- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Виды труда в дошкольном образовательном учреждении
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W009056 |
Тема: | Виды труда в дошкольном образовательном учреждении |
Содержание
Оглавление ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА . 2 1.1 СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ» ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2 1.2 Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с социальным миром 2 1.3 Виды труда в дошкольном образовательном учреждении 2 Выводы по первой главы 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2 2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ 2 2.2 Анализ результатов исследования 2 Выводы по второй главе 2 Заключение 2 Список литературы 2 Приложение 2 Введение Актуальность исследования: Привлечение ребенка к труду является одним из первостепенных условий всестороннего его развития, формирования у него таких качеств, как трудолюбие, усидчивость, терпение, дисциплинированность, прилежание, бережливость и другие. Труд должен доставлять удовлетворение и радость. А это возможно при условии, что он посилен ребенку, осмыслен им как приносящий пользу другим людям. Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, ребенок все лучше ориентируется в пространстве. Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие детей. Он способствует формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность, тренирует память, внимание, активизирует восприятие. Труд развивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Намечая известную последовательность действий в выполнении задания, ребенок приобретает умение планировать деятельность. Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, формируется интерес к качественной работе. Труд объединяет детей, в совместном труде формируются первоначальные коллективистические навыки - умение сообща и дружно работать, помогать друг другу в работе. Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Как бы ни был заинтересован ребенок, целью труда, не владея трудовыми навыками, он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат основой для воспитания у детей серьезного отношения к труду, привычки к трудовому усилию, желанию трудиться, включаться в труд по собственному побуждению, успешно его завершать. От педагога требуется четкое знание того, какими навыками должны овладеть воспитанники его группы. Это даст ему возможность определить характер руководства трудовым обучением применительно к детям разного дошкольного возраста: в период овладения действием - терпеливо показывать, объяснять, помогать, по мере овладения им - требовать самостоятельности и хорошего качества выполнения. Трудовые умения и навыки, которыми овладевает ребенок дошкольного возраста, различны. Их характер и объем обусловлены спецификой того или иного вида труда, его конкретного содержания. Труд пропитывает всю жизнь дошкольника. Не следует забывать, что обучение детей трудовым навыкам - это лишь одна сторона деятельности педагога. Цель исследования: изучение системы трудового воспитания детей старших дошкольников в условиях ДОУ. Объект исследования: трудовое воспитание. Предмет исследования:трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста. задачи исследования: охарактеризовать роль трудового воспитания в развитии ребенка дошкольного возраста; проанализировать особенности и уровень сформированности трудовых умений и навыков у старших дошкольников выявить направления совершенствования методики проведения занятий по ручному труду Разработать индивидуальные занятия для старших дошкольников с использованием труда Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Методологической основой работы явилась реализация принцип единства сознания и деятельности, развития и системности. Практическая значимость данной работы заключается в том, что она поможет дошкольным работникам совершенствовать трудовое воспитание детей в детском саду, тесно связывать его с жизнью, поднять уровень трудового воспитания дошкольников, соответствующий требованиям нашего времени. Методы работы: - теоретический анализ литературы, наблюдение за трудовой деятельностью детей, беседа, опрос детей, качественный анализ результатов исследования. Апробация База исследования: МОБУ детский сад «Хамнаарак» с. Ийи-Тал Улуг-Хемского района. Выборка: Структура работы: состоит из введения, двух глав, выводов и заключения, списка использованной литературы. 1.1 СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ» ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Трудовое воспитание – целенаправленный процесс формирования у детей навыков и умений, уважения к труду взрослых, привычки к трудовой деятельности [6]. Трудовое воспитание есть процесс организации и стимулирования разнообразной трудовой деятельности и формирования добросовестного отношения к выполняемой работе, проявлению в ней инициативы, творчества, стремления к достижению более высоких результатов [12]. Трудовое воспитание – это часть опыта поколений по созданию материальных и духовных ценностей, которая передается в системе образования и воспитания подрастающему поколению. Сущность этого направления восприятия состоит в воспитании человека-труженика, сознательно направляющего свою деятельность на улучшение жизни, созидание и охрану ее ценностей. Содержание трудового воспитания детей является: формирование общетрудовых знаний, навыков, умений, воспитание положительного, сознательного и творческого отношения к труду; ориентация в сфере труда; профессиональное обучение и воспитание; экономическое и юридическое просвещение в сфере труда. Фактически трудовое воспитание есть система постепенного введения человека в сферу труда [2]. Трудовое воспитание – целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения готовности трудиться. Трудовое воспитание направлено на успешное освоение трудового опыта, включающего знания, умения и навыки трудовой деятельности, нравственное отношение к труду и трудящемуся человеку, на всестороннее развитие личности [6]. Исходя из определений, можно сделать вывод, что трудовое воспитание – это привлечение дошкольника к трудовой деятельности, воспитание положительного отношения к труду и формирование умений и навыков, необходимых для жизни. Наличие трудового воспитания включает в себя личные качества, необходимые умения и навыки, сознательное отношение к труду. Будучи личностным качеством, трудолюбие включает в себя следующие структурные компоненты: а) потребность в созидательно-трудовой деятельности и ее здоровые социальные и личные мотивы; б) понимание пользы труда для общества и для себя и убеждение в его нравственной благотворности (сознание); в) наличие трудовых умений и навыков и их постоянное совершенствование; г) достаточно сильную волю личности. Знание этой структуры имеет определяющее значение для осмысления методических основ трудового воспитания [5]. Воспитание подрастающего поколения в духе уважения и любви к труду является одной из главных задач дошкольного учреждения. Детский сад призван воспитывать у детей интерес к труду, формировать желание в будущем посвятить ему всю сознательную активную деятельность. Труд дошкольников имеет общественное значение. В давние времена, когда детство было короче и ребёнок раньше включался в деятельность взрослых, его труд также был общественно значимым. Однако современный ребёнок, особенно ребёнок дошкольного возраста, не может включаться в производство и, следовательно, не может создавать материальные ценности. Труд детей носит воспитательный характер – так на него смотрят взрослые. Труд удовлетворяет потребность ребёнка в самоутверждении, в познании собственных возможностей, сближает его со взрослыми – так воспринимает эту деятельность сам ребёнок [1]. Отличительной особенностью труда детей является его близость к игре. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру – играют водой для умывания, обыгрывают трудовые действия и т.д. В младшем дошкольном возрасте отчётливо выражено стремление превратить трудовой процесс в игру, но даже и старшие дошкольники, пока не овладеют трудовыми действиями или инструментами, тоже играют ими, обыгрывают их. И всегда с удовольствием принимают игровую ситуацию, связанную с трудом [1]. В процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения, помогающие ребёнку становиться независимым от взрослого, самостоятельным, он постепенно расширяет содержание трудовой деятельности, а также овладевает умениями работать аккуратно, ловко, в достаточно быстром темпе. Труд ребёнка носит ситуативный, необязательныйхарактер, от его отсутствия «страдает» формирующийся нравственный облик ребёнка. В труде развиваются многие жизненно важные качества личности: воспитывается положительное взаимоотношения между детьми, формируются привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде [3]. Воспитатели ставят перед собой задачи: сформировать, во-первых, такие нравственно-волевые качества, как усидчивость, настойчивость, ответственность, добросовестность, творческое отношение к делу, и, во-вторых, взаимопомощь, поддержку, умение договариваться, желание научить другого и научиться самому, сопереживание и др. Для решения этих задач применяются разнообразные методы: совместная деятельность детей, детей и взрослых, беседы, проблемные ситуации и логические задачи, общение в процессе труда и др. [7]. В труде дошкольники успешно усваивают и закрепляют нравственные нормы поведения, у детей формируются навыки организации своей и общей работы и формируется положительное отношение в группе – умение работать согласованно. Взаимосвязь трудовой деятельности и нравственного развития изучали великие педагоги прошлого: Я.