что среди исследователей проблем управления образованием и основных процессов в нем (Ю. А. Конаржевский, B. C. Лазарев, М. М. Поташник, П. И. Третьяков, Р. Х. Шакуров и др.,) нет единой точки зрения в их определении. Данный термин  в педагогической науке трактуется с нескольких позиций, таких как

 воздействие (А. В. Филиппов, П. И. Пидкасистый);

 взаимодействие (В. А. Сластенин);

 деятельность (Т. И. Ильина, Ю. А. Конаржевский, П. И. Третьяков);

 функция (В. Н. Беспалов,  С. Е. Шишов, В. А. Кальней). 



Но, несмотря на большое различие в определениях понятия «управление», есть и нечто общее, что их объединяет. Это то, что всякое управление есть целенаправленная деятельность, управление как вид деятельности отличается от всех остальных видов  выделением управляющей и управляемой подсистем, необходимостью перехода системы из одного качественного состояния в другое, более высокое.

Анализ разработанных трактовок понятия «управление» позволяет сделать вывод о том, что отсутствие единого мнения объясняется, с одной стороны, тем, что проблема управления носит многоплановый, междисциплинарный характер и синтезирует в себе данные экономики, философии, социологии, физиологии, педагогики, кибернетики и других наук, а с другой – существуют разные подходы к характеристике процесса управления.

Управление образовательными структурами требует определенного теоретического фундамента, включающего сформированный понятийный аппарат, к которому относятся функции, принципы, методы и механизм управления. Анализ исследований по проблеме управления образовательным процессом позволяет говорить о том, что в настоящее время идет активный поиск научных основ управления [8].

Начнем рассмотрение данной проблемы с представления  функций управления. Обобщив материал, необходимо выделить те функции, которые определены ведущими учеными-управленцами. Это: диагностическая или познавательная, творческая и организационная  (А. И. Китов), гностическая, проектировочная, организаторская (Н. В. Кузьмина), целевая, дескриптивная, прескриптивная, реализационная, ретроспективная (М. Марков), социально-психологические, операционные (Р. Х. Шакуров) и др.

Функции, выделяемые учеными, охватывают все составные элементы управления и включают в той или иной степени анализ, планирование, организацию, контроль, корректировку и др. Но, несмотря на это, представленные функции не исчерпывают всего их многообразия, а порой не учитывают специфику объекта управления, в нашем случае - управления качеством художественного образования. В связи с этим в дальнейшем мы научно обоснуем функции управления качеством  художественного образования и отметим его специфику.



В центре внимания исследователей были проблемы общей теории управления качеством (Г. Г. Азгальдов, А. В. Гличев, Э. У. Деминг, Дж. М. Джуран,  Ф. У. Тейлор и др.), основные принципы и закономерности управления качеством образования (Н. И. Булынский, В. П. Панасюк, М. М. Поташник,   П. И. Третьяков, Т. И. Шамова и др.).

Ученые продолжают изучать проблемы управления качеством образования. Анализ работ Н. И. Булынского, В. П. Панасюка, М. М. Поташника, Н. А. Селезневой и других приводит к выводу, что управлению качеством образования присуще как общее, характеризующее его принадлежность к педагогическому управлению, так и специфическое, свойственное только ему и дифференцирующее его от других видов управления. К последнему относятся:



		направленность не на выявление ошибок после их возникновения, а на предотвращение их еще на стадии проектирования качества образования;

		органическое сочетание качества и количества, обуславливающее важное значение мониторинга качества в общем управленческом процессе;

		регулярное воздействие на факторы и условия повышения качества образования, обеспечение их взаимосвязи с целями и запланированными результатами;



Все представленные выше идеи найдут свое отражение при разработке модели повышения качества управления ДПО в условиях СПО.

Перейдем к рассмотрению сущности  управления качеством ДПО.



Представим  подробнее каждый элемент данной схемы.

Современная парадигма образования  на первый план выдвигает субъектность студента, которая понимается как особое личностное качество, характеризующее  выбор вариантов достижения образовательных результатов и построения на их основе жизненных и профессиональных перспектив. Все это актуализирует проблему развития субъектности студента в процессе профессиональной подготовки.





  Управление ДПО в условиях СПО 

субъектов

образования

производств  

системы дополнительного образования

общества и социума

полу.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.