VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Становление и развитие системы дополнительного профессионального образования сотрудников МВД России

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000249
Тема: Становление и развитие системы дополнительного профессионального образования сотрудников МВД России
Содержание
1.1. Становление и развитие системы дополнительного профессионального образования сотрудников МВД России
     Проведенный анализ становления и развития системы дополнительного профессионального образования сотрудников МВД России с 1861 г. по настоящее время, показал, что единой системы повышения профессионального обучения полицейских кадров (за исключением курсов при штабе Отдельного корпуса жандармов) в дореформенной России не было. В структуре МВД не существовало подразделения, руководившего подготовкой кадров. Местное начальство в лице губернаторов, градоначальников и полицмейстеров действовало в этом плане самостоятельно, организуя профессиональное обучение и поддержание необходимого профессионального уровня подчиненных по своему усмотрению. Несмотря на отсутствие организованной системы обучения полицейских кадров, общим было то, что в каждом большом городе обучением полицейских занимались их прямые начальники, по приказу которых открывались школы и различные курсы, причем чаще всего именно руководители полицейских органов составляв программы обучения и писали для этих школ учебные пособия.
     Предельный штат резервов и специальных полицейских школ сохранялся в России до 1916 года. Великая Октябрьская социалистическая революция, основательно разрушив старую государственную систему, ликвидировала и несоответствующие новому российскому строю специальные школы для чинов полиции, которые были упразднены постановлением Совнаркома РСФСР в ноябре 1917 года.
     После Октября 1917 г. обучение специалистов для милиции, уголовного розыска, исправительно-трудовых учреждений осуществлялось в системе краткосрочных курсов и школ начальствующего состава, однако количество специалистов и высших учебных заведений не могло удовлетворить потребности государства.
     К концу двадцатых годов назрела необходимость создания центрального учебного заведения, способного обеспечить высокий уровень подготовки работников административных органов милиции, уголовного розыска и исправительно-трудовых учреждений1. И 8 июля 1929 г. были созданы Высшие курсы усовершенствования старшего начальствующего состава административно-милицейского аппарата на 50 человек и Высшие пенитенциарные курсы на 50 человек. Каждое из них было самостоятельным учебным заведением с четко выраженным профилем подготовки специалистов. В августе 1930 г. они преобразованы в Высшие курсы усовершенствования административных работников НКВД, на которых были открыты три отделения: административно-милицейское, уголовно-розыскное и исправительно-трудовое. 
     После образования в 1934 г. НКВД СССР Центральная высшая школа РКМ стала учебным заведением общесоюзного значения. В ней функционировало два факультета: по подготовке работников милиции и по подготовке работников ИТУ.
     14 марта 1937 г. приказом НКВД СССР «Об упорядочении школьной подготовки рабоче-крестьянской милиции» было принято решение: оставить Центральную высшую школу РКМ как школу, для повышения квалификации, начальников районных, городских отделений и отделов Управлений РКМ и руководящего состава милиции, определив ее статус «Центральная школа РК милиции» для подготовки кадров преподавателей и работников учебно-строевых частей школ милиции.
     В сентябре 1937 г. Центральная школа РК милиции преобразована в Центральную школу усовершенствования руководящего начсостава РК милиции, а в 1938 г. при ней был создан институт аспирантов. Позже было принято решение о комплектовании данной школы исключительно лицами начсостава номенклатуры Главного управления РКМ НКВД СССР. После этого в ней сформированы два специализированных курса: командно- оперативного и политического состава.
     В августе 1940 г. она была преобразована в Центральную школу милиции НКВД СССР.
     С началом Великой Отечественной войны по решению правительства часть слушателей и преподавателей была направлена на фронт. Остальной личный состав школы, наряду с учебой, выполнял задачи по охране общественного порядка в городе Москве. Имена сотрудников и выпускников школы, погибших на фронтах Великой Отечественной войны и при выполнении специальных заданий, высечены на мемориальной доске, установленной в здании Академии управления МВД России.
       В октябре 1949 г. произошла очередная реорганизация из МВД СССР в МГЕ СССР были переданы пограничные войска и органы милиции. В связи с этим Высшая офицерская школа МВД СССР продолжала функционировать как Высшая офицерская школа. А в МГБ СССР была отдельно создана Высшая школа милиции, которая в июне 1952 г. решением Совета Министров СССР преобразована в высшее учебное заведение с правом выдачи выпускникам государственного диплома о высшем юридическом образовании по специальности «Правоведение». В свою очередь Высшую офицерскую школу МВД СССР в июле 1952 г. переименовали в Высшую школу усовершенствования руководящего состава МВД СССР, а в августе 1953 г. она была расформирована. Ее личный состав направлен на укомплектование формируемой Московской школы подготовки начальствующего состава милиции. Учебно-материальная база перешла в ведение Высшей школы милиции МГБ СССР.
     В марте 1953 г. после объединения МВД СССР и МГБ СССР в единый орган данная школа стала именоваться Высшей школой милиции МВД СССР, на технической базе которой был организован специальный факультет по подготовке кадров для зарубежных органов внутренних дел. А с 1 октября 1954 г. Высшая школа милиции МВД СССР переименовывается в Высшую школу МВД СССР. В последние годы ее неоднократно переименовывали.
     Так, с февраля 1960 г. – она стала Высшей школой МВД РСФСР; с сентября 1962 г. – Высшей школой МООП РСФСР; с декабря 1966 г. – Высшей школой МООП СССР, а с сентября 1967 г. по январь 1974 г. она функционировала под названием – Высшая школа МВД СССР. Этот вуз, начиная с марта 1958г стал выпускать работников МВД с высшим юридическим образованием для замещения должностей начальствующего состава в учреждениях МВД, а с высшим техническим образованием — для военизированной пожарной охраны2. В этот же период в Высшей школе МВД СССР открылась адъюнктура, в которой осуществлялась подготовка научно-педагогических и научных кадров для МВД СССР.
     В феврале 1974 г. на базе высшей школы МВД СССР3 открылась Академия МВД СССР Она стала комплектоваться переменным составом только с высшим образованием, имеющим достаточный опыт руководящей работы и находящимся в резерве на выдвижение. Выпускники Академии МВД СССР получали специальность «Организация управления в сфере правопорядка» и квалификацию «Организатор управления». При Академии МВД СССР был создан Научный центр комплексных исследований и разработок актуальных социальных, социально-психологических и управленческих проблем деятельности органов внутренних дел и исправительно-трудовых учреждений. А с 14 августа в Академии решением Совета Министров СССР от 21.09.1973 г. на основе Постановления Сентябрьского  ЦК КПСС (1965г.)4 открылись Высшие Академические курсы (ВАК) по переподготовке и повышению квалификации руководящих кадров, сотрудников ОВД и преподавателей вузов, ссузов и УЦ со сроками от двух недель до одного года. Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 17 и приказом МВД России от 5 июля 1997 № 413 на базе Академии МВД России образована Академия управления Министерства внутренних дел. Сентябрьский (1965 г.) Пленум КПСС с особой остротой подчеркнул: «Надо восстановить существовавшую и оправдавшую себя систему повышения квалификации руководящих кадров». При этом обращалось внимание на то, что «ликвидация этой формы подготовки была серьезной ошибкой». В этой связи Советом Министров СССР 6 июня 1967 года принято постановление «О совершенствовании системы повышения квалификации руководящих работников и специалистов промышленности, строительства, транспорта, связи и торговли».
     В марте-мае 1975 г. проведен первый учебный сбор повышения квалификации преподавателей оперативно-розыскной деятельности учебных заведений МВД СССР. Практически до конца 1986-1987 учебного года ВАК являлись структурным подразделением Академии МВД СССР (на правах факультета).
     Анализ образовательного процесса в институте и его филиалах свидетельствует о том, что его технологическая составляющая и содержание образования базировались на традиционном предметно-методическом подходе. Даже в условиях развития в стране многоуровневой системы образования, в нем сохранилась ориентация на подготовку узкопрофильных кадров, т.е. система повышения квалификации была также ориентирована на профессиональное совершенствование образования слушателей, понимаемое, прежде всего как специализация5. Поэтому основной задачей образовательного процесса по прежнему оставалось ознакомление обучающихся с новой для них информацией. Обучение в основе своей было направлено на формирование у слушателей способности к репродуктивному воспроизведению информации. Реализовывался государственный заказ на подготовку исполнителей, готовых лишь к узко обозначенной для них сфере деятельности. Естественно, что такая система эффективно может работать только в том случае, если профессиональная деятельность сотрудника достаточно стабильна, а условия его деятельности практически неизменны.
     И надо сказать, что на этом пути институт и его филиалы добились определенных результатов.
     В 80-е – 90-е годы во Всесоюзном институте повышения квалификации МВД СССР и его филиалах создалась и достаточно эффективно начала работать комплексная система управления качеством учебно- воспитательного процесса. В основу этой системы был положен принцип унификации образовательного процесса по срокам, профилю и уровню повышения квалификации. Это требовало достаточно жестких учебных планов и четкой организации всего педагогического процесса. Однако здесь не обошлось без просчетов: насыщение учебных планов курсами специальных дисциплин, нередко не имеющих внутренних связей, привело к нарушению системности в образовании, к увеличению количества контрольных мероприятий как средства влияния на успешность обучения. Такая система организации образовательного процесса имела определенные преимущества только при ориентации на государственный заказ, но без учета потребностей личности в образовании.
     В условиях реформирования общества резко изменились требования к содержанию профессиональной деятельности сотрудников ОВД, что привело к изменению требований к существующей педагогической системе повышения квалификации и переподготовки кадров. Жесткая, не способная к динамичному развитию моноуровневая система образования, ориентированная на подготовку узких специалистов, не могла удовлетворить потребности личности и общества в новых условиях.
     Попытки же внедрить многоступенчатую систему повышения квалификации и переподготовки кадров, предпринятые в конце 80 - начале 90- х годов в институте, оказались неудачными по тем же причинам. Подготовка узкопрофильных специалистов, закрепляющихся на долгие годы на рабочем месте как исполнительных и законопослушных сотрудников соответствовала государственной установке того времени.
     Анализ деятельности Республиканского института переподготовки и повышения квалификации работников МВД России показал, что до середины 90-х годов институт представлял собой достаточно устойчивую образовательную систему, целью деятельности которой являлось стабильное поддержание совершенно определенного порядка функционирования. В 1995 году он переименован во Всероссийский институт повышения квалификации. Перед ним поставлена задача перейти от функционирующего образовательного учреждения к развивающему и развивающемуся, где в основе обучения следует использовать в основном интенсивные и инновационные технологии. Это потребовало переподготовки в первую очередь педагогических кадров, способных по новому организовать и осуществлять профессиональное образование с учетом новых требований к системе переподготовки и повышения квалификации сотрудников МВД России; во вторых значительно обновить содержание всех предметов, т.к. имеющиеся программы и учебные пособия не позволяют достичь поставленных целей в институте нового качества. В этой связи назрела необходимость модернизации образовательной деятельности не только в институте и его филиалах, но и во всей системе дополнительного профессионального образования МВД России, в которой кроме Академии управления МВД России, ВИПК и его филиалов, функционирует еще 10 факультетов повышения квалификации (ФПК) созданных в марте 1977 г.6 на базах следующих вузов Горьковского, Санкт-Петербургского, Московского, Волгоградского, Омского, Казанского, Ростовского, Уфимского институтов высших школ Министерства внутренних дел. В 2001-2002 годах наполняемость ФПК в вузах была разная неповышению квалификации сотрудников МВД России в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования. Факультеты повышения квалификации образованы с марта 1977 года на основании приказа МВД СССР № 252 о создании факультетов: на базе Горьковской, Санкт-Петербургской, Московской, Волгоградской, Омской, Казанской, Ростовской, Уфимской высшей школы Министерства внутренних дел. Основные задачи факультетов были определены Министерством внутренних дел:
     – удовлетворение потребностей специалистов в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, в повышении квалификации в избранной области профессиональной деятельности;
     – улучшении содержания обучения, усиление его практической направленности;
     – внедрение современных интенсивных инновационных технологий в процесс обучения;
     – удовлетворение потребностей аппаратов БХСС, УР, СО и ревизионного состава органов внутренних дел в повышении квалификации и переподготовки специалистов;
     – проведение научно-исследовательской работы.
     В 1991 году, на так называемой «новой волне», осуществляется коренная перестройка факультетов. Они стали именоваться факультетами профессиональной подготовки и повышения квалификации. В структуру факультетов входило от 4 и более кафедр. Так, например, в структуру Горьковского факультета повышения квалификации входило четыре кафедры: профессиональной деятельности; судебной бухгалтерии и специальной экономической подготовки; управления и информационно- технического обеспечения деятельности органов внутренних дел; бухгалтерского учета и контроля7. Три первые кафедры осуществляли одновременно учебно-воспитательный процесс на ФПК и дневном факультете.
     В 1992 году факультеты повышения квалификации вернулись к прежней организационной форме: возвратилось старое название - факультет повышения квалификации; произошли определенные реорганизации факультетов, например на ФПК Горьковской Академии - образовательный процесс осуществляет кафедра профессиональной деятельности, а факультетская кафедра бухгалтерского учета и контроля упразднена в связи с тем, что повышение квалификации ревизорских работников МВД РФ была переведена на ФПК Санкт-Петербургского университета. В июне 1995 года факультетские кафедры упразднили и учебно-воспитательный процесс на ФПК поручили вести преподавателям академических (общих) кафедр вузов, что значительно осложнило процесс взаимоотношений преподавателей с этой категорией обучающихся, требующих иной системы преподавания, которая учитывала  бы профессиональный уровень обучающихся, опыт их работы. И здесь процесс преподавания строится на базе использования интенсивных инновационных технологий, а не на традиционной методике, которая удовлетворяет в определенной степени молодых студентов. Если на общих факультетах применение разных технологий в процессе обучения имеет главную цель – формирования личности специалиста, то на ФПК преподаватель имеет дело уже с профессионалами и конкретными сложившимися психологическими типами людей. Поэтому задача факультета повышения квалификации – более сложная: она требует изменения психологии человека, его сложившихся стереотипов и профессиональных привычек, установок – операционных (стереотипов действий, операций), смысловых (устоявшихся взглядов, позиций, точек зрений). Главная цель обучения на ФПК – формирование позитивных установок у слушателей (специалистов), отказ от негативных привычек, приучение к идеальным установкам, отвечающим новейшим достижениям науки и практики. В этом методологическая особенность процесса обучения специалистов на ФПК, которую не каждый преподаватель, ведущий занятия со студентами, может перестроить на слушателя ФПК. Здесь нужен педагог с практическим стажем по специальности, которую он преподает.
     В соответствии с потребностью практических органов постоянно расширяется перечень должностных категорий специалистов в системе ДПО. Это обусловлено: изменением криминогенной обстановки в стране, характеризующейся появлением новых видов антиобщественных проявлений; ростом организованной преступности, наркомании; усилением международного терроризма и экстремизма; миграционных процессов. Это, прежде всего, относится к следователям, специализирующимся на расследовании преступлений в сфере компьютерной информации, сотрудников подразделений собственной безопасности, экспертам для получения права самостоятельного, производства бухгалтерских экспертиз, сотрудникам милиции по предупреждению экономических преступлений в сфере потребительского рынка и др. По данным ГУК МВД количество должностных категорий в 1999 году было 246, из них новых категорий – 10; в 2000 году –293, из них 22 новых категорий, в 2001 году – 294, из них новых категорий 27. В целях экономии средств в настоящее время большая часть сборов по повышению квалификации проводится на базе учебных центров МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, где преподавательский состав по уровню своей профессиональной и педагогической подготовки не способен квалифицированно вести преподавание. Отсюда качество обучения низкое.
     В 2003 году повышение квалификации специалистов для органов внутренних дел расширилось и ведется: на ВАК Академии управления МВД России; 23 учреждениях высшего и среднего профессионального образования; ВИПК и его филиалах в г. Обнинске, Ставрополе и курсах в г.Пензе; двух школах служебно-розыскного собаководства; почти в ста учебных центрах МВД, ГУВД, УВД, субъектов Российской Федерации, УВДТ. Кроме собственной базы подготовки используются возможности ИПК других Министерств и ведомств. К ним, прежде всего, следует отнести: ИПК госслужбы РАГС при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербургский ИПК Генпрокуратуры России, Академию гражданской защиты МЧС России, филиалы Академии права и управления Минюста России.
     После распада СССР дополнительное профессиональное образование в системе МВД России находится в постоянном развитии. Так, за последние три года общее количество сотрудников прошедших переподготовку и повышение квалификации увеличилось на 12,4%, с 89,4 тыс.чел. Кроме того, на базе ВИПК МВД России созданы: центр по служебно-боевой подготовке; центр по подготовке лиц, направляемых для выполнения миротворческих операций по линии ООН и ОБСЕ; международный, межведомственный центр по подготовке специалистов в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков. В 2002 г. в г. Ставрополе на базе учебного центра открыт филиал ВИПК МВД России, специализирующийся на подготовке сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых для выполнения служебно- боевых задач в Чеченской Республике. Расширена подготовка кинологов в Ростовской школе служебно-розыскного собаководства, аналогичное подразделение создано в г. Уфе. Увеличено количество выпускников из учебного центра УВД Брянской области, специализирующегося на подготовке взрывотехников. Подготовка по данной специализации организована в 2002 году на базе филиала учебного центра УВД Иркутской области в г. Ангарске и Омской академии МВД России.
     Повышение квалификации и переподготовка – это процесс, субъектом которого является специалист той или иной сферы профессиональной деятельности, поэтому задачей системы ДПО сотрудников МВД России является формирование и удовлетворение профессиональных потребно-  стей специалиста в новых знаниях.
     Воспитание творческой личности – специалиста нового типа, умеющего профессионально мыслить и созидательно действовать, руководствуясь принципом гуманизма, требует применения гибких, эффективных технологий, обучения и воспитания, обеспечивающих стратегию непрерывного обновления содержания обучения.
     Для научного обеспечения образовательного процесса в системе ДПО МВД России созданы Центры: в ВИПК, Академии управления МВД России, центры научно-информационного и технического обеспечения, основными направлениями деятельности которых являются: научно-исследовательское, научно-методическое, информационное, редакционно-издательское и техническое обеспечение образовательного процесса.
     Таким образом, проведенный анализ становления и развития существующей системы дополнительного профессионального образования сотрудников МВД России свидетельствует, что она на определенном этапе удовлетворяла потребности подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников ОВД. Однако в настоящее время нужны новые подходы:
     – во-первых, в организации образовательного процесса, опирающегося на научные и технологические достижения педагогики и психологии. А для этого нужно восстановить систему переподготовки преподавателей из числа психолого-педагогической подготовки профессиональных сотрудников, способных преподавать на ФПК;
     – во-вторых, в создании четкой организационной структуры в системе ДПО, обеспечивающей дифференцированное повышение квалификации различных категорий специалистов и руководителей;
     – в-третьих, восстановить ранее существующую систему непрерывного повышения педагогической квалификации преподавателей, постоянно отслеживающих возможности использования новых педагогических интенсивных технологий в обучении специалистов высшего уровня.
     
     
     
          1 См.: Орехова Л.П. Совершенствование дополнительного профессионального образования сотрудников органов внутренних дел МВД России: дис. … канд. пед. наук. – М., 2003. С. 19.

          2 Приказ МВД СССР № 1700 от 15 ноября 1973 г. «О преобразовании школы МВД СССР в Академию МВД СССР и об организации Высшей инженерной пожарно- технической школы МВД СССР».
          3 Приказ МВД СССР № 215 от 29 июля 1974 г. «О мерах по обеспечению высокого уровня подготовки руководящих кадров в Академии МВД СССР.
          4 Постановление Сентябрьского ЦК КПСС (1965 г.). Приказ МВД СССР № 233 от 14 августа 1974 г. «О Высших академических курсах Академии МВД СССР». Приказ МВД СССР № 215 от 29 июля 1974 г. «О мерах по обеспечению высокого уровня подготовки руководящих кадров в Академии СССР».
         5 См.: Орехова Л.П. Совершенствование дополнительного профессионального образования сотрудников органов внутренних дел МВД России: дис. … канд. пед. наук. – М., 2003. С. 25.

          6	Приказ МВД России № 252 «О создании факультетов повышения квалификации на базах Высших школ Министерства внутренних дел СССР» от 18 марта 1997 г.
          7 Журнал Нижегородский юридический институт МВД РФ «Годы, события, люди». – Н. Новгород, 1997.
---------------

------------------------------------------------------------

---------------

------------------------------------------------------------

.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44