А.Коменский, Г.Песталоцци [7]. Особое значение труда в нравственном формировании человека видел К.Д.Ушинский. Он писал: «Без личного труда человек не может идти вперёд, не может оставаться на одном месте, но должен идти назад». И далее: «Тело, сердце и ум человека требуют труда, и это требование так настоятельно, что, если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу». «Но воспитание не только должно внушить воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно ещё дать ему и привычку к труду» [4]. Приобщению детей к труду в дошкольные годы большое значение придавала Н.К.Крупская. Она указывала, что детский труд с самых ранних лет может послужить при целесообразном его применении важным условием нравственного и интеллектуального развития подрастающего поколения [12]. Задачи трудового воспитания: – помощь ребёнку в овладении трудовой деятельностью (в освоении структуры деятельности, приобретении трудовых навыков, умений); – развитие личности ребёнка в труде (развитие свойств, качеств личности, формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия); – развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике; – формирование положительного отношения к труду (задача может быть успешно решена только на основе учёта особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учёта возрастных особенностей ребёнка; – формирование системы знаний, необходимых для выполнения трудовой деятельности, жизненного и профессионального самоопределения, выбора профессии [12]. Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цели, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующий цели [12]. Трудовое воспитание основано на стремлении детей к активности и самостоятельности. Элементы трудовой деятельности и направлены на удовлетворение их потребности в активной деятельности. Ребенка привлекает не конечная цель труда, не его результат, а сам процесс. При этом часто дети, освоив один прием трудовой деятельности, бросают работу, не доводят ее до конца. Такое отношение детей к результату труда соответствует их ситуативным интересам. Под руководством взрослых дети получают знания о труде, о профессиях, о том, кто и как делал игрушки, самолеты, машины, выпекал хлеб и т. п. Ребята в семье, в детском саду обучаются не только трудовым умениям и навыкам, но и постоянно знакомятся с трудом взрослых. Такое знакомство воспитывает у детей уважение к труду других людей, учит бережно относиться ко всему тому, что создано человеком. В совместной деятельности дошкольники учатся распределять обязанности, выполнять поручения-сверстника или старшего по возрасту. Многие дошкольники стремятся в процессе выполнения трудовых поручений проявлять творчество, вносить в работу элементы игры. В совместной деятельности дети учатся оказывать помощь доброжелательным отношениям. Если труд организован правильно, ребенок прилагает определенные усилия, развивает физическую силу и волю. Организуя трудовую деятельность дошкольников различных возрастных групп, нужно помнить, что труд должен быть целесообразным, полезным для развития ребенка, посильным и результативным. Исходя из этого, можно выделить задачи воспитателя. Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Как бы ни был ребёнок заинтересован целью труда, не владея трудовыми навыками, он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат основой для воспитания у детей серьёзного отношения к труду, привычки к трудовому усилию, желанию трудиться, включаться в труд по собственному побуждению, успешно его завершать. Трудовые умения и навыки, которыми овладевает ребёнок дошкольного возраста, различны. Их характер и объём обусловлены спецификой того или иного вида труда, его конкретного содержания. Виды труда дошкольника: труд по самообслуживанию, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд, труд в природе. Различные виды трудовой деятельности дают возможность ребенку самоутвердиться, вступать в общение со сверстниками и взрослыми, хорошо представляя свои трудовые обязанности. Кроме того, воспитатель формирует у детей умение планировать свой труд, делить его на определенные этапы, способность распределять обязанности между детьми, если труд носит коллективный характер. Во всех программах воспитания и обучения в детском саду учитывается постепенное усложнение навыков, которые необходимо формировать у ребят младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трёх основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности. Средства трудового воспитания детей дошкольного возраста должны обеспечивать формирование достаточно полных представлений о содержании труда взрослых, о труженике, его отношениях к делу, о важности труда в жизни общества. Такими средствами являются: 1. ознакомление с трудом взрослых; 2. обучение навыкам труда, организации и планированию трудовой деятельности; 3. художественные средства (художественная литература, музыка, изобразительное искусство). Трудовая деятельность в природе как метод воспитательно-образовательной работы в детском саду имеет большое значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растений и уходом за ним человека. Всё это положительно влияет на развитие их мышления, создаёт основу для материалистического миропонимания [6]. Главное – это уважать труд ребенка, показывать его значимость для других. Только в этом случае дети научатся уважать труд других людей [3]. 1.2 Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с социальным миром В последние десятилетия произошли существенные изменения в социально-экономической жизни страны: расширяется сфера гражданского общества, модернизируются условия труда, учреждения переходят на новые технологии. В связи с этим изменяется инфраструктура страны, возникают условия жесткой конкурентности на рынке труда, повышается воcтребованность в инициативном, компетентном, гибком, многопрофильном специалисте. Вследствие данных изменений особые требования предъявляются к подготовке и развитию личности, инициативной, самостоятельной, ответственной, имеющей устойчивый интерес к трудовой деятельности, потребность в труде, способной легко адаптироваться в постоянно меняющихся условиях среды и обеспечивать высокий уровень производства. Актуальность проблемы воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста на социально-педагогическом уровне продиктована тем, что социальный заказ государства в образовании направлен на развитие социально активной и ответственной личности ребенка дошкольного возраста, любящей труд, способной к преобразованию окружающего мира, что отражено в Законе Российской Федерации «Об образовании», в «Концепции дошкольного воспитания» и других нормативно-правовых документах страны. В них указано, что трудолюбие необходимо рассматривать как одно из базовых нравственных качеств личности, определяющих в будущем ее успешность и удовлетворенность жизнедеятельностью [1]. Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие детям уважения к людям труда, природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в маленьком человеке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости. Труд – центральное социальное явление. Все ценности, воплощенные в предметах материальной и духовной культуры, созданы трудом человека. На протяжении всего периода детства дети материально зависимы от взрослых, которые заботятся о них, включаясь в разные виды трудовой деятельности на производстве и в быту. Согласно Д. Б. Эльконину, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Трудолюбие и способность к труду не даются от природы, но воспитываются с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд делает человека духовно богатым. Поэтому в дошкольных учреждениях должны быть заложены истоки тех потенциальных возможностей, последующее развитие которых на разных ступенях воспитательно-образовательного процесса в конечном итоге обеспечит желаемую педагогическую отдачу – формирование нового человека. В. И. Логинова и М. В. Круглехт считают, что ребенка нужно знакомить с процессом труда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда. В результате у детей будет формироваться представление о содержательной части трудовой деятельности взрослых, станет воспитываться уважение к труду [2]. Другие авторы (С. А. Козлова, А. Ш. Шахманова) полагают, что нужно знакомить дошкольников с человеком-тружеником, с его отношением к труду, формировать представление о том, что профессия появляется в ответ на потребность людей в ней: врач нужен, чтобы лечить людей, учитель – чтобы учить детей. Ознакомление же с процессом труда должно служить фоном, содержанием, на котором можно конкретизировать деятельность человека. Недостаточно изученным в соответствии с социальным заказом и задачами сегодняшнего дня остается вопрос о взаимосвязи влияния мира взрослых на воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в теории и практике дошкольного образования детей. Обращаясь к актуальности исследования на научно-методическом уровне, следует отметить, что в настоящее время в практике работы дошкольных образовательных учреждений уделяется недостаточное внимание планированию совместной работы с семьей по воспитанию трудолюбия у старших дошкольников, реализации роли взрослого как образца-ориентира в воспитании данного качества