VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Влияние инновационной деятельности на развитие профессиональной компетенции педагога дополнительного образования

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W010891
Тема: Влияние инновационной деятельности на развитие профессиональной компетенции педагога дополнительного образования
Содержание
                                                                       
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Омский государственный педагогический университет»
(ФГБОУ ВО «ОмГПУ»)
Факультет ___________________________
Кафедра ____________________________
                                                               Допущена к защите
                                                               «__» _____________20__ г.
                                                               Руководитель                                                                             
                                                               магистерской программы 
                                                               д.п.н., доцент
                                                               …..        ___________________________
                                                                                               (подпись)
Влияние инновационной деятельности на развитие профессиональной компетенции педагога дополнительного образования 
Выпускная квалификационная работа 
(магистерская диссертация)
по направлению ______________________________________________________, 
Направленность (профиль) _____________________________________________
                                                               Выполнил: студент __ группы
                                                               очной формы обучения
                                                               Латышев Павел Вадимович
                                                                 _______________________
        (подпись)
                                                               Научный руководитель:
.                                                               д.п.н., доцент
                                                               Макарова Наталья Станиславовна
                                                                 ______________________
        (подпись)
Выпускная квалификационная работа
(магистерская диссертация) защищена
 «__»_________20___ г.
Оценка____________
Председатель ГЭК_______________________
                                    (подпись)
						Омск, 2018
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
1.1. Структура и содержание профессиональной компетенции педагога дополнительного образования…………………………………………..
1.2. Инновационная деятельность педагога дополнительного образования
1.3. Педагогические условия включения педагогов дополнительного образования в инновационную деятельность, обеспечивающую развитие их профессиональной компетенции…………………………………….
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I ……………………………………………………………
ГЛАВА II ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО ВКЛЮЧЕНИЮ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 
2.1. Диагностика профессиональной компетенции педагога дополнительного образования………………………………………………………………
2.2. Сопровождение инновационной деятельности педагога дополнительного образования………………………………………………………………..
2.3. Результаты опытной работы по включению педагога дополнительного образования в инновационную деятельность …………………………
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II ………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………..
БИБЛИОГРАФИЯ ………………………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ 




                                      Введение
     Стратегия модернизации общего образования предусматривает изменение целей и подхода к отбору содержания. Существенную роль в реализации новых целей общего образования играет система дополнительного образования детей. Эта система дополняет содержание школьного образования изучением тех областей образования, которые не представлены или представлены в слабой степени в школьных программах. Еще важнее то обстоятельство, что система дополнительного образования детей заметно расширяет спектр видов деятельности, освоение которых рассматривается как цель общего образования.
     Опыт, полученный учащимися в этих видах деятельности, имеет исключительно важное значение для развития качеств личности: конструктивности, коммуникативности, толерантности, мобильности, обучаемости. Но самое главное состоит в том, что вовлечение учащихся в систему дополнительного образования меняет уклад их жизни, обогащает ее новыми социальными связями, интересами, ценностями, жизненными ориентирами. Поэтому есть все основания утверждать, что дополнительное образование учащихся является необходимым компонентом полноценного общего образования. Важно и то, что в системе дополнительного образования детей сформирован методический опыт, освоение которого может помочь школе в достижении целей образования. 
     Инновационная деятельность педагога дополнительного образования - социально-педагогический феномен, отражающий его творческий потенциал, выходящий за пределы нормативной деятельности. На смену традиционному педагогу - монополисту в передаче необходимых знаний  приходит педагог-исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов, педагог с инновационным стилем мышления, способный к творческой и профессиональной деятельности, к самоопределению и саморазвитию. Такой педагог положительно влияет на качество обучения и воспитания в образовательном учреждении, создаёт условия для духовного развития детей, осуществляет личностно - ориентированный подход. 
     Педагог дополнительного образования - это ключевая фигура, от профессионализма которого зависит качество образовательного процесса. Включение педагога ДО в инновационную деятельность влияет на повышение уровня его профессиональной компетенции, активизирует его стремление к получению новых знаний, к развитию творческого потенциала. Кроме того, инновационная деятельность педагога ДО позволяет перейти образовательному учреждению на более качественную ступень развития. Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дополнительного образования. 
     Однако, несмотря на достаточно большой спектр разноплановых исследований, связанных с определением места и роли инновационных технологий в образовательном процессе, практика внедрения инновационных технологий в образовательное учреждение ДО свидетельствует о наличии явных противоречий между:
а) повышением требований к инновационной деятельности педагога и недостаточной подготовленностью педагогов в этой области;
б) существующими научными предпосылками внедрения инноваций в образование и недостаточной разработанностью теоретических аспектов развития профессиональной компетенции педагога на основе внедрения инновационных образовательных технологий;
в)  недостаточными умениями педагогов в области инновационной деятельности и потребностью практики в инновационных формах организации педагогического процесса.
     Выявленные противоречия обусловливают наличие проблемы исследования:  при каких педагогических условиях включение педагогов в инновационную деятельность способствует развитию их профессиональной компетенции?
     Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность определили тему исследования: «Влияние инновационной деятельности на развитие профессиональной компетенции педагога дополнительного образования»
     Цель исследования: выявить, обосновать и проверить в опытной работе педагогические условия включения педагогов дополнительного образования в инновационную деятельность, обеспечивающую развитие их профессиональной компетенции 
     Объект исследования: процесс развития профессиональной компетенции педагога дополнительного образования. 
     Предмет исследования: педагогические условия включения педагогов дополнительного образования в инновационную деятельность, обеспечивающие развитие их профессиональной компетенции.
     В основу исследования была положена рабочая гипотеза, согласно которой включение педагогов в инновационную деятельность способствует развитию их профессиональной компетенции при соблюдении следующих педагогических условий:
1. В процессе ИД педагога актуализируются знания о требованиях к их профессиональной компетенции и создаются возможности для ее оценки и самооценки.
2.  Педагогу ДО предоставлена возможность осуществлять выбор содержания, видов, форм инновационной деятельности в соответствии с их профессиональными и личностными интересами и потребностями.
3.  Обеспечивается методическое и психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности педагога ДО. 
     Задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме исследования, определить перспективные подходы к её решению. 
2.  Выявить и изучить сущностные характеристики развития профессиональной компетенции педагога дополнительного образования на основе инновационной деятельности.
3. Выявить педагогические условия включения педагогов дополнительного образования в инновационную деятельность, обеспечивающую развитие их профессиональной компетенции
4. Опытным путем апробировать педагогические условия включения в инновационную деятельность педагогов ДО и проанализировать их эффективность в развитии профессиональной компетенции.
     Состояние проблемы исследования. Фундаментальные исследования, посвященные педагогическому образованию, его различных аспектов и направлений нашли отражение в трудах О.А. Абдуллиной, В.В. Анисимова, С.И. Архангельского, Н.В. Кузьминой, B.C. Кузина, В.А. Сластенина, Н.Ф. Талызиной, А.П. Пискунова, А.Н. Щербакова и др. Проблемы формирования личности учителя и развития его творчества рассматривались В.И. Загвязинским, Ю.Н. Кулюткиным, В.А. Кан-Каликом, А.А. Вербицким и др. Возможности формирования профессионализма и педагогического мастерства изучались В.Д. Бардиной, Н.Д. Бобыревым, М.А. Волович, Б.З. Вульфовым, И.А. Зязюном, Ю.П. Азаровым, Ф.Н. Гоноболиным, И.А. Зимней, J1.C. Нечипоренко, И.Ф. Харламовым, Г.М. Коджаспировой, В.Н. Малиновской, A.JL Смятских. Профессиональная компетентность рассматривалась в работах Т.Г. Браже, Н.Н. Лобанова, Б.И. Любимова, Н.В. Карнауха.
     Различные аспекты развития профессиональной компетенции педагога в области дополнительного образования детей сегодня становятся одной из самых востребованных и обсуждаемых в педагогической науке. Известны публикации и научные работы таких авторов как М.А. Валеева, О.А. Верещинская, О.И. Грекова, Л.П. Дуганова, Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, С.И. Панченко, Г.Н. Попова, Н.Ю. Синягина, Е.С. Титова, А.И. Щетинская, И.В. Калиш, З.А. Каргина, В.Г. Кочеткова, В.И. Лушникова.
   Методологические подходы: компетентностный подход (В.И. Байденко, А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков, С.Е. Шишов, Дж. Равен и др.), субъектно-деятельностный подход  (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, В.И. Долгова, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).
   Теоретические основы:  
- деятельность педагогических коллективов внешкольных учреждений (Ю.В. Буракова, С. Л. Васильченко, О.И. Грекова, И.И. Митина, С.И. Панченко, Г.Н. Попова и др).
- концепция профессионального развития педагогов (Э.Ф. Зеер, Н.С. Глуханюк, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников, Э.Э. Сыманюк и др.); 
 - идеи современных теорий саморазвития социальных процессов (Л.П.Буева, А.Г.Здравомыслов, В.М.Шепель, B.Я.Ядов и др.); 
- выводы исследователей по совершенствованию учебно-воспитательного процесса (Ю.К.Бабанский, Ю.В.Васильев, Ю.А.Конаржевский, В.С.Лазарев, Л.И.Новикова, М.М.Поташник, В.Г.Рындак, В.Д.Семенов, Т.И.Шамова и др.).
- идеи исследования в области педагогической инноватики, организации и сопровождения инновационной деятельности педагога (М.С. Бургин, В.И. Загвязинский, С.Д. Поляков, В.М. Полонский, М.М. Поташник, Н.Р. Юсуфбекова и др.)
-  общая теория развития педагогических систем (В.П.Беспалько, Л.И.Новикова и др.), в том числе дополнительного образования детей (О.Е.Лебедев).
   Практическая значимость исследования состоит в том, что:
- раскрыта сущность понятия «профессиональная компетенция» педагога дополнительного образования;
-  определены теоретические основы развития профессиональной компетенции педагога дополнительного образования в условиях ИД;
- выявлены и опытным путем апробированы педагогические условия развития профессиональной компетенции педагога ДО в условиях ИД;
-разработана программа постоянно действующего семинара «Профессиональная компетенция педагога дополнительного образования в условиях инновационного развития».
     Для реализации цели, задач исследования, проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие теоретические и эмпирические методы: 
- анализ литературы по философии, психологии, педагогике, социологии; 
- контент - анализ нормативной документации, регламентирующей деятельность педагога дополнительного образования, 
- педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий этапы).  
     Экспериментальной базой исследования является Детская Музыкальная Школа № 1 г. Костаная. В констатирующем и формирующем этапе опытной работы приняли участие 23 педагога детской музыкальной школы. 	  
     Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. 


















1. Теоретические основы развития профессиональной компетенции педагога дополнительного образования в инновационной деятельности 
 1.1 Структура и содержание профессиональной компетенции педагога дополнительного образования
     Изучение теоретических основ развития профессиональной компетенции педагог невозможно без рассмотрения состояния данной проблемы в педагогической теории и практике. В связи с этим мы обратились к анализу научной литературы, чтобы определить степень разработанности проблемы в современной науке, уточнить понятие «профессиональная компетенция педагога дополнительного образования, определить его структуру и содержание.     
     В профессиональном становлении педагога компетентностный подход обозначает ориентацию на подготовку новой модели педагогической деятельности: индивидуально-творческой (субъектно-авторской) модели педагогической деятельности (В. В. Анисимова); смыслового отношения к своей профессии (Н. Г. Зотова); ориентацию на достижение высоких результатов, опыта самообразовательной и саморегуляторной деятельности, устойчивой профессиональной мотивации (Е. Н. Глухих, П. Н. Ильина), формирование целостности педагогического сознания (Т. Н. Шурухина) и т. д. Это лишь некоторые концептуальные идеи отдельных современных исследователей по проблеме профессионального становления педагога в рамках компетентностного подхода.
     Следует отметить, что в различных литературных источниках сущность и содержание понятий «компетентность» и «компетенция» еще не получили своего исчерпывающего значения, чаще встречается понятие «компетентность», которое интуитивно употребляют для выражения достаточного уровня квалификации и профессионализма. В педагогических и психологических теориях и практики понятие «компетентность» трактуется по-разному.
     Так, в Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н.Ушакова  дается следующее определение термина «компетентность»: «компетентный, - ая, - ое (от латинского – соответствующий, способный). Трактуется как:
1. Осведомленный, являющийся признанным знатоком в каком – либо вопросе. Компетентный театрал, компетентный врач, основанный на осведомленности, авторитетный, веский.
2.  Обладающий компетенцией, полноправный (право) [1, С.16]. 
     В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова понятие «компетенция» это «круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, круг полномочий, прав» [2, С.16]. 
     В Кратком словаре иностранных слов «компетентный» трактуется как знающий, сведущий в определенной области, имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что – либо, судить о чем – либо; (лат. надлежащий, способный) – [3, С.16].  
     В Педагогическом энциклопедическом словаре «компетенция» определена как: круг полномочий конкретного органа либо должностного лица; знания, опыт в определенной области [4, С.16].  
Словарь – справочник по педагогике под редакцией П.И.Пидкасистого дополняет вышеуказанное определение: это также возможность установления субъектом деятельности связи между знаниями и ситуацией, в более широком смысле способность найти, обнаружить ориентировочную основу действий, процедуру (знание + действие), необходимую для разрешения проблемы в конкретной ситуации» [7, С.16].
     В словаре профессионально – педагогических понятий под редакцией Г.М.Романцева «компетентность» - это владение знаниями и умениями, позволяющими высказывать профессионально грамотные суждения, оценки, мнения [6, С.16].   
     Обобщая вышеуказанное очевидно, что источники связывают компетенцию с необходимыми для профессиональной деятельности знаниями, которые позволяют человеку судить о сущности явлений, а также умениями, без которых невозможна профессиональная деятельность, наряду с профессиональной целесообразностью. Тем самым проявляется собирательный, интегративный характер понятия «компетентность». 
     Понятие «компетенция» является не только одной из базовых педагогических категорий, но и объектом междисциплинарного исследования.      В употреблении такие термины как «компетентность» и «компетенция» часто рассматриваются как синонимы одного и того же слова. Компетентностная ориентация образования (competence-based education – CBE) начала свое формирование в 1965 году в Массачусетском университете (США) с предложенного Н. Хомским (1972 г) понятия «компетенция» применительно к теории языка и трансформационной грамматике. С этого времени компетентностный подход становится ведущим в образовании. В становлении данного подхода ученые - И.А.Зимняя, А.М. Митина и др. выделяют три основных этапа:
     Первый этап - 1960-1970 гг. В научный аппарат вводится категория «компетенция», происходит разграничение понятий компетенция и компетентность. Использование понятия «компетенция» в теории языка, трансформационной грамматике обусловило активное изучение ее лингвистического аспекта.
     Однако в конце 60-х годов точка зрения Н.Хомского была подвергнута
критике со стороны социолингвистов (Л. Тайер, Р. Уайт, Д. Хаймс и др.),
которые в противовес узко понимаемой лингвистической компетенции предложили понятие «коммуникативной компетенции» как способности правильно использовать язык в разнообразных социально детерминированных ситуациях. В это же время начинают складываться предпосылки для разграничения понятий «компетенция» и «компетентность». Со временем для обозначения актуального проявления коммуникативной компетенции как «скрытого», потенциального, стали использовать понятие «коммуникативная компетентность» (Д. Хаймс), которое связано с мышлением, умениями и навыками, опытом самого человека. В это время начинается исследование различных видов компетенций. 
     Второй этап - 1970-1990гг. Категории компетенция и компетентность вводятся в использование в теории и практике обучения языку (особенно не родному), в управлении, менеджменте, в социальной психологии и педагогике; определяется содержание понятия «социальные компетенции и компетентности». Дж. Равен в своей работе «Компетентность в современном обществе» (1984 г.) дает развернутое толкование компетентности. [8, С.16].     
     Третий этап - с 1991 до наших дней. Данный этап характеризуется появлением ряда работ (А.К. Маркова, Л.М. Митина и др.), в которых профессиональная компетентность становится предметом специального всестороннего рассмотрения (в контексте психологии труда). В материалах ЮНЕСКО в это время определяется круг базовых компетенций как желаемый результат образования. 
   Все компетенции характеризуются определенными способностями, к которым причисляются во всех жизненных аспектах такие необходимые составляющие, как креативность, критическое мышление,  активная жизненная позиция.  Это подтверждается словами  А.В.Хуторского, который считает, что: «компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним» [9, С.16].     
     Помимо этого, исследователями выделяются и другие характеристики данного понятия. Так, под компетенцией понимается способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области; знание как быть и действовать – то есть практическое и оперативное применение знаний в конкретных ситуациях [10].
     Как показывают исследования, компетенции - это «ожидаемые и измеряемые достижения личности, которые определяют, что будет способна делать личность по завершению процесса обучения; обобщенная характеристика, определяющая готовность специалиста использовать весь свой потенциал (знания, умения, опыт и личностные качества) для успешной деятельности в определенной профессиональной области» [11, С. 111].
     Итак, анализ изученной литературы показывает, что «обобщенное» определение понятия «компетенция» - это способность личности решать различные задачи на основе имеющихся знаний, умений, навыков в соответствии с личным опытом жизнедеятельности в определенной социально и личностно - значимой сфере. 
     Дополнительное образование детей является важнейшей составляющей образовательного пространства в современном обществе, оно обращает на себя внимание со стороны государства как образование, которое сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Кроме этого, оно социально востребовано обществом. Данный факт отражается в программах развития образования, Национальной доктрине образования РФ и Казахстана. 
      Дополнительное образование дает учащимся реальную возможность выбора своего индивидуального образовательного пути. По сути дела, дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою познавательную и творческую активность, реализовывать свои лучшие личностные качества и таким образом, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными в основной системе образования. 
      В дополнительном образовании учащийся сам отбирает содержание и форму занятий, направление обучения, что создает благоприятный психологический фон для достижения успеха и положительно влияет на учебную деятельность в целом. Однако, несмотря на все организационные, содержательные и методические особенности, дополнительное образование подчиняется всем закономерностям классического процесса образования: определяются цель и задачи, оно имеет содержание, взаимодействие субъекта с объектом, результат обучения, развития и воспитания.
     Дополнительное образование выделяет основные задачи: 
* создание благоприятных условий для проявления творческих способностей;
* организация доступных реальных дел, дающих конкретный результат;
* направление внеурочной работы на удовлетворение потребностей учащихся в неформальном общении;
* ориентация на личность учащегося и развитие его творческой активности. 
   Кроме того, в процессе образования создаются благоприятные условия для внедрения личностно-ориентированных технологий благодаря отсутствию жесткой регламентации деятельности, гуманистическим взаимоотношениям участников образовательного процесса и комфортности условий для творческого и индивидуального развития детей.
     Важным моментом является то, что учреждение дополнительного образования создает учащимся условия для индивидуального выбора содержания изучаемого предмета и времени его освоения. Учащийся приходит  в свободное время от основных занятий в школе, выбирает интересующий его предмет и понравившегося ему педагога. Задачей педагога в этом процессе является не трансляция готового материала, а пробуждение интереса к изучаемому предмету, раскрытие потенциал каждого ребенка, организация совместной познавательной и творческой деятельности.
     Учебно-воспитательный процесс здесь личностно-ориентирован, способствует полноценному развитию актуальных на сегодняшний день способностей: включение личности в социальную активность, самоопределение и обеспечение возможности самообразования на протяжении последующей жизни.
     Современные педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения. В учреждениях дополнительного образования детей педагогами успешно применяются следующие педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода: личностно-ориентированное обучение; технология индивидуального обучения, метод проектов; коллективный способ обучения; педагогика сотрудничества; проблемное обучение; технология КТД; игровые технологии; технологии развивающего обучения, технология портфолио; технология ТРИЗ; технология программированного обучения; коммуникативная технология.
   Инновационные технологии в работе учреждений дополнительного образования в сочетании с ценностями, накопленными в отечественном и зарубежном опыте, в народной и семейной педагогике позволяют производить отбор наиболее эффективных методов и приемов организации деятельности учащихся, тем самым создавая высокомфортные условия для обучения, общения, активности и самореализации учащихся.
     При этом, новые образовательные технологии являются не единственным средством реформы образования, основным технологическим и также стратегическим ресурсом является педагог; от его профессионализма, интеллектуальных способностей, нравственных и других ценностей зависит качество образования. Профессионализация педагога это непрерывный процесс становления личности педагога, а процесс профессионализации - лишь одно из направлений развития личности специалиста. Он должен самостоятельно анализировать свою работу, выявлять проблему, недостатки, определять их причины и искать пути исправления и решения проблем, и именно аналитические умения педагога выступают в качестве его основных профессиональных качеств. 
     Итак, педагог дополнительного образования при внедрении инноваций в процесс образования должен применять методы и приемы обучения, используемые в определенной технологии, проводить и анализировать учебные занятия, построенные по новой  технологии, оценивать результаты внедрения новой технологии в практику, используя методы педагогической диагностики, а также научить детей новым методам работы. (Инновационная направленность педагогической деятельности Большакова Л.Н., методист МБОУ «Темп», г.Амурск), кроме это в задачи педагога ДО входит руководство разнообразной творческой деятельностью детей, а также организация их внеурочной работы в школе. 
Являясь одним из важнейших специалистов, реализующих дополнительные образовательные программы различной направленности, педагог ДО занимается развитием талантов и способностей детей через включение их в художественную, спортивную либо иную деятельность. Педагог дополнительного образования выполняет функции:
* по комплектации состава творческих объединений и сохранению контингента в них; 
* реализации образовательной программы, обеспечивая обоснованный выбор форм, методов и содержания деятельности. 
* участия в разработке авторских образовательных программ и несет ответственность за качество их реализации; 
* оказывает консультативную помощь родителям по вопросам развития способностей детей в системе ДО.
Деятельность педагога ДО схематично представлена на рис. 1

 
     Специалистами в области психологии труда разработаны конкретные положения, которые характеризуют соответствие личности профессии педагога. Их в полной мере можно отнести к педагогам дополнительного образования. Выделим некоторые наиболее важные для осуществления профессиональной деятельности особенности личности педагога:
* способности и предрасположенность к работе определенного типа (включая физические, психические и психологические качества);
* знания и навыки, необходимые для определенной работы (специальное образование и практический опыт);
* склонность и желание работать, выражаясь синонимично - воля и мотивация. При этом наиболее положительное влияние здесь оказывает именно мотивация внутреннего плана (интерес и стремление к мастерству, чувство ответственности), нежели чем мотивация внешнего плана (денежные выплаты, премии, статус и т.д.). 
   Итак, профессионально компетентным называют педагога, осуществляющего педагогическую деятельность и общение на достаточно высоком уровне, и достигающего стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Далее выделим профессионально значимые качества педагога ДО:
Табл. 1 - Профессионально значимые качества педагога
№
Качество
Сущность
1. 
Педагогическая направленность
Важнейшее качество, представляющее доминирующую систему мотивов, которая определяет поведение педагога и его отношение к профессии.
2. 
Педагогическое целеполагание
Умение определять важность педагогических задач в зависимости от определенных условий.
3. 
Педагогическое мышление
Овладение системой средств решения педагогических задач.
4. 
Педагогическая рефлексия
Способность к самоанализу.
5. 
Педагогический такт
Отношение к ребёнку как главной ценности.

   Кроме этого, важной дополняющей в деятельности педагога является его умение стимулировать как собственную творческую деятельность, так и творческие способности учащихся. В системе дополнительного образования акцент делается на расширение индивидуально значимого знания учащегося и развитии интереса на его расширение, а не на обычную трансляцию предметного знания от обучающего к учащемуся. Роль обучающего в данном процессе это организация естественных видов деятельности школьников и умение тактично управлять системой взаимоотношений в этой области деятельности.
     Педагог дополнительного образования для осуществления эффективной работы с учащимися должен иметь подготовку другого уровня, высокий профессионализм, творчество, опыт и мастерство. Для достижения высоких результатов в этом плане педагогу необходимо развивать и совершенствовать его профессиональную компетенцию. 
Проблема профессиональной компетенции исследуется многими учеными; рассмотрим основные трактовки определения «профессиональной компетенции» в рамках традиционных методологических подходов. В. А. Сластенин раскрывает структуру профессиональной компетенции педагога педагогические умения, которые объединены в 4 группы: 
Табл. 2 – Педагогические умения педагога ДО [12]
№
Группа
Описание
1. 
Умение «переводить» содержание процесса воспитания в конкретные педагогические задачи
Изучение личности и коллектива для определения уровня их подготовленности к активному овладению новыми знаниями и проектирование на этой основе развития коллектива и отдельных обучаемых; выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи.
2.
Умение построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему
Комплексное планирование образовательно-воспитательных задач; обоснованный отбор содержания образовательного процесса; оптимальный выбор форм, методов и средств его организации.
3.
Умение выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие
Создание необходимых условий (морально-психологических, организационных, гигиенических и др.); активизация личности воспитанника, развитие его деятельности, превращающей его из объекта воспитания в субъект воспитания; организация и развитие совместной деятельности; обеспечение связи учебного учреждения со средой и пр.
4.
Умение учета и оценки результатов педагогической деятельности
Самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности педагога; определение нового комплекса доминирующих и подчиненных педагогических задач
     Г.В. Никитиной выделено 3 основные группы ключевых профессиональных компетенций будущего учителя, в дальнейшем которые проявятся в виде компетентности: 
Табл. 3 – Компетенции будущего учителя [13]
№
Компетенции
Описание
1. 
Компетенции в области видения и решения проблем
Видение проблемы ? целеполагание ? планирование ? проектирование ? прогнозирование ? достижение результата ? рефлексия решения проблемы.
2. 
Социально-коммуникативные компетенции
Следование правилам продуктивной коммуникации (устной, письменной), уважение и принятие другого, умение получать, систематизировать, интерпретировать, критически оценивать и анализировать информацию, полученную в том числе с помощью новых информационных технологий, умение работать в команде.
3. 
Компетенции в области готовности к оказанию содействия развитию другого (ученика) и саморазвитию
Знание особенностей своей личности, умение использовать внешние и внутренние ресурсы для собственного развития и решения различных проблем, готовность к личностному и профессиональному самосовершенствованию и самореализации.

Табл. 4 – Компоненты профессиональной компетенции 
согласно Н.Н. Лобановой [14]
№
Компонент
Описание
1. 
профессионально-содержательный 
теоретические знания основ наук, которые изучают личность человека.
2. 
профессионально-деятельностный 
профессиональные знания и умения, применяемые на практике и освоенные как наиболее эффективные.
3. 
профессионально-личностный 
профессионально-личностные качества, определяющие позицию и направленность педагога как личности.

     Другой исследователь, И. Л. Пересторонина рассматривает профессиональную компетенцию педагога как совокупность профессионально-педагогических компетенций, под компетенцией здесь обозначается совокупность качеств личности, а также профессиональных знаний, умений и навыков, в состав которой входят: коммуникативная и профессионально-коммуникативная компетенции, общепедагогическая и профессиональная	  компетенция (психолого-педагогическая и методическая), социально-психологическая компетенция, предметная компетенция в сфере учительской специальности, а также профессиональная самореализация [15].  
     Итак, изучив различные подходы к определению структуры профессиональной компетенции педагога, мы пришли к выводу, что профессиональная компетенция педагога большинством исследователей рассматривается как совокупность знаний, умений и навыков обучающего, а также его профессионально значимых качеств, которые проявляются в целенаправленной деятельности. В данную совокупность входят следующие компетенции: 
* умение определять цели и образовательные результаты воспитанника на языке умений (компетенций); 
* умение включать детей в разные виды работы и деятельности в соответствии с намеченными результатами в соответствии с их интересами, склонностями, индивидуальными особенностями и т.д.; 
* умение использовать различные приемы и способы включения учащегося в разнообразные виды деятельности для формирования планируемых компетенций; 
* умение определять склонности учащегося и определять примерное направление его развития согласно его склонностей; 
* умение организовать и руководить групповой проектной деятельностью воспитанников; 
* умение оценивать демонстрируемые в различных видах деятельности компетенции при по.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44