- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Формирование ценностных ориентаций подростков во внеурочной воспитательной работе
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W010996 |
Тема: | Формирование ценностных ориентаций подростков во внеурочной воспитательной работе |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) Факультет психолого-педагогического и специального образования Кафедра психологии развития личности Допустить к защите Зав. кафедрой психологии развития личности, д.пс.н_______Г.С. Корытова «_____» ___________________ 2018 г. Формирование ценностных ориентаций подростков во внеурочной воспитательной работе Выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа) Руководитель: Доцент кафедры ПРЛ к.пс.н., доцент ______________В. С. Иванова Автор работы: Студент(ка) 841 группы Павленко Анастасия Андреевна Дата защиты «___» ________ 2018 г. Оценка «______________________» ТОМСК 2018 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 3 Глава 1. Теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме 1.1 Формирование ценностных ориентаций подростков 7 1.2 Влияние внеурочной воспитательной деятельности на формирование ценностных ориентаций подростков 10 1.3 Семья как определяющий фактор в формировании ценностей 16 1.4 Формы внеурочной воспитательной работы, влияющие на формирование ценностных ориентаций подростков 21 Глава 2. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций 2.1 Организация и проведение исследования 34 2.3 Методы и методики исследования 34 2.2 Результаты и анализ эмпирического исследования 36 Заключение 56 Список литературы 62 Приложение 1 67 Приложение 2 71 Приложение 3 77 Введение Актуальность исследования. На сегодняшний день образовательный процесс в некоторых школах стал ориентированным в большей степени на учебную деятельность детей, тогда как воспитанию личности в условиях общеобразовательной школы уделяется зачастую мало внимания. Между тем, большой социализирующий потенциал несет в себе внеурочная деятельность. В связи с этим для современной педагогической науки проблема формирования ценностных ориентаций подростков во внеурочной воспитательной деятельности является актуальной. Ценностные ориентации являются одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Связь ценностных ориентаций с тенденцией личности приобретает особое значение. Система ценностных ориентаций определяет содержание направленности личности и составляет основу ее взглядов на мир, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения, ядро мотивации и «философию жизни». Ценностные ориентации – способ дифференциации объектов действительности по их значимости. Направленность личности выражает одну из самых важнейших характеристик, определяющих социально – нравственную ценность личности. Содержание направленности – это, прежде всего доминирующие, социально обусловленные отношения человека к миру. Именно через направленность личности ее ценностные ориентации находят свое реальное выражение в активной деятельности человека, то есть, они должны стать стабильными мотивами деятельности и превратиться в убеждения. На протяжении веков, человечество имело ценности, отказ от которых привел к гибели некогда могущественной цивилизации. К таким безусловным ценностям относятся семья и уважение к человеческой жизни, которая является даром. Наше собственное будущее, как и будущее мира, рождается в наших семьях. Семья играет главную роль в формировании нравственных устоев, жизненных принципов ребенка. Это зависит от того, как строятся отношения в семье, какие ценности и интересы выдвигаются у её старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Набор ценностей, которые индивид усваивает в процессе социализации проходит в его семье и обществе, и поэтому исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальным в ситуации серьезных изменений в идеологической и духовной сферах нашего общества. Когда существует некоторая «размытость» общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются нарушенными, исчезают традиционные нормы, в постулируемых обществом идеалах и ценностях появляются противоречия. Эта ситуация особенно опасна для современных подростков, у которых еще не сложилась система нравственного ориентирования. Их ценностные ориентации находятся в стадии формирования, но в современных условиях они часто идут вразрез с ценностными ориентациями родителей. Одна из главных особенностей подросткового возраста – смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений с взрослыми. Одной из наиболее важных потребностей переходного возраста является необходимость быть свободным от контроля со стороны родителей и учителей, а также от установленных ими правил и порядков. Взросление от «ребенка к подростку» неизменно сопровождается желанием глубже понять себя, разобраться и понять свои чувства, своё настроение, мнение. Жизнь подростка должна быть наполнена какими – то содержательными отношениями, интересами, переживаниями. Именно в подростковом возрасте начинает формироваться определенный круг интересов, который постепенно приобретает стабильность. Этот круг интересов является психологической базой ценностных ориентаций подростка. В этом возрасте происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, растет интерес к вопросам философии, религии, морали и эстетики. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным. Проблема развития ценностных ориентаций является междисциплинарной и имеет богатую историю развития. Она изучалась философами: Н. А. Бердяевым, Н. О. Лосским, А. А. Лосевым, М. А. Каганом, социологами: У. Томасом, Ф. Знаменским, М. Вебером, психологами: А.Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном В. Н. Мясищевым и Б. Г. Ананьевым, Л. И. Божович и педагогами: В. А. Караковским, В. А. Сластениным, И. Я. Лернером, И. Л. Федотенко. Цель исследования: изучить процесс становления ценностных ориентаций подростков во внеурочной воспитательной деятельности и провести диагностику и сравнительный анализ результатов 9 и 11 классов. Из поставленной цели нами решаются следующие задачи. Задачи исследования: Провести теоретический анализ по теме исследования и рассмотреть влияние внеурочной воспитательной деятельности на формирование ценностных ориентаций подростков. 2) Диагностировать и определить уровень ценностных ориентаций с помощью психодиагностических методик. 3) Провести сравнительный анализ уровней ценностных ориентаций учеников 9 и 11 класса. Методы и методики исследования: Методы: теоретический анализ педагогической и психологической литературы по проблеме, наблюдение за деятельностью школьников, анкетирование, беседа, метод математической обработки ( качественный и количественный анализ); Методики: диагностика ценностных ориентаций подростков (В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина) и тест исследования реальной структуры ценностных ориентаций личности (С. С. Бубнова). Объект исследования: ценностные ориентации подростков во внеурочной деятельности. Предметом исследования являются: динамика и развитие ценностных ориентаций учеников 9 и 11 класс во внеурочной воспитательной деятельности. Гипотеза исследования: в проводимом исследование выдвигается гипотеза о том, что, у обучающихся 9 класса уровень ценностных ориентаций выше, чем у обучающихся 11 класса Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученных: Алексеев В.Г. , Белинская Е.П, Борисова, Е. С, Кирьякова А. В. , Михайлева Е. Г. , Мурзина К. Е. , Потапова И. И, Ремшмидт X. , Яницкий М. С. и др. Практическая значимость работы заключается в том, что, результаты экспериментального исследования дают материал для качественно нового рассмотрения вопросов обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. База и выборка исследования: в исследовании принимало участие 26 обучающихся 9 класса и 26 обучающихся 11 класса СОШ №58 г. Томска в возрасте 14 - 17 лет. Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Объём: 77 страниц Глава 1. Теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме 1.1. Формирование ценностных ориентаций подростков «Ценностные ориентации – это относительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности. В ценностных ориентациях как бы собирается весь жизненный опыт, накопленный в индивидуальном развитии человека» [2, с. 403], определяющий его отношения с другими людьми, преобразования личности, в том числе и по отношению к самому себе. В данном определении, наиболее ясно отражено содержание ценностных ориентаций человека, их динамичный характер, их функции и значение в жизни человека, в развитии его личности [2]. Исследование влияния ценностных ориентаций личности индивида на различные сферы ее деятельности доказывает положение о том, что общие и специфические условия деятельности, преломляясь в сознании, по – разному проявляются в реальном поведении [8]. Ценностные ориентации личности, взаимосвязанные с внутренним миром, с окружающей реальностью, образуют сложную многоуровневую иерархическую систему, занимающую граничное положение между мотивационной – потребностной сферой и системой личностных смыслов. Соответственно, ценностные ориентации личности выполняют двойственные функции, с одной стороны, система ценностных ориентаций выступает в качестве высшего контрольного органа для регулирования всех факторов человеческой деятельности. С другой стороны, как внутренний источник жизни. Таким образом, система ценностных ориентаций является наиболее важным психологическим состоянием саморазвития и личностного роста, определяя в то же время его направление и пути его развития [5]. По своему функциональному значению личные ценности можно разделить на две основные группы: терминальные и инструментальные, действующие соответственно, в качестве личных целей и средств их достижения. В зависимости от направленности на личностное развитие или на сохранение гомеостаза ценности могут быть разделены на высшие (ценности развития) и регрессивные (ценности сохранения). В то же время терминальные и инструментальные, высшие и регрессивные, внутренние и внешние по происхождению могут соответствовать разным уровням или этапам личностного развития [7]. Настройки, отношения и ценностные ориентации личности регулируют реализацию потребностей в различных социальных ситуациях. В. Я. Ядов объединяет все описанные выше регулятивные образования как диспозиции, то есть «предрасположенность». В своей «диспозиционной концепции регулирования личного поведения», Я. Ядов утверждает иерархическую организацию системы диспозиционных образований. В схеме, которую он разработал, на уровне системы диспозиции существуют элементарные стационарные установки, которые бессознательны и связаны с удовлетворением жизненных потребностей. Второй уровень составляют социально фиксированные установки или отношения, взгляды, которые формируются на основе потребностей человека во включении в конкретную социальную среду. Третий уровень системы диспозиций – основные социальные условия – отвечает за регулирование общей ориентации интересов в различных сферах применения. Высшим уровнем диспозиции личности является система ценностных ориентаций, соответствующая более высоким социальным потребностям и ответственная за отношение человека к жизненным целям и средствам их удовлетворения. Каждый уровень диспозиционной системы задействован в различных сферах: в установлении связи в ближайшем семейном окружении, небольшой контактной группе, конкретной сфере деятельности и, наконец, в определенном типе общества в целом. Отдельные уровни диспозиционной системы отвечают за такие виды деятельности как: индивидуальные поведенческие акты в реальной предметной ситуации; за действия, выполняемых в обычных ситуациях; за поведение как систему действий; за целостность поведения или деятельности человека. Таким образом, можно сделать вывод, что уровни регулирования поведения в концепции диспозиций В. Я. Ядова отличаются в соотношении биологических и социальных компонентов по своему содержанию и происхождению. Ценностные ориентации как высший уровень диспозиционной системы, по мнению В. Я. Ядова, тем самым полностью зависят от социального сообщества, с которым человек идентифицирует себя [58]. Формирование и развитие систем личностных смыслов и ценностных ориентаций носит взаимосвязанный и взаимодетерминирующий характер. Как справедливо замечает Д. А. Леонтьев, личностные ценности являются одновременно и источниками, и носителями значимых для человека смыслов [27]. Г. Е. Залесский связывает личностные ценности и смыслы через понятие «убеждение». Убеждение, являясь интегрирующим элементом механизма регуляции активности человека, представляет, по его мнению, «осознанные цели, субъективно готовые к реализации путём их использования в социально – ориентировочной деятельности». По словам Г. Е. Залесский, убеждения являются импульсивными и когнитивными функциями. Убеждение, выступая в качестве стандарта, оценивает конкурирующие мотивы с точки зрения их соответствия содержания той ценности, которую оно призвано реализовать, и выбирает практический способ её практической реализации. Как пишет Г. Е. Залесский, «убеждение носит как бы двойной характер: принятые личностью социальные ценности «запускают» его, а будучи актуализированным, уже само убеждение вносит личностный смысл, пристрастность в реализацию усвоенной общественной ценности, участвует в актах выбора мотива, цели, поступка»[18 c. 25]. При этом чем выше в субъективной иерархии находится убеждение, соответствующее той или иной ценности, тем более глубокий смысл придаётся его реализации, а следовательно, и выделенному с его участием мотиву [18]. С. С. Бубнов выделяет многоструктурную ценность личности: приятное времяпрепровождение, отдых; высокое материальное благополучие; поиск и наслаждение прекрасным; помощь и милосердие другим людям; любовь; познание нового в мире, природе, человеке; высокий социальный статус и управление людьми; признание и уважение людей и влияние на других; социальная деятельность для достижения позитивных изменений в обществе; связь; здоровье. В педагогической литературе широко представлены системы ценностей, которые необходимо включить в содержание образования. Например: В. А. Караковский [24] выделяет следующие: земля, Отечество, семья, труд, знание, культура, мир, человек И. Я. Лернер [28] выделяет: Познание, здоровье, истина, социальная справедливость, честь и достоинство, свобода и право выбора, природа и культура родного края. Таким образом, ценности в трудах этих педагогов различаются в соответствии с принципом сфер жизни школьника, ценностные ориентации выступают как особые психологические образования, всегда представляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве её элементов. 1.2. Влияние внеурочной воспитательной деятельности на формирование ценностных ориентаций подростков Внеурочная деятельность – это совокупность всех видов деятельности, в которой решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий [9]. Подростковый возраст выделяется и рассматривается исследователями с различных позиций. Итак, с точки зрения биологического подхода к развитию личности, подростковый период совпадает с пубертатной стадией жизнедеятельности, которая характеризует совокупность соматических изменений, которые наиболее очевидны в физическом развитии и половом созревании. В пубертатный период наблюдается отчетливое ускорение роста с изменением пропорций тела, подчиненных конкретным закономерностям: усиление роста кистей и стоп, затем бедер, груди и плеч и в последнюю очередь – туловища. Половое созревание, в свою очередь, сопровождается резким повышением половых гормонов в плазме. Таким образом, половой период характеризуется гормональным «взрывом», который дает огромную нагрузку на организм подростка [17]. С точки зрения деятельностного подхода (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев и другие), подростковый период совпадает с определенным видом ведущей деятельности – интимно-личностным общением [1]. Так, опираясь на концепцию деятельностного подхода Л. С. Выготского, положившего в основу периодизации ведущую деятельность, психическое развитие подростка можно рассматривать в контексте следующих признаков: базовые взаимодействия со взрослыми и сверстниками, возникающие как часть ведущей деятельности; появление основных новообразований, связанных с овладением ведущими видами деятельности. Ведущая деятельность подростка – интимно-личностное общение, являющееся своеобразной формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые присущи взрослым. Для подростков эти отношения наиболее важны, чем отношения со взрослыми. Учитывая внеклассные мероприятия в контексте образования, мы исходили из того, что образование как культурное явление включает в себя и внеклассные мероприятия [12]. В этом смысле внеклассная деятельность должна строиться «культурно обусловленной», то есть ее цели должны быть связаны с пониманием культурных целей отдельных групп людей, в данном случае подростков. Этот антропологический подход позволяет лучше понять подростка и, как важный принцип организации этой деятельности, подчеркнуть ее культурную интенсивность. В педагогике и психологии общепризнано, что развитие личности возможно только в культурной среде. Именно культурная среда создаёт разнообразие зон развития и положение по их выбору, что подразумевает «свободу культурного самоопределения» подростка: в частности, культурную среду дополнительного образования, среду божественной жизни, школа определяет зону внеклассной культурной деятельности. Именно в этой деятельности, основанной на принципе культурной напряженности, подросток является субъектом этой деятельности [49]. Вопросу внеурочной деятельности посвятили свои исследования такие авторы – как В. О. Кутьев, В. Д. Шадриков, И. Д. Демакова и другие. Таким образом, В. О. Кутьев в своей работе «Внеурочная деятельность школьников» отмечает, что «внеурочная деятельность – это такая организация труда, познания и общения, в процессе которой учащиеся овладевают социальным опытом, преобразуют окружающую их среду, приобретают необходимые практические умения и навыки». В психолого – педагогическом словаре под редакцией А. В. Петровского, под внеурочной деятельностью понимаются организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой во внеучебное время для расширения и углубления знаний, умений и навыков, развития самостоятельности, индивидуальных способностей учащихся, а также удовлетворения их интересов и обеспечения активного и разумного досуга. В. Д. Шадриков в понятие внеурочная деятельность включает систему занятий и общения учащихся в школе после уроков. Сюда, по его мнению, входят и элементы учебной деятельности, организуемой после уроков и направленную на воспитание сознательного отношения к учению, развитие познавательных интересов и овладение культурой умственного труда [56]. Об объективных показателях системы внеурочной деятельности, которые определяют действия педагога по реализации конкретных задач В. О. Кутьев в своей работе «Внеурочная деятельность школьников» пишет следующее: «Такие показатели, как частота участия учащихся во внеурочной деятельности (ежедневно, еженедельно, ежеквартально, ежегодно); состав участников внеклассных объединений (в школе, классе, группе, разного возраста, дифференцированных, по интересам); характер взаимодействия преподавателей со учениками (при ведущей роли педагога, совместное сотрудничество, полной детской самостоятельности); оптимальное сочетание добровольного и обязательного участия детей в занятиях после уроков) имеют важное значение для эффективности; достаточно разнообразный набор организационно-педагогических форм и средств воспитательной работы с учетом возрастных особенностей, интересов и склонностей учащихся» [26, c.223]. Во внеурочной деятельности, с точки зрения В. Д. Шадрикова, учащимся предоставляется возможность включаться в определенные общественные отношения и выделять те параметры деятельности, которые имеют для них большой личностный смысл. Ссылка. В зависимости от цели и содержания внеучебной деятельности ее виды форм различны [56]. Например, И. П. Подласый выделяет следующие формы: кружки, семинары, конференции, факультативные занятия, экскурсии, конкурсы, встречи с интересными людьми и другие формы. Эти формы внеурочной деятельности могут удовлетворить основные потребности школьников – общение со сверстниками, самоутверждение в группе [40]. Таким образом, внеучебная деятельность представляет собой широкое и неоднозначное понятие, которое включает в себя различные неоднородные по содержанию, методике проведения, формам и способам руководства занятия. В настоящее время многие педагоги знают и широко применяют такие понятия как внеклассная, внеурочная и внеучебная деятельность школьников. При этом мы часто заменяем одно понятие другим, не задумываясь о происхождении. Например, проведение конкурсов самодеятельности и постановку спектаклей часто называют внеурочной деятельностью школьников. Однако многие такие мероприятия решают и учебные задачи (конкурс чтецов по программным произведениям), что относит их к внеурочной деятельности школьников. Виды деятельности школьников можно условно классифицировать в соответствии со следующими характеристиками: по месту проведения (классная и внеклассная деятельность); ·по времени проведения (урочная и внеурочная деятельность); по отношению к решению учебных задач (учебная и внеучебная деятельность) [32]. Образование детей – сложный, деликатный и ответственный труд. Какими мы воспитываем наших детей сегодня, такими людьми они будут завтра. Воспитание детей зависит не только от учителей и родителей, но и от общества и окружающей действительности. В стране уровень преступности растет с каждым годом, падают духовные, культурные, физические ценности человека, моральные основы жизни. И это не может не сказаться на воспитании детей [15]. Важнейшей ролью в возрождении ценностных ориентаций нашего общества является воспитание человека, обучения хорошим манерам, умение вести себя в обществе, общаться с людьми для того, чтобы культура поведения стало внутренней потребностью каждого человека. С раннего возраста необходимо научить детей этикету, хорошим манерам, языку вежливости. Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Внеурочная деятельность школьников должна быть направлена на их культурную и творческую деятельность и духовно – нравственный потенциал, высокий уровень самосознания дисциплины, умение делать правильный выбор [34]. Задачи внеурочной деятельности: – Организация социально полезной и досуговой деятельности обучающихся совместно с общественными организациями, театрами, библиотеками и семьями обучающихся. – Включение обучающихся в разностороннюю деятельность. – Развитие навыков организации и развития сотрудничества с учителями, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем. – Обучение трудолюбию, способность преодолевать трудности, целеустремленность и настойчивость в достижении результатов. – Развитие позитивного отношения к основным социальным ценностям. Цель внеурочной деятельности: – Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное время. – Создание образовательной среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время – Развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив [51]. Формы внеклассной работы: Наиболее распространено следующее деление форм внеклассной работы: – индивидуальные, – кружковые, – объединяющие и массовые. Внеклассные мероприятия в форме торжеств, экскурсий, различных викторин и конкурсов, творческих мастерских и т.д. способствует развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, проявлению их личных качеств [52]. Подростковый возраст характеризуется важными изменениями в социальных связях и социализации, так как преобладающее влияние семьи постепенно заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником референтных норм поведения и получения определенного статуса. Группа постепенно становится каналом социализации и требует установления отношений конкуренции и сотрудничества с партнерами обоих полов. Именно здесь развивается новая социальная ситуация развития, здесь изучается область моральных норм, на основе которых строятся социальные взаимоотношения. Другое направление в развитии нравственных норм и ценностей с активной ориентацией подростков на значимого взрослого, наиболее часто это известные люди: музыканты или артисты. Идеал формируется подростковым сознанием также как набор черт и качеств персонажей из книг, фильмов, знакомых, родителей и т. д. [43]. Подросток всегда хочет походить на типичного сверстника своего пола с набором освященных традиций или модой качеств: например, для подростка мальчика это сила, мужество, смелость, выносливость, воля, верность в дружбе и т. д. Средством самовоспитания часто становятся занятия спортом. Интересно отметить, что многие девушки в настоящее время также хотят обладать качествами, которые веками считались мужскими. Стремление следовать мужскому (женскому) идеалу заставляет подростка подражать другим, и часто они бывают очень похожи друг на друга в одежде, прическах, жаргоне, манерах [42]. Вывод: В подростковом возрасте особое внимание следует уделять освоению простых моральных норм (любезность, правдивость, лояльность, деликатность, простота, человечность, такт, уважение и т. д.), а также формированию отношения к себе и другим людям (забота, щедрость, сострадание, терпимость, симпатия, миролюбие и т. д.). Работа над усвоением понятий, раскрытием их ценностного значения и содержания, раскрытие уровней и признаков понятий составляют основную цель обучения [54]. Внеурочная деятельность способствует более универсальному и разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время [34]. 1.3. Семья как определяющий фактор в формировании ценностей Старейшим институтом воспитания и развития ребенка является семья. То, что ребенок приобретает в семье, он сохраняет на протяжении всей своей жизни. Семья – это колыбель духовного развития ребенка. Семья – это коллектив, который играет основополагающую, долгосрочную и важнейшую роль в воспитании. Это один из традиционных институтов, в котором есть самопознание и удовлетворение потребностей ребенка в любви, заботе, привязанности, уважении и общении. Первыми наставниками в жизни каждого человека являются родители – самые дорогие и самые близкие ему люди. Ребенок получает первые уроки жизни в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Давно установлено, что для ребенка общие семейные повседневные радости и горести, успехи и неудачи – источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое и бережное отношения к людям [19]. Семья даёт ребенку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье формируются жизненные планы и идеалы человека. И здесь большое значение имеет микроклимат семьи, моральная позиция родителей, их отношение к происходящему вокруг. Полноценная семья, включая мать, отца, детей, в идеале бабушку и дедушку, развивает опыт прошлого и настоящего на основе родственных отношений, а также служит своеобразным мостиком в будущее. Семья всегда была важным звеном в цепи общественной жизни. Семейная жизнь связана с половым и возрастным разделением труда, ведением домашнего хозяйства, взаимопомощью людей друг другу, интимной жизнью супругов, деторождением, а следовательно, воспроизведением народа, воспитанием нового поколения, а также с духовными, нравственными, правовыми и психологическими отношениями. Большое влияние на воспитание культурного поведения оказывает не только организация семейной жизни, но и ее атмосфера, характер семейных отношений. Дети наблюдают за взрослыми, их поведением, разговорами, отношениями в семье. Если родители внимательны друг к другу, дружелюбны, вежливы, верны своему слову, уважают друг друга, все семейные проблемы решаются вместе на семейном совете, их дети, как правило, вырастают хорошо воспитанными [28]. Глубоко прав был А. С. Макаренко, когда, обращаясь к родителям, говорил: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми… как вы радуетесь или грустите, как вы обращаетесь с друзьями, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет большое значение для ребенка, а если вы грубы, или хвастливы дома, или пьянствуете, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие методы и советы вам не помогут» [30, c. 188 ]. Воспитание – это всегда большой труд, а духовно – нравственное воспитание это один из самых сложных видов этого труда. Нравственное отношение к другим людям, ценность другого человека формируется в семье. Семья, в большей степени, чем это было вчера, должна взять на себя компенсаторные функции – снятие психологического напряжения с ребенка, большую часть дня проводимого в коллективе. Другой тон, стиль отношений с ребенком более спокойный, может быть несколько «отсталый» по сравнению с бурной, динамичной школьной жизнью, переключающей внимание ребенка на домашние дела и заботу. В семье оценка личности по истинно нравственным критериям, к сожалению, не происходит, особенно если учесть, что семья оказывает все более формальное влияние на детей: одеваются, кормят, дают деньги на развлечения – и все. В результате: часто двойной образ жизни: в школе и дома – пай мальчики и чудо – девочки, вежливые, скромные, а вечером на улице, не знающие, что прилично и неприлично, презирающие истинные человеческие ценности. В каждом доме, где бережно хранятся семейные реликвии, талисманы, дети с гордостью рассказывают о своих дедах и прадедах. Духовность и взаимопонимание детей исчезают, когда в семье возникают конфликты, приобретающие нередко хронический характер [36]. В семьях, где на регулярной основе применяются телесные наказания, грубость и насилие в отношении детей, создаются все условия сначала для психических расстройств, а затем для асоциального поведения самих детей. Чтобы стать мудрым другом и наставником своего ребенка, нужно стараться мягко направлять мысли ребенка в правильное русло, не уничтожая его собственной инициативы – вот условия духовного воспитания в семье [40]. Основой духовно – нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – среда, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. Дух, который царит в семье и детском саду, в котором живут родители и воспитатели – люди, составляющие непосредственную социальную среду ребенка, являются определяющими в формировании внутреннего мира ребенка. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитать духовно –нравственную личность показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многие родители просто не знают, что именно в дошкольном возрасте социальные нормы, моральные требования и поведение изучаются на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям понять, что, прежде всего, нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные их предками, должны сохраняться и передаваться в семье, и что именно родители несут ответственность за воспитание детей. Критерием систематизации базовых национальных ценностей, их разделения на определенные группы являются источники нравственности и гуманности, т. е. те сферы общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять деструктивным воздействиям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, систему общественных отношений [45]. Традиционными источниками нравственности являются: – патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству); – социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство); – гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания); – семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода); – труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость); – наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание); – традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: