- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Специфика организации учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R001012 |
Тема: | Специфика организации учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении |
Содержание
Скиба Лена Курсовая работа Специфика организации учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении ОГЛАВЛЕНИЕ Введение……………………………………………………………………………..3 Глава 1. Теоретические основы организации учебно- воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации………………………………….….5 1.1 Характеристика учебно- воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации………………………………………………….5 1.2 Структурные компоненты педагогического процесса ……………………….8 Глава 2. Организация учебно- воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации……………………………………..………………17 2.1 Триединая структура педагогического процесса в ДОО……………….……17 2.2 Требования ФГОС ДО к результатам учебно-воспитательного процесса….20 2.3 Изучение опыта работы ДОО по организации учебно-воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО…….……………………………….22 Заключение………………………………………………………………………….32 Список литературы……………………………………………...………………….33 ВВЕДЕНИЕ На каждой ступени развития социального общества формируется своя система требований к обучению и воспитанию подрастающего поколения. В современной России обновлен подход к общему образовательному процессу, в том числе, к дошкольному образованию. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет дошкольное образование как первый уровень воспитания и обучения детей в образовательной системе. Разработан и утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. «Изменение нормативной правовой базы влечет за собой серьезные перемены, как в построении образовательного процесса, так и в содержании работы дошкольной организации» [21, эл. ресурс]. В основе стандарта ФГОС ДО лежит ориентир на: - «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; - на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей» [2, 2.4]. Совокупность обязательных требований к дошкольному образованию предусматривает ряд преобразований в учебно-воспитательном процессе в ДОО. Главным принципом нового подхода стало сохранение уникальности и самоценности дошкольного периода детства, как важного этапа в общем развитии детей. Актуальность темы данного исследования выражена в выявлении специфики организации учебно - воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации в современном образовательном пространстве как необходимого условия для корректировки педагогической работы. Корректировка педагогической работы начинается с осознания воспитателем новых целевых ориентиров, предъявляемых к результатам педагогического труда. Для этого необходимо овладеть знаниями, позволяющими грамотно ориентироваться в требованиях нового государственного образовательного стандарта. В связи с этим возникает проблема необходимости перестройки учебно-воспитательного процесса ДОО и недостаточности методического обеспечения, раскрывающего специфику организации этого процесса в дошкольном образовательном учреждении в свете требований нового образовательного стандарта. Раскрытие вышеизложенной проблемы позволило определить тему данного исследования: «Специфика организации учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении». Объект исследования – учебно- воспитательный процесс в ДОО. Предмет исследования – организация учебно- воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации. Цель работы – выявить специфику организации учебно- воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации. В соответствии с поставленной целью предполагается решение следующих задач: - изучить психолого-педагогическую литературу по теме работы; - изучить положения ФГОС ДО; - выявить суть учебно- воспитательного процесса в ДОО; - рассмотреть структурные компоненты педагогического процесса; - выявить особенности организации учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Методы исследования: анализ педагогической и методической литературы, наблюдение, знакомство с опытом работы. Практическая значимость исследования выражена в возможности использования его материалов в планировании учебно-воспитательной работы с детьми для воспитателей ДОО. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 1.1 . Характеристика учебно - воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации Образование является одной из важнейших структур общества. Его содержание отражает состояние общества на данном этапе развития. «Современная система непрерывного образования направлена на полноценное развитие личности ребенка. Соответственно, образование рассматривается в трех взаимосвязанных планах: как образовательная система; как образовательный процесс; как индивидуальный или коллективный результат» [9, 48]. Характер этой системы определяется поставленной целью, определенным содержанием, учебно-воспитательными программами, которые отражают предыдущие уровни образования и прогнозируются следующие. «Современный период развития дошкольного образования характеризуется тенденцией к его обновлению – одни системы и технологии воспитания и обучения заменяются другими, модернизируются – всякий раз обнаруживая новые идеи и подходы к такой его организации, которая бы максимального сближала педагогический процесс с личностными особенностями детей» [14, 463]. Образовательная система действует и развивается в педагогическом процессе. Педагогический процесс является основной категорией педагогической науки. В педагогической среде чаще используется синоним этого понятия – учебно-воспитательный процесс. Суть педагогического процесса заключается в выявлении его закономерностей, принципов и условий его организации. В педагогической науке существуют различные трактовки педагогического процесса. Например, педагогический словарь Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова трактует педагогический процесс как «целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством, сотворчеством его субъектов, опосредованными культурным содержанием и методами освоения культуры и ее создания, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности» [11, 136]. Ю.К. Бабанский в своей монографии «Оптимизация учебно-воспитательного процесса» определяет его как «процесс, реализующий цели образования и воспитания в условиях педагогических систем, в которых организованно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые: учебно-воспитательные, образовательные, профессионально-образовательные учреждения, детские объединения и организации» [4, 38] По определению Б.Т. Лихачева, педагогический процесс – это «...взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребенка в результате активной жизнедеятельности, при ведущей и направляющей роли воспитателя» [13, 102]. Несмотря на различные трактовки, «педагогический процесс рассматривается как целостный процесс осуществления воспитания (в его широком смысле) путем обеспечения единства обучения и воспитания (в его узком специальном смысле). При этом в качества ядра педагогического процесса ученые выделяют формирующегося человека. Акцент делается на переходе объективного, социального в субъективное, индивидуально-личностное достояние человека, при полноправном участии ребенка. Целостность, общность, единство – главные характеристики педагогического процесса, подчеркивающие подчинение всех составляющих его процессов единой цели» [14, 464]. На системность подхода к педагогическому процессу указывал В.Д. Симоненко, по утверждению которого «педагогический процесс порождается взаимодействием компонентов педагогической системы, которая создается и функционирует с целью обеспечения оптимального протекания педагогического процесса» [15, 97]. Учебно-воспитательный процесс ДОУ имеет свои отличительные особенности: - синтез воспитания и социума, так как воспитание определяется потребностями социального общества, культурно-экономической средой и реализуется в конкретных исторических условиях; - неразрывность между воспитанием ребенка и его обучением, взаимозависимость и взаимовлияние этих процессов; - неразрывность воспитания и деятельности, поскольку воспитание и развитие дошкольника всегда проходит в процессе разных видов деятельности, организованной воспитателем; - неразрывность воспитания и активности ребенка, поскольку только в активной деятельности формируются основные черты характера человека, проходит процесс его саморазвития и самореализации; - неразрывность воспитания и общения, поскольку воспитание ребенка всегда протекает во взаимодействии как со взрослыми людьми, так и со сверстниками, что сказывается на установке их межличностных связей. Для современных дошкольных учреждений приоритетом выступает личность ребенка, а затем уже организованная деятельность. В новой образовательной модели педагоги, дети и их родители выступают равноправными субъектами образовательного процесса. Такой подход влечет за собой структурные изменения всей системы. Результативность взаимодействия субъектов образовательного процесса связана с проявлением компетенций педагогов, детей и родителей. В педагогической науке понятие «профессиональная компетентность педагога» рассматривается как интегративная характеристика, включающая совокупность знаний, умений и профессионально значимых личностных качеств, определяющих результативность педагогического труда» [6, 51]. Компетентность родителей складывается из комплекса теоретических знаний, практического опыта работы с детьми и собственно личностных качеств, которые проявляют готовность родителей к выполнению своих воспитательных и развивающих функций в сотрудничестве с дошкольным учреждением. Применительно к дошкольникам понятие компетентности могут по-разному формулироваться у разных авторов, но, при этом суть понятия не меняется. М.