личности. В ДОУ предметно-развивающая среда не обеспечивает должного уровня воспитания трудолюбия у дошкольников с учетом современных требований к личности ребенка на всех периодах дошкольного детства. Наше исследование подтвердило, что существует востребованность в методических пособиях, рекомендациях для воспитателей, родителей по организации различных форм работы взрослых и детей, направленных на воспитание трудолюбия у дошкольников [3]. Исследованию процесса воспитания трудолюбия у старших дошкольников посвящены многочисленные труды как зарубежных, так и отечественных методистов и педагогов, таких как Х. Аренд, Л. П. Буева, Г. Гегель, М. С. Каган, Э. С. Маркарян, В. С. Соловьёв, Л. Х. Армаганян, П. Р. Атутов, А. А. Ахматов, С. Л. Батышев, Т. Л. Бородина, Т. И. Данюшевская, Т. И. Жукова, Ф. И. Иващенко, Г. Н. Каменева, A. В. Колганова, А. С. Макаренко, В. А. Поляков, К. Д. Ушинский, В. И. Щеголь, З. Н. Борисова, Р. С. Буре, Т. А. Маркова, Ю. А. Мичурина, Л. А. Мишарина, В. Г. Нечаева, Л. И. Сайгушева, Д. В. Сергеева, Л. А. Таллер, Т. И. Тарабарина, С. Н. Теплюк, А. Г. Тулегенова, А. Д. Шатова, Е. Б. Весна, О. В. Дыбина, А. Н. Дьяконова, С. А. Козлова, М. И. Лисина, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, Д. И. Фельдштейн и др. [4; 5] По мнению Г. С. Абрамовой, трудолюбие – нравственное качество личности, поэтому формирование трудолюбия согласуется с нравственным развитием ребенка. А. А. Ахматов, Н. П. Семыкин, В. В. Чебышев относят трудолюбие к разряду привычек или черт характера, Г. А. Смирнов, В. Н. Турченко трактуют трудолюбие как потребность в труде, как чувство, как мотив. Е. Р. Залкинд, М. А. Кононова связывают трудолюбие с такими понятиями, как отношения, чувства, интересы, эмоции. Психологи К. С. Абилов, Е. П. Верещак определяют трудолюбие как относительно устойчивое, обобщенное и более или менее осознанное стремление к трудовой деятельности, к активному проявлению в труде своих творческих способностей, потребностей, реализация которых дает субъекту переживание глубокого удовлетворения и радости. По мнению Ф. И. Иващенко, структура трудолюбия включает в себя (2004): а) содержание знаний и представлений: представления детей о трудолюбии как нравственном качестве личности, представления о проявлении положительного отношения к труду в природе, знания дошкольников о труде взрослых, об отношении последних к труду, знания о необходимости труда и его содержании; б) характеристика трудовой деятельности: умение самостоятельно ставить цель и принимать ее от взрослого, мотивация трудовой деятельности, навыки и умения, необходимые для работы, умения преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, инициатива и творчество в работе; в) отношение к результату: критическое отношение к результатам труда, умение беречь продукты труда; г) отношение к участникам деятельности: наличие готовности оказать помощь, умение доброжелательно оценивать результаты труда сверстников, осознание себя членом рабочего коллектива [6]. Для лучшего наблюдения особенностей развития трудолюбия в воспитании дошкольников в образовательном процессе в ДОУ был проведен анализ программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой [7]. Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств: собственной трудовой деятельности детей, ознакомления с трудом взрослых, художественных средств. Трудовая деятельность является ведущим средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам, добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых. В зависимости от возраста детей педагог отдает предпочтение разным формам деятельности. Трудовые поручения – наиболее простая форма организации трудовой деятельности детей. Особое воспитательное значение они имеют в работе с детьми младшего возраста, когда труд для них пока не стал планомерной и систематической деятельностью. Поручения многообразны по трудности (простые, сложные); характеру выполнения (индивидуальные или совместные); времени исполнения (кратковременные, эпизодические, длительные). Поручения особенно важны в период от 3 до 5 лет. Поручения – это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности. Трудовые поручения могут различаться по форме организации (индивидуальные, подгрупповые, общие); по продолжительности (кратковременные или длительные, постоянные или одноразовые); по содержанию (соответствуют видам труда) Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяются общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе. Основными методами трудового воспитания дошкольников являются: показ; объяснение; обсуждение процесса труда и его результатов; оценка; обучение от- дельным способам выполнения трудовых операций. Для создания положительного отношения и привычки к труду важнейшее значение имеет живой пример окружающих взрослых, непосредственное соприкосновение с их трудом. Исследование проводилось среди воспитанников МОУ д/с «Солнышко» № 300 г. Волгограда. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста. В основу построения исследовательской программы нами были положены компоненты в структуре трудолюбия, выделенные Ф. И. Иващенко [8]. На констатирующем этапе нами подбирались и применялись следующие диагностики: игровые тестовые задания: «Найди лишнюю картинку», «Выбери правильно», «Помоги кукле Маше» и другие, беседа о трудолюбии (автор И. В. Житко) заключалась в выявлении знаний дошкольников о данном качестве личности; методика М. В. Крулехт с использованием графической модели трудового процесса, индивидуальная беседа с каждым ребенком (Л. И. Сайгушева) [9]. Использование игровых тестовых заданий позволяет, с одной стороны, выявить знания, представления о труде взрослых, об инструментах, помогающих ему выполнять работу, с другой стороны, стимулирует у ребенка проявление познавательной активности, интереса к познанию окружающего мира. Например, цель проведения игрового тестового задания «Помоги кукле Маше» заключалась в выявлении знаний детей об инструментах труда портнихи, которые позволяют ей выполнять работу, о способах выполнения трудовой деятельности. Ребятам предлагалось помочь кукле Маше сшить салфеточку в подарок своей маме, но она не знала, как это нужно сделать и какие инструменты для этого нужны. Дети могли ей помочь, выбрав те картинки, на которых изображены инструменты труда портнихи и объяснив их назначение. Беседа о трудолюбии заключалась в выявлении знаний дошкольников о данном качестве личности. В ходе беседы детям задавались следующие вопросы: 1) «Как ты думаешь, что такое трудолюбие?»; 2) «О каком человеке говорят, что он трудолюбив?»; 3) «Знаешь ли ты трудолюбивых людей?»; 4) «Почему ты можешь назвать их трудолюбивыми?»; 5) «Важно ли быть трудолюбивым? Почему?»; 6) «Каких героев сказок, рассказов, стихов, мультфильмов ты можешь назвать трудолюбивыми?» С целью изучения представлений старших дошкольников о профессиях взрослых нами была проведена индивидуальная беседа с каждым ребенком (Л. И. Сайгушева). Ребенку были заданы следующие вопросы: «Что такое профессия?», «Какие профессии ты знаешь?» [10] Также нами было проведено анкетирование родителей старших дошкольников с целью выявления и осознания ими важности изучаемой проблемы. Результаты анкетирования дополнялись беседами с родителями. Таким образом, анализ результатов исследования констатирующего этапа по выявлению исходного уровня трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с социальным миром по каждому их компонентов, а также изучение важности данной проблемы в практике работы дошкольных образовательных учреждений подтверждают актуальность заявленной нами проблемы и решении ее на практике. Выявилось, что 45% детей в исследуемой группе оказались с низким уровнем развития навыков трудолюбия, 35% детей имеют средний уровень и только 20% детей отличаются высоким уровнем развития навыков трудолюбия. Адаптированная нами модель процесса, направленная на повышение уровня развития трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста, включала в себя реализацию теоретически обоснованных организационно-педагогических условий: 1) изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; 2) выявление критериев и уровня развития трудолюбия у старших дошкольников; 3) подбор методов и средств развития трудолюбия у старших дошкольников при ознакомлении с социальным миром; 4) выявление влияния процесса ознакомления с социальным миром старших дошкольников на формирование у них трудолюбия. Работа велась в двух направлениях: с взрослыми (педагогическим коллективом и родителями) и детьми. Содержанием работы с педагогическим коллективом в ДОУ стали такие формы, как консультации, круглый стол, семинары, совет педагогов, КВН. Работа с педагогическим коллективом предполагала знакомство педагогов с новинками методической литературы по вопросам трудового воспитания детей дошкольного возраста, изданиями периодической печати, разработку проектов «трудового поля» для детей разных возрастных групп, разработку рекомендаций для родителей по вопросу воспитания трудолюбия у дошкольников. Целенаправленная работа с родителями дошкольников была организована в рамках родительских встреч, в ходе которых проводились родительские собрания, консультации, беседы, была оформлена тематическая библиотека и размещена в группах информация по вопросам трудового воспитания ребенка в семье. Работа по обогащению опыта родителей по воспитанию трудолюбия у детей осуществлялась в процессе проведения различных форм работы: консультаций, семинаров, встреч за круглым столом, заседания дискуссионных клубов, родительских собраний, дней открытых дверей, трудовых акций. В работе с детьми важное место отводилось проведению комплексных занятий, экскурсий, встреч с интересными людьми, играм-путешествиям. Цель подобных мероприятий заключалась в формировании у дошкольников знаний о трудовой деятельности взрослых, об их профессиях, о результатах их труда, о трудолюбии. Углублению и закреплению знаний у старших дошкольников о труде способствовали дидактические игры. Также в работе мы использовали и обучающие образовательные ситуации. Проведенный нами анализ диагностических данных на конец эксперимента по- казал, что в среднем число дошкольников, имеющих низкий уровень мотивации к труду, уменьшился. Результаты контрольного этапа исследования показали, что в экспериментальной группе высокий уровень развития навыков трудолюбия выявлен у 70% (показатель увеличился на 50%), средний уровень у 25% (показатели снизился на 10%), низкий уровень – только у 5% детей (это изменение показателя на 40%) на конец эксперимента. В контрольной группе, в которой занятия по развитию навыков трудолюбия велись по традиционной системе, высокий уровень выявлен у 5% (на начало эксперимента не было выявлено ни одного человека), средний уровень у 75% (показатель повысился на 60%), с низким уровнем выявилось 20% (по сравнению с началом эксперимента это составило 60%). Следовательно, мы смогли сделать вывод, что разработанная и проведенная нами модель, направленная на повышение уровня воспитания трудолюбия у старших дошкольников, является эффективной и может быть использована в образовательном процессе ДОУ дошкольными педагогами. 1.3 ВИДЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ. САМООБСЛУЖИВАНИЕ В научной школе В.И. Логиновой определены основные средства трудового воспитания детей дошкольного возраста. 1 средство – формирование системных знаний о труде (на уровне обобщенных представлений). Н.М. Крыловой была заложена единая логика, выстроенная посредством раскрытия ребенку трех видов закономерностей. Первая закономерность связана с пониманием специфики труда как системы взаимосвязанных компонентов (1 задумка + 2 предмет + 3 средства + 4 последовательность + 5 результат). Вторая закономерность отражает сущность разделения труда в обществе – связи между людьми разных профессий внутри предприятия(фабрики, завода, детского сада, фермы и т.д.): один специалист формулирует замысел будущей продукции (архитектор, модельер, заведующая детским садом и т.п.), другой отвечает за выбор материала (про- раб, кладовщик, ветеринар и т.д.); третий подбирает инструменты (механик доильных аппаратов, помощник повара и т.д.); четвертый (их может быть много, соучастников преобразования – закройщик, швея, гладильщица и т.д.; каменщик, стекольщик, электрик и другие строители, повар и др.) создает продукт; пятая ступенька обозначает оценку продукции потребителями и самооценку труда всеми участниками производства, присваивается фирменный знак предприятия. Третья закономерность объясняет связи, возникающие в обществе между разными видами труда, которые осуществляются людьми разных профессий в городе и в селе, на заводах и на фабриках, в разных городах и странах. Для ребенка старшего дошкольного возраста открывается знание: любой предмет, который он держит в руках, создан людьми разных профессий, работающих как в России, так и в других странах: одни создают продукты для питания, другие – машины для создания этих продуктов, третьи – одежду, даже кондитер участвовал в создании, напри- мер, самолета, т.к. конструкторы лакомились пирожными, у них создавалось хорошее настроение, и они радостно придумывали машину, и т.д. Эти открытия объясняют дошкольнику главное в жизни общества: каждый человек, не испытывая потребности в труде как в деятельности для самоутверждения своей индивидуальности (в отличие от игры, общения и познания), обязан трудиться. Более того, в соответствии с теорией П.В. Симонова, если выбор профессии будет соответствовать его потребностям как индивидуальности самоутверждаться, играя, общаясь и познавая, то тогда его трудовая деятельность в обществе вызовет в нем эмоцию радости, т.е. удовольствия, что и станет стимулом саморазвития [12]. 2 средство – обучение детей дошкольного возраста умению самостоятельно и творчески сделать то, чему они научились, осуществляя каждый вид программной трудовой деятельности (самообслуживание, хозяйственно-бытовой, ручной или художественный труд). В соответствии с теорией А.А. Люблинской, этот путь овладения каждым уровнем развития начинается с уровня узнавания, потом ребенок поднимается к уровню воспроизведения под руководством нас....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: