VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Влияние занятий легкой атлетикой на развитие координационных способностей у слабослышащих детей среднего школьного возраста

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W012635
Тема: Влияние занятий легкой атлетикой на развитие координационных способностей у слабослышащих детей среднего школьного возраста
Содержание
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ  
ИМЕНИ П.Ф. ЛЕСГАФТА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»

Кафедра теории и методики легкой атлетики

КЛЕЧКИНА АНАСТАСИЯ АНДРЕЕВНА

Влияние занятий легкой атлетикой на развитие координационных способностей у слабослышащих детей среднего школьного возраста 
(на примере барьерного бега)

Выпускная квалификационная работа
(квалификационная работа бакалавра)

Направление подготовки 49.03.01 – Физическая культура
Направленность (профиль)  
Спортивная тренировка в легкой атлетике



Представляется для защиты 	
Зав. кафедрой__________________
Защищена на ГИА_________________________	
С оценкой_____________________
Председатель ГЭК______________
	
Санкт-Петербург
 2018
     Оглавление
    Введение	4
     ГЛАВА. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА ПРИМЕРЕ БАРЬЕРНОГО БЕГА)	9
     1.1.Особенности развития слабослышащих детей среднего школьного возраста	9
     1.2. Значение координационных способностей для развития слабослышащих детей среднего школьного возраста	9
     1.3. Барьерный бег как средство развития координационных способностей слабослышащих детей среднего школьного возраста	36
     ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ	48
     2.1. Цель и задачи исследования	48
     2.2. Методы исследования	49
     2.3. Организация исследования	52
     ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА (НА ПРИМЕРЕ БАРЬЕРНОГО БЕГА)	54
     3.1. Анализ уровня развития координационных способностей детей среднего школьного возраста с нарушением слуха	54
     3.2. Обоснование эффективности методики развития координационных способностей детей среднего школьного возраста с нарушением слуха	60
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ	70
     ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ	72
     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	73
     Приложение	78
    


Введение
     	
    Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время в подготовке спортсменов с нарушениями слуха на практике применяются средства и методы подготовки здоровых спортсменов, однако, в тренировке спортсменов с нарушением слуха необходимо учитывать их физиологические и психологические особенности, проявляющиеся, в первую очередь, в состоянии вестибулярного аппарата и сниженных координационных способностях. Важнейшее направлении физической подготовки в сурдлимпийских видах спорта связано с необходимостью развития мышечной двигательной памяти и координационных способностей.
    В настоящее время понятие «координационные способности» выделяется из общего и менее определенного понятия «ловкость», широко распространенного в обиходе и в литературе по физическому воспитанию. Представим себе ученика, который успешно справляется с разучиванием новой комбинации движений, но оказывается не в состоянии качественно продемонстрировать ее, как только внезапно меняется условие выполнения. Поэтому средний школьный возраст является «фундаментом» для развития координационных способностей, а также приобретением знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период называется «золотым возрастом», имея в виду темп развития координационных способностей (Бальсевич В.К. Физическая культура: учебник. М.: Физкультура и спорт, 2003. С. 167–168).
    Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития координационных способностей, например, упражнения барьерного бега –гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в спортивной деятельности.
    Дело в том, что каждый из компонентов, составляющих барьерную ситуацию, и все в целом вызывает у обучаемых определенную двигательную реакцию, проявляющуюся в той или иной форме движений. Так, повышением скорости бега дети увеличивают наклон туловища, повышают частоту шагов, а в некоторых случаях увеличивают их длину.
    Целостность барьерной ситуации является непременным условием в поисково-приспособительной деятельности обучаемых, недооценка хотя бы одного из называемых компонентов, например, расстояние между барьерами, лишает обучаемых важного для них ориентира, сообразуясь с которым они ведут построение своих движений. Движение в этих случаях начинают приобретать высокую вариативность как в беге, так при переходе через барьер.
    Поэтому совершенствование координационных способностей, помимо
физических качеств в школьном возрасте, является актуальной задачей процесса воспитания. Тем более, что дети школьного возраста являются наиболее благоприятными в этом отношении.
    Уменьшение объема информации, получаемой глухими вследствие поражения слуха, сказывается на развитии всех познавательных процессов, что в свою очередь накладывает отпечаток на развитие двигательной анализатора и на овладение почти всеми видами двигательных навыков. Анализ литературных источников показывает, что уровень развития двигательной сферы лиц с нарушением слуха во многом обусловлен недостаточной функциональной активностью вестибулярного анализатора. На практике тренеры основываются на традиционных методиках, адаптируя их к особенностям тренировочной деятельности слабослышащих спортсменов.
    1. Сурдлимпийцы, в отличие от квалифицированных здоровых спортсменов, имеют значительную разницу в классе, уровне физической подготовленности и состоянии здоровья. Именно поэтому важна вариативность явной подготовки, подразумевающая наличие вариантов упражнений, их дозировки и индивидуальную коррекцию тренировочного процесса на основании данных педагогического контроля (Андрейкин А.А., Алексеевских Д.Ю., Емельянов В.Ю. Психологические особенности обучения самбо лиц с нарушением слуха: XIII Междунар. научно-практ. конф. посвященная памяти ЗМС СССР, ЗТР СССР профессора Е. М. Чумакова: М: РГУФ- КСМиТ, 2013. – С.26-54.). 
    В спорте требует определенного уровня координационных способностей. Уровень координационных способностей школьников проявляется в процессе тренировочном занятий по легкой атлетике. 
    А.Н. Макаров (1974) говорил о том, что занятия легкоатлетическим спортом имеют большое воспитательное значение. Они формируют характер, закаляют волю человека, приучают его не бояться трудностей, а смело их преодолевать препятствии. Систематическая тренировка, подготовка к соревнованиям, достижение высоких спортивных результатов невозможны без соблюдения правильного режима, воздержания от алкогольных напитков и излишеств в питании. Все это приучает занимающегося легкой атлетикой к правильному поведению в быту. Занятия же в коллективе, участие в командных соревнованиях воспитывают чувство коллективизма, ответственности за порученное дело (Легкая атлетика: учебник / под ред. А.Н. Макарова. – М.: Просвещение, 1974. С. 245– 246).
    Систематические занятия легкоатлетическими упражнениями развивают координацию, ловкость, силу, быстроту, выносливость и другие качества, необходимые человеку в повседневной жизни.
    2. В системе физического воспитания легкая атлетика занимает главенствующее место благодаря разнообразию, доступности, дозируемой, а также ее прикладному значению. Различные виды бега, прыжков и метаний входят составной частью в каждом тренировочном занятии в образовательных учреждениях (Легкая Атлетика: учеб. пособие / А.И. Жилкин и др..-2-е изд.,стереотип. – М.: Академия, 2005. С. 356– 360).
    Занятия легкой атлетикой способствуют развитию двигательного аппарата, помогают вырабатывать такие жизненно важные физические качества, как ловкость, выносливость, быстрота реакции, укрепляют дыхательную, сердечно-сосудистую и мышечную системы, снимают умственную усталость. Таким образом, занимающиеся идут по пути дальнейшего развития массовости занимающихся.
    Объект исследования: учебно-тренировочные занятия легкой атлетикой для детей среднего школьного возраста с нарушением слуха в школьном образовательном учреждении школа-интернат для глухих детей. 
    Предмет исследования: комплекс физических упражнений с барьерами, направленные на развитие координационных способностей у детей среднего школьного возраста школьников с нарушением слуха. 
    Цель исследования: развить координационных способностей у детей среднего школьного возраста (11-13 лет) с нарушением слуха средством легкой атлетики с элементами барьерных упражнений.
    Гипотеза: применение комплекса физических упражнений с барьерами будет способствовать развитию координационных способностей у детей среднего школьного возраста с нарушением слуха, обучающихся в условиях коррекционного образовательного учреждения I вида школы-интерната для глухих.
    Задачи исследования:
    1. Выявить особенности развития детей среднего школьного возраста с нарушением слуха.
    2. Разработать комплекс упражнений с элементами барьерного бега, направленный на развитие координационных способностей у детей среднего школьного возраста с нарушением слуха.
    3. Экспериментально проверить комплекс упражнений с элементами барьерного бега на координационных способностей у детей среднего школьного возраста с нарушением слуха.
    Новизна исследования заключается:
    - в систематизации учебно-методических материалов, направленных на развитие координационных способностей с использованием комплекса барьерных упражнений для детей среднего школьного возраста с нарушением слуха;
     - в разработке комплекса физических упражнений с применением барьеров, направленных на развитие координационных способностей у детей с нарушением слуха.
    Практическая значимость исследования: разработанный комплекс барьерных упражнений, направленный на развитие координационных способностей у детей среднего школьного возраста с нарушением слуха, можно использовать на учебно-тренировочных занятиях по легкой атлетике для физического развития детей обучающихся в условиях коррекционных образовательных учреждений I вида школ-интернатов для глухих.


ГЛАВА. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА ПРИМЕРЕ БАРЬЕРНОГО БЕГА)
1.1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Согласно определению Ф.Ф. Рау, Л.В. Неймана и В.И. Бельтюкова, «тугоухостью называется такое понижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии речи, но речевое общение с помощью слуха, хотя бы и в специально создаваемых условиях (усиление голоса, приближение говорящего непосредственно к уху, использование звукоусиливающих приборов и так далее), все возможно».
    Детей, страдающей тугоухостью, принято называть слабослышащими в отличии от глухих, для которых даже в условиях использования звукоусиливающей аппаратуры восприятия речи на слух оказывается невозможным.
    Показанное понижение слуха затрудняет не только восприятие речи, но и неизбежно приводит к нарушению недоразвитой речи. При этом степень нарушения недоразвитие речи в каждом определённом случае будет зависеть от степени снижения слуха (чем тяжелее степень, тем хуже речь), времени наступления тугоухости, условия развития ребенка (принятия специальных мер по сохранению и развитию речи обеспечивает сравнительно лучшее ее состояние).
    Для детей с нарушением слуха характерно недоразвитие всех компонентов речи, которое непосредственно связано с понижением слуха. Оно охватывает все ее стороны.
    Психологическое развитие детей с нарушениями слуха подчиняется в процессе обучения закономерностям, которые обнаруживаются в развитии хорошо слышащих детей. Вместе с тем у них наблюдаются закономерности, общие для всех типов нарушения развития. При всех типах нарушений наблюдается, ухудшение способности к приему информации, переработке информации к сохранению и владению информации. У детей с нарушенным слухом снижение некоторых показателей характерно только для определенного периода онтогенеза.
    Например, замедленная скорость переработки информации при зрительном восприятии, менее точное и длительное хранение наглядного материала (зрительных образов хорошо знакомых детям предметов) отмечается в дошкольном и младшем школьном возрасте до 10-11 лет. На последующих этапах онтогенеза дети слабослышащие не отстают по этим параметрам от хорошо слышащих сверстников.
    Следующей обоснование по исследованию ученых-сурдологов у всех категорий с ограниченными возможностями детей, является трудность словесного опосредствования. У детей с нарушенным слухом эта закономерность может иметь переходящий характер. При соответствующих условиях обучения соотношение непосредственного и опосредствованного запоминания преобразование в пользу последнего. Дети учатся пользоваться соответствующими приемами опосредствованного, осмысленного запоминания в отношении наглядного и словесного материалов.
    Кроме того, для всех типов с нарушением развития характерно замедление процесса формирования понятий. У детей с нарушениями слуха эта закономерность имеет свои временные и структурные особенности проявления. У слабослышащих детей образуются правильные понятия, то есть для них может быть доступен высокий уровень общения (в отличие, например, от умственно отсталых детей, которые часто остаются во власти единичных наглядных образов).
    В психическом развитии детей с нарушениями слуха выделяют две характерные особенности:
    Первая из них состоит в том, что из-за поражения слуха объем внешних воздействий на глухого ребенка ограничен: общение с окружающими людьми затруднено, в то время условием успешного психического развития любого ребенка является значительное возрастание разнообразия и сложности внешних воздействий.
    Вследствие этого ограничения психической деятельности такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными, формирующаяся система межфункциональных взаимодействий изменена. Компоненты психики у слабослышащего ребенка имеют отличия по сравнению со слышащими детьми: наблюдается диспропорция в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления (превалирует первое); письменная речь в обеих формах – импрессивной (чтение) и экспрессивной (письмо) – занимает первоочередную роль по сравнению с устной.
    Вторая закономерность – отличия психического развития у детей с нарушением слуха по сравнению со слышащими детьми.
    Различия в психической деятельности между слышащим и глухим ребенком, незначительные на начальных этапах в процессе развития в психике индивида, возрастают в течение дальнейшего времени. Так происходит до определенного этапа, когда в результате систематического сурдопедагогического влияния различия перестают возрастать и даже уменьшаются. Чем лучшие условия, тем быстрее и во много раз развитие ребенка с нарушенным слухом сближается с развитием хорошо слышащего ребенка (Физкультурно-оздоровительная работа с дошкольниками, имеющими нарушения слуха: учеб.-метод. пособие / под ред. С.О. Филипповой, Т.В. Воробьевой. СПб.: Тайкун, 2014. С. 35– 43).
    У слабослышащих детей уменьшенный мышечный корсет (существенно отстает развитие мышц верхнего пояса), у них наблюдаются головокружения, так же наблюдается повышение артериального давления, нарушения ритма сердца, снижены показатели выносливости. У детей с нарушением слуха возникают трудности в обучении; у них чаще выявляется снижения функциональных резервов кардио-распираторной системы. Слабослышащие дети младшего школьного возраста имеют ряд сопутствующих заболеваний: нарушение осанки, отставание в психомоторном развитии, дисфункции иммунной системы и другое. У слабослышащего с рождения ребёнка нарушена деятельность дыхательных мышц, участвующих в голосообразовании. У некоторых школьников с пониженным слухом в большей степени проявляются: 
    а) эмоциональные нарушения (гнев, страх, боязнь, тревога); 
    б) поведенческие нарушения (агрессивность, жестокость, негативизм к сверстникам); 
    в) психомоторные расстройства (гиперактивностъ, психомоторное возбуждение, нервные тики, беспокойство, блефароспазм); 
    г) расстройства вестибулярного аппарата (шаткая походка, "шарканье" ногами при ходьбе, головокружения);
    д) нарушение речи (алалия, дизартрия, аутизм, невнятность, скандированность речи); 
    е) вредные привычки (кусание ногтей, сосание пальца, скрипеть зубами).
    У слабослышащих детей преобладает заторможенный тип нервной системы, над возбудимым, звуковые и кинестетические образы слов, словосочетаний, запечатлённые в мозгу в результате их многократного восприятия и воспроизведения в процессе речевого общения с окружающими, служат основой овладением речи. Оживление слуховых и кинестетических образов, скрытые, а иногда и явные движения речевых органов составляют основу внутренней речи, которая играет важнейшую роль в механизме нашего мышления. Кинестетические раздражения, поступающие в мозг от речевых органов, являются базальным компонентом второй сигнальной системы. Поскольку слабослышащие дети с ограниченными возможностями овладения устной речью, наблюдаются существенные отклонения в умственном развитии.
    Важно знать закономерности психологического развития ребенка, владеть методами психолого-педагогического обследования детей. Применяя эти методы, можно применять различные формы речевых расстройств и ограничивать их от речевых нарушений, связанных с интеллектуальных недостаточностью, эмоциональные и поведенческими расстройствами.
    Нарушение слухового восприятия вызывает изменения в снижении двигательной памяти, произвольного внимания, особенно у учащихся младшего и среднего школьного возраста (Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей: М.: Педагогика, 1978.С. 90-92).
    Слух близко связан с движением. Чрезвычайно важно, взаимосвязь двигательного и слухового анализаторов, так как движение корректируется не только зрительным восприятием, но и слуховым восприятием. Слуховые сигналы, как и зрительные, участвуют в регулировании движений. Выключение слуха из системы анализаторов означает не просто отдельно в одной сенсорной системе, а нарушение всего развития детей с тугоухостью. Между нарушением слуха, речевой функции и двигательной системой существует тесная функциональная зависимость (Крет Я.В. Коррекция психофизического развития глухих детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Киев, [Б. и.], 2000. 19 с).
    Причины нарушения слуха: различные инфекционные заболевания детей, длительное воздействие звуковых раздражителей предельной интенсивности, неблагополучное протекание беременности, врожденная деформация слуховых косточек, атрофия или недоразвитие слухового нерва, химические отравления, родовые травмы, а также механические травмы – ушибы, удары, акустические воздействия сверхсильными звуковыми раздражителями (свистки, гудки и т.п.), контузии при взрывах. Нарушение слуха может оказаться последствием острого воспаления среднего уха, заболеваний носа и носоглотки, наследственные факторы. Очень часто нарушения слуха встречаются от прививок.
    Нарушения слуха могут вызываться различными инфекционными заболеваниями детей. Среди них – менингит и энцефалит, паротит, корь, скарлатина, отит, грипп и его осложнения. Нарушения слуха возникают в результате заболеваний, поражающих наружное, среднее или внутреннее ухо, слуховой нерв. Если поражено внутреннее ухо и стволовая часть слухового нерва, в большинстве случаев наступает глухота, если же среднее ухо, то чаще наблюдается частичная потеря слуха (Байкина Н.Г. Влияние потери слуха на адаптационные и реабилитационные процессы глухих подростков // Адаптивная физическая культура. 2002. №4 (12). С.14-19). 
    В школьном (особенно подростковом) возрасте к факторам риска относится длительное воздействие звуковых раздражителей, которые часто распространены среди молодежи – это слушания чрезмерно громкой музыки, особенно с использованием технических средств, таких, как плееры.
    Большую роль в возникновении нарушений слуха у ребенка играет неблагополучное протекание беременности, прежде всего – вирусные заболевания матери в первом триместре беременности, такие, как краснуха, корь, грипп, герпес. Причинами нарушения слуха могут послужить врожденная деформация слуховых косточек, атрофия или недоразвитие слухового нерва, химические отравления (например, хинином), родовые травмы (например, деформация головы ребенка при наложении щипцов), а также механические травмы – ушибы, удары, акустические воздействия сверхсильными звуковыми раздражителями (свистки, гудки и т.п.), контузии при взрывах. Нарушение слуха может оказаться последствием острого воспаления среднего уха. Стойкое снижение слуха часто возникает в результате заболеваний носа и носоглотки (хронический насморк, аденоиды и др.). Наиболее серьезную опасность для слуха эти заболевания представляют в тех случаях, когда происходят в младенческом и раннем возрасте. Среди факторов, влияющих на снижение слуха, важное место занимает неадекватное применение ототоксических препаратов, в частности антибиотиков. (Обухова Т.И. Методика коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с нарушением слуха: учеб.-метод. пособие. Минск: БГПУ, 2013. С. 46– 51).
    Нарушение слуховой функции чаще всего происходит в раннем детстве. Исследования Л.В.Неймана (2001) свидетельствуют о том, что в 69 % случаев потеря слуха возникает в возрасте двух-трех лет. В последующие годы жизни число случаев потери слуха уменьшается (Нейман Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: учебник. М.: Владос, 2001. С. 112 – 117).
    Большое значение в возникновении нарушений слуха имеют наследственные заболевание передавшие ребенка от родителей. В глухих семьях дети с нарушениями слуха рождаются намного чаще, чем в здоровых семьях хорошо слышащих детей. По наблюдениям рождения глухого ребенка повышается в семьях, где один или оба родителя являются врожденно глухими, а также при браках между близкими родственниками или при большой разнице в возрасте супругов. Причинами нарушений слуха могут быть и такие заболевания родителей, как алкоголизм, «кессонная болезнь» (у летчиков и водолазов). К группе риска относятся дети с различными хромосомными заболеваниями.
    Международная статистика показывает, что число людей с нарушениями слуха увеличивается. Становится выше и число лиц со сниженным слухом в возрастной группе после пяти-десяти лет. Проведенные в различных странах исследования показали, что 4-6% от всего населения планеты имеют нарушения слуха в степени, затрудняющей социальное общение. Из этого числа 2 % людей имеют двустороннее нарушение слуха и воспринимают разговорную речь на расстоянии менее 3 м, 4% выраженную одностороннюю тугоухость (Богданова Т.Г. Сурдопсихология: учеб. пособие. М.: Академия, 2002. С. 123– 134).
     Существует несколько классификаций лиц с нарушением слуха, выделенных по различным критериям следующими авторами –Р.М. Боскис, Л.В. Нейман, Б.С. Преображенский и др.
    Медицинская классификация нарушений слуха у детей была изложена в трудах Л.В. Неймана (1961). В основе медицинской классификации лежит диапазон частот, который напрямую относится к разговорной речи. При потере слуха более 80 дБ наступает глухота, при частичном нарушении (тугоухости) отмечается его снижение от 15–80 дБ. Люди, имеющие нарушения слуха, могут быть отнесены к одной из четырех групп (от 125 до 2000 Гц; от 125 до 1000 Гц; от 125 до 500 Гц; от 125 до 250 Гц).
    В своей основе классификация детей с нарушениями слуха имеют различные подходы к обучению. В настоящее время в практическую деятельность специальных коррекционных школ для лиц с нарушениями слуха имеет психолого-педагогическая классификация и помощь сурдопедагога (Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие. М.: Советский спорт, 2004. С. 254– 255).
     Р.М. Боскис классифицирует детей с нарушениями слуха следующим образом в зависимости от: 
– степень потери слуха;
– время возникновения нарушения слуха; 
– уровень развития речи. 
    Таким образом Р.М. Боскис выделяет следующие группы:
    Первая – глухие (ранооглохшие) – дети, родившиеся с нарушенным слухом или потерявшие слух до начала речевого развития на ранних его этапах (дети воспринимают речь только с помощью русского жестового языка (дактила) или слухозрительным (при помощи звукоусиливающей аппаратуры)).
    Вторая – позднооглохшие дети, «глухие, сохранившие речь» (дети, потерявшие слух, когда речь уже была сформирована, имеют навыки словесного общения). 
    Третья – дети с частичной потерей слуха – слабослышащие (тугоухие) – дети частично самостоятельно овладевать речью, зрительное восприятие речи состоит в прямой зависимости от тяжести нарушений слуха (Боскис Р.М., 2004).
    Основу классификации по Рахиль Марковны Боскис составляют:
    - степень потери слуха;
    - время потери слуха;
    - уровень развития речи.
   В соответствии с этими критериями выделяют следующие группы детей:
    1) Глухие (неслышащие): дети со степенью потери слуха, которая лишает их возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею:
    - Ранооглохшие: дети, родившиеся с нарушенным слухом либо потерявшие слух до начала речевого развития или на ранних этапах его развития. Обычно сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать сильные, резкие звуки.
    - Позднооглохшие: дети, сохранившие в той или иной мере речь, потерявшие слух в том возрасте, когда она уже была сформирована.
    2) Слабослышащие (тугоухие): дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но с сохранной способностью к самостоятельному накоплению речевого запаса при помощи остаточного слуха:
    - с сохранным интеллектом;
    - с умственных отсталых.
    Согласно классификации Льва Владимировича Неймана, выделяется 4 группы в зависимости от объёма воспринимаемых частот:
    1 группа: глухие дети, воспринимающие самые низкие частоты (125-150 Гц). Эти дети не различают каких-либо звуков речи и реагируют либо на очень громкий голос у самого уха, либо на интенсивные звуки на близком расстоянии (крик).
    2 группа: глухие дети, воспринимающие частоты 150-500 Гц. Дети этой группы реагируют на громкий голос у уха, различают гласные «о» и «у»; способны воспринять другие очень громкие звуки на небольшом расстоянии.
    3 группа: дети, воспринимающие звуки в диапазоне низких и средних частот, от 125 до 1000 Гц.
    4 группа: дети, воспринимающие частоты от 1250 до 2000 Гц.
    Дети, относящиеся к 3 и 4 группе, различают менее интенсивные и разнообразные по частоте звуки на близком расстоянии.
    Слабослышащие дети в зависимости от величины (500-4000 Гц) относятся к тугоухим в различной степени:
    1 степень: менее 50 дБ
    2 степень: 50-70 дБ
    3 степень: более 70 дБ.
    По международной медицинской классификации:
    1 степень тугоухости: менее 40 дБ;
    2 степень: 40-55 дБ;
    3 степень: 55-70 дБ;
    4 степень: 70-90 дБ;
    глухота: снижение слуха более, чем на 90 дБ.
Таблица 1. Классификация нарушений слуха у детей Бориса Сергеевича Преображенского.
Степень
Расстояние, на котором воспринимается речь
Лёгкая
Разговорная
Шёпот


Окончание таблицы 1
Степень
Расстояние, на котором воспринимается речь
Умеренная
6-8 м
от 3 м
Значительная
4-6 м
1-3 м
Тяжёлая
2-4 м
У ушной раковины – 1 м
Глухота
Ушная раковина – 2 м
0 м или не воспринимается
    
    Патологический процесс в слуховой системе изменяет функцию вестибулярного аппарата, а вестибулярные нарушения в свою очередь влияют на формирование двигательной сферы. С помощью специального исследования выявили различные проявления вестибулярной дисфункции в 62% случаев нарушения слуха.
    Вестибулярный анализатор воспринимает сигналы о положении тела и головы в пространстве, изменении скорости и направлении движения, обеспечивает единую функцию восприятия и ориентировки в пространстве, оказывает постоянное воздействие на тонус мышц (Козлов М.Я., Левин А.Л. Детская сурдоаудиология: Ленинград: медицина,1989. С. 148–154).
    Рецепторный аппарат отокинестетического анализатора, расположенный в трех взаимно-перпендикулярных полукружных каналах и мешочках преддверия внутреннего уха, носит название вестибулярного анализатора (Зимкин Н.В. Физиология человека: учебник. М.: Физкультура и спорт, 1975. С. 356–359).
    Внутреннее ухо состоит из улитки и лабиринта, лабиринт в свою очередь из трех полукружных каналов и преддверия, включающего мешочки: саккулюс и утрикулюс. Костная и перепончатая часть полукружных каналов и преддверия имеют одинаковую форму. Полости перепончатого лабиринта заполнены эндолимфой. Принято считать, что перемещение эндолимфы в полукружных каналах и отолитах саккулюса и утрикулюса происходит под влиянием ускорения. Разветвленные в этой части внутреннего уха нервные окончания специализированы на оценке перемещения тела в пространстве с определенным ускорением.
    Полукружные каналы реагируют в основном на угловое ускорение (вращение), а адекватным раздражителем отолитового аппарата служит начало и конец прямолинейного движения, а также сила тяжести.
    Отолитовые рецепторы участвуют в сложном процессе анализа отокинестетического состояния организма и обеспечения двигательных реакций, направленных на поддержание равновесия.
    Взаимосвязь слухового и вестибулярного анализаторов прослеживаются в тесном анатомическом единстве их ориентации: как известно, периферическая часть слуховой системы находятся в лабиринте, там же, где находится периферические рецепторы, воспринимающие вестибулярные раздражения, сигнализирующие о положении тела в пространстве.
8-я пара черепно-мозговых нервов, осуществляя передачу возбуждения от кортиева органа (улитка), содержит не только слуховые волокна, но и вестибулярную ветвь (Добрынина Л.А. Адаптивное физическое воспитание глухих дошкольников на основе развития координационных способностей: автореф. дис. … канд. пед. наук. Хабаровск, 2002. 30 с.).
    Наблюдается единство и общий принцип работы вестибулярной и слуховой систем: превращение механических колебаний в нервный импульс путем воздействия эндолимфы при перемещении на нервные окончания клеток слухового нерва, расположенных в лабиринте.
Важно сказать о возможностях вестибулярного чувства в слуховом восприятии. Слуховой анализатор очень древний, он сформировался первоначально как система анализа вестибулярных раздражений, и только позднее из нее выделилась отдельная подсистема, занимающаяся анализом звуков. Однако примитивные аудигивные функции отолитового органа не были потеряны. Нейрофизиологические исследования показывают, что отолитовый отдел вестибулярного анализатора отвечает на тоны от 16 Гц до 1000 Гц и способен заменить, в некоторых случаях, кохлеарную (улитковую) активность. Нарушения вестибулярной функции наблюдались как при глубоких, так и при менее выраженных изменениях слухового восприятия.
    Встречались отдельные случаи высокой устойчивости вестибулярного аппарата при резко сниженной слуховой функции, и наоборот, при сравнительно хорошей сохранности слухового анализатора – резко сниженная функция вестибулярного аппарата.
    Патологический процесс в слуховом анализаторе изменяет не только функцию вестибулярного анализатора, но и функцию кинестетического анализатора, который также определяет особенности двигательной деятельности глухих (Губерин А.П. Верботональный метод реабилитации лиц с проблемами в коммуникации: автореф. дис. … канд. пед. наук. Загреб.: Монография № 13/К, 1988, 32 с.). 
    У лиц с низкой вестибулярной устойчивостью при действии различного рода ускорений, вращений, наклонов существенно нарушается координация движений, равновесие, снижается способность к максимальному проявлению двигательных качеств, пространственной ориентировке.
    Слуховое восприятие лучше на том ухе, где меньше поражен вестибулярный анализатор, при двухстороннем поражении. Важно иметь в виду высокую степень компенсации вестибулярных расстройств. Компенсация осуществляется за счет центральных отделов анализатора и взаимодействия его с другими сенсорными системами, особенно со зрительной (Машков В.Н. Дифференциальная психология человека. СПб.: Питер, 2008. С. 47– 58).
    Тренировки вестибулярной системы специально подобранными физическими упражнениями повышают функциональную устойчивость вестибулярного анализатора к воздействию неблагоприятных факторов, связанных с нарушениями внутреннего уха. Вестибулярная система, находящаяся в состоянии повышенного раздражения, функционально адаптируется к различным раздражителям (в частности, к физическим упражнениям), в связи с чем ее реактивность значительно понижается. Следовательно, можно предположить, что, воздействуя на вестибулярную систему, можно оказать влияние на слуховое восприятие.
    Следовательно, можно предположить, что, воздействуя на вестибулярную систему, можно оказать влияние на слуховое восприятие А.А. Коржова написала, в истории и теории сурдопедагогики отмечается, что у детей с нарушенным слухом неустойчивая походка, затруднен контроль за движениями и ориентировкой в пространстве. Ученые рассматривают эти факты как проявление недостаточной функциональной активности вестибулярного анализатора, в результате чего глухие по показателям качества равновесия уступают не только слышащим, но и слепым, слабовидящим и умственно отсталым детям (Коржова А.А. Развитие двигательных качеств слабослышащих дошкольников в процессе физического воспитания в специальном детском саду: автореф. дис. … канд. пед. наук. Л.,1990. 24 с.; Дзюрич В.В. Роль слова в развитии движений у глухих школьников: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1971. 20 с.).
    
1.2. Значение координационных способностей для развития детей среднего школьного возраста с нарушением слуха.

    Под двигательно-координационными способностями рассматриваются умение: быстро, точно, находчиво, ловко и экономно, усовершенствовать, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).
    Умения, относящиеся к координации движений, их можно разделить на три группы:
    Первая группа: умение сравнивать и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений.
    Вторая группа: умение поддерживать статику (позу) и динамику равновесия.
    Третья группа: умение выполнять двигательные действия без излишней мышечной скованности, напряжения (Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / сост. В. Зацепин., М.: Академия, 2008. С. 124 – 128).
    Координационные способности, отнесенные к первой группе, зависят от чувства, такие как пространства, времени и мышечного, то есть чувства прилагаемого усилия.
    Ко второй группе координационные способности, относятся от способности устойчивое удерживания положение тела – равновесия, сводящиеся к устойчивости позы в положение статики и ее балансировке во время движения. 
    К третьей группе координационных способностей, относятся, к разделению управления координационной и тонической напряженностей. 
    Первая груп.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.