В. Крулехт определяет формирование компетентности у дошкольников, как «способность и готовность ребенка решать какие-то проблемы, задачи – и в познании, и в общении, и в специфических видах деятельности» [12, 11]. О.В. Солодяникина рассматривает компетентность дошкольников как «сознательное применение определенных правил и норм поведения в обществе, в котором отражается отношение к взрослым и сверстникам» [19, 19]. Чтобы реализовать компетентностный подход, необходимо изменить формы взаимодействия между взрослыми и детьми, внести изменения в содержание педагогического процесса, более рационально подходить к организации для детей предметно-развивающей среды, повысить эффективность взаимодействия ДОО с семьей. Ориентир на индивидуализацию дошкольного образования делает личность ребенка главным действующим лицом, а полноценное его развитие – главной целью ДОО. 1.2 . Структурные компоненты педагогического процесса Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» трактует образование как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [1, 2]. В данном определении выделено два основных направления: воспитание и обучение, объединенные единым учебно-воспитательным процессом. В учебнике по дошкольной педагогике даются определения каждому из этих понятий. «Воспитание в дошкольном возрасте – это процесс специально организованной деятельности педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях образовательного процесса» [7, 136]. «Обучение – это способ организации педагогического процесса, двусторонний процесс взаимодействия обучающего и обучающегося, направленный на передачу и освоение обучающимся содержания образования» [7, 163]. Учебно-воспитательный процесс в дошкольном учреждении представляет собой «специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, обеспечивающее решение воспитательных и образовательных задач» [16, 6]. Исследованием образовательного процесса занимались И.П. Подласый, Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Б.Т. Лихачев и другие педагоги. В проведенных педагогами исследованиях четко прослеживается структура образовательного процесса, обеспечивающая устойчивость и целостность между различными частями педагогической системы. Ученые выделяют четыре основных структурных компонента: целевой компонент, содержательный компонент, деятельностный компонент и оценочно-результативный компонент. Педагогический процесс в ДОО имеет свою цель, содержание и конечный результат. В широком смысле педагогический процесс в ДОО представляет собой совокупность условий, средств и методов, которые направлены на достижение поставленной цели. Целевой компонент определяет цели и задачи ДОО, которые ставятся перед педагогическим коллективам. Для системы дошкольного образования целью учебно-воспитательной работы является полноценное развитие ребенка, его умственных, нравственных и физических качеств. Современные требования к учебно-воспитательному процессу определяют взаимоотношения педагога и ребенка как «субъект-субъектные». Это строится на личностно-ориентированной модели образовательного процесса. «Изменение формы общения воспитателя с детьми предполагает переход от учебно-дисциплинарной модели воспитания к личностно-ориентированной, суть которой заключается в том, что педагог должен воспринимать ребенка как равного себе, но со своими проблемами, желаниями, интересами» [23, эл. ресурс]. Изменение формы взаимоотношений педагога с ребенком влечет за собой изменение и коррективы других компонентов учебно-воспитательного процесса. Содержательный компонент раскрывает содержание учебно-воспитательной работы. Содержание учебно-воспитательного процесса в ДОУ определяется государственными нормативными документами и программой дошкольного учреждения. Сегодня дошкольные учреждения определяют содержание своей педагогической деятельности исходя из требований федерального государственного образовательного стандарта для дошкольного образования. В соответствии с этим стандартом создаются программы учреждения, по которым работает педагогический коллектив. В программе должны быть отражены возрастные и индивидуальные особенности воспитанников. Содержание программы ориентировано на комплексное личностное развитие детей по направлениям развития: - социально-коммуникативное; - познавательное; - развитие речи; - физическое; - культурно-эстетическое. Социально-коммуникативное направление характеризуется направленностью работы на усвоение детьми ценностей общества и принятых норм поведения. Это включает в себя развитие общения детей со сверстниками и взрослыми, самооценка собственных поступков, эмоциональную отзывчивость, готовность к сотрудничеству, формирование навыков социального поведения, позитивное отношение к труду и творчеству. Познавательное направление характеризуется развитием личных интересов детей, воображения и любознательности, творческой активности. Дети познают законы природы, получают первичные знания о себе и общественных отношениях, культурных традициях. Получают элементарные учебные знания, приобщаются к культуре и искусству. Развитие речи вынесено отдельной строкой, так как от ее развития во многом зависит степень сформированности других направлений развития ребенка. Речь является одним из основных способов коммуникации и передачи знаний. Через речевое общение ребенок получает большую часть знаний и умений, учится контактировать с обществом и нарабатывать социальные навыки. Физическое развитие помогает ребенку не только в сохранении и укреплении физического здоровья как такового, но и в приобщении детей к здоровому образу жизни (подвижность, закалка, гигиена и т. д.). Культурно-эстетическое направление задает вектор чувственного и эмоционального развития детей. Задача воспитателей помочь детям увидеть вокруг себя прекрасный мир и приобщать детей к самостоятельному желанию преобразования мира по законам красоты. Это направление реализуется в приобщении детей к художественному и декоративно-прикладному искусству, музыке, общении с природой. Эстетические чувства во многом влияют на формирование жизненной позиции человека. «Центральной формой работы с дошкольниками становится совместная деятельность, позволяющая упражнять детей в положительных связях. Это могут быть игра, труд, организованные на принципе совместности. Сопутствующей деятельностью являются занятия, самостоятельная индивидуальная деятельность, праздники и др.» [20, эл. ресурс]. Реализация содержательной части образовательного процесса отражается в разработанном режиме дня. Составляется режим дня в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями детей. В плане режима дня поминутно расписаны действия и виды деятельности. Стандартный вариант плана режима дня включает в себя: прием детей в группу, утренняя гимнастика, завтрак, виды деятельности (НОД, деятельность в режимных моментах, самостоятельная), прогулка, обед, дневной сон, полдник, деятельность детей, уход детей из детского сада. Деятельность детей, отражаемая в режиме дня, включает в себя непосредственно образовательную деятельность, деятельность в режимные моменты и самостоятельную деятельность детей. Режим дня составлен с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, здоровьесберегающим чередованием интеллектуального и физического труда. Работа с детьми проводится в основном групповая, но, в зависимости от запланированных мероприятий, может проводиться коллективная или индивидуальная работа. Непосредственная образовательная деятельность (НОД) включает в себя занятия с детьми в специализированных кабинетах, оснащенных всем необходимым для процесса деятельности. Расписание НОД предусматривает занятие с детьми в интервале 15 – 30 минут, в зависимости от вида деятельности. Познавательные занятия чередуются с творческими или игровыми. Занятия познавательного характера проводятся в первой половине дня, когда дети еще не устали и могут фокусировать внимание. Во второй половине дня предусматриваются организованная или самостоятельная игровая деятельность, экскурсии и т. д. Образовательная деятельность в режимных моментах представляет собой последовательное выполнение определенных действий, приучающих детей к определенному ритму жизни и поведению. Чередование видов детской деятельности сохраняет их здоровье от перегрузок и переутомления. В результате многократного повторения у детей формируются прочные навыки жизнедеятельности: умыться, помыть руки, убрать за собой игрушки и т.д. При выполнении каждодневных процедур воспитатель общается с детьми, обращает их внимание на конкретные детали или ситуации, что дополнительно дает почву для развития. Режимные моменты имеют большие педагогические возможности не только для решения конкретных образовательных задач, но и их интеграции в общем учебно-воспитательном процессе. При организации режимных моментов нужно стремиться на придание детской деятельности поискового характера. Создавать почву для новых вопросов, стимулировать поиск решения возникших житейских задач. Самостоятельная работа детей характеризуется свободной деятельностью детей, которая выполняется без участия воспитателя. Здесь могут быть варианты – работа может выполняться по заданию воспитателя, либо по свободному выбору детей в созданной предметно-развивающей среде. Для самостоятельной деятельности детей характерны такие качества как внутренняя мотивация, самодисциплина, личная ответственность, рефлексия, высокий уровень детского самосознания. Инструментами реализации поставленных задач в учебно-воспитательном процессе выступают: - средства воспитания и обучения; - формы и приемы работы с детьми; - организация предметно-развивающей среды. Деятельностный компонент включает в себя средства, методы, виды и формы работы педагога с детьми. У дошкольников процесс познания мира идет эмоционально-практическим способом. Маленький человек с интересом исследует окружающий его мир, каждый раз открывая для себя что-нибудь новое. Чем разнообразнее будет детская деятельность, тем шире будут его познавательные возможности. В наиболее близких детям видах деятельности, таких как игра, общение, формируются и закрепляются их интеллектуальные и социальные качества. Появляются новые психологические посылы к социальной позиции, самоконтролю, логическому мышлению, что готовит базу готовности детей к переходу на новый образовательный уровень. Средствами воспитания и обучения дошкольников могут выступать любые объекты и предметы, которые используются воспитателем для воспитательной и познавательной деятельности с детьми. Методы работы с дошкольниками являются способом взаимодействия воспитателя с детьми и могут быть словесными, наглядными или практическими. Чаще всего, все эти методы используются комплексно. Виды работы с детьми выбираются в зависимости от поставленных целевых задач. Такими видами работы являются игровая, коммуникативная, трудовая деятельность. Игровая деятельность является основной в учебно-воспитательном процессе ДОО, но включение в работу других видов деятельности только обогащают образовательный процесс. Основной формой работы ДОО является специально организованная деятельность. В рамках этой деятельности ведущее место отведено игровой деятельности детей. В игре дети учатся, развиваются, получают необходимые социальные навыки. Приоритет отдается творческим играм, где детям создаются максимальные условия для самостоятельности и развития. Чаще всего это сюжетно-ролевые, дидактические игры, художественное творчество. Большое место в учебно-воспитательном процессе ДОО отводится также самостоятельной деятельности детей и индивидуальной работе с ними. Содержание самостоятельной работы с дошкольниками во многом зависит от уровня их развития, возраста, сформированности навыков самостоятельности и других личностных качеств. При этом роль воспитателя имеет весомое значение, под руководством которого контролируется и направляется русло самостоятельной деятельности детей. Индивидуальная работа с детьми предусматривает взаимодействие воспитателя и ребенка с целью коррекции активности, дополнительных занятий и т. п. Для организации успешного учебно-воспитательного процесса необходима насыщенная развивающая среда, представляющая собой совокупность предметного пространства, социальных условий личностного пространства ребенка. Создание такой среды должно отвечать интересам ребенка и направлению его развития. В учебно-воспитательном процессе работа ДОО с семьей занимает особое место, поскольку от эффективности общего взаимодействия зависит успешность полноценного развития детей. В деятельности ДОО работе с семьей уделяется не всегда достаточное внимание. Сложился стереотип, что воспитатели лучше знают, что и как нужно делать. Роль родителей только в том, чтобы выполнять советы воспитателей. Новый ФГОС ДО ставит ДОО и семью в равноправные условия сотрудничества. Роль ДОО поднимается в педагогическом просвещении родителей и оказании им помощи в воспитании детей. Оценочно-результативный компонент позволяет проанализировать эффективность педагогического процесса ДОО. Такой анализ позволяет своевременно вносить коррективы в учебно-воспитательный процесс, находить «слабые» места в работе с детьми, смещать педагогические акценты и т. д. По действующему сегодня ФГОС ДО оценочно-результативный компонент достижений детей выражается в виде целевых ориентиров развития личных характеристик воспитанников. Существенным является момент, что целевые ориентиры не предусматривают оценку развития ребенка на фоне развития других детей. Речь идет только о развитии личностных качеств ребенка. Таким образом, изучение педагогической литературы показывает, что понятие «педагогический процесс» представляет собой комплекс связанных между собой учебно-воспитательных действий, направленных на достижение поставленной обществом цели – формирование всесторонне развитой личности ребенка, способной к решению личностных и общественных задач. Новый федеральный государственный образовательный стандарт к дошкольному образовательному процессу ориентируют дошкольное учреждение на пересмотр и переоценку ранее использовавшихся методов работы с детьми с учетом индивидуализации дошкольного образования. ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 2.1. Триединая структура педагогического процесса в ДОО Учебно-воспитательный процесс в дошкольной образовательной организации имеет свои особенности в виду специфичности организации педагогического процесса. Детский возраст сам по себе специфичен, которому характерна гибкость, пластичность, непосредственность. Работа с дошкольным возрастом в корне отличается от работы со школьниками. «Специфика педагогического процесса в том, что труд воспитателей и труд воспитуемых сливаются воедино, образуя своеобразные отношения участников трудового процесса – педагогическое взаимодействие» [14, 463]. Специфичным для дошкольного учреждения является характер включенности воспитателя в реализацию образовательных задач. Разделяют три типа взаимодействия воспитателя и детей, основу которых составляют отношение к детям. Первый тип взаимодействия представляет воспитателя как «учителя», который определяет цели и задачи обучения детей и занимает позицию «над детьми». Второй тип взаимодействия – это «партнерская позиция», когда воспитатель наравне с детьми включается в деятельность и помогает им эту деятельность освоить. Третий тип взаимодействия характеризует воспитателя как организатора предметно-развивающей среды. При этом, сам воспитатель в деятельности детей участия не принимает, но стимулирует активность детей, создает возможности в предметно-развивающей среде вести себя свободно, реализовывать свои интересы. Этими типами взаимодействия характеризуется триединая структура учебно-воспитательного процесса дошкольного учреждения, условно представленная в виде трех основных блоков. - «специально организованное обучение в форме занятий; - совместная деятельность взрослого и детей, строящаяся в непринужденной и необязательной форме; - самостоятельная деятельность, где ребенок свободен в выборе самоценных для него видов деятельности» [21, эл. ресурс]. Первый блок. Специально организованное обучение Взаимодействие воспитателя и дошкольника имеет форму организованного занятия. В части обучения воспитатель принимает главенствующую роль – готовит цели, задачи, содержание занятия. Подбирает методы и средства занятия, отражающие возможности ребенка и уровень его навыков. В части воспитательной направленности – формируются элементы школьной учебной деятельности, такие как выполнение требований педагога, подчинение правилам и др. В рамках данного блока можно отметить также еще некоторые специфичные особенности образовательного процесса. Так, Н.П. Сазонова выделяет следующие отличия: - «связь учебно-воспитательной работы с игрой, как с главной деятельностью детей; - процесс обучения в дошкольном учреждении представляет собой не изучение основ наук, а развитие общего представления о мире и формирование учебных поведенческих навыков, таких как выполнение требований учителя, поведение по принятым правилам и инструкциям; - прохождение процесса обучения при ведущей позиции воспитателя, который передает детям опыт» [17, 17]. Второй блок. Совместная деятельность Находясь в позиции «равного партнера», воспитатель организует различные виды совместной деятельности: организует игру, соревнование, совместное прослушивание музыкальных произведений или картин, вовлекает детей в декоративно-прикладное творчество, вливается в игру, самостоятельно организованную детьми и т. п. Такое взаимодействие строится на активности детей, внимании к предложенной деятельности, свободе проявления собственных эмоций. Третий блок. Свободная самостоятельная деятельность В работе с дошкольниками свободной самостоятельной работе отводится особое внимание, поскольку в самостоятельной работе приобретаются основные навыки в решении различных ситуативных задач. При организации самостоятельной работы воспитатель не стремится к мгновенной помощи ребенку, а дает ему возможность самому разобраться и найти нужное решение. В крайнем случае, может оказать помощь в виде совета или наводящих вопросов. Ребенку дается возможность самому ставить цели, выбирать варианты ее достижения и оценивать собственный результат. Предоставить детям такую возможность воспитатель может в любых видах самостоятельной деятельности. Важно всегда поддерживать детей в проявлении ими инициативы, подбадривать, что, несомненно, позитивно скажется на детской самооценке и развитии творчества. Другим вариантом свободной самостоятельной деятельности является не организованная детская деятельность. Ребенок свободно может выбирать, чем ему заниматься, во что играть, с кем сотрудничать. Задача воспитателя состоит в формировании предметно-развивающей среды, дающей ребенку как можно большие возможности для саморазвития. Воспитатель в данном случае выступает в роли наблюдателя. Наблюдение полезно для выявления индивидуальных особенностей детей, уровня развития, проблемных моментов. Это поможет в коррекции педагогической тактики для проведения индивидуальной работы с ребенком. Каждый из этих блоков имеет особое место и значение в учебно-воспитательном процессе ДОУ, поскольку способствует решению тех или иных образовательных задач. Одной из специфических составляющих учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении можно назвать интеграцию образовательных областей. Интеграция проявляется во взаимодействии и взаимопроникновении разных образовательных областей, прикосновение к которым проводится в ДОО. Элементарные знания из разных наук даются детям в простой и доступной их возрасту форме. Интеграция проявляется и в организации детской деятельности, которая редко представлена в чистом виде. Чаще можно наблюдать несколько взаимодополняемых видов деятельности. Например, трудовая деятельность в игровой форме, физическая активность в виде спортивной игры, обучение в виде игры в школу и т. д. Игра как основной вид деятельности способна интегрироваться со всеми другими видами деятельности, давая возможность детям реализовать свои интересы и выявить их склонности. 2.2. Требования ФГОС ДО к результатам учебно-воспитательного процесса Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает к дошкольному образованию три группы требований. Первая группа требований касается структуры основной образовательной программы. Вторая группа требований относится к условиям реализации программы. Третья группа требований выдвигается к результатам овладения дошкольниками программного материала. Обозначенные в ФГОС ДО требования к результатам учебно-воспитательного процесса в ДОУ дают педагогам установку в виде целевых ориентиров, раскрывающих сформированность личностных качеств детей. В этих ориентирах нет указания на развитие конкретных знаний, умений и навыков, но предполагается формирование начальных задатков готовности к обучению в школе. В частности, предполагается, что на этапе завершения дошкольного образования: - «ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, …; - ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх…;» [2, 3]. Красной нитью целевых ориентиров проходит тема социализации детей, их подготовка к жизни в социальном обществе, в соответствии с морально-нравственными принципами этого общества. «Обозначенные в Стандарте личностные результаты в отечественной психологии определяются как психические новообразования, то есть качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период и определяют сознание ребенка, его отношение к среде, к внутренней и внешней жизни» [5, 74]. Предпосылки к предстоящему обучению в школе позволят дошкольникам легче адаптироваться в систему непрерывности образовательного процесса. К характерным показателям готовности детей к учебной деятельности относится также «…умение выделять в предложенном задании учебную задачу; умение работать по инструкции и способность самостоятельно находить способы решения практических и познавательных задач; умение осуществлять контроль за способом выполнения своих действий и оценивать их; сформированность личностного (мотивационного) компонента деятельности; определенный уровень произвольности, управляемости поведения» [18, 12]. Чтобы добиваться таких результатов, педагогам необходимо провести большую работу по пересмотру многих базовых установок, как личностного плана, так и профессиональных. Важным моментом требований к результатам ФГОС ДО является отказ от проведения каких-либо промежуточных или итоговых аттестаций в отношении детей. Понятие качества дошкольного образования применимо только к развитию личностных характеристик дошкольников с учетом их индивидуальных особенностей и интересов. То есть, целевые ориентиры не предусматривают получение и дошкольниками конкретных образовательных знаний их педагогической оценки. В том числе, проведение педагогического мониторинга. В этом проявляется основное отличие ФГОС ДО от ранее использовавшихся федеральных государственных требований, которые предполагали проведение мониторинга, отслеживающего овладения дошкольниками предпосылок к предстоящей учебе в школе. 2.3. Изучение опыта работы ДОО по организации учебно-воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО Прохождение педагогической практики в МБДОУ № 92 г. Таганрога дало возможность познакомиться с действующей организацией учебно-воспитательного процесса по работе с детьми. Непосредственно практика проходила с группой дошкольников 5-6 лет в количестве 25 человек. МБДОУ № 92 является детским садом комбинированного вида второй категории. Работает детский....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: