- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W002024 |
Тема: | Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО» Кафедра методологии образования СОЗДАНИЕ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КУРСОВАЯ РАБОТА Студентки 2 курса 221 группы направления 44.03.01 Педагогическое образование (профиль Дошкольное образование) факультета психолого-педагогического и специального образования ГРИГОРЬЕВОЙ АННЫ ВЛАДИМИРОВНЫ Научный руководитель канд. пед. наук, доцент ____________________________ О.А.Козлова подпись, дата Зав.кафедрой докт. пед наук, профессор _____________________________ Е.А.Александрова подпись, дата Саратов 2017 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ..................................................................................................3 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИВАЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ………………5 1.1 Характеристика развивающей предметно-пространственной образовательной среды в ДОО……………………………………………………5 1.2 Требования к созданию предметно-пространственной развивающей среды дошкольной в соответствии с ФГОС ДО………………………….8 1.3 Влияние развивающей предметно-пространственной образовательной среды на развитие детей дошкольного возраста…………………….13 2 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В МДОУ «ЦРР- ДЕТСКИЙ САД №101 "ЖАР-ПТИЦА"»………………………………………21 2.1 Принципы построения предметно-пространственной среды в МДОУ « ЦРР ДЕТСКИЙ САД №101 "ЖАР-ПТИЦА"……………………21 2.2 Организация работы по обогащению представлений детей 2-й младшей группы детского сада №101 об окружающем мире как условия развития предметно-пространственной среды……………………………24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..28 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……….……………..29 ВВЕДЕНИЕ Окружающая среда для ребенка становится развивающей, если способствует решению возрастных задач ребенка. Это важно особенно для раннего возраста, где стремительный темп развития ребенка требует смены окружающей его среды. Именно в раннем возрасте происходит первое знакомство с разнообразными видами деятельности. Начинает формироваться его личностное отношение к окружающему. Но так же огромное значение развивающей предметно- пространственной среды будет и в последующих группах дошкольной организации. Окружающая среда должна быть организована с учетом возрастных особенностей ребенка. Проблема организации развивающей среды в целом рассматривалась многими исследователями в различные исторические периоды. В требованиях ФГОС развивающая предметно- пространственная среда занимает особое место в развитии ребенка и является важным компонентом всего процесса. Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, оно должно стимулировать детей к активности в разных видах деятельности, развивать индивидуальные способности каждого ребенка. Внешние характеристики развивающей среды играют огромную роль и в эмоциональном и в умственном развитии ребенка. Все что окружает ребенка дошкольного возраста, влияет на его настроение, поведение и формирует его личностное отношение к тем или иным предметам. Поэтому развивающая среды должна представлять собой единое целое, в которой будут гармонично сочетаться все компоненты образовательного пространства. Создать такую среду в дошкольной образовательной организации достаточно сложно, некоторым педагогам не хватает знаний или умений, иногда нет материальных средств на дидактические или игровые материалы. Поэтому необходима разработка такой системы построения предметно – пространственной развивающей среды, в которой не было бы кардинальных перемен, а использовалась уже существующая развивающая среды. Объект исследования – процесс создания в дошкольной организации развивающей образовательной и предметно-пространственной среды. Предмет исследования – влияние развивающей образовательной среды на детей дошкольного возраста в ДОО. Цель исследования – охарактеризовать содержание стратегии и тактики построения развивающей среды в ДОО. Задачи: 1. Проанализировать теоретические исследования и практический опыт по данному по вопросу. 2. Определить сущность предметно-развивающей среды в ДОО и основные принципы ее организации. 3. Охарактеризовать особенности развивающей среды Гипотеза исследования - проектирование развивающей предметно-пространственной среды будет способствовать успешному созданию развивающей предметно-пространственной среды, которая будет оказывать благоприятное влияние на развитие дошкольников. Для успешного решения поставленной цели и задач в соответствии с гипотезой данного исследования были использованы следующие методы научного исследования: 1. Изучение и анализ психолого-педагогической научно-теоретической литературы по данной проблеме. 2. Беседа с воспитателем группы. 3. Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей. 4. Анализ предметно- пространственной среды сада. 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИВАЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 1.1 Характеристика развивающей предметно-пространственной образовательной среды в ДОО. Понятие « среда» имеет множество значений, поэтому является предметом изучения педагогов, философов и других. Но значение « развивающая среда» используется чаще дошкольной организации. Среда - это система материальных объектов деятельности людей, функционально моделирующая содержание их духовного и физического развития. « Предметно развивающая среда»- это система материальных объектов деятельности ребёнка, содержание его духовного и физического развития, это совокупность предметных и социальных средств. [1]. Развивающая среда рассматривалась такими педагогами психологами, как А.Н.Леонтьевым, Л.С.Выготским, В.В.Давыдовым, Д.Б.Эльконином, которые считали что «развивающая среда»- это образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение. Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, Л.К. Шлегер писали о воспитательных возможностях среды. В дошкольном образовании «средовых подход» его развитие и конкретизация имеет особенно важную роль, поскольку образовательная предметно- пространственная среда является необходим базовым условием в ДОО. [2]. И естественные и созданные условия влияют на формирование разносторонней личности ребенка. Рассматривая другие условия развития личности, ученые и педагоги, такие как Л.И. Новикова, В.А. Петровский, обозначают среду как окружение, в которой находится ребенок дошкольного возраста и посредством которой он реализует свои личностные качества, выражает свою независимость, взаимодействуя с ней. В большом круге исследований рассмотрена педагогическая характеристика образовательной среды ( Г.А. Ковалёв, В.А.Козырев, Т.С.Назарова, Н.А.Пугал, В.А.Ясвин и др.). Ученые полагают, что предметным компонентом образовательной среды является предметное окружения. Для обозначения « предметного окружения», максимально влияющего на развитие личности ребенка, введен термин « развивающая среда»( О.А. Радионова, Н.А.Ветлугина, В.А. Ветлугина, В.А. Петровский, и др.). Предметно-развивающая среда- это сложный элемент развивающей среды дошкольного возраста. Современный взгляд на предметно- развивающую среду предполагает понимание её как комплекс объектов, представляющую собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры. От того, как взаимодействует ребенок дошкольного возраста со средой, зависит динамика его развития. Воспитательный потенциал среды многоаспектен: это и условия жизнедеятельности ребенка (В.С.Библер), формирование отношения к базовым ценностям, усвоение социального опыта, развитие жизненно необходимых качеств (Л.П.Буева, Н.В.Гусева). Основные идеи построения развивающей предметно-пространственной среды в ДОО заложены в « Концепции развивающее среды в ДОУ» под редакцией В.А. Петровского ( 1993г). Дальнейшее развитие данной работы получили основные положения в «Концепции дошкольного воспитания» (1989), которые использовались в организации условии жизни детей в детском саду, где сформулированы основные принципы построения развивающее среды: 1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии- способствует решению проблемы построения пространства для общения взрослого и ребенка «глаза в глаза», установление оптимального контакта с детьми; 2. Принцип активности, самостоятельности, творчества- возможность появления и развития данных качеств у детей дошкольного возраста и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения; создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться; 3. Принцип стабильности – динамичности, предусматривает создание условий для изменения окружающей среды в соответствии с предпочтениями, настроениями, изменяющиеся в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей; 4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования, позволяющий детям заниматься одновременно различными типами деятельности, не мешая друг другу; 5. Принцип эмоциональной составляющей среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; 6. Принцип эстетической организации среды, сочетания обычных и нестандартных компонентов (в группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво); 7. Принцип открытости – закрытости, т. е. готовность среды к изменению, корректировке, развитию; 