VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие когнитивных способностей детей дошкольного возраста

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001839
Тема: Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие когнитивных способностей детей дошкольного возраста
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации 
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского»
Факультет социального управления
Кафедра педагогической психологии
Направление 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»




ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ(БАКАЛАВРСКАЯ)РАБОТА



На тему: «Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие когнитивных способностей детей дошкольного возраста»




Работа выполнена студенткой
93146 группы
Балашовой Надеждой Маратовной,

Научный руководитель:
Нижегородцева Надежда Викторовна
Профессор, доктор психологических наук, зав. кафедрой


Допустить к защите
Зав. кафедрой: Нижегородцева Надежда Викторовна
Профессор, доктор психологических наук


«____»___________________20___г.

Ярославль 2018
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………
4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ 
СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА КОГНИТИВНУЮ СФЕРУ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………….


7
§1. История, основные подходы к исследованию игровой деятельности детей………………………………………………………………………..

7
§2. Виды детской игры	……………………………………………………
9
§3. Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности ребенка……
14
§4. Этапы развития сюжетно-ролевой игры………………………………
24
§5. Игра – как средство коррекции психического развития ребенка……
27
§6. Особенности когнитивного развития детей дошкольного возраста...
29
Выводы по главе I…………………………………………………………
35
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ 
СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА КОГНИТИВНЫЕ 
СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА	……………


37
§1. Организация и методы исследования	……………………………….
37
§2.Эмпирическое исследование уровня развития сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста…………………………………….

42
§3. Эмпирическое исследование уровня развития когнитивных способностей у детей дошкольного возраста……………………………

43
§4. Эмпирическое исследование возможности формирования когнитивных способностей у детей средствами сюжетно-ролевой игры……………………………………………………………………….


44
§5.Статистический анализ различий показателей развития сюжетно-ролевой игры и когнитивных способностей у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………


49
§6.Программа сюжетно-ролевых игр……………………………………
51
§7. Рекомендации для воспитателей и родителей по использованию системы сюжетно-ролевых игр для развития когнитивных способностей детей старшего дошкольного возраста…………………


57
Выводы по главе 	II………………………………………………………..
59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..
61
ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ…………………………………………………
62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………….
63
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….
68




ВВЕДЕНИЕ

     Актуальностьтемы исследования заключается в том, что в связи с внедрением федерального государственного стандарта образования появились новые требования к дошкольным учреждениям. Сегодня педагогам и родителям важно не столько передавать конкретные знания малышам, сколько помочь адаптироваться в социуме. Опираясь на требование ФГОС о непрерывности образования, особенно актуальной является проблема социализации в дошкольном возрасте. Возрастной период от 3 до 7 лет отличается особенностями восприятия и осмысленияокружающего мира. Дети этого возраста познают мир через игровую деятельность. Этот фактор следует учитывать при организации учебно-воспитательного процесса с дошкольниками. Кроме того, педагогу важно иметь четкое представление о том, какие именно виды игр характерны для детей определенного возраста. 
     Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что основанием для развития ребенка является процесс деятельности. Именно в деятельности происходит развитие дошкольника. Наиболее благоприятными для этого периода развития является такой вид деятельности, как игра, так как именно в ней проявляются разные стороны развития ребенка. 
     Роль сюжетно-ролевой игры, как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте,определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности: к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых, в общении. Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов. В игре развивается восприятие, память, воображение, образное мышление, самооценка, коммуникативные навыки.  
     Цельюисследования является раскрытие влияния сюжетно-ролевой игры на когнитивные способности детей дошкольного возраста. 
     Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, таких как:
     1. Исследовать теоретические и методологические основы исследования сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.
     2. Проанализировать особенности развития сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте. 
     3. Рассмотреть особенности когнитивного развития детей старшего дошкольного возраста. 
     4. Провести эмпирическое исследование уровня развития сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста.
     5. Провести эмпирическое исследование уровня развития когнитивных способностей у детей дошкольного возраста.
     6. Провести статистический анализ различий показателей развития сюжетно-ролевой игры и когнитивных способностей у детей дошкольного возраста.
     7. Провести эмпирическое исследование возможности формирования когнитивных способностей у детей средствами сюжетно-ролевой игры.
     Объект исследования – развитиекогнитивной сферы детей дошкольного возраста.
     Предмет исследования – влияние игровой деятельности на развитие когнитивных способностей детей старшего дошкольного возраста.
     Гипотеза исследования: организация и  проведение сюжетно-ролевой игры способствует развитию когнитивных способностей детей старшего дошкольного возраста.
     Теоретической базойисследования послужили научные труды таких авторов, как: Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, А.К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн,К.Гросс, Г. Спенсор, К. Бюллер, В. Штерн, А. Адлер, В.В. Абраменкова, Е.Е. Сапогова, Е.О. Смирнова, А.В. Черная и др.
     Методы исследования: 
     1.Теоретический анализ литературы по теме исследования.
     2.Эмпирические методы анализа развития когнитивных способностей и сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста:
* «Диагностическое наблюдение за сюжетно-ролевой игрой»Шаровой С.В., Н.В. Нижегородцевой?3, с. 146 - 148?;
* «Доски Сегена» ?44, с. 25-26?;
* «Чем залатать коврики?» - модификация методики Равенна ?52, с. 137 - 139?;
* «Последовательные картинки» [25, с. 85 - 99];
* метод математической статистики: критерий Манна-Уитни.
     Структура выпускной квалификационной работы:работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
     Практическое значениеисследования заключается в возможности использования сюжетно-ролевой игры для развития когнитивной сферы детей старшего дошкольного возраста, т.к. полученные результаты позволяют осуществлять практическую психологическую работу по применению сюжетно-ролевой игры для оптимизации воспитательного и развивающего процесса.

ГЛАВАI. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА КОГНИТИВНУЮ СФЕРУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

§1. История, основные подходы к исследованиям игровой деятельности детей
      «Единственный путь, ведущий к знанию – 
     это действие» [6, с. 38].
     Б.Шоу
     Детство – это неповторимый этап в развитии личности ребенка. Полноценной и насыщенной жизнь ребенка будет в том случае, если, чувствуя себя активным «деятелем», открывая что-то новое, он будет приобщаться к опыту, которым владеют взрослые. Достичь этого возможно благодаря игре [47, с. 5].
     В психологии на основании исследований таких авторов, как Л.С Выготский, С.Л. Рубинштейн,А.Н. Леонтьев, классифицируют три вида деятельности человека:
     * трудовая;
     * учебная;
     * игровая.
     В практической деятельности они взаимосвязаны. Но, тем не менее, в процессе становления личности выделяют лишь один основной вид, который является доминирующим для конкретной возрастной группы. Исследования доказывают, что основной вид деятельности дошкольников – это игра.
     Первые научно обоснованные исследования роли игры в психическом развитии ребенка проводились в 20 -х годах прошлого века.В связи с тем, что современное общество претерпело значительных изменений, значительно поменялись и психолого-педагогические взгляды, утверждения по проблеме влияния игры на развитие детей. Поэтому указанные исследования во многом являются неактуальными. Так, Д.Б.Эльконин, утверждает, что закономерности развития детей изменяются пропорциональному развитию общества. Особенности детской игры отображают ценности, интересы, представления современных дошкольников, а также уровень их психического развития в целом [54].
     В трудах Ф. Шиллера[53] и Г. Спенсера [22]отмечено, что основной причиной возникновения игры является высвобождение скопившейся энергии. Г. Спенсер [22] считает, что содержание игры состоит из «самоподражания». Такие авторы, как М. Шаллер [22], М. Лацарус [22] и Дж. Штейнталь [22], которые являются представителями теории «активного отдыха»,  сходятся во мнении, что игра предназначена для психического отдыха. 
     Впервые предпринял попытку научно обосновать сущность игры как основного вида деятельности детей дошкольного возраста немецкий психолог К.Гросс [2, с. 8 - 19]. Автор называет игру «изначальной школой поведения». Он отмечает, что, несмотря на мотив и вид игры, цель такой деятельности состоит в том, чтобы воспитывать детей, прививать дошкольникам нормы общепринятого поведения.
     В труде К.Гросса «Душевная жизнь ребенка» (1916) впервые была четко сформулирована теория игры и ее влияние на психическое развитие ребенка.  Данная теория утверждает, что игра – это не что иное, как врожденный инстинкт, предназначенный для адаптации, приспособления малыша к жизни вне организма матери [46, с. 7]. Такой подход к игровой деятельности ребенка называется биологизаторским.
     Другой исследователь К. Бюллер [2, с.8 - 19], в целом соглашаясь с теорией К. Гросса, отмечал, что основным механизмом детской игры является стремление к удовольствию. 
     Ф. Бонтендайк [2, с. 8 - 19] также является представителем указанного направления, но автор обратил внимание на то, что игра не может являться упражнением и анализирует такую деятельность детей с точки зрения социальной природы игры. 
     Многие исследователи данной проблемы указывают на то, что в играх дети повторяют то, за чемони наблюдают, что доступно их пониманию. Поэтому игра – это развивающая социально направленная деятельность, которая позволяет усвоить социальный опыт.
     На принципиально других основаниях строились исследования детской игры в советской психологии. Д.Б. Эльконин называет игру «арифметикой социальных отношений». Автор считает, что игра – это основной вид деятельности, который способствует развитию психических функций, активизирует познавательную сферу ребенка. Д.Б. Эльконин утверждает, что игровая деятельность по природе своей – явление социальное. Она как будто «отражает» мир взрослых [54, с. 128].
     А.Н. Леонтьев благодаря экспериментальным исследованиям доказал, что именно в игре ребенок овладевает недоступным для него кругом действительности [34]. Игровая деятельность высоко информативна и познавательна для дошкольников. Она является сферой социального и творческого выражения, реализации. Такая деятельность помогает малышу определить свое место в коллективе сверстников, передать социальную практику, основанную на подражании взрослым.
     Как показывают исследования Л.С. Выготского [15], Д.Б. Эльконина [54], и других авторов, именно сюжетно-ролевая игра дошкольника определяет формирование главных возрастных новообразований дошкольника, формирует систему отношений ребенка к окружающему миру. 
     Исследователями было отмечено, что характер игры существенно изменяется по мере взросления малыша: формируется иная структуры, содержание и мотивация игровой деятельности.
     Так, психологом Абраменковой В.В. детская игра рассматривается как «школа социализации ребенка», так как именно в игровой деятельности ребенок способен не только подражать поведению взрослых, но и самостоятельно обдумывать, определять свои действия [1]. 
     Таким образом, первые исследования игры и ее роли в психическом развитии ребенка дошкольного возраста представлены в рамках биологизаторского подхода. Современные исследования роли игровой деятельности в психическом развитии ребенка рассматривают ее значимую роль в развитии его личности (Абраменкова В.В. Сапогова Е.Е., Смирнова Е.О., Черная А.В.).

§2. Виды детской игры
     В зависимости от возраста малыша изменяются и виды игр. Так, дошкольный период классифицируют на такие этапы:
     * младшие дошкольники (3–4 года);
     * средние дошкольники (4–5 лет);
     * старшие дошкольники (5–7 лет).
     Для каждого из указанных периодов характерны особенности физического, психического и эмоционального развития. Поэтому игры постепенно усложняются, дополняются, проходя определенные этапы.
     Е.А. Алябьева указывает, что организовывая детские игры очень важно учитывать возрастные мотивы игровой деятельности дошкольников разного возраста: для старших детей подойдут роли «взрослых», наставников, малышам же больше понравятся простые игровые действия или роли, где требуется проявление заботы и помощи [4, с. 6]. 
     Анализируя литературу по возрастной психологии, можно классифицировать такие виды игровой деятельности дошкольников:
     1. Манипулирование предметами присуще детям от рождения до трех лет. Такие действия многие исследователи не относят к собственно игре, так как отсутствуют ролевые признаки, условия, установленные правила. В отдельную группу относят сенсорные игры для детей указанного возраста.
     2. В 3 года ребенок уже может подражать взрослым, под руководством воспитателя выбрать роль и придумать сюжет. На данном этапе характерными становятся так называемые режиссерские игры, когда дети лишь реализовывают сюжет, придуманный взрослым. Ж.Пиаже отметил, что восприятие ребенка указанного возраста имеет эгоцентричный характер. Поэтому пока малыш не может принимать условия, которые противоречат его собственному опыту, ребенок не может поставить себя на позицию другого (например, играть в доктора и лечить больных).
     3. К четырем года дошкольники обучаются образно-ролевым играм. Дети этого возраста уже способны самостоятельно придумать сюжет, выбрать роль, взаимодействовать с другими участниками – сверстниками в процессе игры. Именно в этот возрастной период дошкольники овладевают искусством коллективной игры. Любимыми занятиями становятся подражание доктору, водителю, пожарному и др.
     4. Старшие дошкольники способны освоить игру с установленными правилами.
     Задача воспитателя - помочь, поддержать ребенка, создать необходимые условия для обеспечения саморазвития и самосовершенствования. В этом и заключаются цели и задачи современного воспитания, построенных на гуманистических идеях, духовно-нравственных ценностях, демократических основах устройства жизнедеятельности ребенка [23, с. 26].
     Таким образом, первичной формой детской игровой деятельности является предметная игра, которая проявляется в манипулировании предметами. Но, Д.Б. Эльконин не относил предметные действия детей раннего возраста к игре как таковой. Данный автор считал первой игрой детей – ролевую. 
     Рассмотрим виды игр по количеству участников. Они бывают индивидуальными и групповыми. В свою очередь, указанные виды подразделяются на подвиды. Так, М. Паттерн выделил следующие подвиды индивидуальных игр малышей раннего возраста:
     * игра-наблюдение (ребенок наблюдает за игровой деятельностью других детей);
     * параллельная игра (малыш играет самостоятельно, но в непосредственной близости с другими детьми);
     * игра в одиночестве.
     Также в педагогической литературе выделяют следующие разновидности игр по количеству участников:
     * связную игру (дети играют вместе, но каждый участник развивает сюжет по своему усмотрению);
     * совместную игру (дети придумывают и реализовывают совместный сюжет игры).
     Именно в совместной игре дошкольники приобретают коммуникативные навыки, учатся согласовывать свои действия с другими участниками игры,  обучаются взаимопомощи. Совместная игра приводит к разнообразию сюжета, усложнению содержания игры.
     Длительность игры также зависит от возрастной категории дошкольника. Так, трехлетний малыш может играть до 15 минут, после чего, в связи с особенностями развития эмоционально-психической и физиологической сферы ребенка, ему требуется смена вида деятельности. В 5 лет игра может продолжаться до 50 минут. А дети старшего дошкольного возраста могут посвятить игре уже несколько часов подряд.
     Рассмотрим разновидности групповых игр. В педагогической литературе выделяются следующие виды: 
     1. Игры с правилами;
     2. Подвижные игры;
     3. Сюжетно-ролевые игры.
     Так, игры с правилами представляют собой вид групповой деятельности дошкольников, в которой участники действуют по заранее установленным правилам. Важно отметить, что данный вид игр формируется на основе ролевых. Именно в понимании роли, ребенок учится придерживаться установленных правил и требований. 
     Благодаря таким играм дошкольники учатся управлять собственным поведением в соответствии с принятыми правилами.
     Подвижные игры способствуют реализации врожденной необходимости детей в активности. Как отметил, П. Ф. Каптерев [26], характер подвижных игр изменяется с возрастом, а именно, усложняется содержание и снижается непосредственно сама двигательная активность.  Психологами отмечено, что потребность в активности в процессе онтогенеза, имеет волнообразный характер. Так, наибольшая потребность возникает в 2-3 года, затем она постепенно снижается и снова возникает в 6-7 классах и уже в 8-9 классе заметно снижается.
     Согласно проведенным исследованиям, отмечено, что наиболее популярными играми у дошкольником оказалисьтрадиционные бытовые сюжеты: «Магазин», «Больница», «Парикмахерская». Ниже дети предпочитают играть в игры, связанные с уходом за куклой. Мальчики выбирают играть в мультипликационных героев и полицейских.
     Интересным фактом стало то, что игры дошкольников, сюжетом которых был бы основан на профессии близких малышам взрослых, практически отсутствуют. Это связано с тем, что такие профессии, например, как экономист, менеджер и другие непонятны и недоступны для ребенка, они не дают содержательного материала для игр. Современные дошкольники предпочитают подражать мультипликационным героям. Таким образом, идеи отечественной педагогики по данной проблеме, которые опирались на то, что социальная жизнь взрослых является материалом для детских игр, стали неактуальными. 
     В связи с этим, можно сделать вывод о том, что многие проведенные исследования по данной проблеме устарели, и появилась острая необходимость в построении новой концепции и подходов к сюжетно-ролевой игре дошкольников.
     
§3. Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности ребенка
     
     На границе раннего и дошкольного возраста появляется сюжетно-ролевая игра, которая становится ведущей деятельностью дошкольников. На ее сюжеты оказывает влияние окружающая среда. П.Ф. Каптерев отмечает следующие особенности развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников: «Воспроизводя в игре окружающую действительность, дитя недолгое время ограничивается простым, буквальным воспроизведением. Мало-помалу оно начинает сочетать имеющиеся у него факты по-своему, под влиянием минутного настроения, случайных впечатлений и мыслей, откуда-то приходящих в голову; возникают первые слабые опыты творчества, постепенно усиливающиеся. Этой творческой игре препятствовать не следует, напротив, нужно ей способствовать и предоставить соответствующий материал» [цит. по 26]. 
     В процессе сюжетно - ролевой игры происходит формирование важнейших психологических новообразований у ребенка: усвоение мотивов общественно значимой деятельности, первичное овладение моралью, развитие воображения.
     В педагогической литературе сформулировано следующее определение сюжетно-ролевым играм – это воспроизведение дошкольниками действий взрослых и отношений между ними.
     Структурные элементы сюжетно-ролевой игры следующие:
     * роль;
     * сюжет;
     * содержание;
     * правила;
     * игровые действия;
     * ролевые и реальные отношения;
     * игровые предметы;
     * предметы-заменители.
     Главным структурным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. 
     От возраста ребенка зависит не только вид игры, но и ее сюжет. Как уже было указано, дети играют, опираясь на собственный опыт. Отсюда появляются и темы игр. Так, младшие дошкольники увлеченно имитируют предметную деятельность. Например, «готовят чай», «режут хлеб», «готовят печенье». Им интерес сам процесс, а не результат. Часто дети, «приготовив печенье для мамы», вовсе забывают о том для кого и зачем они так старательно «пекли печенье».
     Дошкольников среднего возраста интересуют отношения между людьми. Детям такого возраста не столько важно «испечь печенье», сколько «накормить им кукол» или «пригласить гостей на чаепитие».
     Детей 5– 7 лет игровые манипуляции с предметами интересуют немного. Им намного важнее социальная сторона игры, полноценная реализация роли.
     В таблице 1 описаны особенности игровой деятельности дошкольников младшего и старшего возраста [13].
     Не менее важным структурным компонентом сюжетно-ролевой является роль – это способ поведения в различных ситуациях, которые соответствуют принятым в обществе нормам Дошкольник может выполнить роль в том случае, если малыш уже знаком со сферой деятельности, которая отображена в сюжете игры. Это связано с тем, что основным источником сюжета детских игр является повседневная действительность.
   Таблица 1
   
   Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста
   
Компоненты игровой деятельности
Младшие дошкольники
Старшие дошкольники
Сюжет
Бытовой
Социальный, межличностный
Количество ролей
1–2
до 10
Количество участников
1–2
до 15
Правила
Не устанавливаются
Устанавливаются самостоятельно
Игровые действия
Однообразные
Разнообразные
Создание игровых ситуаций
Под руководством взрослого
Самостоятельно
Объединение нескольких игр в одну
Отсутствует
Присутствует по желанию участников
Используемые предметы
Готовые
Самодельные, смысловые заместители
Продолжительность
Кратковременные
До нескольких дней
Планирование игры
Отсутствует
Присутствует
Завершение игры
Неожиданное, без конкретного результата
Запланированное
     
     В сюжетно-ролевой игре ребенок принимает позицию другого человека (или многих людей) и воспринимает ситуацию глазами этих людей в рамках одного сюжета. В процессе такой деятельности малыши учатся общепринятым правилам и нормам поведения, значение их выполнения для поддержания отношений с окружающими, что способствует  формированию осознанности в выполнении этих социальных правил. 
     Сюжетно-ролевая игра открывает перед дошкольником мотивы трудовой деятельности взрослых, раскрывает их общественное значение. Выполняя определенную игровую роль, ребенок учится сдерживать собственные желания ради достижения общественной цели.
     На протяжении дошкольного возраста заметно изменяется отношение ребенка к правилам игры. Так, сначала малыш часто нарушает правила, даже  не замечая этого. Нарушения правил другими участниками также остаются незамеченными, поскольку ребенок еще не в достаточной мере осознает значение и необходимость выполнения этих правил.  Дети старшего возраста уже стараются выполнять правила и реагируют, выражая недовольство, на их нарушение другими участниками.
     В процессе сюжетно-ролевой игры дошкольников формируются реальные и ролевые отношения. Нередко среди участников возникают споры по поводу распределения ролей. Если договориться не удается, то игра распадается или какой-либо участник выходит из нее. Психологами отмечено, что чем старше ребенок, тем больше у него возникает потребность в совместных играх. Поэтому старший дошкольник чаще идет на уступки, вопреки собственным желаниям, ради совместной игры со сверстниками.
     Достаточно часто реальные отношения противоречат ролевым. Младшие дошкольники практически не могут разрешить такие противоречия самостоятельно – в таких ситуациях требуется помощь взрослого. Тогда как старшим дошкольникам вполне по силам разрешить спорную ситуацию самостоятельно.
     Во время ролевой игры дошкольники используют различные предметы: игрушки, уменьшенные копии реальных предметов, которыми пользуются взрослые (ложечки, лопатки, совочки и др.), предметы-заменители. Замещение чаще всего происходит тогда, когда нет подходящего предмета (например, ложечки для кормления куклы – можно заменить недостающий предмет палочкой). 
     Отмечено, что чем старше ребенок, тем самостоятельнее он выбирает и применяет заменители предметов в игре. Как указал Д.Б.Эльконин, дети в качестве предметов-заменителей обычно выбирают неоформленный материал, у которого нет фиксированной функции, например, палочки и камешки [54].
     Немаловажное значение для развития сюжета имеют игровые атрибуты. Такие предметы помогают малышу овладеть ролью и создать игровую ситуацию. Например, дошкольник лучше освоит роль врача в белом халате и « чемоданчиком доктора». Особенно важными являются игровые атрибуты для младших дошкольников.
     Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из ее характерных черт. Каждый ребенок свободен в выборе средств реализации образа. Свобода в воплощении игрового замысла позволяет дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни  ему недоступны, например, полет на ракете или путешествие в «страну Динозавров». Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своему желанию выбирают партнеров, самостоятельно устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения.
     Но самое главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. На эту особенность игры указывал К.Д. Ушинский: «...в игре же дитя - зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями» [цит. по 19].
     Сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет ребенку радость и удовольствие самим своим процессом.
     Таким образом, на протяжении дошкольного возраста развитие и усложнение содержания сюжетно-ролевой игры осуществляется по следующим направлениям:
     - усиление целенаправленности и последовательности, связности изображаемого;
     - постепенный переход от развернутой игровой ситуации к свернутой, обобщение изображаемого в игре.
     Отечественные психологи и педагоги советского периода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.) всегда уделяли игре ребенка чрезвычайное внимание. Их исследования показали, что сюжетно-ролевая игра социальна по своим мотивам, по происхождению, содержанию, структуре и функциям. Д.Б. Эльконин, проанализировав большое количество этнографического материала, пришел к выводу, согласно которому сюжетно-ролевая игра возникает в обществе не сразу, а по мере усложнения производства и является организуемой взрослым формой подготовки ребенка к будущей жизни в человеческом обществе. Богатый материал наблюдений и экспериментов свидетельствует, что содержанием возникающих у ребенка игр является отражение окружающей его действительности профессиональная деятельность взрослых, их взаимоотношения, отношение к детям и пр. Игра у детей появляется лишь в том случае, если им знакома не только предметная сфера деятельности человека, но и специфика его взаимоотношений с другими людьми в процессе этой деятельности. В игре «воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности» [54, с. 20].
     Большой интерес имеют исследования, направленные на выявление значения игры для развития произвольности психических процессов. «Ребенок действует в игре по линии наименьшего сопротивления, т. е. он делает то, что ему больше всего хочется... В то же время он научается действовать по линии наибольшего сопротивления: подчиняясь правилам, дети отказываются от того, что им хочется, так как подчинение правилам и отказ от действия по непосредственному импульсу в игре есть путь к максимальному удовольствию» [15, с. 71]. Таким образом, чтобы было удовлетворено основное желание ребенка - действовать как взрослый, ему  необходимо подчинить свое поведение правилам, содержащимся в роли. Выполнение правила есть средство реализации обобщенных аффектов ребенка.
     У дошкольников качественные и количественные показатели произвольного запоминания, удержания определенной позы, построения сложного движения в условиях игры гораздо выше, чем в ситуации выполнения прямого задания взрослого (Истомина, 1948) [38]. Наибольшие различия в этом отношении наблюдаются в поведении детей 5-6 лет (этот возраст является кульминацией в развитии сюжетно-ролевой игры). Именно в этот период мотивы игровой деятельности лежат в выполнении роли, в реализации замысла сюжета, а не в воспроизведении игровых действии самих по себе, как это имеет место в раннем возрасте (Славина, 1948) [38]. Ребенок длительно удерживает позу «часового» потому, что цель действия - удержать заданную позу - прямым образом связана с мотивом выполнить роль часового, вытекает из него и тем самым становится для ребенка осмысленной, понятной и остро значимой. У детей до 6 лет показатели произвольного поведения в игровой ситуации были более высокими, чем в лабораторной ситуации; у детей 6-7 лет эти показатели во всех сериях (и в лабораторной и в игровой) одинаково высоки [38]. Игра, вследствие непосредственной связи мотива и цели, создает благоприятные условия для того, чтобы ребенок сам ставил перед собой такие задачи, какие еще не возникают перед ним в других его жизненных отношениях (например, задачи произвольного запоминания и припоминания). Решая подобные задачи, он научается отвечать требованиям, вытекающим из этих задач [38]. 
     Во всех экспериментах, посвященных выяснению значения сюжетно-ролевой игры для развития произвольности как общего свойства различных психических процессов, ясно выступает и подчеркивается тот факт, что в ходе разрешения игровых задач создаются условия для осознания ребенком собственных действий (запоминание и припоминание, построение сложного движения, выделение и применение социальной функции контроля и пр.), что ведет к более глубокому пониманию их значения. В своем исследовании особенностей овладения детьми сложным движением А.В. Запорожец специально подчеркивает, что игра только упражняет новые виды движения, но не порождает их. Все новообразования возникают лишь в ситуации элементарных форм прямого обучения, осуществляемых путем непосредственного показа движения или требования выполнить задание в хорошо организованных условиях. Однако эти формы не могут обеспечить дальнейшего развития новообразований, поскольку для ребенка отношение мотива и цели в ситуации обучения еще недоступно. Лишь в игре, где необходимость выполнения показанного движения прямо вытекает из роли, становится возможным подлинное овладение значением движения. Эту мысль важно учесть для понимания того, что же действительно развивается и формируется в игре.
     Произвольное поведение может быть интерпретировано как способность человека действовать в соответствии с образцом и контролировать свое поведение путем сопоставления с этим образцом [54, с. 285]. Поскольку в любой роли в скрытом виде заключены как образец определенные правила поведения, принятие ребенком на себя какой-либо роли дает возможность осуществлять оба составляющих волевое поведение процесса. Роль - это образец того, как надо действовать. Соответственно этому образцу ребенок и ведет себя: он как бы со стороны смотрит на ход выполнения образца поведения, при отклонении от образца корректирует сначала поведение партнера в роли, затем для него становится возможной коррекция и своего собственного поведения. Важным аспектом развития произвольности поведения детей является формирование контрольной функции, которая отвечает за четкое и полное выполнение правила, следование образцу поведения.
     Сюжетно-ролевая игра способствует выделению и освоению дошкольниками социальной функции контроля, т. е. раскрытию его смысловой стороны [11]. Это осуществляется, в частности, за счет того, что правила контроля составляют основное содержание игровых действий, вплетаются в систему ролевых взаимоотношений детей. Для детей 6 -7 лет сюжетно-ролевая игра уже в большей степени утрачивает свое значение в выделении социальной стороны контроля. 
     Во всех рассмотренных исследованиях нашла подтверждение мысль Л.С. Выготского о том, что творческая ролевая игра создает зону ближайшего развития ребенка, что в игре возможен более высокий уровень достижений ребенка, который затем становится его обычным уровнем. Таким образом, развитие познавательных и волевых процессов дошкольников, происходящее за счет особенностей игровой мотивации, связано главным образом с выполнением ребенком взятой на себя роли.
     Необходимо также отметить важное значение игры для развития мотивационно-потребностной сферы ребенка. В сюжетно-ролевой игре в результате эмоционально-действенной ориентации ребенка в смыслах человеческой деятельности возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности; возникает и получает свое развитие и новая психологическая форма мотивов. «В игре происходит переход от мотивов, имеющих форму досознательных, аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности» [54, с. 277].
     В играх складываются благоприятные условия для формирования взаимоотношений детей.
     Исследования, проведенные А.П. Усовой и ее учениками, выявили следующие уровни (этапы) становления таких взаимоотношений на протяжении дошкольного детства [51]:
     1. Уровень неорганизованного поведения, которое ведет к разрушению игр других детей (ребенок отнимает игрушки, ломает постройки, мешает играющим детям). Главным образом, такое поведение встречается у младших дошкольников, которые еще не умеют занять себя, не представляют последствий своих действий для других. Однако в последние годы возросло число детей с признаками агрессивного поведения, с тенденцией к разрушению. Поэтому и среди старших дошкольников встречаются дети первого уровня.
     2. Уровень одиночных игр. Он характерен тем, что ребенок не вступает во взаимодействие с другими детьми, но и не мешает им играть. То, что ребенок сосредоточен на своей игре, умеет ее организовать, является предпосылкой для перехода к совместным .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44