8. Принцип гендерных и возрастных различий как возможности девочек и мальчиков выражать свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности. Авторы концепции, рассматривают предметно-развивающую среду, как целостно организованное пространство, способное обеспечить социально- культурное становление дошкольника, так же удовлетворить потребности креативного развития ребенка, становление его способностей. Одним из основных требований к среде является учет всех видов деятельности ребенка дошкольного возраста направленные на развитие. Предметно- пространственная среда должна быть интересна, увлекательна, познавательна, информативна и удовлетворять все потребности малыша в новизне преобразования. Взаимодействие и взаимосвязь ребенка и среды, ее изучение, познание в основном зависит от подготовленности взрослого. Ребенок и взрослый действуют вместе, поэтому им должно быть удобно в предметно-развивающей среде. Так же при планировании развивающей предметно-пространственной образовательной среды нужно учесть наличие игрового оборудования соответствующего возрастным потребностям ребенка. Несмотря на то, что появление игрушки имеет долгую историю, вопрос о влиянии игрушки на психику и развитие ребенка становится актуальным к изучению только в конце 19- начале 20 века. Именно в это время в российской и зарубежной науке появились работы, в которых затрагивались темы влияния игрушки и предметов, заменяющих ее (предметов-заместителей) на психическое развитие ребенка в разные годы его жизни. При выборе игрушек важно учитывать не только их красоту и санитарно-гигиенические свойства, но и возможный психологический эффект для развития ребенка [5]. Игрушки не должны вызывать у детей агрессии и злости по отношению к детям в группе, другим людям, животным [5]. Таким образом, при проектировании предметно-пространственной развивающей среды необходимо учитывать все вышесказанное, но для характеристики развивающей предметно-пространственной среды на современном этапе, необходимо проанализировать требования федерального государственного образовательного стандарта, в котором представлены основные требования к среде на современном этапе. 1.2 Требования к созданию предметно-пространственной развивающей среды дошкольной в соответствии с ФГОС ДО. В соответствии с ФГОС ДО образовательная программа должна обеспечить развитие личности в различных видах деятельности, представляющие определенные образовательные области развития детей: 1. Социально-коммуникативное развитие 2. Познавательное развитие 3. Речевое развитие 4. Художественно-эстетическое развитие 5. Физическое развитие. Виды деятельности каждой образовательной области могут реализовываться в условиях развивающей предметно-пространственной среды ДОО с определенным наполнением [8]. Предметно-пространственная среда дошкольной организации должна обеспечивать: - возможность реализации различных образовательных программ, используемых в образовательной организации; - условия для инклюзивного образования; - учёт национальных и культурных традиций детского коллектива [6]. Такая среда представляет собой наличие предметов, игрушек, материалов, которые будут понятны и инетерсны, без которых невозможно выполнение определенных видов детской деятельности. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать: 1. игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе, с песком и водой); 2. двигательную активность, в том числе, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; 3. эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; 4. возможность самовыражения детей[6]. В ФГОС ДО говорится о том, что развивающая предметно-пространственная образовательная среда должна быть доступной, безопасной, вариативной, полифункциональной и насыщенной. [6] Насыщенность среды должна соответствовать возрастным особенностям детей и соответствовать особенностям программы[9]. Когда создается пространство группы, главное не перенасыть его яркими красками мебели, громоздкими предметами, так же надо учитывать значение развивающего пространства в реализации образовательных областей. ФГОС ДО определяет конкретное содержание каждой образовательной области. В дошкольной организации должна быть создана оптимально насыщенная многофункциональная среда, которая дает возможность для организации разнообразных игр с детьми, а так же для создания игровой среды в соответствии с игровой ситуацией. Игрушки должны быть подобраны с учетом возрастных возможностей детей, гендерных особенностей, интересов детей, иметь высокий художественный уровень, отражать гуманистические ценности и идеалы [9]. Полифункциональность предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, наличие в группе полифункциональных предметов, в том числе, природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской [6]. Так же полифункциональность игрушки, можно использовать в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления[10]. Вариативность среды предполагает наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей, периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей [6]. Вариативность развивающей среды дошкольной образовательной организации обусловлена спецификой ее деятельности в целом и дошкольного звена в частности, особенностями контингента детей(продиктованными их возрастом, половой принадлежностью, индивидуально-типологическими характеристиками, предпочтениями, возможностями)[10]. Реализация принципа вариативности может выражаться через преемственность, установление такой связи между пространствами, когда «новое, сменяя старое ,сохраняет в себе некоторые его элементы».В условиях дошкольного образования это выражается в том, что среда в разных группах должна ,с одной стороны, иметь собственное наполнение и пространственную организацию в силу специфики каждого этапа дошкольного детства, а с другой- постепенно дополняться новыми элементами, обеспечивая зону ближайшего развития и последовательность воспитания и обучения [10]. Доступность среды предполагает доступность для воспитанников, в том числе, детей с ОВЗ и детей-инвалидов всех помещений Организации, где осуществляется образовательный процесс, свободный доступ воспитанников, в том числе, детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих Организацию (группу), к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования[6]. Важными положениями ФГОС дошкольного образования являются обеспечение эмоционального благополучия дошкольников, ориентация на гуманистическое взаимодействие, учет индивидуальных потребностей детей. Одно из требований в отношении образовательной среды - психологическая безопасность. Психологическая безопасность среды обеспечивается путем формирования положительной, доброжелательной обстановки, в которой ребенок чувствует себя уверенно, спокойно, не испытывает враждебного воздействия[9]. Предметно-пространственная среда и игровая среда в каждой возрастной группе детского сада в соответствии с ФГОС ДО должна иметь отличительные признаки, а именно: 1. для детей третьего года жизни - это достаточно большое пространство для удовлетворения потребности в активном движении; 2. для детей четвертого года жизни - это насыщенный центр сюжетно-ролевых игр с орудийными атрибутами; 3. для детей пятого года жизни, необходимо учесть их потребность в игре со сверстниками и особенность уединяться; 4. для детей шестого и седьмого года жизни важно предложить детям игры, развивающие восприятие, память, внимание и т.д. Необходимо отметить, что с учетом взросления (развития) детей предметно-пространственная и игровая среда определяется воспитателем с учетом интересов детей в младшем возрасте, со средней группы она организуется воспитателем вместе с детьми, старшие дети сами создают и изменяют ее с точки зрения своих интересов. По характеру действий в пространстве условно можно разделить на три функциональных сектора: 1. «Спокойный» сектор - пространство для спокойной деятельности детей. 2. «Активный» сектор - пространство для деятельности, связанной с интенсивным движением, возведением крупных игровых построек и т.п. 3. «Рабочий» сектор - пространство для художественно-эстетической и познавательной деятельности и т.п. Пространства, в зависимости от конкретных задач момента, должны обладать возможностью изменяться по объему- «увеличиваться и уменьшаться», иметь подвижные ,легко трансформируемые границы. Образно говоря, пространство должно быть «пульсирующим», чтобы каждая зона при необходимости могла вмещать всех желающих. Это очень важно в аспекте групповой динамики-тенденции дошкольников увлекаться текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности. Таким образом, важно отметить, что введение ФГОС ДО, создает благоприятные условия для ребенка-дошкольника и активизирует переход дошкольного образования на новый высокий уровень организации деятельности в целом. 1.3.Влияние развивающей предметно-пространственной образовательной среды на развитие детей дошкольного возраста Большое внимание уделяется предметно-развивающее среде в ДОО. Педагоги дошкольных организаций пытаются использовать инновационные принципы построения развивающего предметного пространства, так как для большинства детей группы детского сада являются местом, где они проводят большую часть времени. В детском саду дети играют, рисуют, кушают, спят, общаются со сверстниками и со взрослыми. Такие показатели как личностное и интеллектуальное развитие, эмоциональное благополучие малыша, во многом зависит от комфортной организованной среды в группах дошкольных организаций. Создавая предметно-пространственную развивающую среду в дошкольной организации, необходимо учесть все нюансы влияния среды на развитие и психику ребенка, такие как цветовое оформление, подбор игрового и дидактического материала. При создании и оформлении группы важно помнить о влияние цвета на психологическое (эмоциональное) и физическое самочувствие ребенка, нужно, чтобы цветовое оформление сочеталось с цветовосприятием и цветоощущением малышей, с назначением помещения. Необходимо помнить, что смена цветоощущений оказывает или стимулирующее или угнетающее воздействие. Необходимо чтобы цвет в интерьере ДОО выполнял сигнальную роль - оказывал помощь детям в том, чтобы найти необходимое помещение или зону в помещении [13].Огромное влияние развивающая предметно-пространственная образовательная среда оказывает на здоровье воспитанников, как физическое, так и психологическое. Поэтому необходимо создавать такую предметно-пространственную среду, которая будет способствовать сохранению и укреплению здоровья воспитанников. В ряде нормативных документов регулирующих деятельность дошкольных организаций прописаны требования к сохранению и развитию здоровья воспитанников. Так в Федеральном законе «Об Образовании» говорится, что образовательная организация должна создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников[3], а в Типовом положении о ДОО в пункте 5 сказано, что основными задачами дошкольных учреждений является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей [14]. Одним из главных условий при создании предметно пространственной развивающей среды является создание у воспитанников чувства безопасности, во все время нахождения в дошкольной организации, безопасности как физической, так и психологической. Это влияет на повышение качества жизни ребенка, происходит целостное развитие социального личностного роста. Безопасность носит интегративный характер. В ее сферу входит как важная составляющая категория психологическая безопасность (И.А. Баева). Психологическая безопасность образовательного процесса рассматривается как составляющая успешной организации образовательной деятельности[13]. Структурным компонентом образовательной среды ученые выделяют предметное окружение. Для обозначения рассматриваемого окружения, максимально влияющего на развитие личности, введен термин «развивающая среда» (Н. А. Ветлугина, В. А. Петровский, О. А. Радионова и др.). Развивающая среда затрагивает все стороны личности ребенка - его эмоции, чувства, волю и требует от него работы мысли и воображения, то есть становится для ребенка средой развития, с которой он вступает в действенную связь. Предметно-развивающая среда - составная часть развивающей среды дошкольного детства. Современный философский взгляд на предметно-развивающую среду предполагает понимание её как совокупность предметов, представляющую собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры. В предмете запечатлён опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих поколений. Через предмет человек познает самого себя, свою индивидуальность. От того, в каких взаимоотношениях со средой находится ребенок, с учетом изменений, происходящих в нем самом и в среде, зависит динамика его развития, формирование качественно новых психических образований. Воспитательный потенциал среды многоаспектен: это и условия жизнедеятельности ребенка (В. С. Библер), формирование отношения к базовым ценностям, усвоение социального опыта, развитие жизненно необходимых качеств (Л. П. Буева, Н. В. Гусева), удовлетворение потребностей субъекта, в частности потребности в деятельности. Таким образом, среда-это поле социальной и культурной деятельности, образ жизни, сфера передачи и закрепления социального опыта, культуры и субкультуры, развития творчества. Воспитательно-образовательная система детского сада включает в себя и развитие широкого круга детских интересов и форм деятельности. Это и элементарные формы бытового труда и самообслуживания, и конструктивная деятельность с включением простейших трудовых умений, и разнообразные формы продуктивной деятельности, и занятия по ознакомлению с окружающими ребенка явлениями природы и общества, и различные формы эстетической деятельности, и элементарные формы учебной деятельности по овладению чтением, письмом, началами математики и, наконец, ролевая игра [14]. Развивающая предметная среда как система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития, предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Это действенное средство обогащенного развития специфических детских видов деятельности в дошкольный, имеющий непреходящую ценность, период жизни ребенка [15]. Предметный мир, осознаваемый ребенком, все более расширяется для него. В этот мир входят предметы, которые составляют ближайшее окружение ребенка, предметы, с которыми может действовать и действует сам ребенок, а также и другие окружающие его предметы. Предметно развивающая среда в каждой возрастной группе детского сада должна иметь отличительные признаки, а именно: для третьего года жизни- это достаточно большое пространство для удовлетворения потребности в активном движении; в группе четвертого года жизни- это насыщенный центр сюжетно-ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами; в отношении детей среднего дошкольного возраста необходимо учесть их потребность в игре со сверстниками и особенность уединяться; в старшей группе чрезвычайно важно предлагать детям игры, развивающие восприятие, память, внимание и т. д. По мере взросления детей предметно-развивающая среда определяется сначала самим воспитателем с учетом интересов детей младшего возраста, со средней группы она организуется воспитателем вместе с детьми, старшие дети сами создают и изменяют её с точки зрения своих детских интересов [5]. Следует отметить, что исследователи по разному подходят к вопросу о содержании развивающей среды. Одни утверждают, что элементами развивающей среды является мир природы и людей, предметно-пространственное окружение (Н. А. Ветлугина, Л. М. Кларина)[8]; другие - что компонентами среды выступают не только игрушки, обучающие материалы, спортивный инвентарь, но и все то, что образует содержание деятельности ребенка(В. Т. Кудрявцев). Изучая вопрос организации развивающей среды и её влияния на развитие умственных, психических и личностных качеств дошкольников, необходимо точно определить функции развивающей среды. Предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения должна способствовать своевременному и качественному развитию не только всех психических процессов, но и физическому развитию ребенка. Её содержание должно быть построено в соответствии с основными элементами социальной культуры; 1. её основные объекты должны быть включены в разные виды деятельности (познавательную, игровую, речевую, коммуникативную, двигательную, учебную и др.); 2. должна быть организована в соответствии с основными принципами- дистанции, позиции при взаимодействии, активности, самостоятельности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия, открытости-закрытости, стабильности- динамичности, комплексирования и гибкого зонирования. 3. учитывает индивидуальные социально-психологические особенности ребенка, тем самым обеспечивает оптимальный баланс совместной и самостоятельной деятельности детей и предполагает условия для подгрупповой и индивидуальной деятельности дошкольников (пространство групповой комнаты разделено на зоны, разграниченные с помощью мебели, невысоких перегородок и т. п., индивидуально оформленные, обеспеченные большим количеством оборудования и материалов); 4. учитывает особенности эмоционально-личностного развития ребенка и предполагает «зоны приватности»- специальные места, в которых ребенок хранит свое личное имущество для любимого вида деятельности, «зоны отдыха» (мягкие подушечки, легкие прозрачные шторы, палатка-автобус),информационные доски «Моё настроение», «Я самый, самый, самый», «Мы все уникальны и талантливы», «Самооценка», «Добрые дела», дидактические игры, зеркала и др 5. учитывает индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности ребенка и тем самым обеспечивает его право на свободу выбора; 6. учитывает возрастные и полоролевые особенности детей и предполагает возрастную и гендерную адресованность оборудования и материалов ; Предметы — это яркий источник познания взрослого, его личностных и деловых качеств. Значение имеет и стимулирующая функция среды. Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для него интерес, подвигает его к действиям, исследованию. Статичная, неподвижная среда не может активизировать ребенка, вызвать у него желание действовать в ней. Следовательно, такая среда не просто не развивает, а отрицательно влияет на ребенка. Развивающая среда должна быть мобильной и динамичной. В её организации педагогу необходимо учитывать зону ближайшего развития, возрастные и индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности. Так, спортивное оборудование, инвентарь приобщают к физической, оздоровительной деятельности, в процессе которой у ребенка вырабатывается позиция по отношению к своему здоровью, гигиене тела, двигательным умениям и навыкам; различные инструменты (уже с первой младшей группы) -мелки, краски, кисти, карандаши, фломастеры, глина, рисовальная стена творчества, включая грифельную доску, ватман, ткань, -позволяют в продуктивной деятельности отражать собственное художественное восприятие, видение мира, его понимание . Необычные сказочные герои, живущие в группе, побуждают детей в практической деятельности реализовать понимание эмоциональных категорий, эмоционального состояния человека (радость, грусть, гнев, печаль, страх, удивление, злость, доброта и т.п.); кроссворды, лабиринты, головоломки, предметы-заместители, развивающие дидактические и настольно-печатные игры вводят в активную познавательную деятельность. Для того чтобы правильно организовать развивающую среду, необходимо владеть знаниями о принципах, на основе которых проходит её организация. Наукоёмкие проекты организации развивающей среды разработаны под руководством В. А. Петровского, С. Л. Новоселовой и др. В данных проектах дается психолого-педагогическое обоснование необходимости организации развивающей среды, и рассматриваются её основные принципы. Данные психолого-педагогических исследований позволяют сделать вывод о том, что организация предметно-развивающей среды является непременным элементом в осуществлении педагогического процесса, носящего развивающий характер. Так как, с точки зрения психологии, среда-это условие, процесс и результат саморазвития личности; а с точки зрения педагогики, среда — это условие жизнедеятельности ребенка, формирования отношения к базовым ценностям, усвоения социального опыта, развития жизненно необходимых личностных качеств, способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворения потребностей субъекта. Предметно-развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт. Развивающая предметная среда детства - это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности. 2 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В МДОУ «ЦРР- ДЕТСКИЙ САД №101 "ЖАР-ПТИЦА"» 2.1Принципы построения предметно-пространственной среды в МДОУ « ЦРР ДЕТСКИЙ САД №101 "ЖАР-ПТИЦА". Исследование и анализ проводились на базе ЦРР Детский сад № 101 «Жар-птица» Волжского района города Саратова с января по май 2017 г. Цель: проанализировать развивающую предметно-пространственную образовательную среду. Задачи: 1) провести исследование по принципам построения предметно-пространственной среды детского сада; 2) проанализировать развивающую образовательную среду дошкольной организации. В качестве методов исследования нами было выбрано наблюдение. Детский сад занимает большую территорию, включает в себя два двухэтажных корпуса, располагается в новом быстро разрастающимся микрорайоне нашего города. Детский сад №101 «Жар- птица»- детский сад нового поколения, построен в 2014 году с учетом инновационных и современных технологий. Данная дошкольная организация рассчитана на 520 мест. Помещение для каждой группы детского сада очень удобное и соответствует определенному плану, включает в себя определенное количество комнат: холл, оборудованный шкафчиками для одежды и скамеечками, большую и просторную комнату для игр и занятий, уютную спальню и подсобное помещения. Помещение группы оборудованы специальной мебелью и игрушками соответствующими возрасту детей. Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, куклами, машинами, игрушечными дикими и домашними животными. Мебель в игровой зоне функциональна, легко трансформируется, что позволяет варьировать пространство зоны (стеллаж для игрушек, ширмы). В игровой зоне располагается уголок преображения и театр, способствующий стимулированию творческих замыслов, индивидуальных творческих проявлений. В создании театра игрушек-самоделок активное участие принимают сами дети. Зона для занятий включает в себя мултимедийную установку, магнитную доску, что помогает детям лучше усвоить наглядный материал. Предметно развивающая среда в каждой возрастной группе детского сада №101 имеет отличительные признаки, а именно: в группах у детей третьего года жизни – имеется большое пространство для удовлетворения потребности в активном движении; в группах четвертого года жизни - расположен насыщенный центр сюжетно-ролевых игр с ролевыми атрибутами; в группах 5 года жизни учтены потребности в социальных отношениях, в игре со сверстниками и особенность уединяться; в ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: